/

Вестник ПСТГУ . Серия III: Филология

Вестник ПСТГУ III :3 (25)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Аксенов Алексей Валерьевич

Призвание и участь художника в новеллистике Н. Готорна

Аксенов А. В. Призвание и участь художника в новеллистике Н. Готорна // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2011. Вып. 3 (25). С. 7-22
PDF
В статье рассматривается, каким образом тема художественного творчества в его эстетическом и нравственном аспектах воплощена в ранних новеллах Н. Готорна (1804–1864). По мнению автора статьи, это происходит в рамках романтической идейно-художественной парадигмы, в которую вносит коррективы обостренный морализм, заданный пуританским наследием Новой Англии. Так, в новелле «Пророческие портреты» (1837) затронута тема нравственной опасности проникновения в глубины чужих сердец и запечатления их средствами искусства. Изображенное в новелле «Мастер красоты» (1844) противостояние художника и социума отражает универсальную оппозицию идеального и материального, с которой связаны другие дихотомии, характерные для романтизма, — времени и вечности, рассудка и воображения, механизма и организма. В этом контексте художник — носитель трансцендентального воображения — приобретает особую миссию хранителя и глашатая Истины. Вместе с тем, романтический эстетизм, составляющий, на первый взгляд, идейную основу новеллы, подвергается в ней подспудной критике на уровне образности и повествовательных стратегий. Автор статьи приходит к выводу о том, что противоречие между романтическим эстетизмом и пуританской этикой общественных и семейных добродетелей не разрешается в новеллах; присутствуя здесь имплицитно, оно обостряется и находит разрешение в позднейших романах Готорна.
Натаниэль Готорн, новеллы, пуританизм, романтизм, творчество, искусство, художник, воображение, эстетизм, этика, мораль, повествовательные стратегии

Аксенов Алексей Валерьевич

Алиева Ольга Валерьевна

Паренеза: философская и риторическая традиция

Алиева О. В. Паренеза: философская и риторическая традиция // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2011. Вып. 3 (25). С. 23-36
PDF
В статье уточняется термин «паренеза» (греч. παραίνεσις), служащий в последние годы предметом многочисленных дискуссий специалистов по библеистике и раннехристианской литературе на Западе. Опираясь на античную философскую и риторическую традицию практического морального наставления, автор выделяет формальные признаки паренезы. Особо рассматривается вопрос о трансформации паренетического канона, заданного Исократом и разработанного стоиками, под влиянием сакральных текстов (Пифагора у неоплатоников и Священного Писания у христианских авторов).
паренеза, Исократ, литературные жанры

Алиева Ольга Валерьевна

Маньков Александр Евгеньевич

Диалект села Старошведское: материалы к описанию прилагательных и местоимений

Маньков А. Е. Диалект села Старошведское: материалы к описанию прилагательных и местоимений // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2011. Вып. 3 (25). С. 37-54
PDF
В статье впервые вводится в научный оборот фактический материал по прилагательным и местоимениям в современном диалекте села Старошведское, единственном живом скандинавском диалекте на территории бывшего СССР. Источником материала являются интервью с носителями диалекта, записанные автором в ходе полевой работы в селе в 2004–2010 гг.
диалектология, шведские диалекты, языковое меньшинство, село Старошведское

Маньков Александр Евгеньевич

Ненарокова Мария Равильевна

Эклога Пасхазия Ратберта и античная традиция "литературы скорби"

Ненарокова М. Р. Эклога Пасхазия Ратберта и античная традиция "литературы скорби" // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2011. Вып. 3 (25). С. 55-73
PDF
В статье идет речь о произведении Пасхазия Ратберта (786–865), известного богослова и церковного писателя эпохи Каролингов, — стихотворении на смерть двоюродного брата Карла Великого Адальхарда, настоятеля монастырей Корби и Корвей. Оно представляет собой буколический эпикедий. Образцом для Пасхазия была Пятая эклога Вергилия. Однако анализ текста Пасхазия показывает, что он обращался к сборникам эпитафий и прозаическим надгробным речам различного характера. Пасхазий смог создать оригинальный текст, который, однако, укладывается в рамки буколического жанра. Его эклога служит примером того, как старая античная форма наполняется новым христианским содержанием.
эпоха Каролингов, эклога, жанр, Пасхазий Ратберт, Mенандр Ритор, эпитафия, эпикедий, аллегория

Ненарокова Мария Равильевна

Олевская Вера Васильевна

Архивный иноязычный документ: специфика перевода и описания для различных видов изданий

Олевская В. В. Архивный иноязычный документ: специфика перевода и описания для различных видов изданий // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2011. Вып. 3 (25). С. 74-83
PDF
В статье рассматриваются проблемы включения архивных иноязычных документов в научный оборот на основе их перевода, идентификации и атрибуции, специфики их описания, включения свернутой документной информации в различные виды научно-справочного аппарата, типологии ошибок на всех этапах работы при переводе и археографической подготовке к изданию, ведущих к искажению и фальсификации сведений.
архивоведение, первичный перевод, атрибуция и идентификация документа, археографическая легенда, комментарии, публикация

Олевская Вера Васильевна

Писарев Лев Викторович

Историческая память народа и бытование фольклорного произведения (на примере трех шотландских песен, посвященных Принцу Чарлзу Эдуарду Стюарту)

Писарев Л. В. Историческая память народа и бытование фольклорного произведения (на примере трех шотландских песен, посвященных Принцу Чарлзу Эдуарду Стюарту) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2011. Вып. 3 (25). С. 84-95
PDF
Статья посвящена истории создания и бытованию шотландских народных песен литературного происхождения, посвященных принцу Чарлзу Эдуарду Стюарту и восстанию якобитов 1745 г. Песни «Неужели ты не вернешься назад…» («Will Ye No Come Back Again…»), «Корабельная песня острова Скай» («The Skye Boat Song»), «Мой милый находится за океаном…» («My Bonnie Lies Over the Ocean…») были популярны у народов Британских островов на протяжении около двух веков. Популярность этих песен была обусловлена не только их высоким поэтическим уровнем, истинно народной основой (мелодии песен), но и тем, что их тематика затрагивала пласты народной исторической памяти, связанные с решающими событиями в судьбе Шотландии.
устное народное творчество, шотландские народные песни, принц Чарлз Эдуард Стюарт, якобиты, «Will Ye No Come Back Again…», «The Skye Boat Song», «My Bonnie Lies Over the Ocean…»

Писарев Лев Викторович

Тарасова Наталия Александровна

Проблема установления последовательности записей в рукописном тексте Ф. М. Достоевского (на материале романа "Подросток" и "Дневника писателя" за 1876 - 1877 гг.)

Тарасова Н. А. Проблема установления последовательности записей в рукописном тексте Ф. М. Достоевского (на материале романа "Подросток" и "Дневника писателя" за 1876 - 1877 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2011. Вып. 3 (25). С. 96-106
PDF
Работа посвящена текстологической проблеме, которая не была предметом специального исследования на материале текстов Ф. М. Достоевского, — изучению последовательности записей в рукописях данного автора. В статье приведены примеры неверного отражения порядка черновых записей в научных публикациях рукописей. Анализируются причины такого рода ошибок, помогающие определить методические условия грамотного воспроизведения рукописного текста Ф. М. Достоевского в печати.
творчество Достоевского, текстология, черновики, рукописные пометы

Тарасова Наталия Александровна

Каролинская Юлия Вячеславовна

Мартин А. Хансен и проблема национальной культурной традиции

Каролинская Ю. В. Мартин А. Хансен и проблема национальной культурной традиции // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2011. Вып. 3 (25). С. 107-116
PDF
Разворачивающаяся в Дании на протяжении всего ХХ в. культурная полемика «радикалов» и «традиционалистов» искажает суть взглядов Мартина А. Хансена на роль национальной традиции в духовной жизни Европы. Писатель в своем творчестве не только поэтизирует навсегда утраченный патриархальный уклад жизни, но, опираясь на религиозные поиски С. Киркегора, Г. К. Честертона и Т. С. Элиота, определяет традицию как «самую революционную идею современности». Нелинейное истолкование традиции позволяет Хансену сочетать в своем послевоенном художественном творчестве христианские воззрения и модернистскую форму.
датская литература и культура 1940-х гг., традиция, модернизм, Мартин А. Хансен

Каролинская Юлия Вячеславовна

ПУБЛИКАЦИИ

Добрушина Екатерина Роландовна; Хангиреев Илья Александрович

От "Аббата" до "аналоя": фрагмент "Лингво-энциклопедического словаря русской христианской лексики"

Хангиреев И. А. От "Аббата" до "аналоя": фрагмент "Лингво-энциклопедического словаря русской христианской лексики" // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2011. Вып. 3 (25). С. 119-146
PDF
В публикации представлен фрагмент словаря христианской лексики русского языка, работа над которым ведется в ПСТГУ силами специалистов филологического и богословского факультетов. Публикация предваряется вступительной статьей, в которой описаны основные принципы работы.
лексикография, лингво-энциклопедический словарь, русский язык, христианство, словарная статья

Добрушина Екатерина Роландовна


Хангиреев Илья Александрович

ХРОНИКА

Гостевые лекции преподавателей филологического факультета ПСТГУ в Женеве и Милане и преподавателей Миланского университета Cв. Cердца на филологическом факультете ПСТГУ

Гостевые лекции преподавателей филологического факультета ПСТГУ в Женеве и Милане и преподавателей Миланского университета Cв. Cердца на филологическом факультете ПСТГУ // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2011. Вып. 3 (25). С. 149-150
PDF