Боровская Наталья Федоровна
Иконографические особенности образа Непорочного Зачатия Богородицы – «Жена, облеченная в солнце»
Ссылка на статью:
Боровская Н. Ф.
Иконографические особенности образа Непорочного Зачатия Богородицы – «Жена, облеченная в солнце» // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023.
Вып. 49. С. 22-41.
DOI:
10.15382/sturV202349.22-41
Аннотация
Статья посвящена анализу процесса формирования и типологическим особенностям иконографии «Жена, облеченная в солнце», ставшей на рубеже XVI-XVII вв. основным образом Непорочного Зачатия Богородицы в западноевропейском христианском искусстве. Иконография, которая представляется многим исследователям устойчивой и неизменной, на самом деле постоянно видоизменялась и с самого начала своего существования имела немало разновидностей. Базовым материалом являются произведения испанской школы живописи XVII столетия, где эта иконография отличается особым разнообразием. В статье рассматриваются работы ведущих представителей «золотого века» испанской живописи – Эль Греко, Диего Веласкеса, Франсиско Сурбарана, Бартоломео Эстебана Мурильо, а также произведения ряда итальянских мастеров: Пьеро ди Козимо, Джорджо Вазари, Людовико Чиголи (Карди). Также прослеживаются истоки иконографии Апокалиптической Жены в искусстве поздней готики и Ренессанса Франции и Италии XIV- начала XVI вв. Делается вывод о том, что в своем развитии образ «Жены, облеченной в солнце» как основной тип изображения Непорочного Зачатия Марии прошел путь от произведения. Наполненного многочисленной атрибутивной символикой к мистическому образу, основанному на чисто художественных средствах передачи богословского содержания.
Ключевые слова
Иконография, Мария, Непорочное Зачатие, Апокалиптическая Жена, Пачеко, Эль Греко, Сурбаран, живопись.
Список литературы
- Напюрковский С. Ц. Богородица в вероучении и предании католической церкви. М., 2016.
- Acanfora E. Cigoli, Galileo e le prime riflessioni sulla cupola barocca // Paragone LI, n. 31, 2000. P. 32–33.
- Borromeo F. De pictura sacra. Sora, 1932.
- Concezione a Napoli tra ‘500 e ‘600 // Arte Cristiana. 1991. № 79. С. 195–206.
- De Fiores S. Maria nella teologia contemporanea. Roma, 1991.
- Francia V. Splendore di Bellezza. Iconografi a dell’Immacolata Concezioine nella pittura rinascimentale italiana. Roma, 2005.
- Francisco Suárez. Misterios de la vida de Cristo / transl. Romualdo Galdós. Madrid, 1948. Vol. 1.
- Hernández R. Immaculate Conception. The Power of the Religious Imagination in Early Modern Spain. Toronto; L., 2019.
- Laneri A. M. L’iconografi a dell’Immacolata Concezione a Napoli tra ‘500 e ‘600 // Arte Cristiana. 1991. № 79. С. 195–206.
- Levi d’Ancona M. The Iconography of the Immaculate Conception in the Middle Ages and Early Renaissance. N. Y., 1957.
- Nancarrow M. Francisco Suárez’s Bienaventurada Virgen and the Iconography of the Immaculate Conception // Imagery, Spirituality and Ideology in Baroquе Spain / J. Roe, M. Bustillo, eds. Cambridge, 2010.
- Ostrow S. Art and Spirituality in Counter-Reformation Rome. Cambridge, 1996.
- Pacheco F. Arte de la pintura. Madrid, 1990.
- Pfeiffer H. Zur Ikonographie von Raff aels Disputa. Egidio da Viterbo und die christisch-platonische Konzeption der Stanza della Signatura. Roma, 1975.
- Reale G. Raffaello. La “Disputa”. Milano, 1988.
- Reeves E. Painting and Heavens: Art and Science in the Age of Galileo. L., 1987.
- Stratton S. The Immacutate Conception in Spanish Art. Cambridge, 1994.
- Tongiorgi Tomasi L. Cigoli e Galilei: cronaca di un’amicizia // Il carteggio Cigoli–Galileo, 1609–1613 / a cura di F. Tognoni. Pisa, 2009. P. 5–19.
- Twomey L. K. The Serpent and the Rose. The Immaculate Conception and Hispanic Poetry in the Late Medieval Period. Leiden; Boston, 2008.
- Virgo Immaculata. Acta congressus mariologici-mariani Romae anno MCMLIV celebrati. Romae, 1956.
- Vloberg M. The Iconography of the Immaculate Conception // The Dogma of the Immaculate Conception / M. O’Connor, ed. N. Y., 2005. P. 463–506.
- Wethey H. E. El Greco and His School. Princeton, 1962. Vol. 1.
Данные об авторе
Боровская Наталья Федоровна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: РАЖВиЗ Ильи Глазунова;
Должность: зав. кафедрой Всеобщей истории искусства;
ORCID: 0000-0002-8515-3289;
Электронный адрес: natbor_61@mail.ru.