Становская Татьяна Алексеевна
Преподавание Церковной истории в школах России
Ссылка на статью:
Становская Т. А.
Преподавание Церковной истории в школах России // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2022.
Вып. 67. С. 60-73.
DOI:
10.15382/sturIV202267.60-73
Аннотация
В статье представлены некоторые аспекты и особенности преподавания Церковной истории в школах России. Первая часть статьи посвящена обоснованию термина «Церковная история», его соотношению с историей как наукой, а также ее местом среди других областей наук. Историческая ретроспектива раскрывает появление и развитие в школах России предмета Закон Божий и его структуру, в которой выделялось несколько разделов, среди которых изучались: катехизис, учение о богослужении, молитвы, Священная история и Церковная история, которая считалась продолжением и дополнением последней. В основном содержании статьи обозначается цель, задачи, значение и некоторые методические особенности изучения Церковной истории в дореволюционный период, которые явились некоей базой для развития изучения Церковной истории в современных православных школах России. В заключительной части автор дает обзор основных пособий по Церковной истории в дореволюционный и современный период, обозначает современные учебные программы и другие аспекты, связанные непосредственно с преподаванием Церковной истории в православных школах, такие как психолого-педагогические особенности обучающихся при изучении раздела Церковной истории и межпредметные связи. Завершают статью размышления автора относительно дальнейшего развития преподавания Церковной истории в школах России.
Ключевые слова
церковная история, Закон Божий, основы православной веры, православная школа, цель обучения, методика преподавания, учебные пособия, методические особенности
Список литературы
- Ващева И. Ю. Категории «Церковь» и «Церковная история» в сочинениях церковных историков IV–VII вв. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2018. № 1. С. 16–24.
- Дивногорцева С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М., 2012.
- Захарова Л. А. История христианской Церкви. Рабочая тетрадь. Методическая разработка для уроков Закона Божия в воскресных школах, православных гимназиях и «Основ Православия» в общеобразовательных школах. М., 2017.
- История христианской Церкви. Рабочая тетрадь для воскресных и общеобразовательных школ. URL: http://pokrov-centr.pravorg.ru/rabochaya-tetrad-istoriya-xristianskoj-cerkvi/ (дата обращения: 02.09.2022).
- Кропочева Т. Б., Налимова Т. А., Синева М. В. Историческое образование младших школьников на основе краеведения // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 429. С. 132–142.
- Куломзина С. С. Православная Церковь: история Церкви в рассказах для детей и взрослых. М., 2012.
- Мельков А. С. Методологические основы церковной истории в научном творчестве протоиерея Александра Горского // Studia Humanitatis. 2014. № 1–2. URL: www.st-hum.ru (дата обращения: 29.08.2022).
- Пасман Т. Б. Пропевдевтический курс истории: назначение, содержание, особенности методики // Метаморфозы истории. 1997. Вып. 1. С. 272–278.
- Перечень примерных программ к Стандарту православного компонента начального (общего), основного (общего), среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации. URL: https://pravobraz.ru/perechen-primernyxrabochix-programm-standarta-pravoslavnogo-komponenta-obshhego-obrazovaniya/ (дата обращения: 10.09.2022).
- Сколота Р. В. История христианской Церкви: учеб. пособие для воскресных школ: начальная ступень. М., 2015.
- Слободской С., прот. Закон Божий: руководство для семьи и школы. СПб., 2000.
- Смирнов П. История христианской православной Церкви. М., 1994.
- Смирнов П. А., прот. Краткая церковная история по программе городских училищ. 27-е изд. Пг., 1917.
- Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации от 9 марта 2017 г., журнал № 16. URL: https://pravobraz.ru/standart-uchebno-vospitatelnoj-deyatelnosti-vvoskresnyx-shkolax-dlya-detej-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-na-territorii-rossij skoj-federacii/(дата обращения: 10.09.2022).
- Становская Т. А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX — начале XX в.: дис. … канд. пед. наук. М., 2017.
- Фаддей (Успенский), архиеп. Тверской. Творения. Кн. II. Записки по дидактике. Тверь, 2003.
- Фугелова Т. А., Шанина М. А. Формирование исторического сознания у детей младшего школьного возраста посредством включения в музейную деятельность (на примере исторического парка «Россия — моя история») // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2020. № 8. С. 264–274.
Данные об авторе
Становская Татьяна Алексеевна
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: Преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0001-9667-6125;
Электронный адрес: taaldu@gmail.com.