/

Аникиенко Сергей Викторович

Влияние Придворной капеллы на церковно-певческую практику Кубанской области: к истории вопроса


Аникиенко С. В. Влияние Придворной капеллы на церковно-певческую практику Кубанской области: к истории вопроса // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 36. С. 163-180.

DOI: 10.15382/sturV201936.163-180

Аннотация

В статье впервые на основе архивных документов рассматриваются вопросы воздействия традиций Придворной певческой капеллы на церковно-певческую практику в самом молодом административном регионе Российской империи — Кубанской области. Ее выпускники-регенты работали в войсковом певческом хоре Кубанского казачьего войска с 1859 г. Однако это были единичные случаи, а не продуманная система, что не позволяло хору вести профессиональную подготовку руководителей церковно-певческих коллективов многочисленных городских и станичных приходов в регионе. Воспитанники капеллы на Кубани в начале ХХ в. внесли значительный вклад в развитие церковного Обихода и традиций духовных песнопений. Многотомное музыкальное переложение годового круга нотного церковного пения, сделанное преподавателем пения Андреем Яковлевичем Губаревым и изданное им на собственные средства, стало универсальным изданием для изучения, прежде всего в школах и начальных училищах. Простота переложений делала эти сборники доступными для использования регентами любого уровня подготовки; а впервые введенные в структуру текста подробные богослужебные указания помогали псаломщикам и причетникам понять ход Богослужения. Духовно-музыкальные сочинения и переложения Григория Митрофановича Концевича имели другую направленность и были предназначены для исполнения певческими коллективами разного уровня подготовки, в том числе и школьными хорами. Архивные документы и публикации в газетах того времени помогают восстановить некоторые биографические сведения о екатеринодарских регентах.

Ключевые слова

Придворная певческая капелла, Придворный обиход, Екатеринодар, церковное пение, Г. М. Концевич, А. Я. Губарев, музыкально-издательская деятельность, Кубанский войсковой певческий хор

Список литературы

  1. Аникиенко С. В. «Годовой круг нотного церковного пения» А. Губарева: опыт осмысления православного осмогласия // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире / ред.-сост. С. И. Хватова. Майкоп: Изд-во «Магарин О. Г.», 2017. С. 489–501.
  2. Аникиенко С. В. «Чем больше будет пения, тем лучше станут люди» (неизвестное письмо Н. Ф. Финдейзена в Екатеринодар) // Художественное образование и наука. 2018. № 4. С. 70–78.
  3. Артемова Е. Г. Духовно-музыкальная культура Петербурга рубежа XIХ–ХХ веков. М.: Перо, 2015.
  4. Вальченко А. В. Из истории Придворной певческой капеллы в Таганроге (1825–1862) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2004. № 1. С. 77–85.
  5. Донецкий Т. Библиографическая заметка // Воронежские епархиальные ведомости. 1911. № 16. С. 426–427.
  6. Духовская Т. Д. Придворный обиход и его влияние на современную церковно-певческую практику // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. М., 2000. С. 532–538.
  7. Еременко С. И. Предан песне: Деятельность Г. М. Концевича в досоветский период // Кубань: проблемы культуры и информатизации. 2000. № 1. С. 14–17.
  8. Жадан В. А. Войсковой певческий хор и его роль в становлении церковного пения в Черномории и Кубанской области (XIX — начало XX в.) // Из истории Кубанского казачьего хора: материалы и очерки / сост., общ. ред. В. Г. Захарченко. Краснодар: ДиапазонВ, 2006. С. 172–178.
  9. Захарченко В. Г. Слово о Концевиче // Музыкальный фольклор адыгов в записях Г. М. Концевича / сост. Ш. С. Шу. Майкоп: Республиканское издательско-полиграфич. объединение «Адыгея», 1997. С. 10–14.
  10. Кияшко И. И. Войсковые певческий и музыкантский хоры Кубанского казачьего войска. 1811–1911 годы: Исторический очерк столетия их существования. Екатеринодар: Тип. Кубан. обл. правления, 1911.
  11. Левашов Е. М. Традиционные жанры православного певческого искусства в творчестве русских композиторов от Глинки до Рахманинова. 1825–1917: Исторический очерк, нотография, библиография. М.: ТехноИнфо, 1994.
  12. Плотникова Н. Ю. Многоголосные формы обработки древних роспевов в русской духовной музыке XIX — начала XX века : дис. ... канд. искусствовед. М., 1996.
  13. Регентский класс при Придв[орной] Певческой Кап[елле] // Русская музыкальная газета. 1904. № 19–20. Стб. 516–519.
  14. Фольклорист, композитор Г. М. Концевич / ред.-сост. П. Ткаченко. М.: РПК «Ф-Принт», 2013.
  15. Чумаченко В. К. Тайна Александра Кошица // Родная Кубань. 2000. № 2. С. 141–144.
  16. Шадрина А. В. Донские церковные композиторы второй половины XIX — середины XX в. Ростов н/Д: Антей, 2014.
  17. Шадрина А. В. Донской церковный композитор и регент А. Т. Ершов: возвращение из небытия // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире / ред.-сост. С. И. Хватова. Майкоп: Изд-во «Магарин О. Г.», 2017. С. 622–632.

Данные об авторе

Аникиенко Сергей Викторович


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Краснодарский государственный институт культуры; Российская Федерация, 350072, г. Краснодар, ул. 40-летия Победы, д. 33;
Должность: доцент кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования;
ORCID: 0000-0003-0356-4963;
Электронный адрес: anikienko1966@mail.ru.

Благодарности

диакону Сергию Иващенко - за ценные советы; Грете Юрьевне Эрцэнгель - за помощь в подготовке иллюстраций