/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :67

ПЕДАГОГИКА

Разбаева Екатерина Владимировна

Трансформация целей и содержания религиозного образования в Англии на протяжении конца XIX — начала ХХI в.

Разбаева Е. В. Трансформация целей и содержания религиозного образования в Англии на протяжении конца XIX — начала ХХI в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 67. С. 15-35

DOI: 10.15382/sturIV202267.15-35
В статье предлагается обзор того, на каких основаниях базируется значимость религиозного компонента в светском образовании в Соединенном Королевстве – стране со зрелой системой религиозного образования. К ним, в частности, относятся изменение политической конъюнктуры, социальных ожиданий, религиозного ландшафта, сформированного соперничеством различных деноминацией и духовным состоянием общества. Учитываются особенности социального диалога и реакции на современные общеевропейские преобразования. Приводятся наблюдения о связи ценности религиозного образования со статусом предмета, который, в свою очередь, влияет все аспекты организации религиозного образования в школе, включая расширение или сужение списка изучаемых религий, изменение подходов в преподавании, переосмысление содержания и порядка проведения предмета и т.п.Цель статьи – проследить, как менялись статус предмета, цели и отношение к ценности религиозного образования в исторической перспективе на протяжении XX-XXI веков.Делается вывод о том, что к настоящему времени совершился переход от конфессиональных подходов к либеральным, при котором индоктринация и религиозная социализация были заменены более дистанцированными и объективными способами изучения религии, а также повышенным вниманием к социальным целям, таким как терпимость и уважение к различиям и формированию индивидуальной религиозности. Все эти изменения при вели к тому, что изначальный фундамент, на которой было заложено британское общество и который составляла христианская вера, постепенно оказался вымыт. В новых рекомендациях религиоведческих комиссий предлагается заменить догматы традиционных религий индивидуальным для каждого ученика набором различных убеждений и светских и околорелигиозных взглядов, произвольно выбранных из всего массива религиозного знания.
религиозное образование, цели образования, мультикультурализм, содержание религиозного образования, учебные программы по религиозному образованию, социальная сплоченность, религиозный экстремизм, индоктринация, индивидуальная религиозность, мировые религии, англиканская церковь, христианские ценности, феноменологический подход
  1. Архипова Л. В. Проблема реформирования школьного образования в политике британских партий (1870-е –1970-е гг.): дис. … канд. ист. наук. М., 2018.
  2. Вяземский Е. Е. Современная система образования в Великобритании // Проблемы современного образования. 2010. № 6. С. 68–83. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-sistema-obrazovaniya-v-velikobritanii (дата обращения: 29.04.2022).
  3. Козырев Ф. Н. Гуманитарное религиозное образование: Книга для учителей и методистов. URL: https://lib.rmvoz.ru/bigzal/fjodor_kozyrev/gumanitarnoe_religioznoe_obrazovanie_1-2 (дата обращения: 01.09.2022).
  4. Склярова Т. В., Джероян М. С. Ценности в современном школьном образовании: опыт Великобритании // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 9–23.
  5. Alexander R. Culture and Pedagogy. Oxford, 2000.
  6. Barnes L. P. Humanism, non-religious worldviews and the future of religious education // Journal of Beliefs and Values. 2015. Vol. 36. P. 179–191.
  7. Barnes L. P., Wright A., Brandom A., eds. Learning to Teach Religious Education in the Secondary School. 2nd ed. London, 2008.
  8. Butler Act. URL: https://www.oxfordreference.com/view/10.1093/oi/authority.20110803095538757 (дата обращения: 20.05.2022).
  9. Chadwick P. The Anglican Perspective on Church Schools // Oxford Review of Education. 2001. Vol. 27. P. 475–487.
  10. Clarke Ch., Woodhead L. A New Settlement: Religion and Belief in Schools. 2015. URL: http://faithdebates.org.uk/wp-content/uploads/2015/06/A-New-Settlement-for-Religion-and-Belief-in-schools.pdf (дата обращения: 17.07.2022).
  11. Commission on Religious Education. Final Report-religion and Worldviews: The Way Forward. London, 2018.
  12. Cooling T. The Commission on Religious Education — a Response to L. Philip Barnes // British Journal of Educational Studies. 2022. Vol. 70 (1). P. 103–118.
  13. Copley T. Indoctrination, Education and God: the Struggle for the Mind. London, 2005.
  14. Copley T. Religious Education and social cohesion: Does history off er lessons? / M. Grimmitt, ed. Religious Education and Social and Community Cohesion. Great Wakering, 2010. P. 36–47.
  15. Copley T. Teaching Religion: Sixty Years of Religious Education in England and Wales. New Updated Edition. Exeter, 2008.
  16. Cox E., Cairns J. M. Reforming Religious Education: The Religious Clauses of the 1988 Education Reform Act. London, 1989.
  17. Education Reform Act (ERA) 1988 Section 8 (3). URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1988/40/contents (дата обращения: 29.04.2022).
  18. Erricker C. Religious Education: A Conceptual and Interdisciplinary Approach for Secondary Level. London and New York, 2010.
  19. Final report. Religion and Worldviews: the way forward. A national plan for RE. Commission on Religious Education. 2018.
  20. Freathy R., Parker S. The necessity of historical inquiry in educational research: the case of religious education // British Journal of Religious Education. 2010. Vol. 32 (3). P. 229–243.
  21. Garforth F. W. Doubts about secondary school Scripture // Religion in Education. 1961. Vol. 28 (2). P. 73–76.
  22. Gates B. Transforming Religious Education: Beliefs and Values under Scrutiny. London, 2007. P. 75–84.
  23. Gearon L. Religion, politics and pedagogy: historical contexts // British Journal of Religious Education. 2008. Vol. 30 (2). P. 93–102.
  24. Grimmitt M., ed. Religious Education and Social and Community Cohesion. Great Wakering, 2010.
  25. Jackson S. Religious Education and the Anglo-World: The Impact of Empire, Britishness, and Decolonisation in Australia, Canada, and New Zealand. Leiden; Boston, 2020.
  26. Jackson R. Religious Education for Plural Societies: The Selected Works of Robert Jackson // World Library of Educationalists Series. London, 2019.
  27. Jackson R. Signposts — Policy and Practice for Teaching about Religions and Non-religious Worldviews in Intercultural Education. Council of Europe. 2014.
  28. Jackson R. Some recent developments in religions and education // British Journal of Religious Education. 2007. Vol. 29 (3). P. 213–215.
  29. Johnson C. Preface. Teaching Religious Education. London; New York, 2005.
  30. Jones D. K. The Making of the Educational System 1851–81. London, 1977.
  31. Lent A. British Social Movements since 1945: Sex, Colour, Peace and Power. Basingstoke, 2001.
  32. Levitt M., Muir F. “The perfect pupil”: Changing aims and changing measures of success in school RE // British Journal of Religious Education. 2014. Vol. 36 (2). P. 218–233.
  33. Making sense of religion: a report on religious education in schools and the impact of locally agreed syllabuses. London: Ofsted, 2007.
  34. Moulin D. Religious Education in England After 9/11 // Religious Education. 2012. Vol. 107 (2). P. 158–173.
  35. Religious Education in a Global-Local World // Boundaries of Religious Freedom: Regulating Religion in Diverse Societies, 4 / Berglund J., Shanneik Y., Bocking B., eds. Springer International Publishing, 2016.
  36. Religious Education in Great Britain, Sweden and Russia. Presentations, Problem Inventories and Commentaries / Almén E., Øster H. C., eds. Linköping, 2000.
  37. Religious Education in English Schools: Non-Statutory Guidance 2010. Nottingham: DCSF [Department of Children, Schools and Families], 2010.
  38. Religious Education: The non-statutory national framework. London, 2004.
  39. Revell L. Religious Education in England // Numen. 2008. Vol. 55 (2/3). P. 218–240. URL: http://www.jstor.org/stable/27643309 (дата обращения: 23.07.2022).
  40. Robinson E., Schofi eld C., Sutcliffe-Braithwaite F., Thomlinson N. Telling Stories about Postwar Britain: Popular Individualism and the ‘Crisis’ of the 1970s // Twentieth Century British History. 2017. Vol. 28 (2). P. 268–304.
  41. Ruyter D. J., Merry D. M. Why education in public schools should include religious ideals // Studies in Philosophy and Education. 2009. Vol. 28. P. 4295–4311.
  42. Souper P. C., Kay W. K. The School Assembly Debate: 1942–82. Southampton, 1982.
  43. The Durham Report on Religious Education: The Fourth R (1970), London, National Society and SPCK.
  44. The non-statutory national framework for religious education (QCA/04/1336), QCA, 2004.
  45. The Standing Advisory Council on Religious Education for Bath and North East Somerset. URL: http://www.banes-sacre.com/collective-worship (дата обращения: 10.06.2022).
  46. Toledo Guiding Principles on Teaching about Religions and Beliefs in Public Schools. OSCE/ODIHR, 2007.

Разбаева Екатерина Владимировна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115054, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23б;
ORCID: 0000-0002-5733-842X;
Электронный адрес: erazbaeva@hse.ru.
Близнецова Юлия Сергеевна

Принципы и содержание христианско-антропологической концепции воспитания протоиерея В. В. Зеньковского

Близнецова Ю. С. Принципы и содержание христианско-антропологической концепции воспитания протоиерея В. В. Зеньковского // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 67. С. 36-46

DOI: 10.15382/sturIV202267.36-46
Посредством историко-педагогического анализа выявлен комплекс идей, представляющих ядро христианско-антропологической концепции воспитания В.В. Зеньковского. Концептуальное ядро включает идеи: христианской антропологии, православной культуры, целостного синтеза. Данные идеи определяют в концепции содержание основных педагогических понятий, цели воспитания, принципов и содержания воспитания. Человек в христианско-антропологической концепции воспитания В.В. Зеньковского представлен как носитель образа Божия, основное выражение которого является началом личности. Воспитание в концепции ученого определено как содействие ребенку в индивидуальном духовном возрастании, в раскрытии в нем образа Божия и овладении «даром» свободы посредством воцерковления. Целью воспитания является восстановление целостности человека. Определены следующие принципы христианско-антропологической концепции воспитания В.В. Зеньковского: признания образа Божия началом личности; христоцентричности; целостной личности; иерархии в конституции человека; индивидуальности; соборности; свободы; воцерковления. Содержание воспитания в христианско-антропологической концепции воспитания В.В. Зеньковского включает в себя следующие направления: религиозное, интеллектуальное, физическое, воспитание дисциплины, моральное, эстетическое, половое, социальное, национальное. Религиозное воспитание имеет приоритетное значение среди других направлений, так как направлено на развитие духовной сферы личности, имеющей примат над психофизической в соответсвии с принципом иерархии в конституции человека.
Идеи христианской антропологии, В.В. Зеньковский, христианско-антропологическая концепция воспитания В.В. Зеньковского, принципы воспитания, направления воспитания, религиозное воспитание
  1. Бобрышов С. В. Разработка и изучение концепций // Методология педагогики: монография / под общ. ред. В. Г. Рындак. М., 2020. С. 68–81. URL: https://znanium.com/catalog/product/1082783 (дата обращения: 04.04.2022).
  2. Зеньковский В. В. О религиозном воспитании в семье // Вопросы религиозного воспитания и образования. Париж. 1928. Вып. III. С. 56–95.
  3. Зеньковский В. В. Принципы православной антропологии // Вестник РСХД. 1988. № 2 (153). С. 5–20.
  4. Зеньковский В. В. Принципы православной антропологии (Продолжение) // Вестник РСХД. 1988. № 3 (154). С. 67–91.
  5. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.
  6. Зеньковский В. В. Религиозное воспитание и религиозное образование // Бюллетень Религиозно-педагогического кабинета. Париж. 1929. № 4. С. 1–2.
  7. Зеньковский В. В. Социальное воспитание, его задачи и пути // Педагогические сочинения. Саранск, 2002. С. 83–138.
  8. Зеньковский В. В. Церковь и школа // Педагогические сочинения. Саранск, 2002. С. 191–205.
  9. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. 2021. № 27. Ст. 5351. С. 18803–18825. URL: https://www.szrf.ru/issuepdf/2021/1002021027020.pdf#page=179&zoom=100 (дата обращения: 04.05.2022).

Близнецова Юлия Сергеевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: академик РАН;
Место учёбы: ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» - место учебы. ГБПОУ "Тверской промышленно-экономический колледж" - место работы;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0002-0283-918X;
Электронный адрес: smorodova_yulya@mail.ru.
Макарова Елена Владимировна

Динамика изменения образовательных целей в книгах для начального обучения грамоте (на примере отечественных букварей и азбук XVI–XX вв.)

Макарова Е. В. Динамика изменения образовательных целей в книгах для начального обучения грамоте (на примере отечественных букварей и азбук XVI–XX вв.) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 67. С. 47-59

DOI: 10.15382/sturIV202267.47-59
В статье проанализирована динамика изменения формулировок целей обучения по предисловиям к первым учебным книгам, то есть, букварям и азбукам, издававшимся с XVI века вплоть до наших дней. Становление учебной литературы в России зафиксировало традицию отражать назначение книги на самым первых страницах, так что обучающиеся могли понимать, к какому результату они должны прийти в процессе учебы. На протяжении нескольких столетий данная практика претерпевала изменения, что и стало предметом исследования в данной статье. Таким образом первые учебные книги явились отражением глобальных социальных и политических процессов, совершавшихся в окружающей действительности. Самые заметные изменения связаны с происходившей секуляризацией, когда духовно-нравственное начало постепенно вытеснялось из образования. Сохраняя во многом общий структурный план, первые учебные книги постепенно приобретали сугубо дидактические формы. Структурно статья состоит из двух частей, в первой делается краткий обзор периодизации изданий с выделением основных черт, в первую очередь касающихся отражения учебной цели, во второй – выявленные черты рассматриваются на конкретных примерах. На основании полученной картины делается вывод о тенденции размывания целей духовно-нравственного содержания и замене их общеучебными задачами.
цели обучения, первые учебные книги, буквари, азбуки, обучение грамоте, периодизация учебной литературы, духовно-нравственное развитие и воспитание, секуляризация образования
  1. Аверьянова Л. Н. Итоги развития книги для начального обучения грамоте: заметки к своду по XIX веку // «В России надо жить по книге»: начальное обучение чтению и письму (становление учебной книги в XVI–XIX вв.): сб. науч. статей и матер. / под ред. М. В. Тендряковой и В. Г. Безрогова. М., 2015. С. 583–608.
  2. Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / Авт.-сост. В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. М., 2019.
  3. Безрогов В. Г. Послесловие к сборнику «В России надо жить по книге»: начальное обучение чтению и письму (становление учебной книги в XVI–XIX вв.): сб. науч. статей и матер. / под ред. М. В. Тендряковой и В. Г. Безрогова. М., 2015. С. 609–610.
  4. Букварь / сост. В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшин, А. Ф. Шанько. М., 1985.
  5. Гуревич П. С. Философия и история образования. От Античности до эпохи Просвещения: учеб. пособие для вузов / П. С. Гуревич, О. К. Филатов. М., 2022. URL: https://urait.ru/bcode/491604 (дата обращения: 31.05.2022).
  6. Даль В. И. Пословицы русского народа: в 2 ч. Ч. 1. М., 2022. URL: https://urait.ru/bcode/474372 (дата обращения: 02.07.2022).
  7. Лебедев О. Е. Цели в системе образования как объект и предмет научного исследования // Вестник Института образования человека. 2012. № 1. С. 12. URL: http://eidosinstitute.ru/journal/2012/100/ (дата обращения: 02.06.2022).
  8. Мумрикова Л. И. Исторические традиции духовно-нравственного воспитания в православных букварях и азбуках: вт. пол. XVI — нач. XXI в.: автореф. дис. ... канд. пед. наук.М., 2007.
  9. Осипов Г. В. Социология науки и образования. Индикаторы образования (методы оценки эффективности): учебник и практикум для вузов / Г. В. Осипов, С. В. Климовицкий. М., 2022. URL: https://urait.ru/bcode/496140 (дата обращения: 31.05.2022).
  10. От азбуки Ивана Федорова до современного букваря / Авт.-сост. В. П. Богданов, Г. В. Карпюк, В. Г. Горецкий. М., 1974.
  11. Сверчков И. П. Пионер. Детский букварь. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/sverchkov_pioner_bukvar_1925/go,98;fs,1/ (дата обращения: 01.05.2022).
  12. Современная учебная книга: подготовка и издание / под ред. С. Г. Антоновой, А. А. Вахрушева. М., 2004.
  13. Филимонова О. С. Основные тенденции исторического развития учебной литературы в России // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 10 (54). С. 170–181.
  14. Штец А. А. Концепция истории отечественной букваристики Х–ХХ вв. // Системно-деятельностный подход как условие реализации требований федерального государственного образовательного стандарта нового поколения: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Севастополь, 18–19 ноября 2018 г. Севастополь, 2019. С. 115–126.

Макарова Елена Владимировна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: ПСТГУ Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-9622-5666;
Электронный адрес: makarovael@yandex.ru.
Становская Татьяна Алексеевна

Преподавание Церковной истории в школах России

Становская Т. А. Преподавание Церковной истории в школах России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 67. С. 60-73

DOI: 10.15382/sturIV202267.60-73
В статье представлены некоторые аспекты и особенности преподавания Церковной истории в школах России. Первая часть статьи посвящена обоснованию термина «Церковная история», его соотношению с историей как наукой, а также ее местом среди других областей наук. Историческая ретроспектива раскрывает появление и развитие в школах России предмета Закон Божий и его структуру, в которой выделялось несколько разделов, среди которых изучались: катехизис, учение о богослужении, молитвы, Священная история и Церковная история, которая считалась продолжением и дополнением последней. В основном содержании статьи обозначается цель, задачи, значение и некоторые методические особенности изучения Церковной истории в дореволюционный период, которые явились некоей базой для развития изучения Церковной истории в современных православных школах России. В заключительной части автор дает обзор основных пособий по Церковной истории в дореволюционный и современный период, обозначает современные учебные программы и другие аспекты, связанные непосредственно с преподаванием Церковной истории в православных школах, такие как психолого-педагогические особенности обучающихся при изучении раздела Церковной истории и межпредметные связи. Завершают статью размышления автора относительно дальнейшего развития преподавания Церковной истории в школах России.
церковная история, Закон Божий, основы православной веры, православная школа, цель обучения, методика преподавания, учебные пособия, методические особенности
  1. Ващева И. Ю. Категории «Церковь» и «Церковная история» в сочинениях церковных историков IV–VII вв. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2018. № 1. С. 16–24.
  2. Дивногорцева С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М., 2012.
  3. Захарова Л. А. История христианской Церкви. Рабочая тетрадь. Методическая разработка для уроков Закона Божия в воскресных школах, православных гимназиях и «Основ Православия» в общеобразовательных школах. М., 2017.
  4. История христианской Церкви. Рабочая тетрадь для воскресных и общеобразовательных школ. URL: http://pokrov-centr.pravorg.ru/rabochaya-tetrad-istoriya-xristianskoj-cerkvi/ (дата обращения: 02.09.2022).
  5. Кропочева Т. Б., Налимова Т. А., Синева М. В. Историческое образование младших школьников на основе краеведения // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 429. С. 132–142.
  6. Куломзина С. С. Православная Церковь: история Церкви в рассказах для детей и взрослых. М., 2012.
  7. Мельков А. С. Методологические основы церковной истории в научном творчестве протоиерея Александра Горского // Studia Humanitatis. 2014. № 1–2. URL: www.st-hum.ru (дата обращения: 29.08.2022).
  8. Пасман Т. Б. Пропевдевтический курс истории: назначение, содержание, особенности методики // Метаморфозы истории. 1997. Вып. 1. С. 272–278.
  9. Перечень примерных программ к Стандарту православного компонента начального (общего), основного (общего), среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации. URL: https://pravobraz.ru/perechen-primernyxrabochix-programm-standarta-pravoslavnogo-komponenta-obshhego-obrazovaniya/ (дата обращения: 10.09.2022).
  10. Сколота Р. В. История христианской Церкви: учеб. пособие для воскресных школ: начальная ступень. М., 2015.
  11. Слободской С., прот. Закон Божий: руководство для семьи и школы. СПб., 2000.
  12. Смирнов П. История христианской православной Церкви. М., 1994.
  13. Смирнов П. А., прот. Краткая церковная история по программе городских училищ. 27-е изд. Пг., 1917.
  14. Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации от 9 марта 2017 г., журнал № 16. URL: https://pravobraz.ru/standart-uchebno-vospitatelnoj-deyatelnosti-vvoskresnyx-shkolax-dlya-detej-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-na-territorii-rossij skoj-federacii/(дата обращения: 10.09.2022).
  15. Становская Т. А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX — начале XX в.: дис. … канд. пед. наук. М., 2017.
  16. Фаддей (Успенский), архиеп. Тверской. Творения. Кн. II. Записки по дидактике. Тверь, 2003.
  17. Фугелова Т. А., Шанина М. А. Формирование исторического сознания у детей младшего школьного возраста посредством включения в музейную деятельность (на примере исторического парка «Россия — моя история») // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2020. № 8. С. 264–274.

Становская Татьяна Алексеевна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: Преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0001-9667-6125;
Электронный адрес: taaldu@gmail.com.
Теплова Наталья Валерьевна

Формирование деятельностного компонента профессиональной культуры личности будущего учителя средствами русской духовной музыки

Теплова Н. В. Формирование деятельностного компонента профессиональной культуры личности будущего учителя средствами русской духовной музыки // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 67. С. 74-82

DOI: 10.15382/sturIV202267.74-82
Автором поднимается актуальная проблема развития профессиональной культуры личности будущего учителя музыки. В статье рассматривается компонентная структура профессиональной культуры личности будущего учителя музыки. Автором проанализирован большой объем исследований в области компонентной структуры профессиональной культуры личности, деятельностной сферы педагогической деятельности, профессиональной подготовки учителя музыки в педагогическом вузе. Деятельностный компонент, наряду с мотивационно-ценностным и когнитивным, выделяется как один из приоритетных в структуре профессиональной культуры личности будущего учителя музыки. Подчеркивается, что формирование деятельностного компонента занимает одно из важных мест в развитии профессиональной культуры личности будущего учителя музыки.Автор подчеркивает важность выбранного средства, влияющего на процесс становления профессиональной культуры будущего педагога. Акцентируется внимание на особом образовательном потенциале русской духовной музыки и недостаточностью его использования в профессиональной подготовке будущего учителя музыки.Деятельностный компонент включает в себя исполнительскую и научно-исследовательскую деятельность студентов. Компонент направлен на приобретение профессиональных умений в области исполнения русской духовной музыки, умение анализировать произведения русской духовной музыки в процессе ее исполнения или слушания, а так же на вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность.В статье представлены результаты исследования деятельностного компонента развития профессиональной культуры будущего учителя музыки средствами русской духовной музыки. Автор раскрывает особенности изучения русской духовной музыки в рамках авторских курсов, демонстрирует результаты своей работы по повышению уровня деятельностного компонента профессиональной культуры личности студентов. В ходе анализа результатов исследования автору удалось определить уровень развития профессиональной культуры личности студентов-музыкантов средствами русской духовной музыки.
учитель музыки, профессиональная культура, профессиональная подготовка, педагогический вуз, исполнительская деятельность, научная деятельность, русская духовная музыка.
  1. Грибкова О. В. Культура педагога-музыканта как системный компонент его профессиональной подготовки // Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2019. № 4. С. 8–14.
  2. Еремкина О. В. Развитие научно-исследовательской культуры будущих педагогов / О. В. Еремкина, Ю. Л. Еремкин // Психолого-педагогический поиск. 2020. № 1. С. 24–35.
  3. Жаркова А. А. Формирование профессиональной направленности личности студента в учебно-творческом процессе вуза культуры // Казанский педагогический журнал. 2019. № 6. С. 48–53.
  4. Зыряева А. Л. Национальная культура как средство развития толерантности будущего педагога / А. Л. Зыряева, Г. П. Пазюбан // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2019. № 1. С. 88–92.
  5. Камбарова К. У. Формирование и развитие духовно-нравственной культуры личности будущего педагога // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 5. С. 115–120.
  6. Мартынова И. С. Методика формирования профессиональной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных организаций // Глобальный научный потенциал. 2021. № 11. С. 125–127.
  7. Подповетная Е. В. Роль музыкальной культуры преподавателя в формировании личности будущего педагога — музыканта на примере профессиональной деятельности Л. И. Сизеневой // Инновационные научные исследования. 2021. № 6. С. 214–222.
  8. Руднева Т. И. Средства формирования методологической культуры магистрантов — будущих педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 2. С. 43–50.
  9. Савченко Л. Л. Педагогические условия формирования эстетической культуры будущих педагогов дошкольного образования // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 12. C. 106–111.
  10. Чистякова О. В. Основные компоненты профессиональной культуры будущих педагогов // Педагогика и психология: теория и практика. 2020. № 3. С. 84–90.
  11. Шинтяпина И. В. Овладение культурой вокального исполнительства в системе профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта // Наука. Искусство. Культура. 2019. № 3. С. 161–169.

Теплова Наталья Валерьевна


Место работы: Ярославский государственный педагогически университет им. К.Д. Ушинского;
Должность: ассистент;
ORCID: 0000-0002-2678-6609;
Электронный адрес: natalyat@mail.ru.
Плюхин Александр Юрьевич

Особенности научно-исследовательской готовности преподавателей вузов Росгвардии

Плюхин А. Ю. Особенности научно-исследовательской готовности преподавателей вузов Росгвардии // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 67. С. 83-92

DOI: 10.15382/sturIV202267.83-92
Оставаясь актуальной в течение долгого времени, система подготовки современного специалиста подразумевает сосредоточенность на повышении уровня профессиональных знаний и понимании потребностей педагогов и обучающихся в их получении. С целью повышения эффективности образования научному сообществу необходимо принимать во внимание необходимость профессионального развития профессорско-педагогического состава, так как процесс образования сложен и требует от его участников определенных усилий. В статье рассматривается порядок организации научной работы в ВООВО войск национальной гвардии Российской Федерации ее значимость в образовательном процессе, представлены ее виды и мероприятия, а также раскрыта ее необходимость для профессорско-преподавательского состава. В рамках данной статьи представлен результат исследований по порядку выявления структуры научно-исследовательской готовности профессорско-преподавательского состава, а также результаты проведенного исследования по определению степени сформированной научно-исследовательской готовности профессорско-преподавательского состава вуза Росгвардии с использованием открытых источников, а также разработанного в вузе модуля информационно-образовательной среды «Лицевой счет профессорско-преподавательского состава». Представлена авторская структура компонента научно-исследовательской готовности профессорско-преподавательского состава по результатам исследований ведущих ученых в данной области, определены группы профессорско-преподавательского состава в результате выявления расхождений между ними по уровню образования и педагогическому стажу. Специфика проведения исследования заключалась в отработке инструментария оценки научно-исследовательской готовности профессорско-преподавательского состава, а также получении важной информации с точки зрения идентификационных процессов, типичных для вузов Росгвардии.
научно-исследовательская готовность, научная работа, профессорско-преподавательский состав, преподаватель, вид научной работы, образование, исследование, результат.
  1. Васильева Е. Г., Юдина Т. В. Преподаватель глазами студента, студент — глазами преподавателя (об итогах социологических исследований) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. 2007. № 10. С. 95–107.
  2. Об организации научной и научно-технической деятельности в войсках национальной гвардии Российской Федерации: Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 12 сентября 2017 года № 377.
  3. Об утверждении Особенностей организации и осуществления образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также деятельности военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации: Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 7 ноября 2017 года № 467. URL: https://minjust.consultant.ru/documents/37520 (дата обращения: 31.03.2022).
  4. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021662797. Российская Федерация. Лицевой счет профессорско-преподавательского состава: № 2021661985: заявл. 02.08.2021: опубл. 05.08.2021 / А. Х. Шелепаева, Р. В. Помазной, А. Ю. Плюхин [и др.]; заявитель Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации».
  5. Федоров М. А., Завьялов А. М. Диагностика готовности студентов технического вуза к научно-исследовательской деятельности // Образование и наука. 2014. № 1 (110). С. 132–145.
  6. Шадрин И. В. Методы оценки уровня готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Международной заочной научной конференции. Пермь, май 2012 г. Пермь, 2012. С. 170–173.

Плюхин Александр Юрьевич


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: ФГКВОУВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации»;
Должность: адъюнкт;
ORCID: 0000-0001-8480-5583;
Электронный адрес: sam863@rambler.ru.
Литвин Дмитрий Владимирович

Метаморфозы идеи личности и среды в отечественном образовании: путь к Человеку

Литвин Д. В. Метаморфозы идеи личности и среды в отечественном образовании: путь к Человеку // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 67. С. 93-114

DOI: 10.15382/sturIV202267.93-114
В статье раскрываются особенности трансформации идеи личности в отечественном образовании в исторической ретроспективе в контексте актуальных социальных приоритетов, а также характеризуется динамика роли и места среды как педагогического средства. Показывается, что идея личности в отечественном образовании вышла из христианства, испытала влияние свободной педагогики начала XX века. В дальнейшем эта идея подвергается жест-кой идеологической цензуре. Устанавливается, что сегодня главным вызовом для образования выступает «социальный горизонт искусственных ценностей», симулякров (по Ж. Бодрийяру). Образы человека, которые в духе Наркомпроса, соцвоса и Пролеткульта целенаправленно формируют средства массовой информации и сетевой коммуникации, являются следствием манипуляции эмоциями человека и его мотивацией. Утрачивается сложность и уникальность личности. Предполагается, что на этот вызов образование должно отреагировать генерацией и реализацией ясных аутентичных целей развития личности. Опыт истории показывает возможность встраивания внешних утилитарных целей в образование, но они не действенны в контексте истинного развития личности. Получая сегодня социальный заказ на уникальную и неповторимую личность, система образования несостоятельна, если используется традиционный императивный воспитательный шаблон. Типу личности и ее унификации противостоит сложность личности и ее проявления в многообразии. В работе прослеживается мысль, что отношение к среде и ее месту в образовании подвергается значимым изменениям. Отличны и особенности использования личностно-развивающего средового инструментария. Образовательная среда по определению предназначена для создания возможностей для личности, которая существует исключительно в модальности возможного (по Д.А. Леонтьеву). Качественное отличие образовательная среда приобретает, когда указанные возможности преломляются через личностное начало, воплощая особый способ существования человека, связанный с реализацией личностных функций.
история образования, личность, идея личности, цели и средства образования, личностно-развивающее образование, средовая педагогика, средовой инструментарий
  1. Асмолов А. Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. М., 2015.
  2. Барулин В. С. Российский человек в XX веке: потери и обретения себя. СПб., 2000.
  3. Бердяев Н. А. Русская идея. Миросозерцание Достоевского. М., 2016.
  4. Бердяев Н. А. Я и мир объектов: опыт философии одиночества и общения. Париж, 1934.
  5. Бершадская Д. С. Педагогические взгляды и деятельность С. Т. Шацкого / под ред. А. Н. Волковского и М. П. Малышева. М., 1960.
  6. Бодалев А. А. О значении создания образа героя в сознании человека для формирования его личности // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XVI симпозиума / под ред. Г. А. Вайзер, Н. В. Кисельниковой, Т. А. Поповой. М., 2011. С. 12–15.
  7. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
  8. Взаимоотношения и разграничение общего и специального образования в области школьной. Тезисы О. Ю. Шмидта, утвержденные Наркомпросом РСФСР // ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 1. Д. 324. Л. 74. Копия // Архив Новейшей истории России. Серия «Публикации». Т. XII. Культура, наука и образование. Октябрь 1917–1920 гг. Протоколы и постановления Наркомпроса РСФСР: в 3 кн. Кн. 3. Январь–декабрь 1920 г. М., 2016. С. 694–695 // Электронная библиотека исторических документов. Российское историческое общество. URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/79437#mode/inspect/page/2/zoom/4 (дата обращения: 17.02.2022).
  9. Гельвеций К. А. Об уме: в 2 т. Т. 1. М., 1973.
  10. Гречко П. К. Идентичность — постмодернистская перспектива // Вопросы социальной теории. 2010. Т. IV. С. 171–190.
  11. Залкинд А. Б. Педология / А. Б. Залкинд, А. А. Файвуснович, В. М. Торбек и др. / под ред. А. Б. Залкинда. М., 1934.
  12. Зеер Э. Ф. Становление личностно ориентированного образования // Образование и наука. 1999. № 1 (1). С. 112–122.
  13. Краткие тезисы об основных исторических особенностях Православной Русской и Западно-Украинской греко-католической церквей (для ориентирования партийного актива). г. Дрогобыч, 26 февраля 1945 г. // ЦДАГО Украины. Ф. 1. Oп. 23. Д. 1639. Л. 73–86. Незаверенная копия. Машинопись // Электронная библиотека исторических документов. Российское историческое общество. URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/240793#mode/inspect/page/9/zoom/4 (дата обращения: 25.06.2022).
  14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  15. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. II. М., 1983.
  16. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. М., 2002.
  17. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003.
  18. Лепский В. Е. Рефлексивно-активные среды инновационного развития. М., 2010.
  19. Луначарский А. В. О воспитании и образовании / под ред. А. М. Арсеньева, Н. К. Гончарова и др. М., 1976.
  20. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 1: [Педагогические произведения 1922–1936 гг.] / сост. Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов. М., 1983.
  21. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания / под ред. Г. С. Макаренко. М., 1949.
  22. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. М.; Н. Новгород, 2002.
  23. Марков Б. В. Между индивидуальностью и субъективностью // Рено А. Эра индивида. К истории субъективности. СПб., 2002. С. 409–470.
  24. Михайлов Ф. Т. Избранное. М., 2001.
  25. Национальная доктрина образования Российской Федерации. Проект / под науч. ред. В. И. Слободчикова. М., 2018.
  26. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.07.2022).
  27. Обращение митрополита Ленинградского Алексия к верующим «Церковь зовет к защите Родины». 26 июня 1941 г. // Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война: Сборник церковных документов. М., 1943. С. 50–54 // Ленинград в осаде: сборник документов о героической обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. 1941–1944. СПб., 1995. Машинопись // Электронная библиотека исторических документов. Российское историческое общество. URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/230800#mode/inspect/page/1/zoom/4 (дата обращения: 12.05.2022).
  28. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998.
  29. Петровский А. В. Психология и время. М., 2007.
  30. Программа Коммунистической партии Советского Союза. [1961 г.] // XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза. 17–31 октября 1961 года. Стенографический отчет. Т. III. М., 1962. С. 229–335 // Электронная библиотека исторических документов. Российское историческое общество. Фонд «История отечества». URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/74964-programma-kommunisticheskoy-partii-sovetskogosoyuza-1961-g#mode/inspect/page/12/zoom/4 (дата обращения: 25.06.2022).
  31. Протоколы совещаний наркомов просвещения союзных и автономных республик. 1919–1924. М., 1985 // Электронная библиотека исторических документов. Российское историческое общество. Фонд «История отечества». URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/122946#mode/inspect/page/240/zoom/4 (дата обращения: 15.07.2022).
  32. Прошение А. В. Луначарскому от гражданки Волочковой «Я старуха хочу от вас узнать истину новой жизни...» // Сетевое издание «Электронный научно-исторический журнал “Родина”». 2 сентября 2015 г. № (9) 915. [Текст: А. Сорокин]. URL: https://rg.ru/2015/09/02/rodina-pisma.html (дата обращения: 15.07.2022).
  33. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. СПб., 2003.
  34. Сериков В. В. Личностно развивающая функция непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 1. С. 29–39.
  35. Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе. М., 2012.
  36. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 2013.
  37. Ходякова Н. В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно-развивающего образования: методологические предпосылки и концепция. Волгоград, 2012.
  38. Чудновский В. Э., Попова Т. А. Монолитнизация смысла жизни как проявление заблуждающегося разума // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XVI симпозиума / под ред. Г. А. Вайзер, Н. В. Кисельниковой, Т. А. Поповой. М., 2011. С. 15–20.
  39. Christensen J. A critical refl ection of Bronfenbrenner’s development ecology model // Problems of Education in the 21st Century. 2016. Vol. 69. P. 23–28.
  40. El legado pedagógico del siglo XX para la escuela del siglo XXI / J. Trilla (coordinador), E. Cano, M. Carretero and others. Barcelona, 2001 // Virtual campus. Website of the University of Argentina. Viamonte. URL: https://campus.fundec.org.ar/admin/archivos/Trilla%20J-%20El%20Legado%20Pedagogico%20Del%20Siglo%20XX%20Para%20La%20Escuela%20Del%20Siglo%20XXI.pdf (дата обращения: 12.07.2022).

Литвин Дмитрий Владимирович


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
ORCID: 0000-0002-4728-4157;
Электронный адрес: d_litvin@mail.ru.
Коллективу кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, возглавляемой доктором педагогических наук, профессором Натальей Владимировной Сердюк, за поддержку идей и помощь в подготовке работы. Особая благодарность Наталии Владимировне Ходяковой, доктору педагогических наук, профессору.

ПСИХОЛОГИЯ

Воронин Сергей Владимирович,

Связь самоотношения и отношения к «значимому человеку»-участнику образовательного процесса у школьных учителей в контексте христианской антропологии

Воронин С. В. Связь самоотношения и отношения к «значимому человеку»-участнику образовательного процесса у школьных учителей в контексте христианской антропологии // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 67. С. 117-133

DOI: 10.15382/sturIV202267.117-133
В современной системе образования действуют примерно те же процессы и механизмы, как и в мировой цивилизации в целом. Любовь и позитивное отношение учителя к участникам образовательного процесса является одновременно и ценностью, и достижением. Ценностью – потому что подобное отношение к людям в границах школьной среды не просто оптимизирует образовательный процесс, но делает возможным достижение его основных задач. Достижением – поскольку подобное отношение к участникам образовательного процесса является возможным при соблюдении ряда условий. Одним из этих условий является определенное отношение педагога к самому себе. В статье приводится анализ концепций отношения и самоотношения, рассматриваются понятия «значимый другой» и близкие к нему понятия – «значимый человек», «ближний». Дается характеристика авторской позиции относительно исследуемых понятий. При этом данная позиция исходит из основных положений христианской антропологии в области отношения к человеку (ближнему). В работе сформулирована гипотеза исследования, согласно которой имеет место положительная связь между отдельными компонентами самоотношения школьного учителя и отношением к значимому человеку (участнику образовательного процесса). Таким образом, в эмпирической части работы исследуются влияние различных компонентов самоотношения на чувственный тон отношения к значимому человеку – участнику образовательного процесса. Важно отметить, что выбор зависимой и независимой переменной носит в исследовании гипотетический характер. При этом акцент на чувственном тоне отношения педагога продиктован стремлением изучить отношение к значимому человеку-участнику образовательных отношений в более безоценочном аспекте. В процессе эмпирического исследования был установлен ряд закономерностей, связанных с изучаемыми феноменами, дана интерпретация полученных результатов.
значимый другой, значимый человек, ближний, отношение, самоотношение, участник образовательного процесса, чувственный тон.
  1. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб., 2003.
  2. Данилова Т. Н. Отношение к значимому другому у личностей с разными типами акцентуаций // Научное мнение. 2020. № 11. С. 120–128.
  3. Духновский С. В. Гармония и дисгармония межличностных отношений в системе «педагог — родитель ученика» // Актуальные проблемы фасилитации межличностных отношений в образовательном процессе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Курган, 18 марта 2017 г. С. 122–130.
  4. Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. СПб., 2009.
  5. Елькина М. А. Структура, параметры и функции самоотношения // CHRONOS: мультидисциплинарные науки. 2021. Т. 6. № 12 (62). С. 40–42.
  6. Касимова С. Г. Особенности отношения учителя к другим участникам образовательного процесса // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. № 1–1. С. 115–118.
  7. Качкина А. И. Особенности физиологических реакций при переживании различных эмоций // Материалы Международной научно-практической конференции «Молодежь Сибири — науке России», Красноярск, 24–25 апреля 2014 г. Красноярск, 2014. С. 170–172.
  8. Колышко А. М. Психология самоотношения: учеб. пособие. Гродно, 2004.
  9. Кокурина И. Г. «Отношение» как фундаментальная категория социальной психологии в анализе мотивации совместной деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2012. № 1. С. 29–40.
  10. Кондратьев М. Ю. «Значимый другой»: слагаемые межличностной значимости // Социальная психология и общество. 2011. № 2. С. 17–28.
  11. Костерина Н. В. Психология индивидуальности (эмоции): Текст лекций. Ярославль, 1999.
  12. Кошелева Ю. П. Значимые отношения: значимый другой или близкий человек // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2015. № 8. С. 105–113.
  13. Налетова Н. Ю. Христианская антропология в педагогической науке // Ярославский педагогический вестник. 2010. Т. 2. № 3. С. 20–25.
  14. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1999.
  15. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система: монография. М., 1991.
  16. Саламатина Ю. В. Виды эмпатии в преподавательской деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 193–196.
  17. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2002.
  18. Anghelescu G. The transcendental dimension of Christian anthropology // 3rd International Multidisciplinary Scientifi c Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2016: Conference Proceedings, Albena, Bulgaria, 24–30.08.2016. Albena, Bulgaria, 2016, pp. 211–218.

Воронин Сергей Владимирович,


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Сочинский государственный университет; Российская Федерация, г. Сочи, 354000, ул. Пластунская 94;
Должность: доцент кафедры психологии и дефектологии;
ORCID: 0000-0002-3530-1001;
Электронный адрес: voronin.sochi@mail.ru.