/

Разбаева Екатерина Владимировна

Трансформация целей и содержания религиозного образования в Англии на протяжении конца XIX — начала ХХI в.


Разбаева Е. В. Трансформация целей и содержания религиозного образования в Англии на протяжении конца XIX — начала ХХI в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 67. С. 15-35.

DOI: 10.15382/sturIV202267.15-35

Аннотация

В статье предлагается обзор того, на каких основаниях базируется значимость религиозного компонента в светском образовании в Соединенном Королевстве – стране со зрелой системой религиозного образования. К ним, в частности, относятся изменение политической конъюнктуры, социальных ожиданий, религиозного ландшафта, сформированного соперничеством различных деноминацией и духовным состоянием общества. Учитываются особенности социального диалога и реакции на современные общеевропейские преобразования. Приводятся наблюдения о связи ценности религиозного образования со статусом предмета, который, в свою очередь, влияет все аспекты организации религиозного образования в школе, включая расширение или сужение списка изучаемых религий, изменение подходов в преподавании, переосмысление содержания и порядка проведения предмета и т.п.Цель статьи – проследить, как менялись статус предмета, цели и отношение к ценности религиозного образования в исторической перспективе на протяжении XX-XXI веков.Делается вывод о том, что к настоящему времени совершился переход от конфессиональных подходов к либеральным, при котором индоктринация и религиозная социализация были заменены более дистанцированными и объективными способами изучения религии, а также повышенным вниманием к социальным целям, таким как терпимость и уважение к различиям и формированию индивидуальной религиозности. Все эти изменения при вели к тому, что изначальный фундамент, на которой было заложено британское общество и который составляла христианская вера, постепенно оказался вымыт. В новых рекомендациях религиоведческих комиссий предлагается заменить догматы традиционных религий индивидуальным для каждого ученика набором различных убеждений и светских и околорелигиозных взглядов, произвольно выбранных из всего массива религиозного знания.

Ключевые слова

религиозное образование, цели образования, мультикультурализм, содержание религиозного образования, учебные программы по религиозному образованию, социальная сплоченность, религиозный экстремизм, индоктринация, индивидуальная религиозность, мировые религии, англиканская церковь, христианские ценности, феноменологический подход

Список литературы

  1. Архипова Л. В. Проблема реформирования школьного образования в политике британских партий (1870-е –1970-е гг.): дис. … канд. ист. наук. М., 2018.
  2. Вяземский Е. Е. Современная система образования в Великобритании // Проблемы современного образования. 2010. № 6. С. 68–83. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-sistema-obrazovaniya-v-velikobritanii (дата обращения: 29.04.2022).
  3. Козырев Ф. Н. Гуманитарное религиозное образование: Книга для учителей и методистов. URL: https://lib.rmvoz.ru/bigzal/fjodor_kozyrev/gumanitarnoe_religioznoe_obrazovanie_1-2 (дата обращения: 01.09.2022).
  4. Склярова Т. В., Джероян М. С. Ценности в современном школьном образовании: опыт Великобритании // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 9–23.
  5. Alexander R. Culture and Pedagogy. Oxford, 2000.
  6. Barnes L. P. Humanism, non-religious worldviews and the future of religious education // Journal of Beliefs and Values. 2015. Vol. 36. P. 179–191.
  7. Barnes L. P., Wright A., Brandom A., eds. Learning to Teach Religious Education in the Secondary School. 2nd ed. London, 2008.
  8. Butler Act. URL: https://www.oxfordreference.com/view/10.1093/oi/authority.20110803095538757 (дата обращения: 20.05.2022).
  9. Chadwick P. The Anglican Perspective on Church Schools // Oxford Review of Education. 2001. Vol. 27. P. 475–487.
  10. Clarke Ch., Woodhead L. A New Settlement: Religion and Belief in Schools. 2015. URL: http://faithdebates.org.uk/wp-content/uploads/2015/06/A-New-Settlement-for-Religion-and-Belief-in-schools.pdf (дата обращения: 17.07.2022).
  11. Commission on Religious Education. Final Report-religion and Worldviews: The Way Forward. London, 2018.
  12. Cooling T. The Commission on Religious Education — a Response to L. Philip Barnes // British Journal of Educational Studies. 2022. Vol. 70 (1). P. 103–118.
  13. Copley T. Indoctrination, Education and God: the Struggle for the Mind. London, 2005.
  14. Copley T. Religious Education and social cohesion: Does history off er lessons? / M. Grimmitt, ed. Religious Education and Social and Community Cohesion. Great Wakering, 2010. P. 36–47.
  15. Copley T. Teaching Religion: Sixty Years of Religious Education in England and Wales. New Updated Edition. Exeter, 2008.
  16. Cox E., Cairns J. M. Reforming Religious Education: The Religious Clauses of the 1988 Education Reform Act. London, 1989.
  17. Education Reform Act (ERA) 1988 Section 8 (3). URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1988/40/contents (дата обращения: 29.04.2022).
  18. Erricker C. Religious Education: A Conceptual and Interdisciplinary Approach for Secondary Level. London and New York, 2010.
  19. Final report. Religion and Worldviews: the way forward. A national plan for RE. Commission on Religious Education. 2018.
  20. Freathy R., Parker S. The necessity of historical inquiry in educational research: the case of religious education // British Journal of Religious Education. 2010. Vol. 32 (3). P. 229–243.
  21. Garforth F. W. Doubts about secondary school Scripture // Religion in Education. 1961. Vol. 28 (2). P. 73–76.
  22. Gates B. Transforming Religious Education: Beliefs and Values under Scrutiny. London, 2007. P. 75–84.
  23. Gearon L. Religion, politics and pedagogy: historical contexts // British Journal of Religious Education. 2008. Vol. 30 (2). P. 93–102.
  24. Grimmitt M., ed. Religious Education and Social and Community Cohesion. Great Wakering, 2010.
  25. Jackson S. Religious Education and the Anglo-World: The Impact of Empire, Britishness, and Decolonisation in Australia, Canada, and New Zealand. Leiden; Boston, 2020.
  26. Jackson R. Religious Education for Plural Societies: The Selected Works of Robert Jackson // World Library of Educationalists Series. London, 2019.
  27. Jackson R. Signposts — Policy and Practice for Teaching about Religions and Non-religious Worldviews in Intercultural Education. Council of Europe. 2014.
  28. Jackson R. Some recent developments in religions and education // British Journal of Religious Education. 2007. Vol. 29 (3). P. 213–215.
  29. Johnson C. Preface. Teaching Religious Education. London; New York, 2005.
  30. Jones D. K. The Making of the Educational System 1851–81. London, 1977.
  31. Lent A. British Social Movements since 1945: Sex, Colour, Peace and Power. Basingstoke, 2001.
  32. Levitt M., Muir F. “The perfect pupil”: Changing aims and changing measures of success in school RE // British Journal of Religious Education. 2014. Vol. 36 (2). P. 218–233.
  33. Making sense of religion: a report on religious education in schools and the impact of locally agreed syllabuses. London: Ofsted, 2007.
  34. Moulin D. Religious Education in England After 9/11 // Religious Education. 2012. Vol. 107 (2). P. 158–173.
  35. Religious Education in a Global-Local World // Boundaries of Religious Freedom: Regulating Religion in Diverse Societies, 4 / Berglund J., Shanneik Y., Bocking B., eds. Springer International Publishing, 2016.
  36. Religious Education in Great Britain, Sweden and Russia. Presentations, Problem Inventories and Commentaries / Almén E., Øster H. C., eds. Linköping, 2000.
  37. Religious Education in English Schools: Non-Statutory Guidance 2010. Nottingham: DCSF [Department of Children, Schools and Families], 2010.
  38. Religious Education: The non-statutory national framework. London, 2004.
  39. Revell L. Religious Education in England // Numen. 2008. Vol. 55 (2/3). P. 218–240. URL: http://www.jstor.org/stable/27643309 (дата обращения: 23.07.2022).
  40. Robinson E., Schofi eld C., Sutcliffe-Braithwaite F., Thomlinson N. Telling Stories about Postwar Britain: Popular Individualism and the ‘Crisis’ of the 1970s // Twentieth Century British History. 2017. Vol. 28 (2). P. 268–304.
  41. Ruyter D. J., Merry D. M. Why education in public schools should include religious ideals // Studies in Philosophy and Education. 2009. Vol. 28. P. 4295–4311.
  42. Souper P. C., Kay W. K. The School Assembly Debate: 1942–82. Southampton, 1982.
  43. The Durham Report on Religious Education: The Fourth R (1970), London, National Society and SPCK.
  44. The non-statutory national framework for religious education (QCA/04/1336), QCA, 2004.
  45. The Standing Advisory Council on Religious Education for Bath and North East Somerset. URL: http://www.banes-sacre.com/collective-worship (дата обращения: 10.06.2022).
  46. Toledo Guiding Principles on Teaching about Religions and Beliefs in Public Schools. OSCE/ODIHR, 2007.

Данные об авторе

Разбаева Екатерина Владимировна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115054, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23б;
ORCID: 0000-0002-5733-842X;
Электронный адрес: erazbaeva@hse.ru.