/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :69

ПЕДАГОГИКА

Бежевец Мария Константиновна; Бежевец Дмитрий Александрович

Педагогический опыт С. А. Рачинского и его актуальность для современной отечественной школы

Бежевец М. К., Бежевец Д. А. Педагогический опыт С. А. Рачинского и его актуальность для современной отечественной школы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 69. С. 9-20

DOI: 10.15382/sturIV202369.9-20
В данной статье поднимается проблема использования отечественного педагогического опыта, а именно – опыта сельской школы С.А. Рачинского, в реалиях современного образования. Целью статьи является обоснование возможности использования авторской образовательной системы С.А. Рачинского в отечественной школе сегодня. Отвечая данной цели, статья условно делится на две смысловые части. В первой части выявляется общность учебно-воспитательных задач Татевской сельской школы и современнойшколы. Постановка общих задач – показатель, который позволяет говорить о возможности использования первобытного педагогического опыта Рачинского. Ещё одним важным показателем является приоритетное отношение к делу воспитания в Татевской школе, которое имеет большое значение и для современного общества. Во второй части статьи выделяются столпы авторской системы Рачинского, которые школа, адаптировав под современные образовательные возможности, может использовать при построении образовательной деятельности. К ним относятся следование примеру учителя и священника, опора на национальную направленность и крестьянские реалии, в которых существовали учащиеся Татевской школы. Принципы и особенности, которые составляют и перечисленные столпы системы Рачинского, уже реализовываются во многих современных школах, поэтому выводом данной статьи послужила констатация возможности использования опыта сельской школы С.А. Рачинского в современном образовании.
воспитание, отечественная педагогика, Татевская сельская школа, авторская образовательная система С.А. Рачинского, учебно-воспитательные задачи Татевской школы, общность задач Татевской и современной школ, столпы авторской системы С.А. Рачинского, педагогический опыт школы Рачинского сегодня.
  1. Багге М. Б. Школа С. А. Рачинского как педагогическая система. СПб., 1999.
  2. Грузинский А. Е. Письма Толстого и к Толстому. М., 1928.
  3. Дивногорцева С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М., 2008.
  4. Дивногорцева С. Ю. Смысл, сущность и цель воспитания в контексте православной педагогической культуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. № 3. С. 68–87.
  5. Коншин Н. Н. Идея формирования духовно-нравственных ценностей личности как основа педагогической системы С. А. Рачинского: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2011.
  6. Марченкова В. М. Сергей Рачинский — учитель века. Татево, 2009.
  7. Рачинский С. А. «Из доброго сокровища сердца своего…». Нижний Новгород, 2013.
  8. Рачинский С. А. 1001 задача для умственного счета. М., 2022.
  9. Рачинский С. А. Заметки о сельских школах. СПб., 1883.
  10. Рачинский С. А. Сельская школа. СПб., 1898.
  11. Рачинский С. А. Школьный поход в Нилову пустынь. СПб., 1888.
  12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями на 2018 год. М., 2018.
  13. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. М., 2013.
  14. Чухин С. Г. Основы духовно-нравственного воспитания школьников: учеб. пособие для вузов. М., 2023.

Бежевец Мария Константиновна


Статус обучающегося: Магистрант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет;
Должность: Магистрант;
ORCID: 0009-0004-8648-8402;
Электронный адрес: tulaeva.maria.99.91@mail.ru.

Бежевец Дмитрий Александрович


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: МБОУ "Шаховская средняя общеобразовательная школа №1";
Должность: Учитель православной культуры;
ORCID: 0009-0007-8215-7861;
Электронный адрес: d.bezhevets@mail.ru.
Крат Анна Владимировна

Место и функции православной общеобразовательной школы в современной России

Крат А. В. Место и функции православной общеобразовательной школы в современной России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 69. С. 21-33

DOI: 10.15382/sturIV202369.21-33
В статье определено место, занимаемое православными общеобразовательными школами в государственной и православной системе образования современной России. Использование статистического, сравнительно-сопоставительного, а также методов интервьюирования, беседы и анализа материалов официальных сайтов, отчетов о деятельности православных школ, информации, предоставленной директорами, педагогами и сотрудниками православных общеобразовательных школ, позволили установить следующее. Православные общеобразовательные школы проходят процедуры государственного лицензирования и аккредитации и обязаны вести образовательную деятельность в соответствии с базовым компонентом Федеральных государственных образовательных стандартов. Для реализации религиозного компонента в составе основных образовательных программ и вхождения в реестр православных школ необходимо получение конфессионального представления Русской Православной Церкви. Контроль и проверку уровня и качества подготовки обучающихся, их итоговую успеваемость по предметам православного цикла осуществляет Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. В Стандарте православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации представлены требования к результатам освоения православного компонента. Существующие на сегодняшний день православные общеобразовательные школы выполняет функцию удовлетворения образовательных потребностей православных верующих, функцию включения обучающихся в православную культуру через введение в основные образовательные программы общего образования православного компонента и реализацию сакрального компонента духовно-нравственного воспитания.
православные общеобразовательные школы, религиозное образование, система православного образования, православная педагогика, история образования, школа с православным компонентом,
  1. Гимназия Святителя Василия Великого: официальный сайт. URL: https://www.vasiliada.ru/about/ (дата обращения: 02.01.2023).
  2. Дивногорцева С. Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России: дис. … д-ра пед. наук. М., 2012.
  3. Духанина Л. Н., Мерцалова Т. А., Беликов А. А., Горбовский Р. В., Заир-Бек С. И., Матюненко Ю. А. Частные школы России: состояние, тенденции и перспективы развития: Аналитический доклад // Современная аналитика образования. 2019. № 3 (24). С. 4–70.
  4. Забайкальская православная гимназия им. святителя Иннокентия, епископа Иркутского: официальный сайт. URL: https://pravgimzav.wixsite.com/site/about-us (дата обращения: 22.01.2023).
  5. Зеньковский В. В. Педагогика. М., 1996.
  6. Крат А. В. Историко-педагогические предпосылки, условия и факторы открытия православных общеобразовательных школ в новейшей истории России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 64. С. 52–64.
  7. Общеобразовательная православная гимназия имени митрополита Платона (Левшина): официальный сайт. URL: https://platon-gimnazia.ru/ (дата обращения: 20.01.2023).
  8. Положение о духовном попечителе православной образовательной организации. URL: https://pravobraz.ru/polozhenie-o-duxovnom-popechitele-pravoslavnoj-obrazovatelnojorganizacii/ (дата обращения: 10.01.2023).
  9. Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных учреждений Российской Федерации Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. URL: https://pravobraz.ru/pravoslavnyj-komponent-osnovnoj-obshheobrazovatelnoj-programmy-doshkolnogo-obrazovaniya-dlya-pravoslavnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-na-territorii-rossij skoj-federacii (дата обращения: 12.01.2023).
  10. Типовой Устав частного общеобразовательного учреждения с религиозным (православным) компонентом. URL: https://pravobraz.ru/tipovoj-ustav-chastnogo-obshheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-s-religioznym-pravoslavnym-komponentom/ (дата обращения: 02.01.2023).
  11. Устинова Е. В. Частное школьное образование в России в контексте новой образовательной парадигмы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Нижний Новгород, 2012.
  12. Ялуторовская православная гимназия: официальный сайт. URL: https://yalutorovsk.admtyumen.ru/mo/yalutorovsk/socium/education/structure/more.htm?id=47012@egOrganization (дата обращения: 22.01.2023).

Крат Анна Владимировна


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: академик РАН;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Москва, Россия;
ORCID: 0000-0001-5183-5372;
Электронный адрес: annakrat@mail.ru.
Идрус Асринда

Христианская миссия, католические школы и подготовка учителей в Индонезии: исторический обзор

Идрус А. Христианская миссия, католические школы и подготовка учителей в Индонезии: исторический обзор // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 69. С. 34-46

DOI: 10.15382/sturIV202369.34-46
В предлагаемой статье выполнен краткий исторический обзор христианской миссии в Индонезии, которую начинал римско-католический престол в XIV веке, чья деятельность прерывалась протестантами в XVII веке и была вновь возобновлена католиками в начале XIX века. Автор статьи дает краткую характеристику историческим событиям в Индонезии в эти периоды, останавливается на проблемах миссии и образования в этой стране. Период, когда доступ к образованию, в том числе педагогическому, в Индонезии был доступен только состоятельным слоям населения, закончился в начале ХХ века с началом миссии голландского миссионера-иезуиту Франциска Георгия Иосифа ван Лита. Он основал католические образовательные учреждения, среди них в 1906 году - Hollandsch Inlandsche Kweekschool – систему педагогических школ для мальчиков из числа коренных народов Индонезии для подготовки учителей из числа коренных народов. В дальнейшем школа превратилась в первый иезуитский колледж в Индонезии - Xaverius Muntilan College, ставший также первой католической школой-интернатом, предлагавшей среднее образование коренным жителям Явы. Колледж Ксавьера впоследствии оказал влияние на различные области общественной жизни Индонезии, подготовив из местных жителей культурную, политическую элиту, участников католической миссии. В статье рассматривается история создания этой школы, дается характеристика педагогических взглядов Ромо ван Лита, его подходов к организации педагогической деятельности и подготовки учителей. В заключении отмечено, что Ромо ван Лит смог создать на чужой земле беспрецедентную систему образовательных учреждений, которая за более чем столетнее существование снискала академическое признание, поскольку в ней были разработаны уникальные программы профессионального формирования для католических школьных педагогов, включающие в себя традиционные ценности индонезийского народа. Эта историческая особенность подготовки учителей в Индонезии сохраняется вплоть до сегодняшнего дня.
католическая школа, образование, педагог, миссионер, Индонезия, образование коренных народов, подготовка педагогов.
  1. Средняя школа ван Лита Берашрама (школа-интернат СМА): официальный сайт. URL: https://vanlith-mtl.sch.id/profi l/ (дата обращения: 01.02.2023).
  2. Центр данных Министерства религии Индонезии: официальный сайт. URL: https://web.archive.org/web/20200903221250/https://data.kemenag.go.id/agamadashboard/statistik/umat (дата обращения: 01.02.2023).
  3. Aritonang J. S. Missionary Schools in Batacland (Indonesia), 1861–1940. Leiden, 1993.
  4. Coleridge H. J. The Life and Letters of St. Francis Xavier. London, 1886. URL: https://archive.org/details/thelifeandletter02coleuoft/page/n5/mode/2up (01.02. 2023).
  5. Hartig O. Odoric of Pordenone // Catholic Encyclopedia. Vol. 12. N. Y., 1911. URL: https://www.newadvent.org/cathen/12281a.htm (дата обращения: 01.02.2023).
  6. Hoiken A. SJ. Orang Kristen di Asia. Jilid I Dari Yerusalem ke Beij ing: dari abad I hingga XV. Jakarta, 2008.
  7. Lishchak V. “Pordenone” // Anthropology of Integra. 2011. Vol. 2. № 2. P. 63–74. URL: https://journals.muni.cz/anthropologia_integra/article/download/2056/1658 (дата обращения: 01.02.2023).
  8. Taylor J. G. Global Indonesia. N. Y., 2013.
  9. The History of Christianity in Indonesia / J. S. Aritonang, K. A. Stenbrink, eds. Leiden, 2008.
  10. Wildan M. Francis Georgius Josephus van Lit, penemu pendidikan guru di Jawa // Официальный сайт Управления культурного наследия и дипломатии Генерального управления культуры Республики Индонезия. URL: https://kebudayaan.kemdikbud.go.id/ditwdb/franciscus-georgius-josephus-van-lith-pembuka-pendidikan-guru-di-jawa/ (дата обращения: 01.02.2023).
  11. Wilkinson R. J. The Capture of Malacca, 1511 A. D. // Journal of the Straits Department of the Royal Asiatic Society. 1912. № 61. P. 71–76.

Идрус Асринда


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет;
ORCID: 0000-0002-9183-0602;
Электронный адрес: asrinda.idrus@gmail.com.
Урбанович Любовь Николаевна

Поиск способов интеграции элементов естественно-научных знаний в образовательный процесс воскресной школы

Урбанович Л. Н. Поиск способов интеграции элементов естественно-научных знаний в образовательный процесс воскресной школы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 69. С. 47-60

DOI: 10.15382/sturIV202369.47-60
Воскресная школа, православное просвещение, приходское попечение о детях, естественнонаучные знания, религиозное образование, христианское мировоззрение, деятельностный подход.
Воскресная школа, православное просвещение, приходское попечение о детях, естественнонаучные знания, религиозное образование, христианское мировоззрение, деятельностный подход.
  1. Антоний Сурожский (Блум), митр. О встрече. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Antonij _Surozhskij /o-vstreche/7 (дата обращения: 21.01.2023).
  2. Василевская В. Я. Учение Ушинского о воспитании // Наша Церковь и наши дети: сборник / сост. С. С. Куломзина. М., 1993.
  3. Гапонцев В. Л., Гапонцева М. Г. Естественно-научное образование: соотношение научного и религиозного знания в свете принципа симметрии. Ч. 2: Примеры отбора содержания общего естественно-научного курса на основе принципа симметрии // Образование и наука. 2015. № 6 (125). С. 4–18.
  4. Грибов Л. Наука и религия: от конфронтации к дополнительности // Высшее образование в России. 1993. № 2. С. 26–33.
  5. Грыжанкова М. Ю. Духовно-нравственные ценности христианства как основание традиционных культурно-образовательных и воспитательных форм // Интеграция образования. 2014. № 4. С. 60–64.
  6. Десницкий А. С. Противоречит ли Библия современной науке? URL: https://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnickij /sorok-voprosov-o-biblii/8 (дата обращения: 27.01.2023).
  7. Иоанн (Шаховской), архиеп. Сан-Францисский. Беседы с русским народом // Ломоносов — защитник науки и веры. URL: http://www.pravzhurnal.ru/Preobrazhenie/Podvizhniki_veri/Lomonosov-zashitnik_nauki_i_veri.html (дата обращения: 21.01.2023).
  8. Каптерев П. Ф. Самообразование в области психологии // Северный вестник. 1897. № 4. С. 113–123.
  9. Лифинцева Н. И. К. Д. Ушинский о формах взаимного соотнесения и гармонии веры и научного знания в образовании // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2 (9). С. 29–38.
  10. Малиновский Н. П., прот. Очерк православного догматического богословия. М., 2003. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malinovskij /ocherk-pravoslavnogo-dogmaticheskogobogoslovija/ (дата обращения: 18.01.2023).
  11. Михалкин В. С. Интеграция и дополнительность общенаучных и религиозных знаний в мировоззренческом аспекте высшего образования // Интеграция образования. 2015. Т. 19. № 3. С. 108–114.
  12. Михалкин В. С. Методологический ресурс курса физики в достижении целостности воспитания и образования // Интеграция образования. 2010. № 1. С. 91–93.
  13. Молева А. Ф. Формирование материалистического мировоззрения учащихся школ II ступени РСФСР в 1917–1931 гг.: на материале предметов естественно-научного цикла: дис. ... канд. пед. наук. М., 1975. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovaniematerialisticheskogo-mirovozzreniya-uchashchikhsya-shkol-ii-stupeni-rsfsr-v-191 (дата обращения: 27.01.2023).
  14. Нейфах Г., прот. Гармония Божественного творения. Взаимоотношения науки и религии. URL: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/garmonij a-bozhestvennogo-tvorenij avzaimootnoshenija-nauki-i-religii/#0_2 (дата обращения: 18.01.2023).
  15. Основы религиозных культур и светской этики: книга для учителя, 4–5 классы. М., 2010. Цит. по: Для чего российской школе «Основы православной культуры»? URL: http://www.orthedu.ru/eparh/4339-dlya-chego-rossijskoj-shkole-osnovy-pravoslavnoj-kultury.html. (дата обращения: 20.01.2023).
  16. Продолжается реализация проекта «Божий мир глазами юного естествоиспытателя» // Калининградская епархия Русской Православной Церкви: официальный сайт. URL: http://kdeparh.ru/prodolzhaetsya-realizaciya-proekta-bozhij -mir-glazami-yunogoestestvoispytatelya/ (дата обращения: 22.01.2023).
  17. Смык А. Ф. Взгляды Луи де Бройля на преподавание физики // Физическое образование в вузах. 2011. Т. 17. № 4. С. 72–76.
  18. Урбанович Л. Н. К вопросу об условиях формирования «благорасположенной к детям среды» на православном приходе в контексте новой парадигмы // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2022. № 1. С. 126–140.
  19. Урбанович Л. Н. К дискуссии о применении современных «развлекательных» и «увлекательных» форм и методов православного просвещения детей в приходской деятельности // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2022. № 2. С. 122–132.
  20. Урбанович Л. Н. Православная воскресная школа на пороге перемен: осмысление исторического опыта и концептуальная перезагрузка // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2021. № 3. С. 105–120.
  21. Ушинский К. Д. Письма о воспитании наследника русского престола. URL: http://az.lib.ru/u/ushinskij _k_d/text_0060.shtml (дата обращения: 21.01.2023).
  22. Физики о себе: сборник документов / отв. ред. В. Я. Френкель. Л., 1990. URL: http://elib.biblioatom.ru/text/fi ziki-o-sebe_1990/go,0/ (дата обращения: 21.01.2023).

Урбанович Любовь Николаевна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Смоленская Православная Духовная Семинария; Российская Федерация, 214000, г. Смоленск, ул. Тимирязева, 5;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-7776-8745;
Электронный адрес: urbanus-l@yandex.ru.
Гусакова Виктория Олеговна

Педагогическая мастерская на занятиях в воскресной школе: проблемы и перспективы

Гусакова В. О. Педагогическая мастерская на занятиях в воскресной школе: проблемы и перспективы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 69. С. 61-70

DOI: 10.15382/sturIV202369.61-70
В настоящей статье даны характеристика и обоснование целесообразности использования новой педагогической технологии – педагогической мастерской для преподавания вероучительных дисциплин в воскресной школе. Обозначены актуальные проблемы организации учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах в контексте их истории развития и показана целесообразность обращения преподавателей к новым педагогическим технологиям. В тексте кратко описан имеющийся опыт использования педагогической мастерской в общеобразовательных организациях, подробно охарактеризованы этапы мастерских, обоснованы названия каждого этапа и представлено их соответствие требованиям к занятиям в воскресной школе. Для наглядности и убедительности в статье дан план занятия в воскресной школе с воспитанниками разных возрастов по теме «О сотворении мира». Особое внимание сосредоточено на наиболее важных этапах мастерской, как индукция, разрыв и рефлексия. В заключении в статье сделан вывод о том, что использование педагогической мастерской на занятиях в воскресной школе позволяет преодолеть ряд трудностей, таких как отсутствие материальной базы и разновозрастность воспитанников, способствует личностному переживанию учеником и учителем своей встречи с Богом и откровению, которое должно вести к внутренней работе человека над самим собой и его духовному преображению.
педагогическая мастерская, откровение, воскресная школа, принципы обучения, ценности, путь, встреча.
  1. Белова Н. И. Я знание построю в мастерской. Из опыта использования методики педагогической мастерской в обучении биологии. СПб., 1994.
  2. Дорожная карта первоочередных мер (комплексных предложений) по формированию и развитию благоприятных условий для духовного просвещения детей на приходских общинах Русской Православной Церкви. URL: https://pravobraz.ru/dorozhnayakarta-pervoocherednyx-mer-kompleksnyx-predlozhenij-po-formirovaniyu-i-razvitiyublagopriyatnyx-uslovij-dlya-duxovnogo-prosveshheniya-detej-v-prixodskix-obshhinaxrusskoj-pravoslavnoj-cerk/. (дата обращения: 14.02.2023).
  3. Галицких Е. О. Встреча взрослого и ребенка // Управление школой. 2006. № 9. URL: https://upr.1sept.ru/article.php?ID=200600905. (дата обращения: 14.02.2023).
  4. Галицких Е. О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников: метод. пособие. СПб., 2003.
  5. Климент Александрийский. Строматы // Апофатическое (отрицательное) богословие // Православная энциклопедия. Т. 3. URL: https://www.pravenc.ru/text/75768.html (дата обращения: 15.02.2023).
  6. Мухина И. А. Что такое педагогическая мастерская? // Мухина И. А., Еремина Т. Я. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: книга для учителя. СПб., 2002.
  7. Ушинский К. Д. Русская школа / сост., коммент. и предисл. В. О. Гусаковой. М., 2015.

Гусакова Виктория Олеговна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: ФГКОУ «Санкт-Петербургское суворовское военное училище МО РФ»; Отдел религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии;
Должность: преподаватель, методист;
ORCID: 0000-0002-2924-6886;
Электронный адрес: victoryspb78@mail.ru.
Неклюдова Людмила Викторовна; Мухаметова Ольга Анатольевна

Построение персонифицированной системы воспитания в условиях сельской основной общеобразовательной школы

Неклюдова Л. В., Мухаметова О. А. Построение персонифицированной системы воспитания в условиях сельской основной общеобразовательной школы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 69. С. 71-80

DOI: 10.15382/sturIV202369.71-80
В статье рассмотрены предпосылки построения персонифицированных воспитательных систем в условиях сельской основной общеобразовательной школы. Современные условия заставляют сельскую школу пересматривать существенные задачи ее деятельности, связанные прежде всего с профессиональной мобильностью учащихся. В этой связи проанализированы условия и возможности персонифицированной системы воспитания (ПСВ) в профессиональной ориентации старшеклассников сельской основной школы. Выявлена и обоснована необходимость применения ПСВ при формировании профессионального самоопределения школьников в условиях сельской основной общеобразовательной школы. Обобщен практический опыт сотрудничества сельской школы и семьи, позволяющий на основе индивидуально-дифференцированного подхода выстраивать взаимодействие участников ПСВ в плоскости профессионального самоопределения. Представлен опыт педагогического взаимодействия школ городского округа Клин Московской области в построении ПСВ. Проведена апробация методов и средств построения ПСВ, реализующихся в условиях сельской основной школы. Обобщена специфика условий основной сельской школы, благоприятствующей созданию в ней среды, в которой будут проектироваться и реализовываться персонифицированные воспитательные системы. На основании полученных данных сделаны выводы о зависимости вероятности участия старшеклассников в построении собственной персонифицированной воспитательной системы в условиях сельской основной общеобразовательной школы от уровня образовательного потенциала его семьи.
воспитание, персонифицированная система воспитания, федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), профессионально-ориентированная деятельность, профессиональное самоопределение старшеклассников, образовательный потенциал семьи, сельская основная общеобразовательная школа, условия сельской школы
  1. Байбородова Л. В. Педагогическое обеспечение доступности дополнительного образования сельских школьников: монография. М., 2019.
  2. Байбородова Л. В., Соколов А. Б., Корнеева М. С. Изучение истории в средней школе: учеб. пособие. Ярославль, 2009.
  3. Белова Л. П. Социальная активность сельской школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тюмень, 2005.
  4. Котькова Г. Е. О категории «ценности» в современном воспитании сельского школьника // Проблемы и перспективы развития сельских образовательных организаций: материалы Международной научно-практической конференции (Ярославль, 28–30 марта 2019 г.). Ярославль, 2019. С. 101–107.
  5. Кузьмин Р. И. Школа в городе и школа на селе, или найдите десять отличий // Гаудеамус: Психолого-педагогический журнал. 2003. Т. 2. № 4. С. 202–204.
  6. Симакова Т. П. Семья как субъект персонифицированной системы воспитания ребенка // Классный руководитель. 2017. № 3. С. 30–38.
  7. Степанов Е. Н. Персонифицированная система воспитания: первоначальные представления // Классный руководитель. 2017. № 3. С. 5–16.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 02.02.2023).

Неклюдова Людмила Викторовна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко в г. Ижевске;
Должность: доцент кафедры психолого-педагогического и дефектологического образования;
ORCID: 0009-0008-1595-4161;
Электронный адрес: nekludovalv@rambler.ru.

Мухаметова Ольга Анатольевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Академия социального управления; Россия, Мытищи;
ORCID: 0000-0002-2094-1647;
Электронный адрес: witasy@mail.ru.
Морозова Елена Анатольевна

Возможности формирования традиционного семейного сознания у студентов вузов

Морозова Е. А. Возможности формирования традиционного семейного сознания у студентов вузов // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 69. С. 81-95

DOI: 10.15382/sturIV202369.81-95
Настоящее исследование представляет собой результат эмпирических исследований, посвященных изучению возможностей формирования компонентов традиционного семейного сознания у студентов вузов. Актуальность работы обусловлена дестабилизацией института семьи с возникновением демографических проблем, что побуждает к поиску способов возрождения семейного образа жизни, в основе которого лежит традиционное семейное сознание, которое способствует решению смысложизненных проблем, касающихся обретения идентичности в межполовых и брачно-семейных отношениях, и является основой создания традиционной семьи, что является важнейшим способом профилактики демографических проблем и антропогений. В работе представлен авторский подход в понимании традиционного семейного сознания, возможностей его изучения и формирования в условиях образовательной среды. Разработан диагностический алгоритм, включающий в себя совокупность методик, позволяющих выявить исходный уровень составляющих семейного сознания (установочно-когнитивной, ценностно-смысловой, деятельностно-поведенческой) и его отдельных компонентов (представления о семье, ожидания от семьи, эмоциональные стереотипы, связанные с семьей, смыслы семьи, семейные ценности, образ семьи, установки, поведенческие практики, связанные с семьей и др.). Представлены результаты проведенного формирующего эксперимента среди студентов вузов, включающего в себя реализацию семейно ориентированных программ, разработанных автором работы («Православное семьеведение» для студентов СамДС, а также «Развитие семейного сознания личности» для студентов вузов СамГУПС). Полученные результаты, обработанные с помощью методов математической статистики и моделирования, позволили сделать вывод о наличии положительной динамики у части студентов в контексте формирования компонентов семейного сознания в рамках традиционной модели, основанной на сущностных первоосновах, что побуждает к дальнейшей работе в данном направлении.
традиционное семейное сознание, юношество, образовательная среда, формирование, семейно ориентированные дисциплины, динамика, результаты.
  1. Антонов А. И. Институциональный кризис семьи и семейно-демографических структур в контексте социальных изменений и социального неравенства // Demographia.net: Российский институт демографических исследований. URL: http://demographia.net/journal/2014-04/antonov (дата обращения: 20.02.2023).
  2. Баикина Ю. О. Генеалогическая традиция и потенциал семьи в системе факторов формирования духовных ценностей личности: автореф. дис. ... канд. социолог. наук. Тюмень, 2005.
  3. Захарченко М. В. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников: теория, практика, опыт: монография / М. В. Захарченко и др.; под общ. ред. М. В. Захарченко. СПб., 2016.
  4. Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993.
  5. Ильиных С. А. Типология семейного сознания студенческой молодежи: опыт социологического анализа // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 14 (1). С. 50–57.
  6. Морозова Е. А. К вопросу об актуализации понятия «феномен семейного сознания» в педагогической науке. Культурно-исторический и психологический анализ контекста //
  7. Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2018. Т. 20. № 4. С. 27–33.
  8. Реан А. А. Отношение молодежи к институту семьи и семейным ценностям // Национальный психологический журнал. 2016. № 1 (21). С. 3–8.
  9. Савенков А. И. Образовательная среда // Школьный психолог. 2008. № 19. С. 4–9.

Морозова Елена Анатольевна


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Самарский государственный университет путей сообщения; Самарская духовная семинария;
Должность: доцент;
ORCID: 0009-0005-2138-3826;
Электронный адрес: eamorozova063@rambler.ru.
Мумриков Олег Александрович, протоиерей; Константинова Василиса Викторовна

Формирование экологических знаний у детей младшего школьного возраста посредством изучения сукцессии в дикой природе

Мумриков О. А., Константинова В. В. Формирование экологических знаний у детей младшего школьного возраста посредством изучения сукцессии в дикой природе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 69. С. 96-105

DOI: 10.15382/sturIV202369.96-105
Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью формирования экологических знаний младших школьников в современных условиях. Одно из интересных и перспективных направлений - изучение сукцессии в дикой природе. В статье отражается суть понятия «сукцессия», описана работа по формированию экологических знаний у детей младшего школьного возраста посредством изучения сукцессии в дикой природе, представлены результаты эксперимента, наглядно демонстрирующие положительные изменения показателей в сфере экологических знаний.Как известно, сукцессия – это закономерное последовательное изменение экосистемы, при котором один биоценоз на данном участке литосферы постепенно заменяется другим. Если условия смены биоценозов не нарушается внешними факторами, сукцессия носит направленный, предсказуемый характер. Хотя физические факторы определяют характер сукцессии, она контролируется биологическим сообществом. Проведенный педагогический эксперимент говорит об эффективности использования наглядного метода (мультимедийная презентация на уроке), а также проведения занятия на природе (посещение экологической тропы). Детям младшего школьного возраста удалось познакомиться с понятием «сукцессии», несмотря на то, что данная тема, как правило, в начальной школе не преподается. После проведения эксперимента также было выявлено, что уровень экологических знаний младших школьников, которым была проведена экскурсия на экологическую тропу для изучения сукцессии, значительно вырос.
младший школьник, экологические знания, сукцессия, дикая природа, условия формирования экологических знаний, педагогический эксперимент, образовательная программа
  1. Гржимек Б. Экологические очерки о природе и человеке. М., 1988.
  2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: извлечения // Народное образование. 2010. № 1. С. 39–46.
  3. Зарубина Л. В. Эколого-физиологические особенности ели в березняках черничных: монография / Л. В. Зарубина, В. Н. Коновалов. Архангельск, 2014.
  4. Киселев В. Н. Основы экологии: учеб. пособие. Минск, 2000.
  5. Морозов Г. Ф. Учение о лесе. Л., 1949.
  6. Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254. URL: https://base.garant.ru/74634042/ (дата обращения: 02.02.2023).
  7. Разумовский С. М. Закономерности динамики биоценозов. М., 1981.
  8. Сукачев В. Н. Биогеоценология и фитоценология // Доклады АН СССР. 1945. Т. 47. № 6. С. 447–449.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo (дата обращения: 02.02.2023).
  10. Чернова Н. М., Былова А. М. Экология: учеб. пособие. М., 1981.
  11. Школа России. Концепция и программы для начальных классов. URL: https://psihdocs.ru/shkola-rossii.html (дата обращения: 02.02.2023).

Мумриков Олег Александрович, протоиерей


Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6/1;
Должность: доцент кафедры ПиМНО Педагогического факультета;
ORCID: 0000-0001-7252-5947;
Электронный адрес: omumrikov@yandex.ru.

Константинова Василиса Викторовна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Россия, Москва;
ORCID: 0009-0009-7844-1555;
Электронный адрес: vasilisa_konstantinova99@mail.ru.
Головко Ольга Николаевна; Михайлова Алла Григорьевна

Организация обучения с позиций природосообразности образовательного процесса

Головко О. Н., Михайлова А. Г. Организация обучения с позиций природосообразности образовательного процесса // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 69. С. 106-118

DOI: 10.15382/sturIV202369.106-118
Вопросы повышения качества высшего образования в условиях экологического кризиса и снижения здоровья обучающихся требуют переосмысления организации занятий с позиций природосообразности образовательного процесса, что особенно актуально в условиях пандемии.Цель: анализ нового типа учебного занятия – «свежего» урока на открытом воздухе, изучение изменения мотивации к обучению у студентов в процессе применения педагогических фреш-технологий для здоровьесбережения.Методология и методики исследования: в статье раскрыты методические аспекты отечественного и аналогичного зарубежного опыта по организации учебных занятий на открытом воздухе, рассмотрены прообразы «свежих» учебных занятий в педагогическом наследии классиков, проведен социологический опрос по проблеме исследования.Результаты: рассмотрены изменения в мотивации студентов в условиях нового типа практического занятия для вуза, ссуза и школы – «свежее» занятие на природе, раскрыто значение «свежих» педагогических фреш-технологий для здоровьесбережения обучающихся и экологизации образовательного процесса, приведены результаты эмпирического исследования по вопросам реализации «свежих» учебных занятий в образовательном процессе вуза.Научная новизна: обоснованы и введены в научный оборот понятия «свежее учебное занятие» и «педагогические фреш-технологии», получены эмпирические данные по исследуемой проблеме, разработан дидактический инструментарий «свежего» учебного занятия.Практическая значимость: предложены практические рекомендации по организации «свежих» учебных занятий на территории зеленой зоны учебного заведения, представлены рекомендации к разработке «свежего» учебного занятия по физике для студентов младших курсов вузов, ссузов или учащихся старшей школы.
«свежее» учебное занятие, экологизация, здоровьесбережение, пандемия, педагогические фреш-технологии, методическая разработка, занятие по физике, дисперсия света.
  1. Головко О. Н., Лей В. А., Михайлова А. Г., Смирнова Т. В. «Свежее» учебное занятие: новый взгляд на привычное // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2022. № 1. С. 31–33.
  2. Дистервег Адольф // Peoplelife.ru. URL: https://peoplelife.ru/94863 (дата обращения: 12.11.2022).
  3. Дорожная карта осуществления Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития // ЮНЕСКО. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002305/230514r.pdf. (дата обращения: 17.10.2022).
  4. Идеи устойчивого развития в школе: отечественный и зарубежный опыт адаптации идей устойчивого развития к предметным областям общего образования: монография / под ред. А. Н. Захлебного, Е. Н. Дзятковской. М., 2017.
  5. Лей В. А. «Свежий» урок как здоровьесберегающая форма организации обучения // Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции «Добродеевские чтения-2018» (18–19 октября 2018 г., г. Москва). М., 2018. С. 226–227.
  6. Подласый И. П. Энергоинформационная педагогика. М., 2010.
  7. Салимова С. М. Реализация принципа природосообразности в подготовке будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук. Стерлитамак, 2005.
  8. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/7cdb6b823c28cff c11772942395c6357491e784f/ (дата обращения: 08.10.2022).
  9. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. М., 1982.
  10. Тайлакова Е. А. Воспитание экологической культуры детей и молодежи в Финляндии и Швеции // Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. № 3. С. 1398–1402.
  11. Толмачева Е. Е. Теоретические аспекты дефиниций «природосообразное обучение» и «педагогическая модель» // Научный журнал NovaUm.Ru. 2021. № 33. С. 128. URL: https://clck.ru/33Gp76 (дата обращения: 12.11.2022).
  12. Тюмасева З. И. Экология, образовательная среда и модернизация образования: монография. Челябинск, 2006.
  13. Ballantyne R., Packer J. Nature-Based Excursions: School Students’ Perceptions of Learning in Natural Environments // International Research in Geographical and Environmental Education. 2002. Vol. 11. P. 218–236. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Naturebased-Excursions%3A-School-Students'-of-in-Ballantyne-Packer/f160c1f8ef12b6b4f4bd08971a15b34a76d54135 (дата обращения: 12.11.2022).
  14. Fägerstam E., Blom, J. Learning Biology and Mathematics Outdoors: Eff ects and Attitudes in a Swedish High School Context // Journal of Adventure Education & Outdoor Learning. 2012. Vol. 32. P. 56–75. URL: https://researchers.mq.edu.au/en/publications/learning-biologyand--mathematics-outdoors-eff ects-and-attitudes-i (дата обращения: 12.11.2022).
  15. Mygind E. A Comparison of Children’s Statements about Social Relations and Teaching in the Classroom and in the Outdoor Environment // Journal of Adventure Education & Outdoor Learning. 2009. Vol. 9, issue 2. P. 151–169. URL: https://www.researchgate.net/publication/233053016_A_comparison_of_childrens'_statements_about_social_relations_and_teaching_in_the_classroom_and_in_the_outdoor_environment (дата обращения: 12.11.2022).
  16. World Health Organization. Physical activity. URL: https://www.who.int/news-room/factsheets/detail/physical-activity (дата обращения: 17.10.2022).

Головко Ольга Николаевна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Севастопольский государственный университет;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-8177-7011;
Электронный адрес: oholovko@bk.ru.

Михайлова Алла Григорьевна


Место работы: Севастопольский государственный университет;
Должность: ст.преподаватель;
ORCID: 0000-0002-9419-543X;
Электронный адрес: steba1971@mail.ru.
Данько Юрий Владимирович

Особенности формирования профессиональной компетентности студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование (иностранные языки)»

Данько Ю. В. Особенности формирования профессиональной компетентности студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование (иностранные языки)» // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 69. С. 119-131

DOI: 10.15382/sturIV202369.119-131
Высшее образование, являясь, в первую очередь профессиональным образованием, ставит целью подготовку специалиста необходимой квалификации, направленной на решение профессиональных задач в определённой отрасли экономики, а также ориентировано на становление гармонично развитой личности. В этой связи, педагогическое образование, также ориентированное на подготовку педагога определённой квалификации, ставит в основу обучения заложение основ профессиональных знаний и практических педагогических умений в качестве педагогической и методической компетенций, а для учителя иностранного языка предметной компетенцией является формирование иноязычной коммуникативной компетенции определённого уровня. В настоящей статье описаны теоретические особенности формирования профессиональной компетентности педагога в бакалавриате как базовом уровне профессионального образования на основе теоретико-методологических положений и функциональных компонетов образования; также, на основе экспериментального исследования определялись сформированные коммуникативный и методический уровни готовности будущих учителей иностранного языка, по результатам которых установлен недостаток методических знаний будущих учителей в части практической организации работы педагога. Можно отметить также отсутствие в стандртах образования конкретных требований, необходимыых для профессиональной деятельности. В частности, для учителя иностранного языка не указаны конкретные знания, умения и навыки, еобходимые для дальнейшей работы.
высшее педагогическое образование, бакалавриат, подготовка педагога, иностранный язык, профессиональная компетентность, профессиональные компетенции, педагогическая компетенция, методическая компетенция
  1. Ариян М. А. Профессиональная подготовка учителя иностранного языка в новых образовательных условиях // Преподаватель ХХI век. 2018. № 1–1. С. 41–54.
  2. Завьялова Г. Е., Панибратенко М. В., Реут Л. А. Сравнительный анализ образовательных стандартов ФГОС ВО (ФГОС 3+) и ФГОС ВО (ФГОС 3++) по направлению «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) // Грани познания. 2018. № 3. С. 21–25.
  3. Куликова Г. А. Основные тенденции развития сквозных технологий цифровой экономики России // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Информационные технологии. 2019. № 2. С. 38–42.
  4. Лодатко Е. А. Типология педагогических моделей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 126–128.
  5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель) (в редакции 2021, действующий с 1 сентября 2022)». URL: https://clck.ru/32F7Ac (дата обращения: 11.11.2022).
  6. Писарева С. А., Пучков М. Ю., Ривкина С. В., Тряпицына А. П. Модель уровневой оценки профессиональной компетентности учителя // Science for Education Today. 2019. Т. 9. № 3. С. 151–168.
  7. Рыбакина Н. А. Образовательная компетенция: сущность и педагогическая модель формирования в контексте непрерывного образования // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 5. С. 32–55.
  8. Тест на уровень английского языка (Lingva international). URL: http://lingva-international.com/on-line-testy/ (дата обращения: 11.11.2022).
  9. Тоджибаева К. С. К. Профессиональная педагогическая компетентность учителя: феноменология понятия // Вопросы науки и образования. 2018. № 27 (39). С. 95–97.
  10. Трубина Л. А., Ерохина Е. Л. Содержание и новые формы организации предметно-методической подготовки в условиях внедрения «ядра педагогического образования» // Наука и школа. 2022. № 4. С. 34–44.
  11. Учебный план программы бакалавриата 44.03.05 «Педагогическое образование» // Официальный сайт Севастопольского государственного университета. URL: http://surl.li/bqoov (дата обращения: 11.11.2022).
  12. ФГОС 44.03.01 Педагогическое образование. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 121 (ред. от 08.02.2021). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoeobrazovanie-121/ (дата обращения: 05.11.2022).
  13. ФГОС 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 121 (ред. от 08.02.2021). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-05-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-dvumya-profi lyami-podgotovki-125/ (дата обращения: 05.11.2022).
  14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). URL: https://zakon-ob-obrazovanii.ru/12.html (дата обращения: 05.11.2022).
  15. Шевцова К. Д. Двухуровневая система образования в России. Преимущества и недостатки // Современные тенденции и инновации в науке и производстве: VIII Международная научно-практическая конференция (Междуреченск, 03–04 апреля 2019 г.). Кемерово, 2019. С. 359–364.

Данько Юрий Владимирович


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Севастопольский государственный университет; школа №14, Россия, Севастополь;
Должность: учитель немецкого языка;
ORCID: 0000-0001-5958-9866;
Электронный адрес: bonifacius-zs@yandex.ru.