Литвин Дмитрий Владимирович
Метаморфозы идеи личности и среды в отечественном образовании: путь к Человеку
Ссылка на статью:
Литвин Д. В.
Метаморфозы идеи личности и среды в отечественном образовании: путь к Человеку // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2022.
Вып. 67. С. 93-114.
DOI:
10.15382/sturIV202267.93-114
Аннотация
В статье раскрываются особенности трансформации идеи личности в отечественном образовании в исторической ретроспективе в контексте актуальных социальных приоритетов, а также характеризуется динамика роли и места среды как педагогического средства. Показывается, что идея личности в отечественном образовании вышла из христианства, испытала влияние свободной педагогики начала XX века. В дальнейшем эта идея подвергается жест-кой идеологической цензуре. Устанавливается, что сегодня главным вызовом для образования выступает «социальный горизонт искусственных ценностей», симулякров (по Ж. Бодрийяру). Образы человека, которые в духе Наркомпроса, соцвоса и Пролеткульта целенаправленно формируют средства массовой информации и сетевой коммуникации, являются следствием манипуляции эмоциями человека и его мотивацией. Утрачивается сложность и уникальность личности. Предполагается, что на этот вызов образование должно отреагировать генерацией и реализацией ясных аутентичных целей развития личности. Опыт истории показывает возможность встраивания внешних утилитарных целей в образование, но они не действенны в контексте истинного развития личности. Получая сегодня социальный заказ на уникальную и неповторимую личность, система образования несостоятельна, если используется традиционный императивный воспитательный шаблон. Типу личности и ее унификации противостоит сложность личности и ее проявления в многообразии. В работе прослеживается мысль, что отношение к среде и ее месту в образовании подвергается значимым изменениям. Отличны и особенности использования личностно-развивающего средового инструментария. Образовательная среда по определению предназначена для создания возможностей для личности, которая существует исключительно в модальности возможного (по Д.А. Леонтьеву). Качественное отличие образовательная среда приобретает, когда указанные возможности преломляются через личностное начало, воплощая особый способ существования человека, связанный с реализацией личностных функций.
Ключевые слова
история образования, личность, идея личности, цели и средства образования, личностно-развивающее образование, средовая педагогика, средовой инструментарий
Список литературы
- Асмолов А. Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. М., 2015.
- Барулин В. С. Российский человек в XX веке: потери и обретения себя. СПб., 2000.
- Бердяев Н. А. Русская идея. Миросозерцание Достоевского. М., 2016.
- Бердяев Н. А. Я и мир объектов: опыт философии одиночества и общения. Париж, 1934.
- Бершадская Д. С. Педагогические взгляды и деятельность С. Т. Шацкого / под ред. А. Н. Волковского и М. П. Малышева. М., 1960.
- Бодалев А. А. О значении создания образа героя в сознании человека для формирования его личности // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XVI симпозиума / под ред. Г. А. Вайзер, Н. В. Кисельниковой, Т. А. Поповой. М., 2011. С. 12–15.
- Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
- Взаимоотношения и разграничение общего и специального образования в области школьной. Тезисы О. Ю. Шмидта, утвержденные Наркомпросом РСФСР // ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 1. Д. 324. Л. 74. Копия // Архив Новейшей истории России. Серия «Публикации». Т. XII. Культура, наука и образование. Октябрь 1917–1920 гг. Протоколы и постановления Наркомпроса РСФСР: в 3 кн. Кн. 3. Январь–декабрь 1920 г. М., 2016. С. 694–695 // Электронная библиотека исторических документов. Российское историческое общество. URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/79437#mode/inspect/page/2/zoom/4 (дата обращения: 17.02.2022).
- Гельвеций К. А. Об уме: в 2 т. Т. 1. М., 1973.
- Гречко П. К. Идентичность — постмодернистская перспектива // Вопросы социальной теории. 2010. Т. IV. С. 171–190.
- Залкинд А. Б. Педология / А. Б. Залкинд, А. А. Файвуснович, В. М. Торбек и др. / под ред. А. Б. Залкинда. М., 1934.
- Зеер Э. Ф. Становление личностно ориентированного образования // Образование и наука. 1999. № 1 (1). С. 112–122.
- Краткие тезисы об основных исторических особенностях Православной Русской и Западно-Украинской греко-католической церквей (для ориентирования партийного актива). г. Дрогобыч, 26 февраля 1945 г. // ЦДАГО Украины. Ф. 1. Oп. 23. Д. 1639. Л. 73–86. Незаверенная копия. Машинопись // Электронная библиотека исторических документов. Российское историческое общество. URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/240793#mode/inspect/page/9/zoom/4 (дата обращения: 25.06.2022).
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
- Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. II. М., 1983.
- Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. М., 2002.
- Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003.
- Лепский В. Е. Рефлексивно-активные среды инновационного развития. М., 2010.
- Луначарский А. В. О воспитании и образовании / под ред. А. М. Арсеньева, Н. К. Гончарова и др. М., 1976.
- Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 1: [Педагогические произведения 1922–1936 гг.] / сост. Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов. М., 1983.
- Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания / под ред. Г. С. Макаренко. М., 1949.
- Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. М.; Н. Новгород, 2002.
- Марков Б. В. Между индивидуальностью и субъективностью // Рено А. Эра индивида. К истории субъективности. СПб., 2002. С. 409–470.
- Михайлов Ф. Т. Избранное. М., 2001.
- Национальная доктрина образования Российской Федерации. Проект / под науч. ред. В. И. Слободчикова. М., 2018.
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.07.2022).
- Обращение митрополита Ленинградского Алексия к верующим «Церковь зовет к защите Родины». 26 июня 1941 г. // Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война: Сборник церковных документов. М., 1943. С. 50–54 // Ленинград в осаде: сборник документов о героической обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. 1941–1944. СПб., 1995. Машинопись // Электронная библиотека исторических документов. Российское историческое общество. URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/230800#mode/inspect/page/1/zoom/4 (дата обращения: 12.05.2022).
- Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998.
- Петровский А. В. Психология и время. М., 2007.
- Программа Коммунистической партии Советского Союза. [1961 г.] // XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза. 17–31 октября 1961 года. Стенографический отчет. Т. III. М., 1962. С. 229–335 // Электронная библиотека исторических документов. Российское историческое общество. Фонд «История отечества». URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/74964-programma-kommunisticheskoy-partii-sovetskogosoyuza-1961-g#mode/inspect/page/12/zoom/4 (дата обращения: 25.06.2022).
- Протоколы совещаний наркомов просвещения союзных и автономных республик. 1919–1924. М., 1985 // Электронная библиотека исторических документов. Российское историческое общество. Фонд «История отечества». URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/122946#mode/inspect/page/240/zoom/4 (дата обращения: 15.07.2022).
- Прошение А. В. Луначарскому от гражданки Волочковой «Я старуха хочу от вас узнать истину новой жизни...» // Сетевое издание «Электронный научно-исторический журнал “Родина”». 2 сентября 2015 г. № (9) 915. [Текст: А. Сорокин]. URL: https://rg.ru/2015/09/02/rodina-pisma.html (дата обращения: 15.07.2022).
- Рубинштейн С. Л. Человек и мир. СПб., 2003.
- Сериков В. В. Личностно развивающая функция непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 1. С. 29–39.
- Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе. М., 2012.
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 2013.
- Ходякова Н. В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно-развивающего образования: методологические предпосылки и концепция. Волгоград, 2012.
- Чудновский В. Э., Попова Т. А. Монолитнизация смысла жизни как проявление заблуждающегося разума // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XVI симпозиума / под ред. Г. А. Вайзер, Н. В. Кисельниковой, Т. А. Поповой. М., 2011. С. 15–20.
- Christensen J. A critical refl ection of Bronfenbrenner’s development ecology model // Problems of Education in the 21st Century. 2016. Vol. 69. P. 23–28.
- El legado pedagógico del siglo XX para la escuela del siglo XXI / J. Trilla (coordinador), E. Cano, M. Carretero and others. Barcelona, 2001 // Virtual campus. Website of the University of Argentina. Viamonte. URL: https://campus.fundec.org.ar/admin/archivos/Trilla%20J-%20El%20Legado%20Pedagogico%20Del%20Siglo%20XX%20Para%20La%20Escuela%20Del%20Siglo%20XXI.pdf (дата обращения: 12.07.2022).
Данные об авторе
Литвин Дмитрий Владимирович
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
ORCID: 0000-0002-4728-4157;
Электронный адрес: d_litvin@mail.ru.
Благодарности
Коллективу кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, возглавляемой доктором педагогических наук, профессором Натальей Владимировной Сердюк, за поддержку идей и помощь в подготовке работы. Особая благодарность Наталии Владимировне Ходяковой, доктору педагогических наук, профессору.