/

Воронин Сергей Владимирович,

Связь самоотношения и отношения к «значимому человеку»-участнику образовательного процесса у школьных учителей в контексте христианской антропологии


Воронин С. В. Связь самоотношения и отношения к «значимому человеку»-участнику образовательного процесса у школьных учителей в контексте христианской антропологии // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 67. С. 117-133.

DOI: 10.15382/sturIV202267.117-133

Аннотация

В современной системе образования действуют примерно те же процессы и механизмы, как и в мировой цивилизации в целом. Любовь и позитивное отношение учителя к участникам образовательного процесса является одновременно и ценностью, и достижением. Ценностью – потому что подобное отношение к людям в границах школьной среды не просто оптимизирует образовательный процесс, но делает возможным достижение его основных задач. Достижением – поскольку подобное отношение к участникам образовательного процесса является возможным при соблюдении ряда условий. Одним из этих условий является определенное отношение педагога к самому себе. В статье приводится анализ концепций отношения и самоотношения, рассматриваются понятия «значимый другой» и близкие к нему понятия – «значимый человек», «ближний». Дается характеристика авторской позиции относительно исследуемых понятий. При этом данная позиция исходит из основных положений христианской антропологии в области отношения к человеку (ближнему). В работе сформулирована гипотеза исследования, согласно которой имеет место положительная связь между отдельными компонентами самоотношения школьного учителя и отношением к значимому человеку (участнику образовательного процесса). Таким образом, в эмпирической части работы исследуются влияние различных компонентов самоотношения на чувственный тон отношения к значимому человеку – участнику образовательного процесса. Важно отметить, что выбор зависимой и независимой переменной носит в исследовании гипотетический характер. При этом акцент на чувственном тоне отношения педагога продиктован стремлением изучить отношение к значимому человеку-участнику образовательных отношений в более безоценочном аспекте. В процессе эмпирического исследования был установлен ряд закономерностей, связанных с изучаемыми феноменами, дана интерпретация полученных результатов.

Ключевые слова

значимый другой, значимый человек, ближний, отношение, самоотношение, участник образовательного процесса, чувственный тон.

Список литературы

  1. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб., 2003.
  2. Данилова Т. Н. Отношение к значимому другому у личностей с разными типами акцентуаций // Научное мнение. 2020. № 11. С. 120–128.
  3. Духновский С. В. Гармония и дисгармония межличностных отношений в системе «педагог — родитель ученика» // Актуальные проблемы фасилитации межличностных отношений в образовательном процессе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Курган, 18 марта 2017 г. С. 122–130.
  4. Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. СПб., 2009.
  5. Елькина М. А. Структура, параметры и функции самоотношения // CHRONOS: мультидисциплинарные науки. 2021. Т. 6. № 12 (62). С. 40–42.
  6. Касимова С. Г. Особенности отношения учителя к другим участникам образовательного процесса // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. № 1–1. С. 115–118.
  7. Качкина А. И. Особенности физиологических реакций при переживании различных эмоций // Материалы Международной научно-практической конференции «Молодежь Сибири — науке России», Красноярск, 24–25 апреля 2014 г. Красноярск, 2014. С. 170–172.
  8. Колышко А. М. Психология самоотношения: учеб. пособие. Гродно, 2004.
  9. Кокурина И. Г. «Отношение» как фундаментальная категория социальной психологии в анализе мотивации совместной деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2012. № 1. С. 29–40.
  10. Кондратьев М. Ю. «Значимый другой»: слагаемые межличностной значимости // Социальная психология и общество. 2011. № 2. С. 17–28.
  11. Костерина Н. В. Психология индивидуальности (эмоции): Текст лекций. Ярославль, 1999.
  12. Кошелева Ю. П. Значимые отношения: значимый другой или близкий человек // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2015. № 8. С. 105–113.
  13. Налетова Н. Ю. Христианская антропология в педагогической науке // Ярославский педагогический вестник. 2010. Т. 2. № 3. С. 20–25.
  14. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1999.
  15. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система: монография. М., 1991.
  16. Саламатина Ю. В. Виды эмпатии в преподавательской деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 193–196.
  17. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2002.
  18. Anghelescu G. The transcendental dimension of Christian anthropology // 3rd International Multidisciplinary Scientifi c Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2016: Conference Proceedings, Albena, Bulgaria, 24–30.08.2016. Albena, Bulgaria, 2016, pp. 211–218.

Данные об авторе

Воронин Сергей Владимирович,


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Сочинский государственный университет; Российская Федерация, г. Сочи, 354000, ул. Пластунская 94;
Должность: доцент кафедры психологии и дефектологии;
ORCID: 0000-0002-3530-1001;
Электронный адрес: voronin.sochi@mail.ru.