Настоящее исследование представляет собой результат эмпирических исследований, посвященных изучению возможностей формирования компонентов традиционного семейного сознания у студентов вузов. Актуальность работы обусловлена дестабилизацией института семьи с возникновением демографических проблем, что побуждает к поиску способов возрождения семейного образа жизни, в основе которого лежит традиционное семейное сознание, которое способствует решению смысложизненных проблем, касающихся обретения идентичности в межполовых и брачно-семейных отношениях, и является основой создания традиционной семьи, что является важнейшим способом профилактики демографических проблем и антропогений. В работе представлен авторский подход в понимании традиционного семейного сознания, возможностей его изучения и формирования в условиях образовательной среды. Разработан диагностический алгоритм, включающий в себя совокупность методик, позволяющих выявить исходный уровень составляющих семейного сознания (установочно-когнитивной, ценностно-смысловой, деятельностно-поведенческой) и его отдельных компонентов (представления о семье, ожидания от семьи, эмоциональные стереотипы, связанные с семьей, смыслы семьи, семейные ценности, образ семьи, установки, поведенческие практики, связанные с семьей и др.). Представлены результаты проведенного формирующего эксперимента среди студентов вузов, включающего в себя реализацию семейно ориентированных программ, разработанных автором работы («Православное семьеведение» для студентов СамДС, а также «Развитие семейного сознания личности» для студентов вузов СамГУПС). Полученные результаты, обработанные с помощью методов математической статистики и моделирования, позволили сделать вывод о наличии положительной динамики у части студентов в контексте формирования компонентов семейного сознания в рамках традиционной модели, основанной на сущностных первоосновах, что побуждает к дальнейшей работе в данном направлении.
традиционное семейное сознание, юношество, образовательная среда, формирование, семейно ориентированные дисциплины, динамика, результаты.
- Антонов А. И. Институциональный кризис семьи и семейно-демографических структур в контексте социальных изменений и социального неравенства // Demographia.net: Российский институт демографических исследований. URL: http://demographia.net/journal/2014-04/antonov (дата обращения: 20.02.2023).
- Баикина Ю. О. Генеалогическая традиция и потенциал семьи в системе факторов формирования духовных ценностей личности: автореф. дис. ... канд. социолог. наук. Тюмень, 2005.
- Захарченко М. В. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников: теория, практика, опыт: монография / М. В. Захарченко и др.; под общ. ред. М. В. Захарченко. СПб., 2016.
- Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993.
- Ильиных С. А. Типология семейного сознания студенческой молодежи: опыт социологического анализа // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 14 (1). С. 50–57.
- Морозова Е. А. К вопросу об актуализации понятия «феномен семейного сознания» в педагогической науке. Культурно-исторический и психологический анализ контекста //
- Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2018. Т. 20. № 4. С. 27–33.
- Реан А. А. Отношение молодежи к институту семьи и семейным ценностям // Национальный психологический журнал. 2016. № 1 (21). С. 3–8.
- Савенков А. И. Образовательная среда // Школьный психолог. 2008. № 19. С. 4–9.
Морозова Елена Анатольевна
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Самарский государственный университет путей сообщения; Самарская духовная семинария;
Должность: доцент;
ORCID: 0009-0005-2138-3826;
Электронный адрес: eamorozova063@rambler.ru.