Макарова Елена Владимировна
Динамика изменения образовательных целей в книгах для начального обучения грамоте (на примере отечественных букварей и азбук XVI–XX вв.)
Ссылка на статью:
Макарова Е. В.
Динамика изменения образовательных целей в книгах для начального обучения грамоте (на примере отечественных букварей и азбук XVI–XX вв.) // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2022.
Вып. 67. С. 47-59.
DOI:
10.15382/sturIV202267.47-59
Аннотация
В статье проанализирована динамика изменения формулировок целей обучения по предисловиям к первым учебным книгам, то есть, букварям и азбукам, издававшимся с XVI века вплоть до наших дней. Становление учебной литературы в России зафиксировало традицию отражать назначение книги на самым первых страницах, так что обучающиеся могли понимать, к какому результату они должны прийти в процессе учебы. На протяжении нескольких столетий данная практика претерпевала изменения, что и стало предметом исследования в данной статье. Таким образом первые учебные книги явились отражением глобальных социальных и политических процессов, совершавшихся в окружающей действительности. Самые заметные изменения связаны с происходившей секуляризацией, когда духовно-нравственное начало постепенно вытеснялось из образования. Сохраняя во многом общий структурный план, первые учебные книги постепенно приобретали сугубо дидактические формы. Структурно статья состоит из двух частей, в первой делается краткий обзор периодизации изданий с выделением основных черт, в первую очередь касающихся отражения учебной цели, во второй – выявленные черты рассматриваются на конкретных примерах. На основании полученной картины делается вывод о тенденции размывания целей духовно-нравственного содержания и замене их общеучебными задачами.
Ключевые слова
цели обучения, первые учебные книги, буквари, азбуки, обучение грамоте, периодизация учебной литературы, духовно-нравственное развитие и воспитание, секуляризация образования
Список литературы
- Аверьянова Л. Н. Итоги развития книги для начального обучения грамоте: заметки к своду по XIX веку // «В России надо жить по книге»: начальное обучение чтению и письму (становление учебной книги в XVI–XIX вв.): сб. науч. статей и матер. / под ред. М. В. Тендряковой и В. Г. Безрогова. М., 2015. С. 583–608.
- Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / Авт.-сост. В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. М., 2019.
- Безрогов В. Г. Послесловие к сборнику «В России надо жить по книге»: начальное обучение чтению и письму (становление учебной книги в XVI–XIX вв.): сб. науч. статей и матер. / под ред. М. В. Тендряковой и В. Г. Безрогова. М., 2015. С. 609–610.
- Букварь / сост. В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшин, А. Ф. Шанько. М., 1985.
- Гуревич П. С. Философия и история образования. От Античности до эпохи Просвещения: учеб. пособие для вузов / П. С. Гуревич, О. К. Филатов. М., 2022. URL: https://urait.ru/bcode/491604 (дата обращения: 31.05.2022).
- Даль В. И. Пословицы русского народа: в 2 ч. Ч. 1. М., 2022. URL: https://urait.ru/bcode/474372 (дата обращения: 02.07.2022).
- Лебедев О. Е. Цели в системе образования как объект и предмет научного исследования // Вестник Института образования человека. 2012. № 1. С. 12. URL: http://eidosinstitute.ru/journal/2012/100/ (дата обращения: 02.06.2022).
- Мумрикова Л. И. Исторические традиции духовно-нравственного воспитания в православных букварях и азбуках: вт. пол. XVI — нач. XXI в.: автореф. дис. ... канд. пед. наук.М., 2007.
- Осипов Г. В. Социология науки и образования. Индикаторы образования (методы оценки эффективности): учебник и практикум для вузов / Г. В. Осипов, С. В. Климовицкий. М., 2022. URL: https://urait.ru/bcode/496140 (дата обращения: 31.05.2022).
- От азбуки Ивана Федорова до современного букваря / Авт.-сост. В. П. Богданов, Г. В. Карпюк, В. Г. Горецкий. М., 1974.
- Сверчков И. П. Пионер. Детский букварь. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/sverchkov_pioner_bukvar_1925/go,98;fs,1/ (дата обращения: 01.05.2022).
- Современная учебная книга: подготовка и издание / под ред. С. Г. Антоновой, А. А. Вахрушева. М., 2004.
- Филимонова О. С. Основные тенденции исторического развития учебной литературы в России // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 10 (54). С. 170–181.
- Штец А. А. Концепция истории отечественной букваристики Х–ХХ вв. // Системно-деятельностный подход как условие реализации требований федерального государственного образовательного стандарта нового поколения: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Севастополь, 18–19 ноября 2018 г. Севастополь, 2019. С. 115–126.
Данные об авторе
Макарова Елена Владимировна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: ПСТГУ Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-9622-5666;
Электронный адрес: makarovael@yandex.ru.