/

Вестник ПСТГУ . Серия III: Филология

Вестник ПСТГУ III :69

ИССЛЕДОВАНИЯ

Рогожина Анна Алексеевна

Заклинание или молитва? Магические сборники в армянской христианской традиции: проблемы содержания и интерпретации

Рогожина А. А. Заклинание или молитва? Магические сборники в армянской христианской традиции: проблемы содержания и интерпретации // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2021. Вып. 69. С. 87-105

DOI: 10.15382/sturIII202169.87-105
В статье рассматриваются основные типы магических сборников в армянской рукописной культуре, их содержание, эволюция и интерпретация в армянской христианской традиции и в науке XX-XXI вв. Несмотря на каноническую и богословскую «войну против магии», о которой свидетельствуют различные средневековые источники, начиная с V века и далее, искоренение магических практик среди армянских христиан на самом деле так и не произошло, о чем свидетельствует очень большое количество рукописей двух типов, которые называют «рукописными амулетами» или «магическими сборниками». Рукописные амулеты, hmayil, в виде богато украшенных изображениями свитков, предназначенные для личного пользования и путешествий, вошли в обиход в XV в. Они содержали молитвы, отрывки из Евангелия, изображения святых и библейских историй, а иногда ещё и магические формулы и знаки для защиты от сглаза и демонов. Другой тип сборников, обычно в форме кодекса, содержал астрологические трактаты и таблицы, смешанные с отрывками из Евангелий, молитвами, заклинаниями и изображениями демонов. Можно предположить, что Армянская Церковь в какой-то мере закрывала глаза на производство свитков из-за их относительной приемлемости для христианина, судя по содержанию и сопутствующим изображениям, в то время как второй тип сборников рассматривался как продолжение древней астрологической традиции, связанной с греко-римским наследием в армянской культуре.
магия, Армения, рукописные талисманы, axtarq, Kiprianos, магический сборник, рукописи, астрология, characteres, Иоанн Мандакуни
  1. Анасян А. Армянская библиология V–XVIII вв. Ереван, 1959. Т. 1 (на арм. яз.).
  2. Антонян Ю. Ю. Колдовской талисман в современной армянской народной культуре // Живая старина. 2006. № 4. С. 29–32.
  3. Армянские жития и мученичества V–XVII вв. / пер. с древнеарм., вступ. ст. и примеч. К. С. Тер-Давтян. Ереван, 1994.
  4. Артюхова Т. А., Королёв А. А. Киприан и Иустина // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2013. Т. 33. С. 716–728.
  5. Арутюнян С. Б. Армянские заговоры и народные молитвы. Ереван, 2006 (на арм. яз.).
  6. Гуревич Е. А. Тайна древнего талисмана. М., 1969.
  7. Казарян Д. Г. Художественное оформление амулетов в виде свитка (с 15-го века по 1659 год): автореф. дис. … канд. искусствоведения. Ереван, 2013 (на арм. яз.).
  8. Ован Мандакуни, св. Избранные речи / пер. с древнеарм. Л. Степанян. Эчмиадзин, 2008.
  9. Одабашян А. А. Народные верования армян (по материалам рукописных талисманов XV–XIX вв.) // Кавказский этнографический сборник / отв. ред. В. К. Гарданов. М., 1976. Вып. 6. С. 107–130.
  10. Тадевосян Т. В., Коцинян Ш. К. Армянские амулеты и заговоры против ала и тпхи и Сисиниева легенда // Сисиниева легенда в фольклорных и рукописных традициях Ближнего Востока, Балкан и Восточной Европы / ред. А. Л. Топорков. М., 2017. С. 327–372.
  11. Юзбашян К. Н. Армянские рукописи в петербургских собраниях: каталог // Православный Палестинский cборник. СПб., 2005. Вып. 41 (104).
  12. A Coptic Handbook of Ritual Power / M. Choat, I. Gardner, eds. Turnhout: Brepols, 2013.
  13. Abeghyan M. Armenian Folk Beliefs / R. Bedrosian, transl. from Armenian. Long Branch, New Jersey, 2012.
  14. Balicka-Witakowska E., Phenix R. An Armenian Prayer Scroll in the Collection of the Uppsala University Library // Refl ections on Armenia and the Christian Orient: Studies in Honour of Vrej Nersessian / C. Esche-Ramshorn, ed. Yerevan, 2017. P. 48–78, pl. 1–7.
  15. Byzantine Magic / H. Maguire, ed. Washington, DC, 1995.
  16. Feydit F. Amulettes de l’Arménie chrétienne. Venise: Académie arménienne Saint-Lazare, 1986.
  17. Israelyan A. Armenian Amulets of XVIII–XX cc. Yerevan: History Museum of Armenia, 2012.
  18. La Porta S. Sorcerers, Witches, and Weasels: Armenian Defi nitions of the Magical Arts // Revue des études arméniennes. 2001. T. 28. P. 171–214.
  19. Meyer M. W., Smith R. Ancient Christian Magic: Coptic Texts of Ritual Power. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1999.
  20. Skemer D. C. Binding Words: Textual Amulets in the Middle Ages. University Park, Pennsylvania: Pennsylvania State University Press, 2006.
  21. Thomson R.W. “Let Now the Astrologers Stand up”: The Armenian Christian Reaction to Astrology and Divination // Dumbarton Oaks Papers. 1992. Vol. 46: Homo Byzantinus: Papers in Honor of Alexander Kazhdan. P. 305–312.
  22. Vardanyan E. Fragments de manuscrits conservés au Musée arménien de France Fondation Nourhan Fringhian: catalogue et édition // Revue des études arméniennes. 2012. Vol. 34. P. 289–332.
  23. Waller D. J. Curious Characters, Invented Scripts, and… Charlatans?: “Pseudo-Scripts” in the Mesopotamian Magic Bowls // Journal of Near Eastern Studies. 2019. Vol. 78. P. 119–139.
  24. Wingate J. S. The Scroll of Cyprian: An Armenian Family Amulet // Folklore. 1930. Vol. 41. № 2. P. 169–187.

Рогожина Анна Алексеевна


Ученая степень: доктор философии;
Место работы: Школа востоковедения НИУ ВШЭ; Российская Федерация, 119017, Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр. 5;
ORCID: 0000-0003-4311-5257;
Электронный адрес: anrogozh@gmail.com.
Публикация подготовлена в ходе проведения исследования (№ 20-04-028) в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)» в 2021 г.
Салимовская Анастасия Романовна

Образ халифа аль-Мамуна и его трансформации в памятниках средневековой арабо-христианской литературы

Салимовская А. Р. Образ халифа аль-Мамуна и его трансформации в памятниках средневековой арабо-христианской литературы // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2021. Вып. 69. С. 106-115

DOI: 10.15382/sturIII202169.106-115
В данной статье анализируется образ знаменитого аббасидского халифа аль-Мамуна (813–833) и его трансформации в памятниках арабо-христианской агиографической литературы и апологетики. В описании «Чуда Богородицы в Атрибе» видно, как образ халифа мог модифицироваться даже в рамках одного произведения от относительно достоверного изображения к постепенному восприятию правителя как собирательного образа. А в арабской версии «Жития Феодора Эдесского» халиф идеализирован настолько, что принимает крещение. В описании диспута православного Харранского епископа Феодора Абу Курры (ок. 750 — ок. 830) с мусульманскими мыслителями, состоявшегося при дворе халифа аль-Мамуна, который мы рассматриваем как пример апологетической литературы, правитель представлен более реалистично. А внимательное прочтение уникальной молитвы за мусульманского правителя, приписываемой Абу Курре, показывает, что при всей риторической направленности этого памятника, в нем нашли отражение некоторые черты исторического образа халифа аль-Мамуна. Рассматриваемые тексты представляют интерес как свидетельства популярности, которой пользовался выбранный халиф, у арабо-христианских авторов, пытавшихся создать его позитивный образ в произведениях разных жанров. А создание такого образа могло принимать разные формы — от мягких в апологетической литературе до более радикальных в агиографической.
халиф аль-Мамун, арабо-христианская литература, агиография, апологетика, Феодор Абу Курра, придворный диспут, Чудо Богородицы в Атрибе, Житие Феодора Эдесского
  1. Моисеева С. А. Арабская мелькитская агиография IX–XI веков. М., 2015.
  2. Моисеева С. А. Иоанн, мч., «персидский царь» // Православная энциклопедия. М., 2015. Т. 23. С. 315–316.
  3. Фильштинский И. М. История арабов и халифата (750–1517 гг.). М., 2001.
  4. Французов С. А. Чудо Богородицы в Атрибе: текстологические особенности и специфика содержания // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 97–108.
  5. Abel A. La portée apologétique de la «Vie» de st. Théodore d’Edesse // Byzantino-Slavica. 1949. Vol. 10. P. 229–240.
  6. Bertaina D. An Arabic Account of Theodore Abu Qurra in Debate at the Court of Caliph al-Ma’mun: A Study in Early Christian and Muslim Literary Dialogues: Diss. Washington, D. C., 2007.
  7. Bertaina D. The Debate of Theodore Abu Qurra // Christian-Muslim Relations: A Bibliographical History / D. Thomas, B. Roggema, eds. Leiden; Boston, 2008. Vol. 1. P. 556–564.
  8. Bertaina D. Melkites, Mutakallimū n and al-Ma’mū n: Depicting the Religious Other in Medieval Arabic Dialogues // Comparative Islamic Studies. 2010. Vol. 4. № 1/2. P. 17–36.
  9. Griffith S. H. The Monk in the Emir’s Majlis: Refl ections on a Popular Genre of Christian Literary Apologetics in Arabic in the Early Islamic Period // The Majlis: Interreligious Encounters in Medieval Islam. Wiesbaden, 1999. P. 13–65.
  10. Rekaya M. Al-Ma’mūn // The Encyclopaedia of Islam. 2nd ed. Leiden, 1991. Vol. 6. P. 331–339.
  11. Sourdel D. La politique religieuse du Calife ‘Abbaside al-Ma’mun // Revue desétudes islamiques. 1963. T. 30. P. 27–48.
  12. Swanson M. N. The Christian al-Ma’mūn Tradition // Christians at the Heart of Islamic Rule / D. Thomas, ed. Leiden; Boston, 2003. P. 63–92.
  13. Thomas D. The Caliph al-Ma’mūn // Christian-Muslim Relations: A Bibliographical History / D. Thomas, B. Roggema, eds. Leiden; Boston, 2007. Vol. 1. P. 582–584.
  14. Vasiliev A. The Life of St Theodore of Edessa // Byzantion. 1942/1943. Vol. 16. № 1. P. 165–225.

Салимовская Анастасия Романовна


Статус обучающегося: Магистрант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0002-4547-5400;
Электронный адрес: n.salik@live.com.
Выражаю глубокую благодарность моему научному руководителю С. А. Меликян за ценные рекомендации и содействие в подготовке настоящей публикации.
Фомичева Софья Владимировна

Анти-исход в мемре «О Ниневии и Ионе» прп. Ефрема Сирина († 373)

Фомичева С. В. Анти-исход в мемре «О Ниневии и Ионе» прп. Ефрема Сирина († 373) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2021. Вып. 69. С. 116-129

DOI: 10.15382/sturIII202169.116-129
В мемре «О Ниневии и Ионе» сирийского поэта-богослова прп. Ефрема Сирина библейская история получает продолжение, не имеющее аналогов в христианской традиции. Его литературно-богословский анализ впервые пред- принимается в данной статье. Выявленные интертекстуальные связи с книгами Священного Писания, иудейской литературой периода Второго Храма, экзегетической церковной традицией и сочинениями самого прп. Ефрема позволяют сделать ряд важных выводов. Исследуемый текст представляет собой жанровый гибрид, сочетающий антииудейскую rewritten Bible с проповедью. Выбор автором жанра и, с одной стороны, следование его правилам, а с другой — новаторство обусловлены главной функцией текста — полемической. Особенно ярко это проявляется в конкретизации объекта для обличения и его очевидной зависимости от того, в какой жанровой части мемры соответствующая функция реализуется. Так, в рамках жанра контристории это иудеи, а в рамках проповеди — христиане, современники автора, живущие в его родном городе Нисибине. Полученные выводы о жанровой специфике конкретной мемры важны не только для интерпретации ее самой и не только для анализа наследия прп. Ефрема, но их необходимо учитывать в исследованиях всей ранней сирийской литературы соответствующих жанров.
сирийская христианская литература, Ефрем Сирин, антииудейская полемика, внутренняя критика, жанр, мемра, экзегеза книги пророка Ионы, нарративная экзегеза, интертекстуальность, rewritten Bible
  1. Фомичева С. В. Антииудейская полемика и внутренняя критика в мемре «О Ниневии и Ионе» Ефрема Сирина // Вестник Свято-Филаретовского института. 2021. Вып. 40 (в печати).
  2. Фомичева С. В. Ниневия vs. Израиль: как христианские экзегеты Книги пророка Ионы интерпретируют исторические события // Библия и христианская древность. 2021. № 3 (11) (в печати).
  3. Biale D., Sholem G. Kabbalah and Counter-History. Cambridge: Harvard University Press, 1979.
  4. Bickerman E. Les deux erreurs du prophète Jonas // Revue d’Histoire et de Philosophie. 1965. № 45. P. 232–264.
  5. Brock S. Syriac and Greek Hymnography: Problems of Origin // Brock P. Studies in Syriac Christianity. Hampshire: Variorum, 1992. P. 77–81.
  6. Brock S. Two Syriac verse homilies on the binding of Isaac // Le Muséon. 1986. T. 99. P. 61–129.
  7. Brock S. Dramatic Narrative Poems on Biblical Topics in Syriac // Studia Patristica. 2010. Vol. 45. P. 183–196.
  8. Cramer W. Frohbotschaft des Erbarmens: die Jonaerzählung in der Rezeption des Syrers Ephräm // Textarbeit: Studien zu Texten und ihrer Rezeption aus dem Alten Testament und der Umwelt Israels. Festschrift für Peter Weimar / Hrsg. von Klaus Kiesow und Thomas Meurer. Münster: Ugarit-Verlag, 2003. S. 93–115.
  9. Duval Y.-M. Le Livre de Jonas dans la littérature chrétienne grecque et latine: Sources et influences du Commentaire sur Jonas de saint Jérôme. Paris: Études augustiniennes, 1973. 2 vol.
  10. Griffith S. The Poetics of Scriptural Reasoning: Syriac Mêmrê at Work // Papers presented at the seventeenth International Conference on Patristic Studies held in Oxford 2015. Leuven: Peeters, 2017. Vol. 4: Literature, rhetoric, and exegesis in Syriac verse / J. Wickes and K. Heal, eds. P. 5–24. (Studia Patristica; 78.)
  11. Halleux A., de. A propos du sermon ephrémien sur Jonas et la penitence des Ninivites // Lingua Restituta Orientalis: Festgabe für Julius Assfalg. Wiesbaden: Harrassowitz, 1990. S. 155−160. (Ägypten und Altes Testament; 20.)
  12. Hartung B. The Mêmrâ on the Signs Moses Performed in Egypt: An Exegetical Homily of the “School” of Ephrem // Hugoye. 2018. Vol. 21. Issue 2. P. 319–356.
  13. Kavvadas N. Translation as Taking Stances: The Emergence of Syriac Theodoranism in 5th Century Edessa // Zeitschrift für Antikes Christentum. 2015. Bd. 19. S. 89–103.
  14. Köckert C. DerJona-Kommentar des Theodor von Mopsuestia: Eine christliche Jona-Auslegung an der Wende zum 5. Jahrhundert (mit einer Übersetzung des Kommentars) // Der problematische Prophet: Die biblische Jona-Figur in Exegese, Theologie, Literatur und Bildender Kunst / J. Anselm, W. Kühlmann, Hrsg. Berlin: De Gruyter, 2011. S. 1–38.
  15. Kubat R. Memra of Ephrem the Syrian of Jonah and the Repentance of the Ninevites // ΘΕΟΛΟΓΙΑ. 2014. T. 85. P. 193–210.
  16. Minov S. Memory and Identity in the Syriac “Cave of Treasures”: Rewriting the Bible in Sasanian Iran. Leiden: Brill, 2020.
  17. Philip A. Retelling the Old Testament // It is Written: Scripture Citing Scripture: Essays in Honour of Barnabas Lindars, SSF / D. A. Carson, H. G. M. Williamson, eds. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. P. 99–121.
  18. Shepardson C. Interpreting the Ninevites Repentance: Jewish and Christian Exegetes in Late Antique Mesopotamia // Hugoye. 2011. Vol. 14. Issue 1. P. 249–277.
  19. Sturm J. Nisibis // Paulys Real-Encyclopädie der classischen Altertumwissenschaft. Stuttgart: J. B. Metzlersche Verlagsbuchhandlung, 1937. Bd. 17. 1. S. 714–757.

Фомичева Софья Владимировна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: СПбГУ;
ORCID: 0000-0002-9312-3346;
Электронный адрес: amerboozille@mail.ru.
Статья подготовлена в рамках проекта «Библейская экзегеза и религиозная полемика в сирийских текстах Поздней Античности» научно-исследовательского центра 1136 «Образование и религия в культурах Средиземноморья и соседних областей от Древности до Средневековья и классического ислама», Геттингенский университет, Германия, 2015–2020. Мы выражаем благодарность Н. Г. Головниной (ПСТГУ) и Д. Ф. Бумажнову (Геттингенский университет) за комментарии и добавления к статье.