/

Рогожина Анна Алексеевна

Диоклетиан и Аполлон в Антиохийском цикле. Источники и методы коптских агиографов


Рогожина А. А. Диоклетиан и Аполлон в Антиохийском цикле. Источники и методы коптских агиографов // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 5 (40). С. 78-88.

DOI: 10.15382/sturIII201440.78-88

Аннотация

В статье обсуждается одна из характерных особенностей коптского агиографического предания о Диоклетиане — его особая связь с Аполлоном. Анализ ее позволяет признать, что в основу этого представления легли два разных события, связанные со святилищем Аполлона в Дафне близ Антиохии. Во-первых, роль оракула в решении Диоклетиана начать гонения против христиан и, во-вторых, история перенесения мощей свщмч. Вавилы и пожара в этом святилище при Юлиане Отступнике. Этот факт расширяет круг источников, с которыми были знакомы и которые перерабатывали в своих целях коптские авторы, он позволяет включить в их число помимо церковных историков Евсевия, Лактанция и Иоанна Малалы, гомилии Иоанна Златоуста и Севира Антиохийского.

Ключевые слова

коптская агиография, циклы, историография, гомилетика, гимнография, Диоклетиан, Аполлон, Антиохия, Иоанн Златоуст, Севир Антиохийский.

Список литературы

1. Еланская А. И. Коптские рукописи Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина. Л., 1969. (Палестинский сборник; Вып. 20 (83)).
2. Лурье В. М. Введение в критическую агиографию. СПб., 2009.
3. Allen P., Hayward C. T. R. Severus of Antioch, London, 2004.
4. Bagnall R. S., Worp K. A. 2004 “The Era of Diocletian and of the Martyrs”, in Chronological Systems of Byzantine Egypt, Leiden, 2004, pp. 66–87.
5. Baumeister Th. Martyr Invictus: der Martyrer als Sinnbild der Erlösung in der Legende und im Kult der frühen koptischen Kirche, Münster, 1972.
6. Berg-Onstwedder G., van den. 1990 “Diocletian in the Coptic Tradition”, in Bulletin de la Société d’Archéologie Copte, Cairo, 1990, vol. 29, pp. 87–122.
7. Hyvernat H. (ed.) Bibliothecae P. Morgan codices coptici photographice expressi, Rome, 1922, vol. 41, pp. 149–204.
8. Corcoran S. 2012 “Before Constantine”, in Lenski N. (ed.) The Cambridge Companion to the Age of Constantine, New York, 2012, pp. 35–58.
9. Crum W. E. 1902 “Eusebius and Coptic Church Histories”, in Proceedings of the Society of Biblical Archaeology, 1902, vol. 24, pp. 68–84.
10. Crum W. E. Theological Texts from Coptic Papyri, Oxford, 1913.
11. Downey G. A History of Antioch: From Seleucus to the Arab Conquest, Princeton, 1961.
12. Delehaye H. Cinq leçons sur la méthode hagiographique, Bruxelles, 1934.
13. Esbroek M., van. 1981 “Le saint comme symbole”, in Hackel S. (ed.) The Byzantine Saint: University of Birmingham, Fourteenth Spring Symposium of Byzantine Studies, London, 1981, pp. 128–140.
14. Fiey J. M. 1972/1973 “Coptes et Syriaques: Contacts et Échanges”, in Studia Orientalia Christiana Collectanea, Cairo, 1972/1973, vol. 15, pp. 295–365.
15. Frend W. H. C. 1991 “Diocletian”, in The Coptic Encyclopedia, New York, 1991, vol. 3, pp. 904–908.
16. Lemm O von. Koptische Fragmente zur Patriarchengeschichte Alexandriens, Saint-Petersburg, 1888.
17. Lieu S. N. C. The Emperor Julian: Panegyric and Polemic, Liverpool, 1989.
18. MacCoull L. S. B., Worp K. A. 1990 “The Era of the Martyrs”, in Miscellanea papyrologica in occasione del bicentenario dell’edizione della Charta Borgiana, Florence, 1990, vol. 2, pp. 375–408.
19. Malan S. C. The Calendar of the Coptic Church, London, 1873.
20. Mayer W., Allen P. The Churches of Syrian Antioch (300–638 CE), Leuven, 2012.
21. Munier H. 1918 “Les Actes du martyre de saint Isidore”, in Bulletin de l’Institut français d’archéologie orientale, Cairo, 1918, vol. 14, pp. 97–190.
22. Nixon C. E. V., Rodgers B. S. 1994 “Maximian and the Genesis of the Tetrarchy”, in Nixon C. E. V., Rodgers B. S. In Praise of Later Roman Emperors: The Panegyrici Latini. Introduction, Translation and Historical Commentary, Berkeley, 1994, pp. 44–51.
23. Orlandi T. 1991 “John Chrysostom, Saint”, in The Coptic Encylopedia, New York, 1991, vol. 5, pp. 1357–1359.
24. Orlandi T. 1985 “Nuovi frammenti della Historia Ecclesiastica Copta”, in Studi in onore di Edda Bresciani, Pisa, 1985, pp. 363–384.
25. Orlandi T. (ed.) Storia della Chiesa di Alessandria, Milan, Varese, 1968–1970.
26. Papaconstantinou A. Le culte des saints en Égypte des Byzantins aux Abbassides. L’apport des sources papyrologiques et épigraphiques grecques et coptes, Paris, 2001.
27. Papaconstantinou A. 2006 “Historiography, Hagiography, and the Making of the Coptic «Church of the Martyrs» in Early Islamic Egypt”, in Dumbarton Oaks Papers, Washington, Cambridge, 2006, vol. 60, pp. 65–86.
28. Potter D. S. The Roman Empire at Bay: AD 180–395, New York, 2005.
29. Williams S. Diocletian and the Roman Recovery, London, 1985.
30. Wüstenfeld H. F. Synaxarium, das ist Heiligen-Kalender der coptischen Christen, Gotha, 1879.
31. Youssef Y. N. 1989 “La genèse d’une légende copte sur l’enfance du roi Dioclétien“, in Bulletin de la Société d’Archéologie Copte, Cairo, 1989, vol. 28, pp. 107–109.

Данные об авторе

Рогожина Анна Алексеевна