/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :33

ИССЛЕДОВАНИЯ

Ендольцева Екатерина Юрьевна

Архитектурная пластика Абхазского царства (VIII-XI вв.). Из коллекции Абхазского государственного музея (г. Сухум, РА)

Ендольцева Е. Ю. Архитектурная пластика Абхазского царства (VIII-XI вв.). Из коллекции Абхазского государственного музея (г. Сухум, РА) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 33. С. 9-30

DOI: 10.15382/sturV201933.9-30
Статья посвящена коллекции рельефов, относящихся к эпохе Абхазского царства, из собрания Абхазского государственного музея (г. Сухум). Рассмотрены перипетии исторической судьбы каждого артефакта. Использование в анализе исследований последних лет помогает уточнить датировку многих рассматриваемых памятников. В результате проведенной в фондах музея работы (2008 г.) выявлены новые неизвестные ранее памятники. Каждый памятник рассмотрен отдельно, материал представлен в форме комментированного каталога. В процессе работы с коллекцией средневековых рельефов из собрания Абхазского государственного музея удалось уточнить датировки некоторых артефактов (№ 3, 4), обнаружить и атрибутировать часть артефактов, которые ранее оставались неизвестными (№ 24). В итоге из общего массива средневековых рельефов, хранящихся в собрании Абхазского государственного музея, стало возможным выделить компактную группу, относящуюся к эпохе Абхазского царства. Работа с другими лапидарными коллекциями, происходящими с территории Республики Абхазия (алтарная преграда в Дранде, рельефы из алтаря церкви св. Феодора на горе Анакопия), позволила установить несколько стилистических групп, на которые можно разделить артефакты эпохи Абхазского царства из собрания музея. Одна из них характеризуется классической манерой исполнения, близкой греко-византийской (рельефы из алтарной преграды из Дранды (№ 15–21), плита с изображением Сна Иосифа (№ 24), фрагменты алтарной преграды и предалтарный столбик из Анухвы (№ 8–13)), другая — более схематичной, графически-плоской манерой, представляющей, вероятно, работу местных мастеров (№ 3, 4).
рельеф, Абхазское царство, архитектурная пластика, зооморфные мотивы, плетеный геометрический орнамент, алтарная преграда
  1. Абхазия с древнейших времен до наших дней. Очерки по истории Грузии / Ред. кол.: Д. Гамахария, Т. Берадзе, Т. Гванцеладзе. Тбилиси, 2009.
  2. Авидзба А. Любопытная страница истории // Советская Абхазия. 1967. 7 окт.
  3. Айналов Д. В. Некоторые христианские памятники Кавказа // Археологические известия и заметки. Т. III. Вып. 7–8. М., 1895. С. 233–243.
  4. Айналов Д. В. Эллинистические основы Византийского искусства // Записки Русского археологического общества. XII. Вып. 3, 4. СПб., 1901.
  5. Аладашвили Н. А., Беридзе В. В. Искусство Грузии // История искусства народов СССР. Т. 2. М., 1973.
  6. Амиранашвили Ш. Я. История грузинского искусства. М., 1963.
  7. Ахаладзе Л. Эпиграфика Абхазии как исторический источник. I: Лапидарные и фресковые надписи. Тбилиси, 2005.
  8. Бгажба Х. Из истории письменности в Абхазии. Тбилиси, 1967.
  9. Виноградов А. Ю., Белецкий Д. В. Церковная архитектура Абхазии в эпоху Абхазского царства. Конец VIII — X в. М., 2015.
  10. Воронов Ю. Н. Труды. Т. III. Сухум, 2010.
  11. Воронов Ю. Н., Бгажба О. Х. Исследования средневековых памятников в Цебельде // Археологические открытия 1981–1982 гг. в Абхазии. Тбилиси, 1985. С. 32–34.
  12. Ендольцева Е. Ю., Виноградов А. Ю. Разные интерпретации одного сюжета в средневековом христианском изобразительном искусстве // Восток. Афро-азиатские общества: История и современность. 2016. № 6. С. 90–97.
  13. Ендольцева Е. Ю., Дорофей (Дбар), архимандрит. Алтарная преграда из церкви в Дранде: Новые данные // Кавказ в системе культурных связей Евразии в древности и Средневековье. XXX «Крупновские чтения»: Материалы международной научной конференции. Карачаевск, 22–29 апреля 2018. Карачаевск, 2018. С. 456–459.
  14. Ендольцева Е. Ю., Дорофей (Дбар), архимандрит. Архитектурная декорация и малые формы в церкви в Дранде: Новые данные // Вестник Волгоградского Университета. Сер. 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2018. Т. 23. № 5. С. 196–210.
  15. Ендольцева Е. Ю. Об изображениях пророчества Исайи (11. 6–9). Рельеф из Абхазского государственного музея в г. Сухуме // Проблемы хронологии и периодизации археологических памятников и культур Северного Кавказа. XXVI «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Магас. 26–30 апреля 2010 г.: Тезисы докладов международной научной конференции. Магас, 2010. С. 129–132.
  16. Ендольцева Е. Ю. Об одном необычном изображении «Сна Иосифа» // Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада: Диалог культур, традиция и современность. М., 2017. С. 176–181.
  17. Ендольцева Е. Ю. Об одном рельефе из хранилища бывшего Государственного управления охраны историко-культурного наследия Республики Абхазия // Международная научная конференция «Археология средневекового храма» к 170-летию К. К. Косцюшко-Валюжинича. 25–29 сентября 2017 г.: Материалы. Севастополь, 2017.
  18. Искусство Абхазского царства VIII–XI веков. Христианские памятники Анакопийской крепости / Е. Ю. Ендольцева, отв. ред. и сост. СПб., 2011.
  19. Силогава В. Эпиграфика Мегрелии и Абхазии. Тбилиси. 2004. С. 51 (на груз. яз.).
  20. Стражев В. И. Руинная Абхазия. Сухум, 1925.
  21. Уварова П. С. Христианские памятники Кавказа // МАК. IV. М., 1894.
  22. Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья (IV–VII века). М., 2002.
  23. Хрушкова Л. Г. Рельефная плита с изображением птиц из Цебельды // Советская археология. 1977. № 1. С. 75–82.
  24. Хрушкова Л. Г. Скульптура раннесредневековой Абхазии V–X века. Тбилиси, 1980.
  25. Чубинашвили Г. Н. История грузинского искусства. Тбилиси, 1936.
  26. Шервашидзе Л. А. Неизвестный храм на горе Амбара Гудаутского района около села
  27. Хуап // XVII научная сессия Абхазского института: Тезисы докладов. Сухуми, 1969. С. 19–20.
  28. Шервашидзе Л. А. Резные камни церкви на холме Арасараху близ Цебельды // Известия. Т. IV. Тбилиси, 1975.
  29. Шервашидзе Л. А. Столб из села Анухва // Труды Абхазского государственного музея. Вып. IV. Сухуми, 1974. С. 176–185.
  30. Шервашидзе Л. А. Церковь святого Николая в селе Хуап Гудаутского района // Доклады на Всесоюзной сессии археологов и этнографов. М., 1968. С. 23–24.
  31. Шмерлинг Р. О. Малые формы в архитектуре средневековой Грузии. Тбилиси, 1962.
  32. Iamanidzé N. Les installations liturgiques sculptées des églises de Géorgie (IV–XIII siе cles). Turnhout, 2010.
  33. Khroushkova L. Les monuments chrétiens de la côte orientale de la mer Noire. Abkhazie IV–XIV siе cles. Turnhout, 2006.
  34. Medieval Georgian Ecclesiastical Art in the Georgian National Museum. Tbilisi, 2012.
  35. Ricard Marie-Claire. Notre Dame du Port. Clermont-Ferrand, 1992.

Ендольцева Екатерина Юрьевна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: ИВ РАН; Российская Федерация, 107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 12/1;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-8133-6379;
Электронный адрес: kendoltseva@ivran.ru.
Автор благодарит М. К. Инал-Ипа за предоставленную возможность работать в фондах Музея осенью 2008 г.
Царевская Татьяна Юрьевна

Археологические данные о росписи гражданской постройки XIV в. на Владычном дворе в Великом Новгороде

Царевская Т. Ю. Археологические данные о росписи гражданской постройки XIV в. на Владычном дворе в Великом Новгороде // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 33. С. 31-44

DOI: 10.15382/sturV201933.31-44
В статье анализируется комплекс фрагментов фресок, относящихся к декорации одной из гражданских построек новгородского Владычного двора — так называемой палаты Василия Калики. Факт находки в результате археологического исследования на территории этого сооружения свыше 300 фрагментов фресок имеет особое значение для выяснения былого художественного облика этого памятника, как и его предназначения, позволяя судить о некоем продуманном оформлении его интерьеров, что недвусмысленно свидетельствует в пользу того, что функции этого этажа были отнюдь не хозяйственные. Большинство фрагментов позволяет усмотреть в них остатки полихромных фоновых покрасок, которые, по всей вероятности, дополнялись орнаментами. Количество найденных фрагментов в целом невелико, что не позволяет с уверенностью говорить о том, что помещения были целиком декорированы. Росписи могли покрывать своды и какие-то определенные архитектурные членения стен, а также откосы оконных проемов и, возможно, ниши. Свойства грунта, смешанной техники живописи с использованием темперы, так же как и колористический спектр росписей, позволяют отнести фрагменты, найденные на территории палаты Василия Калики, ко времени архиепископа Евфимия Вяжищского (1429–1458). Не исключено, что часть этих находок имеет отношение к декорации Владычной палаты, расписанной в 1441 г., и могла попасть в археологические слои восточных участков раскопа из ее парадных сеней. В целом сравнительно небольшое количество выявленных раскопками фрагментов руинированной стенописи (в общей сложности их площадь не превышает 2 кв. м) не дает оснований делать далеко идущие выводы относительно декорации помещений, на территории которых они были выявлены. Тем не менее с такой же степенью вероятности нельзя исключить, что мы имеем дело с остатками росписи, исполненной весной 1434 г., упоминание о которой как о росписи «прежней» палаты содержится в Новгородской Первой летописи младшего извода.
древнерусская архитектура, древнерусская живопись, Русь XIV– XV вв., монументальная живопись, фрески, фрагменты руинированной стенописи, техника живописи, Великий Новгород, новгородский архиепископ
  1. Антипов И. В. Новгородский Владычный двор в XIV–XV вв. Новые данные и перспективы изучения // Новгородский исторический сборник. Вып. 15 (25). Великий Новгород, 2015. С. 45–57.
  2. Антипов И. В., Булкин Вал. А., Жервэ А. В. Гражданская постройка в новгородском Детинце // Seminarium Bulkinianum IV. СПб., 2017. С. 59–71.
  3. Антипов И. В., Булкин Вал. А., Жервэ А. В. Новые материалы к истории новгородского Владычного двора // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы: Материалы научной конференции. М., 2009. С. 141–157.
  4. Голубцов А. Чиновник Новгородского Софийского собора. М., 1899.
  5. Калугина И. В., Яковлев Д. Е., Рузаева Е. И. Архитектура Владычной палаты Новгородского кремля по материалам исследований 2006–2008 годов // Новгород и Новгородская земля: Искусство и реставрация. Вып. 3. Великий Новгород, 2009. С. 140–178.
  6. Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов // ПСРЛ. Т. III. М.; Л., 1950.
  7. Памятники старинной русской литературы / Изд. Г. Кушелевым-Безбородко. Вып. 4. СПб., 1862.
  8. ПСРЛ. Т. III. СПб., 1841. Прибавление к Новгородской Второй летописи под 6942 г.
  9. Сарабьянов В. Д. Росписи Владычной палаты Новгородского Кремля: Келья Иоанна. Предварительные заметки по результатам реставрационных работ 2006–2007 гг. // Новгород и Новгородская земля: Искусство и реставрация. Вып. 3. Великий Новгород, 2009. С. 127–128.
  10. Смирнова Э. С., Царевская Т. Ю. О монументальной живописи Новгорода 1330-х — начала 1350-х гг. // История русского искусства. Т. IV. М., 2018. С. 453–463.
  11. Царевская Т. Ю. О новгородской стенописи времени архиепископа Евфимия II // Новгород и Новгородская земля: Искусство и реставрация. Вып. 3. Великий Новгород, 2009. С. 61–75.

Царевская Татьяна Юрьевна


Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Санкт-Петербургский государственный университет; Российская Федерация, Санкт-Петербург, Университетская набережная 7–9; Государственный институт искусствознания; Российская Федерация, Москва, 125009, Козицкий пер., д. 5;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-0774-9474;
Электронный адрес: tsarturie@yahoo.com.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского Научного Фонда в рамках научного проекта № 18-18-00045 «Каменная гражданская архитектура Новгорода XIV-XV вв.: комплексное изучение».
Монах София (Вашевко О. Д.)

Тема проскомидии в росписях северной апсиды cобора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря

Вашевко О. Д. Тема проскомидии в росписях северной апсиды cобора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 33. С. 45-61

DOI: 10.15382/sturV201933.45-61
В статье дана попытка анализа росписи северной апсиды cобора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря и ее тематическо-богословского содержания. Приводится описание иконографической программы в соответствии с регистровыми членениями архитектурного объема. Тематический подбор сюжетов дает подробный богословский комментарий священнодействию проскомидии. Источники происхождения сцен лежат в области Священного Писания и являют собой вероучительный, исторический и экзегетический ряд относительно формирования и святоотеческого понимания чина проскомидии. В статье обозначаются смысловые связи содержания сюжетов и их композиционного строя. В верхнем регистре Жертвоприношение Авраама сопоставляется с изображением Пресвятой Троицы. Средний регистр содержит подборку библейских сцен из Ветхого и Нового Заветов. Нижний регистр представлен фигурами святых, часть из которых атрибутированы. Иконографическая программа анализируется в соотношении с основами христианского вероучения и традициями литургической практики, приводится богословская интерпретация содержания росписи. Часть сюжетов призвана пояснить догматическое значение совершающегося в северной апсиде священнодействия. Часть сюжетов показывает историческое развитие и традицию принесения Богу жертвы и Даров. Некоторые изображения святых связаны с чинопоследованием текстологически. Их имена упоминаются в ходе совершения проскомидии, поэтому они появляются в росписи жертвенника. В статье оговариваются письменные источники, искусствоведческие аналоги и богослужебные особенности, лежащие в основе формирования сюжетов. Посвящение росписи северной апсиды темам Искупления, жертвоприношения, приготовления Даров исключительный для начала XIV в. факт. Приготовление Агнца комментируется в библейско-историческом, символическом, прообразовательном, текстологическом ракурсах. Изучение росписи по принципу богословского анализа позволило обозначить влияние христианского вероучения и литургической практики на монументальное искусство Древней Руси. Исследование показало, что искусствоведческие особенности памятника сформировались в первую очередь под влиянием христианского вероучения и богослужебной практики. При этом особенности подбора некоторых сюжетов указывают их опору на богослужебную традицию, распространенную в Новгороде, в юрисдикцию которого входил Псков. К XIV в. завершается богослужебное формирование чина проскомидии, и в Снетогорском соборе мы встречаемся с наиболее ранней богословско-художественной интерпретацией этого священнодействия в древнерусском искусстве.
проскомидия, жертвенник, северная апсида, Агнец, Евхаристия, прообраз, иконографическая программа, чинопоследование, фреска, сюжет, литургический контекст, богословское значение
  1. Августин, блж. Слово о явлении Иисуса Христа двум ученикам Еммаусским. URL: http://www.orthlib.ru/Augustine/2emm.html
  2. Ветелев А. А. Выдержка из статьи «Богословское содержание иконы Святая Троица преподобного Андрея Рублева» // Троица Андрея Рублева: Антология. М.: Искусство, 1989. С. 124–128.
  3. Виссарион (Нечаев), еп. Толкование на Божественную литургию по чину св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого. URL: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/3323
  4. Давыденков О., прот. Догматическое богословие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014.
  5. Коляда В., иерей. Образ Неопалимой Купины в творениях святых Отцов. URL: http://217.23.115.9/article/161.html#sl5
  6. Лифшиц Л. И. Очерки истории живописи древнего Пскова. М.: Северный паломник, 2004.
  7. Муретов С. Чин проскомидии в Русской Церкви с XII по XIV в. // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1894. Сентябрь. С. 485–528.
  8. Николай Кавасила, архиеп. Фессалоникийский. Изъяснение Божественной литургии. Киев: Общество любителей православной литературы. Изд-во им. святителя Льва папы Римского, 2003.
  9. Сарабьянов В. Д. Патрональные и ктиторские изображения во фресках собора Снетогорского монастыря. Опыт реконструкции // Археология и история Пскова и Псковской земли. Семинар им. академика В. В. Седова: Материалы 54-го заседания. Псков, 2009. С. 151–163.
  10. Симеон Солунский, свт. Книга о храме. // Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии / И. Дмитревский, сост. Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. С. 375–424.
  11. Успенский Л. Богословие иконы Православной Церкви. Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, 1997.
  12. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Луки. М.: Скит, 1993.
  13. Хью Уайбру. Православная литургия. Развитие евхаристического богослужения византийского обряда. М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2000.
  14. Царевская Т. Ю. Некоторые особенности иконографической программы росписей церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»), близ Новгорода // ДРИ: Исследования и атрибуции. СПб., 1997. С.
  15. Шмеман А., прот. Евхаристия. Таинство Царства. М., 2001.

Монах София (Вашевко О. Д.)


Место работы: Снетогорский женский монастырь Рождества Богородицы; Российская Федерация, 180020, г. Псков, ул. Снятная гора, д. 1;
ORCID: 0000-0001-7819-320X;
Электронный адрес: inparaskeva@rambler.ru.
Выражаю благодарность Елене Олеговне Новиковой, - научному руководителю дипломной работы, в рамках которой статья была подготовлена. Её поддержка, комментарии и консультации укрепляли надежду в плодотворном исследовании выбранной темы.Сердечную признательность выражаю приснопамятному Владимиру Дмитриевичу Сарабьянову. Благодаря его монографиям и многолетним реставрационным трудам, древнерусские памятники все более и более открываются современникам как живые свидетельства религиозного и культурного менталитета наших предков. Этот неравнодушный человек охотно делился опытом своих исследований и знаний, прививая собеседникам любовь и понимание древнерусской культуры.