/

Вестник ПСТГУ . Серия III: Филология

Вестник ПСТГУ III :4 (49)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Арутюнова-Фиданян Виада Артуровна

Христианизация на цивилизационном пути Армении

Арутюнова-Фиданян В. А. Христианизация на цивилизационном пути Армении // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 4 (49). С. 9-23

DOI: 10.15382/sturIII201649.9-23
Автор статьи рассматривает возможности, инструменты и сроки первичного этапа сближения цивилизаций на материале исторического взаимодействия Восточно-РимскойВизантийской империи и Армении, которые изначально принадлежали к разным цивилизационным типам (греко-римский и ирано-закавказский), что исключало, повидимому, возможность создания общего интерпространства (синтезной контактной зоны) между ними. Эта модель, тем не менее, начала возникать уже в VI–VII вв. в доарабской Армении и достигла расцвета в X–XI вв. Началом их цивилизационного сближения следует считать появление в начале III в. политических и конфессиональных факторов отчуждения Армении от иранского мира. Иными словами, можно констатировать убедительный результат успешного диалога между двумя государствами и культурами при исходной невозможности даже вступить в такой диалог. В начале IV в. Армения приняла христианскую веру, однако языческие верования долго жили и среди народа, и среди знати. Принятие христианства не только как государственной, но и народной религии и дальнейшее дистанцирование от иранского мира стали возможными только при появлении армянской письменности. Переводческая деятельность эллинофилов включала сочинения, обеспечивающие идейную и литургическую деятельность Церкви, а также философские, риторические и научные труды, охватывающие образовательную палитру Средневековья. Переводчики эллинофилы были и первыми оригинальными писателями. Историческая проза Армении является началом христианского историописания. Защита веры и обычаев, сопротивление культурной и религиозной ассимиляции органично сочетались в трудах вардапетов с борьбой за государственную независимость и за возрождение древнего Армянского царства.
Византийская империя, Иран, Армения, греко-римская и ирано-закавказская цивилизации, цивилизационные типы, цивилизационное сближение, христианизация, создание письменности, национальная историография V в., эллинофильская школа, устная традиция
1. Агафангел. История Армении / Г. Тер-Мкртчян и С. Канаянц, ред. Тифлис, 1903 (на арм. яз.).
2. Адонц Н. Маштоц и его ученики по иностранным источникам // Месроп Маштоц. Ереван, 1962. С. 199–241 (на арм. яз.).
3. Акопян П. А. Армянское историописание в V–VII вв.: возникновение, развитие и специфика: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Белгород, 2016.
4. Анасян А. Армянская библиология V–VIII вв. Ереван, 1959. Т. I (на арм. яз.).
5. Анасян А. Армянская библиология. Ереван, 1976. Т. II (на арм. яз.).
6. Аревшатян С. С. Формирование философской науки в древней Армении (V–VI вв.). Ереван, 1973.
7. Арутюнова-Фиданян В. А. Армяно-византийская контактная зона (X–XI вв.). Результаты взаимодействия культур. М., 1994.
8. Арутюнова-Фиданян В. А. Божество Куар и «северные племена» // Цивилизация и варварство. / В. П Буданова, отв. ред. М., 2012. С. 266–296.
9. Арутюнова-Фиданян В. А. Государственность и письменность в раннесредневековой Армении // Восточная Европа в Древности и Средневековье. Письменность как элемент государственной инфраструктуры / Е. А. Мельникова, отв. ред. М., 2016. С. 26–30.
10. Арутюнова-Фиданян В. А. Повествование о делах армянских (VII в.): Источник и время. М., 2004.
11. Арутюнова-Фиданян В. А. Устная история в ранней армянской историографии: к вопросу о механизмах культурной преемственности // Древнейшие государства Восточной Европы. Зарождение историописания в обществах Древности и Средневековья / Д. Д. Беляев и Т. В. Гимон, отв. ред. М., 2016. С. 7–33.
12. Бычков В. В. Эстетика поздней античности (II–III вв.). М., 1981.
13. Даниелян Э. Л. Духовные истоки провозглашения христианства государственной религией Армении и его историческое значение. Ереван, 1997 (на арм. яз.).
14. Елишэ. О Вардане и армянской войне / Е. Тер-Минасян, подг. к печати и предисловие. Ереван, 1957 (на др.-арм. яз.).
15. Иоанн Мамиконян. История Тарона / А. Абраамян, крит. текст и предисловие. Ереван, 1941 (на арм. яз.).
16. История Армении Фавстоса Бузанда / М. А. Геворгян, пер. и коммент. Ереван, 1953.
17. Карсавин Л. П. Философия истории. СПб., 1993.
18. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980.
19. Корюн. Житие Маштоца / Ш. В. Смбатян и К. А. Мелик-Оганджанян, пер. с др.-арм. Ереван, 1962.
20. Маркварт И. Происхождение армянского алфавита и биография св. Маштоца (пер. с нем. на арм.) // Месроп Маштоц. Ереван, 1962. С. 117–180.
21. Марр Н. Я. Кавказский культурный мир и Армения // Кавказский культурный мир и Армения / П. М. Мурадян, ред. Ереван, 1995. С. 53–103.
22. Мовсес Хоренаци. История Армении / Г. Х. Саркисян, пер. с др.-арм., введ. и примеч. Ереван, 1990.
23. Мурадян П. М. Кавказский культурный мир и культ Григория Просветителя // Кавказский культурный мир и Армения / С. П. Мурадян, сост. и ред. Ереван, 2012. Вып. II. С. 5–20.
24. Мурадян П. М. К предыстории литературного полиглотизма в средневековой Армении // Кавказский культурный мир и Армения / С. П. Мурадян, сост. и ред. Ереван, 2012. Вып. II. С. 237–250.
25. Новосельцев А. П. Генезис феодализма в странах Закавказья. М., 1980.
26. Саркисян Г. Х. К предыстории армянской письменности // Кавказ и Византия. Ереван, 1980. Вып. 2. С. 15–27.
27. Суриков И. Е. «В круге первом»: появление древнейших памятников Европейского историописания (Греция VI–V вв. до н. э.) // Древнейшие государства Восточной Европы / Е. А. Мельникова, отв. ред. М., 2016. С. 168–201.
28. Суриков И. Е. Письменность и политогенез в античном греческом мире: сравнительный анализ трех разнохарактерных вариантов (Аттика, Крит, Кипр) // Восточная Европа в Древности и Средневековье / Е. А. Мельникова, отв. ред. М., 2016. С. 272–277.
29. Тер-Петросян Л. Древнеармянская переводная литература. Ереван, 1984.
30. Тер-Саркисянц А. Е. Армяне. История и этнокультурные традиции. М., 1998.
31. Тер-Саркисянц А. Е. История и культура армянского народа с древнейших времен до начала XIX в. М., 2005.
32. Тойнби А. Вызовы и ответы. М., 2016.
33. Фавстос Бузандаци. История Армении. СПб., 1883 (на др.-арм. яз.).
34. Юзбашян К. Н. Армянская эпопея V века: От Аварайрской битвы к соглашению в Нуарсаке. М., 2001.
35. Esbroeck М., van. Agathangelos // Reallexikon fur Antike und Christentum. Supplement band 1/2. Stuttgard, 1985.
36. Garsoian N. G. Le role del’hierarchie chretienne dans les rapports diplomatiques sentre Byzance et les Sassanides // Revue des etudes armeniennes. 1973–1974. T. 10. P. 119–138.
37. Garsoian N. G. Prolegomena to a Study of Iranian Aspects in Arsacid Armenia // Handes Amsorya. 1976. Vol. XC. P. 177–234.
38. Garsoian N. G. The Locus of the Death of Kings: Iranian Armenia — The Inverted Image // The Armenian Image in History and Literature / R. G. Hovannisian, ed. Malibu, Calif.: Undena Publications, 1981. P. 27–64 (Studies in Near Eastern culture and society, 3).
39. Garsoian N. G. The Iranian Substratum of the “Agathangelos” Cycle // Armenia between Byzantium and the Sasanians. Variorum Reprints. London, 1985. P. 131–164
40. Jones А. Н. М., Martindale J. R., Morris J. The Prosopography of the Later Roman Empire. Cambridge, 1971. Т. 1.
41. Russel J. Zoroastrianism in Armenia. Cambridge, Mass., 1987.
42. Setton К. М. Christian Attitude toward the Emperor in the Fourth Century. N. Y., 1941.
43. Terian А. The Hellenizing School: Its Time, Place and Scope of Activities Reconsidered // East of Byzantium. Dumbarton Oaks Papers Symposium / N. G. Garsoian, ed. 1982. Р. 175–186.
44. Thomson R. W. А Bibliography of Classical Armenian Literature to 1500 AD. Turnhout, 1995.
45. Zekiyan L. B. Elišē as Witness of the Ecclesiology of the Early Armenian Church // East of Byzantium. Dumbarton Oaks Symposium / N. G. Garsoian, ed. 1982. Р. 187–197.

Арутюнова-Фиданян Виада Артуровна

Войтенко Антон Анатольевич

Курс по агиологии Г. П. Федотова в Богословском институте в Париже. Новые данные

Войтенко А. А. Курс по агиологии Г. П. Федотова в Богословском институте в Париже. Новые данные // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 4 (49). С. 24-35

DOI: 10.15382/sturIII201649.24-35
В статье на материале данных, хранящихся в Бахметьевском фонде Колумбийского университета (США), исследованы состав, основные проблемы и источники курса по агиологии, который Г. П. Федотов читал во время своего преподавания в Богословском институте в Париже. Анализ сохранившейся программы курса на 1938–1939 учебный год и других документов позволяет заключить, что источниками для курса послужили исследования Г. П. Федотова по раннесредневековой религиозности его петербургского периода, публикации болландистов (прежде всего, о. Ипполита Делеэ), труды немецких ученых (историков Церкви, богословов и филологов), с которыми Федотов мог подробно ознакомиться во время его высылки в Германию (1906–1908). Наконец, с частью материалов для курса (прежде всего, по восточнохристианской монашеской агиографии) он, вероятно, знакомился уже в Париже. В статье также сделан акцент на различие понятий «агиография» и «агиология», которому Г. П. Федотов придавал существенное значение. Анализ сохранившейся программы позволяет утверждать, что она отражает только часть курса по агиологии Г. П. Федотова. В частности, в программе отсутствует раздел по русской агиографии. В своей автобиографии Федотов указывал, что в курс были включены лекции по русской агиографии, которая впоследствии составила предмет его самостоятельного исследования. Вызывает недоумение также отсутствие раздела по палестинской агиографии, которую Федотов считал очень важной для русской монашеской религиозности. Вполне возможно, что программа представляет собой сокращенный курс по агиологии, который Федотов прочел в первом полугодии (1938), поскольку с января 1939 он получил полугодовой академический отпуск и уехал в Англию.
христианская литература, агиография, агиология, Георгий Петрович Федотов, архивы русской эмиграции
1. Войтенко А. А. Египетское монашество в IV в. Житие преп. Антония Великого, Лавсаик, История монахов. М., 2012.
2. Иваск Ю. П. Георгий Петрович Федотов (1886–1951) // Опыты. Лит. журнал под ред. Ю. Иваска. Нью-Йорк, 1956. Кн. 7. С. 65–71.
3. К 50-летию со дня рождения Г. П. Федотова (публ. подг. Н. Струве) // Вестник русского христианского движения. 2002. № 183 (1). C. 59–80.
4. Канонизация святых. Поместный собор Русской Православной Церкви, посвященный юбилею 1000-летия Крещения Руси (Тр.-Серг. Лавра, 6–9 июня 1988) [б.м, б.г.].
5. Письма вокруг разногласия Г. П. Федотова с Богословским институтом / Публ., подг. текста и примеч. Т. В. Викторовой и Н. А. Струве // Вестник русского христианского движения. 2002. № 184 (2). С. 186–222.
6. Попова Т. В. Античная биография и византийская агиография // Античность и Византия. М., 1975. С. 218–266.
7. Семенов Ю. Против «сатанинского нашествия» // Возрождение. № 4169 (за 3 января 1939 г.). С. 1.
8. Федотов Г. П. Лицо России. Сборник статей (1918–1931). P., 1967.
9. Федотов Г. П. Защита России. Париж, 1988.
10. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990.
11. Федотов Г. П. Собрание сочинений: В 12 т. М., 1996. Т. 1: «Абеляр» и статьи 1911–1925 гг.
12. Федотов Г. П. Собрание сочинений: В 12 т. М., 2001. Т. 10: Русская религиозность. Часть 1. Христианство Киевской Руси. X–XIII вв.
13. Федотов Г. П. Собрание сочинений: В 12 т. М., 2008. Т. 12: Письма Г. П. Федотова и письма различных лиц к нему. Документы.
14. Хосроев А. Л. Пахомий Великий: Из ранней истории общежительного монашества в Египте. СПб.; Кишинев; Париж, 2004.
15. Янцен В. В. Неизвестные страницы биографии Г. П. Федотова в США // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. СПб., 2014. Т. 15. Вып. 3. С. 79–93.
16. Delehaye H. Les origines du cultes des martyres. Bruxelles, 1912.
17. Delehaye H. Sanctus. Essai sur le culte des saints dans l’antiquite. Bruxelles, 1927.
18. Delehaye H. L’ancienne hagiographie byzantine. Les sources, les premiers modeles, la formation des genres. Bruxelles, 1991.
19. Dorries H. Die Vita Antonii als Geschichtsquelle // Nachrichten der Akademie der Wissenschaften in Gottingen. Gottingen, 1949. Bd. 14. P. 359–410.
20. The Acts of the Christian Martyrs / H. Musurillo, introd., texts and transl. Oxford, 1972.

Войтенко Антон Анатольевич

Гусарова Екатерина Валентиновна

Религиозные праздники в позднесредневековой Эфиопии (по материалам хроник)

Гусарова Е. В. Религиозные праздники в позднесредневековой Эфиопии (по материалам хроник) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 4 (49). С. 36-45

DOI: 10.15382/sturIII201649.36-45
Предметом данного исследования являются хроники эфиопских царей и эфиопские церковные праздники (как общехристианские, так и местные, возникшие на эфиопском субстрате), отмеченные в тексте этих хроник. Эфиопские историографы без исключения получали традиционное церковное образование и были сведущи как в книгах Священного Писания, так и в церковной истории и практике богослужения. Во время своего обучения они должны были ежедневно участвовать в церковных службах, а иногда и сами принимали священнический сан. По этой причине основные вехи церковного календаря неизбежно проникали на страницы официальной царской историографии. На основе этого материала нами будет подробно рассмотрено состояние церковных праздников в конце XVIII в. в трудный для Эфиопии период политической раздробленности и представлен обзор церковных празднований и памятных дней в целом. Центробежные тенденции в государстве в совокупности с общим упадком экономики и культуры и голодом пагубно повлияли на религиозные чувства эфиопов. Официальная историография в этот период уходит от своих традиционных канонов. Хроники зачастую посвящают уже не правящему монарху, а влиятельным деятелям, сумевшим взять бразды правления в свои руки под прикрытием номинальной фигуры царя. Для сравнения в рамках рассматриваемого в статье аргумента нами будут использованы данные из хроник предшествующих периодов. В качестве примеров будут даны конкретные даты и описания конкретных действий монархов, придворных, высокопоставленных деятелей и священнослужителей в памятные дни, отмечаемые Эфиопской Церковью.
Эфиопская Церковь, религиозные праздники, эфиопские царские хроники, эфиопская историография, традиционное образование, Такла Гиоргис I, политическая раздробленность, история Эфиопии, эфиопские рукописи, эфиопская литература
1. Гусарова Е. В. Особенности и предпосылки соблюдения ветхозаветной субботы Эфиопской церковью // Иудаика и библеистика. Материалы Второй ежегодной конференции по иудаике и востоковедению 17 декабря 2012 г. / К. А. Битнер, Л. А. Лукинцова, ред. 2013. C. 197–208 (Труды по иудаике. Филология и культурология; 2).
2. Гусарова Е. В. Церковная иерархия в позднесредневековой Эфиопии // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия III: Филология. 2014. Вып. 4 (50). С. 22–32.
3. Тураев Б. А. Пасхальная служба коптской церкви. СПб., 1897.
4. Тураев Б. А. Коптские богослужебные каноны. СПб., 1908.
5. Тураев Б. А. Египетские церковные впечатления. СПб., 1910.
6. Успенский П. Восток христианский. Египет. Состояние апостольской православно-кафолической церкви египетской в первой половине девятнадцатого столетия. Киев, 1868.
7. Эфиопские хроники XVI–XVII веков / С. Б. Чернецов, вступ., закл., пер. с эфиопск. и коммент. М., 1984.
8. Эфиопские хроники XVII–XVIII веков / С. Б. Чернецов, вступ., закл., пер. с эфиопск. и коммент. М., 1989.
9. Эфиопские хроники XVIII века / С. Б. Чернецов, введ., закл., пер. с эфиопск. и коммент. М., 1991.
10. Chernetsov S., Red. Ḫayla Mika’el Ǝšate // Encyclopaedia Aethiopica. Vol. 2. 2005. P. 1059–1060.
11. Fritsch E., Zanetti U. Christian calendar // Encyclopaedia Aethiopica. Vol. 1. 2003. P. 668–672.
12. Kaplan S. Feasts // Encyclopaedia Aethiopica. Vol. 2. 2005. P. 510–514.
13. Kropp M. Die athiopischen Konigschroniken in der Sammlung des Dağğazmač Haylu. Entstehung und handschriftliche Uberlieferung des Werkes. Frankfurt am Main; Bern; N. Y.; P., 1989.
14. Le Synaxaire Ethiopien. Mois de Maggābit / Edition critique du texte ethiopien et traduction francaise par Gerard Colin // Patrologia Orientalis. T. 46, fasc. 3, № 207. Turnhout (Belgique), 1994. P. 297–474.
15. Priess M. Fasika // Encyclopaedia Aethiopica. Vol. 2. 2005. P. 497–498.
16. Tekle-Tsadik Mekouria. Histoire abregee de Haylou Eshete (Degiazmatche) // Proceedings of the Eighth International Conference of Ethiopian Studies. University of Addis Ababa, [26–30 November] 1984 / Ed. by Taddese Beyene. Vol. 2. Addis Ababa, 1989. P. 189–213.
17. The Royal Chronicle of Abyssinia 1769–1840 / Translation and Notes by Herbert Weld Blundell. Cambridge, 1922.

Гусарова Екатерина Валентиновна

Заболотный Евгений Анатольевич

Учение Афраата и его место в сирийской христологии IV в.

Заболотный Е. А. Учение Афраата и его место в сирийской христологии IV в. // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 4 (49). С. 46-54

DOI: 10.15382/sturIII201649.46-54
Различные аспекты учения Афраата, Персидского мудреца († после 345), на протяжении многих лет привлекают внимание исследователей, причем одной из наиболее обсуждаемых тем является его христология. Так, согласно предположению, сделанному еще Фридрихом Лоофсом в первой половине XX в., Афраат относил человеческие свойства, о которых идет речь в новозаветных текстах, не к предвечному Сыну Божьему, а к «историческому Иисусу». Более того, исследователь подчеркивал, что Афраат не упоминал о существовании Христа до Воплощения как отдельной от Отца ипостаси, поскольку в начале Сын существовал лишь как дух Бога. В данной статье предпринята попытка не только определить основные положения христологии Афраата и критически рассмотреть идею Лоофса, но и поместить учение «Персидского мудреца» в контекст сирийской богословской традиции IV в. Сопоставив тахвиты Афраата, с одной стороны, и произведения прп. Ефрема Сирина и Кириллоны — с другой, автор доказывает, что все эти положения (communicatio idiomatum, учение о предсуществующем Сыне Божьем как Субъекте, к Которому относятся характеристики Божества и человечества, а также убежденность в Богоматеринстве Девы Марии) стали частью богословия Ефрема и Кириллоны, будучи вытеснены антиохийской христологией лишь в V в. При этом Ефрем Сирин устранил из сирийской традиции некоторые архаичные черты христологии Афраата, в частности субординатизм, а также усовершенствовал богословскую терминологию «Персидского мудреца», понимая термин "..." уже не только как реальность, существование или способ бытия, а главным образом как природу.
Афраат, восточносирийская традиция, Ефрем Сирин, Кириллона, Ф. Лоофс, И. Ортис де Урбина, Персия, сирийское христианство, христология, Церковь Востока
1. Афраат Персидский Мудрец. Тахвита о войнах / Прот. Л. Грилихес, Г. М. Кессель, пер. // Богословские труды. 2004. Сб. 39. С. 61–78.
2. Афраат Персидский Мудрец. Тахвита о сынах Завета / Прот. Л. Грилихес, Г. М. Кессель, пер. // Богословские труды. 2003: Сб. 38. С. 120–146.
3. Афраат. Тахвиты о любви и вере / Прот. Л. Грилихес, Г. М. Кессель, пер. // Богословский вестник. 2003. № 3. С. 31–69.
4. Афраат. Тахвиты о молитве и посте / Прот. Л. Грилихес, Г. М. Кессель, пер. // Богословский вестник. 2004. № 4. С. 31–69.
5. Барский Е. В. Афраат Персиянин. URL: http://www.sedmitza.ru/text/414059.html (дата обращения: 6.08.2016).
6. Грилихес Л., прот. Введение // Оды Соломона / Прот. Л. Грилихес, пер. М., 2004. С. 3–8.
7. Даниелу Ж. Таинство будущего: Исследования о происхождении библейской типологии / В. Н. Генке, пер.; А. Г. Дунаев, общ. и науч. ред. М., 2013.
8. Кессель Г. М. Учение о духовной жизни Афраата Персидского Мудреца по «Тахвите о сынах Завета» // Богословские труды. 2003. Вып. 38. С. 356–375.
9. Муравьев А. В. Афраат // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 4. С. 184–185.
10. Селезнев Н. Н. Христология Ассирийской Церкви Востока: Анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М., 2002.
11. Ткаченко А. А. Дидаскалия апостолов // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 14. С. 663–666.
12. A Compendious Syriac Dictionary, founded upon the Thesaurus Syriacus of R. Payne Smith / J. Payne Smith (Margoliouth), ed. Oxford, 1903.
13. Aphraatis Sapientis Persae Demonstrationes / J. Parisot, ed. Paris, 1894–1907. (Patrologia Syriaca. Pars. 1. T. 1 [Demonst. 1–22] — 2 [23]).
14. Burgess R. W. The Dates of the First Siege of Nisibis and the Death of James of Nisibis // Byzantion. Vol. 69. N 1. 1999. P. 7–17.
15. Cyrillonas. On the Pasch of our Lord // Griffi n C. Cyrillona: A Critical Study and Commentary: Diss. Washington, 2011. P. 378–388.
16. Des Heiligen Ephraem des Syrers Hymnen de Ecclesia / Hrsg. E. Beck. Louvain, 1960. (CSCO; 198. Syr.; 84).
17. Des Heiligen Ephraem des Syrers Hymnen de Nativitate (Epiphania) / Hrsg. E. Beck. Louvain, 1958. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; 186. Syr.; 82).
18. Des Heiligen Ephraem des Syrers Sermo de Domino nostro / Hrsg. E. Beck. Louvain, 1966. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; 270. Syr.; 116).
19. Gennadius Massilliensis. De viris illustribus // Patrologia Latina. 58. Paris, 1862. Col. 979–1120.
20. Grillmeier A. et al. Christ in Christian Tradition / M. Ehrhardt, transl. Oxf., 2013. Vol. 2. Pt. 3: The Churches of Jerusalem and Antioch from 451 to 600.
21. Irenaeus Lugdunensis. Adversus haereses // Patrologia Graeca. 7. Paris, 1864. Col. 437–1224.
22. Iustinus Martyr. Dialogus cum Tryphone Iudaeo // Patrologia Graeca. 6. Paris, 1857. Col. 471–800.
23. Klij n A. The Word ≪kejan≫ in Aphraates // Vigiliae Christianae. 1958. Vol. 12. N 2. P. 57–66.
24. Loofs F. Die trinitarischen und christologischen Anschauungen des Aphraates // Idem. Theophilus von Antiochien ≪Adversus Marcionem≫ und die anderen theologischen Quellen bei Irenaeus. Leipzig, 1930. S. 257–280. (Texte und Untersuchungen; 46/2).
25. Neusner J. Aphrahat and Judaism: The Christian-Jewish Arguments in Fourth-Century Iran. Leiden, 1971.
26. Ortiz de Urbina I. Die Gottheit Christi bei Afrahat. Roma, 1933.
27. Ortiz de Urbina I. La mariologia nei padri Siriaci // Orientalia Christiana Periodica. 1935. Vol. 1. P. 100–113.
28. Ortiz de Urbina I. Patrologia Syriaca. Romae, 1958.
29. Synodicon Orientale ou recueil de synodes nestoriens / J. B. Chabot, ed., trad. P., 1902.
30. The Didascalia Apostolorum in Syriac / A. Voobus, ed. Louvain, 1979. 2 vol. in 4. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; 401, 402, 407, 408. Syr.; 175, 176, 179, 180).
31. The Homilies of Aphraates, the Persian Sage / W. Wright, ed. L., 1869. Vol. 1: The Syriac Text.
32. The Odes of Solomon / J. H. Charlesworth, ed. Oxford, 1973.
33. Theodoretus Cyrrhensis. Historia religiosa // Patrologia Graeca. 82. Col. 1283–1396.

Заболотный Евгений Анатольевич

Муравьев Алексей Владимирович

Myatrūtṯā: труднопереводимое понятие сирийской духовной литературы

Муравьев А. В. Myatrūtṯā: труднопереводимое понятие сирийской духовной литературы // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 4 (49). С. 55-62

DOI: 10.15382/sturIII201649.55-62
В сирийской духовно-аскетической (мистической) литературе, расцвет которой приходится на V–VIII вв., существует несколько понятий, фундаментальных для системы особой ноосферы в этой традиции. При переводе на другие языки они представляли (и представляют) проблему, неверное решение которой нередко создает совершенно новую языковую и культурную игру смыслов, чуждую для языка оригинала. К таким словам принадлежит сирийское myatrūṯā, ( ), которое обычно переводят как «добродетель», что создает неверное понимание в большинстве контекстов. Именно так (греческим aρετή) его передали греческие переводчики первого тома мар Исхака Ниневийского (Исаака Сирина). В статье вскрывается сложная семантика этого слова, восходящего к основе ytr со значением «напрягать, становиться больше». За идеей преизбытка и напряжения возникает идея совершенства, постепенно переходящая в «нравственное совершенство». В статье дан этимологический и синтаксический анализ слова и его корня. Кроме того, рассмотрены примеры использования слова myatruta в первых шести трактатах Первого тома мар Исхака. Проделанная работа подводит к осознанию необходимой коррекции в понимании и переводе этого слова, так как в большом числе мест оно имеет смысл «аскетизм» или «практика воздержания».
семитология, этимология, терминология, мистическая литература, переводы, Исаак Сирин, лексикология, семантика
1. Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические / С. И. Соболевский, пер.; М. Новоселов, С. Четверухин, пред. М., 1901.
2. Платон (Игумнов), архим. Добродетель // Православная энциклопедия. Т. 15. С. 472–486.
3. ¹ββË õσαîκ τοÐ Σ÷ρου. ΛÖγοι Àσκητικο× / Pirard, ed. Øγιον Ùρος, 2011.
4. Ascetical Homilies of St. Isaac the Syrian / D. Miller, transl. Boston, 1984.
5. Assemani S.E. Bibliotheca Orientalis Clementino-Vaticana: In Qua Manuscriptos Codices Syriacos, Arabicos, Persicos, Turcicos, Hebraicos, Samaritanos, Armenicos, Aethiopicos, Graecos, Aegyptiacos, Ibericos, & Malabaricos, [...] : T. 3. Romae, 1725.
6. Beulay. L’Enseignement spirituel de Jean de Dalyata mystique syro-oriental de VIII-e siecle. Paris, 1990 (Theologie historique; 83).
7. Mar Isaacus Ninivita. De Perfectione religiosa / P. Bedjan, ed. P.; Leipzig, 1909.
8. Leiden Peshitta 1979 = Ther Old Testament in Syriac according to the Peshitta Version. Part II, fasc. 5. Proverbs — Wisdom — Ecclesiastes — Song of Songs Wisdom of Solomon / A. M. Emerton, D. J. Lane; Qohelet, ed.
9. Payne Smith R. et al. Thesaurus Syriacus. Oxford, 1879.
10. Septuaginta 1935 = Rahlfs A. Septuaginta. 2 vols / Stuttgart: Wurttembergische Bibelanstalt. 1935.
11. Sokoloff . M. A Syriac Lexicon. A Translation from the Latin, Correction, Expansion, and Update of C. Brockelmann’s Lexicon Syriacum. Piscataway, 2009.
12. Wright W. Catalogue of the Syriac Manuscripts in the British Museum Acquired Since the Year 1838. L., 1871.

Муравьев Алексей Владимирович

Панченко Константин Александрович

Коптский бунт: к анализу башмурских восстаний VIII-IX вв.

Панченко К. А. Коптский бунт: к анализу башмурских восстаний VIII-IX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 4 (49). С. 63-74

DOI: 10.15382/sturIII201649.63-74
Статья посвящена анализу восстаний египетских христиан-коптов против арабомусульманского владычества в VIII–IX вв., явления в целом нетипичного для истории христианского Востока. В период между 725–831 гг. известно не менее шести коптских выступлений, прежде всего в Дельте. Ядром многих из этих бунтов был нижнеегипетский регион Башмур, зона непроходимых болот у кромки моря. Эту территорию населял субэтнос башмуритов, создавший уникальный хозяйственный уклад и обладавший ярко выраженными этнокультурными особенностями. Причины коптских мятежей были экономическими, а не религиозными. Иногда христиане и мусульмане Египта выступали совместно против гнета налоговой службы халифата. В статье реконструируется событийная история коптских восстаний, особое внимание уделяется наиболее масштабным выступлениям 750 и 831 г. Профессиональные мусульманские армии, вынужденные воевать в непривычном для них ландшафте, среди болот и озер, зачастую терпели поражения от немногочисленных и плохо вооруженных повстанцев. Однако в стратегическом плане коптские бунты были обречены на неудачу, ввиду отсутствия у башмуритов дееспособной элиты, умеющей формулировать политические цели и вести торг с мусульманскими властями. Коптская церковная иерархия и светская знать были лояльны халифату. Патриархи воспринимали крестьянские бунты скорее с осуждением. Разгром последнего из башмурских восстаний сопровождался радикальной этнической чисткой мятежного региона и выселением остатков башмуритов за пределы Египта. Поражение восстаний привело к моральному кризису коптской общины и волне исламизации.
копты, Египет, христианский Восток, Омейяды, Аббасиды, арабский халифат, башмурские восстания, христиано-мусульманские отношения
1. Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. Т. 2. СПб., 1903.
2. Панченко К. А. Ритмы истории христианского Востока // Вестник МГУ. Сер. Востоковедение. 2012. № 4.
3. Прусаков Д. Б. Природа и человек в Древнем Египте. М., 1999.
4. al-Maqrizi, Ahmad ibn Ali. Kitab al-Khitat al-Maqriziyya. Al-Cahira, 1326/1908. Т. IV.
5. al-Tabari, Abu Djaafar Muhammad ibn Djarir. Tarikh al-Umam wa-l-Muluk (Bayt al-afkar al-dawliyya).
6. Atiya A. A History of Eastern Christianity. L., 1968.
7. Brett M. Population and conversion to Islam in Egypt in Medieval Period / Egypt and Syria in the Fatimid, Ayyubid and Mamluk Eras // Orientalia Lovanensia Analecta. 140. Leuven. 2005.
8. Chronique de Michel le Syrien / J.-B. Chabot, ed. T. III. Livre XII. Paris, 1905.
9. Eutichii Patriarchae Alexandrini Annales. Pars prior / L. Sheikho, ed. Beryti; Parisiis, 1906; Pars posterior. Accedunt Annales Yahia Ibn Said Antiochensis / L. Sheikho, ed. Beryti; Parisiis, 1909.
10. History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria // Patrologia Orientalis. T. V, fasc. 1; T. X, fasc. 5 / B. Evetts, ed.
11. Kasser R. Bashmuric // The Coptic Encyclopedia. Vol. 8. Appendix. P. 47–48.
12. Kasser R., Shisha-Halevy A. Dialect “G” (or Bashmuric or Mansuric) // The Coptic Encyclopedia. Vol. 8. Appendix. P. 74–76.
13. Kennedy H. Egypt as a Province in the Islamic caliphate, 641–868 // The Cambridge History of Egypt. Cambridge, 1998. Vol. I.
14. Masters B. Christians and Jews in the Ottoman Arab World. The Roots of Sectarianism. Cambridge, 2001.
15. Mikhail M. “Egypt from Late Antiquity to Early Islam: Copts, Melkites and Muslims Shaping a New Society”. Ph.D. dissertation, University of California, Los Angeles, 2004.
16. Mounir Megally. Bashmuric Revolts // The Coptic Encyclopedia. Vol. 2. P. 349–351.
17. Stewart R. al-Bashmur // The Coptic Encyclopedia. N. Y., 1991. Vol. 2. P. 349.
18. Swanson M. The Coptic Papacy in Islamic Egypt (641–1517). Cairo; N. Y., 2010.

Панченко Константин Александрович

Рогожина Анна Алексеевна

Желчь дракона, змеиный яд и неожиданное использование трупов: описания магии в коптской агиографии

Рогожина А. А. Желчь дракона, змеиный яд и неожиданное использование трупов: описания магии в коптской агиографии // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 4 (49). С. 75-86

DOI: 10.15382/sturIII201649.75-86
В статье рассматриваются описания магии и магических ритуалов в коптской агиографии и их литературно-исторический контекст. В текстах, повествующих о страданиях мучеников эпохи Великого гонения, языческие правители чаще всего обвиняют их в применении колдовских чар. Для победы над «христианской магией» император или его наместники привлекают собственных волшебников, которые пытаются навредить мученикам при помощи демонских сил и смертоносных зелий. Однако святые всегда решительно отрицают какую-либо связь совершаемых ими чудес с магией. Они эффектно разрушают замыслы и ухищрения магов, а в некоторых случаях даже успешно обращают их в христианство, используя в качестве защиты и оружия лишь имя Христово и крестное знамение. Несмотря на то что существуют исторические свидетельства выдвигавшихся против христиан обвинений в колдовстве, рассматриваемые в статье примеры представляют собой не отражение реальной исторической ситуации, а литературную конвенцию, которая сформировалась в значительно более поздний период, когда происходила обработка мученичеств и объединение их в циклы. Анализ некоторых характерных особенностей этих шаблонных историй позволяет сделать вывод, что авторы использовали их не только для развлечения аудитории, но и с определенной дидактической целью. Они призваны сформировать у слушателей четкое представление о «хороших» и «плохих» чудесах, вызвать негативное, близкое к отвращению отношение к магии, а также создать положительный пример того, как христианин должен защищаться от демонских сил.
агиография, циклы, магия, Египет, чудеса, мученики, зелья, язычество, гомилия, дидактика
1. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
2. Еланская А. И. Коптские рукописи Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина. Л., 1969. (Палестинский сборник; Вып. 20 (83)).
3. Рогожина А. А. Диоклетиан и Аполлон в Антиохийском цикле. Источники и методы коптских агиографов // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 5 (40). С. 78–88.
4. Франгулян Л. Р. Место агиографических циклов (VII—VIII вв.) в коптской литературе // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 86–96.
5. Acta Martyrum / I. Balestri, H. Hyvernat, eds. P., 1907–1924. Pt. 1. 2 vol. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; 43–44. Copt. 3–4).
6. Ancient Christian Magic: Coptic Texts of Ritual Power / Meyer M., Smith R., eds. Princeton, 1999.
7. Barb A. A. The Survival of Magic Arts // The Confl ict between Paganism and Christianity / Momigliano A., ed. Oxford, 1963. P. 100–125.
8. Betz H. D. The Greek Magical Papyri in Translation. Chicago, 1986.
9. Bibliothecae P. Morgan codices coptici photographice expressi / H. Hyvernat, ed. Rome, 1922. T. 41. P. 149–204.
10. Brown P. Sorcery, Demons and the Rise of Christianity // Religion and Society in the Age of Saint Augustine. L., 1972. P. 119‒146.
11. Clarysse W. The Coptic Martyr Cult // Martyrium in Multidisciplinary Perspective: Memorial Louis Reekmans / Lamberigts M., van Deun, P., eds. Leuven, 1995. P. 377‒395.
12. Coptic Martyrdoms etc. in the Dialect of Upper Egypt / Budge E. A. Wallis, ed., transl. L., 1914.
13. Delehaye H. Les Martyrs de l’Egypte // Analecta Bollandiana 40. 1922. P. 5‒154, 299‒364.
14. Delehaye H. Les passions des martyrs et les genres litteraires. Brussels, 1966.
15. Dickie M. W. Narrative-Patterns in Christian Hagiography // Greek, Roman, and Byzantine Studies. Vol. 40 (1999). P. 83‒89.
16. Dickie M. W. Magic and Magicians in the Greco-Roman World. London, 2001.
17. Drake H. The Legend of Constantine and Eudoxia: Sources, Date, Signifi canceEudoxia and the Holy Sepulchre: A Constantinian Legend in Coptic / Orlandi T., ed. Milano, 1980. P. 83‒179.
18. Frankfurter D. Dynamics of Ritual Expertise in Antiquity and Beyond // Magic and Ritual in the Ancient World / Meyer M. W., Mirecki P. A., eds. Leiden, 2002. P. 159‒178.
19. Frankfurter D. Demon Invocations in the Coptic Magical Spells // Actes du huitieme Congres international d’Etudescoptes / Bosson N., Boud’hors A., eds. Leuven, 2007. Vol. 2. P. 453‒466.
20. Four Martyrdoms from the Pierpont Morgan Coptic Codices / J. W. B. Barns, E. A. E. Reymonds, ed., transl. Oxford, 1973.
21. Ioannes Chrysotomus. Hom. XII in 1 Cor // Patrologia Graeca. P., 1862. T. 61 P. 95‒108.
22. Janowitz N. Magic in the Roman World: Pagans, Jews, and Christians. London, 2001.
23. Kazhdan A. Holy and Unholy Miracle Workers // Byzantine Magic / Maguire H., ed. Washington, 1995. P. 73‒82.
24. Le martyre de Saint Helias et l’encomium de l’eveque Stephanos de Hnes sur Saint Helias / Sobhy G. P. H., ed., transl. Cairo, 1919.
25. Les actes des martyres de l’Egypte / H. Hyvernat, ed. P., 1886.
26. Li Donnici L. R. Beans, Fleawort, and the Blood of a Hamadryas Baboon: Recipe Ingredients in Greco-Roman Magical Materials // Magic and Ritual in the Ancient World / Meyer M. W., Mirecki P. A., eds. Leiden, 2002. P. 359‒377.
27. Magic and Ritual in the Ancient World / Meyer M. W., Mirecki P. A., eds. Leiden, 2002.
28. Magoulias H. J. The Lives of the Byzantine Saints as Sources of data for the history of magic in the sixth and seventh centuries A.D.: Sorcery, Relics and Icons // Byzantion. 37. 1967. P. 228‒269.
29. Maguire H. Byzantine Magic. Washington, Dumbarton Oaks, 1995.
30. Minnen P. van. The Earliest Account of a Martyrdom in Coptic // Analecta Bollandiana 113. 1995. P. 13‒38.
31. O’Leary D. L. The Saints of Egypt. L., 1937.
32. Peters E. The Magician, the Witch and the Law. University of Pennsylvania, 1978.
33. Rives J. B. Magic, Religion, and Law: The Case of the Lex Cornelia de sicariis et venefi ciis // Religion and Law in Classical and Christian Rome / Ando C., Rupke J., eds. Stuttgart, 2006. P. 47‒67.
34. Rogozhina A. A ‘tour of hell’ in the Martyrdom of St Philotheus of Antioch // Coptic Society, Literature and Religion from Late Antiquity to Modern Times. Proceedings of the Tenth International Congress of Coptic Studies, Rome, September 17th‒22nd, 2012, and Plenary Reports of the Ninth International Congress of Coptic Studies, Cairo, September 15th‒19th, 2008 / Buzi P., Camplani A., Contardi F., eds. Louvain, 2016. P. 1129‒1136.
35. Schenke G. Das koptischhagiographische Dossier des Heiligen Kolluthos, Arzt, Martyrer und Wunderheiler. Louvain, 2013.
36. Till W. C. Koptische Heiligen- und Martyrerlegenden. Rome, 1935–1936.
37. Wortley J. Some Light on Magic and Magicians // Greek, Roman, and Byzantine Studies 42. 1991. P. 298‒307.

Рогожина Анна Алексеевна

Французов Сергей Алексеевич

Четыре смерти святого Георгия

Французов С. А. Четыре смерти святого Георгия // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 4 (49). С. 87-95

DOI: 10.15382/sturIII201649.87-95
В основу настоящей статьи положены две арабо-православные версии жития св. Георгия: краткая, обнаруженная в рукописном агиографическом сборнике конца XVIII в. из фондов Румынской академии в Бухаресте (B.A.R. Ms. Orientale 365, fol. 217v.7–228r.8), и пространная, выявленная в одной из рукописей РНБ, переписанной в Палестине к середине XIX в. (Араб. н. с. 91, fol. 58r, col. 1.1 — 70v, col. 2.8). Удалось установить, что истоки этих двух версий — коптского извода жития святого и арабо-мусульманской легенды о нем — следует искать в греческой агиографической традиции. Все они принадлежат к апокрифической группе вариантов данного произведения, которым присущ мотив четырех смертей, выпавших на долю великомученика по воле Божьей. Благодаря обнаружению двух арабо-православных версий данного жития были пересмотрены выводы крупнейшего отечественного арабиста И. Ю. Крачковского о существовании в арабской литературе двух независимых друг от друга версий легенды о св. Георгии: чисто христианской и мусульманской, и об отсутствии какой-либо взаимозависимости между коптской (коптоарабской) и сирийской версиями его жития. Текст краткой арабо-православной версии рассмотрен детально, в результате чего выделены особенности ее языка и орфографии, в целом типичные для памятников арабо-христианской письменной традиции позднего Средневековья. Однако обращает на себя внимание встречающееся дважды чисто фонетическое написание числительного арба‘ат алаф «четыре тысячи» (с т’ в начале второго слова), что указывает на низкий уровень грамотности переписчика.
арабо-православная агиография, св. Георгий, апокрифические версии его жития, его четыре смерти, язык арабо-христианского письменного наследия
1. Бугаевский А. В., игумен Владимир (Зорин). Житие, страдания и чудеса святого великомученика и Победоносца Георгия и святой мученицы царицы Александры (23 апреля / 6 мая). М., 1998.
2. Виноградов А. Ю. Опыт нового изложения Жития и чудес святого великомученика и Победоносца Георгия // Бугаевский А.В., игумен Владимир (Зорин). Житие, страдания и чудеса святого великомученика и Победоносца Георгия и святой мученицы царицы Александры (23 апреля / 6 мая). М., 1998. С. 59–64.
3. Виноградов А. Ю. Георгий, вмч., Византийская агиографическая традиция. Мученичество // Православная энциклопедия. Т. X. М., 2005. С. 665–667.
4. Коран / И. Ю. Крачковский, пер. и коммент. Изд. 2-е. М., 1986.
5. Крачковский И. Ю. Легенда о св. Георгии Победоносце в арабской редакции // Крачковский И. Ю. Труды по истории и филологии Христианского Востока / А. А. Долинина, С. А. Французов, сост.. М., 2015. С. 82–95 (первое издание в: Живая старина. 1910, XIX, вып. III. С. 215–232).
6. Крачковский И. Ю. Абу Хузейфа бухарец и легенда о св. Георгии Победоносце // Там же. С. 122–129 (впервые изд. в: Христианский Восток. Т. VI, 1915. СПб., 1916. С. 171–179).
7. Резван Е. А. Коран и его мир. СПб.: «Петербургское востоковедение», 2001.
8. Французов С.А. Вахб ибн Мунаббих // Православная энциклопедия. Т. VII. М., 2004. С. 332–333.
9. Французов С. А. Арабский православный агиографический сборник из Библиотеки Румынской академии и проблема происхождения завета святому // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2012. Вып. 3 (29). С. 57–72.
10. Французов С. А. «Чудо Богородицы в Атрибе»: текстологические особенности и специфика содержания // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 97–108.
11. Shaikhu L. Tizkar al-mi’a as-sadisa ‘ashrata li-stishkhad al-kadis Dzhirdzhis // Al-Machriq. Revue catholique orientale bimensuelle. 6eme annee, 1903. P. 385–395.
12. Shaikhu L. Asar dzhadid li-a‘mal al-kadis Dzhirdzhis ash-shakhid // Al-Machriq. Revue catholique orientale bimensuelle. 10eme annee, 1907. P. 414–420.
13. Amelineau E. Contes et romans de l’Egypte chretienne. 1–2. P., 1888 (Collection de contes et chansons populaires).
14. Graf G. Geschichte der christlichen arabischen Literatur. 1. Bd: Die Ubersetzungen. Citta del Vaticano, 1944 (Studi e testi; 118).
15. Krumbacher K. Der heilige Georg in der griechischen Uberlieferung / Aus dem Nachlasse des Verfassers hrsg. von A. Ehrhard. Munchen, 1911 (Abhandlungen der Philosophischphilologische und historische Klasse der Koniglichen Bayerischen Akademie der Wissenschaften, XXV. Bd, 3. Abhandlung).
16. Le synaxaire ethiopien. Mois de miyazya / Edition critique du texte ethiopien et traduction francaise par G. Colin. Turnhout (Belgique), 1995. P. 486–600 (Patrologia Orientalis; T. 46. Fasc. 4. N° 208).
17. The Martyrdom and Miracles of Saint George of Cappadocia / E. A. Wallis Budge, text and transl. London, 1888 (Oriental Text Series; I).
18. Tamer J. Dictionnaire etymologique. Les sources etonnantes des noms du monde arabe. P., [2004].

Французов Сергей Алексеевич

Фролов Дмитрий Владимирович; Моисеева Софья Александровна

Камень в Евангелии от Матфея

Моисеева С. А. Камень в Евангелии от Матфея // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 4 (49). С. 96-116

DOI: 10.15382/sturIII201649.96-116
В статье рассматривается функционирование образа камня в Евангелии от Матфея с учетом традиции ранних и средневековых толкований. Большинство изученных контекстов относится к одному из пяти выделенных в ходе исследования семантических гнезд: камни — народ, камень — искушение, камень — основание, камень — Христос, камень — ключ к типологии. В основу анализа положен принцип выявления параллелей с ветхозаветными «каменными» мотивами, который оказался крайне продуктивным. Богатое символическое содержание образа камня в Танахе (символ избранности, связанный с генезисом еврейского народа; символ сакральности, воплощающий связь между двумя реальностями в виде материала, предназначенного для жертвенника и храма; символ оппозиции «мертвое — живое») служит отправной точкой для его новозаветного развития, выражающегося в углублении и переосмыслении этих граней. В итоге включенность евангелиста Матфея в ветхозаветный контекст оказывается гораздо шире и глубже, чем принято считать, лишь исходя из большого количества приводимых им цитат. Комплексный анализ всех упоминаний камня, встречающихся в Евангелии от Матфея, наглядно показывает, что они представляют собой не произвольный набор не связанных друг с другом мотивов, а своего рода мозаику, разные элементы которой активно взаимодействуют на семантическом и символическом уровнях. Две идеи, заданные уже в Евангелии от Матфея, — «оживших камней» и смены заветов — по-видимому, лежат в центре символики образа камня в Новом Завете, хотя эта символика ими не ограничивается. Отдельное внимание в статье уделяется лексическому анализу слов, связанных с «каменной» тематикой в греческом тексте и его переводах.
Евангелие от Матфея, Новый Завет, Ветхий Завет, Библия, камень, скала, образ, мотив, символика, контекст, толкование, экзегеза
1. Афраат, персидский мудрец. Тахвиты о любви и вере / Свящ. Л. Грилихес, Г. Кессель, пер. // Богословский вестник. 2003. № 3. С. 31–69.
2. Афраат, персидский мудрец. Тахвиты «О посте» и «О молитве» / Прот. Л. Грилихес, Г. Кессель, пер. // Богословский вестник. 2004. № 4. С. 28–68.
3. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков: Новый Завет / Пер. с англ., греч., лат. и сир.; Симонэтти М., ред. / Рус. изд. под ред. Ю. Р. Варзорина. Тверь, 2007. Т. Iа: Евангелие от Матфея 1–13; Т. Iб: Евангелие от Матфея 14–28.
4. Войку С. Иоанн Златоуст: Сочинения. Приписываемые // Православная энциклопедия. М., 2010. Т. 24. С. 199–204.
5. Фокин А. Р. Иероним Стридонский // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 21. С. 336–370.
6. Фролов Д. В. Образ камня в Пятикнижии: Бытие // Образ и символ в иудейской, христианской и мусульманской традиции. М., 2015. С. 15–40.
7. Фролов Д. В. Семантика мотива камня в Коране // Семантика образа в литературах Востока. М., 1998. С. 102–120.
8. Aphraatis Sapientis Persae Demonstrationes / J. Parisot, ed. P., 1894. (Patrologia Syriaca; 1/1).
9. Augustinus Hipponensis. Epistola CXXX // Patrologiae cursus completus. Ser. Latina / J. P. Migne, ed. P., 1845. T. 33. Col. 493–507.
10. Augustinus Hipponensis. Sermo СССLII // Patrologiae cursus completus. Ser. Latina / J. P. Migne, ed. P., 1865. T. 39. Col. 1549–1560.
11. Bibliography for an Exegetical and Patristic Examination of Matthew 16:18 // URL: https://bible.org/seriespage/bibliography-exegetical-and-patristic-examination-matthew-1618 (data obrashcheniia: 15. 10. 2016).
12. Dupont J. Il n’en sera pas laisse pierre sur pierre (Mc 13,2; Lc 19,44) // Biblica. 1971. Vol. 52. P. 301–320.
13. Ephrem de Nisibe. Commentaire de l’Evangile concordant, ou Diatessaron / L. Leloir, introd., trad., not. Paris, 1966. (Sources chretiennes; 121).
14. Frolov D. The Notion of Stone in the Book of Genesis // Russian Oriental Studies: Current Research on Past & Present Asian and African Societies / V. Naumkin, ed. Leiden; Boston, 2004. P. 263–269.
15. Hieronymus Stridonensis. Commentaria in Evangelium S. Matthaei // Patrologiae cursus completus. Ser. Latina / J. P. Migne, ed. P., 1845. T. 26. Col. 15–218.
16. Ioannes Chrysostomus. Homiliae in Mattheum // Patrologiae cursus completus. Ser. Graeca / J. P. Migne, ed. P., 1862. T. 57–58.
17. Ioannes Chrysostomus. Interpretatio in Danielem prophetam // Patrologiae cursus completus. Ser. Graeca / J. P. Migne, ed. P., 1859. T. 56. Col. 193–246.
18. Iustinus Philosophus et Martyr. Dialogus cum Triphone // Patrologiae cursus completus. Ser. Graeca / J. P. Migne, ed. P., 1857. T. 6. Col. 481–800.
19. Jonge M., de. Mt 27,51 in Early Christian Exegesis // Harvard Theological Review. 1986. Vol. 79. N 1–3. P. 67–79.
20. Luz U. Das Evangelium nach Matthaus. Dusseldorf etc., 2002. Tl. 2. (Evangelisch-Katolischer Kommentar zum Neuen Testamenten).
21. Mali F. Das “Opus imperfectum in Matthaeum” und sein Verhaltnis zu den Matthauskommentaren von Origenes und Hieronymus. Innsbruck; Wien, 1991.
22. Metzger B. M. A Textual Commentary on the Greek New Testament. L.; N. Y., 1971.
23. Opus imperfectum in Matthaeum // Patrologiae cursus completus. Ser. Graeca / J. P. Migne, ed. P., 1859. T. 56. Col. 611–946.
24. Origenes Werke / M. Rauer, E. Klostermann, Hrsg. Leipzig, 1930. Bd. 9; 1933. Bd. 11; 1941. Bd. 12. (Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte; 35, 38, 41).
25. Tertullianus. Adversus Iudaeos // Patrologiae cursus completus. Ser. Latina / J. P. Migne, ed. P., 1844. T. 2. Col. 595–642.
26. Tertullianus. Adversus Marcionem // Patrologiae cursus completus. Ser. Latina / J. P. Migne, ed. Parisiis, 1844. T. 2. Col. 239–524.
27. The Commentaries of Isho‘dad of Merv, Bishop of Hadatha (c. 850 A. D.) / M. D. Gibson, ed., transl. Cambridge, 1911. Vol. 1: The Gospels: Translation; Vol. 2: Matthew and Mark in Syriac.
28. The Patristic Exegesis of the Rock of Matthew 16:18 / W. Webster, comp. URL: http://www.christiantruth.com/articles/fathersmt16.html (data obrashcheniia: 15. 10. 2016).
29. Theophylactus Bulgarorum. Enarratio in Evangelium Matthaei // Patrologiae cursus completus. Ser. Graeca / J. P. Migne, ed. P., 1864. T. 123. Col. 139–488.

Фролов Дмитрий Владимирович


Моисеева Софья Александровна

ПУБЛИКАЦИИ

Давыденков Олег Викторович, протоиерей

Сулейман, епископ Газский. Два богословских трактата

Давыденков О. В. Сулейман, епископ Газский. Два богословских трактата // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 4 (49). С. 119-128
PDF
1. Давыденков О. В. Об источниках некоторых космологических и антропологических идей Сулеймана Газского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2016. Вып. 3 (65). С. 42–54.
2. Коран / И. Ю. Крачковский, пер. и коммент. Изд. 2-е. М., 1986.
3. I trattati teologici di Sulaymān Ibn Ḥasan al-Ġazzī / P. la Spisa, еd. and transl. Louvain: Peeters, 2013. Р. 1–81. (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 648. Scriptores Arabici; 52).

Давыденков Олег Викторович, протоиерей

Давыденкова Мария Эмильевна; Стриевская Мария Константиновна

Словарь речений из богослужебных книг прот. А. И. Невоструева (лѣчба - лѵрный; магiстрiанъ - малый)

Стриевская М. К. Словарь речений из богослужебных книг прот. А. И. Невоструева (лѣчба - лѵрный; магiстрiанъ - малый) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 4 (49). С. 129-140
PDF
Предлагаемая вниманию читателей публикация содержит последнюю часть материала на букву «Л» и первую часть материала на букву «М». Особенности издания Словаря, перечень источников, списки сокращений и условных обозначений подробно описаны в предыдущих выпусках «Вестника ПСТГУ»2. Кроме того, все предыдущие публикации, а также отдельно список сокращений и перечень источников можно найти на сайте филологического факультета ПСТГУ по ссылке http://pstgu.ru/faculties/philological/science/ slov_Nevostr/.Прочтение рукописного чернового текста Словаря на букву «Л» и его компьютерный набор производился старшим преподавателем кафедры теории и истории языка филологического факультета ПСТГУ М. Э. Давыденковой, на букву «М» — канд. филол. наук Н. В. Калужниной. Сверка ссылок по современным изданиям Миней, Триодей, Октоиха и подбор соответствующих цитат, поиск недостающих цитат по изданиям XVIII–XIX вв., их компьютерный набор и дальнейшее издательское комментирование и редактирование текста осуществлены М. Э. Давыденковой и Н. В. Калужниной. Редактирование греческого текста и сверка ссылок по греческим источникам выполнены старшим преподавателем кафедры древней христианской письменности богословского факультета ПСТГУ О. Л. Стриевской и аспирантом кафедры древнехристианской письменности богословского ф-та ПСТГУ М. К. Стриевской, которая проводила также сверку ссылок по современным изданиям Св. Писания и их компьютерный набор. Сверка ссылок на Пролог (по изданию 2002 г.) и компьютерный набор цитат осуществлены канд. филол. наук Н. К. Мазуриной.

Давыденкова Мария Эмильевна


Стриевская Мария Константиновна

РЕЦЕНЗИИ

Панченко Константин Александрович

Рец. на кн.: "Путешествие патриарха Антиохийского Макария": киевский список рукописи Павла Алеппского / Издание, перевод, комментарии, предисловие Ю. И. Петровой; под ред. В. С. Рыбалкина. Киев: Институт востоковедения им. А. Е. Крымского НАН Украины, 20

Панченко К. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 4 (49). С. 143-148 — Рец. на кн.: "Путешествие патриарха Антиохийского Макария": киевский список рукописи Павла Алеппского / Издание, перевод, комментарии, предисловие Ю. И. Петровой; под ред. В. С. Рыбалкина. Киев: Институт востоковедения им. А. Е. Крымского НАН Украины, 20
PDF

Панченко Константин Александрович

Петрова Юлия Ивановна

Рец. на кн.: Крачковский И. Ю. Труды по истории и филологии христианского Востока / А. А. Долинина, сост.; Ин-т вост. рукописей РАН; ИМЛИ РАН; Вост. фак. СПбГУ. М., 2015

Петрова Ю. И. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 4 (49). С. 148-153 — Рец. на кн.: Крачковский И. Ю. Труды по истории и филологии христианского Востока / А. А. Долинина, сост.; Ин-т вост. рукописей РАН; ИМЛИ РАН; Вост. фак. СПбГУ. М., 2015
PDF

Петрова Юлия Ивановна

ХРОНИКА

Рогожина Анна Алексеевна

XI Международный конгресс коптских исследований (Клэрмонтский университет, Калифорния, США)

Рогожина А. А. XI Международный конгресс коптских исследований (Клэрмонтский университет, Калифорния, США) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 4 (49). С. 157-159
PDF

Рогожина Анна Алексеевна