/

Заболотный Евгений Анатольевич

Рецепция восточными сирийцами антиохийской традиции: монастыри vs школы


Заболотный Е. А. Рецепция восточными сирийцами антиохийской традиции: монастыри vs школы // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2019. Вып. 61. С. 38-52.

DOI: 10.15382/sturIII201961.38-52

Аннотация

Как известно, в V — начале VII в. в Церкви Востока, существовавшей на территории Сасанидского Ирана, происходила рецепция христологического учения Антиохийской школы. Изучение сирийских и греческих источников дает возможность разделить указанный процесс на два этапа: усвоение христологии Феодора Мопсуестийского и рецепцию учения Нестория, которые были осуществлены соответственно Нарсаем († не ранее 502) и Бавваем Великим († между 628 и 630). В этой связи весьма важным представляется исследование проблемы институтов, способствовавших восприятию восточными сирийцами феодорианства и несторианства. Как показано в настоящей статье, вплоть до середины VI столетия рецепция антиохийской традиции осуществлялась посредством Эдесской и Нисибинской школ, а не через монастыри. Более того, в начале рассматриваемого периода влияние монашеской традиции внутри Церкви Востока не было столь сильным. Эту ситуацию начал менять еще католикос Мар Ава I (537/40–552), выдающийся ученый и аскет. Тем не менее определяющей стала деятельность Баввая Великого, который соединил в своем лице две традиции — школьную, восходящую к главам Нисибинской академии Нарсаю и его родственнику Аврааму Бет-Раббанскому, и монашескую, связанную с Авраамом Кашкарским, основателем Великого монастыря на горе Изла. Именно Баввай, третий настоятель этого монастыря, ставший впоследствии фактическим местоблюстителем престола Селевкии-Ктесифона, превратил восточно-сирийские обители в подлинные центры несторианизации Церкви Востока.

Ключевые слова

Эдесская и Нисибинская школы, сирийское христианство, восточно-сирийская традиция, несторианство, монашество, интеллектуальная жизнь, Церковь Востока, Персия, Византия, Сирия, Нарсай, Мар Ава I, Баввай Великий, Несторий, Феодор Мопсуестийский

Список литературы

  1. Брок С. Христология Церкви Востока / пер. А. В. Муравьева // Вестник древней истории. 1995. Вып. 2 (213). С. 39–53.
  2. Заболотный Е. А. История конфессионального разделения сирийского христианства и развитие христологии в IV–VIII вв.: дис. .. канд. истор. наук. М., 2016.
  3. Заболотный Е. А. Мар Аба I // Православная энциклопедия. 2016. Т. 43. С. 421–424.
  4. Заболотный Е. А. Мессалиане // Православная энциклопедия. 2017. Т. 45. С. 30–35.
  5. Заболотный Е. А. Нарсай, сирийский богослов // Православная энциклопедия. 2017. Т. 48. С. 402–412.
  6. Заболотный Е. А. Несторианство // Православная энциклопедия. 2018. Т. 49. С. 110–127.
  7. Заболотный Е. А. Христология Церкви Востока: основные направления развития в V — нач. VII в. // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2014. № 5 (40). С. 33–44.
  8. Заболотный Е. А. Церковь Востока и религиозная политика императора Юстиниана // Византийский временник. М., 2015. Т. 74 (99). С. 47–60.
  9. Мишин Д. Е. Хосров I Ануширван (531–579), его эпоха и его жизнеописание и поучение в истории Мискавейха. М., 2014.
  10. Селезнев Н. Н. Несторий и Церковь Востока. М., 2005.
  11. Селезнев Н. Н. Христология Ассирийской Церкви Востока: Анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М., 2002.
  12. Assemani J. S. Bibliotheca Orientalis Clementino-Vaticana. Romae, 1725. T. 3. Pars 1: De scriptoribus Syris Nestorianis; 1728. Pars 2: De Syris Nestorianis.
  13. Babai Magni Liber de unione / A. Vaschalde, ed., trad. Parisiis, 1915. 2 vol. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; 79–80. Syr.; 61–62).
  14. Barḥadbešabba ʻArbaia. Histoire ecclésiastique. Pt. 2 / F. Nau, éd. // Patrologia Orientalis. P., 1913. T. 9. Fasc. 5.
  15. Baum W., Winkler D. W. The Church of the East. L., 2003.
  16. Baumstark A. Geschichte der syrischen Literatur mit Ausschluss der christlich-palästinensischen Texte. Bonn, 1922.
  17. Becker A. H. Fear of God and the Beginnig of Wisdom: The School of Nisibis and Christian Scholastic Culture in Late Antique Mesopotamia. Philadelphia, 2006.
  18. Brock S. Babai the Great // Gorgias Encyclopedic Dictionary of the Syriac Heritage. Piscataway, 2011. P. 49–50.
  19. Brock S. The Christology of the Church of the East in the Synods of the 5th to Early 7th Centuries: Preliminary Considerations and Materials // Idem. Studies in Syriac Christianity: History, Literature and Theology. Aldershot; Brookfi eld, 1992. № 12. P. 125–142. (Variorum Collected Studies; 357).
  20. Chediath G. The Christology of Mar Babai the Great. Kottayam, 1982.
  21. Chialà S. Abramo di Kashkar e la sua comunità: La rinascita del monachesimo siro-orientale. Comunità di Bose (Magnano), 2005.
  22. Chronique de Séert. Pt. 2 (1) / A. Scher et al., éds. // Patrologia Orientalis. P., 1911. T. 7. Fasc. 2.
  23. Cosmas Indicopleustès. Topographie chrétienne / W. Wolska-Conus, éd., trad.; P. Lemerle, préf. P., 1968. T. 1. (Sources chrétiennes; 141).
  24. Early Christian Mystics / A. Mingana, ed., transl. Cambridge, 1934. (Woodbrook Studies; 8).
  25. Gero S. Barsauma of Nisibis and Persian Christianity in the 4th Century. Louvain, 1981. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; 426. Subsidia; 63).
  26. Guillaumont A. Justinien et l’Eglise de Perse // Dumbarton Oaks Papers. 1969/1970. Vol. 23/24. P. 41–66.
  27. Histoire de Mar-Jabalaha, de trois autres patriarches, d’un prêtre et de deux laïques, nestoriens / P. Bedjan, éd. P.; Leipzig, 1895.
  28. Hutter M. Mār Abā and the Impact of Zoroastrianism on Christianity in the 6th Century // Religious Themes and Texts of Pre-Islamic Iran and Central Asia / C. G. Cereti et al., eds. Wiesbaden, 2003. P. 167–173.
  29. Le livre de la Chasteté composé par Jésudenah, évêque de Baçrah / J. B. Chabot, éd., trad. P., 1896.
  30. Mar Barhadbešabba ʻArabaya, évêque de Halwan. Cause de la fondation des écoles / A. Scher, éd., trad. // Patrologia Orientalis. P., 1908. T. 4. Fasc. 4.
  31. Narsai. Metrical Homilies on the Nativity, Epiphany, Passion, Resurrection and Ascension / F. G. McLeod, ed., transl. // Patrologia Orientalis. Turnhout, 1979. T. 40. Fasc. 1.
  32. Payne R. E. A State of Mixture: Christians, Zoroastrians, and Iranian Political Culture in Late Antiquity. Oakland, [2015]. P. 100–126.
  33. Sachau E. Syrische Rechtsbücher. Berlin, 1914. Bd. 3.
  34. Synodicon Orientale ou recueil de synodes nestoriens / J. B. Chabot, éd., trad. P., 1902.
  35. The «Historia Monastica» of Thomas, Bishop of Marga / E. A. Wallis Budge, ed., transl. L., 1893. 2 vol.
  36. Vööbus A. History of Asceticism in the Syrian Orient: A Contribution to the History of Culture. Louvain, 1958–1988. 3 vol. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; 184, 197, 500. Subsidia; 14, 17, 81).
  37. Vööbus A. History of the School of Nisibis. Louvain, 1965. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; 266. Subsidia; 26).

Данные об авторе

Заболотный Евгений Анатольевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: МГУ имени М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991 г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000–0002–0629–747X;
Электронный адрес: e.zabolotnyj20@mail.ru.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 19–29–07549.