В статье рассматривается, каким образом тема художественного творчества в его эстетическом и нравственном аспектах воплощена в ранних новеллах Н. Готорна (1804–1864). По мнению автора статьи, это происходит в рамках романтической идейно-художественной парадигмы, в которую вносит коррективы обостренный морализм, заданный пуританским наследием Новой Англии. Так, в новелле «Пророческие портреты» (1837) затронута тема нравственной опасности проникновения в глубины чужих сердец и запечатления их средствами искусства. Изображенное в новелле «Мастер красоты» (1844) противостояние художника и социума отражает универсальную оппозицию идеального и материального,
с которой связаны другие дихотомии, характерные для романтизма, — времени и вечности, рассудка и воображения, механизма и организма. В этом контексте художник — носитель трансцендентального воображения — приобретает особую миссию хранителя и глашатая Истины. Вместе с тем, романтический эстетизм, составляющий, на первый взгляд, идейную основу новеллы, подвергается в ней подспудной критике на уровне образности и повествовательных стратегий. Автор статьи приходит к выводу о том, что противоречие между романтическим эстетизмом и пуританской этикой общественных и семейных добродетелей не разрешается в новеллах; присутствуя здесь имплицитно, оно обостряется и находит разрешение в позднейших романах Готорна.
Натаниэль Готорн, новеллы, пуританизм, романтизм, творчество, искусство, художник, воображение, эстетизм, этика, мораль, повествовательные стратегии
Аксенов Алексей Валерьевич