/

Бежанидзе Георгий Вениаминович

Две версии средневековой модели «симфонии» церковно-государственных отношений


Бежанидзе Г. В. Две версии средневековой модели «симфонии» церковно-государственных отношений // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 97. С. 9-22.

DOI: 10.15382/sturII202097.9-22

Аннотация

Слово «συμφωνία» встречается в двух важнейших сборниках византийского права — новеллах и Исагоге, где оно приобретает различное значение. В статье анализируются преамбула к шестой новелле, Исагога, а также другие средневековые тексты для установления смысла концепции «симфонии» царства и священства. Автор показывает, что в Византии сформировались две различные версии «симфонии». По мнению св. Юстиниана Великого, благая гармония, способная обеспечить всевозможные блага человеческому роду, не зависит от взаимоотношений государственной и церковной власти между собой. «Императорская» модель симфонии возникает в случае должного исполнения царством и священством своего служения перед Богом. Император обязан справедливо управлять православным народом, заботиться о священнослужителях, наблюдать за соблюдением догматов и канонов. Роль священства сводится к молитве и совершению таинств. Второй вариант симфонии, отраженный в Исагоге, напротив, предполагает коммуникацию между представителями царства и священства. Гармония двух властей отождествляется с согласием между императором и патриархом. Только Константинопольский патриарх может играть подобную роль. Прочие иерархи, включая Восточных патриархов, для достижения «мира и благоденствия христианского народа» значения не имеют. Как показано в статье, такое выделение Константинопольского патриарха из числа епископата может быть сопоставлено с экклезиологической моделью римского католицизма, а «симфония» священства и царства, представленная в Исагоге, — с латинской концепцией «папы за спиной императора».

Ключевые слова

церковно-государственные отношения, симфония, империя, Церковь, преамбула шестой новеллы, Исагога, император Юстиниан Великий

Список литературы

  1. Асмус В., прот. Учение св. царя Юстиниана о священстве и царстве // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 1992–1996 гг. М., 1996. С. 34–40.
  2. Бежанидзе Г. В. Святитель Иоанн Златоуст о царской власти и восприятие его взглядов русскими святителями // Златоустовские чтения: Сб. докладов историко-богословской научно-практической конференции. М., 2018. С. 25–32.
  3. Грацианский М. В. Исторический и идейный контекст послания папы Геласия I «Famuli vestrae pietatis» // Византийский временник. 2019. Т. 103. С. 85–112.
  4. Грацианский М. В. Haeres Petri sive vicarius Petri: обоснование исключительных властных прерогатив римского епископа папой Львом Великим // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 89. С. 27–48.
  5. Дагрон Ж. Император и священник: этюд о византийском «цезарепапизме». СПб., 2010.
  6. Задворный В. Л. История римских пап. Т. II. М., 1997.
  7. Задворный В. Л. Сочинения Римских понтификов эпохи поздней Античности и раннего Средневековья (I–IX вв.). М., 2011.
  8. Захаров Г. Е. Церковно-политическая позиция римских епископов в арианских спорах IV в. // Вестник древней истории. 2018. Вып. 78/1. С. 41–51.
  9. Королев А. А. Константинов дар // Православная энциклопедия. Т. 37. М., 2015. С. 119–131.
  10. Максимович К. А. К интерпретации понятия церковно-государственной симфонии в VI новелле Юстиниана // XXI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Т. 1. М., 2011. С. 151–154.
  11. Мейендорф И., протопр. Византийское наследие в Православной Церкви. Киев, 2007.
  12. Номоканон Константинопольского патриарха Фотия с толкованием Вальсамона. Ч. 2. Казань, 1899.
  13. Павлов А. С. Подложная дарственная грамота Константина Великого папе Сильвестру в полном греческом и славянском переводе // Византийский временник. 1896. Т. 3. Отдел 1. С. 21–31.
  14. Медведев И. П. Правовая культура Византийской империи. СПб., 2001.
  15. Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М., 1998.
  16. Сокольский В. О характере и значении Эпанагоги: Очерк по истории византийского права // Византийский временник. 1894. Т. 1. Вып. 1. С. 17–54.
  17. Эллинек Г. Общее учение о государстве. М., 2004.
  18. Aerts W. J., van Bochove Th. E., et al. The Prooimion of the Eisagoge: Translation and Commentary // Subseciva Groningana: Studies in Roman and Byzantine Law. 2001. Vol. 7. P. 91–155.
  19. Andrés Santos F. J. La Introducción al Derecho (Eisagoge) del Patriarca Focio. Madrid, 2007. Corpus iuris civilis: Vol. 3, Novellae / recognovit Rudolfus Schoell, opus Schoellii morte interceptum, absolvit Guilelmus Kroll. Berolini, 1895.
  20. Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich. München, 1959.
  21. Benson R. L. The Gelasian Doctrine: Uses and Transformations // La notion d’autorité au Moyen Age: Islam, Byzance, Occident. P., 1982. P. 21. P. 13–44.
  22. Das Constitutum Constantini (Konstantinische Schenkung) / Hrsg. H. Fuhrmann. Hannover, 1968.
  23. Dvornik F. Pope Gelasius and Emperor Anastasius I // Byzantinische Zeitschrift, 1951. Vol. 44. Issue 1–2. P. 111–116.
  24. Dvornik F. Byzantine Political Ideas in Kievan Russia // Dumbarton Oaks Papers. 1956. Vol. 9/10. P. 73–121.
  25. Farina R. La concezione della pace nel IV secolo. Costantino il Grande ed Eusebio di Cesarea // Chiesa e impero: Da Augusto a Giustiniano. Roma, 2001. P. 185–195.
  26. Fried J. «Donation of Constantine» and «Constitutum Constantini»: The Misinterpretation of a Fiction and Its Original Meaning. N. Y., 2007.
  27. Maffei D. La donazione di Costantino nei giuristi medievali. Milano, 1964.
  28. Maffei D. The Forged Donation of Constantine in Medieval and Early Modern Legal Thought // Fundamina. 1997. Vol. 3. P. 1–23.
  29. Mirbt C. Quellen zur Geschichte des Papsttums und des römischen Katholizismus. Tübingen, 1934.
  30. Schminck A. Studien zu mittelbyzantinischen Rechtsbüchern. Frankfurt am Main, 1986.
  31. Simon D. Legislation as Both a World Order and a Legal Order // Law and Society in Byzantium: Ninth-Twelfth Centuries. Washington, 1994. P. 1–26.
  32. Ullman W. The Growth of Papal Government in the Middle Ages: a study in the ideological relation of clerical to lay power. N. Y., 1970.
  33. Καραγιαννόπουλος Ι. Ε. Η πολιτική θεωρία των βυζαντινών. Θεσσαλονίκη, 1992.

Данные об авторе

Бежанидзе Георгий Вениаминович


Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: доцент кафедры общей и русской церковной истории ииканоническогоо права;
ORCID: 0000-0002-9628-9528;
Электронный адрес: georgy.bezhanidze@gmail.com.