/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :56

ПЕДАГОГИКА

Склярова Татьяна Владимировна; Агеева Антонина Владимировна

Образовательная деятельность Русской Православной Церкви в период 1990–2015 гг.: проблема, подходы и методы исследования

Склярова Т. В., Агеева А. В. Образовательная деятельность Русской Православной Церкви в период 1990–2015 гг.: проблема, подходы и методы исследования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 56. С. 11-17

DOI: 10.15382/sturIV202056.11-17
В статье освещается проблема становления и развития образовательной деятельности Русской Православной Церкви в период с 1990 по 2015 г. Хронологические рамки исследования определены законодательным изменением позиций российского государства в отношении социальной активности религиозных объединений, что позволило им в 1990 г. начать реализацию образовательной деятельности, и инициированными в 2015 г. руководством Русской Православной Церкви процессами стандартизации образовательных программ и издания учебной литературы.Цель статьи — выявить и охарактеризовать основные исследовательские подходы, описать адекватные целям и дизайну исследования методы.Методология. В работе обосновано обращение к историко-педагогическому анализу документов и фактов, иллюстрирующих деятельность различных учреждений Русской Православной Церкви в сфере образования, аргументировано использование уровневой представленности церковной образовательной деятельности в исследуемый период, отмечена целесообразность анализа процесса издания учебной литературы. В заключение приводится краткая характеристика планируемых методов исследования: опроса экспертов методом «устная история»; сравнительного изучения развития образовательной деятельности общественных институтов в России в рассматриваемый период; описания развития образовательной деятельности Русской Православной Церкви по четырем уровням образования — начального, основного, профессионального и уровня научной подготовки; изучения процессов издания печатной и электронной учебной литературы посредством анализа процесса модернизации ББК и описания изданной в изучаемый период учебной литературы; анализа официальных документов, принятых руководством Русской Православной Церкви в отношении образовательной деятельности в изучаемый период, и создания хронологических таблиц, отражающих полученные в процессе исследования данные.
Образовательная деятельность религиозных объединений, религиозное образование, методология исследования образовательной деятельности, образовательная деятельность Русской Православной Церкви
  1. Безрогов В. Г., Кошелева О. Е. Методологические аспекты сравнительных исследований в изучении учебной литературы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 4 (13). С. 6–22.
  2. Блок М. К сравнительной истории европейских обществ // Одиссей: человек в истории. М., 2001. С. 65–94.
  3. Склярова Т. В. Православное образование в современной России: структура и содержание. Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. № 1. С. 9–16.
  4. Хрестоматия по устной истории / ред. М. В. Лоскутова. СПб., 2003.
  5. Щеглова Т. К. Устная история: Учебное пособие. Барнаул, 2011.

Склярова Татьяна Владимировна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2 комн. 408;
Должность: декан педагогического факультета;
Электронный адрес: tsklyarova@mail.ru.

Агеева Антонина Владимировна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2 комн. 407;
Должность: доцент кафедры ПиМНО;
ORCID: 0000-0001-7259-1821;
Электронный адрес: armusya@yandex.ru.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-013-00228.
Шакурова Марина Викторовна

К проблеме формирования целостной компетентности педагога как воспитателя

Шакурова М. В. К проблеме формирования целостной компетентности педагога как воспитателя // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 56. С. 18-29

DOI: 10.15382/sturIV202056.18-29
Современный педагог как воспитатель должен демонстрировать целостную, по сути универсальную компетентность. При этом как целостность, так и универсальность могут и должны задаваться на основе принципа интеграции. В настоящее время данный принцип разработан и реализован в педагогике и образовании не в полном объеме, следствием чего становится доминирование суммативного подхода, позволяющего достичь определенных количественных результатов, но не обеспечивающего качественных преобразований. Цель статьи: представление результатов анализа сущности и условий применения принципа интеграции к проектированию, реализации и оценке формирования целостной компетентности педагогов как воспитателей на начальном этапе личностно-профессионального роста. Основой методологии исследования выступает сочетание системного и онтологического подходов («онтологические качества» системы; логика саморазвития, открытости и самоорганизации как сущностные свойства сложных систем), принцип системного анализа, принцип интеграции, компетентностный подход. Представленное исследование выполнено с использованием теоретических (сущностный анализ и систематизация компетентностного портрета педагога как воспитателя; анализ интегративных характеристик воспитательных систем) и эмпирических (анкетирование, эссе) методов. Подтверждено предположения о доминировании на нормативном и личностном уровнях суммативной логики в оценке компетентностного портрета педагога как воспитателя и восприятия обучающимися педагогического вуза себя как педагогов-воспитателей. Проектирование и развитие воспитательной системы вуза на основе принципа интеграции позволит создать условия для понимания сущности целостности, интеграции, профессионально-личностной позиции педагога как воспитателя; для раннего погружения обучающихся в воспитательное пространство группы, курса, факультета и образовательной организации; для развития субъектной позиции по отношению к решению педагогами, факультетом, вузом воспитательных задач и самовоспитанию; для понимания сущности и путей формирования интегративных свойств и качеств воспитательной системы, роли в этом процессе субъектов данной системы, себя как субъекта.
компетентность, целостная компетентность, педагог как воспитатель, интеграция, воспитание, воспитательная система, воспитательное пространство
  1. Агошкова А. Б., Ахлибининский Б. В. Эволюция понятия системы // Вопросы философии. 1998. № 7. С. 170–178.
  2. Грошева Р. Н. Модель профессиональной компетентности педагога как воспитателя детей и подростков девиантного поведения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12834 (дата обращения: 08.12.2019).
  3. Кисляков П. А. Системно-личностный подход к формированию социальной безопасности будущего педагога // Психологическая наука и образование. 2013. № 6. С. 73–79.
  4. Моделирование фонда оценочных средств по педагогическим дисциплинам. Воронеж, 2015.
  5. Селиванова Н. Л., Шакурова М. В., Дюжакова М. В. Нормативный образ педагога как воспитателя в современной отечественной системе образования // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2018. № 3. С. 6–14.
  6. Словарь-справочник по теории воспитательных систем. М., 2002.
  7. Толпыкин В. Е. Системность как методологический принцип современной постнеклассической науки // Теория и практика общественного развития. 2011. № 7. С. 27–29.
  8. Фишман И. С., Голуб Г. Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся. Самара, 2007.

Шакурова Марина Викторовна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Воронежский государственный педагогический университет; Российская Федерация, 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86;
Должность: заведующая кафедрой общей и социальной педагогики;
ORCID: 0000-0003-4757-8750;
Электронный адрес: shakurova@mail.ru.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект 18-013-00613а «Социально-педагогические детерминанты формирования интегративных свойств воспитательных систем».
Смольянинова Татьяна Сергеевна; Петряева Татьяна Андреевна; Бусыгина Юлия Андреевна

Образ другого человека как основа формирования идентичности личности

Смольянинова Т. С., Петряева Т. А., Бусыгина Ю. А. Образ другого человека как основа формирования идентичности личности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 56. С. 30-40

DOI: 10.15382/sturIV202056.30-40
В статье ставится задача раскрыть сущность и значимые характеристики образов других людей для формирования идентичности личности в условиях системы образования. Методология анализа опирается на онтологический, феноменологический, личностно ориентированный подходы. В основе образа другого человека лежит отражение действительности, рефлексивный акт, идеально-типическая конструкция в его различных возможных проявлениях. Для растущей личности, формирования ее идентичности имеет значение динамика чувственных и понятийных, нормативных и интерпретативных образов. На основе не столько идеалов, сколько значимых образов определяется принадлежность к группе, общности, другим людям, становятся и развиваются различные виды идентичности. Подчеркивается, что интерпретативные образы максимально чувственны, обусловлены субъектной позицией в отношении к другому человеку; результатами персонального выбора, окрашенного значимостью (как позитивной, так и негативной); определенными результатами «достраивания», привнесения субъективных смыслов и оценок, которые позволяют личности максимально «присваивать» другого человека, использовать его в качестве «зеркала» для уточнения своего образа, своей идентичности. Собственный выбор изобилует случайностями и опирается на субъективное восприятие реальности, конкретный опыт и ценностные ориентации. Нормативный образ предлагается извне в заранее заданных характеристиках. В отдельных случаях образ может обособляться от его носителя, предлагаться в качестве образца. Формальное его принятие обязательно, реальное принятие возможно лишь в том случае, когда будут найдены аргументы в пользу значимости. Субъективные оценки могут задаваться, обязательно поддерживаются извне. Важную роль в принятии этих образов играет понимание. На примере образа матери показаны особенности формирования социальной идентичности; на примере образа педагога — школьной идентичности. Отдельное внимание уделено образам значимых в историко-культурном контексте людей для формирования идентичности личности школьника.
образ другого человека, интерпретативный образ, нормативный образ, социальная идентичность, школьная идентичность, образ матери, образ педагога
  1. Васягина Н. Н. Представленность образа матери в ментальном пространстве. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_13083694_39216439.pdf (дата обращения: 08.12.2019).
  2. Водяха Ю. Е. Сравнительный анализ образа отца и образа матери у подростков с интернет-зависимостью // Педагогическое образование в России. 2015. № 1. С. 119–123.
  3. Горячев В. В. Краткий исторический анализ понимания образа в отечественной психологии // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 2 (39). С. 66–69.
  4. Гутнер Г. Б. Возможный аргумент в пользу феноменологического подхода // Эпистемология и философия науки. 2009. № 2. С. 47–50.
  5. Конторович С. Д. Некоторые аспекты образа матери и их отражение в представлениях современных россиян // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. 2010. № 1. С. 101–107.
  6. Котова С. А., Мошко М. В. Образ учителя начальной школы глазами родителей и самих учителей // Герценовские чтения. Начальная школа. СПб., 2011. С. 330–336.
  7. Лузина Л. М. Онтологическая концепция воспитания: традиции и перспективы. URL: http://www.emissia.org/offl ine/2001/830.htm (дата обращения: 08.12.2019).
  8. Разина Л. С. Особенности восприятия учителя младшими школьниками // Начальная школа. 2017. № 2. С. 5–10.
  9. Ромм Т. А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов. Новосибирск, 2007.
  10. Сериков В. В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии: монография. Волгоград, 1994.
  11. Харламенкова Н. Е., Стоделова Т. С. Изменение отношений в диаде мать–ребенок и динамика образа матери в подростковом возрасте // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер. «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2011. Т. 17. № 1. С. 145–154.

Смольянинова Татьяна Сергеевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Воронежский государственный педагогический университет; Российская Федерация, 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86;
ORCID: 0000-0002-8051-6183;
Электронный адрес: t.smolyaninova@inbox.ru.

Петряева Татьяна Андреевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Воронежский государственный педагогический университет; Российская Федерация, 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86;
ORCID: 0000-0002-0621-2165;
Электронный адрес: tanyapetryaeva@yandex.ru.

Бусыгина Юлия Андреевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Воронежский государственный педагогический университет; Российская Федерация, 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86;
ORCID: 0000-0002-5167-4799;
Электронный адрес: padobus@rambler.ru.
Куприянов Борис Викторович

Детско-взрослые конвенции советского прошлого (по материалам современных воспоминаний о пионерском лагере 60-80 гг. ХХ в.)

Куприянов Б. В. Детско-взрослые конвенции советского прошлого (по материалам современных воспоминаний о пионерском лагере 60-80 гг. ХХ в.) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 56. С. 41-56

DOI: 10.15382/sturIV202056.41-56
В статье для восстановления детско-взрослых конвенций в пионерских лагерях 60–80-х гг. ХХ в. были использованы: положения экономической теории конвенций, тезисы «modus vivendi» (временное соглашение), положения М. Фуко о «дискурсивных ансамблях», о спектре ролей участников отношений, о теоретической конструкции «дисциплинирование»; а также концепция устной истории.Исследование было призвано охарактеризовать процесс конвенционирования отношений ребенка со взрослыми в пионерском лагере на материалах современных воспоминаний о событиях второй половины ХХ в. В качестве основного метода исследования использовались структурированные интервью, проведенные в 2017–2019 гг. по всей территории России, респондентами выступали лица 1953–1973 гг. рождения, в итоге интерпретировались фрагменты 139 интервью.Для реконструкции детско-родительских конвенций анализировалась ситуация, когда поездка в пионерский лагерь была нежелательной для ребенка. В результате обработки материалов выявлены два вида конвенций (первичная и вторичная): первичная конвенция становилась результатом уступок ребенка со стороны родителей и могла сохраняться в период всей лагерной смены; вторичная конвенция актуализировалась в обстоятельствах неприемлемости для ребенка условий первичной конвенции. Конвенция детей с вожатыми в пионерском лагере исследовалась на материале детской шалости. Основываясь на результатах интервью, удалось оценить стратегии реагирования вожатых на детские шалости в контексте тактических результатов и возможных последствий, с позиции обеспечения безопасности ребенка, соблюдения вожатым трудовой дисциплины и должностных обязанностей как работника пионерского лагеря.
история советского детства, пионерский лагерь, детско-родительские отношения, отношения вожатых и детей, теория социальных конвенций
  1. Арапова П. И. Нарративное интервью как метод исследования внешкольной повседневности советских школьников // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 5. С. 29–38.
  2. Грановская О. Л. Либеральные модели социальной конвенции // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. № 6. С. 107–115.
  3. Грей Дж. Поминки по Просвещению. Политика и культура на закате современности / пер. с англ. под общ. ред. Г. В. Каменской. М., 2003.
  4. Димке Д. В. Незабываемое будущее: советская педагогическая утопия 1960-х гг. М., 2018.
  5. Кирпичник А. Г., Ижицкий В. П. Летние объединения старшеклассников. М., 1984.
  6. Кудряшев А. В. Детские шалости советских подростков на городском транспорте // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 5. С. 39–44.
  7. Куприянов Б. В. Временные координаты воспитательной деятельности // Народное образование. 2009. № 8. С. 227–233.
  8. Куприянов Б. В. Адреналин детской шалости // Непрерывное образование: XXI в. 2017. Вып. 4 (20). С. 2–14.
  9. Лебедев Р. С., Мощенская Я. Ю. Детская шалость в повседневности ребенка // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2018. № 4 (281). С. 88–91.
  10. Лоскутова М. В. Устная история в Великобритании и США в 1990-х — начале 2000-х гг.: обзор основных тенденций и исследований, посвященных истории России и СССР // Устная история (oral history): Теория и практика: мат-лы Всерос. научн. семинара. Барнаул, 2007. С. 176.
  11. Ляшок А. С. К вопросу о конструировании «повседневности мальчиков» и «повседневности девочек» в пространстве школы 1980-х — первой половины 1990-х гг. // Теория и практика общественного развития. 2011. № 8. С. 119–124.
  12. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». М., 2014.
  13. Нестерова А. А. Комсомольские и пионерские организации в условиях реформирования общего образования во второй половине 1950-х — начале 1960-х гг.: на материалах Тамбовской области: дис. ... канд. ист. наук. Тамбов, 2015.
  14. Педагогическая энциклопедия. М., 1965. Т. 2.
  15. Пичугина В. К., Безрогов В. Г. История педагогики в современную эпоху // Педагогика. 2016. № 8. С. 104–113.
  16. Пять вопросов об экономической социологии Роберу Сале // Экономическая социология. 2009. № 1. С. 7–18.
  17. Раззаков Ф. И. Наше лучшее детство. М., 2017.
  18. Третьяков В. Т. Из СССР в Россию и обратно: воспоминания. Кн. 1. Ч. II и III. М., 2014.
  19. Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось: Последнее советское поколение. М., 2014.

Куприянов Борис Викторович


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московский городской педагогический университет;
Должность: профессор департамента педагогики Института педагогики и психоологии образования;
ORCID: 0000-0002-1041-6056;
Электронный адрес: boriskuprianoff2012@yandex.ru.
Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-013-00890а. Выражаем благодарность И. Д. Демаковой и И. А. Колесниковой за поддержку идеи изучения детской шалости, коллегам А. В. Кудряшеву, Р. С. Лебедеву, И. Э. Смирновой за участие в разработке этой идеи.
Кудряшёв Алексей Валериевич

Жевательная резинка в контексте повседневности советских школьников (по материалам периодических изданий 1960 – 1970-х гг.)

Кудряшёв А. В. Жевательная резинка в контексте повседневности советских школьников (по материалам периодических изданий 1960 – 1970-х гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 56. С. 57-73

DOI: 10.15382/sturIV202056.57-73
Следуя развивающейся в последние годы историко-педагогической линии изучения повседневности детства, была предпринята попытка реконструкции изменений в жизни советских школьников, связанных с распространением жевательной резинки в 1960–1970-е гг. На примере жевательной резинки просматриваются такие исторические тенденции, как глобальная «потребительская революция», колебание официального дискурса под давлением общественных реалий, холодная война. Детская и педагогическая периодическая печать фактически отражала несколько пластов реальности: повседневность жизни подростков (приобретение и использование жевательной резинки), воспитывающие практики как реакция на изменения в повседневности и официальный воспитывающий дискурс. Основным источником реконструкции повседневности выступили публикации советской периодической печати (газеты «Пионерская правда» и журнала «Семья и школа»). Методика исследования предусматривала сплошной просмотр номеров газеты и журнала 1961–1979 гг. с последующим отбором материалов о жизни подростков в связи с получением и использованием импортной жевательной резинки. Материалы периодики дополнены воспоминаниями современников, свидетельствами из публицистики и художественной литературы. На основе анализа и интерпретации текстов газеты «Пионерская правда» и журнала «Семья и школа» сформулированы функции жевательной резинки в повседневности советских подростков: утилитарная, игровая, коллекционирования и обмена, побуждения познавательного интереса, мечты об иной реальности, идентификации с референтной группой, повышения социального статуса подростка. Среди социокультурных практик статьи позволяют зафиксировать: приобретение жевательной резинки в рамках незаконной покупки или обмена, выпрашивание жвачки у иностранцев или у советских моряков; преследование фарцовщиков пионерами-активистами; воспитательные практики. Анализ текстов избранных статей дает возможность выявить специфические речевые практики: слова, возникшие для обозначения культурных практик, и специфическая речевая практика использования нарочитых американизмов; особый воспитывающий дискурс; городские легенды.
Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-013-00890а.
  1. Архипова А., Кирзюк А. Опасные советские вещи: Городские легенды и страхи в СССР. М., 2020.
  2. Бобров С. Обмен // Пионерская правда. 1977. № 83. С. 3.
  3. Богданов К. Товарный фетишизм ленинградских подростков в условиях развитого социализма // Антропологический форум. 2015. № 25. С. 69–90.
  4. Брунова К. Карандаш и совесть // Пионерская правда. 1961. № 79. С. 3.
  5. Васильев Д. Фарцовщики. Как делались состояния. Исповедь людей «из тени». СПб., 2007.
  6. Вациете Л. Два приказа ТК // Пионерская правда. 1962. № 103. С. 3.
  7. Внешкольная повседневность советских школьников (в материалах газеты «Пионерская правда» 1959–1988 гг.). Кострома, 2018. С. 28–36.
  8. Головин В. «Биржа фантиков»: детские игровые деньги // Фетиш и табу. Антропология денег в России. М., 2013. С. 241–255.
  9. Грибанов А., Ивахнов А. О подпольном «бизнесе» и пионерском достоинстве // Пионерская правда. 1967. № 48. С. 2–3.
  10. Гурова О. От бытового аскетизма к культу вещей: идеология потребления в советском обществе // Люди и вещи в советской и постсоветской культуре. Новосибирск, 2005. С. 6–21.
  11. Жевательная резинка: польза или вред // Семья и школа. 1976. № 7. С. 10.
  12. Иванов А. В. Пищеблок. М., 2019.
  13. Капкан М. В. Культура повседневности. М.; Екатеринбург, 2019.
  14. Келли К. Роскошь или первая необходимость? Продажа и покупка товаров для детей в России в постсталинскую эпоху // Теория моды. 2008. Вып. 8. С. 141–185.
  15. Кирсанов Р. Г. Экономика продавца: советский потребительский рынок в конце 1970-х — начале 1990-х гг. // Труды ИРИ РАН. М., 2017. С. 315–332.
  16. Кривенцов П. Где ты вырос? // Пионерская правда. 1967. № 61. С. 3.
  17. Орлов И. Б., Попов А. А. Сквозь «железный занавес». М., 2018.
  18. Панфилова Т. Счастливое детство — не безделье // Работница. 1956. № 10. С. 28.
  19. Пижурина Н. Сверкающие обертки, яркие ярлычки и искренняя дружба // Пионерская правда. 1979. № 52. С. 2.
  20. Радостева Е. Тетя, дайте жвачку // Пионерская правда. 1979. № 34. С. 3.
  21. Романов П., Суворова М. «Чистая фарца» // Неформальная экономика. СПб., 2003. С. 148–163.
  22. Романов П., Ярская-Смирнова Е. Трузера и крабы для советского потребителя // Профессии.doc. М., 2007. С. 152–169.
  23. Русское детство XIX–XX вв.: культурно-антропологический словарь. СПб., 2012. Т. 2.
  24. Сальникова А. А., Хамитова Ж. А. Журнал «Советская игрушка» как источник по истории советского детства 30-х годов XX века // Ученые записки Казанского университета. Сер. «Гуманитарные науки». 2013. Т. 155. Кн. 3. Ч. 1. С. 200–211.
  25. Словарь новых слов русского языка (середина 50-х — середина 80-х годов). СПб., 1995.
  26. Троицкий А. Субкультура. М., 2019.

Кудряшёв Алексей Валериевич


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0003-0338-2940;
Электронный адрес: Kud.al@mail.ru.
Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-013-00890а.
Становская Татьяна Алексеевна

Изучение православного богослужения в школах России: история и современность

Становская Т. А. Изучение православного богослужения в школах России: история и современность // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 56. С. 74-93

DOI: 10.15382/sturIV202056.74-93
В статье рассматриваются методические особенности преподавания важнейшего раздела курса «Закон Божий» «Учение о богослужении» в дореволюционный период.На основе изучения уставных и регламентирующих документов и методических разработок автор выявляет цель, задачи и содержание отдела богослужения в дореволюционных школах, а также методические особенности преподавания: способы объяснения, порядок изучения, средства обучения, проверка знаний по отделу.Наиболее значимыми в данном исследовании становятся принципы, положенные в основу преподавания богослужения, которые были изучены автором ранее на основе концептуальных основ курса «Закон Божий» в целом.В заключительной части статьи автор рассматривает современное состояние методики преподавания богослужения в православных школах России (общеобразовательных школах с православным компонентом и воскресных школах). На основе анализа регламентирующих документов обозначается содержание раздела богослужений в программе курса «Основы православной веры» в современных православных школах, а также перспективы их развития с учетом опыта дореволюционных школ.Завершает статью краткий обзор основных учебно-методических пособий по изучению богослужения в современных православных школах, а также размышления автора относительно качественного развития методики преподавания основ православного вероучения в целом и богослужения в частности.
богослужение, Закон Божий, законоучитель, церковно-приходская школа, методика преподавания, принципы изучения богослужения, наглядность, способ объяснения, православное вероучение, основы православной веры, православная школа, школа с православным компонентом, учебно-методическое пособие, исторический опыт
  1. Аверкий (Таушев), архиеп. Литургика. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Averkij _Taushev/liturgika/ (дата обращения: 16.01.2020).
  2. Амфилохий (Радович), митр. Человек — носитель вечной жизни. М., 2005.
  3. Благонравов М., прот. Опыт методического пособия для законоучителей церковно-приходских школ. Астрахань, 1911.
  4. Ветвеницкий И., прот. Руководство к преподаванию «Закона Божия» для народных школ, городских училищ, детских приютов и элементарных занятий с детьми дома. СПб., 1899.
  5. Давыденко В. Основные начала религиозно-нравственного воспитания с изложением способов обучения «Закону Божию». Харьков, 1913.
  6. Демков М. И. Очерки по истории русской педагогики. М., 1913.
  7. Дивногорцева С. Ю. Антропологическая безупречность православной системы воспитания // Материалы XIX Ежегодной богословской конференции ПСТГУ (9–12 октября 2008 г.). М., 2008. С. 196–199.
  8. Зандер Л. А. Православное богослужение как основа религиозного преподавания // Вопросы религиозного воспитания и образования. Вып. 2. Париж, 1928. С. 75–82.
  9. Ивановский М. И., прот. Руководство к изучению «Закона Божия». Радом, 1876.
  10. Миропольский С. И. Очерк истории церковно-приходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени: в 2 т. СПб., 1894. Т. 1.
  11. Михайловский В., прот. Учение о православном богослужении, составленное по новой гимназической программе. СПб., 1873.
  12. Нозер Ф. Методика «Закона Божия» или пособие к преподаванию «Закона Божия» в начальной школе. М., 1898.
  13. Перечень примерных программ к Стандарту православного компонента начального (общего), основного (общего), среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации. URL: https://pravobraz.ru/perechen-primernyxrabochix-programm-standarta-pravoslavnogo-komponenta-obshhego-obrazovaniya/ (дата обращения: 16.01.2020).
  14. Сборник правил и программ для церковно-приходских школ, с относящимися к ним определениями Св. Синода / сост. Д. И. Тихомиров. Могилев на Днепре, 1887.
  15. Свирелин А., прот. Наставление в «Законе Божием». М., 1897.
  16. Сосунцов Е. Ф., свящ. Спутник законоучителя: основные правила дидактики и методики «Закона Божия». Казань, 1911.
  17. Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации / Утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 апреля 2015 г. URL: https://pravobraz.ru/pravoslavnyj-komponent-osnovnoj-obshheobrazovatelnojprogrammy-doshkolnogo-obrazovaniya-dlya-pravoslavnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogouchrezhdeniya-na-territorii-rossij skoj-federacii/ (дата обращения: 16.01.2020).
  18. Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации / Утвержден на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 9 марта 2017 г., журнал № 16. URL: https://pravobraz.ru/standart-uchebno-vospitatelnoj-deyatelnosti-vvoskresnyx-shkolax-dlya-detej-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-na-territorii-rossij skoj-federacii/ (дата обращения: 16.01.2020).
  19. Становская Т. А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX — начале XX в.: дис. … канд. пед. наук. М., 2017.
  20. Становская Т. А. Методические особенности изучения молитвы на уроках «Закона Божия» в православной школе: опыт дореволюционной школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. № 1 (36). С. 46–55.
  21. Фаддей (Успенский), архиеп. Творения. Кн. 2. Записки по дидактике. Тверь, 2003.

Становская Татьяна Алексеевна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: Преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0001-9667-6125;
Электронный адрес: taaldu@gmail.com.
Статья поддержана Фондом развития ПСТГУ «Школьное религиозное (христианское) образование в России и за рубежом: исторический опыт, проблемы и перспективы».

ПСИХОЛОГИЯ

Лифинцев Дмитрий Валентинович; Лифинцева Алла Александровна; Анцута Анна Николаевна

Супервизия в подготовке специалистов помогающих профессий: проблема психологических границ

Лифинцев Д. В., Лифинцева А. А., Анцута А. Н. Супервизия в подготовке специалистов помогающих профессий: проблема психологических границ // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 56. С. 97-105

DOI: 10.15382/sturIV202056.97-105
В статье представлены описание и анализ проблемы использования супервизии в академическом процессе обучения студентов — будущих специалистов помогающих профессий (клинические психологи, психологи, социальные работники). Супервизия представлена как особый тип профессиональных отношений и межличностного контакта между супервизором (преподавателем) и супервизируемым (студентом), результатом которых является профессиональное развитие одного и второго. Представлены нормативная, восстановительноподдерживающая и формирующая функции супервизии. Обсуждаются проблемы использования супервизии в системе высшего образования — приверженность супервизора определенной психологической школе, ограниченность форматов и ее функций, а также двойственность отношений между супервизором и супервизируемым. Показаны результаты эмпирического исследования, целью которого была оценка и анализ проблем, возникающих при использовании супервизии в обучении будущих специалистов помогающих профессий. В качестве основных трудностей использования супервизии в системе высшего образования участники исследования назвали подготовку случая для супервизии, несоответствие супервизии их реальным профессиональным потребностям, директивность в супервизии и отсутствие возможностей для выбора супервизора, невозможность обсуждения личной проблематики в супервизионном процессе и «проницаемость» психологических границ. Большинство участников исследования предложили вывести супервизию из академического процесса, оставив ее проведение кураторам практической деятельности, которые никак не связаны с институтом высшего образования. Основным фокусом супервизии должны стать развитие профессиональной идентичности студентов, обучение техникам, способность трансформировать их знания в реальную практику работы, способность к профессиональной рефлексии.
супервизия, психологические границы, двойственность межличностных отношений, профессиональное обучение
  1. Щукина Ю. В. Актуальные проблемы супервизорской практики // Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ. М., 2011.
  2. Bernard J. M., Goodyear R. K. Fundamentals of clinical supervision. Edinburgh, 2013.
  3. Corey G., Haynes R., Moulton P., Muratori M. Clinical supervision in the helping professions: A practical guide. Washington, 2010.
  4. Ellis M., Berger L., Hanus A., Ayala E., Swords B., Siembor M. Inadequate and harmful clinical supervision // The counseling psychologist. 2013. Vol. 42. Issue 4. P. 434–472.
  5. Hess A. K. Psychotherapy supervision: theory, research, and practice. N. Y., 1980.
  6. Milne D. L., Watkins C. E. Defining and understanding clinical supervision // The Wiley international handbook of clinical supervision / еd. by C. E. Watkins, D. L. Milne. Oxford, 2014. Р. 1–19.
  7. Robiner W. N., Fuhrman M., Ristvedt S. Evaluation difficulties in supervising psychology interns // The Clinical Psychologist. 1993. № 46 (1). Р. 3–13.

Лифинцев Дмитрий Валентинович


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Балтийский федеральный университет им. И. Канта; Российская Федерация, 236006, г. Калининград, ул. Грига, 15-14;
Должность: профессор института гуманитарных наук;
ORCID: 0000-0001-9276-4363;
Электронный адрес: psyrgu@gmail.com.

Лифинцева Алла Александровна


Ученая степень: доктор психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Балтийский федеральный университет им. И. Канта; Российская Федерация, 236006, г. Калининград, ул. Грига, 15-14;
Должность: профессор института гуманитарных наук;
ORCID: 0000-0003-4047-3876;
Электронный адрес: aalifintseva@gmail.com.

Анцута Анна Николаевна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Балтийский федеральный университет им. И. Канта; Российская Федерация, 236006, г. Калининград, ул. Грига, 15-14;
Должность: доцент института образования;
ORCID: 0000-0002-7141-3377;
Электронный адрес: allifintseva@gmail.com.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Социальная поддержка как коммуникативный феномен в социальной работе и социально-педагогической практике» (№ 15-06-10871).
Литвинова Светлана Николаевна

Феномен игровой детской субкультуры современного дошкольника

Литвинова С. Н. Феномен игровой детской субкультуры современного дошкольника // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 56. С. 106-116

DOI: 10.15382/sturIV202056.106-116
Целью статьи является исследование феномена игровой детской субкультуры с учетом современной социокультурной ситуации развития дошкольника. В статье определены проблемные точки в теории и практике дошкольного образования с позиции применения игровых технологий. Уточнено понятие игровой детской субкультуры. С помощью метода анализа ранних детских воспоминаний и наблюдений за играми детей дошкольного возраста установлены характеристики игровой детской субкультуры. Представлены результаты рейтинга популярности детских мультфильмов, показана эмпирическая связь между содержанием детских игр и популярными мультипликационными сюжетами. Выявлено, что в игре современного дошкольника отражаются архетипичные и современные социокультурные игровые модели. Установлено, что игровая детская субкультура связана с потребностями детей независимо от времени. Определены факты продуктивной комбинаторики детей дошкольного возраста, которая выражается в интеграции разнородных ролей и сюжетных линий, что отражает потребность ребенка максимально реализовать собственные желания в ситуации «здесь и сейчас», комбинировать имеющиеся представления об окружающей действительности и создавать новые игровые ситуации. Результаты исследования феномена детской игровой субкультуры позволили автору сделать вывод о необходимости разработки игровых технологий, которые позволят ребенку погрузиться в пространство собственных игровых возможностей и развить комплекс значимых навыков будущего, таких как креативное мышление, коммуникативность, изобретательность, способность реагировать на изменения в игровой ситуации и другие.
игра, игровая детская субкультура, социокультурные условия развития дошкольника, типичные игровые модели, сюжетно-ролевая игра
  1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж, 2000.
  2. Басенкова Л. В. Современная детская игровая субкультура и моделирование социальных отношений // Вестник ВГГУ. 2009. № 4. С. 96–98.
  3. Иванова Н. О детской субкультуре // Дошкольное воспитание. 2004. № 4. С. 187–207.
  4. Кудрявцев В., Алиева Т. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание. 1997. № 3. С. 87–91; № 4. С. 64–68.
  5. Литвинова С. Н. К проблеме содержания сюжетно-ролевых игр современных дошкольников // Традиции и инновации в дошкольном образовании: Сборник тезисов международной научно-практической конференциям. МПГУ, 2007. С. 157–161.
  6. Новая философская энциклопедия. М., 2010. Т. 1.

Литвинова Светлана Николаевна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Институт делового администрирования ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»; Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4;
Должность: директор;
ORCID: 0000-0002-4589-3688;
Электронный адрес: _litsveta_@mail.ru.
Наумова Диана Викторовна

Тип культуры как детерминанта формирования ценностных ориентаций российской студенческой молодёжи

Наумова Д. В. Тип культуры как детерминанта формирования ценностных ориентаций российской студенческой молодёжи // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 56. С. 117-126

DOI: 10.15382/sturIV202056.117-126
В статье автор сделал попытку определить и проанализировать детерминанты развития авторитарных и профессиональных установок у современной студенческой молодежи. Автор описал и обосновал выбранные методики исследования: Дж. Таусенд «Тест культурно-ценностных ориентаций», Т. Адорно «Опросник общественного мнения», Э. Шейн «Якоря карьеры». В ходе исследования были сформированы три группы, куда вошли респонденты, приписывающие себя к одному из трех типов культуры: традиционной, современной и динамически развивающейся культуре. Во всех трех группах одинаково высокие значения имеют шкалы «авторитарная агрессия» и «авторитарное подчинение», а в группе «настоящее» — высокие показатели приверженности антидемократической идеологии (по методике Т. Адорно), а также шкалы «служение» и «стабильная работа» (по методике Э. Шейна «Якоря карьеры»). Анализируя полученные результаты, автор приходит к выводу о том, что респонденты могут причислять себя к любому типу культуры, но традиционные установки на профессиональную жизнь сохраняют свою значимость, что противоречит современным трендам развития рынка труда и профессий. Респонденты, относящие себя к современной культуре, наиболее подвержены антидемократической идеологии.
культура, ценности, социальные установки, авторитаризм, авторитарный синдром, профессия, профессиональная идентичность, профессиональные установки, молодежь
  1. Блау М. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель // Американская социологическая мысль: тексты / ред. В. И. Добреньков. М., 1994. С. 8–29.
  2. Демидова Т. Е. Организационная культура как психологический фактор карьерных ориентаций личности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010. № 125. С. 22–27.
  3. Егоров И. В. Специфика гражданской и профессиональной идентичности студенческой молодежи России в зависимости от типа аттитюда патриотизма // Актуальные проблемы психологического знания. 2018. № 4 (49). С. 51–61.
  4. Маркин В. Н. Детерминанты формирования индивидуальной карьерной стратегии // Социальная психология и общество. 2011. № 4. Портал психологических изданий PsyJournals.ru. URL: http://psyjournals.ru/social_psy/2011/n4/48487_full.shtml (дата обращения: 20.12.2019).
  5. Шнейдер Л. Б., Сташкевич О. Л. Аттитюды патриотизма в пространстве образования и воспитания // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2018. № 50. С. 11–21.

Наумова Диана Викторовна


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-7427-0079;
Электронный адрес: seroglazka3@yandex.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-513-00003 Бел_а.
Воронин Сергей Владимирович,

Религиозность как фактор субъективного благополучия молодежи

Воронин С. В. Религиозность как фактор субъективного благополучия молодежи // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 56. С. 127-139

DOI: 10.15382/sturIV202056.127-139
В современных условиях материально-ориентированного общества объяснимо часто в сознании человека возникают вопросы экзистенциального характера. Даже имея возможности удовлетворять естественные и культивируемые потребности, человек зачастую испытывает стойкое неблагоприятное состояние общего характера, определяющее эмоциональной вектор его восприятия жизни — состояние, делающее его несчастливым. Противоположные состояния благоприятного характера описаны в психологической науке такими терминами, как удовлетворенность жизнью, психологическое и субъективное благополучие, наконец, счастье. Целью нашего исследования является изучение религиозности как фактора субъективного благополучия молодежи — фактора, обладающего самостоятельной ценностью в нашей попытке узнать немного больше о внутреннем состоянии религиозной молодежи. Основные задачи исследования: теоретический анализ феноменов религиозности и субъективного благополучия; определение содержательного компонента исследуемых феноменов, поддающегося эмпирическому измерению; эмпирическое изучение влияния религиозности на субъективное благополучие молодежи; установление и интерпретация полученных статистически значимых связей; определение основных выводов исследования. В качестве модели субъективного благополучия, используемой в исследовании, выступает модель М. В. Соколовой. Модель включает в себя как шкалу общего субъективного благополучия, так и отдельные шкалы. Подобный принцип построения имеет и модель религиозности Р. Яворского, используемая в исследовании. Результаты исследования представлены в виде полученных эмпирических связей с разным уровнем статистической значимости и их анализом применительно к выборке юношей и девушек отдельно. В заключительной части статьи делается общий вывод о характере, силе и возможной направленности связи между религиозностью и субъективным благополучием юношей и девушек.
религиозность, субъективное благополучие, счастье, психическое здоровье, моральность, религиозные практики, вера, «религиозное Я», самооценка здоровья, настроение
  1. Виничук М. В. Счастье и субъективное благополучие в представлении обыденного сознания: этнопсихологический аспект // Труды Дальневосточного государственного технического университета. 2007. № 147. С. 210–213.
  2. Галиахметова Л. И. Благополучие, субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью: проблема взаимосвязи // Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. № 3. С. 1114–1117.
  3. Лоргус А., прот. Книга о счастье. М., 2014.
  4. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2002.
  5. Соколова М. В. Шкала субъективного благополучия. Ярославль, 1996.
  6. Тимофеева А. И., Ахременко С. Г. Факторы, влияющие на субъективное благополучие личности // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 8 (88). С. 112–116.
  7. Ткаченко А. Православные «самоеды»: Чем борьба с грехом отличается от постоянного недовольства собой // Фома. 2018. № 10 (186). С. 46.
  8. Чумакова Д. М. Религиозность личности: основные подходы, структура и диагностика // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. «Психология». 2011. № 42 (259). С. 111–114.
  9. Яворски Р. Способы преодоления стресса у лиц с разным типом религиозности // Психология. 2008. № 3. С. 105–116.

Воронин Сергей Владимирович,


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Сочинский государственный университет; Российская Федерация, г. Сочи, 354000, ул. Пластунская 94;
Должность: доцент кафедры психологии и дефектологии;
ORCID: 0000-0002-3530-1001;
Электронный адрес: voronin.sochi@mail.ru.