/

Становская Татьяна Алексеевна

Методические аспекты преподавания катехизиса в православных школах России: опыт прошлого и современность.


Становская Т. А. Методические аспекты преподавания катехизиса в православных школах России: опыт прошлого и современность. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 57-71.

DOI: 10.15382/sturIV201955.57-71

Аннотация

С конца 80-х гг. ХХ в. при православных храмах начали возобновляться конфессиональные школы (церковно-приходские и воскресные школы, православные гимназии), в которых постепенно стали возвращать преподавание религии, однако до сих пор соответствующая методика не развита. Для решения этой проблемы автор статьи считает важным обратиться к истории вопроса. На протяжении нескольких лет сферой его научных интересов является изучение методического наследия законоучителей русской школы. В представленной статье он обращается к вопросу о методических аспектах преподавания катехизиса как важнейшей части курса «Основы православной веры» («Закон Божий»), фокусируя свое внимание главным образом на опыте дореволюционных законоучителей и соотнося его с проблемами современной школы. Решая задачу ознакомления читателей с этапами формирования содержания катехизиса, его включенности в общий курс «Закона Божия», акцентирования внимания на наиболее важных и актуальных методических проблемах изучения катехизиса, автор использует конструктивно-генетический метод (рассмотрение проблем во времени и пространстве, определение этапов в их генезисе); источниковедческий анализ трудов педагогов, нормативно-правовых актов; историко-сравнительный синтез и интерпретацию полученной информации. На основе рассмотрения документальных нормативных источников и трудов законоучителей автор представляет краткую историческую справку о появлении и развитии катехизиса как особого вида религиозной литературы, содержащего в себе руководство и основные положения христианского вероучения. Методические аспекты преподавания катехизиса, представленные в трудах законоучителей второй половины XIX — начала XX в., времени, когда методика преподавания «Закона Божия» формировалась и развивалась, раскрывают основное содержание статьи. Среди них: объяснение учебного материала (знаниевая составляющая), метод преподавания (катехизическая беседа), нравственное приложение (связь с жизнью учащихся), закрепление изученного материала (метод заучивания) и др. Завершают статью размышления автора относительно состояния методики преподавания катехизиса в составе предмета «Основы православной веры» в современных православных школах России и перспективы развития методики преподавания данного тематического раздела.

Ключевые слова

катехизис, Закон Божий, Священная история, методика преподавания, православное вероучение, основы православной веры, законоучитель, объяснение материала, метод заучивания, нравственное приложение, православная школа

Список литературы

  1. Богданова А. А. Методика преподавания Закона Божия: в помощь учителю церковной школы. Екатеринбург, 2014.
  2. Бычкова В. М. Некоторые моменты из истории преподавания Закона Божия в России // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 1 (12). С. 7–20.
  3. Давыденко В. Основные начала религиозно-нравственного воспитания с изложением способов обучения Закону Божию. Харьков, 1913.
  4. Дивногорцева С. Ю. Методика преподавания православной культуры как новая область дидактической науки // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 89–97.
  5. Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Послание апостола Павла 1-е к Коринфянам. Т. 10. Кн. 1. М., 2017.
  6. Нозер Ф. Методика Закона Божия, или Пособие к преподаванию Закона Божия в начальной школе. М., 1898.
  7. Положение о начальных народных училищах 1864 года // Полное собрание законов Российской империи за 1864. Т. XXXIX. СПб., 1867. С. 614–617.
  8. Проект Катехизиса Русской Православной Церкви от 2017 г. URL: http://theolcom.ru/images/2017/КатехизисСББК_Проект.pdf (дата обращения: 24.09.2019).
  9. Пространный христианский катехизис православной кафолической восточной церкви, рассмотренный и одобренный Святейшим Правительстующим Синодом и изданный для преподавания в Училищах и для употребления всех православных Христиан. М., 1907.
  10. Сборник законоположений и распоряжений о церковных школах ведомства православного исповедания / сост. Д. И. Тихомиров. СПб., 1903.
  11. Сборник правил и программ для церковно-приходских школ, с относящимися к ним определениями Св. Синода / сост. Д. И. Тихомиров. Могилев на Днепре, 1887.
  12. Сборник распоряжений, касающихся церковно-приходских школ и школ грамоты Петербургской епархии. СПб., 1893.
  13. Синельников С. П. Преподавание Закона Божия в учебных заведениях России до 1917 г. URL: http://archive.bogoslov.ru/text/print/453126.html (дата обращения: 24.09.2019).
  14. Сосунцов Е. Ф., свящ. Методические указания и конспекты уроков по Закону Божию: Курс младшего отделения начальной школы. Казань, 1909.
  15. Сосунцов Е. Ф., свящ. Спутник законоучителя: основные правила дидактики и методики закона Божия. Казань, 1911.
  16. Становская Т. А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX — начале XX в.: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2017.
  17. Устав гимназий и училищ уездных и приходских 1828 года // Полное собрание законов Российской империи за 1828. Т. III. СПб., 1830. С. 1097–1127.
  18. Устав народным училищам 1786 года // Полное собрание законов Российской империи за 1784–1788. Т. XXII. СПб., 1830. С. 646–669.
  19. Устав учебных заведений, подведомых университетам, 5 ноября 1804 года // Полное собрание законов Российской империи за 1804–1805. Т. XXVIII. СПб., 1830. С. 626–644.

Данные об авторе

Становская Татьяна Алексеевна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: Преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования;
Электронный адрес: taaldu@gmail.com.

Благодарности

Статья поддержана грантом Фонда развития ПСТГУ «Школьное религиозное (христианское) образование в России и за рубежом: исторический опыт, проблемы и перспективы».