/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :39

ИССЛЕДОВАНИЯ

Чемезова Ксения Евгеньевна

Октагон в соборе Св. Олава в Тронхейме: история строительства и архитектурно-художественные особенности

Чемезова К. Е. Октагон в соборе Св. Олава в Тронхейме: история строительства и архитектурно-художественные особенности // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 39. С. 11-27

DOI: 10.15382/sturV202039.11-27
В статье проводится комплексное изучение октагона в соборе Св. Олава в Тронхейме. Локальное исследование воссоздает этапы строительства восточной части норвежского собора. Октагон рассмотрен в контексте зодчества восточно-христианского мира, континентальной и островной Европы. Изучены аналоги широкого географического и хронологического охвата, в результате чего выявлено определенное влияние храма Гроба Господня в Иерусалиме на планировку восточной части норвежского храма. В связи с этим изучена специфика восприятия «копии» в средневековой архитектуре. Исследование также показало, что строительство восточной части собора велось не без участия английских мастеров. На это указывают, во-первых, исторические предпосылки (приглашение английских епископов в Норвегию, воспитание норвежских королей при Английском дворе и проч.) и, во-вторых, сходство конструктивных и декоративных деталей восточной части норвежского собора с хором св. Хью в Линкольне.На основе изучения средневековой нумерологии и историко-культурного контекста было выявлено возможное семантическое значение октагона в Тронхейме и обнаружен еще один архитектурный аналог, повлиявший на создание восьмигранника — Дворцовая капелла Карла Великого в Ахене. Обращение к храму Гроба Господня и, вероятно, к Ахенской капелле можно обосновать стремлением заказчиков в лице архиепископов воплотить идею создания Небесного Иерусалима. Уникальная планировка для норвежской каменной архитектуры нашла продолжение в местном приходском и монастырском зодчестве. В статье рассмотрены основные церкви конца XII–XIII в., которые так или иначе связаны с собором Св. Олава.
норвежское искусство, собор в Тронхейме, октагон, средневековая архитектура, норвежский собор, Нидаросский собор, св. Олав
  1. Добиаш-Рождественская О. А. Западные паломничества в Средние века. Петербург, 1924.
  2. Каптиков А. Романская архитектура Италии. Ломбардия–Эмилия-Романья–Тоскана–Апулия–Сицилия. Екатеринбург: TATLIN, 2012.
  3. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Екатеринбург: У-Фактория, 2005.
  4. Лидов А. М. Икона. Мир святых образов в Византии и Древней Руси. М.: НП АКЦ «Страдиз-Аудиокнига», «Феория», 2014.
  5. Сванидзе А. A. Викинги — люди саги: жизнь и нравы. М.: Новое литературное обозрение, 2014.
  6. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: Ладомир; Наука, 1995.
  7. Ekroll Ø. The Octagonal Shrine Chapel of St. Olav at Nidaros Cathedral: An Investigation of its Fabric, Architecture and International Context (Doctoral Thesis at NTNU). Trondheim, 2015.
  8. Fischer G. Domkirken i Trondheim. Kirkebygget i Middelalderen. Bind I. Oslo: Forlaget Landog Kirke, 1965.
  9. Harrison S. The Cathedral of Archbishop Eystein: Sequences, Style, Dating and Infl uences // Eystein Erlendsson: Erkebiskop, Politiker og Kirkebygger. Trondheim: Nidaros domkirkes restaureringsarbeider, 2012. P. 97–111.
  10. Kleinbauer Е. Charlemagne's Palace Chapel at Aachen and Its Copies // Gesta. 1965. Vol. 4. P. 2–11.
  11. Krautheimer R. Introduction to an «Iconography of Mediaeval Architecture» // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1942. Vol. 5. P. 1–33.
  12. Lunde Ø. Norges Klostre i Middelalderen // Fortidsminneforeningens Årbok. 1987. Nor. 141. P. 85–120.
  13. Trondhjem Cathedral Papers Concerning the Designs for the Restoration. Trondhjem: The Office of the Restoration of Trondhjem Cathedral, 1919.

Чемезова Ксения Евгеньевна


Место работы: Государственный музей истории Санкт-Петербурга; Российская Федерация, 197046, г. Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, 3;
Должность: научный сотрудник Выставочного отдела;
ORCID: 0000-0001-5417-1487;
Электронный адрес: ksuisk@mail.ru.
Казарян Геворг Сережевич

Миниатюры с изображением святых Абгара, Трдата и Григория Просветителя из армянской рукописи № 10 библиотеки Джона Риланда в манчестере

Казарян Г. С. Миниатюры с изображением святых Абгара, Трдата и Григория Просветителя из армянской рукописи № 10 библиотеки Джона Риланда в манчестере // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 39. С. 28-41

DOI: 10.15382/sturV202039.28-41
На основе как стилистических особенностей, так и колофонов в статье устанавливается, что девять миниатюр из армянской рукописи № 10 (Четвероевангелие) библиотеки Дж. Риланда в Манчестере, среди которых миниатюры с изображением святых Абгара, Трдата и Григория Просветителя, были добавлены в манускрипт после его создания, приблизительно во второй пол. XIV в., вероятно, в скрипториях Высокой Армении. В ХV в. при реставрации миниатюры были надписаны по-грузински, заменив собой поврежденные изначальные греческие, возможно, и армянские надписи. Исследование также выявляет, что если само Четвероевангелие, написанное в 1313 г. в Тайке, относится к традиции Армянской Апостольской Церкви, то изучаемые миниатюры, по всей вероятности, были созданы в кругу православных армян.
Армянская миниатюра, иконография, царь Авгарь, царь Трдат, Григорий Просветитель, Тайк, Высокая Армения, Армянская Апостольская Церковь, православные армяне
  1. Акопов А. Армянское население Тортумской области в 30–70-х. гг. ХIХ века // Научные труды Ширакского центра арменоведческих исследований НАН РА. Т. ХXI (2018). С. 96–106 (на арм. яз.: Ակոպով Ա., «Թորթումի գավառի հայ բնակչությունը 1830-1878 թթ.», Գիտական աշխատություններ ՀԱ ԳԱԱ Շիրակի հայագիտական հետազոտությունների կենտրոնի, հ. XXI (2018), էջ 96–106).
  2. Армянская миниатюра. Собрание Матенадарана. Ереван: Наири, 2014 (на арм. яз.: Հայկական մանրանկարչություն. Մատենադարանի հավաքածու, Եր., «Նաիրի», 2014).
  3. Атматзидис Х. Авгарос // Большая Православная Христианская энциклопедия. Т. 1. С. 14–15 (Ατματζίδης Χ. Άβγαρος, Μεγάλη Ορθόδοξη Χριστιανική Εγκυκλοπαίδεια. τ. Α΄. Σ. 14–15).
  4. Будур Н. История костюма. М.: Олма-Пресс, 2002.
  5. Гатрчян О., архим. Священные Служебники армян. Вена: тип. Мхитаристов, 1897 (на арм. яз.: Գաթրճեան Յ. վրդ., Սրբազան պատարագամատոյցք Հայոց, Վիեննա, Մխիթարեան տպ., 1897).
  6. Григор Татеваци. Зимний том. Константинополь, 1740 (репр. Иерусалим: тип. Св. Иаковов, 1998). С. 598 [на арм. яз. Գրիգոր Տաթեւացի, Ձմեռան հատոր, Կ. Պոլիս, 1740 (վերատպեալ ի տպարանի ս. Յակոբեանց, Երուսաղէմ, 1998].
  7. Григорян Г.-М., архим. Следы армян-халкидонитов в рукописях // Handes Amsorya. 1960. № 10–12. Кол. 505–510 (на арм. яз.: Գրիգորեան Գ.-Մ., ծ. վրդ., «Հայ-քաղկեդոնականներու հետքեր ձեռագրաց մէջ», Հանդէս Ամսօրեայ, 1969, թիւ 10–12, ս. 505–510).
  8. Казарян В., Манукян С. Матенадаран. Т. 1: Армянская рукописная книга VI–XIV вв. М.: Книга, 1991.
  9. Казарян Г. Синаксарь монаха Козьмы (1203 г.) // Handes Amsorya. 2018. № 1–12. Кол. 401–438 [на арм. яз.: Ղազարեան Գ., «Կոզմա կրօնաւորի «Սենաքսառը» (1203 թ.)», Հանդէս Ամսօրեայ, 2018, թիւ 1–12, ս. 401–438).
  10. Корхмазян Э. Миниатюра Высокой Армении (Бардзр Хайка), XI–XIV вв. Ереван, 2016.
  11. Лидов А. М. Росписи монастыря Ахтала: История, иконография, мастера. Унив. Дм. Пожарского. М., 2014.
  12. Мансветов И. Д. Омофор // Древности: Труды Московского Археологического общества. М., 1873. Т. 1. С. 137–154.
  13. Марр Н. Я. Об армянской иллюстрированной рукописи из халкидонитской среды // Марр Н. Я. Кавказский культурный мир и Армения / ред. П. Мурадян и др. Ереван: Богосл. центр «Гандзасар», 1996. С. 302–306.
  14. Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов: в 4 т. М., 1993. Т. 1.
  15. Мещерская Е. Н., Панченко К. А. Авгарь // Православная энциклопедия. Т. 1. С. 88–90.
  16. Мовсес Хоренаци. История Армении / пер. с древнеармянского яз., введ. и примеч. Г. Саркисяна / ред. С. Аревшатян. Ереван: Айастан, 1990.
  17. Музей древних и новых предков. Т. 1: Неканонические книги Ветхого Завета. Венеция, о. Св. Лазаря, 1896. С. 331–332 [на арм. яз. Թանգարան հին եւ նոր նախնեաց, Գիրք Ա. Անկանոն գիրք Հին Կտակարանի, Վենետիկ-Ս. Ղազար, 1896].
  18. Саминский А. Л. Неизвестные константинопольские миниатюры начала комниновской эпохи // Музей. Вып. 9 / сост. А. С. Логинова. М.: Советский художник, 1988. С. 175–197.
  19. Тэлбот Райс Девид. Миниатюры арм. рукописи № 10 библиотеки John Rylands / пер. др. Григорян Г.-М., архим. // Handes Amsorya. 1968. № 10–12. Кол. 471–486 (на арм. яз.: «John Rylands գրադարանի հայերէն թ. 10 ձեռագրին զարդանկարները», թարգ. դր. Մեսրոպ ծ.-վ. Գ. Գրիգորեան, Հանդէս Ամսօրեայ, 1968, թիւ 10–12, ս. 471–486).
  20. Чинопоследование Святой Армянской Церкви, содержащее Псалмы Давидовы, Великий Часослов и Месяцеслов. Вагаршапат: тип. Св. Эчмиадзина, 1999 (на арм. яз.: Ժամակարգութիւն Հայաստանեայց Սուրբ Եկեղեցւոյ յորում պարունակին Սաղմոս Դաւթի, Ժամագիրք Ատենի եւ Տօնացոյց, ի Վաղարշապատ, ի տպարանի Սրբոյ կաթողիկէ Էջմիածնի, 1999).
  21. Historical Tayk'. History, Culture, Confession. Collected Papers / eds. Hakobyan Z., Garibian N., Asryan A. Holy Echmiadzin, 2019.
  22. Nersessian V. N. A Catalogue of the Armenian Manuscripts in the British Library Acquired Since the Year 1913 and of Collections in Other Libraries in the United Kingdom. V. 1. The British Library. L., 2012.
  23. Nersessian V. The Treasures from the Ark. 1700 Years of Armenian Christian Art. L., 2001.
  24. Talbot Rice D. The illuminations of Armenian manuscript 10 in the John Ryland’s Library// Bulletin of the John Rylands Library. Vol. 43 (2), 1961. Р. 452–458.
  25. Tchobanian A. La Roseraie d’Arménie (Т. 1–3). T. 3. P., 1929.
  26. Vailhé S. Erzerum (Theodosiopolis) // The Catholic Encyclopedia. Vol. 5. P. 1366.

Казарян Геворг Сережевич


Ученая степень: магистр теологии;
Место работы: Афинский национальный университет; Греция, г. Афины, 157 72 Ано Илисья, Панепистимиополи;
ORCID: 0000-0001-5141-0374;
Электронный адрес: dngevorg@gmail.com.
Тюрина Ольга Владимировна

Стихира Рождеству Богородицы «Неплоды безчадена Анна» в древнерусской и византийской традициях. Эволюция песнопения-многогласника

Тюрина О. В. Стихира Рождеству Богородицы «Неплоды безчадена Анна» в древнерусской и византийской традициях. Эволюция песнопения-многогласника // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 39. С. 42-62

DOI: 10.15382/sturV202039.42-62
Многогласник — песнопение, в мелосе которого сочетаются строки, распетые в двух или нескольких гласах. Этот композиционный принцип основан на явлении ладовой модуляции, заимствованном древнерусским певческим искусством из Византии. Введение в распев песнопения мелодических формул из неродственных гласов, кадансирующих, соответственно, на финалисе чужого гласа, обычно для песнопений стихирного жанра в рукописях палео- и медиа-византийского периода. В древнерусской знаменной традиции многогласники были известны на всем протяжении ее существования. Многие из них с течением времени вышли из употребления, другие же сохранились в рукописной и певческой практике и обнаруживаются в большом количестве рукописей позднего периода (XVII–XVIII вв.). Статья посвящена одному из таких образцов — стихире на стиховне Рождеству Богородицы «Неплоды безчадена Анна». Автор подробно рассматривает две мелодические редакции стихиры: редакцию столпового знаменного роспева (по более чем 20-ти спискам кон. XV — нач. XVIII в.) и медиа-византийскую редакцию, так, как она зафиксирована в Амвросианском Стихираре 1341 г. Столповая редакция содержит указания смены основного 4-го гласа на 5-й. Однако анализ ее попевочного состава показывает, что в распеве присутствуют формулы не двух, а трех разных гласов, и, таким образом, песнопение является троегласником. Редакция Амвросианского Стихираря демонстрирует ряд красноречивых параллелей с древнерусским распевом стихиры. В частности, ее композиционный план включает модуляции в 1-й плагальный (т. е. по русской нумерации, в 5-й) глас. По мнению автора, это свидетельствует о преемственной связи двух редакций. Статья сопровождается многочисленными примерами с использованием знаменной, византийской и пятилинейной нотации.
древнерусское церковное пение, византийское церковное пение, столповой роспев, знаменная нотация, византийская нотация, мелодические формулы, попевки, глас, лад, модуляция, многогласник
  1. Григорьев Е. Пособие по изучению церковного пения и чтения. Рига, 2001.
  2. Захарьина Н. Б. Эволюция композиции древнерусских песнопений-осмогласников знаменного роспева в XII — XVII вв. // Певческое наследие Древней Руси (история, теория, эстетика). СПб., 2002. С. 185–205.
  3. Карастоянов Б. П. Стихира Борису и Глебу «Плотьскоую богатяща…» как выдающийся образец древнерусского певческого искусства // Музыкальная культура Средневековья. М., 1991. Вып. 2. С. 12–14.
  4. Любченко Е. М. Многогласники в Стихираре «Дьячье око» из собрания Д. В. Разумовского (РГБ.Ф. 379. №-63-66) // XVIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2018. С. 342–351.
  5. Любченко Е. М. Песнопения-двоегласники в Стихираре «Дьячье око» (РГБ. Ф. 379. № 63–66): Выпускная квалификационная работа. Санкт-Петербургская государственная консерватория, 2019.
  6. Любченко Е. М. Песнопения-двоегласники стихираря «Дьячье око» из собрания Д. В. Разумовского // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире. Вып.к 3. Т. 2. Майкоп, 2018. С. 639–651.
  7. Серёгина Н. С. Неизвестная стихира на освящение храма Георгия в Киеве по спискам XII в. // Музыкальная культура Средневековья. М., 1991. Вып. 2. С. 14–17.
  8. Школьник М. Г. Проблемы реконструкции знаменного роспева XII–XVII веков (на материале византийского и древнерусского Ирмология): дис. … канд. иск. М., 1996.
  9. Щепкина Н. А. Многогласники в греческих и русских нотированных Стихирарях XII–XIII веков (на материале двунадесятых богородичных праздников) // Сборник материалов XVIII Свято-Троицких ежегодных международных академических чтений в Санкт-Петербурге 25 — 28 мая 2018 г. СПб., 2018. С. 293–305.

Тюрина Ольга Владимировна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского; 125009, Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6662-7530;
Электронный адрес: tiurinao@mail.ru.
Зюзева Светлана Геннадиевна

О двух царских украшенных иконах святителя Николая XVI столетия

Зюзева С. Г. О двух царских украшенных иконах святителя Николая XVI столетия // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 39. С. 63-75

DOI: 10.15382/sturV202039.63-75
В статье рассматриваются два царских оклада на почитаемые иконы святителя Николая. Один из них — не дошедший до наших дней оклад древней иконы «Никола Великорецкий», принесенной в 1555 г. из Вятки в Успенский собор Московского Кремля. Повелением царя Ивана Васильевича образ был поновлен и украшен чеканной ризой и окладом с черневыми дробницами. Выдвинуто предположение, что состав дробниц (среди которых присутствуют образы московских митрополитов Алексея, Петра и Ионы, преподобного Александра Свирского) связан с текстом сказания об иконе «Никола Великорецкий» и что создание чеканного убора могло быть связано с работой европейских мастеров при царском дворе. Далее в статье анализируется программа дробниц, размещенных на киоте иконы «Святитель Николай», — моленного образа Евдокии Богдановны Сабуровой, первой жены царевича Ивана Ивановича, постриженной в Покровский монастырь г. Суздаля после 1572 г. На узких полях створок помещены пластины с изображением Деисуса, вселенских учителей Церкви и русских святых, а также небесных покровителей заказчицы и династии Рюриковичей и Годуновых. Высказано предположение, что чеканный киот для иконы был дополнен дробницами с соименными святыми двух царских династий после вступления царя Бориса Годунова на престол в 1598 г.
иконы святителя Николая, кремлевские мастерские, ювелирное искусство, придворная культура, торевтика, европейские мастера
  1. Баталов А. Л. Европейские архитекторы и военные специалисты на службе Ивана IV в свете письменных источников: Еще раз об истории Ганса Шлитте // Материалы и исследования. Федеральное гос. учреждение культуры «Гос. ист.-культур. музей-заповедник “Московский Кремль”». 2014. С. 8–32.
  2. Бобровницкая И. А., Мартынова М. В. Регалии российских государей и другие атрибуты великокняжеского и царского сана XIV–XVII веков: Каталог собрания. М., 2018.
  3. Борис Годунов: От слуги до государя Всея Руси / cост. каталога И. А. Бобровницкая, О. А. Цицинова. М., 2015.
  4. Быкова З. А. Чудотворная икона Богоматери «Умиление Корсунская» из Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале // Искусство христианского мира. М., 2003. Вып. 7. С. 136–154.
  5. Вера и Власть. Эпоха Ивана Грозного / вступ. ст. и сост. Т. Е. Самойлова. М., 2007.
  6. Воронцова Л. М. Оклад на икону «Преподобный Сергий Радонежский» из собрания Сергиево-Посадского музея // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы VI международной конференции 28–31 октября 2008. Сергиев Посад, 2010. С. 289–304.
  7. Георгиевский В. Т. Иконы Иоанна Грозного и его семьи в Суздале // Старые годы, 1910. Ноябрь. С. 3–21.
  8. Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XVI–XVII ст. Т. III: Домашний быт русских царей и цариц в XVI и XVII ст.: Материалы. М., 2003.
  9. Зюзева С. Г. Золотой оклад иконы «Троица» конца XVI века: История создания. Иконографические и стилистические особенности лицевых изображений // Материалы и исследования. Федеральное гос. учреждение культуры «Гос. ист.-культур. музей-заповедник “Московский Кремль”»; 27. М., 2016. С. 64–80.
  10. Зюзева С. Г. Серебряная икона «Благовещение» XVI в. Работа западного мастера в Москве // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. М., 2019. Вып. 34. С. 37–48.
  11. Иконы Успенского собора Московского Кремля. Вторая пол. XV — XVI век: Каталог / отв. ред.-сост. Т. В. Толстая. М., 2016.
  12. Каталог христианских древностей, собранных московским купцом Николаем Михайловичем Постниковым. М., 1888.
  13. Кашминский С., прот. О Великорецкой чудотворной иконе святителя Николая // Вятские епархиальные ведомости. Вятка. 1875. № 10. С. 323–327.
  14. Клосс Б. М. Избранные труды. М., 2001. Т. 2.
  15. Костромская икона XIII–XIX веков / авт.-сост. С. С. Каткова, Н. И. Комашко. М., 2004.
  16. Мартынова М. В. Оклад иконы «Богоматерь Смоленская» и черневая гравюра XVI века // Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1999. С. 318–335.
  17. Маханько М. А. «Вологодский извод» иконы «Никола Великорецкий». О разных редакциях житийного варианта чудотворного образа // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. М., 2011. С. 464–483.
  18. Маханько М. А. Почитание и собирание древних икон в истории и культуре Московской Руси XVI века. М., 2015.
  19. Николаева Т. В. Декоративно-прикладное искусство // Очерки русской культуры XVI в. М., 1977. Ч. 2. С. 352–391.
  20. Повести о великорецкой иконе Святителя Николая: памятники вятской письменности XVII–XVIII вв. / изд. А. С. Верещагин. Вятка: Губерн. тип., 1905.
  21. Ризница Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: 700-летию рождества преподобного Сергия посвящается: в 2 т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2014. Т. 1.
  22. Спирина Л. М. Святые князья Борис и Глеб на произведениях золотого и серебряного дела XVI–XVII вв. из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника // Культура славян и Русь. М., 1998. С. 429–452.
  23. Стерлигова И. А. Введение к части второй «Святыни государственной казны и ризниц кремлевских храмов» // Московский Кремль XVI столетия. Древние святыни и исторические памятники: сб. статей. Кн. 2. / сост. и отв. ред. С. А. Беляев, И. А. Воротникова. М., 2014. С. 282–297.
  24. Стерлигова И. А. Драгоценные иконы святителя Николая в Древней Руси // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. М., 2011. С. 382–408.
  25. Успенский А. И. Церковно-археологическое хранилище при Московском дворце в XVII в.: Опись Образной палаты 1669 г. // Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1902. Кн. 3. С. 7–61.

Зюзева Светлана Геннадиевна


Место работы: Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”; Российская Федерация, 103132 г. Москва, Кремль;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6499-0811;
Электронный адрес: zuzeva@yandex.ru.
Армеева Людмила Алексеевна

К вопросу о списках иконы преподобного Сергия Радонежского в окладе из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника, выполненных в мастерской И. М. Малышева

Армеева Л. А. К вопросу о списках иконы преподобного Сергия Радонежского в окладе из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника, выполненных в мастерской И. М. Малышева // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 39. С. 85-98

DOI: 10.15382/sturV202039.85-98
В статье проводится анализ существующих публикаций о почитаемом в Троице-Сергиевой лавре ростовом образе преподобного Сергия Радонежского в драгоценном окладе, служившем крышкой раки святого с 1585 г. Описываются и вводятся в научный оборот списки с этого образа, выявленные автором в 2018–2019 гг. в храмах и музеях России, Литвы, Латвии, Черногории. Благочестивая традиция использовать доски от обветшавших гробов святых для изготовления икон, крестов и панагий существовала в Русской Православной Церкви издавна. В статье показано, что надгробная икона у раки с мощами преподобного Сергия заменялась за 400 лет не один раз. Всякий раз старая доска использовалась для икон, однако икона, которая находится сейчас под окладом, не была крышкой раки, как считалось в XIX столетии. Доска моложе оклада примерно на 250 лет. Тем не менее в лаврской иконописной мастерской сформировалась устойчивая традиция выполнения списков с этой иконы. На списках с помощью резьбы по левкасу имитировался драгоценный оклад. В списки вкладывались частички мощей или гроба преподобного. Они были востребованы повсеместно и особо почитались.
Троице-Сергиева лавра, Сергиево-Посадский музей-заповедник, надгробная икона, преподобный Сергий Радонежский, И. М. Малышев, иеромонах Симеон (Смирнов), иконописная мастерская, резной золоченый фон
  1. Арсений, иеромонах. Исторические сведения об иконописании в Троице-Сергиевой лавре // Сборник на 1873 г., изданный Обществом древнерусского искусства при Московском публичном музее. М., 1873. С. 128–133.
  2. Воронцова Л. М. Оклад на икону «Преподобный Сергий Радонежский» из собрания Сергиево-Посадского музея // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы VI Международной конференции. 23–25 сентября 2010. Сергиев Посад, 2010. С. 289–309.
  3. Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. СПб., 2007.
  4. Дэвид Харт. Красота бесконечного: Эстетика христианской истины. М., 2010.
  5. Игошев В. В. Серебряная рака преподобного Сергия Радонежского 1555–1558 гг. и аналогичные саркофаги XVI–XVII вв. работы царских мастеров // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы IX Международной конференции. 16–17 октября 2014 г. Сергиев Посад, 2016. С. 324–339.
  6. Подписные и датированные произведения церковного искусства: Каталог выставки в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике 25 июня — 15 августа 2016. Кириллов, 2017.

Армеева Людмила Алексеевна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Московская духовная академия; Российская Федерация, 141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0003-0956-1675;
Электронный адрес: Armeeva@yandex.ru.
Ковалев Андрей Борисович

Литургический аспект в творчестве С. В. Рахманинова

Ковалев А. Б. Литургический аспект в творчестве С. В. Рахманинова // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 39. С. 99-114

DOI: 10.15382/sturV202039.99-114
В статье рассматривается вопрос о наличии в сочинениях великого русского композитора С. В. Рахманинова, написанных в разных жанрах, литургического идейно-образного содержания, а также сопутствующих ему смысловых интонационных элементов — цитат или аллюзий на знаменный роспев. Подобные ладоинтонационные структуры могут быть или непосредственно связаны с содержанием церковного богослужения и соответственно с церковнопевческой традицией, или довольно опосредованно нести в себе символический подтекст, обусловленный темами и образами Священного Писания. В первом случае имеются в виду, прежде всего, традиционные жанры русской духовной музыки — Литургия, Всенощное бдение, Духовный концерт «В молитвах неусыпающую Богородицу», во втором — произведения, относящиеся к области внехрамовой, светской музыки (фортепианные и симфонические произведения, романсы). Цель — проследить соотношение идейно-образного содержания произведений Рахманинова с его индивидуальным авторским стилем, в котором преобладают интонации церковного мелоса. В основе методологии — совмещение научных категорий теоретического и исторического музыкознания. Научно-теоретической основой исследования стали труды В. Н. Брянцевой, Ю. В. Келдыша, В. В. Медушевского и др. При всей широте жанрового диапазона произведений Рахманинова, их многоплановости и многогранности, во многих из них непосредственно или весьма опосредованно просматривается литургическое идейно-образное содержание, а также наличие ладоинтонационных структур, в той или иной степени связанных с православной певческой культурой.
С. В. Рахманинов, знаменный роспев, русская духовная музыка, традиционные жанры, попевка, тонема, микротема
  1. Асафьев Б. В. С. В. Рахманинов // Воспоминания о Рахманинове: в 2 т. / сост., ред., предисл., коммент. и указат. З. Апетян. Изд. 5-е, доп. М., 1988. Т. 2. С. 373–400.
  2. Бекетова Н. В. Рахманинов и Чайковский: экзистенциональная диалектика // Материалы II научного собрания памяти С. В. Рахманинова, 14–15 мая 2015 г. / Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка» / ред.-сост. И. Н. Вановская. Ивановка: Изд-во Р. В. Першина, 2016. С. 3–24.
  3. Брянцева В. Н. С. В. Рахманинов. М.: Советский композитор, 1976.
  4. Кандинский А. И. «Всенощное бдение» Рахманинова и русское искусство рубежа веков // Алексей Иванович Кандинский: Воспоминания. Статьи. Материалы. М., 2005. С. 73–78.
  5. Келдыш Ю. В. С. В. Рахманинов //История русской музыки в десяти томах. Т. 10А: 1890–1917-е годы. М., 1997. С. 69–133.
  6. Медушевский В. В. Духовные акценты в содержании музыкального образования // Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. М., 1998. С. 260–289.
  7. Медушевский В. В. Духовный анализ музыки: учеб. пособие: в 2 ч. М., 2014.
  8. Новицкая Л. П. Музыка Рахманинова — безмолвный зов, несомый звуком. Кода или прелюдия эпохи человека мыслящего? // С. Рахманинов: на переломе столетий: сб. матер. Междунар. симпозиума «С. Рахманинов: на переломе столетий» / ред. Л. Н. Трубникова. Харьков, 2008. Вып. 5. С.
  9. Скафтымова Л. А. О мелодике Рахманинова // Страницы истории русской музыки: статьи молодых музыковедов / общ. ред. и сост. Е. М. Орловой и Е. А. Ручьевской. Л.: Музыка, 1973. С. 103–122.
  10. Ханнанов И. Д. Музыка Сергея Рахманинова: семь музыкально-теоретических этюдов. М.: Композитор., 2011.

Ковалев Андрей Борисович


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Академия хорового искусства имени В.С.Попова; Российская Федерация, 125565, г. Москва, ул. Фестивальная, 2;
Должность: доцент кафедры истории и теории музыки;
ORCID: 0000-0001-5503-3676;
Электронный адрес: andrej-kovalev@yandex.ru.
Белогубова Юлия Вячеславовна; Соловьева Валерия Станиславовна

Свято–Сергиевский храм подворья московского Иоанно–Предтеченского монастыря: особенности богослужебно-певческой практики и репертуара (на материале рукописей конца XIX - первой трети XX века)

Белогубова Ю. В., Соловьева В. С. Свято–Сергиевский храм подворья московского Иоанно–Предтеченского монастыря: особенности богослужебно-певческой практики и репертуара (на материале рукописей конца XIX - первой трети XX века) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 39. С. 115-151

DOI: 10.15382/sturV202039.115-151
Настоящая статья посвящена исследованию богослужебно-певческой практики конца XIX — первой трети XX века подмосковного храма в честь прп. Сергия Радонежского в городе Долгопрудном, являющимся в прошлом подворьем московского Иоанно-Предтеченского монастыря. Анализируется рукописное собрание, найденное в храме села Виноградово, нотный материал которого был основой певческого репертуара Свято-Сергиевского храма от времени его основания до закрытия в 1935 г. В статье рассматривается проблема происхождения данного собрания, его датировка и время бытования рукописей. Особое внимание уделено его репертуарному составу. Атрибуция нотного материала позволила выявить два стилистических пласта и провести систематизацию песнопений по нескольким параметрам.
храм прп. Сергия в г. Долгопрудном, подворье Иоанно-Предтеченского монастыря, рукописное собрание, церковное пение до революции, атрибуция песнопений, церковно-певческая практика в годы репрессий
  1. Баталов Л. А., Головкова Л. А., монахиня Феонилла (Харченко). Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь: Страницы истории. М.: Лето, 2018.
  2. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. II: История. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004.
  3. Давиденко Д. Г. История Московского Ивановского девичьего монастыря в документах XIX– начала XX века. М.: Лето, 2018.
  4. Мишин Владислав, иерей. Не люблю властвовать над людьми: Жизнеописание старца схиархимандрита Илариона (Удодова), хранителя главы преподобного Сергия. М.: Новости, 2011.
  5. Потемкина Н. А. Проблемы изучения полного круга песнопений современного церковного обихода: на примере московской традиции: дис. ... канд. иск. М., 1999.
  6. Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — середины XVIII века: источниковедение, история, теория: дис. … д-ра иск. М.: Гос. ин-т искусствознания, 2015.
  7. Рахманова М. П. Церковь пела, а значит, сопротивлялась // Православие и современность. Саратов, 2010. № 15 (31). С. 9.
  8. Рождественская Н. Н., Тарасова К. В., Кондратьев В. А., монахиня Тавифа (Исаева), инокиня Софрония (Адвахова). Священномученик Владимир Алексеевич Смирнов: Жизнеописание. История храмов и школ, связанных с жизнью и деятельностью священномученика Владимира. М.: Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь, 2017.
  9. Садикова Е. Н. Богослужебно-певческое искусство русского зарубежья: Германия 1940−60-х годов: дис. ... канд. иск. М.: Рос. акад. музыки им. Гнесиных, 2018.
  10. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. II. Кн. 2: Синодальный хор и училище церковного пения: Концерты. Периодика. Программа / сост., вступ. ст. и коммент. С. Г. Зверевой, А. А. Наумова, М. П. Рахмановой. М.: Языки славянской культуры, 2004.

Белогубова Юлия Вячеславовна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0001-5247-8282;
Электронный адрес: juliya_97-97@mail.ru.

Соловьева Валерия Станиславовна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: старший преподаватель кафедры церковно-певческого обихода;
ORCID: 0000-0002-2982-3524;
Электронный адрес: solovs011@gmail.com.
Мы выражаем благодарность регенту хора Иоанно-Предтеченского монастыря, монахине Тавифе (Исаевой) за предоставленные нотные материалы, за ценные комментарии к ним, за важные сведения, полученные в беседе с ней. Мы благодарим также преподавателей Факультета Церковного пения ПСТГУ, кандидатов искусствоведения Е.Б. Резниченко, Е.Н. Садикову, ст. преподавателя кафедры регентования Ю.С. Стенюкову за помощь и советы в процессе работы над темой. Мы признательны и выпускнице ФЦП ПСТГУ Анне Сидневой за помощь в атрибуции некоторых песнопений.

ПУБЛИКАЦИИ

Кызласова Ирина Леонидовна

О профессоре Н. П. Сычеве, учителе и друге молодых художников, реставраторов, искусствоведов: непознанный XX век

Кызласова И. Л. О профессоре Н. П. Сычеве, учителе и друге молодых художников, реставраторов, искусствоведов: непознанный XX век // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 39. С. 155-172

DOI: 10.15382/sturV202039.155-172
Статья посвящена деятельности крупного историка древнерусского искусства, одного из руководителей музейного дела и реставрации в нашей стране Николая Петровича Сычева (1885–1964), который был также художником и замечательным педагогом. Его талант и энергия не могли реализоваться в полной мере из-за обрушившихся на него репрессий: арест в 1930 г., заключение в концлагерь (1933–1942), вынужденная жизнь в небольшом городе на Волге (1942–1944), третий арест 1948 г. Наше внимание сосредоточено на двух последних десятилетиях жизни Сычева: проведенному во Владимире (1944–1954) и последующим годам, когда ему разрешили поселиться в Москве (1954–1964). Работа Сычева над реставрацией памятников Владимира XII–XVII вв. имела важное значение, а его занятия с художниками и реставраторами сыграли исключительную роль в их профессиональном становлении. Впервые публикуются фрагмент дневника искусствоведа В. Калошина (1948) и восемь писем к нему профессора (1958–1960, 1962) и его вдовы (1965). Велик вклад ученого в дело сохранения и изучения уникального храма Василия Блаженного в Москве (XVI в.). Именно Сычев сделал авторитетное обоснование неотложной реставрации кладки стен, покрытий и всего сложного декора собора. Сычев участвовал и в руководстве этими работами. Особый интерес имела находка в 1957 г. надписи с ранее неизвестной точной датой завершения строительства этого знаменитого сооружения. В статье впервые опубликованы фотографии и прекрасный графический портрет Сычева 1952 г.
Николай Петрович Сычев, владимирские художники, новые документы, реставрация, храм Василия Блаженного
  1. Вёрман К. История искусства всех времен и народов. СПб., [1903–1913]. Т. 1–3.
  2. Кызласова И. Л. Николай Петрович Сычев (1883–1964). М., 2006.
  3. Кызласова И. Л. Н. П. Сычев — знаток христианского искусства, музейщик, реставратор, художник. Новые открытия // Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи: Сб. статей по материалам VI науч. чтений, посвященных памяти Д. И. Арсенишвили / сост. и отв. ред. О. В. Никифорова, науч. ред. М. А. Маханько. М., 2019 (Труды ЦМиАР. Т. XVI). С. 135–149, 221–224. URL: http://www.rusarch.ru/kizlasova2.htm.
  4. Кызласова И. Л. «Весь вымазался в масляных красках»: новое о роли Н. П. Сычева (1885–1964) в жизни владимирских художников // Материалы XXIV Межрегиональной краеведческой конференции (19 апреля 2019 г., г. Владимир) / Владимирская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького; отв. за вып. И. В. Мишина. Владимир, 2019.
  5. Меркулова Т. Н. Деятельность Н. П. Сычева во Владимире (1944–1954 гг.) // Владимиро-Суздальский музей-заповедник: Материалы исследований / cост. А. А. Тенеткина. Владимир, 1996. [Вып. 1]. С. 136–137.
  6. Сарачева Т. Г. Музейная летопись Покровского собора. К 90-летию открытия музея / отв. ред. А. Д. Яновский. М., 2013.
  7. Севастьянова Н. И. Профессор Сычев во Владимире // Владимирские ведомости. 2008. 29 апр.
  8. Севастьянова Н. И. Роль изостудий 40–60-х гг. в становлении владимирской школы живописи // Владимиро-Суздальский музей-заповедник: материалы исследований / сост. А. А. Тенеткина. Владимир, 2009. Вып. 15. С. 84–86.
  9. Сычев Н. П. К истории росписи Дмитриевского собора во Владимире // Памятники культуры: Исследование и реставрация. М., 1959. Т. 1. С. 143–177.
  10. Сычев Н. П. Фрески собора Василия Блаженного // Ежегодник ГИМ. 1959. М., 1961. С. 206–222.
  11. Сычев Н. П. [Воспоминания] // Новое о Репине: статьи и письма художников, воспоминания учеников и друзей, публикации. Л., 1969. С. 161–166.
  12. Сычев Н. П. Избранные труды / сост., вступ. ст. С. Ямщиков. М., 1976.
  13. Тураев Б. А. История Древнего Востока. СПб., 1912–1913. Т. I–II.
  14. Волков И. М. Законы вавилонского царя Хаммураби. М., 1914.
  15. Perrot G., Chipiez L. Histoire de l'art dans l'antiquite. P., 1883. Vol. I–III.

Кызласова Ирина Леонидовна


Ученая степень: доктор исторических наук;
ORCID: 0000-0003-0440-5518;
Электронный адрес: maxir5@ya.ru.
Н. И. Севастьяновой, В. А. Сычевой, Т. Г. Сарачевой
Тимофеева Татьяна Петровна

Письма Н. П. Сычева А. Д. Варганову (1955–1959 годы)

Тимофеева Т. П. Письма Н. П. Сычева А. Д. Варганову (1955–1959 годы) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 39. С. 173-186

DOI: 10.15382/sturV202039.173-186
Статья имеет целью публикацию восьми писем крупного историка древнерусского искусства, теоретика и практика реставрации Николая Петровича Сычева (1883–1964) выдающемуся архитектору-реставратору памятников г. Суздаля, директору Суздальского музея Алексею Дмитриевичу Варганову (1905–1977). Ранее Сычев после многих лет незаконных репрессий (ГУЛАГ и жизнь в городке на Волге) десять лет работал во Владимире и Суздале. В середине 1950-х гг. ему разрешили жить в Москве, откуда он и посылал свои письма другу. Во вступлении приводится ссылка на исследование И. Кызласовой (см. с. ...), в котором раскрыт профессиональный и человеческий масштаб личности Сычева, а также приведена краткая библиография, отсылающая к Варганову, менее известному в научном мире. По воспоминаниям дочери Варганова, он называл Сычева «учителем». В 1927–1930 гг. Варганов учился в Институте истории искусств в Ленинграде, где преподавал Сычев; тогда и могло состояться их знакомство. Автор излагает краткое содержание писем: обсуждение попытки одного лжеученого присвоить себе результаты трудов Владимирской реставрационной мастерской, просьба показать Суздаль студентам Московского университета, текущие события в жизни Сычева. Отдельное послание адресовано сыну Варганова Алику (Алексею), с рисунками: «дедушка Коля» плачет из-за двоек и пляшет из-за пятерок мальчика. Особого внимания заслуживает письмо, в котором Сычев рассказывает о замечательной находке — надписи, обнаруженной на внутренних стенах шатра храма Василия Блаженного на Красной площади (Сычев был одним из руководителей его реставрации). В результате стала известна точная дата завершения этого уникального памятника XVI в. Очень интересно письмо с рассказом о жизни Русского музея в Ленинграде в 1921–1926 гг., когда Сычев был там директором.Письма вводятся в научный оборот впервые и не только свидетельствуют о дружеских отношениях с адресатом, но и (что очень важно) опровергают предположение, высказывавшееся в устной форме, о причастности Варганова к третьему аресту Сычева, который состоялся во Владимире в 1948 г.
Николай Сычев, Алексей Варганов, дружба, Владимиро-Суздальский музей-заповедник, реставрация архитектуры, Русский музей, храм Василия Блаженного
  1. Владимиро-Суздальская школа реставрации: История, методы и практика реставрации объектов историко-культурного наследия. Владимир, 2011.
  2. Ганцева П. Алексей Варганов и его дело жизни // Владимирские ведомости. 25 сентября 2015 (№ 173). С. 4.
  3. Дудорова Л. В. Роль А. Д. Варганова в создании научной методики реставрации памятников архитектуры и его вклад в сохранение архитектурного наследия г. Суздаля (к 100-летию со дня рождения) // Материалы областной краеведческой конференции (22 апреля 2005 г.). Владимир, 2005. С. 10–13.
  4. Коноплева Р. Г. Варганов Алексей Дмитриевич // Владимирская энциклопедия: Биоби- блиографический словарь / ред. С. П. Гордеев. Владимир, 2002. С. 88–89.
  5. Тимофеева Т. П. «Пожизненные друзья»: Переписка Н. Н. Воронина и А. Д. Варганова как часть научного наследия ученых // Владимиро-Суздальский музей-заповедник: Материалы исследований / сост. А. А. Тенеткина. Владимир, 2016. Вып. 21. С. 118–126.

Тимофеева Татьяна Петровна


ORCID: 0000-0002-9249-695X;
Электронный адрес: tata2010vl@mail.ru.
А.А. Чаадаевой. И.В.Мишиной