/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :49

ИССЛЕДОВАНИЯ

Аитова Софья Николаевна

Структура житийной иконы

Аитова С. Н. Структура житийной иконы // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023. Вып. 49. С. 9-21

DOI: 10.15382/sturV202349.9-21
В статье рассмотрена традиционная житийная икона с точки зрения её композиционного устройства, анализ которого позволяет автору выявить семантику изображения и специфику визуального языка. В работе предложены варианты происхождения такого типа иконы, появившегося в Византии в конце XII-начале XIII вв., согласно исследованиям Нэнси Паттерсон Шевченко. Генетически и типологически родственные структуре житийной иконы явления такие, как эпистилии или «украшенные» иконы, предвосхищают художественные принципы устройства житийного жанра. Вслед за П.А. Флоренским и Паромой Четерджи автор статьи анализирует формальное противопоставление репрезентации святого в среднике, где он представлен как предвечный образ, лишенный связи с физическим миром, и в повествовательном цикле в клеймах, где святой участвует в событиях земной жизни, и выявляет семантику такой закономерности. В статье исследуются такие композиционные приёмы житийной иконы, как повторение главного персонажа в среднике и в клеймах, обрамляющий характер агиографического цикла. Вопреки линейной композиции повествовательного цикла, «чтение» житийной иконы подчиняется характеру симультанного восприятия изображения в его целостности. В итоге, житийная икона представляет собой продуманную композиционную систему, выражающую агиофанию через прохождение цикла земного бытия.
Композиция, житийная икона, средник, клейма, нарратив, повествовательный цикл, агиография
  1. Аитова С. Н. Особенности композиции житийной иконы пророка Илии из церкви Илии Пророка в Ярославле // XXVI Научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой: сб. статей. 2022. С. 134–145.
  2. Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 544 с.
  3. Бусева-Давыдова И. Л. Культура и искусство в эпоху перемен. Россия семнадцатого столетия. М.: Индрик, 2008. 364 с.
  4. Вейцман К., Хадзидакис М., Миятев К., Радойчич С. Иконы на Балканах. Синай, Греция, Болгария, Югославия. Белград, 1967. 220 с.
  5. Комашко Н. И., Саенкова Е. М. Русская житийная икона. М.: Книги WAM, 2007. 352 с.
  6. Преображенский А. С. Иконы с житийными сценами в среднике. О типологии некоторых произведений мастеров Оружейной палаты и других художественных центров // Труды Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева: сб. научных статей. 2020. Т. XVII. C. 247–274.
  7. Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М.: Наука, 1976. 392 с.
  8. Тарасов О. Ю. Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2007. 448 с.
  9. Флоренский П. А. История и философия искусства. 2-е изд. М.: Академический проект, 2021. 623 с.
  10. Age of Spirituality: Catalogue of the Exhibition at The Metropolitan Museum of Art / K. Weitzmann, ed. N. Y., 1979.
  11. Chatterjee P. The Living Icon in Byzantium and Italy. The Vita Image, Eleventh to Thirteenth Centuries. Cambridge; N. Y.: Cambridge University Press, 2014.
  12. Hahn C. Portrayed on the Heart. Narrative Eff ect in Pictorial Lives of Saints from the Tenth Through the Thirteenth Century. Berkeley; Los Angeles; L.: University of California Press, 2001.
  13. Patterson Ševčenko N. The Life of Saint Nicholas in Byzantine Art. Torino: Bottega d’Erasmo, 1983.
  14. Patterson Ševčenko N. Vita Icons and 'Decorated' Icons of the Komnenian Period // Four Icons in the Menil Collection / B. Davezac, ed. Houston, 1992. P. 57–69.
  15. Patterson Ševčenko N. The “Vita” Icon and the Painter as Hagiographer // Dumbarton Oaks Papers. Vol. 53. Washington D.C., 1999. P. 149–165.
  16. Weitzmann K. Icon Programs of the 12th and 13th Centuries at Sinai // ΔXAE. 12 (1984). Athens, 1986.

Аитова Софья Николаевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ им. М.В. Ломоносова;
ORCID: 0000-0002-0296-8176;
Электронный адрес: soniaaitova@mail.ru.
Боровская Наталья Федоровна

Иконографические особенности образа Непорочного Зачатия Богородицы – «Жена, облеченная в солнце»

Боровская Н. Ф. Иконографические особенности образа Непорочного Зачатия Богородицы – «Жена, облеченная в солнце» // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023. Вып. 49. С. 22-41

DOI: 10.15382/sturV202349.22-41
Статья посвящена анализу процесса формирования и типологическим особенностям иконографии «Жена, облеченная в солнце», ставшей на рубеже XVI-XVII вв. основным образом Непорочного Зачатия Богородицы в западноевропейском христианском искусстве. Иконография, которая представляется многим исследователям устойчивой и неизменной, на самом деле постоянно видоизменялась и с самого начала своего существования имела немало разновидностей. Базовым материалом являются произведения испанской школы живописи XVII столетия, где эта иконография отличается особым разнообразием. В статье рассматриваются работы ведущих представителей «золотого века» испанской живописи – Эль Греко, Диего Веласкеса, Франсиско Сурбарана, Бартоломео Эстебана Мурильо, а также произведения ряда итальянских мастеров: Пьеро ди Козимо, Джорджо Вазари, Людовико Чиголи (Карди). Также прослеживаются истоки иконографии Апокалиптической Жены в искусстве поздней готики и Ренессанса Франции и Италии XIV- начала XVI вв. Делается вывод о том, что в своем развитии образ «Жены, облеченной в солнце» как основной тип изображения Непорочного Зачатия Марии прошел путь от произведения. Наполненного многочисленной атрибутивной символикой к мистическому образу, основанному на чисто художественных средствах передачи богословского содержания.
Иконография, Мария, Непорочное Зачатие, Апокалиптическая Жена, Пачеко, Эль Греко, Сурбаран, живопись.
  1. Напюрковский С. Ц. Богородица в вероучении и предании католической церкви. М., 2016.
  2. Acanfora E. Cigoli, Galileo e le prime riflessioni sulla cupola barocca // Paragone LI, n. 31, 2000. P. 32–33.
  3. Borromeo F. De pictura sacra. Sora, 1932.
  4. Concezione a Napoli tra ‘500 e ‘600 // Arte Cristiana. 1991. № 79. С. 195–206.
  5. De Fiores S. Maria nella teologia contemporanea. Roma, 1991.
  6. Francia V. Splendore di Bellezza. Iconografi a dell’Immacolata Concezioine nella pittura rinascimentale italiana. Roma, 2005.
  7. Francisco Suárez. Misterios de la vida de Cristo / transl. Romualdo Galdós. Madrid, 1948. Vol. 1.
  8. Hernández R. Immaculate Conception. The Power of the Religious Imagination in Early Modern Spain. Toronto; L., 2019.
  9. Laneri A. M. L’iconografi a dell’Immacolata Concezione a Napoli tra ‘500 e ‘600 // Arte Cristiana. 1991. № 79. С. 195–206.
  10. Levi d’Ancona M. The Iconography of the Immaculate Conception in the Middle Ages and Early Renaissance. N. Y., 1957.
  11. Nancarrow M. Francisco Suárez’s Bienaventurada Virgen and the Iconography of the Immaculate Conception // Imagery, Spirituality and Ideology in Baroquе Spain / J. Roe, M. Bustillo, eds. Cambridge, 2010.
  12. Ostrow S. Art and Spirituality in Counter-Reformation Rome. Cambridge, 1996.
  13. Pacheco F. Arte de la pintura. Madrid, 1990.
  14. Pfeiffer H. Zur Ikonographie von Raff aels Disputa. Egidio da Viterbo und die christisch-platonische Konzeption der Stanza della Signatura. Roma, 1975.
  15. Reale G. Raffaello. La “Disputa”. Milano, 1988.
  16. Reeves E. Painting and Heavens: Art and Science in the Age of Galileo. L., 1987.
  17. Stratton S. The Immacutate Conception in Spanish Art. Cambridge, 1994.
  18. Tongiorgi Tomasi L. Cigoli e Galilei: cronaca di un’amicizia // Il carteggio Cigoli–Galileo, 1609–1613 / a cura di F. Tognoni. Pisa, 2009. P. 5–19.
  19. Twomey L. K. The Serpent and the Rose. The Immaculate Conception and Hispanic Poetry in the Late Medieval Period. Leiden; Boston, 2008.
  20. Virgo Immaculata. Acta congressus mariologici-mariani Romae anno MCMLIV celebrati. Romae, 1956.
  21. Vloberg M. The Iconography of the Immaculate Conception // The Dogma of the Immaculate Conception / M. O’Connor, ed. N. Y., 2005. P. 463–506.
  22. Wethey H. E. El Greco and His School. Princeton, 1962. Vol. 1.

Боровская Наталья Федоровна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: РАЖВиЗ Ильи Глазунова;
Должность: зав. кафедрой Всеобщей истории искусства;
ORCID: 0000-0002-8515-3289;
Электронный адрес: natbor_61@mail.ru.
Цветкова Полина Олеговна

Зарождение палладианской традиции в ранней церковной архитектуре Северной Америки XVII-XVIII вв.

Цветкова П. О. Зарождение палладианской традиции в ранней церковной архитектуре Северной Америки XVII-XVIII вв. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023. Вып. 49. С. 42-49

DOI: 10.15382/sturV202349.42-49
В статье рассматривается этап становления и развития классических архитектурных традиций в Соединенных Штатах Америки XVII-XVIII веков на примере церковной архитектуры шведских переселенцев. Основным направлением, в котором работали как иностранные архитекторы, так и позднее национальные американские мастера, был классицизм, проявленный зачастую в формах палладианства. В статье рассказывается о степени влияния архитектурного трактата А. Палладио на колониальную строительную практику. Церковные здания строились в поселениях самыми первыми и лучше всего сохранились, по этой причине именно рассмотрев примеры таковых, можно сделать вывод о раннем этапе развития классической архитектурной традиции в США. На почве местных специфических строительных и культурных особенностей, под влиянием религиозных установлений церковной архитектуры Швеции и Сверной Европы, это направление получило новое прочтение. В статье приводится краткий обзор трех старейших церквей шведской христианской общины, на примере которых, автор стремиться проследить историю зарождения и развития национальной трактовки палладианской системы. Ставится вопрос о чистоте применения ордерных архитектурных решений в ранней культовой архитектура Северной Америке и о степени фундаментальности интерпретации идей классицизма и палладианства. Выявляются специфические национальные особенности архитектурных решений, проявившиеся в ранней церковной архитектуре колонии.
архитектура, США, классицизм, палладианство, фасад, шведские переселенцы, лютеранская церковь.
  1. Colonial Records of the Swedish Churches in Pennsylvania: in 2 vol. Philadelphia, 2006.
  2. Gallery J. A. Philadelphia Architecture: A Guide to the City. 4th ed. Philadelphia, 2016.
  3. Handlin D. P. American architecture. L., 1992.
  4. Kyrkobyggnader, 1760–1860. D. 1, Skåne och Blekinge / redkom.: E. Cinthio [et. al.]. Stockholm, 1989.
  5. Nikets T. Philadelphia Architecture. Charleston, 2005.
  6. Palladio A. The Four Books of Andrea Palladio Architecture: Wherein, after a Short Treatise of the Five Orders, thos Observations that are Most Necessary in Building. Private Houses, Streets, Bridges, Piazzas, Xisti, und Templas are Treated of. L., 1738.
  7. Pierson W. H. American Buildings and Their Architects: the Colonial and Neoclassical Styles. N. Y., 1970.
  8. Roth L. M. A Concise History of American Architecture. N. Y., 1980.
  9. Wallington N. U. Historic Churches of America. New, 1907.
  10. William A. Kyrkor i Östra härad: Konsthist. inventarium. Stockholms, 1926.
  11. Williams K. E. The Eight Old Swedes' Churches of New Sweden. Wilmington, 1999.

Цветкова Полина Олеговна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: РГХПУ им. С. Г. Строганова;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-1924-0712;
Электронный адрес: tsvetkovap@gmail.com.
Лебедева-Емелина Антонина Викторовна

Проблемы реконструкции музыки XVIII века (на примере песнопения "Ангел вопияше")

Лебедева-Емелина А. В. Проблемы реконструкции музыки XVIII века (на примере песнопения "Ангел вопияше") // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023. Вып. 49. С. 50-67

DOI: 10.15382/sturV202349.50-67
В статье рассматривается неизвестный манускрипт конца XVIII века, обнаруженный в архиве Дмитровского Кремля. Ноты ранее принадлежали семье Апраксиных и содержались в библиотеке усадьбы Ольгово. Степан Степанович Апраксин был известным меломаном, в Ольгове имелся крепостной театр, оркестр, хор. Певчие пели на богослужениях в церкви Введения Богородицы в прилегавшем к усадьбе селе. Рукопись содержит два песнопения — «Достойно есть» и «Ангел вопияше». В манускрипте имеется указание на авторство Бортнянского. Рассматривается вопрос, можно ли это авторство отнести к обоим песнопениям, или только к «Достойно есть». Анализируется музыка хора «Ангел вопияше».Песнопение "Ангел вопияше", скорее всего, относится к раннему классицизму, его можно датировать 1780-ми годами. Оно написано не самым умелым автором, который сочинял его по образцу песнопений Бортнянского.Появление фамилии Бортнянского на листах неизвестной духовной музыки, безусловно, свидетельствует об известности сочинений композитора, вернувшегося из Италии в 1779 году. Исследуемый хор "Ангел вопияше" был достаточно популярен, так как его ноты были в нескольких усадебных собраниях, скорее всего, Московской губернии. В семье Апраксиных это сочинение активно использовалось в практике
«Ангел вопияше», Бортнянский, Апраксины, Ольгово, манускрипт, атрибуция, авторство
  1. Благово Д. Рассказы бабушки [Е. П. Яньковой] из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д. Благово / Изд. подгот. Т. И. Орнатской. Л.: Наука, 1989. Гл. I, VI. URL: https://azbyka.ru/fi ction/rasskazy-babushki-iz-vospominanij-5-pokolenij-zapisannye-i-sobrannye-eyo-vnukom-blagovo/7 (дата обращения: 23.01.23).
  2. Жихарев С. П. Записки современника. М.; Л., 1955.
  3. Загоскин Н. П. История Казанского императорского университета в первые сто лет его существования. 1804–1904: в 2 т. Казань, 1902. Т. 2.
  4. Лащенко С. К. Директор Императорских театров А. М. Гедеонов: московские истоки санкт-петербургской театрально-административной карьеры // Искусство музыки: теория и история. 2012. № 5. С. 48–61.
  5. Лебедева-Емелина А. В. Музыка литургии эпохи классицизма: Нотные публикации и исследования. М.: Изд. дом ЯСК, 2022.
  6. Лебедева-Емелина А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765–1825): каталог произведений. М.: Прогресс-Традиция, 2004.
  7. Лебедева-Емелина А. В., Сидорова М. П. Песнопения Дегтярева в дореволюционных изданиях: проблема доверия к нотным источникам // Вестник ПСТГУ. Серия V: История и теория христианского искусства. 2018. Вып. 32. С. 81–111.
  8. Партитурное собрание духовных песен разных сочинителей. [СПб.]: ППК, [1830-е]. Кн. 1. № 17.
  9. Русские портреты XVIII и XIX веков. СПб., 2011. Т. 1. Вып. 4. № 156.
  10. Рыжкова Н. А. Прижизненные издания сочинений Д. С. Бортнянского: сводный каталог. СПб.: Рос. нац. б-ка, 2001.
  11. Усадьба Апраксиных, село Ольгово. URL: https://usadba-apraksin.ru/about/history (дата обращения: 23.01.23).

Лебедева-Емелина Антонина Викторовна


Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Государственный институт искусствознания; Российская Федерация, 125009, г. Москва, Козицкий переулок, д. 5;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-0803-6879;
Электронный адрес: lebedeva-emelina@list.ru.
Белогубова Юлия Вячеславовна

История и типология нотолинейных певческих манускриптов: репертуар и внешний вид богослужебных нотных книг

Белогубова Ю. В. История и типология нотолинейных певческих манускриптов: репертуар и внешний вид богослужебных нотных книг // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023. Вып. 49. С. 68-90

DOI: 10.15382/sturV202349.68-90
Данная статья исследует нотолинейные рукописные сборники, бытовавшие в церковно-певческой практике России со второй половины XVII века до революции. Дан краткий исторический экскурс, характеризующий внешние особенности манускриптов в XVII, XVIII, XIX столетиях, описывается изменение нотации в певческих книгах. Предложена классификация рукописных певческих сборников. Приводится характеристика важнейших певческих центров Москвы, Петербурга и провинции. Поднимается вопрос о важности владельческих записей, позволяющих проследить принадлежность рукописи тому или иному храму, владельцу, определить время создания манускрипта. Ведется речь о репертуаре, сохраненном в певческих сборниках разных исторических периодов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Рукопись, сборники церковных песнопений, духовная музыка, репертуар, духовные концерты, песнопения Литургии, Всенощного бдения.
  1. Александрина А. В. Особенности формирования партесных сборников конца XVII — середины XVIII века // Библиотековедение. М.: Пашков дом, 2021. Т. 70. Вып. 3. С. 279–288.
  2. Александрина А. В., Булычева А. В. Концерты на восемь голосов Василия Титова и «творение иерея Василия Гусева» // Научный вестник Московской консерватории. 2020. Вып. 4 (43). С. 42–61.
  3. Александрина А. В., Булычева А. В. Многохорные причастные стихи в партесном стиле: творения Василия Титова, иеродьякона Исавра и неизвестных авторов // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 37. С. 81–99.
  4. Барсова И. А. Очерки по истории партитурной нотации (XVI — первая половина XVIII века). М.: Московская консерватория, 1997.
  5. Белогубова Ю. В. Богослужебно-певческая практика храма в честь преподобного Сергия Радонежского в городе Долгопрудном на рубеже XIX–XX столетий: дипл. работа. М., 2019. 161 с.
  6. Булычева А. В. Иван Хоржевский — виолончелист и композитор? // Старинная музыка. 2018. Вып. 1 (79). С. 11–15.
  7. Булычева А. В. Партесная музыка Фёдора Редрикова: вопросы атрибуции и датировки // Проблемы музыкальной науки. 2021. Вып. 2. С. 58–69.
  8. Булычева А. В. Сверхмногоголосие в музыке русского барокко: два хоровых концерта на 48 голосов // Opera musicologica. Вып. 35. СПб.: Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 2018.
  9. Владышевская Т. Ф. Русская церковная музыка ХI–XVII веков: дис. ... д-ра иск. М., 1993. 460 с.
  10. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. II: История. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2004.
  11. Гатовская Е. Е. Концерты Василия Титова на четыре голоса в контексте русской хоровой культуры последней четверти XVII — первой половины XVIII века: дис. … канд. иск. М., 2022. 387 с.
  12. Герасимова И. В. Ян Календа // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования: материалы международной научной конференции. Вып. 1 / ред.-сост. Н. Ю. Плотникова. М.: Государственный институт искусствознания, 2016. С. 131–144.
  13. Гоголев А. К. Форматы русских рукописных книг; соотношение систем измерения основных форматов книг // Встарь, или Как жили люди. URL: http://www.lifeofpeople.info/LibraryOwnData/Conspect/22_76_21_s1.pdf (дата обращения: 18.11.2022).
  14. Гусин И. Л., Ткачев Д. В. Государственная академическая капелла имени М. И. Глинки. Л., 1957.
  15. Лебедева-Емелина А. В., Сидорова М. П. Древлехранилище Синодального училища церковного пения // Степан Дегтярев. Хоровые концерты из провинциальных собраний. Нотное монографическое издание (в печати).
  16. Лебедева-Емелина А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765–1825): каталог произведений. М.: Прогресс-Традиция, 2004.
  17. Лебедева-Емелина А. В. Русское хоровое искусство второй половины XVIII — начала XIX века как целостное художественное явление: дис. … д-ра иск. М., 2018.
  18. Лебедева-Емелина А. В., Наумов А. А. Церковные, светские и народные хоры Москвы и Санкт-Петербурга (по фамилиям владельцев, церквам и ведомствам) // А. В. Никольский и хоровое движение в России в начале ХХ века / Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VIII. Кн. 2. М.: ЯСК, 2022. С. 931–950.
  19. Плотникова Н. Ю. Нотация русского партесного многоголосия // Вестник ПСТГУ. Сер. V. 2013. Вып. 1 (10). С. 83–109.
  20. Плотникова Н. Ю. Певческая культура Великого Новгорода (По материалам партесных рукописей XVIII века) // Новгородский исторический сборник. 2013. Вып. 13 (23). С. 345–357.
  21. Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — первой половины XVIII века. Службы Божии Василия Титова: Исследование и публикация. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. 264 с.
  22. Плотникова Н. Ю. Творчество мастеров партесного стиля Василия Титова и Николая Дилецкого: новые открытия и перспективы изучения // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования: материалы международной научной конференции. Вып. 1 / ред.-сост. Н. Ю. Плотникова. М.: ГИИ, 2016. С. 143–152.
  23. Плотникова Н. Ю. Ярославль — крупнейший певческий центр России XVIII в. // Ярославский педагогический вестник. 2011. Вып. 4. Т. 1. С. 235.
  24. Прижизненные издания сочинений Д. С. Бортнянского: сводный каталог / сост. Н. А. Рыжкова. СПб.: Рос. нац. б-ка, 2001. 96 с.
  25. Разумовский Д. В., прот. Церковное пение в России. М., 1867. Вып. 1.
  26. Сидорова М. П. Церковно-певческая культура курской епархии (на примере деятельности архиерейского хора): дис. … канд. иск. М., 2019.
  27. Смоленский С. В. О собрании русских древне-певческих рукописей в Московском Синодальном училище церковного пения (краткое предварительное сообщение). СПб., изд. РМГ, 1899. Переизд.: Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. II. Кн. 1. М.: ЯСК, 2002. С. 218–251.
  28. Трубинов П. Ю. Придворная певческая капелла // Православная энциклопедия. М., 2020. Т. 58. С. 181–191.
  29. Чувашов А. В. Автографы Д. С. Бортнянского в КР РИИИ // Из фондов Кабинета рукописей Российского института истории искусств. Вып. 7 / ред.-сост. Г. В. Копытова. СПб., 2020. С. 23–25.
  30. Шадрина А. В. Общественная деятельность духовенства Донской епархии конца XIX — начала XX в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 1 (39): в 2 ч. Ч. I. С. 212–215.

Белогубова Юлия Вячеславовна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0001-5247-8282;
Электронный адрес: juliya_97-97@mail.ru.
Маслов Константин Ильич

В поисках утраченной традиции: к истории церковной живописи 1840-х - первой половины 1850-х гг.

Маслов К. И. В поисках утраченной традиции: к истории церковной живописи 1840-х - первой половины 1850-х гг. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023. Вып. 49. С. 91-120

DOI: 10.15382/sturV202349.91-120
Последнее десятилетие правления императора Николая I (1845-1855 гг.) отмечено появлением проектов обновления церковной живописи в России. Публичному обсуждению проблемы отечественной художественной традиции положила начало опубликованная в 1845 году брошюра епископа Острожского Анатолия «О иконописании», хотя сам автор и не был вовсе ревностным приверженцем традиционной иконописи, а его «теория» иконописания тяготела больше к неоклассицизму. В отличие от брошюры Преосвященного, в статье того же года свящ. Григория Дебольского народность церковной живописи и традиция иконописания впервые были представлены в неразрывной связи. Отечественная Академическая школа никак не откликнулось на новые настроения в обществе: побуждаемая Императором, она отдала дань традиции лишь символически – «византийскими» золотыми фонами живописи Исаакиевского собора, ансамбль которой в целом обещал стать блестящим претворением заветов Болонского академизма. 1848 год – год революций в Европе, воспринятых как прямая угроза Империи, открыл период николаевского царствования, ознаменовавшийся, с одной стороны, цензурным террором, а с другой,- появлением двух проектов возрождения национальной церковной живописи: князя Г.Г.Гагарина и археолога И.П. Сахарова. Если первый проект, в основу которого была положена воспринятая от французских художников идея христианизации античного искусства, являлся попыткой обращения к византийской традиции в рамках академической художественной парадигмы, то проект Сахарова предполагал полный отказ от последней и возвращение к иконописи, не испорченной еще западным влиянием. В преддверии Крымской войны правительством была предпринята попытка расширить отечественную традицию, включив в нее древнюю афонскую живопись, прежде всего, стенописи Панселина, которые, как утверждал А.Н. Муравьев, «не уступают произведениям Рафаэля и Микельанджело колоритом и скромнее осанкою фигур». В новую эпоху, ознаменованную Великой реформой Александра II, попытки обновления церковной живописи Николаевского времени, отходят, по большей части, в историю.
церковная живопись, иконописание, преосвященный Анатолий Мартыновский, Григорий Гагарин, Энгр, Фландрен, Иван Сахаров.
  1. А. А. М. М. Вера, надежда и любовь, изложенные в беседах и размышлениях. СПб., 1854. Части I–II.
  2. Александр Иванов в письмах, документах, воспоминаниях / сост. И. А. Виноградов. М., 2001.
  3. Анатолий, архиеп. Об иконописании. СПб., 1867.
  4. Б. Ф. О иконописании. М., в Университетской тип. .–132 стр в 8 д.л. // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1847. Ч. LVI, отд. VI. С. 201–215.
  5. Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1893. Т.YII.
  6. Белинский В. Г. Библиографическая хроника // Отечественные записки. СПб., 1845. Т. 39, № 4. Отд. 6: Библиографическая хроника. С. 19–20.
  7. Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. М., 1995.
  8. Бенуа А. Н. Русская школа живописи. СПб., 1904. Вып. 5, 6.
  9. Васильев В. О иконописании // Маяк. СПб., 1845. Т. XXIX. Кн. XLVII. Материалы. С. 1–48.
  10. Верещагина А. Г. К истории Академии художеств в России второй половины XIX века // Русское искусство Нового времени: сб. статей. М., 1996. Вып. 2. С. 171–196.
  11. Винкельман И. И. Мысли о подражании произведениям греческой живописи и скульптуры // История искусства древности. Малые произведения. СПб., 2000. С. 303–330.
  12. Воспоминания князя Григория Григорьевича Гагарина о Карле Брюллове с предисловием и статьей о художественной деятельности автора воспоминаний. СПб., б. г. Г. Г. Г. Воспоминания о Брюлове // Зурна: Закавказский альманах. Тифлис, 1855. С. 83–108.
  13. Гагарин Г. Г. Изображения из Святых Евангелий в свободных подражаниях по древнейшим источникам. б. м., б. г.
  14. Гагарин Г. Г. Собрание византийских, грузинских и древнерусских орнаментов памятников архитектуры. СПб., 1897–1903. Сер. 1–3.
  15. Герман М. Энгр: искусство и судьба // Искусствознание. М., 1999. 1/99. С. 199–221.
  16. Герц К. К. Письма из Петербурга. IV // Собрание сочинений. Археологическая и художественная хроника. Ч. 1: 1857–1865. СПб., 1901. Вып. 7. С. 184–196.
  17. Готье Т. Листки из альбома молодого художника // Бес в Париже. СПб., 1846. С. 245–258.
  18. Греч Н. Путевые заметки из Англии, Германии и Франции. СПб., 1939. Ч. III.
  19. Для биографии И. П. Сахарова. Мои воспоминания / cообщ. П. И. Савваитовым // Русский архив. М., 1873. Кн. 1. № 6. Стб. 897–1018.
  20. Довгалло Г. П. И. Севастьянов — археолог, путешественник, собиратель // Московский журнал. М., 1993. № 1. С. 11–17.
  21. Евтушенко М. М. Академик живописи Ф. Г. Солнцев (1801–1892). М., 2017.
  22. Едлинский М. Анатолий Мартыновский, архиепископ Могилевский, и его литературные труды. Киев, 1889.
  23. Жирков Г. В. История цензуры в России XIX–XX вв. М., 2001.
  24. Кадочникова В. Григорий Гагарин — «художник живой и интересный» // Григорий Гагарин. Из собрания Русского музея. СПб., 2010. С. 5–31.
  25. Кистин. Заметки о художествах. VIII // Санкт-Петербургские ведомости. СПб., 1869. № 79. С. 1–2.
  26. Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. СПб., 1998.
  27. Корнилова А. В. Григорий Гагарин. От романтизма к русско-византийскому стилю. М., 2001.
  28. Краткая хронологическая таблица в пособие истории Византийского искусства / cост. Г. Г. Г. Тифлис, 1856.
  29. Круглихина Т. М. Григорий Григорьевич Гагарин (К портрету творческой личности) // Русское искусство Нового времени. М., 1993. С. 146–196.
  30. Круглихина Т. М. Еще раз о «Тарантасе» // Русское искусство Нового времени: Исследования и материалы. М., 1999. Вып. 5. С. 136–151.
  31. Маслов К. И. Афонское иконописание и проект восстановления традиции церковной живописи в России А. Н. Муравьева // Материальная база сферы культуры. К 30-летию Отдела монументальной живописи: Научно-информационный сборник. М., 2001. Вып. 3. С. 105–121.
  32. Маслов К. И. Баварский византинизм и его эхо в России // ΕΙΚΩΝ ΚΑΙ ΤΕΧΝΗ: Церковное искусство и реставрация памятников истории и культуры. Памяти Андрея Георгиевича Жолондзя. М., 2011, Т. 2. С. 206–217.
  33. Маслов К. И. В поисках утраченной традиции: к истории церковной живописи 1830–1840-х годов // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. М., 2022. Вып. 4. С. 74–94.
  34. Маслов К. И. Византийский проект Гагарина: от иллюстраций к повести «Тарантас» к росписям Сионского собора в Тифлисе // Обсерватория культуры. М., 2017. № 6. С. 756–763.
  35. Маслов К. И. К истории возрождения «византийского стиля» в русской церковной живописи. И. М. Снегирев // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. М., 2014. Вып. 3 (15). С. 154–164.
  36. Маслов К. И. К истории идеи возрождения отечественного иконописания в 1840-е годы // Искусство христианского мира. М., 2012. Вып. 12. С. 64–74.
  37. Маслов К. И. К истории обучения «рисовальному искусству» и иконописанию в духовных академиях и семинариях в XVIII–XIX веках // Декоративное искусство и предметно- пространственная среда: Вестник МГХПА. 2014. Вып. 4. С. 314–328.
  38. Маслов К. И. К характеристике взглядов преосв. Порфирия Успенского на церковную живопись // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Вестник МГХПА. 2019. Вып. 1. Ч. 1. С. 92–104.
  39. Маслов К. И. Об одном источнике «Византийского проекта» князя Г. Г. Гагарина: Доминик Папети // Обсерватория культуры. М., 2016. № 6. С. 696–702.
  40. Маслов К. И. Об «офранцуженном византийстве» князя Г. Г. Гагарина // Искусство христианского мира. М., 2003. Вып. 7. С. 323–326.
  41. Маслов К. И. Проект Сахарова по возрождению иконописания // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. Екатеринбург, 2015. № 3 (142). С. 248–258.
  42. Маслов К. И. Федор Чижов в поисках «образной живописи» // Дом Бурганова. Пространство культуры. М., 2015. № 2. С. 59–75.
  43. Муравьев А. Н. Письма с Востока. М., 1849.
  44. Никитенко А. В. Дневник. М., 1955. Т. 1.
  45. О иконописании. М., 1845.
  46. О церковной живописи // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1853. Ч. LXXXI, отд. II. С. 97–107.
  47. Об иконописании, Архиепископа Анатолия. 2-е изд. // Странник. СПб., 1867. № 5. Библиография. С. 15–19.
  48. Переваленко. Гелат // Кавказ. Тифлис, 1850. № 86.
  49. Пивоварова Н. В. Еще раз об Афонских экспедициях П. И. Севастьянова // Spicilegium Byzantino-Rossicum: сб. статей к 80-летию члена-корреспондента РАН И. П. Медведева / под ред. Л. А. Герд. М., 2015. С. 232–245.
  50. Погодин М. Несколько дней в Петербурге // Московские ведомости. М., 1863. № 168. С. 3.
  51. Попов А. Н. Иконописание // Северное обозрение. СПб., 1849. Кн. 1. № 2. С. 489–525.
  52. Прокопенко З. Т., Куликова И. И. Академик из крепостных А. В. Никитенко. Белгород, 1998.
  53. Простаков С. А. Мрачное семилетие 1848–1855 годов // Политическая концептология. М., 2014. № 2. С. 62–69.
  54. С. Д. О иконописи // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1845. Ч. XLY. Отд. II. С. 29–39.
  55. Самарин Ю. Ф. Тарантас. Путевые впечатления. Сочинение графа В. А. Соллогуба. СПб., 1845 г. // Собр. соч.: в 5 т. Т. 1: Литература и история. СПб., 2013. С. 62–84.
  56. Сахаров И. П. Исследования о русском иконописании. СПб., 1849. Кн. 1–2.
  57. Сборник материалов для истории Санкт-петербургской Академии художеств за 100 лет ее существования / ред. и примеч. П. Н. Петрова. СПб., 1866. Ч. 3.
  58. Сборник византийских и древнерусских орнаментов, собранных и рисованных князем Гр. Гр. Гагариным. СПб., 1887.
  59. Соллогуб В. А. Тарантас. СПб., 1845.
  60. Соллогуб В. А. Возобновление Сионского собора в Тифлисе. Тифлис, 1854.
  61. Соловьев М. Музей древнерусского искусства в Академии художеств // Художественные новости. СПб., 1885. Т. 3. № 3. С. 58–66.
  62. Стасов В. В. Василий Александрович Прохоров // Вестник изящных искусств. СПб., 1885. Т. 3. Вып. 4. С. 320–360.
  63. Суздальская живопись // Северная пчела. СПб., 1843. № 138. С. 551–552.
  64. Тарасов Е. Сахаров Иван Петрович // Русский биографический словарь. СПб., 1904. Т. 18. С. 211–216.
  65. Хомяков А. С. Письмо в Петербург о выставке // О старом и новом: cтатьи и очерки. М., 1988. С. 56–65.
  66. Храм Христа Спасителя в Москве // Странник. СПб., 1882. Август. С. 665–688.
  67. Художник. Воспоминания об Академии художеств 1859–1864 // Русская старина. СПб., 1880. ХХIХ, октябрь. С. 399–416.
  68. Ч. О иконописании // Москвитянин. М., 1846. Ч. IV. № 7. C. 113–124.
  69. Шевырев С. Болонская школа (Отрывок из путевых записок по Италии) // Комета Белы: Альманах на 1833 год. СПб., 1833. С. 217–245.
  70. Я.П. Нечто о суздальской живописи // Владимирские губернские ведомости. Владимир, 1843. № 21. С. 85–87.
  71. Allgemеine Deutsche Biographie. Leipzig, 1884. Bd. 19.
  72. Gargiulo R. Collection of the Most Remarkable Monuments of the National Museum. Naples, 1869. Vol. 1.
  73. Gautier Th. Feuillets de l'Album d'un jeune rapin // Diable à Paris. P., 1845. P. 311–322.
  74. Gautier Th. Saint-Isaac / Trésors d'art de la Russie ancienne et moderne. P., 1859.
  75. Gjertson Stephen. Hippolyte Flandrin. A Nineteenth Century Master. Part I (https://stephengjertsongalleries.com/hippolyte-flandrin-1809-1864-a-nineteenth-century-masterpart-i/ (дата обращения: 30.11.2022).
  76. Grégoire de Nazianze. Manuscript dédié à l'empereur Basile Ier le Macédonien. 879–883 / Bibliothèque nationale de France. Grec. 510.
  77. Delaborde H. Lettres et Pensées d'Hippolyte Flandrin. 1865.
  78. Didron A.-N. Manuel d'iconographie chrétienne grecque et latine. P., 1845.
  79. Driskel M. P. Representing Belief. Religion, Art, and Society in Nineteenth — Century France. Pennsylvania, 1992.
  80. Flandrin L. Hippolyte Flandrin. Sa vie et son oeuvre. P., 1902.
  81. Foucart B. Le renouveau de la peinture religieuse en France (1800–1860). P., 1987.
  82. Kurt Julius. Die Wandmosaiken von Ravenna. München, 1912.
  83. Menologium graecorum, jussu Basilii imperatoris graece olim editum... / Albani Annibal. — Urbinum: Typ. Fantauzzi Tres menses complectens: septembrem, octobrem et novembrem Tres menses complectens: septembrem, octobrem et novembrem. P. 1, 1727.
  84. Mickewics A. Fragment sur la peinture // Artiste. P., 1846. Serie IV. T. VI. P. 240–242.
  85. Montferrand A. Ricard. Église cathédrale de Saint-Isaac. Description architectural, pittoresque et historique de ce monument. Spb., MDCCCXLY.
  86. Montrosier Eug. Peintres modernes. Ingres, H. Flandrin, Robert-Fleury. P., 1882.
  87. Perin A. Victor Orsel. Oeuvres divers. P., s.a.
  88. Rio A-F. De la poésie chrétienne. P., 1836.
  89. Rosenblum R. Jean-Auguste-Dominique Ingres. N. Y., 1967.

Маслов Константин Ильич


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Электронный адрес: zmaslo@mail.ru.
Резниченко Евгения Борисовна; Степанова Полина Васильевна

Певческая культура Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря конца XIX – первой четверти ХХ в. (по воспоминаниям современников)

Резниченко Е. Б., Степанова П. В. Певческая культура Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря конца XIX – первой четверти ХХ в. (по воспоминаниям современников) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023. Вып. 49. С. 121-141

DOI: 10.15382/sturV202349.121-141
В статье представлен опыт научной реконструкции фрагментов богослужебно-певческой жизни Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря с конца 1880-х годов вплоть до закрытия обители (1927 год). Контекстом служат, с одной стороны, исторические данные, с другой — материалы, связанные с предысторией сложения в Дивееве собственной певческой культуры. Основной источниковой базой послужили воспоминания паломников и насельниц монастыря. Мемуарная литература — практически единственное, что позволяет судить о певческой культуре Дивеева дореволюционного периода и первых послереволюционных лет, поскольку в советский период монастырь был разорен, его архив не сохранился, богослужебные книги и ноты утрачены. Дополняют картину данные о богослужебно-певческой составляющей жизни дивеевских сестер после закрытия монастыря, о сохранении монахинями в изгнании клиросных традиций обители. Собрав и систематизировав сохранившуюся информацию, авторы попытались «контурно» (насколько позволяют имеющиеся материалы) воссоздать образ дивеевского пения на рубеже веков и в первой четверти ХХ столетия — с характерной для нее высокой торжественностью служб, «гармоничностью уставно-монастырской», прекрасным уровнем хорового исполнительства. Представлены и прокомментированы дошедшие до нас единичные сведения о репертуаре, включавшем в этот период и традиционные песнопения, и авторскую духовную музыку. В работе намечена периодизация истории богослужебного пения дивеевской обители. Выдвигается гипотеза о постепенной смене стилевых ориентиров в местном церковном пении. Если, судя по имеющимся данным, в начале XIX века в Дивееве звучали монодийные напевы, опирающиеся на стилистику древнерусских распевов, то в начале XX столетия здесь сформирована многослойная в стилевом отношении многоголосная певческая культура, включающая и авторскую духовную музыку, и корпус местных песнопений традиционной стилистики («дивеевские распевы»).
церковное пение, Серафимо-Дивеевский монастырь, монастырские певческие традиции, «дивеевские распевы», реконструкция певческой культуры, история богослужебного пения,
  1. Андреевский И. М. Путешествие в Саров и Дивеево в 1926 году // Православный путь. Нью-Йорк, 1953. № 14. С. 6–9.
  2. Дивеевские предания / cост. А. Н. Стрижев. М., 1996.
  3. Зандер В. А. В обители преподобного Серафима // Русское возрождение. Нью-Йорк, 1983. № 23. С. 7–43.
  4. Игумения Серафима (Варвара Черная). Новодевичий монастырь. URL: https://forum.vgd.ru/post/1516/61564/p1792206.htm?ysclid=l7ymo5bgzw991976554 (дата обращения: 05.06.2022).
  5. К батюшке Серафиму: Воспоминания паломников в Саров и Дивеево (1823–1927). М., 2015.
  6. Ляшевский С., прот. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря: Ч. 2: 1903–1927 гг. Дивеево, 1997.
  7. Нилус С. А. Полное собрание сочинений. Т. I: Великое в малом. URL: https://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie-sochinenij -tom-1-velikoe-v-malom-sergej-nilus/4/#ch_0_4_16 (дата обращения: 12.10.2021).
  8. Обиход церковный нотнаго пения. М., 1786. Л. 324 об. URL: https://lib-fond.ru/lib-rgb/mk-rgb/obikhod-tserkovnyy-notnago-peniya/#image-335 (дата обращения: 03.07. 2021).
  9. Павел (Коротких), иерод. Музыкально-певческое наследие Саровской пустыни. URL: http://dyak-oko.mrezha.ru/article.php?id=sarov (дата обращения: 21.05.2022).
  10. Павлович. Г., свящ. Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь // Православная энциклопедия. Т. LXII. М., 2021. С. 597–614.
  11. Павлович. Г., свящ., Менькова И. Г. Серафимо-Дивеевский монастырь и его первая игумения Мария (Ушакова). М., 2018.
  12. Попов Владимир Александрович (генерал). URL: https://stilin.ru/stati/27800-popovvladimir-aleksandrovich-general.html (дата обращения: 11.09.2022).
  13. Попов А. Воспоминания о Сарове. М., 1903.
  14. Рассказы об Отце Основателе нашем Старце Священноиеромонахе Серафиме: рассказы стариц и монахинь. Дивеево, 2009.
  15. Серафим (Чичагов), митр. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда. Н. Новгород, 2004.
  16. Тихон (Шевкунов), митр. Несвятые святые и другие рассказы. URL: https://azbyka.ru/fiction/nesvyatye-svyatye-i-drugie-rasskazy/ (дата обращения: 11.09. 2022).
  17. Трацевский А. В Дивееве. URL: https://religion.wikireading.ru/23049 (дата обращения: 01.11.2021).
  18. Хондзинский П., прот. Незримая обитель: Краткая повесть о жизни дивеевских монахинь в муромском изгнании. М., 2017.
  19. Цветы для матушки Маргариты. URL: https://rutube.ru/video/38d/ (дата обращения: 15.03.2022).

Резниченко Евгения Борисовна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6,;
Должность: Заведующая кафедрой истории и теории музыки.;
ORCID: 0000-0003-3660-8483;
Электронный адрес: ReznichenkoE@yandex.ru.

Степанова Полина Васильевна


Место работы: Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республики Марий Эл "Детская школа искусств "Радуга" 424038, Российская Федерация, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола ул. Воинов - Интернационалистов, д. 21;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0002-2827-5095;
Электронный адрес: super.polina-super2014@yandex.ru.
Рожков Геннадий Олегович; Хватова Светлана Ивановна

Всенощное бдение Г. Ф. Пономаренко в контексте возрождения интереса к церковным искусствам в постсоветский период

Рожков Г. О., Хватова С. И. Всенощное бдение Г. Ф. Пономаренко в контексте возрождения интереса к церковным искусствам в постсоветский период // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023. Вып. 49. С. 142-150

DOI: 10.15382/sturV202349.142-150
В статье рассматривается «Всенощное бдение» Гр. Пономаренко в контексте духовного возрождения и восстановления богослужебной практики на Кубани и, шире – в отечественной музыкальной культуре постсоветского периода. Затрагивается проблема претворения церковно-певческого канона в творчестве светского автора, подавляющее большинство сочинений которого – песни. Выявляются причины, побудившие советского композитора, автора популярных песен, в большинстве своем относимых к массовым, обратиться к песнопениям на канонические богослужебные тексты. В их числе – воцерковленность, знакомство с церковно-певческой культурой в раннем детстве, любовь к отечественной хоровой музыке, доминирующая тема Родины во всех его сочинениях. Анализ базируется на историческом методе с частичным привлечением специального инструментария литургического музыкознания. Авторы приходят к выводу, что всенощное бдение Григория Пономаренко находится в русле общих тенденций развития отечественной и европейской музыкальных культур, применяя широко распространенный метод работы по стилевым моделям, осторожно обновляя поэтику духовных песнопений Русской Православной церкви. Значение же появления «Всенощного бдения» Григория Пономаренко еще на исходе советского времени расценивается как мощный импульс для массового обращения к каноническим богослужебным текстам композиторов – наших современников.
духовное возрождение, постсоветский период канон и автор, Всенощное бдение, Григорий Пономаренко, богослужебные песнопения, духовная музыка, традиции
  1. Гарднер И. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. II: История. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2004. С. 516.
  2. Последний регент Храма Христа Спасителя // Российский православный университет. URL: https://vk.com/wall-49538175_16161(дата обращения: 27.02.2023).
  3. Дроздецкая Н. К. Об А. В. Александрове как регенте соборного хора в Твери // Вестник славянских культур. 2009. № 3 (XXI). С. 100–110. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-a-v-aleksandrove-kak-regente-sobornogo-hora-v-tveri/pdf (дата обращения: 27.02.2023).
  4. Хватова С. И. Русская духовная музыка в эпоху Шостаковича [Текст] // Актуальные проблемы взаимодействия науки и практики в развитии образования. Кн. 2. Краснодар: КубГУ, 2008. С. 164–169.
  5. Музыка композиторов Кубани: колл. монография. Ч. 2 / Е. В. Бабенко, О. Н. Безниско, М. Л. Караманова [и др.]; М-во культуры РФ, Краснодарский гос. ин-т культуры, ф-т Консерватория, каф. музыковедения, композиции и методики муз. образования; ред. колл.: Т. Ф. Шак, О. Н. Безниско, С. В. Аникиенко. Краснодар: КГИК, 2021.
  6. Хватова С. И. О церковной манере пения // Вестник КГУ им. Некрасова. 2010. № 3. Т. 16, основной выпуск. Июль–сентябрь. С. 112–116.
  7. Хватова С. И., Шак Т. Ф., Бабенко Е. В. Духовная музыка композиторов Кубани: методич. пособие / М-во культуры РФ, Краснодарский государственный институт культуры. Краснодар: КГИК, 2022. 206 с.

Рожков Геннадий Олегович


Статус обучающегося: Graduate student;
Статус обучающегося: Graduate student;
Место учёбы: Краснодарский Государственный Институт Культуры;
ORCID: 0000-0003-2335-2802;
Электронный адрес: rozhkov0507@gmail.com.

Хватова Светлана Ивановна


Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Краснодарский государственный институт культуры;
Должность: профессор кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования факультета "Консерватория";
ORCID: 0000-0002-9711-456X;
Электронный адрес: hvatova_svetlana@mail.ru.
Вдове Григория Пономаренко - Вере Ивановне Пономаренко — советской и российской артистке-вокалистке, профессору, генеральному директору и художественному руководителю Краснодарской филармонии, народной артистке России, герою труда Кубани за предоставленные материалы.