/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :57

От редакции

От редакции // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 57. С. 9-10
PDF

Склярова Татьяна Владимировна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2 комн. 408;
Должность: декан педагогического факультета;
Электронный адрес: tsklyarova@mail.ru.

Пушкина Дарья Викторовна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2;
Должность: выпускающий редактор Вестника ПСТГУ: Педагогика. Психология;
Электронный адрес: shup@bk.ru.

ХРОНИКА

Слово о Мастере: жизнь для других

Слово о Мастере: жизнь для других // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 57. С. 13-19
PDF

Макаревич Галина Викторовна


Ученая степень: кандидат культурологии;
Место работы: Международный научно-образовательный семинар «Культура детства: нормы, ценности, практики»;
Должность: координатор;
Электронный адрес: makar16@mail.ru.

Памяти Виталия Григорьевича Безрогова: о творческом сотрудничестве

Памяти Виталия Григорьевича Безрогова: о творческом сотрудничестве // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 57. С. 20-22
PDF

Полякова Мария Александровна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: АНО ВО «Российский новый университет»; Москва, ул. Радио, 22;
Должность: доцент кафедры педагогического образования;
ORCID: 0000-0003-3580-9718;
Электронный адрес: mariap71@rambler.ru.

ПЕДАГОГИКА

Безрогов Виталий Григорьевич

Представление непредставимого: Бог и обложка учебной книги

Безрогов В. Г. Представление непредставимого: Бог и обложка учебной книги // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 57. С. 25-53

DOI: 10.15382/sturIV202057.25-53
Текст посвящен субъектам, представленным на обложках школьных учебников и образам божественного среди них. Для анализа применены следующие методологические идеи. Выделена роль обложки как «претекста», который привлекает читателя/зрителя, вызывает его желание или нежелание работать с книгой. Обозначена особенность школьного учебника как предмета «постоянного открывания» с многократным обращением к его вербальному и визуальному контенту. В этой связи подчеркнуто значение обложки, которая «запускает» процесс формирования отношения к учебнику в сознании ученика. Это может быть отношение к учителю, собеседнику, проповеднику или — к витрине, рекламе, афише и т. п. Обложка рассмотрена как «метапослание» со множеством смыслов: адресат, способы расшифровки содержания, предполагаемый «отзыв» читателя/зрителя; а также как способ многоканальной коммуникации. Все элементы обложки в этом случае выступают как «режиссер взгляда» — воспитывают, формируют, особым образом акцентируют внимание ученика, учителя, родителя и рецензента.Для системного анализа обложки определены компоненты ее визуального ряда: буквы, слова и тексты; вещи, люди, животные и их действия; цвет, общее эмоциональное впечатление; а также сочетания этих элементов, их размеры и ранжирование (иерархия).На основе эмпирического анализа значительного корпуса школьных учебников (азбук, букварей, пособий для изучения религии и культуры) России, Германии, Великобритании и США (около 80 наименований) выделены способы представления божественного начала на обложках: сюжеты библейской истории; Христос как учитель и Его присутствие среди людей; религиозные символы и предметы культа; природа как Божий храм; единение и взаимопомощь людей (в том числе в семье); экзистенциальные ситуации и вопросы; религиозные праздники и архитектура. Проведено сопоставление реализации этих способов в педагогической и религиозной традиции разных стран.
учебник, обложка, образ, визуализация, религия, дидактика, издательство
  1. Безрогов В. Г. Иллюстрация в учебнике — коммуникация или ослепление? // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 2. С. 97–111.
  2. Безрогов В. Г. К вопросу о ранних переводах Orbis sensualium pictus Я. А. Коменского на русский язык // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 45. С. 11–30.
  3. Безрогов В. Г. Ранние этапы рецепции сочинений Коменского в России // Я. А. Коменский и современность: сб. науч. трудов / В. Г. Безрогов, К. Ю. Милованов, науч. ред. М., 2018. С. 121–129.
  4. Безрогов В. Г. Учебник и его история как предмет педагогического исследования // Методология научного исследования в педагогике / Р. С. Бозиев, В. К. Пичугина, В. В. Сериков, ред. М., 2016. С. 171–175.
  5. Безрогов В. Г., Куровская Ю. Г. Визуальный код в литературе для начального обучения как фактор формирования картины мира обучающегося: от Якоба Грюсбойтеля к Яну Коменскому // Orbis Comenianus. Vol. 1. Comenius and the Problem of Interdisciplinary / Andrzej Borkowski i Roman Mnich, eds. Siedlce, 2017. С. 117–136.
  6. Безрогов В. Г., Куровская Ю. Г. Международный аспект образовательного пространства: Orbis pictus Коменского как проект учебника для всех стран // Информационное пространство и дети: образовательные возможности и манипулятивные воздействия: Сб. науч. тр. / К. В. Султанов, ред. СПб., 2016. С. 298–307.
  7. Безрогов В. Г., Макаревич Г. В., Тендрякова М. В. Правило в(з)гляда: к теории семантико-педагогического анализа иллюстраций в учебнике // «Картинки в моем букваре»: педагогическая семантика иллюстраций в учебнике для начальной школы: Сб. науч. тр. и матер. / Н. Б. Баранникова, В. Г. Безрогов, М. А. Козлова, ред. М., 2013. С. 9–62.
  8. Безрогов В. Г. Die un/sichtbare Welt: рецепция Orbis sensualium pictus Я. А. Коменского в России 1-й пол. XVIII в.: образовательные практики и ранние переводы // Детские чтения. 2018. № 1 (013). С. 220–284.
  9. Безрогов В. Г. Пособие Коменского Vestibulum в русскоязычном регионе: к истории русских переводов // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. М., 2018. Вып. 4. С. 29–59.
  10. Безрогов В. Г. Торжество разноречия: Orbis sensualium pictus в контексте первых переизданий (1653–1703) // Наследие Яна Амоса Коменского: взгляд из XXI в.: Мат. Междунар. научно-практич. форума / С. М. Марчуков, ред. СПб., 2017. С. 105–117.
  11. Безрогов В. Г., Макаревич, Г. В. Букварь 1930-х гг.: идеальные дети на обложке школьного учебника // Детская книга: радости и горести школьной поры: Мат. VI Всеросс. научно-практич. конф. / А. Н. Садриева, отв. ред. Нижний Тагил, 2014. С. 120–128.
  12. Макаревич Г. В., Безрогов В. Г. Ребенок в локальном и глобальном мире: анализ образов детства в учебнике «Родная речь» // Аксиология массовой культуры: Мат. XXI междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Детство и массовая культура». СПб., 2014. С. 563–571.
  13. Ромашина Е. Ю., Безрогов В. Г. «Новый российский букварь с краткими нравоучениями и повестями» (1775–1785 гг.): опыт историко-педагогического детектива // «В России надо жить по книге»: начальное обучение чтению и письму (становление учебной книги в XVI–XIX вв.): Сб. науч. ст. и матер. / М. В. Тендрякова и В. Г. Безрогов, ред. М., 2015. С. 87–108.
  14. Склярова Т. В., Агеева А. В. Методологические основы исследования учебных пособий для начального православного образования детей // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 11–17.
  15. Тендрякова М. В., Безрогов В. Г. ‘Gab ihnen der liebe Gott…’, или Бог и природа в немецких и русских учебниках XVIII — начала XIX в. // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 48. С. 19–48.
  16. Школьные пособия раннего Нового времени: от Часослова к Orbis sensualium pictus / К. А. Левинсон, Ю. Г. Куровская, В. Г. Безрогов, ред. М., 2017.

Безрогов Виталий Григорьевич


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: член-корреспондент РАО;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16;
Должность: главный научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6389-4783;
Электронный адрес: bezrogov@mail.ru.
Доклад был представлен на педагогической секции «Содержание религиозного образования в современной учебной книге» XXVIII ежегодной Международной Богословской конференции ПСТГУ 22 января 2018 г. К публикации подготовлен по расшифровке аудиозаписи. Составление библиографии, комментарии, научная редактура осуществлена Е. Ю. Ромашиной, Т. В. Скляровой. Редакторы благодарят за неоценимую помощь в работе над текстом Веронику Сальникову и за консультации по отдельным вопросам — Г. В. Макаревич. Все недочеты итогового текста, безусловно, на нашей совести.
Ромашина Екатерина Юрьевна

«Мысли, большие и маленькие»: рассматривая графику Оскара Плетча

Ромашина Е. Ю. «Мысли, большие и маленькие»: рассматривая графику Оскара Плетча // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 57. С. 54-60

DOI: 10.15382/sturIV202057.54-60
К середине XIX в. детская иллюстрированная книга стала достаточно массовым явлением европейской издательской практики. Теперь взрослый мог не только читать ребенку вслух, но и рассматривать с ним вместе картинки, обсуждать их сюжеты, используя визуальные образы для обучения, развития, воспитания детей. Помимо традиционной декоративной функции изображения в книге приобрели дидактическую функцию. Взаимодействие вербального и визуального нарративов детской книги рассмотрено на примере одной иллюстрации из Die Kinderstube (Детская, 1860) немецкого художника Оскара Плетча. Выделены характерные особенности выбранного сюжета, его дидактическая направленность: эмоциональное единение взрослого и детей, внимание к книжному тексту, просвещение, духовные искания юного и взрослого человека. Творчество Оскара Плетча вписано в широкий контекст культурной эпохи бидермаейер, когда превалирующими стали ценности семьи, дома, взаимодействия взрослых и детей. Именно в это время в Европе появилась специальная литература для родителей, развивалась индустрия игрушек, возникла особая детская мода. В этом дискурсе книжная графика Плетча приобрела особое значение, поскольку зримо являла взрослым «весенний мир детства». Использованный автором статьи метод анализа локального кейса задает поле междисциплинарного исследования: педагогического, филологического, антропологического, искусствоведческого.
детская литература, книжная графика, иллюстрация, текст, образ, Оскар Плетч, дидактическая функция
  1. Власов В. Г. Бидермайер // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. СПб., 2004. Т. 2. С. 173–180.
  2. Иванова Е. Р. Бидермейер: проблема стиля // Вестник ОГУ. 2006. № 9. Ч. 1. С. 167–168.
  3. Andert F. Oscar Pletsch — Zeichner der Kinderwelt // Kötzschenbrodaer Geschichten. 2013. Teil 59. URL: https://www.apotheke-radebeul.de/fi leadmin/user_upload/doc/apothekenspiegel/Koetzschenbrodaer_Geschichten_59.pdf (дата обращения: 24.03.2020).
  4. Bark J. Biedermeier und Vormärz/Bürgerlicher Realismus. Geschichte der deutschen Literatur. Bd. 3. Klett, Stuttgart, 2001.
  5. Bochow F. Pletsch, Oscar (Oskar) // Sächsische Biografi e, hrsg. vom Institut für Sächsische Geschichte und Volkskunde e. V. URL: http://saebi.isgv.de/biografi e/Oscar_Pletsch_(1830–1888) (дата обращения: 24.03.2020).
  6. Die Kinderstube in 36 Bildern von Oscar Pletsch. Hamburg, 1860.
  7. Füller Klaus D. Erfolgreiche Kinderbuchautoren des Biedermeier. Christoph von Schmid, Leopold Chimani, Gustav Nieritz, Christian Gottlob Barth. Frankfurt am Main, 2005.

Ромашина Екатерина Юрьевна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Место работы: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; Российская Федерация, 300026, г. Тула, пр. Ленина, 125;
Должность: декан факультета искусств, социальных и гуманитарных наук;
ORCID: 0000-0003-0655-2183;
Электронный адрес: katerinro@yandex.ru.
Пичугина Виктория Константиновна

Жизнь как антология: путь учительства и ученичества В. Г. Безрогова

Пичугина В. К. Жизнь как антология: путь учительства и ученичества В. Г. Безрогова // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 57. С. 61-73

DOI: 10.15382/sturIV202057.61-73
Статья представляет собой попытку осмысления особенностей научного пути члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, главного научного сотрудника Лаборатории истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО Виталия Григорьевича Безрогова (1959–2019). Рассматривается одно из направлений его научных исследований, связанное с изучением истории учебных текстов и популяризацией историко-педагогических источников в современных учебных пособиях. Одним из результатов этого изучения стало создание нескольких десятков антологий и хрестоматий, в которых Виталий Григорьевич был составителем, редактором, переводчиком, автором комментариев или предисловий. Подготовка антологий заняла около двадцати лет и стала своеобразным путем учительства/ученичества, части которого Виталий Григорьевич проходил с теми, кому он помогал в работе над той или иной книгой. Автор данной статьи была одним из участников временного научного коллектива, который последние три года под руководством Виталия Григорьевича готовил серию антологий западного педагогического наследия в рамках государственного задания Института стратегии развития образования Российской академии образования. Многоаспектность результатов работы коллектива свидетельствует об особом подходе к делу, который демонстрировал Виталий Григорьевич. Его научная жизнь была своеобразной антологией, в которую коллеги и ученики вошли как тексты с разными, но близкими ему контекстами.
антология, ученичество, В. Г. Безрогов, Институт стратегии развития образования Российской академии образования
  1. Антология педагогического наследия древней Греции и древнего Рима / В. К. Пичугина, В. Г. Безрогов, сост. М., 2019.
  2. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: учебное пособие: в 2 т. / В. Г. Безрогов, О. И. Варьяш, сост., вступ. ст. и общ. ред. М., 1994.
  3. Апостол Павел и другие ученики Христа / В. Г. Безрогов, сост. и авт. предисл. М., 2008.
  4. Безрогов В. Г. Colloquium Harleianum как учебный текст // Cursor mundi: человек Античности, Средневековья и Возрождения: научный альманах, посвященный проблемам исторической антропологии. Иваново, 2017. Вып. 9. С. 6–21.
  5. Безрогов В. Г. Античное ученичество в понимании Цицерона и его христианские интерпретаторы // Hypothekai. 2017. № 1. С. 162–190.
  6. Безрогов В. Г. Греко-латинские школьные диалоги как учебные пособия // Познание педагогического прошлого: концептуальные подходы, методы изучения, исследовательская проблематика: монография: в 2 т. Т. 1. М., 2018. С. 166–190.
  7. Безрогов В. Г. Образовательные пространства позднего Средневековья и раннего Нового времени в немецкой историко-педагогической науке // Историко-педагогический журнал. 2019. № 1. С. 155–177.
  8. Безрогов В. Г. От белых классных стен до воска на табличках: образы школы в позднеантичных учебных текстах // Hypothekai. 2019. № 3. С. 223–249.
  9. Безрогов В. Г. Педагогика ученичества в традиционном мире // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Сер.: Педагогические и психологические науки. 2013. № 13 (32). С. 25.
  10. Безрогов В. Г. Традиции ученичества и институт школы в древних цивилизациях. М., 2008.
  11. Безрогов В. Г., Пичугина В. К. Античное педагогическое наследие в антологиях и хрестоматиях: на пути к цифровым источникам содержания образования // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (EEIA-2017). М., 2017. С. 219–224.
  12. Безрогов В. Г., Пичугина В. К. Рамки для историко-педагогической антологии, или Скальпель Эллвуда Кабберли // Историко-педагогический журнал. 2018. № 2. С. 41–52.
  13. Безрогов В. Г., Пичугина В. К. Французский опыт создания антологий по истории педагогики // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2. № 4 (53). С. 90–100.
  14. Блаженный Августин / В. Г. Безрогов, сост. и авт. предисл. М., 2002.
  15. Жуков А. А., Куровская Ю. Г. Вольфганг Ратке. «Всеобщая грамматика: в соответствии с методом преподавания Ратихия» / А. А. Жуков, пер. с нем. и комментарии к тексту; Ю. Г. Куровская, науч. ред. перев. // Ценности и смыслы. 2018. № 2 (54). С. 129–143.
  16. Зианшина Р. И. Гуманистические идеи просветительского движения Джадидов и их возможное развитие в современном мире // Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации: сб. научн. тр. Международных историко-педагогических чтений Института «Высшая школа образования» ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (20–21 сентября 2019). М., 2019. С. 615–620.
  17. Зианшина Р. И. Гуманистический потенциал педагогической мысли ислама // Проблемы современного образования (сетевое издание). 2017. № 5. С. 9–15.
  18. Зианшина Р. И. Педагогический потенциал исламской культуры // Методология этнопедагогического исследования: коллективная монография к 90-летию со дня рождения академика Г. Н. Волкова / А. Б. Панькин, В. К. Пичугина, ред. Элиста; М., 2017. С. 47–50.
  19. Зианшина Р. И., Беленко А. Ю. Идеи образования в мусульманском праве // Право и образование. 2018. № 5. С. 72–83.
  20. Ибн Сухнун. Книга правил поведения для учителей / А. Ю. Беленко, Р. И. Зианшина, перев., В. К. Пичугина, науч. ред. // Ценности и смыслы. 2019. № 3 (61). С. 118–137.
  21. Кей-Кавус / В.Г. Безрогов, cост. и авт. предисл. М., 2000.
  22. Креншоу Дж. Тема приобретения знаний в «литературе премудрости» древнего Востока / В. К. Пичугина, предисл., В. К. Пичугина, В. Г. Безрогов, перев. с англ. // Ценности и смыслы. 2018. № 4 (56). С. 149–161.
  23. Масо С. Риск в образовательной стратегии Сенеки / В. К. Пичугина, А. П. Милошенко, перев., А. А. Санженаков, науч. ред. // Ценности и смыслы. 2019. № 2 (60). С. 26–48.
  24. Митсис Ф. Сенека о разуме, правилах и нравственном развитии / В. К. Пичугина, А. П. Милошенко, перев., В. К. Пичугина, комментарии // Ценности и смыслы. 2019. № 5 (63). С. 8–52.
  25. От глиняной таблички — к университету. Образовательные системы Востока и Запада в эпоху древности и средневековья: учеб. пособие / В. Г. Безрогов и др.; проф. Т. Н. Матулис, ред. М., 1998.
  26. Пичугина В. К. Античное педагогическое наследие в содержании высшего педагогического образования // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Т. 3. № 2. С. 213–224.
  27. Пичугина В. К. Античные тексты in statu quo: истоки жанра педагогической антологии как формы исторической памяти // Диалог со временем. 2019. № 66. С. 19–36.
  28. Пичугина В. К. История педагогики в содержании высшего педагогического образования в условиях формирования нового образовательного пространства // Образование и общество. 2017. № 4 (105). С. 74–79.
  29. Пичугина В. К. История педагогики, сравнительная педагогика и педагогическое образование: проблемы и перспективы конструктивного взаимодействия // Педагогический журнал Башкортастана. 2017. № 4 (71). С. 57–61.
  30. Пичугина В. К. «Лицом к лицу…»: к юбилею В. Г. Безрогова // Историко-педагогический журнал. 2019. № 3. С. 11–15.
  31. Пичугина В. К. Многогранность педагогики Аврелия Августина: построение пайдейи для христианина // Религия. Церковь. Общество. Научный альманах. 2018. № 4. С. 198–210.
  32. Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: учеб. пособие / В. Г. Безрогов, вступ. ст.; П. Ю. Уваров, послесл. М., 1996.
  33. Религиозная социализация и конфессиональный конфликт: документы и материалы / В. Г. Безрогов, сост. М., 2003.
  34. Рыбаков В. В. Предисловие Я. А. Коменского к его учебнику Vestibulum («Преддверие») // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. № 5. С. 65–76.
  35. Рыбаков В. В. Сборник афоризмов или книга для начального чтения в школе? Жанровое своеобразие «Дистихов Катона» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. № 4 (53). Т. 2. С. 56–65.
  36. Соломон и «литература премудрости» / В. Г. Безрогов, сост. и авт. предисл. М., 1997.
  37. Учитель и ученик: становление интерсубъектных отношений в истории педагогики Востока и Запада (цивилизации Древности и Средневековья): коллективная монография под ред. Н. Б. Баранниковой, В. Г. Безрогова. М., 2013.
  38. Фиялковский А. Латинский текст «звучащего алфавита» в «Orbis sensualium pictus» Я. А. Коменского / пер. Ю. Г. Куровской, В. Г. Безрогова // Ценности и смыслы. 2017. № 4 (50). С. 136–156.
  39. Pichugina V., Bezrogov V. Educational landscape of the past for future // 2018 International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2018), Moscow, Russia, June 5–6, 2018. P. 596–603.
  40. Pichugina V., Bezrogov V. Pedagogical Legacy of the Classical Antiquity in Anthologies and Source Books: Toward the Sources for Education’s Digital Content // 2017 International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2017), Moscow, Russia, June 7–8, 2017. P. 173–181.
  41. Pichugina V., Bezrogov V., Volkova Ya. Quotation as the basis for education: the experience of “Anthology” by Ioannes Stobaeus // 2019 International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2019), Moscow, Russia, June 4–5, 2019. Vol. LXIX. P. 630–638.

Пичугина Виктория Константиновна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Жуковского, 16;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-1195-725X;
Электронный адрес: Pichugina_V@mail.ru.
Выполнено в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017–2020 гг. № 27.8089.2017/БЧ «Реализация потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании».
Ревякина Нина Викторовна

Вопросы поведения детей в педагогическом трактате итальянского гуманиста XV в. Маффео Веджо

Ревякина Н. В. Вопросы поведения детей в педагогическом трактате итальянского гуманиста XV в. Маффео Веджо // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 57. С. 74-83

DOI: 10.15382/sturIV202057.74-83
Статья посвящена взглядам итальянского гуманиста Маффео Веджо (XV в.) на поведение детей в его трактате «О воспитании детей и их достойных нравах». Веджо связывает поведение детей с нравственностью. Опираясь на античных и раннехристианских авторов и на собственные наблюдения, он описывает в трактате различные способы поведения (в разговоре, выражении лица, в жестах, в походке и др.) и учит надлежащему, свободному и достойному поведению. Поведенческие рекомендации Веджо соответствовали его рассуждениям о личности. Внешний образ и поведение человека в его трактате адекватно отражают черты нового типа личности, который обсуждали в своих работах и сам Веджо, и другие гуманисты.
воспитание, поведение, нравственность, внешний облик, личность, гуманизм
  1. Гуманисты эпохи Возрождения о формировании личности XIV–XVI. М.; СПб., 2015. С. 212.
  2. Итальянские гуманисты XV в. о церкви и религии. М., 1963. С. 55–99.
  3. Ревякина Н. В. Некоторые вопросы формирования личности в педагогическом трактате итальянского гуманиста Маффео Веджо // Cursor mundi. Человек Античности, Средневековья и Возрождения. Научный альманах, посвященный проблемам исторической антропологии. Вып. 8. Иваново, 2016. С. 195–205.
  4. Francisci Philelphi de educatione liberorum clarisque eorum moribus. Tubingae, 1513.

Ревякина Нина Викторовна


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Ивановский государственный университет; Российская Федерация, 153377, г. Иваново, ул. Ермака, 39;
Должность: исследователь по договору Научно-образовательного центра интеграции науки и образования;
ORCID: 0000-0002-8263-3711;
Электронный адрес: rev85@mail.ru.
Тюленев Владимир Михайлович

К вопросу о женском образовании на позднеантичном латинском Западе

Тюленев В. М. К вопросу о женском образовании на позднеантичном латинском Западе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 57. С. 84-95

DOI: 10.15382/sturIV202057.84-95
В статье поднимается вопрос о том, насколько было доступно грамматическое и риторическое образование женщинам в период поздней Античности на латинском Западе. Целью было показать, что в Западной Европе (преимущественно рассматривается Италия и Галлия) рубежа V–VI вв. во многом сохранялись традиции римской общественной жизни. Доступные источники позволяют увидеть, что в аристократических семьях девочкам стремились дать, по крайней мере, грамматическое образование, а в течение жизни римская матрона могла достичь совершенства в литературном творчестве и риторике. Мы знаем, что женщины участвовали в переписке, занимались литературной деятельностью и заботились об обучении своих детей. С другой стороны, под влиянием христианизации менялся фундамент самого образования, что выразилось в обращении прежде всего к Священному Писанию и святоотеческой литературе. Кроме того, благодаря монастырям и монастырским школам открывалась возможность получать базовое образование сравнительно широкому кругу простолюдинок. Наконец, изучение придворной культуры (на примере равеннского двора остготов) показывает, что традиции римского грамматического и риторического образования проникали в варварский мир именно через женщин. Остготские принцессы целенаправленно изучали латинский язык, основы римского стихосложения и риторику. Исследование, таким образом, свидетельствует не только о сопричастности женщин эпохи поздней Античности книжной культуре, но и о происходивших в обществе того времени изменениях, проводниками которых становились в том числе, а порой и прежде всего, женщины. Выводы статьи построены на анализе главным образом эпистолярного наследия Эннодия, а также произведений Флавия Кассидора.
поздняя Античность, латинский Запад, школа, женское образование
  1. Александрова Т. Л. Императрица Евдокия и почитание Богоматери в V в. // Cursor mundi. Вып. 7. Иваново, 2015. С. 88–95.
  2. Безрогов В. Г. Традиции ученичества и институт школы в древних цивилизациях. М., 2008.
  3. Болгова А. М. Гипатия и ее школа в Александрии (начало V в.) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2018. № 1 (59). С. 184–196.
  4. Болгова А. М., Чуева Ю. Ю. Эдесия — мать александрийского неоплатонизма // Научные ведомости БелГУ. Сер. История. Политология. 2017. № 8 (257). Вып. 42. С. 30–33.
  5. «Возлюблю слово как ближнего»: учебный текст в позднюю Античность и раннее Средневековье: исследование состава школьного канона III–XI вв. / М. Р. Ненарокова, ред. М., 2017.
  6. Плиний Младший. Письма / М. Е. Сергеенко, пер. М., 1984.
  7. Прокопий Кесарийский. Война с готами. I, 2, 1 / С. П. Кондратьев, пер. М., 1950.
  8. Тюленев В. М. Римская школа на позднеантичном Западе (Южная Галлия и Италия в V — первой половине VI в.). Иваново, 2019.
  9. Тюленев В. М. Традиции греко-римской образованности при остготском королевском дворе на рубеже V–VI вв. // Интеллигенция и мир. 2016. № 1. С. 37–40.
  10. Шкаренков П. П. Римская традиция в варварском мире. Флавий Кассиодор и его эпоха. М., 2004.
  11. Apollinaris Sidonius. Epistulae et carmina / Chr. Luetjohann, rec. // MGH AA Bd. 8. Berlin, 1887.
  12. Bergh R. van den. The Role of Education of Women in Roman Society and Legal Position of Women in Roman Society // Revue Internationale des droits de l’Antiquité. 2000. Vol. XLVII. P. 355.
  13. Brown P. R. L. Aspects of the Christianization of the Roman Aristocracy // The Journal of Roman Studies. 1961. Vol. 51. P. 6–7.
  14. Caesarius Arelatensis. Regula ad virgines. § 5 // PL. T. 67.
  15. Cassiod. Var. XI, 1 / T. Mommsen, rec. // MGH AA Bd. 12. Berlin, 1904.
  16. Cassiodorus. Orationum reliquiae // MGH AA Bd. 12. Berlin, 1904. P. 480–481.
  17. Donovan S. Hypatia: Mathematician, Inventor, and Philosopher. Mankato, MN, 2008.
  18. Ennodius M. F. Opera / F. Vogel, rec. // MGH AA Bd. 7. Berlin, 1885.
  19. Hemelrjik E. A. Matrona Docta. Educated Women in the Roman Élite from Cornelia to Julia Domna. London, 2004.
  20. Hieronymus. Epistolae. Pars 2 / I. Hilberg, rec. // CSEL. Vol. 55. Vienna, 1912.
  21. Marrou H.-I. Histoire de l’Éducation dans l’Antiquité. Paris, 1965.
  22. Riché P. Éducation et culture dans l’Occident barbare. VI-e — VIII-e siècles. Paris, 1962.
  23. Vitiello M. «Nourished at the Breast of Rome». The queens of Ostrogothic Italy and education of the Roman elite // Rheinisches Museum für Philologie. 2006. Bd. 149. Heft 3/4. P. 398–401.
  24. Yarbrough A. Christianization in the Fourth Century: The Example of Roman Woman // Women in Early Christianity / D. M. Scholer, ed. New York; London, 1993. P. 149–165.

Тюленев Владимир Михайлович


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Ивановский государственный университет; Российская Федерация, Иваново, 153025, ул. Ермака, 39;
Должность: профессор кафедры всеобщей истории и международных отношений;
ORCID: 0000-0003-3987-3549;
Электронный адрес: tyulenev.vl@yandex.ru.
Можайский Андрей Юрьевич

“Scuola antica architettata all'Egiziana e alla Greca” Пиранези как отражение идеализированного образовательного пространства второй половины XVIII в.

Можайский А. Ю. “Scuola antica architettata all'Egiziana e alla Greca” Пиранези как отражение идеализированного образовательного пространства второй половины XVIII в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 57. С. 96-107

DOI: 10.15382/sturIV202057.96-107
Статья посвящена работе «Scuola antica architettata all'Egiziana e alla Greca» («Древняя школа, построенная в египетском и греческом стилях») великого Джованни Баттиста Пиранези. Издание «Opere Varia II», в которое помещена эта гравюра Пиранези, нельзя точно датировать, но известно, что оно появилось после 1761 г., несмотря на то что на нем стоит дата 1750 г. Данная гравюра отражает представление об идеализированной античной школе, благодаря Пиранези сформировавшееся в Европе во второй половине XVIII в. Школа мыслилась Пиранези как открытый священный храм науки, помещенный в центр идеального города. В статье также выявлены источники для «Древней школы» Пиранези, которые представляют собой архитектурную и художественную традицию от Античности до Нового времени. Раскрыт социальный аспект работы Пиранези, поскольку его «Древняя школа» ориентирует на идеал доступности образования для широких слоев населения. Влияние данной гравюры Пиранези прослежено в проекте Этьена-Луи Булле по созданию Королевской библиотеки (1784 г.), явившем оригинальный взгляд на образовательное пространство библиотеки и демонстрировавшем поразительное внешнее сходство с интерьером «Древней школы». Отголоски проекта Этьена-Луи Булле видны в реализации станции Московского метрополитена «Библиотека имени Ленина».
Древняя школа, Пиранези, Булле, Королевская библиотека, гравюра, образовательное пространство XVIII в.
  1. Безрогов В. Г. От белых классных стен до воска на табличках: образ школы в позднеантичных учебных текстах // Hypothekai. 2019. № 3. С. 223–249.
  2. Добровольская М. В., Можайский А. Ю. Археология: Учебное пособие. М., 2012.
  3. Кавтарадзе С. Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле. М., 2019.
  4. Успенский В. М. Миф молодого Пиранези: каталог выставки «Джованни Баттиста Пиранези. Дворцы, руины и темницы» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств 14 ноября 2012 — 24 февраля 2013 г. Екатеринбург, 2012.
  5. Davies Penelope J. E. et al. Janson's History of Art: The Western Tradition. Upper Saddle River, NJ, 2011.
  6. Ficacci L. Giovanni Battista Piranesi. The Complete Etchings. Köln, 2016.
  7. Fontenrose J. Didyma: Apollo's Oracle, Cult, and Companions. Berkeley, 1988.
  8. Forster K. W. The Palazzo Rucellai and Questions of Typology in the Development of Renaissance Buildings // The Art Bulletin. 1976. Vol. 58. № 1. P. 109–113.
  9. Greaves A. M. Miletos. London, 2002.
  10. Jacobs S. Eisenstein’s Piranesi and Cinematic Space // Aspects of Piranesi: Essays on History, Criticism and Invention. / Dirk De Meyer, Bart Verschaff el, Pieter-Jan Cierkens, eds. Ghent, 2016. P. 142–159.
  11. Lawrence A. W. Greek Architecture. New Haven, 1996.
  12. Lukacher B. Architecture Unshackled, 1790–1851 // Nineteenth Century Art: A Critical History. London, 2007. P. 160–179.
  13. Nielsen I. Creating Imperial Architecture // A Companion to Roman Architecture / Roger B. Ulrich and Caroline K. Quenemoen, eds. Chichester; Malden, 2014. P. 47–50.
  14. Panza P. Piranesi e i faraoni // Egyptian & Egyptological Documents, Archives, Libraries. 2009. Vol. 1. P. 29–34.
  15. Stamper J. W. Urban Sanctuaries: The Early Republic to Augustus // A Companion to Roman Architecture / Roger B. Ulrich and Caroline K. Quenemoen, eds. Chichester; Malden, 2014. P. 207–227.
  16. Summerson J. The Classical Language of Architecture. London, 2018.

Можайский Андрей Юрьевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Жуковского, д. 16;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-1112-2858;
Электронный адрес: a.mozhajsky@mail.ru.
Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017–2020 гг. № 27.8089.2017/БЧ «Реализация потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании».
Левинсон Кирилл Алексеевич

«Представь рост числа больших городов графически!» Об исследовании репрезентаций города в учебной литературе Нового и Новейшего времени

Левинсон К. А. «Представь рост числа больших городов графически!» Об исследовании репрезентаций города в учебной литературе Нового и Новейшего времени // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 57. С. 108-122

DOI: 10.15382/sturIV202057.108-122
В статье представлен исследовательский проект, к разработке которого в настоящее время приступает автор в составе коллектива российских историков, педагогов, культурологов и социологов. Проект посвящен образу города, в особенности большого и/или столичного города, в отличие от провинциального, малого, — в учебной литературе Нового и Новейшего времени. Источниковую базу его составляют книги, использовавшиеся в России, Америке и германских государствах для обучения грамоте, арифметике и некоторым другим предметам. Предстоит выявить и систематизировать текстуальные и визуальные репрезентации городских феноменов в изданиях, контекстуализировать и проанализировать их, а также сформулировать гипотезы относительно их функций. В качестве примера подобной работы приведен разбор нескольких германских учебников 30–40-х гг. ХХ в., демонстрирующих различные репре- зентации как конкретного города (Бремена), так и обобщенных «больших» и «малых» городов.
история образования в России, история образования в Германии, история образования в США, история школы, история учебников, буквари, город, репрезентация города
  1. Бориневич А. С. Результаты однодневной переписи города Одессы 1 декабря 1892 г. Одесса, 1894.
  2. Вся Одещина. Адресная и справочная книга на 1926 г. Одесса, 1926.
  3. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. 2002. № 3 (34). С. 1.
  4. Малахов В. П., Степаненко Б. А. Одесса 1900–1920. Люди… События… Факты… Одесса, 2004.
  5. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Таблица XIII. Распределение населения по родному языку и уездам 50 губерний Европейской России. 50 т. СПб., 1903–1905. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_lan_97_uezd.php?reg=1665 (об Одессе); http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_lan_97_uezd.php?reg=1293 (о Петербурге); http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_lan_97_uezd.php?reg=533 (о Киеве); http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/emp_lan_97_uezd.php?reg=4 (о Варшаве) (дата обращения: 09.04.2020).
  6. Санкт-Петербург. 1703–2003: Юбилейный статистический сборник. Вып. 2 / И. И. Елисеева, Е. И. Грибова, ред. СПб., 2003.
  7. Чубинский П. П. Обзор данных о населении г. Киева по однодневной переписи, произведенной в 1874 г. — Реферат д. чл. П. П. Чубинского, читанный в годичном собрании Юго-Зап. отдела 23 марта 1875 г. // Записки Юго-Западного отдела Императорского Русского географического общества. Т. II. За 1874 г. Киев, 1875. С. 187–218.
  8. Barlösius E. Naturgemäße Lebensführung. Zur Geschichte der Lebensreform um die Jahrhundertwende. Frankfurt am Main, 1997.
  9. Baumgartner J., Wedemeyer-Kolwe B. Aufbrüche, Seitenpfade, Abwege. Suchbewegungen und Subkulturen im 20. Jahrhundert. Festschrift für Ulrich Linse. Würzburg, 2004.
  10. Bremer Rechenbuch. 6. Schuljahr. Bremen, o. J.
  11. Bremer Rechenbuch. 7. Schuljahr. Bremen, o. J.
  12. Bremer Rechenbuch. 8. Schuljahr. Bremen, o. J.
  13. Breuer S. Anatomie der Konservativen Revolution. Darmstadt, 2009.
  14. Breuer S. Die Völkischen in Deutschland. Darmstadt, 2008.
  15. Howard E. Garden Cities of To-Morrow. L., 1902.
  16. Hubert M. Deutschland im Wandel: Geschichte der deutschen Bevölkerung seit 1815. Stuttgart, 1998.
  17. Matthes E. Die Stadt im Schulbuch des Nationalsozialismus. Vortrag, gehalten auf der Jahrestagung der “Internationalen Gesellschaft für historische und systematische Schulbuchforschung” am 24.09.2001 // Paedagogica Historica. 2004. Bd. 45. S. 37–49.
  18. Rechenbuch für das 3. Schuljahr. Bremen, o. J.
  19. Rechenbuch für Volksschulen Bremen. 4. Heft (4. Schuljahr). Bremen, 1942.
  20. Roland-Fibel. Erstes Lesebuch für die Bremer Jugend. Mit Bildern von Ernst Kutzer. Bremen, 1935.
  21. Weißler S. Fokus Wandervogel. Der Wandervogel in seinen Beziehungen zu den Reformbewegungen vor dem Ersten Weltkrieg. Marburg, 2001.
  22. Wirtualny Sztetl. URL: https://sztetl.org.pl/pl/miejscowosci/w/18-warszawa/96-historiamiejscowosci/68237-historia-miejscowosci.

Левинсон Кирилл Алексеевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"; Российская Федерация, 101000, г. Москва, Мясницкая ул., д. 20;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3106-5574;
Электронный адрес: klevinson@hse.ru.
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ 20-013-00227 «Репрезентация столицы в национальном литературно-дидактическом каноне конца XVIII – XIX вв.: сравнительно-педагогическое исследование».
Сальникова Алла Аркадьевна; Галиуллина Диляра Магзумовна

От «безрелигиозного» к антирелигиозному воспитанию татарских школьников в 1920-е — начале 1930-х гг.: тактики и практики

Сальникова А. А., Галиуллина Д. М. От «безрелигиозного» к антирелигиозному воспитанию татарских школьников в 1920-е — начале 1930-х гг.: тактики и практики // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 57. С. 123-135

DOI: 10.15382/sturIV202057.123-135
В статье рассмотрены основные тактики и практики советской власти, направленные на искоренение религиозного сознания и религиозных настроений у татарских школьников в 1920-е — начале 1930-х гг. Особое внимание уделено специфике реализации Декрета СНК «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» от 20 января 1918 г. в Казанской губернии (с 1920 г. — ТАССР) по вытеснению религиозной татарской школы советской национальной школой нового типа. На основании нормативно-актовых документов прослежены основные этапы в решении этой проблемы, в том числе и колебания курса, обусловленные складывавшейся общеполитической ситуацией в стране и полностью вписывавшиеся в отношения государства и Церкви в советской России в рассматриваемый период. Подчеркнуто значение «графической реформы» 1927 г., закрепившей яналиф — латинский алфавит в качестве официальной татарской письменности — в деле ликвидации мусульманского национального образования в советской Татарии. Рассмотрена специфика раннесоветской татарской публицистики и учебников для советской татарской школы, в частности букварей, в безрелигиозном обучении учащихся-татар. Зафиксирован переход от безрелигиозного к антирелигиозному воспитанию та-тарских школьников, пришедшийся на рубеж 1920-х — 1930-х гг., обозначены основные направления антирелигиозной работы среди татарских детей и подростков. Проанализирована антирелигиозная методическая литература на татарском и русском языках, предназначенная для руководителей и организаторов антирелигиозной работы в татарской школе I и II ступени. Выявлена роль и определено место некоторых татароязычных и русскоязычных взрослых и детских журналов («Фен hем дин», «Oktеbr balasь», «Юные безбожники»), содержащих как инструктивные указания для взрослых, так и рассказы для детей, а также информацию о результатах антирелигиозной работы на местах, в воспитании подрастающего поколения. Сделан вывод о противоречиях между антирелигиозными практиками, насаждаемыми в советской татарской школе в конце 1920-х — начале 1930-х гг., и семейными религиозными практиками как характерной черте «религиозной социализации» татарского ребенка.
советская национально-образовательная политика, советская конфессиональная политика, татарская национальная школа, «безрелигиозное» воспитание, антирелигиозное воспитание, юные безбожники, яналиф, антирелигиозная литература, Казанская губерния, ТАССР, 1920-е гг. — начало 1930-х гг.
  1. Алексеев В. А. Иллюзии и догмы: Взаимоотношения Советского государства и религии. М., 1991.
  2. Антирелигиозное воспитание и увязка его с программами ГУСа в нацменской школе I ступени. Казань, 1929.
  3. Безрогов В. Г. Между Сталиным и Христом: религиозная социализация детей в советской и постсоветской России (на материалах воспоминаний о детстве) // Антропологический форум. 2006. № 4. С. 130–162.
  4. Беляев Е. Против Курбан-Байрама // Юные безбожники. 1932. № 3. С. 15−16.
  5. Гай М. Мы хотим учиться, а не молиться // Юные безбожники. 1932. № 7−8. С. 31−33.
  6. Ибрагимов Г. Как вести антирелигиозное воспитание в советской национальной школе (Инструктивное письмо). М., 1930.
  7. Информация // Юные безбожники. 1931. № 1. С. 33.
  8. Коблов Я. Д. Мечты татар-магометан о национальной образовательной школе. Казань, 1908.
  9. Конфессиональная политика советского государства. 1917−1991 гг.: Документы и материалы: в 6 т. Т. 1. Кн. 3 / М. И. Одинцов, отв. сост. М., 2017.
  10. Люцик. Ураза и дети // Юные безбожники. 1932. № 11−12. С. 12−14.
  11. Медведкова Н. Царская грамота // Юные безбожники. 1932. № 3. С. 26−28.
  12. Миннуллин И. Р. Дело «нелегального медресе» в Казани. 1927−1928 гг. // Гасырлар авазы — Эхо веков. 2002. № 3−4. С. 110−117.
  13. Мухамадеева Л. А., Файзуллин А. Р. Антирелигиозная политика в Татарстане (1920-е гг.) // Минбар. Исламские исследования. 2019. № 12 (2). С. 438−450.
  14. Набиев Р. А., Гафаров А. А., Ибрагимов Р. Р. Государственно-конфессиональные отношения в России. Казань, 2013.
  15. Политбюро ЦК РКП(б)-ВКП(б). Повестки дня заседаний. 1919−1952 / Г. М. Адибеков и др., ред. М., 2000.
  16. Сальникова А. А., Галиуллина Д. М. Татарская «Алифба». Национальный букварь в мультикультурном пространстве (конец XIX — начало ХХI в.). М., 2014.
  17. Сулейманов Р. Р. Союз воинствующих безбожников в Татарской АССР в 1920-е гг. // Мусульманский мир. 2015. № 2. С. 16−52.
  18. Церковь и школа: Тематич. публ. док. / В. А. Владыкина, сост. М., 1995.
  19. Шайдуллин Р. В., Аблязов К. А. Мусульманское религиозное образование в деревне Татарстана (1917−1929 гг.). Казань, 2004.
  20. Языковая политика в Республике Татарстан. Документы и материалы (20−30-е гг.) / Ф. М. Султанов и др, сост. Казань, 1998.
  21. Salnikova A., Galiullina D. The Revolution and the National Primer: the Tatar “Alifba” of the 1920s — early 1930s // History of Education & Children's Literature. 2016. Vol. XI (1). P. 61−78.
  22. Агиев Ф., Тимербулат Г. Кызыл йолдыз. М., 1924.

Сальникова Алла Аркадьевна


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет; Российская Федерация, 420008, Казань, Кремлевская ул., 18;
Должность: профессор кафедры отечественной истории;
ORCID: 0000-0002-5498-1401;
Электронный адрес: Alla.Salnikova@kpfu.ru.

Галиуллина Диляра Магзумовна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет; Российская Федерация, 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18;
Должность: доцент кафедры отечественной истории;
ORCID: 0000-0003-4932-2951;
Электронный адрес: galiullinadm@mail.ru.
Маслинская Светлана Геннадьевна

Зообеллетристика начала ХХ века: авангард и педагогика

Маслинская С. Г. Зообеллетристика начала ХХ века: авангард и педагогика // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 57. С. 136-150

DOI: 10.15382/sturIV202057.136-150
Естественно-научное знание для детей транслировалось не только в учебной книге, но и в художественной литературе. Зоологическая беллетристика постоянно находилась в зоне педагогического внимания, которое формировалось как под влиянием эволюции собственно методической мысли о методах и содержании естественно-научного образования, так и в определенной степени от меняющихся идеологических, и даже политических, ориентиров и доминант.В начале ХХ в. в России зообеллетристика была представлена в основном переводной литературой и в меньшей степени произведениями отечественных авторов. Педагоги, оценивавшие этот тематический вид детской литературы, исходили из требований снижения антропоморфизма и увеличения наглядности. Эти требования согласовывались с развитием на тот момент в отечественной методике естествознания биологического направления. В наибольшей степени этому запросу отвечало творчество В. Бианки. В то же время новаторство В. Бианки состояло и в создании новой нарративной структуры повествования о животных: монтажная организация композиции «Лесной газеты». Разножанровые произведения составили единую книгу, в которой фрагменты природного мира приобрели цельность. Последняя создавалась по принципу контрастного монтажа, который до В. Бианки в детской беллетристике не использовался. Кадрирование изображаемого в «Лесной газете» пейзажа и монтажные приемы конструирования его связности позволяют рассматривать ее в ряду авангардистских литературных экспериментов.
зоологическая беллетристика, Виталий Бианки, «Лесная газета», критика детской литературы, преподавание естествознания, антропоморфизм, монтаж
  1. Алексеева А. Словом и кистью (Чарушин Е. «Волчишко и другие») // Детская и юношеская литература. 1933. № 9. С. 18–19.
  2. Аржанов С. Естествознание, эстетика и этика // Педагогический сборник. 1916. № 12. С. 539–553.
  3. Безрогов В. Г. Визуальные образы детства в учебниках по чтению: возможности семантико-педагогического подхода // Мировая словесность для детей и о детях. М., 2012. С. 190–197.
  4. Безрогов В. Г., Куровская Ю. Г., Левинсон К. А. Picturа et educatio в преддверии Коменского: иллюстрация между дробностью и целостностью в западноевропейских учебниках начала XVII в. // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 2 (42). С. 26–44.
  5. Безрогов В. Г., Макаревич Г. В. Идея модернизации в детских визуальных образах: буквари 1930-х гг. // Букварь — это молот. Учебники для начальной школы на заре советской власти, 1917–1932 гг. Сборник научных трудов и материалов. Российская академия образования, Научно-педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского, Институт теории и истории педагогики, Российский государственный гуманитарный университет / Т. С. Маркарова, В. Г. Безрогов, ред. М., 2011. С. 125–132.
  6. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Что немцу диалог, то русскому учитель: от «Естественной истории» Г. К. Раффа к «Детскому миру» К. Д. Ушинского // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 3 (43). С. 59–71.
  7. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Что немцу радость науки, то русскому забота бытия: от «Естественной истории» Г. К. Раффа к «Детскому миру» К. Д. Ушинского // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 4 (44). С. 22–32.
  8. Безрогов В. Г., Макаревич Г. В. Роль визуального в моделировании учебной книги: традиции и новации современной педагогики // Педагогика и психология в России: вчера, сегодня, завтра. Сборник статей: научное издание / А. В. Головинов, Д. С. Петров, отв. ред. Алейск; Барнаул, 2011. С. 65–70 и др.
  9. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. «Gab ihnen der liebe Gott…»: или Бог и природа в немецких и русских учебниках // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 48. С. 19–48.
  10. Бекетов А. Н. О приложении индуктивного метода мышления к преподаванию естественной истории в гимназиях // Журнал Министерства народного просвещения. 1863. Ч. 120. [№ 12]. С. 207.
  11. Гроденский Г. Бианки Виталий Валентинович // Бианки В. Собрание сочинений: в 4 т. Л., 1972. Т. 1. С. 5–18.
  12. Касаткина Н. Предел допустимости антропоморфизма в детской книжке // Книга детям. 1928. № 2. С. 4–6.
  13. Кондаков Вад. Детские книги Виталия Бианки // На третьем фронте. 1924. № 1 (4). С. 82.
  14. Кукулин И. Машины зашумевшего времени: как советский монтаж стал методом неофициальной культуры. М., 2015.
  15. Лебедев В. Виталий Бианки // Литературная газета. 1934. 10 мая. С. 2.
  16. Погодин А. Следует ли давать детям Брэма? // Педагогический листок. 1906. № 6. С. 351–357.
  17. Полянский И. И. Значение естествоведения как общеобразовательного предмета // Педагогический сборник. 1916. № 8. С. 89–105.
  18. Прушицкая Р. Пределы антропоморфизма в детской книжке // Книга детям. 1928. № 3. С. 4–5.
  19. Райков Б. Е. О русском биологическом направлении // Пути и методы натуралистического просвещения. М., 1960. С. 380–394.
  20. Саввин Н. А. Детская литература и журналистика в 1914 г. // Педагогический листок. 1914. № 8. С. 606–633.
  21. Саввин Н. А. Очерки детской литературы. Зоологическая беллетристика // Педагогическая мысль. 1921. № 9–12. С. 1–11.
  22. Сергеева Е. Бианки В. Рассказы об охоте // Детская и юношеская литература. 1933. № 3. С. 5–7.
  23. Ушакин С. Аэроплан вместо крестика, или Как работать глазу // Детские чтения. 2019. № 16 (2). С. 8–25.
  24. Ханзен-Лёве Оге А. Русский формализм. Методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения. М., 2001.
  25. Чертова С. Ю. Рецензии о книгах для детей дошкольного и школьного возраста // На третьем фронте. 1924. № 1 (4). С. 77–82.
  26. Штейнберг Е. Лес и его обитатели (Бианки В. «Лесная газета») // Детская и юношеская литература. 1934. № 4. С. 7–9.
  27. Штейнберг Е. Творческий путь Виталия Бианки // Детская и юношеская литература. 1933. № 10. С. 1–4.
  28. Яхонтов А. А. Свежая струя в нашей детской зообеллетристике (О книжках Виталия Бианки) // Книга детям. 1929. № 4–5. С. 47–52.

Маслинская Светлана Геннадьевна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук; Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова д. 4;
Должность: ст. науч. сотрудник Центра исследований детской литературы;
ORCID: 0000-0001-7911-4323;
Электронный адрес: braunknopf@gmail.com.

ПСИХОЛОГИЯ

Асоян Юлий Арамович

«Человек как мера» и «забота о себе» в интерпретациях М. Хайдеггера и В. Бибихина

Асоян Ю. А. «Человек как мера» и «забота о себе» в интерпретациях М. Хайдеггера и В. Бибихина // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 57. С. 153-164

DOI: 10.15382/sturIV202057.153-164
Античная (в частности, платоновская) идея «заботы о себе» рассматривается в статье в ее противоречивом отношении к тезису Протагора о «человеке как мере вещей». В отношении к принципу «человека-меры» идея «заботы о себе» обнаруживает весьма значимое расширение — человек оказывается проблематическим местом сопряжения разных забот — «малой» заботы о себе и «великой» — не о себе, а о других и мире (включающем, разумеется, и полисные/политические условия существования, и многое другое). Поэтому тезис о человеке как «мере всех вещей» и идея «заботы о себе» должны быть рассмотрены в их взаимообусловливающем единстве. Автор статьи стремится продемонстрировать, что данная интерпретация заботы о себе фактически была предначертана хайдеггеровским осмыслением «тезиса Протагора» (предпринятым в «Добавлениях» ко «Времени картины мира» и «Европейском нигилизме»), а после него развита В. Бибихиным (в частности, в курсе «Собственность») в его толкованиях платоновского «Алкивиада I». С другой стороны, нельзя не отметить, что сложная связь принципа заботы о себе с принципом «человека-меры» оказалась практически невостребованной у М. Фуко.
человек как мера, забота о себе, собственно свое, epimeleia, epimeleia heautou, М. Хайдеггер, В. Бибихин, М. Фуко, Х. Арендт, Т. Васильева
  1. Адо П. Размышления о понятии «культура себя» // Адо П. Духовные упражнения и античная философия. М.; СПб., 2005. С. 307–308.
  2. Арендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни / В. В. Бибихин, пер. с нем и англ. М., 2017.
  3. Асоян Ю. А. Метафизика безотцовства у греков в интерпретации В. В. Бибихина // Без родителей: сиротство как социокультурное явление. М., 2019. С. 39–47.
  4. Бибихин В. В. Дело Хайдеггера // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993. С. 3–15.
  5. Бибихин В. В. Мир. Томск, 1995.
  6. Бибихин В. В. Поиск своего в «Алкивиаде» Платона // Логос. 2011. № 4 (83). С. 63–88.
  7. Бибихин В. В. Ранний Хайдеггер: материалы к семинару. М., 2009.
  8. Бибихин В. В. Сила мысли // Сафрански Р. Хайдеггер. Германский мастер и его время. М., 2002. С. 5–17.
  9. Бибихин В. В. Собственность. Философия своего. СПб., 2012.
  10. Богатов М. «Почему Бибихин не Хайдеггер?» О контрапунктах и синкопах русской философской полифонии // Гефтер. 18.05.2018. URL: http://gefter.ru/archive/24972 (дата обращения: 24.03.2020).
  11. Васильева Т. В. Символы человека у Платона // Античная культура и современная наука. М., 1985. С. 27–31.
  12. Гадамер Х.-Г. Греки // Гадамер Х.-Г. Пути Хайдеггера: исследования позднего творчества / А. В. Лаврухин, пер. с нем. 2-е изд. Минск, 2007.
  13. Кассен Б. Эффект софистики / А. Россиуса, перев. с фр. М.; СПб., 2000.
  14. Маяцкий М. Ad hominem и обратно. М., 2020.
  15. Фуко М. Мужество истины. Управление собой и другими II. Курс лекций, прочитанных в «Коллеж де Франс» в 1983–1984 учебном году. СПб., 2014.
  16. Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М., 1993. С. 41–62.
  17. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М., 1993. С. 63–176.
  18. Хайдеггер М. О существе и понятии φύσις. Аристотель «Физика» ß 1 / Т. Васильева, перев. и предисл. М., 1995.
  19. Хайдеггер, «Черные тетради» и Россия / М. Маяцкий, науч. ред. М., 2018.
  20. Хархордин О. Что такое собственность? Вы думаете, что знаете ответ на этот вопрос. Философ Владимир Бибихин сказал бы, что вы даже не успели его себе задать // Forbs. 03.05.2009. URL: https://www.forbes.ru/forbes/issue/2009-05/6939-chto-takoesobstvennost (дата обращения: 24.03.2020).

Асоян Юлий Арамович


Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Российский государственный гуманитарный университет; Российская Федерация, 125047, Москва, Миусская пл., д. 6;
Должность: доцент кафедры Истории и теории культуры;
ORCID: 3221-1692-5794-1340;
Электронный адрес: assoyan@mail.ru.
В нашем журнале проблема «заботы о себе» поднималась В. Г. Безроговым в 2015 г. Был опубликован ряд статей участников конференции «Забота о себе в педагогике, социологии и психологии: история и современность, 10–12 сентября 2015 г.». См.: Этика пребывания с собою: феномен «заботы о себе» в педагогике и психологии // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 3 (38). С. 77–129.