/

Кормышева Элеонора Евфимовна

Древнеегипетские корни образа пантеры в александрийском «Физиологе»


Кормышева Э. Е. Древнеегипетские корни образа пантеры в александрийском «Физиологе» // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2019. Вып. 61. С. 67-79.

DOI: 10.15382/sturIII201961.67-79

Аннотация

Цель данного исследования — проследить древнеегипетские корни образа Пантеры, символизирующей Спасителя в зоологической мистерии «Физиолог», созданной в египетской Александрии. С учетом высказанного в литературе мнения об утрате Пантерой черт хищника и превращения ее в «Физиологе» в бесполый образ, в статье на основании анализа текстового и изобразительного материала древнего Египта прослежены черты, характерные для Пантеры древнеегипетской мифологии, которые остались присущими ее образу в «Физиологе». Для осуществления поставленной задачи были выделены следующие особенности ее образа, которые, по мнению автора, восходят к древнеегипетской традиции. Это изначальное единство Пантеры и Змеи, которое прослеживается на ранних памятниках древнеегипетской культуры — палетках раннединастического периода из Иераконполя, где наблюдается комбинированный образ, показывающий единение обоих зверей. По сохранившимся источникам их разрыв и враждебность, а также превращение Пантеры в защитника Солнечного бога фиксируются в Текстах Пирамид эпохи Древнего царства (III тыс. до н. э.), где действует самка пантеры, Мафдет, которая убивает змея как врага Солнечного бога. Исследуются также египетские корни представлений о многоцветности Пантеры, отразившиеся в «Физиологе». В статье приводятся данные, связанные с отношением египтян к шкуре пантеры как персонифицированной модели космоса. Примером служат одеяния жрецов и умершего перед жертвенным столом, а также голова пантеры на различных предметах, одежде, магических жезлах. По мнению автора, на становление образа Пантеры как зоологической персонификации Спасителя повлияла также ее роль перевозчика душ умерших в потустороннем мире. В качестве доказательства этого тезиса рассматриваются магические жезлы эпохи Среднего царства, на которых показаны мифические образы крылатой Пантеры с головой сокола — перевозчика головы умершего, а также фигуры Тутанхамона на черной пантере, найденные в его гробнице. Представляется, что присущие Пантере черты защитника Солнечного бога и трансформатора душ потустороннего мира привели к ее персонификации в образе Христа.

Ключевые слова

Древний Египет, Пантера, Тутанхамон, Змей, Мафдет, Солнечное божество, «Физиолог», Тексты Пирамид, Бени Хасан, Хор, Исида

Список литературы

  1. Кормышева Э. Е. Голова как самостоятельная часть тела в потустороннем мире // Эпиграфика Востока. 2019. Вып. 34 (в печати).
  2. Ходжаш С. И. Жезл и туалетный сосуд с изображением сцены магической защиты // Древний Египет. Сборник статей. M., 1960. C. 242–260.
  3. Юрченко А. Г. Александрийский Физиолог. Зоологическая мистерия. СПб., 2001.
  4. Allen J. The Ancient Egyptian Pyramid Texts. Atlanta, 2015.
  5. Ciałowicz K. M. Les palettes égyptiennes aux motifs zoomorphes et sans décoration: Études de l’art prédynastique. Kraków, 1991.
  6. Davies N. de G. Paintings from the Tomb of Rekh-Mi-Re at Thebes. N. Y., 1935.
  7. Edel E. Zu den Inschriften auf den Jahreszeitenreliefs der “Weltkammer” aus dem Sonnenheiligtum des Niuserre // Nachrichten der Akademie der Wissenschaften in Göttingen. Philologisch-Historische Klasse. 1961. Bd. 8. S. 209–255.
  8. Hawass Z. Le Trésor de Toutankhamon. P., 2008.
  9. Hsu Shih-Wei. The “Griffi n” as a Visual and Written Image for the King // Göttinger Miszellen. 2011. Bd. 231. S. 45–56.
  10. Jéquier G. La Panthère dans l’ancienne Égypte // Revue d’éthnographie et de sociologie. P., 1913. Vol. 4. P. 535–373.
  11. Kammerzell F. Panther, Löwe und Sprachentwicklung im Neolithikum. Göttingen, 1994.
  12. Kamrin J. The Cosmos of Khnumhotep II at Beni Hasan. L.; N. Y., 1999.
  13. Kanawati N., Evans L. Beni Hassan. Oxford, 2014. Vol. 1: The Tomb of Khnumhotep II; 2018. Vol. 4: The Tomb of Baqet III.
  14. Leibovitch J. Le griffon (Trois communications faites à l’institut d’Egypte). Le Caire, 1946.
  15. Legge F. The Magic Ivories of the Middle Empire // Proceedings of the Society of Biblical Archaeology. 1905. T. 27. Р. 130–152, 297–303.
  16. Mauric-Barberio F. Unzahlige neue Wand-, Pfeiler-und Deckenfragmente aus dem Grab Sethos’ I // Scanning Sethos. Die Wiedergeburt eines Pharaonengrabes. Basel, 2018. S. 118–129.
  17. Petrie W. M. F. Medum. L., 1892.
  18. Petrie W. M. F. Objects of Daily Use. L., 1927.
  19. Sethe K. Urkunden des Alten Reichs. Leipzig, 1932. Bd. 1.
  20. Shorter A. W. A Magical Ivory // Journal of Egyptian Archaeology. 1932. Vol. 18. P. 1–2.
  21. Quibell J. E. Hierakonpolis. L., 1900. Pt. 1.
  22. Quibell J. E., Green F. W. Hierakonpolis. L., 1902. Pt. 2.
  23. Virey Ph. Le tombeau de Rekhmara, préfet de Thèbes sous la XVIII Dynastie. P., 1889.
  24. Westendorf W. Beitrage aus und zu den medizinischen Texten // Zeitschrift für ägyptische
  25. Sprache. 1966. Bd. 92. S. 129–132.
  26. Westendorf W. Panther // Lexikon der Ägyptologie. Lieferung 5. Wiesbaden, 1982. Bd. 4. S. 664–665.

Данные об авторе

Кормышева Элеонора Евфимовна


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Институт востоковедения РАН; Российская Федерация, 107031, г. Москва, ул. Рождественка, 12;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000 0002 9274 5661;
Электронный адрес: elena3430@mail.ru.