Статья посвящена рассмотрению проблематики и семантической структуры одного из образчиков «промежуточного» жанра в прозаическом наследии Л. Я. Гинзбург, более известной широкому читателю в качестве ученого-филолога и историка литературы. Предметом преимущественного внимания автора статьи является философскоаксиологический аспект содержания анализируемого текста. Важнейшие обобщения и выводы касаются парадоксального движения мысли повествователя от критического (и по сути демифологизирующего) анализа сакрально-метафизических установок созна-ния к утверждению и апологии тотальной метафизичности культурного бытия. Рассмотрение концептуальных аспектов содержания опирается в статье на тщательный анализ литературно-эстетических особенностей текста.
Лидия Гинзбург, «промежуточная литература», повествование, «самоотстранение», индуктивное мышление, символизация, смерть, ценность, смысл, абсолют.
1. Бройтман С. Н. Историческая поэтика // Теория литературы: В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. Т. 2. М., 2004.
2. Ван Баскирк Э. «Самоотстранение» как этический и эстетический принцип в прозе Л. Я. Гинзбург // НЛО. 2006. № 81. С. 261–281.
3. Зорин А. Л. Проза Л. Я. Гинзбург и гуманитарная мысль XX века // НЛО. 2005. № 76. С. 45–68.
4. Тесля А. Беспощадно зрячая: [Рец. на кн.: Гинзбург Л. Я. Проходящие характеры. М., 2011] // НЛО. 2012. № 114. С. 354—362.
5. Тюпа В. И. Литература и ментальность. М., 2008.