/

Шевченко Елизавета Александровна

Жизнь-игра: принцип театра в театре в пьесе У. Шекспира «Антоний и Клеопатра»


Шевченко Е. А. Жизнь-игра: принцип театра в театре в пьесе У. Шекспира «Антоний и Клеопатра» // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 63. С. 97-119.

DOI: 10.15382/sturIII202063.97-119

Аннотация

Статья посвящена театральности как характерной черте мира пьесы «Антоний и Клеопатра». В ней рассматриваются способы и приемы создания театрального, вымышленного, иллюзорного, плана и его соотношение с планом действительных событий и обстоятельств. Театральность здесь становится свойством той жизни, которой живут герои, — они живут как играют. При этом они создают собственную реальность поверх им данной, представляя мир таким, каким бы хотели его видеть. Пьеса может быть прочитана как постепенное обнаружение театральной, искусственной природы тех картин мира, о которых в ее начале как о существующей реальности заявляют герои. Театральность как жизненный принцип действующих лиц пьесы раскрывается в словесной интенции, образности и метафорике, в поступках и в расстановке героев, что и становится предметом анализа в статье. Так, театральность создается благодаря декламационной пышности речей, из притворства, обмана, шуток и манипуляций, которые свойственны поведению героев, театральность проявляется в их стремлении казаться и заботе о собственном имидже, в присутствии в каждой сцене своих «актеров» и «зрителей». Театральный импульс как свойство характера с наибольшей силой выражен в Клеопатре и Антонии, которые конструируют образ своего мира исключительной любви и живут в нем, исполняя взятые на себя роли. Автор приходит к выводу о том, что взаимоотношения реальности и фантазии, жизни и игры в пьесе амбивалентны и трактуются как принципиально неразличимые и непрерывно перетекающие друг в друга. Границу между ними окончательно стирает смерть героя и героини: в плоскости искусства, в плоскости театра они победили, в реальной же жизни смерть — проигрыш. Однако об этой реальности знает только зритель — для самих героев реальность, театр и триумф совпадают. Театр в этой пьесе Шекспира становится всеобъемлющей категорией.

Ключевые слова

Шекспир, «Антоний и Клеопатра», Клеопатра, Антоний, Це- зарь, театр, представление, Возрождение, Ренессанс, театральность, иллюзия, игра, театр в театре, поздние пьесы, проблемные пьесы, английская драма, дра- ма XVII в.

Список литературы

  1. Шекспир У. Антоний и Клеопатра / Пер. Б. Пастернака // Шекспир У. Римские трагедии / Ред. И. О. Шайтанов. М., 2016.
  2. Adelman J. The Common Liar: An Essay on Antony and Cleopatra. New Haven (Conn.); L., 1973.
  3. Bloom H. The Invention of the Human. N. Y., 1998.
  4. Bonjour A. From Shakespeare’s Venus to Cleopatra’s Cupid’s // Shakespeare Survey. 1962. Vol. 15. P. 73–80.
  5. Brandes G. William Shakespeare: A Critical Study: In 2 vols. L., 1898. Vol. 2.
  6. Cadman D. «Quick Comedians»: Mary Sidney, Samuel Daniel and the Theatrum Mubdi in Shakespeare’s Antony and Cleopatra // Actes des congès de la Société française Shakespeare. 2015. Vol. 33, available at: http://journals.openedition.org/shakespeare/3536 (20.02.2020).
  7. Calderwood J. L. Shakespearean Metadrama: The Argument of The Play in Titus Andronicus, Love’s Labour’s Lost, Romeo and Juliet, A Midsummer Night’s Dream and Richard II. Minneapolis, 1971.
  8. Coleridge S. T. Coleridge’s Shakespearean Criticism: In 2 vols. / Th. Middleton Raysor, ed. Cambridge (Massachusetts), 1930. Vol. 2.
  9. Crane M. T. Roman World, Egyptian Earth: Cognitive Diff erence and Empire in Shakespeare’s Antony and Cleopatra // Comparative Drama. 2009. Vol. 43. № 1. P. 1–17.
  10. Eagleton T. Shakespeare and Society. N. Y., 1967.
  11. Frye N. Northrop Frye on Shakespeare. New Haven; L., 1986.
  12. Gibson J. L. Squeaking Cleopatra: The Elizabethan Boy Player. Stroud (Gloucestershire), 2000.
  13. Goddard H. C. The Meaning of Shakespeare: In 2 vols. Chicago, 1951. Vol. 2.
  14. Harris J. G. Narcissus in thy Face: Roman Desire and the Diff erence it Fakes in Antony and Cleopatra // Shakespeare Quarterly. 1994. Vol. 45. P. 408–425.
  15. Holloway J. The Story of the Night Studies in Shakespeare’s Major Tragedies. L., 1961.
  16. Homan S. Shakespeare’s Theatre of Presence: Language, Spectacle, and the Audience. Lewisburg; Cranbury (N. J.), 1986.
  17. Honigmann E. A. J. Shakespeare: Seven Tragedies: The Dramatist’s Manipulation of Response. L., 1976.
  18. Kiernan P. Shakespeare’s Theory of Drama. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. Knight G. W. The Emperial Theme. L., 2002.
  19. Lloyd M. Antony and the Game of Chance // Journal of English and German Philology. 1962. Vol. 61. P. 548–554.
  20. Manninen A. Royal Power and Authority in Shakespeare’s Late Tragedies. Newcastle upon Tyne, 2015.
  21. Marienstras R. Shakespeare et le désordre du monde. P., 2012.
  22. Ornstein R. The Ethic of the Imagination: Love and Art in Antony and Cleopatra // Twentieth Century Interpretations of Antony and Cleopatra. A Collection of Critical Essays / M. Rose, ed. Englewood Cliff s (New Jersey), 1977. P. 82–98.
  23. Righter A. Shakespeare and The Idea of The Play. L., 1969.
  24. Schanzer E. The Problem Plays of Shakespeare. A Study of Julius Caesar, Measure for Measure, Antony and Cleopatra. L., 1963.
  25. Scherer A. Celebrating Idleness: Antony and Cleopatra and Play Theory // Comparative Drama. 2010. Vol. 44. Isse 3. P. 277–297.
  26. Smith M. B. Dualities in Shakespeare. Toronto, 1966.
  27. Spencer T. Shakespeare and the Nature of Man. N. Y., 1961.
  28. Van den Berg K. T. Playhouse and Cosmos: Shakespearean Theatre as Metaphor. L.; Newark; Toronto, 1985.

Данные об авторе

Шевченко Елизавета Александровна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Российский государственный гуманитарный университет; Российская Федерация, 125993, г. Москва, Миусская площадь, д. 6;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0002-5798-3605;
Электронный адрес: elizshevchenko@yandex.ru.