/

Вестник ПСТГУ . Серия III: Филология

Вестник ПСТГУ III :61

ИССЛЕДОВАНИЯ

Арутюнова-Фиданян Виада Артуровна

Контакты Древней Руси и Армении. Начало

Арутюнова-Фиданян В. А. Контакты Древней Руси и Армении. Начало // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2019. Вып. 61. С. 11-27

DOI: 10.15382/sturIII201961.11-27
Источники, освещающие военные и торговые, информационные и культурные связи средневековой Армении и Киевской Руси, несмотря на их скупость, дают возможность понять представления армян о Руси. Армяне общались с Русью и русами через купцов, воинов и дипломатов на путях миграции, торговли и войны, через Византийскую империю, русские и армянские диаспоры. Прежде всего и ранее всего непосредственные контакты оборачивались военными столкновениями (битва в Партаве, сражения на Балканах). И в начале перед нами предстает образ «незнакомого и чуждого народа рузиков». Русские купцы-воины проникали далеко на Восток, особенно в период военных экспедиций в Прикаспийские регионы. С конца X в. русский корпус, посланный князем Владимиром Василию II, вошел в состав византийского войска, и в течение XI в. мы встречаем русскую дружину на службе империи в разных местах, «где только шли военные действия» (по выражению В. Г. Васильевского), в том числе и в Закавказье. Поворотным пунктом в эволюции образа «рузов» в Армении становится вхождение Руси в семью христианских народов. Духовная общность православных армян и православных русских проявляется в близости декора и иконографических программ храмов Северо-Восточной Руси и армяно-халкидонитских церквей. Самыми значительными феноменами конфессиональных контактов Армении и Руси стали почитание Григория Просветителя на Руси и почитание свв. Бориса и Глеба в Армении.
Древняя Русь, Средневековая Армения, образы рузов в армянской историографии, христианизация, духовная общность православных армян и русских, конфессиональные контакты, святой Григорий Просветитель, святой Борис, святой Глеб
  1. Абгарян Г. В. К проблеме предполагаемой греческой версии «Сказания о Борисе и Глебе» // Русская и армянская средневековые литературы. Л., 1982. С. 235–254.
  2. Абегян М. История древнеармянской литературы. Ереван, 1975.
  3. Авдалбекян М. Армянские прологи (синаксари) и их историко-литературное значение. Ереван, 1982 (на арм. яз.).
  4. Айвазян К. В. Культ Григория Армянского, «арменская вера» и «арменская ересь» в Новгороде (XIII–XVI вв.) // Русская и армянская средневековая литературы. Л., 1982. С. 255–332.
  5. Айвазян К. В. История отношений русской и армянской церквей в Средние века. Ереван, 1989.
  6. Акопян А. А. Албания — Алуанк в греко-латинских и древнеармянских источниках. Ереван, 1987.
  7. Акопян З. А. Особенности иконографии армяно-халкидонитских памятников (X–XIII вв.) // Историко-филологический журнал. Ереван, 2009. № 2–3. С. 167–185.
  8. Арутюнова-Фиданян В. А. Божество Куар и «северные племена» // Цивилизация и варварство. М., 2012. С. 266–296.
  9. Арутюнова-Фиданян В. А. Православные армяне в Северо-Восточной Руси // Древнейшие государства Восточной Европы. 1992–1993. М., 1995. С. 196–208.
  10. Арутюнова-Фиданян В. А., Щавелёв А. С. Очерк истории изучения легенд об основаниях городов в древнерусской «Повести временных лет» и армянской «Истории Тарона»: Кий и Куар // Древнейшие государства Восточной Европы. 2011. М., 2013. С. 7–33.
  11. Атаджанян И. А. Русское «Сказание о Борисе и Глебе» и армянские Четьи-Минеи. Ереван, 1969.
  12. Васильевский В. Г. Труды. Пг., 1915. Т. 3.
  13. Всеобщая история Степаноса Таронского Асолика по прозванию / пер. Н. О. Эмина. М., 1864.
  14. Григорьян К. Н. Из истории русско-армянских отношений // Известия АН Арм. ССР. 1954. № 4. С. 19–29.
  15. Дашкевич Я. Р. Древняя Русь и Армения в общественно-политических связях XI–XIII вв. (Источники исследования темы) // Древнейшие государства на территории СССР. 1982. М., 1984. С. 179–194.
  16. Каковкин А. Я. Об изображении Григория Просветителя на реликварии 1293 г. // Вестник общественных наук АН Арм. ССР. 1976. № 11 (37). С. 84–88.
  17. Крипякевич И. П. К вопросу о начале армянской колонии во Львове // Исторические связи и дружба украинского и армянского народов. Киев, 1965. С. 122–127.
  18. Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М.; Л., 1947.
  19. Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986.
  20. Лазарев В. Н. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси // История русского искусства. М., 1955. Т. 1. С. 396–441.
  21. Лелеков Л. А. Искусство Древней Руси в его связях с Востоком // Древнерусское искусство. М., 1973. С. 55–80.
  22. Марр Н. Я. Избранные работы. Л., 1935. Т. 1.
  23. Меликсет-Бек Л. М. Древняя Русь и Армения (Взаимоотношения и мифословотворческие связи) // Труды института им. Н. Я. Марра АН Арм. ССР. Ереван, 1946. Т. 1. С. 108–128.
  24. Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк / пер. с древнеарм., предисл. и коммент. Ш. В. Смбатяна. Ереван, 1984.
  25. Мурадян П. М. Кавказский культурный мир и культ Григория Просветителя // Кавказский культурный мир и Армения. Ереван, 2012. Вып. 2. С. 5–20.
  26. Орбели И. А. Избранные труды. Ереван, 1963.
  27. Повествование Аристакеса Ластивертци / крит. текст К. Н. Юзбашяна. Ереван, 1963 (на древнеарм. яз.).
  28. Повествование вардапета Аристакеса Ластивертци / пер. с древнеарм., вступ. ст., коммент. и прилож. К. Н. Юзбашяна. М., 1968.
  29. Половой Н. Я. О дате второго похода Игоря на греков и похода русских на Бердаа // Византийский временник. 1958. Т. 14. С. 138–147.
  30. Розов Н. Н. К изучению русско-армянских культурных связей древнейшего периода (Русский митрополит Иларион и католикос Нерсес) // Вестник Ереванского университета. 1970. № 2. С. 197–203.
  31. Халпахчьян О. Х. Армяно-русские культурные отношения и их отражение в архитектуре. Ереван, 1957.
  32. Халпахчьян О. Х. Культурные связи Владимиро-Суздальской Руси и Армении. М., 1977.
  33. Эмин Н. О. Переводы и статьи по духовной армянской литературе 1859–1882. М., 1897.
  34. Dachkevytch Ya. Les Arméniens à Kiev (jusqu’à 1240) // Revue des études arméniennes. 1973–1974. T. 10. P. 305–358; 1975–1976. T. 11. P. 327–375.
  35. Der-Nersessian S. La reliquaire de Skevra et l’orfèvrerie cilicienne aux XIIIe et XIVe siècles // Revue des études arméniennes. 1964. T. 1. P. 121–148.
  36. Histoire d’Arménie, comprenant la fi n du royaume d’Ani et le commencement de l’invasion des seldjoukides par Aristaguès de Lastiverd / Trad. Evariste Prud’homme. P., 1864.
  37. Lidov A. The Mural Painting of Akhtala. М., 1991.
  38. Oleš M. The Armenian Law in the Polish Kingdom (1356–1519). Roma, 1966.
  39. Peeters P. [Рец. на работу В. Н. Бенешевича «Армянский пролог о свв. Борисе и Глебе» // Analecta Bollandiana. 1911. T. 30. P. 374–75.

Арутюнова-Фиданян Виада Артуровна


Ученая степень: доктор исторических наук;
Место работы: Институт мировой истории, Российская академия наук; Российская Федерация, 119334, г. Москва, Ленинский проспект, д. 32А;
ORCID: 0000-0003-4900-1736;
Электронный адрес: nikitatal@mail.ru.
Гусарова Екатерина Валентиновна

Псалтирь следованная MS. or. 133 из коллекции Э. Рюппеля: особенности содержания

Гусарова Е. В. Псалтирь следованная MS. or. 133 из коллекции Э. Рюппеля: особенности содержания // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2019. Вып. 61. С. 28-37

DOI: 10.15382/sturIII201961.28-37
Ценным источником для изучения истории Эфиопии, в частности начального периода феодальной раздробленности в этом регионе, ее литературной и церковной традиций и ряда смежных дисциплин, является Псалтирь Следованная с параллельным «переложением» на амхарский язык, именуемым в эфиопской традиции Андэмта (шифр MS. or. 133), из библиотеки гондарских царей. Эта рукопись хранится в библиотеке Иоганна Христиана Зенкенберга Франкфуртского университета в составе рукописного собрания немецкого исследователя и путешественника Эдуарда Рюппеля, научная деятельность которого развернулась в середине XIX в. Рассматриваемая рукопись, переписанная не позднее 1755 г. (последнего года правления первого из упомянутых в ней монархов), представляет собой редкий экземпляр книги из царской библиотеки и пример толкования Священного Писания на понятном современникам разговорном амхарском языке (обозначается как староамхарский — разновидность амхарского языка, характерная для Эфиопии XVII–XVIII вв.). Текст организован в два столбца, что несвойственно для рукописей Псалтири, но позволяет привести параллельно текст на геэзе (левый столбец) и амхарском языке (правый столбец). Данный кодекс принадлежал нескольким представителям правящей династии, имена которых упомянуты в тексте. Рукописи такого содержания крайне редки, что, в частности, прослеживается на основе анализа печатных каталогов эфиопских рукописей, и заслуживают отдельного рассмотрения.
эфиопская монархия, история Эфиопии, Эфиопская Церковь, Псалтирь Следованная, Толковая Псалтирь, староамхарский язык, перевод Священного Писания, Андэмта
  1. A Catalogue of Ethiopian Manuscripts Microfi lmed for the Ethiopian Manuscript Microfi lm Library, Addis Ababa, and for the Hill Monastic Manuscript Library, Collegeville / Getatchew Haile, ed. Collegeville, 1993. Vol. 10: Project Numbers 4001–5000.
  2. Angel Garcia M. Tərgwame // Encyclopaedia Aethiopica. Wiesbaden, 2010. Vol. 4. P. 921–923.
  3. Bəluy kidan. Zätäsänaʼawä məslä mạ̈ṣaḥəft qäddämt zäbərana wäməslä mạ̈ṣaḥəftä Sorya wạ̈ṣərʼ wäʻaräb / [F. da Bassano, ed.] Asmara, 1915–18 A.M. (1922/23–25/26 A.D.). 4 vol.
  4. Devens M. Mäḥaləyä näbiyat // Encyclopaedia Aethiopica. Wiesbaden, 2007. Vol. 3. P. 646.
  5. Goldschmidt L. Die Abessinischen Handschriften der Stadtbibliothek zu Frankfurt am Main (Rüppell’sche Sammlung). Berlin, 1897.
  6. Heldman E. M. Psalter // Encyclopaedia Aethiopica. Wiesbaden, 2010. Vol. 4. P. 231–233.
  7. Leslau W. Comparative Dictionary of Geʻez (Classical Ethiopic). Wiesbaden, 1987.
  8. Ludolf H. Psalterium Davidis aethiopice et latine cum duobus impressis et tribus MSStis codicibus diligenter collatum et emendatum. Frankfort, 1701.
  9. Mäzmurä Dawit nəbabunna tərgwamew / Tewofl os, ed. Addis Ababa, 1950 A. M. (1957–1958 A. D.).
  10. Mazmurat za-Dāwit, wa-maḥāley wa-ṣalotat za-nabyat, wa-maḥāleya Salomon wa-Weddāsē Egze’etna Māryām, mesla Anqaṣa berhan / C. de Luigi, ed. Roma, 1905.
  11. Rüppell E. Reise in Abyssinien. Frankfurt am Main, 1838. Bd. 1; 1840. Bd. 2.
  12. Stoff regen-Pedersen K., Tedros Abraha. Andəmta // Encyclopaedia Aethiopica. Wiesbaden, 2003. Vol. 1. P. 258–259.
  13. Stoff regen-Pedersen K. Traditional Ethiopian Exegesis of the Book of Psalms. Wiesbaden, 1995.
  14. Tönnies B. Verlust und Wiederauffi ndung äthiopischer Handschriften aus Sammlung Rüppell // Aethiopica. 2012. Bd. 15. S. 228–232.
  15. Weninger S. Weddase Maryam // Encyclopaedia Aethiopica. Wiesbaden, 2010. Vol. 4. P. 1173–1174.
  16. [Zotenberg H.] Catalogue des manuscrits éthiopiens (gheez et amharique) de la Bibliothèque nationale. P., 1877.
  17. URL: http://18.235.151.129/index.php?HMMLNum=&shelfMark=&country=Ethiopia&author=&city=&title=Psalter&library=&language=Amharic&incipit=&searchType=1(24.05.2019).

Гусарова Екатерина Валентиновна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт вотсочных рукописей РАН; Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, Дворцовая наб. д. 18;
Должность: младший научный сотрудник отдела Ближнего и Среднего Востока;
ORCID: 0000-0003-2170-024;
Электронный адрес: ekater-ina@mail.ru.
Заболотный Евгений Анатольевич

Рецепция восточными сирийцами антиохийской традиции: монастыри vs школы

Заболотный Е. А. Рецепция восточными сирийцами антиохийской традиции: монастыри vs школы // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2019. Вып. 61. С. 38-52

DOI: 10.15382/sturIII201961.38-52
Как известно, в V — начале VII в. в Церкви Востока, существовавшей на территории Сасанидского Ирана, происходила рецепция христологического учения Антиохийской школы. Изучение сирийских и греческих источников дает возможность разделить указанный процесс на два этапа: усвоение христологии Феодора Мопсуестийского и рецепцию учения Нестория, которые были осуществлены соответственно Нарсаем († не ранее 502) и Бавваем Великим († между 628 и 630). В этой связи весьма важным представляется исследование проблемы институтов, способствовавших восприятию восточными сирийцами феодорианства и несторианства. Как показано в настоящей статье, вплоть до середины VI столетия рецепция антиохийской традиции осуществлялась посредством Эдесской и Нисибинской школ, а не через монастыри. Более того, в начале рассматриваемого периода влияние монашеской традиции внутри Церкви Востока не было столь сильным. Эту ситуацию начал менять еще католикос Мар Ава I (537/40–552), выдающийся ученый и аскет. Тем не менее определяющей стала деятельность Баввая Великого, который соединил в своем лице две традиции — школьную, восходящую к главам Нисибинской академии Нарсаю и его родственнику Аврааму Бет-Раббанскому, и монашескую, связанную с Авраамом Кашкарским, основателем Великого монастыря на горе Изла. Именно Баввай, третий настоятель этого монастыря, ставший впоследствии фактическим местоблюстителем престола Селевкии-Ктесифона, превратил восточно-сирийские обители в подлинные центры несторианизации Церкви Востока.
Эдесская и Нисибинская школы, сирийское христианство, восточно-сирийская традиция, несторианство, монашество, интеллектуальная жизнь, Церковь Востока, Персия, Византия, Сирия, Нарсай, Мар Ава I, Баввай Великий, Несторий, Феодор Мопсуестийский
  1. Брок С. Христология Церкви Востока / пер. А. В. Муравьева // Вестник древней истории. 1995. Вып. 2 (213). С. 39–53.
  2. Заболотный Е. А. История конфессионального разделения сирийского христианства и развитие христологии в IV–VIII вв.: дис. .. канд. истор. наук. М., 2016.
  3. Заболотный Е. А. Мар Аба I // Православная энциклопедия. 2016. Т. 43. С. 421–424.
  4. Заболотный Е. А. Мессалиане // Православная энциклопедия. 2017. Т. 45. С. 30–35.
  5. Заболотный Е. А. Нарсай, сирийский богослов // Православная энциклопедия. 2017. Т. 48. С. 402–412.
  6. Заболотный Е. А. Несторианство // Православная энциклопедия. 2018. Т. 49. С. 110–127.
  7. Заболотный Е. А. Христология Церкви Востока: основные направления развития в V — нач. VII в. // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2014. № 5 (40). С. 33–44.
  8. Заболотный Е. А. Церковь Востока и религиозная политика императора Юстиниана // Византийский временник. М., 2015. Т. 74 (99). С. 47–60.
  9. Мишин Д. Е. Хосров I Ануширван (531–579), его эпоха и его жизнеописание и поучение в истории Мискавейха. М., 2014.
  10. Селезнев Н. Н. Несторий и Церковь Востока. М., 2005.
  11. Селезнев Н. Н. Христология Ассирийской Церкви Востока: Анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М., 2002.
  12. Assemani J. S. Bibliotheca Orientalis Clementino-Vaticana. Romae, 1725. T. 3. Pars 1: De scriptoribus Syris Nestorianis; 1728. Pars 2: De Syris Nestorianis.
  13. Babai Magni Liber de unione / A. Vaschalde, ed., trad. Parisiis, 1915. 2 vol. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; 79–80. Syr.; 61–62).
  14. Barḥadbešabba ʻArbaia. Histoire ecclésiastique. Pt. 2 / F. Nau, éd. // Patrologia Orientalis. P., 1913. T. 9. Fasc. 5.
  15. Baum W., Winkler D. W. The Church of the East. L., 2003.
  16. Baumstark A. Geschichte der syrischen Literatur mit Ausschluss der christlich-palästinensischen Texte. Bonn, 1922.
  17. Becker A. H. Fear of God and the Beginnig of Wisdom: The School of Nisibis and Christian Scholastic Culture in Late Antique Mesopotamia. Philadelphia, 2006.
  18. Brock S. Babai the Great // Gorgias Encyclopedic Dictionary of the Syriac Heritage. Piscataway, 2011. P. 49–50.
  19. Brock S. The Christology of the Church of the East in the Synods of the 5th to Early 7th Centuries: Preliminary Considerations and Materials // Idem. Studies in Syriac Christianity: History, Literature and Theology. Aldershot; Brookfi eld, 1992. № 12. P. 125–142. (Variorum Collected Studies; 357).
  20. Chediath G. The Christology of Mar Babai the Great. Kottayam, 1982.
  21. Chialà S. Abramo di Kashkar e la sua comunità: La rinascita del monachesimo siro-orientale. Comunità di Bose (Magnano), 2005.
  22. Chronique de Séert. Pt. 2 (1) / A. Scher et al., éds. // Patrologia Orientalis. P., 1911. T. 7. Fasc. 2.
  23. Cosmas Indicopleustès. Topographie chrétienne / W. Wolska-Conus, éd., trad.; P. Lemerle, préf. P., 1968. T. 1. (Sources chrétiennes; 141).
  24. Early Christian Mystics / A. Mingana, ed., transl. Cambridge, 1934. (Woodbrook Studies; 8).
  25. Gero S. Barsauma of Nisibis and Persian Christianity in the 4th Century. Louvain, 1981. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; 426. Subsidia; 63).
  26. Guillaumont A. Justinien et l’Eglise de Perse // Dumbarton Oaks Papers. 1969/1970. Vol. 23/24. P. 41–66.
  27. Histoire de Mar-Jabalaha, de trois autres patriarches, d’un prêtre et de deux laïques, nestoriens / P. Bedjan, éd. P.; Leipzig, 1895.
  28. Hutter M. Mār Abā and the Impact of Zoroastrianism on Christianity in the 6th Century // Religious Themes and Texts of Pre-Islamic Iran and Central Asia / C. G. Cereti et al., eds. Wiesbaden, 2003. P. 167–173.
  29. Le livre de la Chasteté composé par Jésudenah, évêque de Baçrah / J. B. Chabot, éd., trad. P., 1896.
  30. Mar Barhadbešabba ʻArabaya, évêque de Halwan. Cause de la fondation des écoles / A. Scher, éd., trad. // Patrologia Orientalis. P., 1908. T. 4. Fasc. 4.
  31. Narsai. Metrical Homilies on the Nativity, Epiphany, Passion, Resurrection and Ascension / F. G. McLeod, ed., transl. // Patrologia Orientalis. Turnhout, 1979. T. 40. Fasc. 1.
  32. Payne R. E. A State of Mixture: Christians, Zoroastrians, and Iranian Political Culture in Late Antiquity. Oakland, [2015]. P. 100–126.
  33. Sachau E. Syrische Rechtsbücher. Berlin, 1914. Bd. 3.
  34. Synodicon Orientale ou recueil de synodes nestoriens / J. B. Chabot, éd., trad. P., 1902.
  35. The «Historia Monastica» of Thomas, Bishop of Marga / E. A. Wallis Budge, ed., transl. L., 1893. 2 vol.
  36. Vööbus A. History of Asceticism in the Syrian Orient: A Contribution to the History of Culture. Louvain, 1958–1988. 3 vol. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; 184, 197, 500. Subsidia; 14, 17, 81).
  37. Vööbus A. History of the School of Nisibis. Louvain, 1965. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; 266. Subsidia; 26).

Заболотный Евгений Анатольевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: МГУ имени М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991 г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000–0002–0629–747X;
Электронный адрес: e.zabolotnyj20@mail.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 19–29–07549.
Кобищанов Тарас Юрьевич

«Страна мрака» или «Царство земное»: восприятие Руси и Московии жителями Ближнего Востока в раннее Новое время

Кобищанов Т. Ю. «Страна мрака» или «Царство земное»: восприятие Руси и Московии жителями Ближнего Востока в раннее Новое время // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2019. Вып. 61. С. 53-66

DOI: 10.15382/sturIII201961.53-66
Уроки географии, полученные в рамках всеобщего среднего образования, а также общедоступность СМИ дают подавляющему большинству наших современников достаточно ясное понимание, где находятся другие страны и континенты. Чуть сложнее обстоит с осознанием того, что происходит в этих странах; но и в этом случае, при всех идеологических мифах, политических инсинуациях и личных фантазиях, образ жизни «другого» мира более или менее реалистичен.Но так было не всегда. На протяжении большей части человеческой истории политико-географические границы не объединяли людей в рамках таких «воображаемых сообществ», как нации. До последнего времени в арабском мире, как, впрочем, и в большей части Европы, триада «политика–идентичность–география» не составляла устойчивой конструкции и уступала другим социальным маркерам: месту рождения или воспитания, родо-племенной принадлежности, вероисповеданию, членству в конкретной религиозной общине, подданству того или иного правителя.Однако география была очень важна. Даже при отсутствии современных техникпространственной визуализации и государственной политики поддержания национальной идентичности воображение помогало людям выстраивать и ранжировать мировое пространство. Эти воображаемые пространства были крайне различными и заселены они были — даже с позиций современной привычки к демонизации или (что реже) к идеализации других — очень причудливыми сообществами и индивидуумами.Представленная статья посвящена теме, как в преддверии Нового времени воспринимались на Ближнем Востоке далекие северные земли.
Ближний Восток, восприятие России, арабские путешественники, российско-арабские контакты, средневековая география, география Нового времени
  1. ал-Джабарти, Абд ар-Рахман. Египет в канун экспедиции Бонапарта (1776–1798) / пер., предисл. и примеч. Х. И. Кильберг. М., 1978.
  2. Кириллина С. А. Очарованные странники: арабо-османский мир глазами российских паломников XVI–XVIII столетий. М., 2010.
  3. Кобищанов Т. Ю. «Греческий проект» Екатерины II и Сирия // Вестник Московского университета. Серия 13: Востоковедение. 2017. № 2. C. 3–25;
  4. Кобищанов Т. Ю. Крест над Бейрутом: российская экспедиция в Восточное Средиземноморье 1769–1774 гг. в восприятии сирийских современников // Вестник Московского университета. Сер. 13: Востоковедение. 2009. № 1. С. 3–22; № 2. С. 3–20.
  5. Люзиньян С. История о возмущении Али-бея против Оттоманской Порты с различными новыми известиями о Египте, Палестине, Сирии и Турецком государстве, также о путешествиях из Алеппа в Бальзору. М., 1789.
  6. Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858.
  7. Новосельцев А. П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI–IX вв. // Древнейшие государства Восточной Европы. М., 2000. C. 264–323.
  8. Панченко К. А. Ближневосточное Православие под османским владычеством. Первые три столетия, 1516–1831. М., 2012.
  9. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. СПб., 1884. Т. 1: Извлечения из сочинений арабских.
  10. Abras M. Le voyage de deux moines Melkites en Italie du Nord en 1775 // Les Européens vus par les Libanais à l’époque ottomane. Beirut, 2002. P. 59–65.
  11. Brayk, Mīḫā’īl ad-Dimašqī. Ta’rīḫ aš-Šām, 1720–1782. Dimašq, 1982.
  12. ad-Dimašqī, Šams ad-Dīn. Kitāb nuḫbat ad-dahr fī ‘aǧā’ib al-barr wa-l-baḥr / M. A. F. Mehren, ed. Leipzig, 1923.
  13. al-Ḥallāq, Aḥmad al-Budayrī. Ḥawādit Dimašq al-yawmiyya 1154–1175 / 1741–1762 / Aḥmad ‘Izzat ‘Abd al-Karīm, ed. Al-Qāhira, 1959.
  14. Heyberger B. Les Européens vus par les Libanais (XVIe — XIXe siècles) // Les Européens vus par les Libanais à l’époque ottomane. Beirut, 2002. P. 1–22.
  15. Lewis B. A Middle East Mosaic: Fragments of Life, Letters and History. N. Y., 2000.
  16. Lusignan S. K. A History of the Revolt of Aly Bey, against the Ottoman Porte, including an Account of the Form of Government of Egypt; together with a Description of Grand Cairo and of Several Celebrated Places in Egypt, Palestine and Syria; to which are added, A Short Account of the Present State of Christians who are Subjects to the Turkish Government, and The Journal of a Gentleman who traveled from Aleppo to Bassore. L., 1783.
  17. Pelfitsch A. Europe with a Diff erence? Mīkhā’īl Nu‘aymah (1988–1988) and Russia // Les Européens vus par les Libanais à l’époque ottomane. Beirut, 2002. P. 225–238.
  18. Sajdi D. In Other Worlds? Mapping Out the Spatial Imaginaries of 18th-Century Chroniclers from the Ottoman Levant (Bilād al-Shām) // Journal of Ottoman Studies. 2014. Vol. 44. P. 357–392.
  19. al-Ṣāliḥī, Muḥammad ibn Kannān. Yawmiyyāt šāmiyya / Akram Aḥmad al-‘Ulabī, ed. Dimašq, 1994.
  20. Turk N. Chronique d’Egypte 1798–1804 / éd., trad. G. Wiet. Le Caire, 1950.

Кобищанов Тарас Юрьевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт стран Азии и Африки МГУ имени М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 101999 г. Москва, Моховая ул. д. 11;
Должность: доцент кафедры Истории стран Ближнего и Среднего Востока;
ORCID: 0000-0001-8165-0897;
Электронный адрес: kobischanov@mail.ru.
Кормышева Элеонора Евфимовна

Древнеегипетские корни образа пантеры в александрийском «Физиологе»

Кормышева Э. Е. Древнеегипетские корни образа пантеры в александрийском «Физиологе» // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2019. Вып. 61. С. 67-79

DOI: 10.15382/sturIII201961.67-79
Цель данного исследования — проследить древнеегипетские корни образа Пантеры, символизирующей Спасителя в зоологической мистерии «Физиолог», созданной в египетской Александрии. С учетом высказанного в литературе мнения об утрате Пантерой черт хищника и превращения ее в «Физиологе» в бесполый образ, в статье на основании анализа текстового и изобразительного материала древнего Египта прослежены черты, характерные для Пантеры древнеегипетской мифологии, которые остались присущими ее образу в «Физиологе». Для осуществления поставленной задачи были выделены следующие особенности ее образа, которые, по мнению автора, восходят к древнеегипетской традиции. Это изначальное единство Пантеры и Змеи, которое прослеживается на ранних памятниках древнеегипетской культуры — палетках раннединастического периода из Иераконполя, где наблюдается комбинированный образ, показывающий единение обоих зверей. По сохранившимся источникам их разрыв и враждебность, а также превращение Пантеры в защитника Солнечного бога фиксируются в Текстах Пирамид эпохи Древнего царства (III тыс. до н. э.), где действует самка пантеры, Мафдет, которая убивает змея как врага Солнечного бога. Исследуются также египетские корни представлений о многоцветности Пантеры, отразившиеся в «Физиологе». В статье приводятся данные, связанные с отношением египтян к шкуре пантеры как персонифицированной модели космоса. Примером служат одеяния жрецов и умершего перед жертвенным столом, а также голова пантеры на различных предметах, одежде, магических жезлах. По мнению автора, на становление образа Пантеры как зоологической персонификации Спасителя повлияла также ее роль перевозчика душ умерших в потустороннем мире. В качестве доказательства этого тезиса рассматриваются магические жезлы эпохи Среднего царства, на которых показаны мифические образы крылатой Пантеры с головой сокола — перевозчика головы умершего, а также фигуры Тутанхамона на черной пантере, найденные в его гробнице. Представляется, что присущие Пантере черты защитника Солнечного бога и трансформатора душ потустороннего мира привели к ее персонификации в образе Христа.
Древний Египет, Пантера, Тутанхамон, Змей, Мафдет, Солнечное божество, «Физиолог», Тексты Пирамид, Бени Хасан, Хор, Исида
  1. Кормышева Э. Е. Голова как самостоятельная часть тела в потустороннем мире // Эпиграфика Востока. 2019. Вып. 34 (в печати).
  2. Ходжаш С. И. Жезл и туалетный сосуд с изображением сцены магической защиты // Древний Египет. Сборник статей. M., 1960. C. 242–260.
  3. Юрченко А. Г. Александрийский Физиолог. Зоологическая мистерия. СПб., 2001.
  4. Allen J. The Ancient Egyptian Pyramid Texts. Atlanta, 2015.
  5. Ciałowicz K. M. Les palettes égyptiennes aux motifs zoomorphes et sans décoration: Études de l’art prédynastique. Kraków, 1991.
  6. Davies N. de G. Paintings from the Tomb of Rekh-Mi-Re at Thebes. N. Y., 1935.
  7. Edel E. Zu den Inschriften auf den Jahreszeitenreliefs der “Weltkammer” aus dem Sonnenheiligtum des Niuserre // Nachrichten der Akademie der Wissenschaften in Göttingen. Philologisch-Historische Klasse. 1961. Bd. 8. S. 209–255.
  8. Hawass Z. Le Trésor de Toutankhamon. P., 2008.
  9. Hsu Shih-Wei. The “Griffi n” as a Visual and Written Image for the King // Göttinger Miszellen. 2011. Bd. 231. S. 45–56.
  10. Jéquier G. La Panthère dans l’ancienne Égypte // Revue d’éthnographie et de sociologie. P., 1913. Vol. 4. P. 535–373.
  11. Kammerzell F. Panther, Löwe und Sprachentwicklung im Neolithikum. Göttingen, 1994.
  12. Kamrin J. The Cosmos of Khnumhotep II at Beni Hasan. L.; N. Y., 1999.
  13. Kanawati N., Evans L. Beni Hassan. Oxford, 2014. Vol. 1: The Tomb of Khnumhotep II; 2018. Vol. 4: The Tomb of Baqet III.
  14. Leibovitch J. Le griffon (Trois communications faites à l’institut d’Egypte). Le Caire, 1946.
  15. Legge F. The Magic Ivories of the Middle Empire // Proceedings of the Society of Biblical Archaeology. 1905. T. 27. Р. 130–152, 297–303.
  16. Mauric-Barberio F. Unzahlige neue Wand-, Pfeiler-und Deckenfragmente aus dem Grab Sethos’ I // Scanning Sethos. Die Wiedergeburt eines Pharaonengrabes. Basel, 2018. S. 118–129.
  17. Petrie W. M. F. Medum. L., 1892.
  18. Petrie W. M. F. Objects of Daily Use. L., 1927.
  19. Sethe K. Urkunden des Alten Reichs. Leipzig, 1932. Bd. 1.
  20. Shorter A. W. A Magical Ivory // Journal of Egyptian Archaeology. 1932. Vol. 18. P. 1–2.
  21. Quibell J. E. Hierakonpolis. L., 1900. Pt. 1.
  22. Quibell J. E., Green F. W. Hierakonpolis. L., 1902. Pt. 2.
  23. Virey Ph. Le tombeau de Rekhmara, préfet de Thèbes sous la XVIII Dynastie. P., 1889.
  24. Westendorf W. Beitrage aus und zu den medizinischen Texten // Zeitschrift für ägyptische
  25. Sprache. 1966. Bd. 92. S. 129–132.
  26. Westendorf W. Panther // Lexikon der Ägyptologie. Lieferung 5. Wiesbaden, 1982. Bd. 4. S. 664–665.

Кормышева Элеонора Евфимовна


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Институт востоковедения РАН; Российская Федерация, 107031, г. Москва, ул. Рождественка, 12;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000 0002 9274 5661;
Электронный адрес: elena3430@mail.ru.
Панченко Константин Александрович

Христианская разведка в Мамлюкском государстве XIV в.: неожиданные ракурсы

Панченко К. А. Христианская разведка в Мамлюкском государстве XIV в.: неожиданные ракурсы // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2019. Вып. 61. С. 80-92

DOI: 10.15382/sturIII201961.80-92
В статье анализируется загадочная приписка в рукописи арабского Служебника, ныне хранящегося в собрании Синайского монастыря (Sin. ar. 241). Этот текст напрямую связан с подготовкой Александрийского крестового похода, предпринятого в октябре 1365 г. кипрским королем Пьером Лузиньяном против мамлюкского султаната. Как явствует из приписки, группа православных арабов, один из которых был владельцем Служебника, выехав, предположительно, с территории Кипрского королевства, в феврале–июне 1365 г. совершила поездку по главным церковно-политическим центрам сиропалестинского региона, после чего вернулась на Кипр и далее проследовала на Родос, место сбора сил крестоносцев. Данная поездка, предположительно, имела целью сбор информации и установление неких контактов, скорее всего, с местными церковными иерархами. После нападения крестоносцев на Александрию мамлюкские власти начали террор против своих христианских подданных, подозревая их в нелояльности и связях с внешними врагами. Практически во всех городах, которые посетили владельцы Sin. ar. 241, христианское духовенство подверглось жестоким преследованиям. Под давлением властей происходит сворачивание связей ближневосточных православных Церквей с Византией, что усугубило кризис Христианского Востока, наступивший в позднее Средневековье.
Христианский Восток, Мамлюкский султанат, Кипрское королевство, христианско-мусульманские отношения, православные арабы, синайские рукописи
  1. Близнюк С. В. Крестоносцы позднего средневековья: король Кипра Пьер I Лузиньян. М., 1999.
  2. Леонтий Махера. Повесть о сладкой земле Кипр. Книга II / пер. С. В. Близнюк // Крестоносцы позднего Cредневековья. М., 1999. С. 53–135.
  3. Панченко К. А. Евфимий II, патриарх Иерусалимский // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 17. С. 428.
  4. Панченко К. А. Поджог Каира 1321 г. и проблема христианского терроризма в Мамлюкском государстве // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2011. Вып. 4 (26). С. 96–124.
  5. Панченко К. А. Забытая катастрофа. К реконструкции последствий Александрийского крестового похода 1365 г. на Христианском Востоке // Арабы-христиане в истории и литературе Ближнего Востока. М., 2013. С. 202–219.
  6. Панченко К. А. «В год Александрии». К истории мамлюкского гонения на христиан после Александрийского Крестового похода 1365 г. // Вестник церковной истории. 2017. № 1–2 (45–46). С. 127–136.
  7. Панченко К. А. Николай I, патриарх Александрийский // Православная энциклопедия. М., 2018. Т. 50. С. 380–381.
  8. Посетитель и описатель Святых мест в трех частях света состоящих или путешествие Мартына Баумгартена, Немецкой Империи Дворянина и Кавалера, в Египет, Аравию, Палестину и Сирию. СПб., 1794.
  9. Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950.
  10. Проскинитарий Арсения Суханова. 1649–1653 гг. СПб., 1889.
  11. Фрескобальди Л. Путешествие во Святую землю // Записки итальянских путешественников XIV в. М., 1982. С. 17–46.
  12. ʻAṭiya, ʻAzīz. Al-Fahāris al-taḥlīliyya li-maḫṭūṭāt Ṭūr Sīnā al-ʻarabiyya. Al-Iskandariyya, 1970.
  13. Edbury P. W. The Kingdom of Cyprus and the Crusades. 1191–1374. Cambridge, 1991.
  14. Pahlitzsch J. Mediators between East and West: Christians under Mamluk Rule // Mamluk Studies Review. 2005. Vol. 9. № 2. P. 31–47.
  15. The Pilgrimage of Arnold von Harff , Knight, from Cologne, through Italy, Syria, Egypt, Arabia, Ethiopia, Nubia, Palestine, Turkey, France and Spain, which he accomplished in the years 1496 to 1499. Nendeln, 1967.
  16. Salibi K. Maronite Historians of Medieval Lebanon. Beirut, 1959.
  17. Van Steenbergen J. The Alexandrian Crusade (1365) and the Mamluk Sources: Reassessment of the kitāb al-ilmām of an-Nuwayrī al-Iskandarānī // East and West in the Crusader States: Context — Contacts — Confrontations. Leuven, 2003. Vol. 3. P. 123–138. (Orientalia Lovaniensia Analecta; 125).

Панченко Константин Александрович


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт стран Азии и Африки МГУ; Российская Федерация, 103911, г. Москва, Моховая, 11;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0003-4155-5187;
Электронный адрес: const969@gmail.com.
Рогожина Анна Алексеевна

Гимнографические свидетельства «обмена святыми» между Египтом и Сирией в первом тысячелетии н. э.

Рогожина А. А. Гимнографические свидетельства «обмена святыми» между Египтом и Сирией в первом тысячелетии н. э. // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2019. Вып. 61. С. 93-103

DOI: 10.15382/sturIII201961.93-103
В статье рассматривается процесс, который можно обозначить как «обмен святыми» между Египтом и Сирией. Коптские синаксари и богослужебные книги содержат памяти не только местных святых, которые происходили из Египта и претерпели там мучения, но и большого количества «иностранных» святых, которых Коптская Церковь впоследствии усвоила себе — например мучеников из Антиохии, чьи мощи, согласно коптской традиции, принадлежали Египту, так как они либо приняли мученическую кончину в Египте, либо их мощи были доставлены туда позднее. Наличие песнопений в честь этих святых в ранних гимнографических собраниях, дошедших до нас в рукописях IX в. (М574 и М575 из собрания Пирпонт Морган), указывает на постоянный и стабильный интерес христиан Египта к антиохийским святым. Одной из причин подобного энтузиазма, возможно, была деятельность Севира Антиохийского, который многое сделал для распространения почитания тех или иных сирийских святых в Египте. В статье также обсуждается кажущееся отсутствие взаимности со стороны сирийцев в этом процессе, рассматривается раннее собрание богослужебных песнопений, которые приписываются Севиру Антиохийскому и которые дошли в сирийском переводе под редакцией Иакова Эдесского, выполненной во второй половине VII в. Один из этих текстов, гимн в честь египетских мучеников, вызывает наибольший интерес в связи с вопросом об «обмене святыми». Его содержание позволяет предположить, что процесс обмена все же был взаимным.
гимнография, агиография, циклы, Севир Антиохийский, св. Мина, контакты, заимствование, Египет, Сирия, мученики, рукописи
  1. Еланская А. И. Рукописи Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина. Л., 1969. (Палестинский сборник; Вып. 20 (83)).
  2. Никифорова А. Ю. Египетский след в иерусалимском тропологии Sin. Gr. NE. ΜΓ. 56+5 // Вестник СПбГУ. 2016. Сер. 13. Вып. 4. С. 40–54.
  3. Смагина Е. Б. Гермения как жанр в коптской богослужебной литературе // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2018. Вып. 57. С. 102–109.
  4. Франгулян Л. Р. Агиографический мир мучеников в коптской литературе (VII–VIII вв.). М., 2019.
  5. ‘Abd-al-Masih Y. Doxologies in the Coptic Church // Bulletin de la Société d’archéologie copte. 1939. Vol. 5. P. 175–191.
  6. ‘Abd-al-Masih Y. Doxologies in the Coptic Church. Edited Bohairic Doxologies // Bulletin de la Société d’archéologie copte. 1940. Vol. 6. P. 19–76.
  7. ‘Abd-al-Masih Y. Doxologies in the Coptic Church. Unedited Bohairic Doxologies. I (TutKyahk) // Bulletin de la Société d’archéologie copte. 1942. Vol. 8. P. 31–61.
  8. ‘Abd-al-Masih Y. Doxologies in the Coptic Church. Unedited Bohairic Doxologies. II // Bulletin de la Société d’archéologie copte. 1947. Vol. 11. P. 95–158.
  9. Burmester O. H. E. The Turuhat of the Saints (Tut, Babah, Hatur) // Bulletin de la Société d’archéologie copte. 1938. Vol. 4. P. 141–194.
  10. Delehaye H. Les Martyrs de l’Egypte // Analecta Bollandiana. 1922. Vol. 40. P. 5‒154, 299‒364.
  11. den Heijer J. Relations between Copts and Syrians in the Light of Recent Discoveries at Dayr as-Suryan // Coptic Studies on the Threshold of a New Millennium, I–II: Proceedings of the Seventh International Congress of Coptic Studies / M. Immerzeel, J. van der Vliet, eds. Leuven, 2004. P. 923–938.
  12. Depuydt L. Catalogue of Coptic Manuscripts in the Pierpont Morgan Library. Leuven, 1993.
  13. Fiey J. M. Coptes et Syriaques: Contacts et Echanges // Studia Orientalia Christiana Collectanea. 1972/1973. Vol. 15. P. 295–365.
  14. Four Martyrdoms from the Pierpont Morgan Coptic Codices / J. W. B. Barns, E. A. E. Reymonds, eds., transl. Oxford, 1973.
  15. Innemée K., Van Rompay L. La présence des syriens dans le Wadi al-Natrun, Egypte // Parole de l’Orient. 1998. Vol. 23. P. 167–202.
  16. Krause M. Menas the Miracle Worker, Saint // The Coptic Encyclopedia. N. Y., 1991. Vol. 5. Р. 1589–1590.
  17. Kuhn K. H., Tait W. J. Thirteen Coptic Acrostic Hymns from MS M574 of the Pierpont Morgan Library. Oxford, 1996.
  18. Les Homiliae cathedrales de Sévère d’Antioche: Traduction syriaque de Jacques d’Edesse. Homélies LII à LVII / R. Duval, éd., trad. P., 1906. (Patrologia orientalis; T. 4. Fasc. 1).
  19. O’Leary D. L. The Difnar (Antiphonarium) of the Coptic Church. L., 1926–1928.
  20. O’Leary D. L. The Saints of Egypt. L., 1937.
  21. Olster D. Chalcedonian and Monophysite: the Union of 616 // Bulletin de la Société d’archéologie copte. 1985. Vol. 27. P. 93–108.
  22. Orlandi T. Omelie copte: scelte e tradotte, con una introduzione sulla letteratura copta. Torino, 1981.
  23. Orlandi T. Cycle // The Coptic Encyclopedia. N. Y., 1991. Vol. 3. Р. 666–668.
  24. Orlandi T. Hagiography, Coptic // The Coptic Encyclopedia. N. Y., 1991. Vol. 4. Р. 1191–1197.
  25. Orlandi T. Paese and Tecla, Saints // The Coptic Encyclopedia. N. Y., 1991. Vol. 6. Р. 1865.
  26. Papaconstantinou A. Historiography, Hagiography, and the Making of the Coptic «Church of the Martyrs» in Early Islamic Egypt // Dumbarton Oaks Papers. 2006. Vol. 60. P. 65–86.
  27. Rogozhina A. “And from his side came blood and milk”: The Martyrdom of St Philotheus of Antioch in Coptic Egypt and Beyond. Piscataway, 2019.
  28. The Hymns of Severus and Others in the Syriac Version of Paul of Edessa as Revised by James of Edessa / E. W. Brooks, ed., transl. P., 1911. (Patrologia orientalis; T. 7. Fasc. 5).
  29. Theopempus of Antioch [Pseudo-]. Encomium on St Victor // Encomiastica from the Pierpont Morgan Library: Five Coptic Homilies / P. Chapman et al., eds., A. B. Scott, transl. Leuven, 1993. Vol. 1. Р. 133–152. (Corpus scriptorium christianorum orientalium; 544).
  30. Un martyrologe et douze ménologes syriaques / F. Nau, éd., trad. P., 1915. (Patrologia orientalis; T. 10. Fasc.1).
  31. Youssef Y. N. The Life and Works of Severus of Antioch in Coptic and Copto-Arabic Tradition: Texts and Commentaries. Piscataway, 2014.
  32. Youssef Y. N. The Role of Severus of Antioch in the Dialogue between Greek, Coptic and Syriac Cultures // Parole de l’Orient. 2006. Vol. 31. P. 163–184.

Рогожина Анна Алексеевна


Ученая степень: доктор философии;
Место работы: Школа востоковедения НИУ ВШЭ; Российская Федерация, 119017, Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр. 5;
ORCID: 0000-0003-4311-5257;
Электронный адрес: anrogozh@gmail.com.
Французов Сергей Алексеевич

Первая арабографичная книга, напечатанная в мире ислама, в собрании Института восточных рукописей РАН

Французов С. А. Первая арабографичная книга, напечатанная в мире ислама, в собрании Института восточных рукописей РАН // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2019. Вып. 61. С. 104-122

DOI: 10.15382/sturIII201961.104-122
Статья посвящена хранящемуся в библиотеке Института восточных рукописей РАН экземпляру двуязычного, арабо-греческого, служебника, опубликованного в монастыре Снагов неподалеку от Бухареста в 1701 г. выдающимся мастером печатного дела и церковным иерархом Анфимом Иверянином (Грузином). Особая ценность этого старопечатного издания заключается в том, что оно стало первой арабографичной книгой, вышедшей в свет на территориях, подконтрольных мусульманским властям. Произошло это по инициативе заботившегося о просвещении своей паствы Афанасия III ад-Даббаса, Антиохийского патриарха в 1686–1694 гг. и 1720–1724 гг., в интервале между этими периодами занимавшего кафедру митрополита Алеппского, и при финансовой и организационной поддержке господаря Угро-Валахии Константина Брынковяну. Благодаря хорошо сохранившемуся экземпляру детально описана структура служебника и впервые подсчитано точное количество страниц в нем — 377 (при отсутствии в нем сплошной пагинации). Благодаря оттиску печати и кратким припискам на греческом и арабском языках на титульном листе и экслибрису на заднем форзаце удалось установить двух владельцев петербургского экземпляра Снаговского служебника, которыми оказались Макарий Самман, униатский епископ Амиды (современного Диярбакыра), в 1846 г. перешедший в Православие и возведенный в сан митрополита, и великий князь Константин Николаевич, которому Макарий, скорее всего, подарил этот редкий служебник во время своего пребывания в Санкт-Петербурге в 1866–1867 гг. Из Мраморного дворца эта книга поступила в 1924 г. в Азиатский музей.
Антиохийский Патриархат, Афанасий III ад-Даббас, Валахия (Угро-Валахия), Константин Брынковяну, старопечатные арабографичные книги, Анфим Иверянин, монастырь Снагов, арабо-греческий служебник, митрополит Амидский Макарий, великий князь Константин Николаевич
  1. Акимушкин О. Ф. К истории формирования фонда мусульманских рукописей Института востоковедения АН СССР // Письменные памятники Востока. Историко-филологические исследования. Ежегодник 1978–1979. М., 1987. С. 9–27.
  2. Биобиблиографический словарь отечественных тюркологов. Дооктябрьский период / под ред. и с введением А. Н. Кононова. М., 1974.
  3. Колесников А. И., Панченко К. А. Амида // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 164–165.
  4. Кононов А. Н. История изучения тюркских языков в России. Дооктябрьский период. 2-е изд., доп. и испр. Л., 1982.
  5. Панченко К. А. Афанасий III Даббас // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 4. С. 51.
  6. Переписка Императора Александра II c Великим Князем Константином Николаевичем. Дневник Великого Князя Константина Николаевича. 1857–1861 / сост. Л. Г. Захарова, Л. И. Тютюнник. М., 1994.
  7. Полосин Вал. В., Сериков Н. И., Французов С. А. Арабская Псалтирь. Приложение к факсимильному изданию Рукописи А 187 «Арабская петербургская лицевая Псалтирь» из собрания Института востоковедения РАН (Санкт-Петербургский филиал) / под общ. ред. Н. И. Серикова. СПб.; Воронеж, 2005.
  8. Поповкин А. А. Макарий (Шамман), митрополит Амидский, и Россия // Русская народная линия, информационно-аналитическая служба (URL: http://ruskline.ru/analitika/2015/10/21/makarij _shamman_mitropolit_amidskij _i_rossiya/ (дата обращения: 22.01.2019)).
  9. Садыхова А. А. В. А. Эберман и его работы о Ваддахе ал-Йемен // Восток. 1994. № 6. С. 88–92.
  10. Сидорова А. Н. Впервые на Востоке. Путешествие великого князя Константина Николаевича в Константинополь, Архипелаг и на Афон в 1845 г. // Великий князь Константин Николаевич и русское паломничество в Святую Землю. Из предыстории ИППО / авт.-сост. К. А. Вах. М., 2012. С. 112–133.
  11. Сидорова А. Н. Путешествие в Царьград, Константинополь и Стамбул великого князя Константина Николаевича в 1845 г. // Россия — Восток. Контакт и конфликт мировоззрений. Материалы XV Царскосельской научной конференции: Сб. научных статей. СПб., 2009. С. 106–125.
  12. Тишендорф К. Поездка на Святую Землю в свите великого князя Константина Николаевича в 1859 г. / пер. с нем. Г. А. Шпет // Великий князь Константин Николаевич на Святой Земле. 1859 г. / сост., подготовка текста, ред. переводов, статья и коммент. К. А. Ваха. М., 2009. С. 28–77.
  13. Французов С. А. Арабографичный фонд // Азиатский Музей — Институт восточных рукописей РАН. Путеводитель. М., 2018. С. 51–73, 103–107.
  14. Bibliotheca Arabica / Ch. Fr. de Schnurrer, ed. Halae ad Salam, 1811.
  15. Cândea V. Mărturii româneşti peste hotare: creaţii româneşti şi izvoare despre români în colecţii din străinătate. Vol. 4: Polonia–Rusia / I. Feodorov, A. Timotin, еds. Bucureşti, 2012.
  16. Chiţulescu P. (arhimandrit Policarp). Tipărituri din Ţara Românească în Biblioteca Sfântului Sinod. Bucureşti, 2009.
  17. Feodorov I. The Romanian Contribution to Arabic Printing // Impact de l’imprimerie et rayonnement intellectuel des Pays Roumains. Bucureşti, 2009. P. 41–61.
  18. Feodorov I. Les options doctrinales du Patriarche Athanase III Dabbās et ses activités aux Pays Roumains // Lucrările simpozionului international «Cartea. România. Europa». Ediţia II-a — 20–24 septembrie 2009. 550 ani de la prima atestare documentară a oraşului Bucureşti. Bucureşti, 2010. P. 87–96.
  19. Feodorov I. Beginnings of Arabic Printing in Ottoman Syria (1706–1711). The Romanians’ Part in Athanasius Dabbās’s Achievements // ARAM Periodical. 2013. Т. 25. № 1–2. P. 231–260.
  20. Feodorov I. Livres arabes chrétiens imprimés avec l’aide des Principautés Roumaines au début du XVIIIème siècle. Un répertoire commenté // Chronos: Revue d’Histoire de l’Université de Balamand. 2016. N° 34. P. 7–49.
  21. Feodorov I. Les recherches actuelles en Roumanie dans le domaine arabe chrétien // Parole de l’Orient. 2018. Vol. 44. P. 221–236.
  22. Feodorov I. New Data on the Early Arabic Printing in the Levant and its Connections to the Romanian Presses // Revue des Études Sud-Est Européennes. 2018. Vol. 56. P. 197–233.
  23. Graf G. Verzeichnis arabischer kirchlicher Termini // Zeitschrift für Semitistik und verwandte Gebiete. 1929. Bd. 7. S. 225–258; 1933–1934. Bd. 9. S. 234–263.
  24. Roper G. Arabic Biblical and Liturgical Texts Printed in Europe in the 16th–18th Centuries // Lucrările simpozionului international «Cartea. România. Europa»… Bucureşti, 2010. P. 174–186.
  25. Tischendorf C., von. Aus dem heiligen Lande. Leipzig, 1862.

Французов Сергей Алексеевич


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт восточных рукописей РАН; Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, Дворцовая наб. д. 18;
Должность: заведующий отделом Ближнего и Среднего Востока;
ORCID: 0000-0003-3945-8898;
Электронный адрес: serge.frantsouzoff@yahoo.fr.
Петрова Юлия Ивановна

Киевский список "Бейрутской церковной летописи": обзор рукописи

Петрова Ю. И. Киевский список "Бейрутской церковной летописи": обзор рукописи // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2019. Вып. 61. С. 123-131

DOI: 10.15382/sturIII201961.123-131
В статье рассматривается список рукописи известного источника по истории Антиохийской Православной Церкви, именуемого в оригинале «Краткая история епископов, восходивших на высокую архиерейскую кафедру города Бейрута», хранящийся в собрании Института рукописи Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского (ф. І, № 25709). Текст компилятивного сочинения, дошедший до наших дней в нескольких списках, относится к жанру летописей и создавался на протяжении XVIII–XIX вв. преимущественно в среде православной общины Бейрута. Нынешний киевский список, приобретенный А. Е. Крымским в Ливане, переписан Халилем Файйадом между 1885 и 1891 гг. Проведенное сопоставление текстологических особенностей киевского списка и рукописи из библиотеки Антиохийской патриархии, легшей в основу критического издания Н. Каидбей (2002), показывает высокую степень сходства между ними. В то же время киевский список, не учтенный в критическом издании, содержит ряд разночтений, представляющих более архаичные языковые формы и восполняющих некоторые пробелы в рукописи Патриархии, что может указывать на его непосредственную связь с утерянным оригиналом
арабо-православные летописи, Ливан, Сирия, Антиохийская Православная Церковь, Бейрутская епархия, Абдаллах Трад, Халиль Файйад, А. Е. Крымский, Н. Каидбей
  1. Из Бейрутской церковной летописи XVI–XVIII вв. // Древности Восточные: Труды Восточной Комиссии Императорского Московского Археологического Общества, изданные под редакцией А. Е. Крымского. М., 1907. Т. 3. Вып. 1. С. 24–89.
  2. Константинопольский И. Г. Бейрутская летопись Абдаллаха ибн Михаила Трада // Арабы-христиане в истории и литературе Ближнего Востока / сост. Н. Г. Головнина. М., 2013. С. 150–161.
  3. Краткая история епископов, восходивших на высокую архиерейскую кафедру города Бейрута / пер. И. Г. Константинопольского // Арабы-христиане в истории и литературе Ближнего Востока / сост. Н. Г. Головнина. М., 2013. С. 162–201.
  4. Крачковский И. Ю. Отчет о командировке в Киев летом 1925 года // Известия Академии наук СССР. Cер. VI. 1925. Т. ХIХ. С. 996–1005.
  5. Панченко К. А. Бейрутская церковная летопись // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 4. С. 457–458.
  6. Bin Ṭrād, ‘Abdаllāh al-Bayrūtī. Muhtaṣar tārīh al-asāqifa al-lazīna raqū martabat ri’āsat alkahanūt al-ğalīla fī madīnat Bayrūt / taḥqīq wa-taqdīm Nā’ila Qā’idbeyh. Bayrūt, 2002.

Петрова Юлия Ивановна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Институт востоковедения им. А. Е. Крымского Национальной академии наук Украины; Украина, г. Киев, 01001, ул. Грушевского, 4;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-5130-232X;
Электронный адрес: j.arabic2011@gmail.com.

РЕЦЕНЗИИ

Моисеева Софья Александровна

Рец. на кн.: Schadler P. John of Damascus and Islam: Christian Heresiology and the Intellectual Background to Earliest Christian-Muslim Relations. Leiden; Boston: Brill, 2018. X, 264 pp. (History of Christian-Muslim Relations; 34).

Моисеева С. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2019. Вып. 61. С. 135-139 — Рец. на кн.: Schadler P. John of Damascus and Islam: Christian Heresiology and the Intellectual Background to Earliest Christian-Muslim Relations. Leiden; Boston: Brill, 2018. X, 264 pp. (History of Christian-Muslim Relations; 34).
PDF

Моисеева Софья Александровна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1; Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»; Российская Федерация, 105120, г. Москва, ул. Нижняя Сыромятническая, д. 10А, стр. 1;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0002-7559-948X;
Электронный адрес: vost.moisseeva@mail.ru.
Моисеева Софья Александровна; Штефан Владислава Витальевна

Рец. на кн.: Exegetical Crossroads: Understanding Scripture in Judaism, Christianity and Islam in the Pre-Modern Orient / G. Tamer, R. Grundmann, A. E. Kattan, K. Pinggéra, eds. Berlin; Boston: De Gruyter, 2018. viii, 399 pp. (Judaism, Christianity, and Islam — Tension, Transmission, Transformation; 8).

Моисеева С. А., Штефан В. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2019. Вып. 61. С. 140-145 — Рец. на кн.: Exegetical Crossroads: Understanding Scripture in Judaism, Christianity and Islam in the Pre-Modern Orient / G. Tamer, R. Grundmann, A. E. Kattan, K. Pinggéra, eds. Berlin; Boston: De Gruyter, 2018. viii, 399 pp. (Judaism, Christianity, and Islam — Tension, Transmission, Transformation; 8).
PDF

Моисеева Софья Александровна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1; Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»; Российская Федерация, 105120, г. Москва, ул. Нижняя Сыромятническая, д. 10А, стр. 1;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0002-7559-948X;
Электронный адрес: vost.moisseeva@mail.ru.

Штефан Владислава Витальевна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0001-8015-4859;
Электронный адрес: shtefanvv.0812@gmail.com.
Панченко Константин Александрович

Рец. на кн.: Treiger A. Unpublished Texts from the Arab Orthodox Tradition (2): Miracles of St. Eustratius of Mar Saba (Written ca. 860) // Chronos: Revue d’Histoire de l’Université de Balamand. 2016. № 33. P. 7–20; Treiger A. Unpublished Texts from the Arab Orthodox Tradition (3): The Paterikon of the Palestinian Lavra of Mar Chariton // Chronos: Revue d’Histoire de l’Université de Balamand. 2018. № 38. P. 7–46.

Панченко К. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2019. Вып. 61. С. 145-153 — Рец. на кн.: Treiger A. Unpublished Texts from the Arab Orthodox Tradition (2): Miracles of St. Eustratius of Mar Saba (Written ca. 860) // Chronos: Revue d’Histoire de l’Université de Balamand. 2016. № 33. P. 7–20; Treiger A. Unpublished Texts from the Arab Orthodox Tradition (3): The Paterikon of the Palestinian Lavra of Mar Chariton // Chronos: Revue d’Histoire de l’Université de Balamand. 2018. № 38. P. 7–46.
PDF

Панченко Константин Александрович


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт стран Азии и Африки МГУ; Российская Федерация, 103911, г. Москва, Моховая, 11;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0003-4155-5187;
Электронный адрес: const969@gmail.com.
Рогожина Анна Алексеевна

Рец. на кн.: The Oxford Illustrated History of Witchcraft and Magic / O. Davis, ed. Oxford: Oxford University Press, 2017. 328 p.

Рогожина А. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2019. Вып. 61. С. 153-157 — Рец. на кн.: The Oxford Illustrated History of Witchcraft and Magic / O. Davis, ed. Oxford: Oxford University Press, 2017. 328 p.
PDF

Рогожина Анна Алексеевна


Ученая степень: доктор философии;
Место работы: Школа востоковедения НИУ ВШЭ; Российская Федерация, 119017, Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр. 5;
ORCID: 0000-0003-4311-5257;
Электронный адрес: anrogozh@gmail.com.