/

Скворцов Павел Михайлович; Скворцова Ярославна Владимировна

Принцип объективного оценивания учебных достижений студентов педагогических специальностей


Скворцов П. М., Скворцова Я. В. Принцип объективного оценивания учебных достижений студентов педагогических специальностей // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 9-22.

DOI: 10.15382/sturIV201955.9-22

Аннотация

В статье рассматривается вопрос объективности оценивания учебных достижений студентов педагогических специальностей в организациях высшего образования в рамках реализуемого компетентностного подхода. Анализируются сложности реализации компетентностного подхода в высшем образовании в целом и педагогическом образовании в частности. Приводятся отличия компетенций специалиста с высшим образованием по сравнению с квалифицированным рабочим (служащим) и специалистом среднего звена. Предлагается принцип объективного оценивания результативности освоения студентами профессиональных образовательных программ, в основу которого положена необходимость внешней оценки третьей стороны, помимо оценки преподавателя и самооценки студента. Выдвигаются условия, при соблюдении которых возможна объективная оценка успешности обучения. Обосновывается необходимость создания фонда оценочных средств по конкретной учебной дисциплине. Предлагается типология оценочных средств, позволяющих объективно оценить образовательные достижения студентов. Выделяются особенности контрольно-оценочных средств, диагностирующих уровень знаний и сформированность умений и навыков у студентов. Описываются качественные признаки контрольно-измерительных материалов и компетентностно-ориентированных заданий, используемых при оценивании учебных достижений студента. Указываются возможности использования контрольно-измерительных материалов и компетентностно-ориентированных заданий в соответствии с их оценочными возможностями. Обосновывается выделение базового уровня учебных достижений студента как точки отсчета для дифференцированных и недифференцированных форм оценки.

Ключевые слова

принцип объективного педагогического оценивания, источники объективной оценки учебных достижений, фонд оценочных средств, контрольно-оценочные средства, контрольно-измерительные материалы, компетентностно-ориентированные задания, базовый уровень учебных достижений

Список литературы

  1. Виленский М. Я. и др. Технологии профессионально ориентированного обучения в высшей школе. М., 2006.
  2. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. М., 2006.
  3. История педагогики: Учебник для педагогических институтов. М., 1951.
  4. Колыхалова О. А. Влияние инновационных педагогических технологий на формирование учебной мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 51. С. 11–25.
  5. Коржуев А. В. и др. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании. М., 2003.
  6. Краевский В. В. Методология педагогической науки. М., 2001.
  7. Литвинова С. Н., Танвель И. В. Проектирование профиля образовательной программы бакалавриата: маркетинговый подход // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 46. С. 11–23.
  8. Михайловский М. Н., Хамматова Р. С. Компетентностный подход в сфере высшего образования // Современное образование: гипотезы и апробация результатов: Материалы научно-практической конференции НИЦ «Поволжская научная корпорация». Самара, 2016. С. 135–139.
  9. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. М., 2007.
  10. Попков В. А. и др. Дидактика высшей школы. М., 2008.
  11. Психология: Практикум для студентов медицинских вузов. / ред. Н. Д. Творогова. М., 2002.
  12. Рохлов В. С., Скворцов П. М. Всероссийская проверочная работа как механизм диагностики учебных достижений учащихся 11-х классов по биологии // Педагогические измерения. 2018. № 1. С. 61–67.
  13. Ситаров В. А. Дидактика. М., 2009.
  14. Скворцов П. М. Контрольно-оценочные средства и их использование в обучении биологии // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе: Сб. материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Д. И. Трайтака. М., 2017. С. 138–140.
  15. Скворцов П. М. Мониторинг учебных достижений учащихся 5-х классов по географии в соответствии с требованиями ФГОС ООО // География в школе. 2016. № 2. С. 47–52.
  16. Скворцова Я. В. Выявление уровня готовности первокурсников к обучению в медицинском колледже // Среднее профессиональное образование. 2014. № 6. С. 30–33.
  17. Скворцова Я. В. Организационно-педагогические основы преемственности общего и среднего профессионального образования (на примере медицинских специальностей): дис. … канд. пед. наук. М., 2014.
  18. Федеральный государственный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования: Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. URL: http://fgosvo.ru/news/8/1583 (дата обращения: 08.10.2019).
  19. Федеральный государственный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования: Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование. URL: http://fgosvo.ru/news/9/1426 (дата обращения: 08.10.2019).
  20. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. М., 2005.
  21. Шакурова М. В., Козельская К. А. Воспитательный потенциал как предмет современных социально-педагогических исследований // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 22–34.
  22. Шумова Н. С., Бабиева Н. С., Байковский Ю. В. Формирование навыка самооценивания у спортсменок-волейболисток // Теория и практика физической культуры. 2018. № 11. С. 14–16.
  23. Masalimova A. R., Mikhaylovsky M. N., Grinenko A. V., Smirnova M. E., Andryushchenko L. B., Kochkina M. A., Kochetkov I. G. The Interrelation Between Cognitive Styles And Copying Strategies Among Student Youth // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2019. Т. 15. № 4: em 1695. URL: http://www.ejmste.com/Issue-4-2019,6609 (дата обращения: 08.10.2019).

Данные об авторе

Скворцов Павел Михайлович


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: доцент кафедра педагогики и методики начального образования, зам. декана ПФ по научной работе;
ORCID: 0000-0001-8233-6162;
Электронный адрес: sturnus-68@mail.ru.

Скворцова Ярославна Владимировна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Первый медицинский государственный московский университете имени И. М. Сеченова; Российская Федерация, 119991, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2;
Должность: ст. преподаватель кафедры управления сестринской деятельностью и социальной работы;
ORCID: 0000-0003-0634-9871;
Электронный адрес: skv-yaroslavna@yandex.ru.