/

Теплова Наталья Валерьевна

Формирование деятельностного компонента профессиональной культуры личности будущего учителя средствами русской духовной музыки


Теплова Н. В. Формирование деятельностного компонента профессиональной культуры личности будущего учителя средствами русской духовной музыки // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 67. С. 74-82.

DOI: 10.15382/sturIV202267.74-82

Аннотация

Автором поднимается актуальная проблема развития профессиональной культуры личности будущего учителя музыки. В статье рассматривается компонентная структура профессиональной культуры личности будущего учителя музыки. Автором проанализирован большой объем исследований в области компонентной структуры профессиональной культуры личности, деятельностной сферы педагогической деятельности, профессиональной подготовки учителя музыки в педагогическом вузе. Деятельностный компонент, наряду с мотивационно-ценностным и когнитивным, выделяется как один из приоритетных в структуре профессиональной культуры личности будущего учителя музыки. Подчеркивается, что формирование деятельностного компонента занимает одно из важных мест в развитии профессиональной культуры личности будущего учителя музыки.Автор подчеркивает важность выбранного средства, влияющего на процесс становления профессиональной культуры будущего педагога. Акцентируется внимание на особом образовательном потенциале русской духовной музыки и недостаточностью его использования в профессиональной подготовке будущего учителя музыки.Деятельностный компонент включает в себя исполнительскую и научно-исследовательскую деятельность студентов. Компонент направлен на приобретение профессиональных умений в области исполнения русской духовной музыки, умение анализировать произведения русской духовной музыки в процессе ее исполнения или слушания, а так же на вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность.В статье представлены результаты исследования деятельностного компонента развития профессиональной культуры будущего учителя музыки средствами русской духовной музыки. Автор раскрывает особенности изучения русской духовной музыки в рамках авторских курсов, демонстрирует результаты своей работы по повышению уровня деятельностного компонента профессиональной культуры личности студентов. В ходе анализа результатов исследования автору удалось определить уровень развития профессиональной культуры личности студентов-музыкантов средствами русской духовной музыки.

Ключевые слова

учитель музыки, профессиональная культура, профессиональная подготовка, педагогический вуз, исполнительская деятельность, научная деятельность, русская духовная музыка.

Список литературы

  1. Грибкова О. В. Культура педагога-музыканта как системный компонент его профессиональной подготовки // Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2019. № 4. С. 8–14.
  2. Еремкина О. В. Развитие научно-исследовательской культуры будущих педагогов / О. В. Еремкина, Ю. Л. Еремкин // Психолого-педагогический поиск. 2020. № 1. С. 24–35.
  3. Жаркова А. А. Формирование профессиональной направленности личности студента в учебно-творческом процессе вуза культуры // Казанский педагогический журнал. 2019. № 6. С. 48–53.
  4. Зыряева А. Л. Национальная культура как средство развития толерантности будущего педагога / А. Л. Зыряева, Г. П. Пазюбан // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2019. № 1. С. 88–92.
  5. Камбарова К. У. Формирование и развитие духовно-нравственной культуры личности будущего педагога // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 5. С. 115–120.
  6. Мартынова И. С. Методика формирования профессиональной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных организаций // Глобальный научный потенциал. 2021. № 11. С. 125–127.
  7. Подповетная Е. В. Роль музыкальной культуры преподавателя в формировании личности будущего педагога — музыканта на примере профессиональной деятельности Л. И. Сизеневой // Инновационные научные исследования. 2021. № 6. С. 214–222.
  8. Руднева Т. И. Средства формирования методологической культуры магистрантов — будущих педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 2. С. 43–50.
  9. Савченко Л. Л. Педагогические условия формирования эстетической культуры будущих педагогов дошкольного образования // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 12. C. 106–111.
  10. Чистякова О. В. Основные компоненты профессиональной культуры будущих педагогов // Педагогика и психология: теория и практика. 2020. № 3. С. 84–90.
  11. Шинтяпина И. В. Овладение культурой вокального исполнительства в системе профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта // Наука. Искусство. Культура. 2019. № 3. С. 161–169.

Данные об авторе

Теплова Наталья Валерьевна


Место работы: Ярославский государственный педагогически университет им. К.Д. Ушинского;
Должность: ассистент;
ORCID: 0000-0002-2678-6609;
Электронный адрес: natalyat@mail.ru.