/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :36

ИССЛЕДОВАНИЯ

Воронова Ариадна Александровна

Римский Naissus и византийский Ναισσοσ: архитектурная христианизация в глубине балканских провинций

Воронова А. А. Римский Naissus и византийский Ναισσοσ: архитектурная христианизация в глубине балканских провинций // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 36. С. 9-30

DOI: 10.15382/sturV201936.9-30
В раннехристианский период отдаленные римские провинции в глубине Западных Балкан никогда не были по-настоящему интегрированы в Империю из-за меньшей динамики сухопутных связей по сравнению с морскими. Главной проблемой внутренних районов Западных Балкан IV–VI вв. была защита границы, проходящей по руслу Дуная, от варварских племен, для чего строились новые города-крепости и происходила христианизация их архитектуры. До эпохи Юстиниана здесь преимущественно имела место трансформация античных сооружений с приспособлением их к христианским функциям. Одним из наиболее ярких примеров подобных процессов представляется город Наиссус (Ниш) на территории нынешней Сербии, с древности лежавший на перекрестке важных дорог, связывающих восток и запад, север и юг Империи. С приходом к власти родившегося здесь императора Константина Великого началась постепенная эволюция города к христианству, и он стал одним из главных христианских центров на Балканах. С IV по VI в. в Наиссусе возникло множество христианских церквей, мартириумов, баптистериев и других объектов. Вплоть до аваро-славянских вторжений VI–VII вв. в городе процветала культура, соединявшая в себе художественные течения Востока и Запада.
раннехристианская архитектура, Западные Балканы, Иллирик, Наиссус, трансформация и адаптация античных сооружений, базилика, мартириум, баптистерий
  1. Византиjски извори за историjу народа Jугословиjе. Т. 1. Београд, 2007.
  2. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1990.
  3. Дероко А. Кулич и Рам каструми на Дунавском лимесу // Старинар, нова сериjа. Књига I, 1950. Београд, 1950.
  4. Дрча С. Медиjана. Ниш, 2006.
  5. Живковић Т. Jужни словени под византиjском влашћу (600–1025). Београд, 2002.
  6. Jеремиħ М. Градитељство Сирмиjума у V и VI веку // Саопштења XXXIV — 2002. Београд, 2003.
  7. Jовановић А. Археолошке белешке из касноантичког Наиса и околине // Ниш и Византиjа I. Ниш, 2003.
  8. Jовановиħ А. Тло Србиjе — завичаj римских царева. Београд, 2006.
  9. Niš u delima putopisaca od IV do XX veka. Priredio i uredio Vidoslav Petrović. Niš, 2001.
  10. Колосовкая Ю. К. Рим и мир племен на Дунае I–IV вв. М., 2000.
  11. Кузмановић-Нововић И. Симболика херми у сликарству раношришћанских гробница // Ниш и Византиjа IX. Ниш, 2011.
  12. Љубомировић И. Наисус у новоj провинциjи између Истока и Запада // Ниш и Византиjа III. Ниш, 2005.
  13. Љубомировић И., Радуловић Н. Прва обнова Византиjског Царства на Балкану за време Jустиниjана I // Ниш и Византиjа XVII. Ниш, 2019.
  14. Милошевић Г. Мартириjум и гробљанска базилика у Jагодин Мали у Нишу // Ниш и Византиjа II. Ниш, 2004.
  15. Петровић П. Станице Timacum на путу Naissus — Ratiaria и античко насеље код села Равна // Старинар, нова сериjа. Књига XХVI, 1975. Београд, 1976.
  16. Поповиħ В. Култ светог Димитриjа Солунског у Сирмиjуму и у Равени // Глас СССLXXXIV Српске акадимиjе наука и уметности, Одељење историjских наука, књ. 10. Београд, 1998.
  17. Поснов М. Э. История христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.). Брюссель, 1964.
  18. Ракоциjа М. Архитектура зиданих гробница старошришћанского Ниша // Ниш и Византиjа X. Ниш, 2012.
  19. Ракоциjа М. Joш jедном о сликарству старошришћанске гробнице са фигуралним представама у Нишу // Ниш и Византиjа XII. Ниш, 2014.
  20. Ракоциjа М. Константинов град: старошришћански Ниш. Ниш, 2013.
  21. Ракоциjа М. Место импост капитела из базилике у Ћурлини у еволуциjи jонских импост капитела и делатност палеовизантиjске скулптурне радионице у Нишу // Ниш и Византиjа XV. Ниш, 2017.
  22. Ракоциjа М. Мотиви из свакодневного живота Ниша на фрескама старошришћанских гробница — прилог проучавању Нишке сликарске радионице // Ниш и Византиjа XIII. Ниш, 2015.
  23. Ракоциjа М. Нова сазнања о ранохришћанскоj прошлости Ниша // Ниш и Византиjа VI. Ниш, 2008.
  24. Ракоциjа М. О базилици с мартириjумом (базилика мученика) у Нишу // Ниш и Византиjа XI. Ниш, 2013.
  25. Ракоциjа М. О парапетноj плочи из Ниша, пореклу и типологиjи палеовизантиjских преграда // Ниш и Византиjа IV. Ниш, 2006.
  26. Ракоциjа М. Палеовизантиjска базилика у Ћурлини и генеза куполних цркава // Ниш и Византиjа XVI. Ниш, 2018.
  27. Ракоциjа М. Старошришћански баптистериjални комплекс на Медиjани у Нишу // Ниш и Византиjа VIII. Ниш, 2010.
  28. Ракоциjа М. Урбана топографиjа средњовековног Ниша из записа путописа и старих карата // Ниш и Византиjа XIV. Ниш, 2016.
  29. Тяжелов В. Н. Раннее средневековье. М., 2006.
  30. Ћирковиħ С. Срби међу европским народима. Београд, 2004.
  31. Церемановић-Кузмановић А. Римско утврђење код Кладова // Старинар, нова сериjа.
  32. Књига XХVIII–XXIX, 1977–1978. Београд, 1979.
  33. Brujić D. Vodič kroz svet Vizantij e od Konstantina do pada Carigrada. Beograd, 2005.
  34. Ćurčić S. Architecture in the Balkans from Diocletian to Suleyman the Magnificent. Yale University Press. New Haven; L., 2010.
  35. Dautova Ruševljan V., Vujović M. Rimska vojska u Sremu. Novi Sad, 2006.
  36. Pilinger R. Early Cristian grave paintings in Niš between East and West // Ниш и Византиjа X. Ниш, 2012.
  37. Popović I. Motif of “Railing of Paradise” on frescoes from tombs in Jagodin Mala (NAISSUS) and Čalma (SIRMIUM) // Ниш и Византиjа X. Ниш, 2012.
  38. Rakocija M. Paleobyzantine churches of Niš. Preliminary survey // Ниш и Византиjа V. Ниш, 2007.
  39. Sancho Gomez M. P. The emperor Julian, Naissus and Sirmium // Ниш и Византиjа XI. Ниш, 2013.
  40. Špehar O. Privare piety or collective worship in early Christian martyria. Late antique Naissus case study // Зограф 39. Београд 2015.

Воронова Ариадна Александровна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов переулок, д. 6/1;
Должность: зав. кафедрой истории и теории христианского искусства;
ORCID: 0000-0002-5702-3719;
Электронный адрес: variadna2@yandex.ru.
Кузнецова Наталия Сергеевна

Кивории римских церквей XII-XIII вв.: классификация и стилистика

Кузнецова Н. С. Кивории римских церквей XII-XIII вв.: классификация и стилистика // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 36. С. 31-47

DOI: 10.15382/sturV201936.31-47
В статье рассматриваются кивории римских церквей XII–XIII вв., роль которых в формировании композиции интерьеров базилик чрезвычайно важна. Задачей работы стала, прежде всего, классификация форм кивориев и раскрытие их художественного значения для формирования пространства церковных интерьеров. До XII в. основной тип кивориев, распространенный на территории Рима и Лацио, имел завершение в виде простой четырехскатной сени, формы которой можно трактовать как образ балдахина, покрова. К этому типу относятся памятники из базилик Санта Кристина в Больсене и Сан Пьетро в Тускании. Существовали и кивории в виде прямоугольной в плане колоннады со скатной кровлей. Данный тип представлен одним примером — Сан Клементе ин Латерано. В XII в. последний снова получает распространение (например, в Кастель Сан Элиа), хотя более распространенными становятся кивории с башнеобразным завершением в виде восьмичастной колоннады и шатра (Сан Джорджо ин Велабро, Санти Джованни е Паоло в Ферентино, Санта Мария Ассунта в Ананьи и др.). В конце XIII в. появляется новый тип кивория готического стиля. Основные памятники были выполнены Арнольфо ди Камбио (Санта Чечилия ин Трастеве и Сан Паоло Фуори ле Мура) и Деодато да Косма (Санта Мария ин Космедин). Таким образом, в указанный период времени кивории трактовались как малые архитектурные формы, ориентированные на образы церковного строительства. Это формы центричного здания и средокрестия базилики. Возможно, влияние на композицию кивориев оказал облик храма Гроба Господня в Иерусалиме. Все эти характеристики определили образ алтарного пространства как выделенного в интерьере торжественного места, открытого для взглядов молящихся.
кивории, алтарное пространство, Рим, архитектура, скульптура, Средние века, Арнольфо ди Камбио, Деодато да Косма, Папская область, пресбитерий
  1. Беляев Л. А. Гроб Господень // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 13. С. 136–150.
  2. Брагина Л. М. Италия в Средние века и раннее Новое время V–XVII вв. М., 2017. С. 59–62, 139–144.
  3. Лаврентьева Е. С. Восстановление Храма Гроба Господня крестоносцами: определение этапов строительства, постановка новых вопросов // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 4 (24). С. 33–47.
  4. Матвеева Ю. Г. Ранневизантийский киворий: истоки, прототипы, реальное сооружение и иконографический символ // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 2 (18). С. 9–30.
  5. Райли-Смит Дж. Изучение крестовых походов // История крестовых походов. М., 1998. С. 3–10.
  6. Стоянов Р. В. Антропоморфные надгробия в погребальной практике греков и варваров в VII–II вв. до н. э. // Российская археология. 2010. № 4. С. 37–38.
  7. Суриков И., Таруашвили Л. История и культура Древней Греции. Энциклопедический словарь. С. 97.
  8. Тарле Е. История Италии в Средние века. М., 2018. С. 68–91.
  9. Acconci A. S. Giovanni in Argentella presso Palombara Sabina. le testimonianze altomedievali. Il ciborio e l`aff resco dell`Adorazione della croce // Arte Medioevale. № 1. Milano, 1993. P. 15–41.
  10. Achille A. N. d`. Ciborio // Enciclopedia dell’Arte Medievale, 4. Roma, 1993. P. 718–735.
  11. Andrews F., Egger C. Pope, church, and city: essays in honour of Brenda M. Bolton. Leiden, 2004. P. 13–77.
  12. Beny R., Gunn P. Le chiese di Roma. Milano, 1982. P. 73.
  13. Blaaw S. de. Arnolfo’s high altar ciboria and Roman liturgical traditions’ in: Arnolfo’s Moment // Acts of an International Conference Florence. Villa I Tatti. May 26–27, 2006. Florence, 2009. P. 123–140.
  14. Blaauw. S. de. L`altare nelle chiese di Roma come centro di culto e della commitenza papale // Roma nell`alto medioevo. Atti delle Settimane di Studio. Spoleto, 2001. P. 969–990.
  15. Bogdanovic J. The Framing of Sacred Space: The Canopy and the Byzantine Church. Oxford, 2017. P. 10–12, 273–294.
  16. Capelli F. La Salaria e le Vie della Cultura Artistica nel Piceno Medievale // Farfa Abbazia Inperiale. Atti del convegno internazionale / R. Dondarini, ed. Verona, 2006. P. 267.
  17. Boyle L. O. P. Piccola guida di San Clemente, Roma. Roma, 1976. P. 22–23.
  18. Capanni F., Lilli G. Le cattedrali del Lazio. L'adeguamento liturgico delle chiese madri nella regione ecclesiastica del Lazio. Silvana, 2015. P. 264–272.
  19. Capitani C., Rezzi S. Architettura e giubileo a Roma e nel Lazio: gli interventi di restauro nel Lazio nel Piano per il grande giubileo del 2000. Vol. 3. Napoli, 2002. P. 15–18.
  20. Carbonara G. Alcune rifl essioni sul restauro della chiesa di San Giorgio in Velabro // Bollettino d’arte. La chiesa di San Giorgio in Velabro a Roma. Storia, documenti, testimonianze del restauro dopo l’attentato del luglio 1993. Roma, 2002. P. 2–3.
  21. Caretti C., Nicolai V. F. La Catacomba di S. Cristina a Bolsena. Roma, 1989. P. 15.
  22. Castelli M. La chiesa di S. Giorgio al Velabro // Bollettino della Commissione Archeologica Comunale di Roma. Roma, 1995. No. 96. P. 125–164.
  23. Cioffari G. Il Pellegrinaggio medievale alla Basilica di San Nicola a Bari. Bari, 2007. P. 39–40.
  24. Clausen P. C. Il tipo romano del ciborio con reliquie: questioni aperte sulla genesi e la funzione // Mededelingen van het Nederlands Instituut te Rome. 2001. Vol. 59. P. 229–249.
  25. Clausen P. C. Magistri Doctissimi Romani: die romische Marmorkunstler des Mittelaltres (Corpus Cosmatorum I). Stuttgart, 1987. P. 216.
  26. Farinelli R. I castelli nella Toscana delle «citta deboli». Dinamiche del popolamento e del potere rurale nella Toscana meridionale (secoli VII–XIV). Firenze, 2009. P. 35.
  27. Farnedi G., Luzzi M. Guida alle chiese di Roma: storia, art e architettura, celebrazioni liturgiche, culto dei santi e indulgenze particolari, visite guidate ed eventi religiosi. Piemme, 1999. P. 298.
  28. Gandolfo F. Scultura medievale in Abruzzo: l'età normanno-sveva. Carsa, 2004. P. 73–74.
  29. Gianandrea M. Gli arredi // Il Medioevo — Barbari, Cristiani, Musulmani, a cura di U. Ecco. Milano, 2010. P. 597.
  30. Gianandrea M. La scena del sacro: l'arredo liturgico nel basso Lazio tra XI e XIV secolo. Roma, 2006. P. 67–81.
  31. Guidobaldi F., Barsanti C. San Clemente. La scultura del VI secolo. Roma, 1992. P. 125.
  32. Grabar A. L`age d`or de Justinien de la mort Theodose a l`Islam. P., 1996. P. 303–306.
  33. Hulsen C. S. Agata dei Goti. P. Sansaini, 1924. P. 129, 138.
  34. Krouse, Dennis W., “Baldachino”, in An introductory dictionary of theology and religious studies / Orlando O. Espín, James B. Nickoloff eds., Liturgical Press, 2007. P. 110.
  35. Massimi G. La chiesa di S. Maria in Cosmedin. Rome, 1989. P. 27–28.
  36. Mengarelli C. La Cattedrale di Anagni nell’alto medioevo // Anagni Cristiana e il suo territorio dalla tarda antichità all’alto medioevo, a cura di Fiocchi. Roma, 2014. P. 123–126.
  37. Moskowitz A. F. Arnolfo, Non-Arnolfo. New (and some old) observations on the ciborium in S. Paolo fuori le mura // Gesta. Vol. 38. No. 1. Chicago, 1998. P. 88–102.
  38. Munoz A. Il restauro della basilica di S. Giorgio al Velabro in Roma. Roma: Società editrice d'arte illustrata, 1926.
  39. Pace V. Committenza benedittina a Roma: Il caso di San Paolo fuori le mura nel XIII secolo // Zeitschrift für Kunstgeschichte, 4. München; Berlin, 1991. P.181–191.
  40. Pace V. Il ciborio di Arnolfo a S. Cecilia. Una nota sul suo stato originario e sulla sua comitenza // Arte a Roma nel Medievo. Commitenza, ideologia e cultura fi gurativa in monumenti e libri. Naples, 2000. P. 141–142.
  41. Racheli A. M. Restauro a Roma. 1870–1990: architettura e citta. Marsilio, 1995. P. 186–188.
  42. Ragnhild M. The iconography of the Gothic cinorium in Rome, c. 1285–1370 // Medievalista online. 2008. № 4. URL: www.fcsh.unl.pt/iem/medievalista
  43. Ramieri A. M. Ferentino: dalle origini all'alto Medioevo. Ferentino, 1995. P. 201.
  44. San Pietro F. Memorie istoriche del sacro tempio, o sia Diaconia di San Giorgio in Velabro. N. Y., 2015. P. 45–50.
  45. Schettini F. La basilica di San Nicola di Bari. Laterza, 1967. P. 75–76.
  46. Schiappelli A. Il material Romano di reimpiego nella Chiesa di San Pietro a Tuscania // Periodico del centro di catalogazione dei Beni Culturali della Provincia di Viterbo, n. 14, luglio/dicembre, 1996. P. 29–30.
  47. Scungio E. Il ciborio di S. Paolo fuori le Mura. Osservazioni sulla decorazione interna // Arte Medievale, VI, 1. Roma, 2007. P. 85–104.
  48. Serra J. R. Tuscania: cultura ed espressione artistica di un centro medioevale. Roma, 1971. P. 74.
  49. Serra J. R. La Tuscia romana: Un territorio come esperienza d'arte: evoluzione urbanisticoarchitettonica. Roma, 1972. P. 164.
  50. Severino N. Il pavimento cosmatesco della cattedrale di Anagni. La storia, l'analisi, le nuove ipotesi. Roccasecca, 2012. P. 92–97.
  51. Spagnesi P. C. Santa Maria in Cosmedin a Roma: questioni di storiografi a architettonica medioevale // S. Maria in Cosmedin in Rome: on the historiography of Medieval architecture. Roma, 2011. P. 12.
  52. Tizi M. La Madinna della Vittoria. Iconologia delle rappresentazioni Medievali della Vergine // Tuscania Medioevo. Atti del VI Convegno sulla storia di Tuscania, a cura di Brachetti S. Tuscania, 2015. P. 187–188.
  53. Toesca P. Storia dell`arte italiana. Il Medioevo. Torino, 1927. P. 430.
  54. Vogel C. Medieval Liturgy: An Introduction to the Sources. Washington, 1986. P. 249–272.
  55. Wessel K. Ciborium // RBK. Stuttgart, 1973. Sp. 1058.

Кузнецова Наталия Сергеевна


Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, 27-4;
Должность: аспирант;
ORCID: 0000-0001-5639-4174;
Электронный адрес: Natik.ne@mail.ru.
Орлова Мария Алексеевна

О фасадном декоре Рождественского собора в Суздале. К проблеме реконструкции

Орлова М. А. О фасадном декоре Рождественского собора в Суздале. К проблеме реконструкции // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 36. С. 48-65

DOI: 10.15382/sturV201936.48-65
Достаточных данных для достоверных суждений о наружной декорации верхней половины Рождественского собора в Суздале у нас нет. Основания для давно устоявшегося представления о богатом резном декоре этой части храма едва ли можно считать убедительными. Процесс развития резного наружного убранства владимиро-суздальских храмов мог не быть столь однолинейным, как это традиционно представляется. Не исключено, что линия эволюции владимиро-суздальской каменной резьбы слегка «изогнулась» после своеобразного пика — фасадного декора Дмитриевского собора. Возможно, в суздальском соборе был представлен другой тип, иная концепция наружного убранства. Она отличалась лаконичной структурой, иной выразительностью — выразительностью простоты, по-своему изысканной, но немногочисленной орнаментальной каменной резьбой, значимыми акцентами. Целый ряд особенностей позволяет предполагать, что в создании его наружной декорации участвовали пришлые мастера уже новой волны. Ориентируясь на определенные романские образцы, они попытались адаптировать их к местным реалиям. Особым в данном случае, возможно, было и цветовое решение фасадов. Интерколумнии аркатурно-колончатого фриза Рождественского собора, наверное, не были оставлены пустыми. Они были предназначены для фресковой росписи. В них могли располагаться изображения святителей или пророков, как во владимирском Успенском соборе.
домонгольский период, суздальский собор, фасадная декорация, каменная резьба, орнамент, романское искусство, тема львов
  1. Вагнер Г. К. Белокаменная резьба древнего Суздаля. Рождественский собор. XIII в. М.: Искусство, 1975.
  2. Варганов А. Д. Еще раз о суздальском соборе // Советская археология. 1960. № 4. С. 249–255.
  3. Вахтанов С. Н. Белокаменное резное убранство // Собор Рождества Богородицы в Суздале. Владимир, 2014.
  4. Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII–XV веков. Т. II: XIII–XV столетия. М.: АН СССР, 1962.
  5. Воскресенская летопись // ПСРЛ. Т. 7–8. СПб., 1856–1859.
  6. Гладкая М. С. Каталог белокаменной резьбы Дмитриевского собора во Владимире: центральное прясло северного фасада // Дмитриевский собор во Владимире: Материалы и исследования. Владимир, 2003. Вып. 3.
  7. Глазов В. П., Иоаннисян О. М., Зыков П. Л., Торшин Е. Н. Архитектурно-археологические исследования у Рождественского собора в Суздале // Архитектурные открытия 1996 г. М., 1997.
  8. Иоаннисян О. М. Романские истоки зодчества Владимиро-Суздальской Руси времени Андрея Боголюбского (Германия или Италия?) //Древнерусское искусство: Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. М.: Северный паломник, 2005. С. 31–70.
  9. Лаврентьевская летопись // ПСРЛ. Л. 1926/1928. Т. 1. Вып. 1–3.
  10. Лелеков Л. А. Искусство Древней Руси и Восток. М.: Советский художник,1978.
  11. Лифшиц Л. И. Белокаменная резьба Северо-Восточной Руси // История русского искусства. Т. 2/2. М.: Государственный институт искусствознания, 2015.
  12. Романов К. К. Вновь открытые рельефы Суздальского собора // Сообщения Государственной академии истории материальной культуры. Л., 1931. № 3.
  13. Седов В. Вл. Собор в Модене и церковь Покрова на Нерли: доклад на Лазаревских чтениях в МГУ. 5 февраля 2019 г.
  14. Gabrieli F., Scerrato U. Gliarabi in Italia. Milano, 1979.

Орлова Мария Алексеевна


Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ; 125009, Российская Федерация Москва, Козицкий переулок, 5;
Должность: вед. науч. сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6177-8818;
Электронный адрес: maria-orlova@mail.ru.
Захарьина Нина Борисовна

О нотации стихиры «Благовествует Гавриил»

Захарьина Н. Б. О нотации стихиры «Благовествует Гавриил» // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 36. С. 66-79

DOI: 10.15382/sturV201936.66-79
Стихира Благовещению «Благовествует Гавриил» сохранилась в древнерусских нотированных рукописях с середины XV в. (ранее она фиксировалась без нотации). Словесный текст — это перевод византийской стихиры E´αγγελίζεται Γαβριήλ, но роспев независим от византийского. Списки сер. XV — нач. XVI в. нотированы неизвестной нотацией палеовизантийского типа (возможно близкой к шартрской). В певческих рукописях XVI в. используется знаменная нотация, крюковая строка состоит полностью из лиц. Возможно, начертания лиц подразумевали вариативность исполнения. В списках XVII в. лица почти всегда фиксируются дробным знаменем. Создаются несколько версий песнопения, каждая из которых маркирована пометой о местном или авторском роспеве. Большинство древнерусских церковных песнопений пережили те же этапы, но стихира «Благовествует Гавриил» демонстрирует уникальные черты. Все изменения музыкального текста происходят не синхронно с общеизвестными редакциями певческих книг. Уникальный роспев и неизвестная нотация ранних списков в поздних списках испытали влияние знаменного роспева и знаменной нотации.
знаменная нотация, палеовизантийская нотация, шартрская нотация, невменная нотация, знаменный роспев, стихира, крюковая строка, лица, методика комбинаторного анализа
  1. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л.: Музыка, 1984.
  2. Герцман Е. В. Византийское музыкознание. Л.: Музыка, 1988.
  3. Григорьева В. Ю., Григорьев Ю. А. Новые данные об авторстве и датировке «опекаловского» роспева // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 34. С. 111–133.
  4. Гусейнова З. М. Нотированные рукописи Кирилло-Белозерского монастыря XV века // Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции: Восток–Русь–Запад. М.: Моск. консерватория, 2008. С. 85–97 (Гимнология; Вып. 5).
  5. Гусейнова З. М. Принципы систематизации древнерусской письменности XI–XIV веков: (К проблеме дешифровки знаменной нотации): автореф. дис. ... канд. иск. Л., 1982.
  6. Гусейнова З. М. Руководства по теории знаменного пения 15 века (источники и редакции) // Древнерусская певческая культура и книжность. Л.: Рос. ин-т истории искусств, 1990. С. 20–46.
  7. Гусейнова З. М. Русские музыкальные азбуки 15–16 веков: учеб. пособие. СПб.: б.и., 1999.
  8. Дроздецкая Н. К. Опекаловский распев: Именование и бытование // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2005. № 1(19). С. 80–91.
  9. Заболотная Н. В. Церковно-певческие рукописи Древней Руси XI–XIV веков: Основные типы книг в историко-функциональном аспекте. М.: б.и., 2001.
  10. Исторический атлас средневековой музыки / пер. с итал. и ред. С. Н. Лебедев. М.: Арт Волхонка, 2016.
  11. Лозовая И. Е. Византийские прототипы древнерусской певческой терминологии // Келдышевский сборник: Музыкально-исторические чтения памяти Ю. В. Келдыша 1997. М.: б.и., 1999. С. 62–72.
  12. Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI–XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991.
  13. Плетнева Е. В. Нотация в песнопениях древнерусских Октоихов Изборных и Шестодневов Служебных (XIII–XV вв.) // XIII Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2003. М., 2003. С. 443–451.
  14. Пугачева М. М. Стихира «Благовествует Гавриил» в русских нотированных рукописях XV–XIX веков: дипломная работа. СПб., 2015.
  15. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VII: Афонская экспедиция Общества любителей древней письменности (1906). Кн. 2: Афонская коллекция. М., 2012.
  16. Снимки с певческих рукописей Соловецкой библиотеки: Приложение к неизданному описанию их С. В. Смоленского. Б.м., б. г. (лит. Данилова).
  17. Тюрина О. В. Древнерусская мелизматика: большой роспев: автореф. дис. … канд иск. М., 2011.
  18. Успенский Б. А. Буква Э в древнерусских певческих текстах и в списках библейской книги Исход // Вопросы языкознания. 2013. № 6. С. 79–114.
  19. Codex Vindobonensis theol. gr. 136 (Sticherarium antiquum Vindobonense) // Reproduction integrale, ed. Gerda Wolfram. Pars Principalis. Vindobonае, 1987. (МMB; Vol. X).
  20. Troelsgård Ch. Byzantine neumes. Copenhagen: Museum Tusculanum press, 2011. (MMB. Subsidia; Vol. IX).

Захарьина Нина Борисовна


Ученая степень: доктор искусствоведения;
Место работы: Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова; Российская Федерация, 190000, г. Санкт-Петербург, Театральная пл., д. 3;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-9511-7794;
Электронный адрес: zakharina@rambler.ru.
Исследование проведено при поддержке РФФИ, проект № 17-34-00023-ОГН ОГН-МОЛ-А1. Благодарю И. В. Герасимову за предоставленные материалы.
Заварина Екатерина Николаевна

О датировке двух двусторонних хоругвей «Явление Богоматери преподобному Сергию» XVII в. из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника.

Заварина Е. Н. О датировке двух двусторонних хоругвей «Явление Богоматери преподобному Сергию» XVII в. из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 36. С. 80-96

DOI: 10.15382/sturV201936.80-96
В статье рассматривается вопрос о датировке двух шитых двусторонних хоругвей с композицией «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому» XVII в. из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника. Исследование основано на сравнении и анализе стилистических и технических особенностей шитья хоругвей и их соотнесения с произведениями царицыной мастерской палаты середины XVII в. Обе хоругви выполнены в технике двустороннего шитья шелком, сканью и золотными нитями. Изображая один и тот же сюжет, изложенный в Житии преподобного Сергия, они имеют ряд отличий, как в композиции, так и в стилистике. В результате проведенного исследования в реставрационном акте 1924 г. выявлено описание двусторонней хоругви, вышитой на зеленом атласе, и ее поздней каймы синего атласа с летописью 1793 г. Сопоставление приемов исполнения личного и стилистические особенности позволили отнести краснофонную хоругвь к памятникам 30 — 40-х гг. XVII в., а двустороннюю хоругвь, шитую по зеленому атласу, учитывая ее описание до реставрации 1924 г., включить в круг ранних произведений царицыных светлиц времени царицы Марии Ильиничны и датировать ее 1650 г., на основании хранящейся отдельно вкладной надписи.
Двусторонняя хоругвь, явление Богоматери преподобному Сергию, царицыны светлицы, царица Мария Ильинична, реставрация, древнерусское шитье
  1. Балдин В. И., Манушина Т. Н. Троице-Сергиева Лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV–XVII вв. М.: Наука, 1996.
  2. Гусева Э. К. Особенности сложения иконографии «Сергиева видения» («Явления Богоматери преподобному Сергию») // Государственный историко-архитектурный музей-заповедник «Московский Кремль»: Материалы и исследования. Искусство средневековой Руси. Вып. 12. М.: Известия, 1999. С. 120–138.
  3. Манушина Т. Н. Художественное шитье древней Руси в собрании Загорского музея. М.: Сов. Россия, 1984.
  4. Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье. М.: Крас. площадь, 2004.
  5. Николаева Т. В. Древний Звенигород. М.: Искусство, 1978.
  6. Николаева Т. В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. Л.: Аврора, 1969.
  7. Николаева С. В., Воронцова Л. М., Черкашина Г. П., Шитова Л. А. Преподобный Сергий Радонежский. Образ простоты, правды и святости. Иконография XV — начала XX в. М.: Лето, 2014.
  8. Подписные и датированные произведения церковного искусства: Каталог выставки в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике 25 июня — 16 августа 2016 / Шаромазов М. Н., сост. Кириллов, 2017.
  9. Преподобный Савва Сторожевский. Иконография XV — начала ХХ века / Седов Д. А., Шалина И. А., составители. М.: Лето, 2013.
  10. Преподобный Сергий Радонежский в произведениях русского искусства XV–XIX вв. / Петрунина Т. Н., ред. М.: Руссар, 1992.
  11. Семечкин П. А. Мастерская по ремонту древнего шитья. К истории Секции декоративного искусства Центральных государственных реставрационных мастерских (1919 — 1934 гг.) // Вестник. Реставрация музейных ценностей. 2/2000 – 1/2001 (№ 6–7). М.: ВХНРЦ, 2001. С. 54–62.
  12. Троице-Сергиева Лавра: Художественные памятники / Воронин Н. Н., Косточкин В. В., ред. М.: Искусство, 1968.
  13. Черкашина Г. П. Художественное шитье в храмах Троице-Сергиева монастыря в XVII — начале XX в. // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Сб. материалов VII международной конференции 23–25 сентября 2010 года. Сергиев Посад: Ремарко, 2012. С. 268–277.
  14. Черненилова Л. М. Волшебная нить. Лицевое и орнаментальное шитье XVI — начала XVIII века из собрания музея «Новый Иерусалим». М.: Голден-Би, 2013.

Заварина Екатерина Николаевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: академик РАН;
Место учёбы: Государственный институт искусствознания; Российская Федерация, 125009, г. Москва, Козицкий переулок, д. 5;
ORCID: 0000-0002-1806-9300;
Электронный адрес: zavarina.kat@yandex.ru.
Выражаю признательность сотрудникам Сергиево-Посадского музея заповедника, в частности зав. отделом филиала музея "Ризница ТСЛ" Галине Павловне Черкашиной.
Гусейнова Зивар Махмудовна

Фитники середины XVII века как отражение музыкально–теоретической мысли своего времени (по рукописи РГБ собр. Одоевского N 1)

Гусейнова З. М. Фитники середины XVII века как отражение музыкально–теоретической мысли своего времени (по рукописи РГБ собр. Одоевского N 1) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 36. С. 97-111

DOI: 10.15382/sturV201936.97-111
Русские музыкально-теоретические руководства сер. XVII в. содержат сведения об основных элементах системы пения. В этот период в знаменном распеве актуальным было исполнение по формулам — фитам и попевкам, объяснение которым давалось в соответствующих руководствах (фитниках и кокизниках). В рукописи Российской государственной библиотеки собрания В. Ф. Одоевского (фонд 210) № 1 этого времени представлены около 20 различных музыкально-теоретических руководств, в том числе восемь фитников; они в большинстве своем являются частью более крупных руководств. Анонимный автор кодекса не создает сводного фитника, ограничиваясь последовательным копированием списков более ранних руководств. В результате в репертуаре фит кодекса выявляется целый ряд повторяющихся формул, имеющих разночтения в начертаниях и особенно их распевах («разводах»). С точки зрения организации материала представление фит теоретически должно было включать показ фиты в рамках гласа, начертание формулы, ее название и развод. В действительности эта информация выглядит в списках далеко не полной: так, в фитниках может отсутствовать любой из названных компонентов, а разводы фит выписаны в нескольких певческих вариантах. В фитники в отдельных случаях введены сопроводительные ремарки, уточняющие музыкальную принадлежность распевов (например, «усольский», «монастырский») или особенности их начертания и образования (например, «фита трестрелная», «фита тихая без своду»). Строение фитных разводов основывается на музыкально-строчной, безтекстовой системе; количество строк в разводе колеблется от одной до четырех. Сложность фитного распева зависит не от особой мелизматической насыщенности, а от количества строк. В фитном пении сформировался репертуар устойчивых для каждого гласа строк, которые входили в развод многих формул. При этом сохранялся основной прием интонационного варьирования распевов, который может рассматриваться как ведущий в творчестве древнерусских мастеров пения.
рукопись, кодекс, музыкально-теоретическое руководство, фита, попевка, фитник, кокизник, развод, текст, структура, строка, интонация
  1. Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972
  2. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984.
  3. Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006.
  4. Григорьева В. Ю. «Книга инока Иосифа Ловзунскаго его знамени и пометы» // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 3 (9). С. 7–54.
  5. Гусейнова З. М. Фитник Федора Крестьянина. СПб., 2001.
  6. Захарьина Н. Б. Из истории русского богослужебного пения http://www.rusland.spb.ru/zv_1_3b.htm
  7. Карастоянов, Божидар. Попевки и фиты в центонах знаменного роспева и их основные формулы. URL: http://znamen.ru/txt/k/p_f_cen.htm
  8. Кручинина А. Н., Швец Т. В. «Христос при дверех, жремая Пасха прииде…»: Чин умовения ног в древнерусской певческой традиции // Евразия: духовные традиции народов. 2012. № 1. С. 186–215.
  9. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: в 2 т. / под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. М.; Л., 1925). URL.: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/.
  10. Рукописные собрания Д. В. Разумовского и В. Ф. Одоевского и архив Д. В. Разумовского. Описания / под ред. И. М. Кудрявцева. М., 1960.
  11. Рымко Г. А. Теоретические проблемы тексто-музыкальной формы: автореф. дис. … канд. искусствоведения. 17.00.02 — музыкальное искусство. М., 2014.
  12. Семенёнок И. А. К проблеме формулы в знаменном распеве // Музыка и время. 2017. № 5. С. 3–9.
  13. Серегина Н. С. Нотированная фита в стихире Епифанию Кипрскому из рукописи Троицкого писца Епифания // Преподобный Сергий Радонежский в русской культуре и искусстве: тезисы научных докладов международной научно-практической конференции / под ред. М. А. Сень, И. А. Чудиновой, А. А. Тимошенко. СПб., 2014. С. 11–12.
  14. Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 1974.

Гусейнова Зивар Махмудовна


Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова Российская Федерация, 190000, г. Санкт-Петербург, Театральная пл., д. 3;
Должность: зав. кафедрой истории русской музыки;
ORCID: 0000-0001-8940-6485;
Электронный адрес: zivar-g@mail.ru.
Булычева Анна Валентиновна

Концерты Василия Титова Двунадесятым праздникам: сверхцикл русского барокко

Булычева А. В. Концерты Василия Титова Двунадесятым праздникам: сверхцикл русского барокко // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 36. С. 112-130

DOI: 10.15382/sturV201936.112-130
Статья посвящена многохорным циклам русских партесных концертов. Авторами выявлены три цикла для 8 и 12 голосов, созданные между концом XVII в. и 1730-ми гг. Василием Титовым, Герасимом (Завадовским) и Николаем Калачниковым (Калашниковым). Данные сочинения рассматриваются здесь в контексте концертных циклов для 3–5 голосов Николая Дилецкого и Василия Титова, а также «сверхциклов» польских и немецких композиторов эпохи барокко, предназначенных для исполнения в течение более чем одного дня — вплоть до целого года. Наибольшее внимание уделено концертам Василия Титова на 12 голосов, посвященным Двунадесятым праздникам. Основные источники текста датированы на основе анализа филиграней, маргиналий и упоминаний императриц в других (анонимных) концертах из изучаемых рукописей. Сделан вывод, что все без исключения источники, в которых цикл Титова представлен более или менее полно, относятся к 1740–1770-м гг., то есть являются не прижизненными, но созданными через 30 и более лет после смерти автора. Во всех рукописях, за исключением двух, цикл имеет различную структуру и разную продолжительность, что заставляет поставить вопрос: создавались ли данные концерты изначально как цикл или были скомпилированы регентами после смерти Титова? Анализ концертов в нескольких аспектах — тональный план, соотношение масштабов словесного текста и музыки (интенсивность повторения слов), специфика примененных полифонических приемов — позволяет предположить, что концерты были созданы именно как цикл.
русское барокко, партесный концерт, Василий Титов, Двунадесятые праздники, источники текста, филиграни, многохорное письмо, полифоническая техника, канон, стретта
  1. Булычева А. В. Василий Титов — Герасим (Завадовский) — Кирилл Заюшевич: творческий диалог, творческое соревнование // Современные проблемы музыкознания. 2017. № 1. С. 25–42.
  2. Булычева А. В. Концерты на 12 голосов из собрания Спасо-Преображенского Пыскорского монастыря // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования. М., 2016. Вып. 1. С. 243–251.
  3. Булычева А. В. Проблема авторства в духовной музыке позднего барокко (Франция — Россия) // Научный вестник Московской консерватории. 2018. № 2. С. 82–93.
  4. Булычева А. В. Concerto, concentus, концерт: партесный концерт в контексте барочной терминологии // Старинная музыка. 2019. № 1. С. 10–17.
  5. Келдыш Ю. В. История русской музыки. Т. 1. М.: Музыка, 1983.
  6. Плотникова Н. Ю. Из истории партесного стиля: композитор Николай Калашников // Музыка и время. 2012. № 11. С. 23–27.
  7. Плотникова Н. Ю. Концерты Николая Дилецкого на три голоса: вопросы атрибуции, жанра и стиля // Музыка и время. 2016. № 8. С. 11–25.
  8. Плотникова Н. Ю. Творчество мастеров партесного стиля Василия Титова и Николая Дилецкого: новые открытия и перспективы изучения // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования. М., 2016. Вып. 1. С. 145–154.
  9. Плотникова Н. Ю. «Царственный мастер» Василий Титов // Музыка и время. 2011. № 5. С. 32–41.
  10. Протопопов В. В. Список произведений Василия Титова // Протопопов В. В. Из неопубликованного наследия. М.: МГК, 2011. С. 392–394.
  11. Титов В. Ансамбли и хоры без сопровождения. Вып. 1 / сост., ред. и вст. статья В. В. Протопопова. М.: Музыка, 2004.
  12. Gierasimowa I. Introduction // Nicolaus Dylecki (ca. 1630–1690). Vesperae, Liturgia, Concerti quatuor vocum / Ed. Irina Gierasimowa. Warszawa: Sub Lupa, 2018. S. 7–30.
  13. Stiel C. Die Organisten an der St. Marienkirche und die Abendmusiken zu Lübeck // Zeitschrift des Vereins für Lübeckische Geschichte und Altertumskunde. Lübeck: Edmund Scmerfahl, 1888. Band 5. S. 167–203.

Булычева Анна Валентиновна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского; Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-1163-7344;
Электронный адрес: anna.bulycheva@inbox.ru.
Статья подготовлена в рамках исследования, выполняемого при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 19-012-00174\19 «Русская духовная музыка эпохи барокко: инципитный каталог»).
Даянов Рафаэль Маратович; Залманзон Анна Михайловна

Исторические иконостасы церкви Рождества Христова на Песках

Даянов Р. М., Залманзон А. М. Исторические иконостасы церкви Рождества Христова на Песках // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 36. С. 131-150

DOI: 10.15382/sturV201936.131-150
Статья посвящена истории воссоздаваемой ныне церкви Рождества Христова на Песках в Санкт-Петербурге и в первую очередь ее иконостасов. Храм построен в 1798 г. на месте прежнего обветшавшего строения по проекту архитектора Петра Егорова и неоднократно подвергался ремонту и перестройке. Приведена подробная история создания первоначальных иконостасов на основании чертежей и других документов, многие из которых выявлены впервые, реконструирован их внешний вид и уточнены датировки. Достоверно установлено авторство первоначального главного иконостаса храма, выполненного по проекту архитектора И. Е. Старова. Особый интерес представляет переписка 1790 г., связанная с торгами за право сооружения иконостаса, в частности требования к нему в «обязательстве» мастера Петра Макарова. Приведены подробное историко-искусствоведческое описание, данные о затратах на строительство, сюжеты и история создания икон, сравниваются иконостасы приделов храма, их стилистические особенности, а также описание ремонта иконостаса, осуществленного в 1851 г. под руководством архитекторов А. И. Швецова и В. Ф. Небольсина. В том же году был устроен новый иконостас по эскизу академика Ф. Г. Солнцева, а старые разобраны. Авторы полагают, что представленные на сохранившихся чертежах иконостасы Старова и Егорова больше соответствовали архитектурному стилю храма, чем известный по фотографиям иконостас Солнцева.
церковная архитектура, иконостасы, архитекторы П. Егоров, И. Е. Старов, Ф. Г. Солнцев, церковь Рождества Христова на Песках, иконы, символика
  1. Аксёнова Г. В. Русский стиль. Гений Фёдора Солнцева. М.: Слово, 2009.
  2. Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. СПб., 2010.
  3. Корольков А.И. Христорождественская церковь на Песках. СПб., 1898.
  4. Кузнецов Ф. Д., Кузнецова-Рыцк Э. Ф. Архитектор Петр Егоров. Чебоксары, 1964.
  5. Кузнецова Э. Ф. Архитектор Петр Егоров. Чебоксары, 1984.
  6. Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. СПб.: тип. Уч-ща глухонемых вед. учр. имп. Марии, 1909. Вып. 3.
  7. Маслов В. М. Краткое описание Христорождественской церкви на Песках. СПб., 1887.
  8. Путятин И. Е. «Низкие» иконостасы эпохи классицизма: содержание архитектурной формы и проблемы восстановления // Реликвия. 2004. № 1 (4). С. 16-23.
  9. Сорокин П. Е., свящ. Александр Берташ, Андреева О. В., Бельский С. В., Михайлова С. Р., Семенов С. А., Соболев В. Ю. Историко-археологическое изучение утраченных храмов Санкт-Петербурга // Археологическое наследие Санкт-Петербурга. СПб., 2009. Вып. 3. С. 3–129.
  10. Церковь Рождества Христова на Песках // Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. СПб.: издание С.-Петербургского епархиального историко-статистического комитета, 1878. Вып. 5. С. 340–350.

Даянов Рафаэль Маратович


Место работы: Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина; Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 17;
Должность: ст. преподаватель кафедры архитектуры;
Электронный адрес: raf_dayanov@mail.ru.

Залманзон Анна Михайловна


Место работы: OOО «Балтийская реставрационная коллегия»; Российская Федерация, 190021, г. Санкт-Петербург Набережная канала Грибоедова, 130-а-207;
Должность: науч. сотрудник;
Электронный адрес: zalmanzon@mail.ru.
Пастон Элеонора Викторовна

«Соборный идеал» В. М. Васнецова. Работа художника во Владимирском соборе в Киеве (1885–1896)

Пастон Э. В. «Соборный идеал» В. М. Васнецова. Работа художника во Владимирском соборе в Киеве (1885–1896) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 36. С. 151-162

DOI: 10.15382/sturV201936.151-162
В статье рассматриваются проблемы формирования «соборного идеала» В. М. Васнецова, явившегося важным фактором в решении стоявших перед ним задач по оформлению внутреннего пространства Владимирского собора в Киеве, храма-памятника, посвященного 900-летию Крещения Руси, в программе росписей которого была заложена идея осмысления религиозной истории России, а также ее включенности через Византию во всемирную историю культуры. Для Васнецова искусство не было особой, замкнутой сферой: мысли и чувства народа, сама его жизнь естественно «переливаются» в искусство, находят в нем естественное выражение и завершение. Эта «горячая связь между художниками и современниками» становится залогом успеха такого грандиозного дела, каким было украшение храма, «путем к свету», путем постижения великих ценностей для Васнецова. В росписях собора он попытается воплотить свой эстетический идеал создания искусства большого стиля, вернувшегося из замкнутого мира коллекций и музеев в окружающую жизнь туда, где оно может служить массе простых людей в их повседневной жизни. Так постепенно формируется «соборный идеал» мастера, основанный на идее «натуральной соборности человечества» по определению славянофилов, предполагающей глубочайшее межчеловеческое согласие – достояние людей, объединенных искренним служением истине, добру и красоте. Яркая одаренность художника в области орнаментальной импровизации обеспечила единство художественного впечатления от росписей и позволила Васнецову выработать во Владимирском соборе своеобразный стиль, частью которого явилось соединение реалистически трактованных фигур с фоном, данным в условной манере русских икон и миниатюр, а также орнаментальная оправа для всех фигур и сцен, вошедший в историю русского искусства под названием «васнецовский стиль».
соборность, соборный идеал, религиозная живопись, роспись Владимирского храма в Киеве, художественно-эстетическая программа, Васнецов, Абрамцевский кружок
  1. Васнецов. В. М. Мир художника. Письма. Дневники. Воспоминания. Документы. Суждения современников. М.: Искусство, 1987.
  2. Верещагина А. Г. К вопросу об исторической живописи Васнецова // Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926): Сб. материалов. М., 1994. С. 25–45.
  3. Дедлов В. Л. (Кинг). Киевский Владимирский собор и его художественные творцы. М.: Издание книжного магазина Гроссман и Кнебель, 1901.
  4. Заметки // Мир искусства. 1900. № 11–12. С. 245–247.
  5. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Издво Свято-Владимирского братства. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1934 года (издательство «Париж»). 1993.
  6. Плотникова И. В. О религиозной живописи Васнецова во Владимирском соборе в Киеве // Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926): Сб. материалов. М., 1994. С. 47–62.
  7. Поленова Н. В. Абрамцево. Воспоминания. М.: Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1922.
  8. Прахов Н. А. Страницы прошлого. Киев: Державне видавництво образоторчого мистецтва i музичноi лiтератури УРСР, 1958.
  9. Рильке Р.-М. Ворпсведе. Огюст Роден. Письма. Стихи. М.: Искусство, 1971.
  10. Флоренский П. А. Иконостас. М.: Искусство. 1994.

Пастон Элеонора Викторовна


Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Государственная Третьяковская галерея; Российская Федерация, 119017 г. Москва, Лаврушинский переулок, 10;
Должность: главный научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-4896-9481;
Электронный адрес: pastonella@mail.ru.
Аникиенко Сергей Викторович

Влияние Придворной капеллы на церковно-певческую практику Кубанской области: к истории вопроса

Аникиенко С. В. Влияние Придворной капеллы на церковно-певческую практику Кубанской области: к истории вопроса // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 36. С. 163-180

DOI: 10.15382/sturV201936.163-180
В статье впервые на основе архивных документов рассматриваются вопросы воздействия традиций Придворной певческой капеллы на церковно-певческую практику в самом молодом административном регионе Российской империи — Кубанской области. Ее выпускники-регенты работали в войсковом певческом хоре Кубанского казачьего войска с 1859 г. Однако это были единичные случаи, а не продуманная система, что не позволяло хору вести профессиональную подготовку руководителей церковно-певческих коллективов многочисленных городских и станичных приходов в регионе. Воспитанники капеллы на Кубани в начале ХХ в. внесли значительный вклад в развитие церковного Обихода и традиций духовных песнопений. Многотомное музыкальное переложение годового круга нотного церковного пения, сделанное преподавателем пения Андреем Яковлевичем Губаревым и изданное им на собственные средства, стало универсальным изданием для изучения, прежде всего в школах и начальных училищах. Простота переложений делала эти сборники доступными для использования регентами любого уровня подготовки; а впервые введенные в структуру текста подробные богослужебные указания помогали псаломщикам и причетникам понять ход Богослужения. Духовно-музыкальные сочинения и переложения Григория Митрофановича Концевича имели другую направленность и были предназначены для исполнения певческими коллективами разного уровня подготовки, в том числе и школьными хорами. Архивные документы и публикации в газетах того времени помогают восстановить некоторые биографические сведения о екатеринодарских регентах.
Придворная певческая капелла, Придворный обиход, Екатеринодар, церковное пение, Г. М. Концевич, А. Я. Губарев, музыкально-издательская деятельность, Кубанский войсковой певческий хор
  1. Аникиенко С. В. «Годовой круг нотного церковного пения» А. Губарева: опыт осмысления православного осмогласия // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире / ред.-сост. С. И. Хватова. Майкоп: Изд-во «Магарин О. Г.», 2017. С. 489–501.
  2. Аникиенко С. В. «Чем больше будет пения, тем лучше станут люди» (неизвестное письмо Н. Ф. Финдейзена в Екатеринодар) // Художественное образование и наука. 2018. № 4. С. 70–78.
  3. Артемова Е. Г. Духовно-музыкальная культура Петербурга рубежа XIХ–ХХ веков. М.: Перо, 2015.
  4. Вальченко А. В. Из истории Придворной певческой капеллы в Таганроге (1825–1862) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2004. № 1. С. 77–85.
  5. Донецкий Т. Библиографическая заметка // Воронежские епархиальные ведомости. 1911. № 16. С. 426–427.
  6. Духовская Т. Д. Придворный обиход и его влияние на современную церковно-певческую практику // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. М., 2000. С. 532–538.
  7. Еременко С. И. Предан песне: Деятельность Г. М. Концевича в досоветский период // Кубань: проблемы культуры и информатизации. 2000. № 1. С. 14–17.
  8. Жадан В. А. Войсковой певческий хор и его роль в становлении церковного пения в Черномории и Кубанской области (XIX — начало XX в.) // Из истории Кубанского казачьего хора: материалы и очерки / сост., общ. ред. В. Г. Захарченко. Краснодар: ДиапазонВ, 2006. С. 172–178.
  9. Захарченко В. Г. Слово о Концевиче // Музыкальный фольклор адыгов в записях Г. М. Концевича / сост. Ш. С. Шу. Майкоп: Республиканское издательско-полиграфич. объединение «Адыгея», 1997. С. 10–14.
  10. Кияшко И. И. Войсковые певческий и музыкантский хоры Кубанского казачьего войска. 1811–1911 годы: Исторический очерк столетия их существования. Екатеринодар: Тип. Кубан. обл. правления, 1911.
  11. Левашов Е. М. Традиционные жанры православного певческого искусства в творчестве русских композиторов от Глинки до Рахманинова. 1825–1917: Исторический очерк, нотография, библиография. М.: ТехноИнфо, 1994.
  12. Плотникова Н. Ю. Многоголосные формы обработки древних роспевов в русской духовной музыке XIX — начала XX века : дис. ... канд. искусствовед. М., 1996.
  13. Регентский класс при Придв[орной] Певческой Кап[елле] // Русская музыкальная газета. 1904. № 19–20. Стб. 516–519.
  14. Фольклорист, композитор Г. М. Концевич / ред.-сост. П. Ткаченко. М.: РПК «Ф-Принт», 2013.
  15. Чумаченко В. К. Тайна Александра Кошица // Родная Кубань. 2000. № 2. С. 141–144.
  16. Шадрина А. В. Донские церковные композиторы второй половины XIX — середины XX в. Ростов н/Д: Антей, 2014.
  17. Шадрина А. В. Донской церковный композитор и регент А. Т. Ершов: возвращение из небытия // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире / ред.-сост. С. И. Хватова. Майкоп: Изд-во «Магарин О. Г.», 2017. С. 622–632.

Аникиенко Сергей Викторович


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Краснодарский государственный институт культуры; Российская Федерация, 350072, г. Краснодар, ул. 40-летия Победы, д. 33;
Должность: доцент кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования;
ORCID: 0000-0003-0356-4963;
Электронный адрес: anikienko1966@mail.ru.
диакону Сергию Иващенко - за ценные советы; Грете Юрьевне Эрцэнгель - за помощь в подготовке иллюстраций
Ковалев Андрей Борисович

Современная духовная музыка: вопросы терминологии

Ковалев А. Б. Современная духовная музыка: вопросы терминологии // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 36. С. 196-204

DOI: 10.15382/sturV201936.196-204
В статье рассматриваются два аспекта терминологии в области современной духовной музыки: типология жанров; наименования авторских духовных произведений, связанные с их образным содержанием. Предлагается жанровая типология духовной музыки, где выделены три основных типа — традиционные жанры, смешанного типа и нетрадиционные. К традиционным жанрам относятся произведения, непосредственно связанные с богослужебными чинопоследованиями; в произведениях жанров смешанного типа, при сохранении признаков богослужебно-певческой традиции, отсутствует связь с тем или иным конкретным богослужением; произведения нетрадиционных жанров отличают относительно свободная композиция, не связанная со структурой богослужения и певческим каноном, широкое использование средств выразительности современной музыки. Проблема наименований произведений рассматривается в связи с уточнением их жанровой разновидности, обусловленной идейно-образным содержанием. Методология работы включает в себя междисциплинарный подход к изучению духовно-музыкального произведения с использованием положений литургики, а также научных категорий отечественного музыковедения.
жанровая типология, традиционные жанры, жанры смешанного типа, нетрадиционные жанры, Литургия, литургические песнопения, духовный концерт
  1. Гарднер И. А. Богослужебное пение русской православной церкви. Сущность. Система. История. Сергиев Посад: Московская духовная академия, 1998. Т. 1.
  2. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки ХХ века. М.: Языки славянской культуры, 2002.
  3. Ковалев А. Б. Жанры русской духовной музыки в творчестве отечественных композиторов (вторая половина XIX — начало XXI века): монография. Тамбов: Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка», 2018.
  4. Ковалев А. Б. Русская литургия Родиона Щедрина «Запечатленный ангел»: загадка жанрового наименования // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 32. С. 139–150.
  5. Левашев Е. М. Традиционные жанры древнерусского певческого искусства от Глинки до Рахманинова // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: сб. ст., иссл., интервью / ред.-сост. Ю. И. Паисов. М.: Композитор, 1999. Вып. 1. С. 6–41.

Ковалев Андрей Борисович


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Академия хорового искусства имени В.С.Попова; Российская Федерация, 125565, г. Москва, ул. Фестивальная, 2;
Должность: доцент кафедры истории и теории музыки;
ORCID: 0000-0001-5503-3676;
Электронный адрес: andrej-kovalev@yandex.ru.