Белогубова Юлия Вячеславовна
История и типология нотолинейных певческих манускриптов: репертуар и внешний вид богослужебных нотных книг
Ссылка на статью:
Белогубова Ю. В.
История и типология нотолинейных певческих манускриптов: репертуар и внешний вид богослужебных нотных книг // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023.
Вып. 49. С. 68-90.
DOI:
10.15382/sturV202349.68-90
Аннотация
Данная статья исследует нотолинейные рукописные сборники, бытовавшие в церковно-певческой практике России со второй половины XVII века до революции. Дан краткий исторический экскурс, характеризующий внешние особенности манускриптов в XVII, XVIII, XIX столетиях, описывается изменение нотации в певческих книгах. Предложена классификация рукописных певческих сборников. Приводится характеристика важнейших певческих центров Москвы, Петербурга и провинции. Поднимается вопрос о важности владельческих записей, позволяющих проследить принадлежность рукописи тому или иному храму, владельцу, определить время создания манускрипта. Ведется речь о репертуаре, сохраненном в певческих сборниках разных исторических периодов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ключевые слова
Рукопись, сборники церковных песнопений, духовная музыка, репертуар, духовные концерты, песнопения Литургии, Всенощного бдения.
Список литературы
- Александрина А. В. Особенности формирования партесных сборников конца XVII — середины XVIII века // Библиотековедение. М.: Пашков дом, 2021. Т. 70. Вып. 3. С. 279–288.
- Александрина А. В., Булычева А. В. Концерты на восемь голосов Василия Титова и «творение иерея Василия Гусева» // Научный вестник Московской консерватории. 2020. Вып. 4 (43). С. 42–61.
- Александрина А. В., Булычева А. В. Многохорные причастные стихи в партесном стиле: творения Василия Титова, иеродьякона Исавра и неизвестных авторов // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 37. С. 81–99.
- Барсова И. А. Очерки по истории партитурной нотации (XVI — первая половина XVIII века). М.: Московская консерватория, 1997.
- Белогубова Ю. В. Богослужебно-певческая практика храма в честь преподобного Сергия Радонежского в городе Долгопрудном на рубеже XIX–XX столетий: дипл. работа. М., 2019. 161 с.
- Булычева А. В. Иван Хоржевский — виолончелист и композитор? // Старинная музыка. 2018. Вып. 1 (79). С. 11–15.
- Булычева А. В. Партесная музыка Фёдора Редрикова: вопросы атрибуции и датировки // Проблемы музыкальной науки. 2021. Вып. 2. С. 58–69.
- Булычева А. В. Сверхмногоголосие в музыке русского барокко: два хоровых концерта на 48 голосов // Opera musicologica. Вып. 35. СПб.: Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 2018.
- Владышевская Т. Ф. Русская церковная музыка ХI–XVII веков: дис. ... д-ра иск. М., 1993. 460 с.
- Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. II: История. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2004.
- Гатовская Е. Е. Концерты Василия Титова на четыре голоса в контексте русской хоровой культуры последней четверти XVII — первой половины XVIII века: дис. … канд. иск. М., 2022. 387 с.
- Герасимова И. В. Ян Календа // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования: материалы международной научной конференции. Вып. 1 / ред.-сост. Н. Ю. Плотникова. М.: Государственный институт искусствознания, 2016. С. 131–144.
- Гоголев А. К. Форматы русских рукописных книг; соотношение систем измерения основных форматов книг // Встарь, или Как жили люди. URL: http://www.lifeofpeople.info/LibraryOwnData/Conspect/22_76_21_s1.pdf (дата обращения: 18.11.2022).
- Гусин И. Л., Ткачев Д. В. Государственная академическая капелла имени М. И. Глинки. Л., 1957.
- Лебедева-Емелина А. В., Сидорова М. П. Древлехранилище Синодального училища церковного пения // Степан Дегтярев. Хоровые концерты из провинциальных собраний. Нотное монографическое издание (в печати).
- Лебедева-Емелина А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765–1825): каталог произведений. М.: Прогресс-Традиция, 2004.
- Лебедева-Емелина А. В. Русское хоровое искусство второй половины XVIII — начала XIX века как целостное художественное явление: дис. … д-ра иск. М., 2018.
- Лебедева-Емелина А. В., Наумов А. А. Церковные, светские и народные хоры Москвы и Санкт-Петербурга (по фамилиям владельцев, церквам и ведомствам) // А. В. Никольский и хоровое движение в России в начале ХХ века / Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VIII. Кн. 2. М.: ЯСК, 2022. С. 931–950.
- Плотникова Н. Ю. Нотация русского партесного многоголосия // Вестник ПСТГУ. Сер. V. 2013. Вып. 1 (10). С. 83–109.
- Плотникова Н. Ю. Певческая культура Великого Новгорода (По материалам партесных рукописей XVIII века) // Новгородский исторический сборник. 2013. Вып. 13 (23). С. 345–357.
- Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — первой половины XVIII века. Службы Божии Василия Титова: Исследование и публикация. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. 264 с.
- Плотникова Н. Ю. Творчество мастеров партесного стиля Василия Титова и Николая Дилецкого: новые открытия и перспективы изучения // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования: материалы международной научной конференции. Вып. 1 / ред.-сост. Н. Ю. Плотникова. М.: ГИИ, 2016. С. 143–152.
- Плотникова Н. Ю. Ярославль — крупнейший певческий центр России XVIII в. // Ярославский педагогический вестник. 2011. Вып. 4. Т. 1. С. 235.
- Прижизненные издания сочинений Д. С. Бортнянского: сводный каталог / сост. Н. А. Рыжкова. СПб.: Рос. нац. б-ка, 2001. 96 с.
- Разумовский Д. В., прот. Церковное пение в России. М., 1867. Вып. 1.
- Сидорова М. П. Церковно-певческая культура курской епархии (на примере деятельности архиерейского хора): дис. … канд. иск. М., 2019.
- Смоленский С. В. О собрании русских древне-певческих рукописей в Московском Синодальном училище церковного пения (краткое предварительное сообщение). СПб., изд. РМГ, 1899. Переизд.: Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. II. Кн. 1. М.: ЯСК, 2002. С. 218–251.
- Трубинов П. Ю. Придворная певческая капелла // Православная энциклопедия. М., 2020. Т. 58. С. 181–191.
- Чувашов А. В. Автографы Д. С. Бортнянского в КР РИИИ // Из фондов Кабинета рукописей Российского института истории искусств. Вып. 7 / ред.-сост. Г. В. Копытова. СПб., 2020. С. 23–25.
- Шадрина А. В. Общественная деятельность духовенства Донской епархии конца XIX — начала XX в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 1 (39): в 2 ч. Ч. I. С. 212–215.
Данные об авторе
Белогубова Юлия Вячеславовна
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0001-5247-8282;
Электронный адрес: juliya_97-97@mail.ru.