/

Боровская Наталья Федоровна

Иконографические особенности образа Непорочного Зачатия Богородицы – «Жена, облеченная в солнце»


Боровская Н. Ф. Иконографические особенности образа Непорочного Зачатия Богородицы – «Жена, облеченная в солнце» // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023. Вып. 49. С. 22-41.

DOI: 10.15382/sturV202349.22-41

Аннотация

Статья посвящена анализу процесса формирования и типологическим особенностям иконографии «Жена, облеченная в солнце», ставшей на рубеже XVI-XVII вв. основным образом Непорочного Зачатия Богородицы в западноевропейском христианском искусстве. Иконография, которая представляется многим исследователям устойчивой и неизменной, на самом деле постоянно видоизменялась и с самого начала своего существования имела немало разновидностей. Базовым материалом являются произведения испанской школы живописи XVII столетия, где эта иконография отличается особым разнообразием. В статье рассматриваются работы ведущих представителей «золотого века» испанской живописи – Эль Греко, Диего Веласкеса, Франсиско Сурбарана, Бартоломео Эстебана Мурильо, а также произведения ряда итальянских мастеров: Пьеро ди Козимо, Джорджо Вазари, Людовико Чиголи (Карди). Также прослеживаются истоки иконографии Апокалиптической Жены в искусстве поздней готики и Ренессанса Франции и Италии XIV- начала XVI вв. Делается вывод о том, что в своем развитии образ «Жены, облеченной в солнце» как основной тип изображения Непорочного Зачатия Марии прошел путь от произведения. Наполненного многочисленной атрибутивной символикой к мистическому образу, основанному на чисто художественных средствах передачи богословского содержания.

Ключевые слова

Иконография, Мария, Непорочное Зачатие, Апокалиптическая Жена, Пачеко, Эль Греко, Сурбаран, живопись.

Список литературы

  1. Напюрковский С. Ц. Богородица в вероучении и предании католической церкви. М., 2016.
  2. Acanfora E. Cigoli, Galileo e le prime riflessioni sulla cupola barocca // Paragone LI, n. 31, 2000. P. 32–33.
  3. Borromeo F. De pictura sacra. Sora, 1932.
  4. Concezione a Napoli tra ‘500 e ‘600 // Arte Cristiana. 1991. № 79. С. 195–206.
  5. De Fiores S. Maria nella teologia contemporanea. Roma, 1991.
  6. Francia V. Splendore di Bellezza. Iconografi a dell’Immacolata Concezioine nella pittura rinascimentale italiana. Roma, 2005.
  7. Francisco Suárez. Misterios de la vida de Cristo / transl. Romualdo Galdós. Madrid, 1948. Vol. 1.
  8. Hernández R. Immaculate Conception. The Power of the Religious Imagination in Early Modern Spain. Toronto; L., 2019.
  9. Laneri A. M. L’iconografi a dell’Immacolata Concezione a Napoli tra ‘500 e ‘600 // Arte Cristiana. 1991. № 79. С. 195–206.
  10. Levi d’Ancona M. The Iconography of the Immaculate Conception in the Middle Ages and Early Renaissance. N. Y., 1957.
  11. Nancarrow M. Francisco Suárez’s Bienaventurada Virgen and the Iconography of the Immaculate Conception // Imagery, Spirituality and Ideology in Baroquе Spain / J. Roe, M. Bustillo, eds. Cambridge, 2010.
  12. Ostrow S. Art and Spirituality in Counter-Reformation Rome. Cambridge, 1996.
  13. Pacheco F. Arte de la pintura. Madrid, 1990.
  14. Pfeiffer H. Zur Ikonographie von Raff aels Disputa. Egidio da Viterbo und die christisch-platonische Konzeption der Stanza della Signatura. Roma, 1975.
  15. Reale G. Raffaello. La “Disputa”. Milano, 1988.
  16. Reeves E. Painting and Heavens: Art and Science in the Age of Galileo. L., 1987.
  17. Stratton S. The Immacutate Conception in Spanish Art. Cambridge, 1994.
  18. Tongiorgi Tomasi L. Cigoli e Galilei: cronaca di un’amicizia // Il carteggio Cigoli–Galileo, 1609–1613 / a cura di F. Tognoni. Pisa, 2009. P. 5–19.
  19. Twomey L. K. The Serpent and the Rose. The Immaculate Conception and Hispanic Poetry in the Late Medieval Period. Leiden; Boston, 2008.
  20. Virgo Immaculata. Acta congressus mariologici-mariani Romae anno MCMLIV celebrati. Romae, 1956.
  21. Vloberg M. The Iconography of the Immaculate Conception // The Dogma of the Immaculate Conception / M. O’Connor, ed. N. Y., 2005. P. 463–506.
  22. Wethey H. E. El Greco and His School. Princeton, 1962. Vol. 1.

Данные об авторе

Боровская Наталья Федоровна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: РАЖВиЗ Ильи Глазунова;
Должность: зав. кафедрой Всеобщей истории искусства;
ORCID: 0000-0002-8515-3289;
Электронный адрес: natbor_61@mail.ru.