/

Пашков Дмитрий Вадимович, протоиерей

Пентархия патриархатов при императоре Юстиниане I: предпосылки


Пашков Д. В. Пентархия патриархатов при императоре Юстиниане I: предпосылки // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 97. С. 23-39.

DOI: 10.15382/sturII202097.23-39

Аннотация

В статье намечены мотивы императора Юстиниана по формированию сверхмитрополичьей церковной власти пяти патриархов. В столетия, когда постепенно формировалась эта высшая ступень церковной власти (IV–VI вв.), не существовало «органической метафизики» пяти высших престолов, поэтому автор напоминает о релятивизме употребления термина «пентархия» для ранневизантийского периода церковной истории. Это подтверждается, в частности, отношением Юстиниана к главнейшим кафедрам: он адресует свои конституции то одному, то двум, то пяти высшим иерархам, а Вселенский Собор проводит под председательством четырех. Нормотворческие и административные методы императора в отношении высших кафедр не могут объясняться кажущейся бесцельностью его церковной политики. Юстиниан осознает фактически сложившееся еще на Халкидонском соборе 451 г. устройство имперской Церкви, но кроме этого он избегает явных промахов своих ближайших предшественников Зинона и Анастасия, которые пытались навязать Церкви компромисс с антихалкидонитами путем влияния на отдельных патриархов, в отрыве от их епископата и друг от друга. Юстиниан имеет перед глазами не только положительный опыт нахождения общецерковного согласия c императором Львом I, но, возможно, и идею папы Феликса III о необходимости единовременного, «горизонтального» консенсуса кафолических епископов. Напротив, концепция папы Геласия, уничтожающая необходимость такого консенсуса, также могла повлиять на Юстиниана, издавшего впоследствии ряд конституций, уравнивающих пять патриарших кафедр. Автор статьи уделяет внимание и представлениям Юстиниана об исключительном характере своих правотворческих полномочий, что обеспечивало ему значительную свободу в формировании высшего церковного управления.

Ключевые слова

пентархия, император Юстиниан I, патриархаты, Халкидонский собор, Римская кафедра, экклезиология, императорское законодательство о Церкви

Список литературы

  1. Бармин А. В. Никита Сеид // Православная энциклопедия. Т. 49. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2018. С. 564–568.
  2. Бармин А. В. Петр III, патриарх Антиохийский // Православная энциклопедия. Т. 55. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2019. С. 694–697.
  3. Бондач А. Г. Пентархия и Московский патриархат // URl: https://bogoslov.ru/article/1881917#_ftn1 (дата обращения: 18.10.2020).
  4. Грацианский М. В. Император Юстиниан Великий и наследие Халкидонского Собора. М.: Изд-во Московского университета, 2016.
  5. Грацианский М. В. Папа Геласий I (492–496) и его экклезиологические воззрения // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 3 (65). С. 25–41.
  6. Грацианский М. В. Причины и обстоятельства начала «Акакианской» схизмы (484 г.) // Иресиона. Античный мир и его наследие. Вып. IV: Сб. науч. трудов к 50-летию профессора Н. Н. Болгова. Белгород, 2015. С. 188–200.
  7. Захаров Г. Е. Внешняя коммуникация и богословская традиция Римской Церкви в эпоху арианских споров. М.: Изд-во ПСТГУ, 2019.
  8. Захаров Г. Е. Послание Римского собора Confi dimus quidem в контексте взаимоотношений Церквей Запада и Востока в 70-е гг. IV в. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 4 (71). С. 7–20.
  9. Максимович К. А. Нил Доксопатр // Православная энциклопедия. Т. 51. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2018. С. 166–167.
  10. Сильвестрова Е. В. Lex generalis. Императорская конституция в системе источников греко-римского права V–X вв. н. э. М.: Индрик, 2007.
  11. Baus K., Beck H.-G., Ewig E., Vogt H. J. Die Reichskirche nach Konstantin dem Grossen. Bd. II/2: Die Kirche in Ost und West von Chalkedon bis zum Frühmittelalter (451–700). Freiburg; Basel; Wien: Herder, 1982.
  12. Beck H.-G. Geschichte der orthodoxen Kirche im byzantinischen Reich. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1980.
  13. Blaudeau Ph. Entre tradition et innovation ecclésiologique. L’idée pentarchique de Justinien // Theologie zwischen Tradition und Innovation / La théologie entre tradition et innovation. Fribourg: Schwabe Verl., 2019. P. 61–74.
  14. De Halleux A. L’institution patriarcale et la pentarchie. Un point de vue orthodoxe // Revue théologique de Louvain (3e Année). T. 2. Louvain-la-Neuve, 1972. P. 177–199.
  15. Gahbauer F. Die Pentarchietheorie. Frankfurt-am-Main: Verl. Josef Knecht, 1993.
  16. Joannou P.-P. La législation impériale et la christianisation de l’empire romain (311–476) // Orientalia christiana analecta. T. 192. Roma: Pontifi cium institutum orientalium studiorum, 1972.
  17. Meier M. Das andere Zeitalter Justinians. Kontingenzerfahrung und Kontingenzbewältigung im 6. Jahrhundert n. Chr. / Hypomnemata. Untersuchungen zur Antike und ihrem Nachleben. Bd. 147. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2003.
  18. Morini E. Roma e la pentarchia dei patriarchi nella percezione dell’oriente greco tardo-antico e medioevale // Forme storiche di governo nella Chiesa universale. Giornata di studio in occasione dell’ultima lezione del prof. Giuseppe Alberigo (a cura di Paolo Prodi). Bologna: CLUEB, 2003. P. 27–41.
  19. Schwartz E. Gesammelte Schriften. Bd. 4: Zur Geschichte der alten Kirche und ihres Rechts. Berlin: De Gruyter, 1960.
  20. Schwartz E. Publizistische Sammlungen zum acacianischen Schisma // Abhandlungen der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Philosophisch-historische Abteilung. Neue Folge. Heft 10. München: Verl. der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, 1934.
  21. Sieben H. J. Die Konzilsidee der Alten Kirche // Konziliengeschichte. Hrsg. Brandmüller W. Reihe B: Untersuchungen. Padeborn; München; Wien; Zürich: Ferdinand Schöningh, 1979.
  22. Τρωϊäνος Σ. Ν. á κκλησιαστικÏ δικονομ¡α μÐχρι το° θανäτου το° âουστινιανο°. ÙθÚναι: ÙποστολικÑ Διακον¡α τÚς Öκκλησ¡ας τÚς Öλλαδος, 1964.
  23. Troianos S. Die Sonderstellung des Kaisers im früh- und mittelbyzantinischen kirchlichen Prozess // Βυζαντινä. Τ. 3. Θεσσαλον¡κη, 1971. P. 69–80.
  24. Troianos S. Nomos und Kanon in Byzanz // Kanon: Jahrbuch der Gesellschaft für das Recht der Ostkirchen. T. 10. Wien, 1991. P. 37–51.

Данные об авторе

Пашков Дмитрий Вадимович, протоиерей


Ученая степень: магистр теологии;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6;
Должность: ст. преподаватель кафедры общей и русской церковной истории и канонического права;
ORCID: 0000-0002-0129-9548;
Электронный адрес: papadimitrios1@gmail.com.

Благодарности

Статья подготовлена в рамках проекта «Статус первенствующих престолов в ранне-христианской и византийской традиции», осуществляемого при поддержке Фонда развития ПСТГУ.