/

Маслов Константин Ильич

В поисках утраченной традиции: к истории церковной живописи 1840-х - первой половины 1850-х гг.


Маслов К. И. В поисках утраченной традиции: к истории церковной живописи 1840-х - первой половины 1850-х гг. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023. Вып. 49. С. 91-120.

DOI: 10.15382/sturV202349.91-120

Аннотация

Последнее десятилетие правления императора Николая I (1845-1855 гг.) отмечено появлением проектов обновления церковной живописи в России. Публичному обсуждению проблемы отечественной художественной традиции положила начало опубликованная в 1845 году брошюра епископа Острожского Анатолия «О иконописании», хотя сам автор и не был вовсе ревностным приверженцем традиционной иконописи, а его «теория» иконописания тяготела больше к неоклассицизму. В отличие от брошюры Преосвященного, в статье того же года свящ. Григория Дебольского народность церковной живописи и традиция иконописания впервые были представлены в неразрывной связи. Отечественная Академическая школа никак не откликнулось на новые настроения в обществе: побуждаемая Императором, она отдала дань традиции лишь символически – «византийскими» золотыми фонами живописи Исаакиевского собора, ансамбль которой в целом обещал стать блестящим претворением заветов Болонского академизма. 1848 год – год революций в Европе, воспринятых как прямая угроза Империи, открыл период николаевского царствования, ознаменовавшийся, с одной стороны, цензурным террором, а с другой,- появлением двух проектов возрождения национальной церковной живописи: князя Г.Г.Гагарина и археолога И.П. Сахарова. Если первый проект, в основу которого была положена воспринятая от французских художников идея христианизации античного искусства, являлся попыткой обращения к византийской традиции в рамках академической художественной парадигмы, то проект Сахарова предполагал полный отказ от последней и возвращение к иконописи, не испорченной еще западным влиянием. В преддверии Крымской войны правительством была предпринята попытка расширить отечественную традицию, включив в нее древнюю афонскую живопись, прежде всего, стенописи Панселина, которые, как утверждал А.Н. Муравьев, «не уступают произведениям Рафаэля и Микельанджело колоритом и скромнее осанкою фигур». В новую эпоху, ознаменованную Великой реформой Александра II, попытки обновления церковной живописи Николаевского времени, отходят, по большей части, в историю.

Ключевые слова

церковная живопись, иконописание, преосвященный Анатолий Мартыновский, Григорий Гагарин, Энгр, Фландрен, Иван Сахаров.

Список литературы

  1. А. А. М. М. Вера, надежда и любовь, изложенные в беседах и размышлениях. СПб., 1854. Части I–II.
  2. Александр Иванов в письмах, документах, воспоминаниях / сост. И. А. Виноградов. М., 2001.
  3. Анатолий, архиеп. Об иконописании. СПб., 1867.
  4. Б. Ф. О иконописании. М., в Университетской тип. .–132 стр в 8 д.л. // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1847. Ч. LVI, отд. VI. С. 201–215.
  5. Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1893. Т.YII.
  6. Белинский В. Г. Библиографическая хроника // Отечественные записки. СПб., 1845. Т. 39, № 4. Отд. 6: Библиографическая хроника. С. 19–20.
  7. Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. М., 1995.
  8. Бенуа А. Н. Русская школа живописи. СПб., 1904. Вып. 5, 6.
  9. Васильев В. О иконописании // Маяк. СПб., 1845. Т. XXIX. Кн. XLVII. Материалы. С. 1–48.
  10. Верещагина А. Г. К истории Академии художеств в России второй половины XIX века // Русское искусство Нового времени: сб. статей. М., 1996. Вып. 2. С. 171–196.
  11. Винкельман И. И. Мысли о подражании произведениям греческой живописи и скульптуры // История искусства древности. Малые произведения. СПб., 2000. С. 303–330.
  12. Воспоминания князя Григория Григорьевича Гагарина о Карле Брюллове с предисловием и статьей о художественной деятельности автора воспоминаний. СПб., б. г. Г. Г. Г. Воспоминания о Брюлове // Зурна: Закавказский альманах. Тифлис, 1855. С. 83–108.
  13. Гагарин Г. Г. Изображения из Святых Евангелий в свободных подражаниях по древнейшим источникам. б. м., б. г.
  14. Гагарин Г. Г. Собрание византийских, грузинских и древнерусских орнаментов памятников архитектуры. СПб., 1897–1903. Сер. 1–3.
  15. Герман М. Энгр: искусство и судьба // Искусствознание. М., 1999. 1/99. С. 199–221.
  16. Герц К. К. Письма из Петербурга. IV // Собрание сочинений. Археологическая и художественная хроника. Ч. 1: 1857–1865. СПб., 1901. Вып. 7. С. 184–196.
  17. Готье Т. Листки из альбома молодого художника // Бес в Париже. СПб., 1846. С. 245–258.
  18. Греч Н. Путевые заметки из Англии, Германии и Франции. СПб., 1939. Ч. III.
  19. Для биографии И. П. Сахарова. Мои воспоминания / cообщ. П. И. Савваитовым // Русский архив. М., 1873. Кн. 1. № 6. Стб. 897–1018.
  20. Довгалло Г. П. И. Севастьянов — археолог, путешественник, собиратель // Московский журнал. М., 1993. № 1. С. 11–17.
  21. Евтушенко М. М. Академик живописи Ф. Г. Солнцев (1801–1892). М., 2017.
  22. Едлинский М. Анатолий Мартыновский, архиепископ Могилевский, и его литературные труды. Киев, 1889.
  23. Жирков Г. В. История цензуры в России XIX–XX вв. М., 2001.
  24. Кадочникова В. Григорий Гагарин — «художник живой и интересный» // Григорий Гагарин. Из собрания Русского музея. СПб., 2010. С. 5–31.
  25. Кистин. Заметки о художествах. VIII // Санкт-Петербургские ведомости. СПб., 1869. № 79. С. 1–2.
  26. Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. СПб., 1998.
  27. Корнилова А. В. Григорий Гагарин. От романтизма к русско-византийскому стилю. М., 2001.
  28. Краткая хронологическая таблица в пособие истории Византийского искусства / cост. Г. Г. Г. Тифлис, 1856.
  29. Круглихина Т. М. Григорий Григорьевич Гагарин (К портрету творческой личности) // Русское искусство Нового времени. М., 1993. С. 146–196.
  30. Круглихина Т. М. Еще раз о «Тарантасе» // Русское искусство Нового времени: Исследования и материалы. М., 1999. Вып. 5. С. 136–151.
  31. Маслов К. И. Афонское иконописание и проект восстановления традиции церковной живописи в России А. Н. Муравьева // Материальная база сферы культуры. К 30-летию Отдела монументальной живописи: Научно-информационный сборник. М., 2001. Вып. 3. С. 105–121.
  32. Маслов К. И. Баварский византинизм и его эхо в России // ΕΙΚΩΝ ΚΑΙ ΤΕΧΝΗ: Церковное искусство и реставрация памятников истории и культуры. Памяти Андрея Георгиевича Жолондзя. М., 2011, Т. 2. С. 206–217.
  33. Маслов К. И. В поисках утраченной традиции: к истории церковной живописи 1830–1840-х годов // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. М., 2022. Вып. 4. С. 74–94.
  34. Маслов К. И. Византийский проект Гагарина: от иллюстраций к повести «Тарантас» к росписям Сионского собора в Тифлисе // Обсерватория культуры. М., 2017. № 6. С. 756–763.
  35. Маслов К. И. К истории возрождения «византийского стиля» в русской церковной живописи. И. М. Снегирев // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. М., 2014. Вып. 3 (15). С. 154–164.
  36. Маслов К. И. К истории идеи возрождения отечественного иконописания в 1840-е годы // Искусство христианского мира. М., 2012. Вып. 12. С. 64–74.
  37. Маслов К. И. К истории обучения «рисовальному искусству» и иконописанию в духовных академиях и семинариях в XVIII–XIX веках // Декоративное искусство и предметно- пространственная среда: Вестник МГХПА. 2014. Вып. 4. С. 314–328.
  38. Маслов К. И. К характеристике взглядов преосв. Порфирия Успенского на церковную живопись // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Вестник МГХПА. 2019. Вып. 1. Ч. 1. С. 92–104.
  39. Маслов К. И. Об одном источнике «Византийского проекта» князя Г. Г. Гагарина: Доминик Папети // Обсерватория культуры. М., 2016. № 6. С. 696–702.
  40. Маслов К. И. Об «офранцуженном византийстве» князя Г. Г. Гагарина // Искусство христианского мира. М., 2003. Вып. 7. С. 323–326.
  41. Маслов К. И. Проект Сахарова по возрождению иконописания // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. Екатеринбург, 2015. № 3 (142). С. 248–258.
  42. Маслов К. И. Федор Чижов в поисках «образной живописи» // Дом Бурганова. Пространство культуры. М., 2015. № 2. С. 59–75.
  43. Муравьев А. Н. Письма с Востока. М., 1849.
  44. Никитенко А. В. Дневник. М., 1955. Т. 1.
  45. О иконописании. М., 1845.
  46. О церковной живописи // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1853. Ч. LXXXI, отд. II. С. 97–107.
  47. Об иконописании, Архиепископа Анатолия. 2-е изд. // Странник. СПб., 1867. № 5. Библиография. С. 15–19.
  48. Переваленко. Гелат // Кавказ. Тифлис, 1850. № 86.
  49. Пивоварова Н. В. Еще раз об Афонских экспедициях П. И. Севастьянова // Spicilegium Byzantino-Rossicum: сб. статей к 80-летию члена-корреспондента РАН И. П. Медведева / под ред. Л. А. Герд. М., 2015. С. 232–245.
  50. Погодин М. Несколько дней в Петербурге // Московские ведомости. М., 1863. № 168. С. 3.
  51. Попов А. Н. Иконописание // Северное обозрение. СПб., 1849. Кн. 1. № 2. С. 489–525.
  52. Прокопенко З. Т., Куликова И. И. Академик из крепостных А. В. Никитенко. Белгород, 1998.
  53. Простаков С. А. Мрачное семилетие 1848–1855 годов // Политическая концептология. М., 2014. № 2. С. 62–69.
  54. С. Д. О иконописи // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1845. Ч. XLY. Отд. II. С. 29–39.
  55. Самарин Ю. Ф. Тарантас. Путевые впечатления. Сочинение графа В. А. Соллогуба. СПб., 1845 г. // Собр. соч.: в 5 т. Т. 1: Литература и история. СПб., 2013. С. 62–84.
  56. Сахаров И. П. Исследования о русском иконописании. СПб., 1849. Кн. 1–2.
  57. Сборник материалов для истории Санкт-петербургской Академии художеств за 100 лет ее существования / ред. и примеч. П. Н. Петрова. СПб., 1866. Ч. 3.
  58. Сборник византийских и древнерусских орнаментов, собранных и рисованных князем Гр. Гр. Гагариным. СПб., 1887.
  59. Соллогуб В. А. Тарантас. СПб., 1845.
  60. Соллогуб В. А. Возобновление Сионского собора в Тифлисе. Тифлис, 1854.
  61. Соловьев М. Музей древнерусского искусства в Академии художеств // Художественные новости. СПб., 1885. Т. 3. № 3. С. 58–66.
  62. Стасов В. В. Василий Александрович Прохоров // Вестник изящных искусств. СПб., 1885. Т. 3. Вып. 4. С. 320–360.
  63. Суздальская живопись // Северная пчела. СПб., 1843. № 138. С. 551–552.
  64. Тарасов Е. Сахаров Иван Петрович // Русский биографический словарь. СПб., 1904. Т. 18. С. 211–216.
  65. Хомяков А. С. Письмо в Петербург о выставке // О старом и новом: cтатьи и очерки. М., 1988. С. 56–65.
  66. Храм Христа Спасителя в Москве // Странник. СПб., 1882. Август. С. 665–688.
  67. Художник. Воспоминания об Академии художеств 1859–1864 // Русская старина. СПб., 1880. ХХIХ, октябрь. С. 399–416.
  68. Ч. О иконописании // Москвитянин. М., 1846. Ч. IV. № 7. C. 113–124.
  69. Шевырев С. Болонская школа (Отрывок из путевых записок по Италии) // Комета Белы: Альманах на 1833 год. СПб., 1833. С. 217–245.
  70. Я.П. Нечто о суздальской живописи // Владимирские губернские ведомости. Владимир, 1843. № 21. С. 85–87.
  71. Allgemеine Deutsche Biographie. Leipzig, 1884. Bd. 19.
  72. Gargiulo R. Collection of the Most Remarkable Monuments of the National Museum. Naples, 1869. Vol. 1.
  73. Gautier Th. Feuillets de l'Album d'un jeune rapin // Diable à Paris. P., 1845. P. 311–322.
  74. Gautier Th. Saint-Isaac / Trésors d'art de la Russie ancienne et moderne. P., 1859.
  75. Gjertson Stephen. Hippolyte Flandrin. A Nineteenth Century Master. Part I (https://stephengjertsongalleries.com/hippolyte-flandrin-1809-1864-a-nineteenth-century-masterpart-i/ (дата обращения: 30.11.2022).
  76. Grégoire de Nazianze. Manuscript dédié à l'empereur Basile Ier le Macédonien. 879–883 / Bibliothèque nationale de France. Grec. 510.
  77. Delaborde H. Lettres et Pensées d'Hippolyte Flandrin. 1865.
  78. Didron A.-N. Manuel d'iconographie chrétienne grecque et latine. P., 1845.
  79. Driskel M. P. Representing Belief. Religion, Art, and Society in Nineteenth — Century France. Pennsylvania, 1992.
  80. Flandrin L. Hippolyte Flandrin. Sa vie et son oeuvre. P., 1902.
  81. Foucart B. Le renouveau de la peinture religieuse en France (1800–1860). P., 1987.
  82. Kurt Julius. Die Wandmosaiken von Ravenna. München, 1912.
  83. Menologium graecorum, jussu Basilii imperatoris graece olim editum... / Albani Annibal. — Urbinum: Typ. Fantauzzi Tres menses complectens: septembrem, octobrem et novembrem Tres menses complectens: septembrem, octobrem et novembrem. P. 1, 1727.
  84. Mickewics A. Fragment sur la peinture // Artiste. P., 1846. Serie IV. T. VI. P. 240–242.
  85. Montferrand A. Ricard. Église cathédrale de Saint-Isaac. Description architectural, pittoresque et historique de ce monument. Spb., MDCCCXLY.
  86. Montrosier Eug. Peintres modernes. Ingres, H. Flandrin, Robert-Fleury. P., 1882.
  87. Perin A. Victor Orsel. Oeuvres divers. P., s.a.
  88. Rio A-F. De la poésie chrétienne. P., 1836.
  89. Rosenblum R. Jean-Auguste-Dominique Ingres. N. Y., 1967.

Данные об авторе

Маслов Константин Ильич


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Электронный адрес: zmaslo@mail.ru.