/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :110

ИССЛЕДОВАНИЯ

Постернак Андрей Владимирович, священник

Западная историография о женском служении в Древней Церкви

Постернак А. В. Западная историография о женском служении в Древней Церкви // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 110. С. 11-28

DOI: 10.15382/sturII2023110.11-28
В статье предпринята попытка показать основные этапы и направления развития западной (в первую очередь, англо-, франко- и немецкоязычной) историографии на примере наиболее значимых монографий и статей, посвященных женщинам, которые выполняли церковное служение в Древней Церкви: в частности, диакониссам, вдовам и девам. В статье показаны основные проблемы, в связи с которыми эти темы изучались, начиная с XVII века вплоть до нынешнего времени, например, в контексте Нового Завета, истории нехалкидонитских Церквей и др. – как с академических, так и гендерных позиций многочисленных авторов. В западных фундаментальных богословских и исторических работах служение женщин в Древней Церкви рассмотрено достаточно подробно, однако его изучение оказалось тесно связанным с актуальными церковными вопросами: от «внутренней миссии» и изменений статуса женщин в Церкви в Новое время вплоть до возрождения чина диаконисс и женских ординаций в протестантских деноминациях в XX веке. Активный интерес исследователей, и особенно авторов-женщин, к данной проблеме будет еще тесно связан с общей трансформацией («феминизацией») западного общества, в котором женщины начали играть более значимую роль во всех сферах жизни.
Древняя Церковь, западная историография, диакониссы, вдовы, девы, женское служение, гендерные исследования
  1. Денисова Л. Е. Феномен христианской диаконии в отечественной и зарубежной историографии // История государства и права. 2008. № 17. С. 3–6.
  2. Троицкий С. В. Диакониссы в Русской Церкви // Служение женщин в Церкви: Исследования / отв. ред. С. В. Баконина. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. С. 303–334.
  3. Achelis H. Altkirchliche Diakonissen // Real-Encyclopädie für protestantische Theologie und Kirche / J. Herzog, A. Hauck, Hrsg. 3. Aufl . Leipzig: J. C. Hinrichs, 1898. Bd. 4. S. 616–620.
  4. Achelis H. Virgines subintroductae: Ein Beitrag zum VII. Kapitel des I. Korintherbriefs. Leipzig: J. C. Hinrichs, 1902.
  5. Assemani Bibliotheca orientalis Clementino-Vaticana / J.-S. Assemani, ed. Roma: Typis Sacrae Congregationis di Propaganda Fide, 1721. Lib. II. Dissertatio de Monophysitis (sine num. paginarum).
  6. Augar F. Die Frau in römischen Christen-Prozess // Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur. Neue Folge. Leipzig: J. C. Hinrichs, 1905. Bd. 28. Heft 4.
  7. Augusti J. Denkwürdigkeiten aus der christlichen Archäologie. Leipzig: Dyk, 1830. Bd. 11. S. 212–222.
  8. Back C. Die Witwen in der frühen Kirche. Frankfurt: Peter Lang, 2015.
  9. Bassler J. The Widows’ Tale: a Fresh Look at 1 Tim 5: 3–16 // Journal of Biblical Literature. 1984. № 103. P. 23–41.
  10. Bauckham R. Gospel Women: Studies of the Named Women in the Gospels. Grand Rapids (Mich.): W. B. Eerdmans, 2002.
  11. Bingham J. Origines sive antiquitates ecclesiasticae. 2 ed. Halae Magdeburgicae: Sumtibus Orphanotrophei, 1751. T. 1. Col. XXII. P. 351–368.
  12. Boer E. de. Mary Magdalene: Beyond the Myth. Harrisburg: SCM Press, 1997.
  13. Bopp L. Das Witwentum als organische Gliedschaft im Gemeinschaftsleben der alten Kirche. Mannheim: Wohlgemuth, 1950.
  14. Borsinger H. Rechtsstellung der Frau in der katholischen Kirche. Borna, Leipzig: R. Noske, 1930.
  15. Bradshaw P. F. Ordination Rites of the Ancient Churches of East and West. N. Y.: Pueblo Publishing Company, 1990.
  16. Brennan I. Women in the Gospels // New Blackfriars. 1971. № 52. P. 291–299.
  17. Bristow J. T. What Paul Really Said About Women: The Apostle’s Liberating Views on Equality in Marriage, Leadership, and Love. San Francisco: HarperSanFrancisco, 1991.
  18. Brown R. E. Roles of Women in the Fourth Gospel // Theological Studies. 1975. № 36. P. 688–699.
  19. Burrus V. The Heretical Woman as Symbol in [bishop] Alexander, Athanasius, Epiphanius, and Jerome // Harvard Theological Review. 1991. № 84. P. 229–248.
  20. Camelot P.-T. Virgines Christi. La virginité aux premiers siècles de l’Église. P.: Éditions du Cerf, 1944.
  21. Castelli E. Virginity and Its Meaning for Women’s Sexuality in Early Christianity // Journal of Feminist Studies in Religion. 1986. № 2. P. 61–88.
  22. Chaillot C. Female Diaconate in the Oriental Churches in the Past and Today // ΘΕΟΛΟΓΙΑ. 2020. № 91 (2). P. 33–63.
  23. Clark E. A. John Chrysostom and the “subintroductae” // Church History. 1977. Vol. 46. № 2. P. 171–185.
  24. Colson J. La fonction diaconale aux origines de l’Église. P.: Desclée de Brouwer, 1960.
  25. Daniélou J. The Ministry of Women in the Early Church. L.: Faith Press, 1974.
  26. Davies St. L. The Revolt of the Widows: The Social World of the Apocryphal Acts. Carbondale: Southern Illinois University Press; L.: Feff er & Simons, 1980.
  27. Deaconesses: Past — Present — Future: International Scientifi c Symposium (31 January — 02 February 2020) organized by International Hellenic University. URL: https://zbook.org/read/a1896_international-scientific-symposium-deaconesses.html (дата обращения: 11.12.2022).
  28. Delling G. Paulus’ Stellung zu Frau und Ehe. Stuttgart: Kohlhammer, 1931.
  29. Diakonat und Diakonie in frühchristlicher und ostkirchlicher Tradition / A. Jensen, G. Larentzakis, Hrsg. Graz: Institut für Ökumenische Theologie und Patrologie an der Universität Graz, 2008.
  30. Dieckhoff A. W. Die Diakonissen der alten Kirche // Monatsschrift für Diakonie und innere Mission. Hamburg, 1876–1877. Bd. 1. S. 289–309, 348–357, 394–408.
  31. Donaldson J. Woman; Her Position and Infl uence in Ancient Greece and Rome, and among the Early Christians. L.; N. Y.; Bombay: Longmans, Green, and co., 1907.
  32. Eisen U. E. Amtsträgerinnen im frühen Christentum: Epigraphische und literarische Studien. Göttingen: Vandehoeck & Rupprecht, 1996 (Forschungen zur Kirchen- und Dogmengeschichte / A. M. Ritter, Hrsg. Bd. 61).
  33. Eisenberg J. La femme au temps de la Bible. P.: Stock — L. Pernoud, 1993.
  34. Elm S. Virgins of God: The Making of Asceticism in Late Antiquity. Oxford (N.Y.): Clarendon Press, 1996.
  35. Epp E. J. Junia: The First Woman Apostle. Minneapolis: Fortress Press, 2005.
  36. Evans R. S. Sex and Salvation: Virginity as a Soteriological Paradigm in Ancient Christianity. Lanham (Mid.): University Press of America, 2003.
  37. Feusi I. Das Institut der Gottgeweihten Jungfrauen. Sein Fortleben im Mittelalter. Freiburg: Kommissionsverlag der Universitäts-Buchhandlung (Otto Gschwend), 1917.
  38. Getty-Sullivan M. A. Women in the New Testament. Collegeville (Minn): Liturgical Press, 2001.
  39. Grassi J. A. The Hidden Heroes of the Gospels: Female Counterparts of Jesus. Collegeville (Minn): Liturgical Press, 1989.
  40. Grudem W. Prophecy — Yes, but Teaching — No: Paul’s Consistent Advocacy of Women’s Participation Without Governing Authority // Journal of the Evangelical Theological Society. 1987. № 30. P. 11–23.
  41. Gryson R. Le ministère des femmes dans l’Église ancienne. Gembloux: J. Duculot, 1972.
  42. Harvey S. A. Women in Early Byzantine Hagiography: Reversing the Story // That Gentle Strength:
  43. Historical Perspectives on Women in Christianity / L. Coon, K. Haldane, E. Sommer, eds. Charlottesville (Virg): University of Virginia Press, 1990. P. 46–50.
  44. Harvey S. A. Singing Women’s Stories in Syriac Tradition // Internationale kirchliche Zeitschrift: neue Folge der Revue internationale de théologie. 2010. Bd. 100. Heft 3. S. 171–189.
  45. Heiler F. Wertung und Wirksamkeit der Frau in der christlichen Kirche // Veritati. Festgabe für J. Hessen / W. Falkenhahn, Hrsg. München: E. Reinhardt, 1949. S. 116–140.
  46. Horrell D. Disciplining Performance and “Placing” the Church: Widows, Elders and Slaves in the Household of God (1 Tim 5. 1–6. 2) // 1 Timothy Reconsidered / K. P. Donfried, ed. Leuven: Peeters Publishers, 2008. P. 109–134.
  47. Howson J. S. Deaconesses or the Offi cial Help of Women in Parochial Work and in Charitable Institutions. L.: Longman, Green, Longman & Roberts, 1862.
  48. Ide A. Fr. God’s Girls. Ordination of Women in Early Christian and Gnostic Churches. Garland: Tangelwü ld, 1986.
  49. Jensen A. Prisca — Maximilla — Montanus: Who Was the Founder of “Montanism”? // Studia Patristica. 1993. № 26. P. 147–150.
  50. Jordan H. Das Frauenideal des Neuen Testaments und der ältesten Christenheit. Leipzig: A. Deichert, 1909.
  51. Jülicher A. Die geistlichen Ehen in der alten Kirche // Archiv für Religionswissenschaft. Leipzig: Verlag von B. G. Teubner, 1904. Bd. 7. Heft 1–2. S. 373–386.
  52. Kähler E. Die Frau in den paulinischen Briefen. Zürich: Gotthelf, 1960.
  53. Kalsbach A. Die altkirchliche Einrichtung der Diakonissen bis zu ihrem Erlöschen // Römische Quartalschrift für christliche Altertumskunde und Kirchengeschichte. Freiburg im Breisgau, 1926. Bd. 22. Supplementheft.
  54. Karras V. A. Women in the Byzantine Liturgy. Oxford: Oxford University Press, 2005.
  55. Koch H. Virgines Christi: die Gelübde der gottgeweihten Jungfrauen in den ersten drei Jahrhunderten (Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, 31/2). Leipzig: Akademie-Verlag, 1907.
  56. Kraus F. X. Real-Encyklopädie der christlichen Alterthümer. Freiburg im Breisgau: Herder, 1882. Bd. 1. S. 358–361.
  57. Labriolle P. “Mulier in Ecclesia taceat”. Un aspect de la lutte anti-montaniste // Bulletin d’ancienne littérature et d’archéologie chrétiennes. 1911. T. 1. № 1. P. 1–24; № 2. P. 103–122.
  58. Lafontaine P. H. Les conditions positives de l’accession aux ordres dans la première législation ecclésiastique (300–492). Ottawa: Éditions de l’Université d’Ottawa, 1963.
  59. Lancaster S. H. Women and the Authority of Scripture: A Narrative Approach. Harrisburg (Pa): Trinity Press International, 2002.
  60. Leipoldt J. Die Frau in der antiken Welt und im Urchristentum. 2. Aufl . Leipzig: Koehler & Amelang, 1955.
  61. Ludlow J. M. Woman’s Work in the Church: Historical Notes on Deaconesses and Sisterhoods. L.; N. Y.: Alexander Strahan, 1866.
  62. Lüdwig A. Weibliche Kleriker in der altchristlichen und frühmittelalterlichen Kirche. München: Lentner, 1910 (Theologisch-praktische Monatsschrift 20).
  63. MacDonald D. Virgins, Widows, and Paul in Second Century Asia Minor // Society of Biblical Literature. Seminar Papers / P. Achtemeier, ed. Missoula (Mont.): Scholars Press for the Society of Biblical Literature, 1979. Vol. 1. P. 169–184.
  64. Macy G., Ditewig W., Zagano Ph. Women Deacons. Past, Present, Future. Mahwah (NJ): Paulist Press, 2012.
  65. Maier H. The Entrepreneurial Widows of 1 Timothy // Patterns of Women’s Leadership in Early Christianity / J. Taylor, I. Ramelli, eds. Oxford: Oxford University, 2021. P. 59–73.
  66. Martigny J. A. Dictionnaire des antiquités chrétiennes. P.: Librairie Hachette et Cie, 1865. P. 205–206.
  67. Martimort A. G. Les Diaconesses: Essai historique. Roma: Edizioni liturgiche, 1982.
  68. Mayer W. Female Participation and the Late Fourth-Century Preacher’s Audience // Augustinianum. 1999. № 39. P. 139–147.
  69. McLarty J. D. Thecla’s Devotion. Narrative, Emotion and Identity in the Acts of Paul and Thecla. Cambridge: James Clarke & Co, 2018.
  70. Metz R. La consécration des vièrges dans l’Église romaine. P.: Presses universitaires de France, 1954.
  71. Moloney F. J. The Faith of Martha and Mary, A Narrative Approach to John 11: 17–40 // Biblica. 1994. № 75/4. P. 471–493.
  72. Monumenta de viduis, diaconissis virginibusque tractantia / J. Mayer, ed. Bonnae: Wrappers, 1938 (Florilegium patristicum tam veteris quam medii aevi auctores complectens. Fasc. 42).
  73. Morinus J. Commentarius de sacris Ecclesiae ordinationibus secundum antiquos et recentiores Latinos, Graecos, Syros et Babylonios in tres partes distinctus. P.: Henricum Desbordes, 1655. P. 182–192.
  74. Ordained Women in the Early Church: A Documentary History / K. Madigan, C. Osiek, eds. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 2005.
  75. Pankowski A. J. C. De diaconissis. Commentatio archeologiса. Ratisbonae: Manz, 1866.
  76. Parisot D. J. Les diaconesses // Revue des sciences ecclésiastiques. 1899. T. 79. № 469. P. 289–304; № 474. P. 481–496; T. 80. № 475. P. 193–209.
  77. Perriman A. C. Speaking of Women: Interpreting Paul. Leicester: Apollos, 1998.
  78. Reimer I. Women in the Acts of the Apostles: A Feminist Liberation Perspective. Minneapolis: Fortress Press, 1995.
  79. Robinson С. The Ministry of Deaconesses. L.: Methuen, 1898.
  80. Rosambert A. La veuve en droit саnonique jusqu’au ХIV siècle. P.: Dalloz, 1923.
  81. Schäfer T. Die weibliche Diakonie in ihrem ganzen Umfang dargestellt. 2. Aufl . Potsdam: Stiftungsverlag, 1887. Bd. 1
  82. Schierling M. J. Women as Leaders in the Marcan Communities // Listening. 1980. № 2. P. 250–256.
  83. Schüssler-Fiorenza E. The “Quilting” of Women’s History: Phoebe of Cenchrea // Embodied Love: Sensuality and Relationship as Feminist Values / P. Cooey, Sh. Farmer, M. Ross, eds. San Francisco: Harper & Row, 1987. P. 35–50.
  84. Scimmi M. Le antiche diaconesse nella storiografi a del XX secolo: problemi di metodo. Milano: Glossa, 2004.
  85. Stöcker L. Die Frau in der alten Kirche. Tübingen: J. C. B. Mohr (Paul Siebeck), 1907.
  86. Suicerus J. Thesaurus ecclesiasticus. 3 ed. Amsterdami: Wetstenios & Smith, 1746. Vol. 1. Col. 864–869.
  87. Taft R. F. Women at Church in Byzantium: Where, when — and why? // Dumbarton Oaks Papers. 1998. Vol. 52. P. 27–87.
  88. Talbot A.-M. Women’s Space in Byzantine Monasteries // Dumbarton Oaks Papers. 1998. Vol. 52. P. 113–127.
  89. Tazdaït F. L’idéal de virginité d’après les Pères de l’Église latine // Topique. 2016. Vol. 134. № 1. P. 49–62.
  90. Thecla: Paul’s Disciple and Saint in the East and West / J. Barrier, J. N. Bremmer, T. Nicklas, eds. Leuven: Peeters Publishers, 2017.
  91. Theodoru E. Berümte Diakonissen der byzantinischen Zeit // Diakonat und Diakonie in frühchristlicher und ostkirchlicher Tradition / A. Jensen, G. Larentzakis, Hrsg. Graz: Institut für Ökumenische Theologie und Patrologie an der Universität Graz, 2008. S. 135–152.
  92. Thompson M. R. Mary of Magdala: Apostle and Leader. N. Y.: Paulist Press, 1995.
  93. Thurston B. B. The Widows: A Women’s Ministry in the Early Church. Minneapolis: Fortress Press, 1989.
  94. Tischleder P. Wesen und Stellung der Frau nach der Lehre des heiligen Paulus // Neutestamentliche Abhandlungen. Münster: Aschendorff Verlag, 1923. Bd. 10. Heft 3–4.
  95. Torjesen K. J. When Women Were Priests: Women’s Leadership in the Early Church and the Scandal of Their Subordination in the Rise of Christianity. San Francisco: HarperSanFrancisco, 1993.
  96. Turner C. H. Ministries of Women in the Primitive Church // Turner C. H. Саtholic and Apostolic Collected Papers. L.: A. R. Mowbray and Co., 1931. P. 316–351.
  97. Vizamanos F. Las virgines cristianas de la Iglesia primitiva: estudio histó rico-ideoló gico seguido de una antologí a de tratados patrí sticos sobre la virginidad. Madrid: La Editoral Cató lica, 1949.
  98. Vogt О. Frauenthätigkeit und Christenthum. Berlin: Gruppe, 1876.
  99. Wilpert J. Die gottgeweihten Jungfrauen in den ersten Jahrhunderten der Kirche. Freiburg im Breisgau: Herder, 1892.
  100. Women and Ordination in the Christian Churches: International Perspectives / I. Jones, K. Thorpe, J. Wootton, eds. Norfolk: T&T Clark Theology, 2008.
  101. Women Can Be Priests [Электронный ресурс]. URL: http://www.womenpriests.org/deacons/deac_lists.asp (дата обращения: 08.12.2022).
  102. Women Deacons? Essays with Answers / Ph. Zagano, ed. Collegeville (MT): Liturgical Press, 2016.
  103. Wordsworth J. The Ministry of Grace. L.; N. Y.; Bombay: Longmans, Green, and co., 1903.
  104. Zamfir K. Men and Women in the Household of God. A Contextual Approach to Roles and Ministries in the Pastoral Epistles. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2013 (Novum
  105. Testamentum et Orbis Antiquus / Studien zur Umwelt des Neuen Testaments 103).
  106. Zimmermann M. De presbyterissis veteris ecclesiae commentariolus. Lipsiae: Sumptibus Christiani Emmerichii, 1704.
  107. Zscharnack L. Der Dienst der Frau in den ersten Jahrhunderten der christlichen Kirche. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1902.

Постернак Андрей Владимирович, священник


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, 9, стр. 2, 5 этаж, комн. 511;
Должность: декан Исторического факультета;
ORCID: 0000-0003-1310-3503;
Электронный адрес: posternakav@inbox.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44125\21 «Латинская церковная традиция IV–VII вв. в современном научно-богословском контексте».
Хромов Олег Ростиславович

Книги из Софийской библиотеки в собрании кирилловских книг Российской государственной библиотеки

Хромов О. Р. Книги из Софийской библиотеки в собрании кирилловских книг Российской государственной библиотеки // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 110. С. 29-39

DOI: 10.15382/sturII2023110.29-39
Статья посвящена выявлению старопечатных изданий из новгородских храмов и монастырей в составе коллекции Российской государственной библиотеки (РГБ). Показана история их поступления в РГБ и методика их выявления. В XVIII в. книги были собраны в библиотеки Софийского новгородского собора. В середине XIX в. часть книг была переведена в библиотеку Санкт-Петербургской духовной академии, в 1870-х гг. возникла идея книгообмена дублетами между С.-Петербургской духовной академией и Московским публичным и Румянцевским музеями. Идея была поддержана Высокопреосвященным Исидором, митрополитом Санкт-Петербургским, Новгородским и Финляндским и в 1874 г. В Румянцевский музей поступило 126 книг. Среди них книги из Кирилло-Белозерского монастыря, Софийской библиотеки и неизвестного происхождения (без владельческих признаков), приведены хранительские пометы, позволяющие выявить эти книги в фонде отдела редких книг РГБ. В статье показана методика и процесс выявления принадлежности книг новгородским обителям и храмам на основе изучения владельческих признаков (вкладных и владельческих записей, и др. признаков) и в контексте истории формирования Софийской библиотеки. Выявлены вклады известных личностей, например, государственного деятеля XVII в. Д. М. Башмакова. Особый интерес представляет выявленная запись о вкладе царицы Наталии Кирилловна матери Петра I в Новгородский женский монастырь Вмц. Евфимии Прехвальной, позволяющей увидеть детали комплектования монастырских библиотек, но часть ее поступлений. На примере выявления книг новгородского происхождения в собрании РГБ показана методика исследования региональных книжных собраний кирилловских изданий Древней Руси, которые большей частью остаются неизученными.
старопечатные книги кирилловской печати, Софийская библиотека, Новгородская книжность, издания Московского печатного двора, история библиотек, С.-Петербургская духовная академия, монастырские и церковные библиотеки, книжность Древней Руси, региональные собрания старопечатных книг.
  1. Розов Н. Н. Несколько слов о библиотеке Новгородского Софийского собора // Древнерусское искусство: Рукописная книга. М.: Наука, 1983. Сб. 3. С. 248–252.
  2. Секретарь Л. А. Евфимиевский (Евфимьин) в Плотниках [монастырь] // Великий Новгород: История и культура IX–XVII веков: Энциклопедический словарь. СПб.: Нестор-История, 2009. С. 314.
  3. Смирнова А. В. Библиотека Кирилло-Белозерского монастыря в XVIII–XX веках // Кириллов: Краеведческий альманах. Вологда: Русь, 1997. Вып. II. С. 77–87.

Хромов Олег Ростиславович


Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: академик РАХ;
Место работы: Московская духовная академия;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0002-7417-1756;
Электронный адрес: oleghrom@gmail.com.
Шамина Ирина Николаевна

Переписные книги 1701–1703 гг. как источник для изучения женских монастырей Российского государства

Шамина И. Н. Переписные книги 1701–1703 гг. как источник для изучения женских монастырей Российского государства // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 110. С. 40-58

DOI: 10.15382/sturII2023110.40-58
История русского женского монашества относится к числу малоисследованных тем. Одним из основных источников, позволяющим охарактеризовать женские монастыри конца XVII – начала XVIII в., являются переписные книги, которые составлялись в рамках начального этапа церковной реформы Петра I. Переписные книги 1701–1703 гг. – это многоплановый источник. Большое место в них занимает информация о монастырских храмах и их внутреннем убранстве, о казне, где хранились в том числе монастырские документы, о библиотеках, хозяйственной деятельности, земельных владениях и проч. Исследование показало, что переписные книги для изучения женских монастырей являются весьма информативным источником. На их основе можно установить численность женских обителей. В них есть сведения об управлении монастырями, о социальном положении монахинь, их повседневной жизни, а также о доходах и финансировании монастырей государством. Материалы описания в той или иной степени отражают осуществлявшиеся в стране в 1701–1703 гг. церковные преобразования Петра I, которые оказали существенное влияние на жизнь и быт монахинь. Это делает переписные книги весьма перспективным источником для изучения истории женских монастырей в России рубежа XVII–XVIII столетий.
Петр I, переписные книги 1701–1703 гг., женские монастыри, церковная реформа, управление монастырями, социальный состав пострижениц, монастырский быт
  1. Адаменко О. Н. Крепостная казна Спасо-Каменного монастыря по описям XVII–XVIII вв. // Материалы XVI Всероссийской научной конференции «Писцовые книги и другие массовые источники XVI–XX вв.». К столетию со дня рождения П. А. Колесникова. М., 2008. С. 20–21.
  2. Акты Покровского Суздальского девичья монастыря XVI — начала XVII в. / сост.: А. В. Антонов, А. В. Маштафаров. Т. 3: Акты Российского государства. Государственные и корпоративные архивы России XIII–XVII веков. М., 2019.
  3. Алексеев А. И. Синодик московского Богоявленского монастыря 1670–1730-х гг. // Вестник церковной истории. 2021. № 3/4 (63/64). С. 5–211.
  4. Анисимов Е. В. Церковная и податная реформы Петра I // Вопросы научного атеизма: Сб. статей. Вып. 37. М., 1987. С. 163–172.
  5. Афанасия (Силкина), игум. Женские монастыри на Руси. Электронный ресурс: Женское монашество на Руси / Монастырский вестник (monasterium.ru) (дата обращения: 12.06.2022).
  6. Барсов И., свящ. Бывший Николаевский девичий монастырь в г. Чебоксары. Казань, 1898.
  7. Баталов А. Л., Головкова Л. А., Харченко Г. Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь: cтраницы истории. М., 2005.
  8. Башнин Н. В. Опись имущества и строений Дионисиева Глушицкого монастыря 1701 г. и переписные книги вотчины Дионисиева Глушицкого монастыря 1702 г. // Вестник церковной истории. 2013. № 3/4 (31/32). С. 138–177.
  9. Горчаков М. И. Монастырский приказ (1649–1725 гг.): Опыт историко-юридического исследования. СПб., 1868.
  10. Давыдов М. И. Владельческая история местности вокруг суздальского Покровского девичьего монастыря в последней трети XIV — первой трети XVII в. (по материалам письменных источников) // Археология Владимиро-Суздальской земли. 2018. № 8. С. 71–77.
  11. Давыдов М. И. Переписные книги Суздальской соборной церкви и архиерейского дома 1701 г. // Вестник церковной истории. 2022. № 1/2 (65/66). С. 173–252.
  12. Давыдов М. И., Шамина И. Н. Библиотеки архиерейских домов конца XVII — начала XVIII в.: к постановке проблемы // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. № 36. С. 69–94.
  13. Емченко Е. Б. Женские монастыри в России // Монашество и монастыри в России XI–XX вв. М., 2003. С. 245–284.
  14. Емченко Е. Б. Особенности жизни русских женских монастырей в Средневековье и в раннее Новое время // Монастырская культура как трансконфессиональный феномен: Материалы международной конференции. М., 2020. С. 139–153.
  15. Емченко Е. Б. Православные женские общины в последней трети XVIII — начале XIX века // Вестник церковной истории. 2006. № 1. С. 151–161.
  16. Живов В. М. Из церковной истории времен Петра Великого: Исследования и материалы. М., 2004.
  17. Жуков А. Е. Тихвинский Успенский и Введенский монастыри в XVII в.: История взаимоотношений // Петербургский исторический журнал. 2018. № 1. С. 209–220.
  18. Зицер Э. Из церковной истории времен Петра Великого: Исследования и материалы. М., 2004.
  19. Исторический очерк усть-медведицкого Спасо-Преображенского девичья монастыря Донской области / сост. Д. Правдин. Ярославль, 1885.
  20. История московского Ивановского девичьего монастыря в документах XVII — начала XIX века / отв. ред. А. Л. Баталов. М., 2015.
  21. Кустова Е. В. Женская обитель на переломе эпох: из истории Слободского Спасского девичьего монастыря (1671/72–1764 гг.) // Вестник гуманитарного образования. 2018. № 1. С. 21–31.
  22. Кустова Е. В. Формирование женского монашества в Приуралье в XVII–XVIII вв. // Российская история. 2016. № 2. С. 61–75.
  23. Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание белевского девичьего Крестовоздвиженского третьеклассного монастыря (с видом оного с восточной стороны). СПб., 1863.
  24. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 6, 7. М., 1996.
  25. Матисон А. В. Архиерейские «поместные» и «оброчные» дети боярские Тверской епархии XVII–XVIII вв. // Российская история. 2021. № 2. С. 28–40.
  26. Машков А. В. Архитектура Новодевичьего монастыря в Москве. М., 2008.
  27. Меняйло В. А. Вознесенский девичий монастырь в Московском Кремле и его художественные сокровища. М., 2011.
  28. Морохин А. В. Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский: страницы биографии // Вестник церковной истории. 2022. № 1/2 (65/66). С. 253–273.
  29. Мошкова Л. В. Сказание о чудесах от икон Богородицы в Успенском девичьем монастыре Александровой слободы // Вестник церковной истории. 2007. № 1(5). С. 5–30.
  30. Описи Вологодского архиерейского дома Св. Софии второй половины XVII — начала XVIII в. / сост. Н. В. Башнин. М.; СПб., 2020.
  31. От Вятки до Тобольска: церковно-монастырские библиотеки российской провинции XVI–XVIII веков. Екатеринбург, 1994.
  32. Переписные книги вологодских монастырей XVI–XVIII вв.: Исследование и тексты / изд. подгот. О. Н. Адаменко, Н. В. Башнин, М. С. Черкасова при участии А. П. Анишиной, Н. А. Бараевой, Е. А. Виноградовой, А. Н. Красикова, С. Н. Смольникова, И. Н. Шаминой. Вологда, 2011.
  33. Постников А. Б. Иноческое житие и благотворительная деятельность А. Л. Ордина-Нащокина в Пскове в 1670-х гг. // Псков: научно-практический, историко-краеведческий журнал. 2010. № 32. С. 78–127.
  34. Рюсс Х. О женских монастырях России раннего Нового времени [рец.] // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2014. № 4 (133). С. 248–251.
  35. Седов П. В. «Все-де ныне государево»: Традиции и новации в церковной реформе Петра I // Феномен реформ на Западе и Востоке Европы в начале Нового времени (XVI–XVIII вв.): Сб. статей. СПб., 2013. С. 122–124.
  36. Смолич И. К. Русское монашество. 988–1917: Жизнь и учение старцев. М., 1999.
  37. Соколова Н. В. Описание церковно-монастырских владений в процессе секуляризации начала XVIII в.: Опыт реконструкции (на материалах Нижегородского уезда) // Северо-Запад в аграрной истории России: Межвузовский тематический сборник научных трудов. Калининград, 2008. С. 44–60.
  38. Соколова Н. В. Северная война и церковная реформа Петра I // Вестник МГИМО–Университета. 2021. № 14(6). С. 162–163.
  39. Сычугова Ж. В. Игуменьи Казанского Явленского девичья монастыря г. Рязани // Рязанский богословский вестник. 2019. № 1(19). С. 24–33.
  40. Тысячная книга 1550 г. и дворовая тетрадь 50-х годов XVI в. М.; Л., 1950.
  41. Углич: Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. М., 1887.
  42. Шамина И. Н. Документы по ранней истории орловского Введенского монастыря // Вестник церковной истории. 2018. № 3/4 (51/52). С. 29–39.
  43. Шамина И. Н. Описание Коломенской епархии 1701–1702 гг. по данным рукоприкладств, помет и скреп в переписных книгах // Известия Саратовского университета. 2022. Т. 22. Сер. «История. Международные отношения». Вып. 2. С. 144–151.
  44. Шамина И. Н. Опись имущества вологодского Павлова Обнорского монастыря 1701–1702 годов // Вестник церковной истории. 2010. № 1/2 (17/18). С. 17–107.
  45. Шамина И. Н. Практическая реализация первого этапа церковной реформы Петра I (1701–1703) // Российская история. 2021. № 4. С. 60–73.
  46. Шамина И. Н. Социальный портрет монашествующих Коломенской епархии в конце XVII — начале XVIII в. // Традиционные и новаторские пути изучения социальной истории России XII–XX вв.: Сб. статей в честь Елены Николаевны Швейковской. М., 2021. С. 407–428.
  47. Шамина И. Н. Переписные книги коломенских Спасо-Преображенского, Голутвина, Бобренева и Брусенского монастырей 1701 г. // Вестник церковной истории. 2017. № 3/4 (47/48). С. 96–226.

Шамина Ирина Николаевна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт российской истории РАН;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6741-0974;
Электронный адрес: shaminy@yandex.ru.
Феофанов Александр Михайлович

Дворянство Казанской губернии второй половины XVIII века: чиновный состав и размер душевладения

Феофанов А. М. Дворянство Казанской губернии второй половины XVIII века: чиновный состав и размер душевладения // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 110. С. 59-71

DOI: 10.15382/sturII2023110.59-71
В основу исследования положены материалы, сохранившиеся в фонде 1355 (Экономические примечания к планам дач генерального межевания) Российского государственного архива древних актов (РГАДА). В этих экономических примечаниях, составленных на рубеже XVIII–XIX вв., указаны чин помещика, и число душ по 5-й ревизии. Для характеристика казанского чиновничества использовались формулярные списки из фонда 1349 Российского государственного исторического архива (РГИА) за 1798–1802 годы. В конце XVIII в., по 5-й ревизии в Казанской губернии насчитывалось 1010 помещиков, из них 465 женщин. Большинство помещиков находились в отставке, это показывает, что дворяне активно пользовались своим правом не служить, дарованное им Манифестом 1762 г. Из тех, кто служил, чуть более половины было на статской, или на гарнизонной службе, куда поступали после действительной военной (армейской или гвардейской) службы. Большинство выходило в отставку в офицерских чинах. Только 7,5 процентов дворян носили генеральские чины 1–5 класса. Более 20 процентов казанских дворян владели не менее чем сотней душ, крупных помещиков, владеющих более чем 500 душ, было 5 процентов. Многие помещики (более 19 процентов) владели имениями в других регионах Российской империи, больше всего таких имений было в Нижегородской губернии. Титулованных дворян было около 3 процентов. Число казанских дворян, получивших образование в Казанской гимназии, разнится от 6 процентов (в 1781) до 4 процентов в конце XVIII в. При это число учеников Казанской гимназии превышает совокупное число воспитанников других учебных заведений (в первую очередь – кадетских корпусов). Медианные числа показывают, что дворяне поступали на службу в среднем в возрасте 14 лет (большинство – c 12 до 16), и получали первый классный чин в 21 год, более половины – с 18 до 24 лет от роду. Подавляющее большинство дворян поступало на военную службу, потом выходило в отставку; небольшая часть продолжала службу на гражданском поприще
дворянство, помещики, генералы, Генеральное межевание, душевладение, формулярные списки,просопография
  1. Васильева И. В., Минеева Е. К. Душевладение дворян Казанской губернии в конце XVIII — начале XIX века (по материалам Генерального межевания земель) // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. 2015. № 2. С. 14–21.
  2. Демидов А. Н. «Еделевский» список «Оберегательной памяти» царя Иоанна Васильевича мордовским князьям и мурзам 1572 г. // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12. № 1. С. 29–41. Казанское дворянство: 1785–1917 гг.: Генеалогический словарь / сост. Г. А. Двоеносова. Казань, 2001.
  3. Корсаков Д. А. Сборник материалов по истории Казанского края в XVII веке. Ведомость о наместничестве Казанском // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете (ИОАИЭ). Казань, 1908. Т. XVIII. Вып. 4–6. 159–363.
  4. Кульбака Н. Э. История дворянского рода Донауровых. М., 2013.
  5. Матисон А. В. Архиерейские дворяне, дети боярские и приказные служители в ХVII–ХVIII веках (Тверской архиерейский дом, 1675–1764). М., 2021.
  6. Милов Л. В. Исследование об «Экономических примечаниях» к Генеральному межеванию. М., 1965.
  7. Солодянкина О. Ю. Жизненная траектория дворянина в постпетровскую эпоху: два представителя рода Шереметевых // Ученые записки Череповецкого государственного университета. 2016. № 1. С. 59–67.
  8. Шепукова Н. М. Об изменении душевладения помещиков Европейской России в первой четверти XVIII — первой половине XIX в. // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы, 1963. Вильнюс, 1964. С. 388–419.

Феофанов Александр Михайлович


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, Москва, ул. Новокузнецкая, дом 23б; доцент кафедры истории России;
Должность: доцент кафедры историии России;
ORCID: 0000-0001-7180-0927;
Электронный адрес: aleksandr-feofanov@yandex.ru.
Статья подготовлена при поддержке проекта «Вестернизация как описательная модель истории России Нового времени: критика и поиск альтернатив» в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2022 г.
Цысь Валерий Валентинович; Цысь Ольга Петровна

Культурно-просветительская работа епархиальных отделов Императорского Православного Палестинского общества на национальных окраинах Российской империи в конце XIX — начале ХХ в.

Цысь В. В., Цысь О. П. Культурно-просветительская работа епархиальных отделов Императорского Православного Палестинского общества на национальных окраинах Российской империи в конце XIX — начале ХХ в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 110. С. 72-89

DOI: 10.15382/sturII2023110.72-89
В статье характеризуется культурно-просветительская работа епархиальных отделов Императорского Православного Палестинского общества (ИППО) на национальных окраинах Российской империи в конце XIX – начале ХХ вв. Отмечено, что основной формой этой работы являлись организация и проведение палестинских чтений, направленных на популяризацию знаний о Святой Земле, русском паломничестве, деятельности Императорского Православного Палестинского общества на Ближнем Востоке, а также издание литературы по соответствующей тематике на национальных языках. Ее развертывание относится к середине 1890-х гг. и продолжалось до 1917 года.Сделан вывод, что западные губернии Российской империи являлись полем столкновения и взаимодействия двух цивилизаций – католической (польско-литовской) и православной (восточнославянской). В их противоборстве формировалась местная национальная идентичность (белорусская, украинская), а работу ИППО можно рассматривать в качестве одного из инструментов включения местного населения в решение общих для православного мира задач, с помощью которого происходило осознание им органической связи с «русским миром». Выявлена высокая активность епархиальных отделов на территории Украины, Белоруссии и Молдавии, популярность здесь палестинских чтений. Делается вывод об отсутствии национальной специфики в организации и проведении палестинских чтений «украинскими» и «белорусскими» епархиальными отделами ИППО. Там же, где русское население находилось в абсолютном меньшинстве (Польша, Грузия), деятельность ИППО нацеливалась на представителей диаспоры и почти не затрагивала местных жителей. В таких регионах как Поволжье, Сибирь, Европейский Север, северо-западный Казахстан она смыкалась с миссионерством. Указано, что епархиальные отделы ИППО внесли вклад в христианское просвещение недавно обращенного в православие «инородческого» населения, в борьбу с языческими пережитками, различными суевериями и предрассудками. Отмечено расширение масштабов паломничества в Святую Землю как одно из следствий культурно-просветительской работы ИППО.
Императорское Православное Палестинское общество, епархиальные отделы, Палестинские чтения, Святая Земля, национальные меньшинства, «инородцы», культурно-просветительская работа
  1. Апанасенок А. В. Палестинские чтения в духовной жизни российской деревни начала XX века // Вестник государственного и муниципального управления. 2020. Т. 9. № 4. С. 94–102.
  2. Воображая Палестину: Святая земля и русская идентичность в XIX — начале XXI в.: колл. монография / М. С. Шаповалов и др. СПб.: Нестор-История, 2021.
  3. Грушевой А. Императорское Православное Палестинское Общество в кризисные годы: 1905–1910 // Иерусалимский православный семинар. Вып. 8. М.: Индрик, 2018. С. 108–122.
  4. Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века (1882–1907 гг.). М.; СПб.: Индрик, 2008.
  5. Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале ХХ в. М.: Индрик, 2006.
  6. Нечаева М. Ю., Микитюк В. П. Императорское Православное Палестинское Общество в культурной среде российской провинции. М.: Индрик, 2014.
  7. Потехина Д. К. Организация Оренбургским отделом Палестинского общества массовых духовно-нравственных чтений в середине 1890-х — 1917 г. // XXIV Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Нижневартовск, НВГУ. 5–6 апреля 2022 г. Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2022. С. 230–236.
  8. Потехина Д. К. Проведение Палестинских чтений в Харьковской епархии в 1904–1917 гг. // Россия и мир: История и современность: X Всероссийская (с международным участием) конференция студентов и молодых ученых. Сургут, 22 апреля 2022 г. Сургут: РИО «СурГПУ», 2022. С. 22–24.
  9. Суслова Е. Д. Палестинские чтения на северо-западной полиэтничной окраине Российской империи в политике государства и церкви в конце 1890 — начале 1910-х гг. // Ежегодник финно-угорских исследований. 2022. Т. 16. № 3. С. 499–510.
  10. Тихон (Затекин), архим. История создания и деятельности Нижегородского отдела Императорского Православного Палестинского общества // Нижегородская старина. 2017. Вып. 51–52. С. 118–143.
  11. Урванцева Н. Г. Олонецкий отдел Императорского Православного Палестинского общества в конце XIX — начале XX века // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2016. № 7–2 (160). С. 44–48.
  12. Цысь В. В., Цысь О. П. Отделы Императорского Православного Палестинского общества в Западной Сибири в конце XIX — начале XX в.: основные направления, содержание и результаты деятельности. Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2014.
  13. Чернышова Н. К. Императорское православное палестинское общество: издательская и культурно-просветительская деятельность сибирских отделов // Традиции и современность. 2002. № 1. С. 77–85.
  14. Шушканова Е. А. История Императорского Православного Палестинского Общества в Енисейской губернии (1898–1917 гг.) // Государство, общество, церковь в истории России XX–XXI веков: Материалы XVIII Международной научной конференции. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2019. С. 190–195.
  15. Юшковский В. Д. Соломон и другие. Томские евреи: лица на полотне. Красноярск: Кларетианум, 2005.
  16. Conferinţa știinţifică naţională “Protoiereul Mihail Ceachir — un cărturar al bisericii din Basarabia” / [Национальная научная конференция «Протоиерей Михаил Чакир — просветитель и религиозный деятель Бессарабии»]. Chișinău, 10 septembrie 2018. Chișinău, 2018.

Цысь Валерий Валентинович


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Нижневартовский государственный университет; Российская Федерация, 628602, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Нижневартовск,ул. Мира, д. 3Б, каб. 311;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0002-9695-3900;
Электронный адрес: tsysv@rambler.ru.

Цысь Ольга Петровна


Место работы: Нижневартовский государственный университет; Российская Федерация, 628002, Тюменская обл., ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, ул. Ленина, 56;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-6351-8259;
Электронный адрес: tsysv@rambler.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (РЦНИ) в рамках научного проекта № 21-09-41001.
Букалова Светлана Владимировна

Комитет великой княгини Елизаветы Фёдоровны в системе общественного призрения периода Первой мировой войны

Букалова С. В. Комитет великой княгини Елизаветы Фёдоровны в системе общественного призрения периода Первой мировой войны // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 110. С. 90-100

DOI: 10.15382/sturII2023110.90-100
Участие Российской империи в Первой мировой войне вызвало необходимость создания системы общественного призрения пострадавших – солдатских семей, инвалидов, сирот. Эта задача решалась Верховным Советом по призрению семей лиц, призванных на войну. Исполнительной структурой Верховного Совета стал Комитет великой княгини Елизаветы Фёдоровны по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну. Статья освещает организационные и финансовые основы деятельности Елизаветинского комитета, раскрывая его пространственную структуру и основные направления деятельности. Исследование выполнено на основе материалов архивного фонда Елизаветинского комитета и его периодического издания. Организационная структура Елизаветинского комитета включала центральный орган, губернские отделения и уездные комиссии. Низовой уровень составляли благотворительные общества. Иерархические отношения между ними строились на принципах автономии и субсидиарности. Местные отделения возглавлялись губернаторами. Сфера полномочий Елизаветинского комитета первоначально охватывала оказание дополнительной к казённому пайку помощи солдатским семьям, позднее в неё были включены призрение военных инвалидов и сирот. Декларировался приоритет трудовой помощи. Основными формами помощи были содействие в проведении сельскохозяйственных работ, устройство яслей, открытие сиротских приютов. В городах Елизаветинский комитет организовывал мастерские, столовые, продажу топлива. Эта работа велась совместно с местным самоуправлением и благотворительными организациями. Денежные средства Елизаветинского комитета составляли благотворительные сборы и ассигнования Верховного Совета. Во втором полугодии 1916 года смета работы Комитета превысила 7,5 миллионов рублей. Проведённое исследование позволило прийти к выводу, что система Елизаветинского комитета имела государственно-общественный характер и может рассматриваться как предшественница специализированных органов государственного управления в социальной сфере. Одновременно это позволяло мобилизовать благотворительные ресурсы на помощь жертвам войны
Российская империя, Первая мировая война, великая княгиня Елизавета Фёдоровна, Елизаветинский комитет, благотворительность, общественное призрение, солдатские семьи, инвалиды войны, сироты
  1. Волошун Аполлинария. Блаженны милостивые: благотворительная деятельность Великой княгини Елизаветы Федоровны. М.: Даръ, 2010. 479 с.
  2. Гришин Д. Б. Елизавета Федоровна. М., 2018.
  3. Еженедельник Комитета великой княгини Елисаветы Феодоровны по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну. М., 1915–1916.
  4. Известия Верховного Совета по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов. Пг., 1914–1916.
  5. Ковальская Е. Ю. Николай II и великая княгиня Елизавета Федоровна: взаимодействие в сфере благотворительности // Российская история. 2019. № 2. С. 118–129.
  6. Кузьмина П. Г. Убежище во Всехсвятском // Московский журнал. 2015. № 7. С. 24–30.
  7. Кучмаева И. К. Когда жизнь истинствует...: Культура благотворения Великой княгини Елисаветы Феодоровны. М., 2008.
  8. Максимова Л. Б. Вклад Великой Княгини Елизаветы Федоровны в благотворительное движение России конца XIX — начала ХХ века: дис. … канд. ист. наук. М., 1998.
  9. Оськин М. В. Поддержка беднейших слоев населения Центральной России в годы Первой мировой войны (1914–1916) (на примере Елизаветинского комитета) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История РПЦ. 2018. № 80. С. 107–120.
  10. Рылова Н. Е., Лобова В. В. Донское отделение Комитета великой княгини Елизаветы Федоровны // Былые годы. 2018. Т. 48. № 2. С. 850–860.

Букалова Светлана Владимировна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: РАНХиГС;
Должность: доцент кафедры истории, политологии и государственной политики;
ORCID: 0000-0001-7788-9299;
Электронный адрес: stl1612@yandex.ru.
Озмитель Екатерина Евгеньевна

«В центре и на местах». Особенности кампании по изъятию церковных ценностей и организация раскола в Туркестанской епархии (1922–1923)

Озмитель Е. Е. «В центре и на местах». Особенности кампании по изъятию церковных ценностей и организация раскола в Туркестанской епархии (1922–1923) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 110. С. 101-124

DOI: 10.15382/sturII2023110.101-124
В статье на примере Туркестанской и Ташкентской епархии освещается первый период планомерной борьбы советского правительства с Русской Православной Церковью. Это была организованная, жестко централизованная кампания, начавшаяся под предлогом необходимости изъятия всех церковных ценностей для помощи голодающим. Подлинной целью кампании было решение финансовых проблем советского государства за счет разгрома Церкви (конфискации ценностей и организации обновленческого раскола). В 1922 году в церквях Туркестанской АССР было чрезвычайно мало ценных предметов, тем не менее летом, с опозданием на несколько месяцев, экспроприацию церковных ценностей здесь провели. Детали процедуры изъятия показаны на примере церквей Алма-Аты, Ташкента и сельских храмов. Вторая цель кампании по изъятию – ликвидация канонической системы церковного управления и замена ее обновленческими структурами – в Туркестанской епархии была достигнута к середине 1923 года. Особенности достижения этой цели выяснялись при сравнении местной церковной хроники с центральным планом кампании. Благодаря этому впервые стало возможным объяснить логику тех событий, которые происходили в кафедральном Ташкенте в конце 1922-го – начале 1923 гг., и объяснить причины внезапного отказа архиепископа Иннокентия (Пустынского) от управления Туркестанской епархией и его отъезда из Ташкента.
Русская Православная Церковь в Средней Азии и Казахстане, государственно-конфессиональные отношения в Советском Союзе, репрессии, обновленчество, христианство в Узбекистане и Туркмении, святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Иннокентий (Пустынский)
  1. Архивы Кремля. Политбюро и Церковь. 1922–1925 гг. / сост.: Н. Н. Покровский, С. Г. Петров. Новосибирск: Сибирский хронограф; М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997–1998.
  2. Владимир (Иким), митр. По стопам апостола Фомы. Христианство в Центральной Азии. М.: М-Сканру, 2018.
  3. Газов Е. А. Изъятие церковных ценностей в Московском уезде в 1922 г. // Московские епархиальные ведомости. 2009. № 9–10. С. 156–159.
  4. Жукова Л. И. Чтобы взлететь, птица должна быть гордой. Ташкентский период в тернистом пути архиепископа Луки — профессора хирургии В. Ф. Войно-Ясенецкого (март 1917–март 1941). Ташкент: Изд-во журнала «SAN′AT», 2012.
  5. Иванов С. Н., свящ. Почему отнятое у Церкви не спасло голодающих. Изъятие церковных ценностей в 1922 году: исторические предпосылки, цели и последствия // Журнал Московской Патриархии. 2022. № 2. С. 50–61.
  6. Иванов С. Н., свящ. «Совершенно секретно. Хранить конспиративно». Протоколы неизвестной комиссии Л. Д. Троцкого по расколу Русской Православной Церкви (май — октябрь 1922 г.) / вступ. ст., публ. и примеч. С. Н. Иванова // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 107. С. 134–166.
  7. Иванов С. Н. Хронология обновленческого «переворота» в Русской Церкви по новым архивным документам // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 58. С. 24–60.
  8. Казанцев В. А. Образование епархии (Рукопись) // Архив Комиссии по канонизации святых Казахстанского Митрополичьего округа.
  9. Конфессиональная политика советского государства. 1917–1991 гг.: Документы и материалы: в 6 т. / ред. А. Сорокин, отв. сост. М. И. Одинцов; сост. Ж. В. Артамонова, Н. М. Волхонская и др. Т. 1. Кн. 1–4. М.: Политическая энциклопедия, 2018.
  10. Лисичкин В. А. Крестный путь Святителя Луки. Подлинные документы из архивов КГБ. М.: Троицкое слово, 2001.
  11. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. «Я полюбил страдание...»: Автобиография / запись Е. П. Лейкфельд. М.: Изд-во им. Св. Игнатия Ставропольского, 1998.
  12. Мазырин А. В., свящ. Церковь Патриарха Тихона и изъятие святынь богоборческой властью // Церковь. Богословие. История. 2022. № 3. С. 162–176.
  13. Национализация храмов и закрытие религиозных учреждений г. Ташкента в период 1918–1930 гг.: Сб. документов Государственного архива г. Ташкента / сост. А. В. Махкамов. Ташкент, 2013 (Рукопись) // Архив Ташкентского епархиального управления.
  14. «Не стесняясь никакими средствами»: Материалы Комиссии ЦК РКП(б) по вопросам отделения церкви от государства. Октябрь–декабрь 1922 г. / публикацию подготовили О. Ю. Васильева, М. М. Горинов // Исторический архив. М.: АИА. 1993. № 2. С. 76–89.
  15. Совершенно секретно. Лубянка — Сталину о положении в стране (1922–1934): Сб. док.: в 10 т. Т. 1. Ч. 1: 1922–1923 / ред.: А. Н. Сахаров, Г. Н. Севостьянов. М.: ИРИ РАН, 2001.
  16. Туркестанская епархия в документах и комментариях. 1867–1918 / cост. Р. В. Дорофеев, О. А. Илюшкина, Т. К. Стеклова. Ташкент: ИПК «ΓΛΟΣΣΑ», 2017.

Озмитель Екатерина Евгеньевна


Ученая степень: доктор исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, комн. 219;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3671-9493;
Электронный адрес: k_ozmitel@rambler.ru.
Ладынин Иван Андреевич

Две даты из биографии В. С. Голенищева

Ладынин И. А. Две даты из биографии В. С. Голенищева // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 110. С. 125-135

DOI: 10.15382/sturII2023110.125-135
Статья посвящена уточнению дат двух эпизодов из биографии выдающегося русского египтолога, создателя коллекции египетских древностей, легшей в основу собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, Владимира Семеновича Голенищева (1856-1947). По стойкому мнению отечественных египтологов, восходящему к свидетельству В. В. Струве, который в свою очередь ссылался на личное сообщение Голенищева, последний приобрел первый памятник своей коллекции в возрасте 14 лет. Однако в картотеке коллекции Голенищева, которую он вел сам, первым памятником назван ушебти Кереф-эн-Птаха и указано, что его подарил Голенищеву посол Греции в Санкт-Петербурге Д. Будурис. Однако тот приступил к своим обязанностям в августе 1871 г. и никак не мог этого сделать ранее по меньшей мере 15-летнего возраста Голенищева. Неточность имеется и в сведениях о приобретении Голенищевым трех важнейших папирусов его коллекции с текстами «Путешествия Ун-Амуна в Библ», т.н. «Ономастикона Голенищева» и литературного письма. В публикациях 1897 и 1899 гг. сам Голенищев датирует это приобретение осенью 1891 г., однако подробный и, несомненно, достоверный отчет о его путешествии в Египет в 1890-1891 гг. показывает, что это произошло в ноябре-декабре 1890 г. В обоих случаях неточные даты восходят к свидетельствам самого Голенищева. Если первая неточность может объясняться его ошибкой или сознательным стремлением приблизить начало его коллекционирования к детским годам, то вторая – желанием по каким-то причинам максимально скрыть обстоятельства покупки им папирусов, сместив с этой целью даты.
В. С. Голенищев, биография, коллекция, Египет, памятники, папирусы, Димитриос Будурис
  1. Анохина Е. А., Ладынин И. А. Приобретение коллекции египетских древностей В. С. Голенищева в государственную собственность (1908–1909 гг.): новые материалы // В. С. Голенищев и собрание древностей классического Востока в ГМИИ им. А. С. Пушкина / ред. И. А. Ладынин (в печати).
  2. Барышников М. Н. В. С. Голенищев: научные интересы и судьба семейного бизнеса в начале ХХ века // Университетский научный журнал (Филологические и исторические науки, искусствоведение). 2014. № 7. С. 68–76.
  3. Берлев О. Д. Египтология // История отечественного востоковедения с середины XIX века до 1917 г. / ред.: А. А. Вигасин, А. Н. Хохлов, П. М. Шаститко. М.: Восточная литература, 1997. С. 434–459.
  4. Большаков А. О. Голенищев и мы // Петербургские египтологические чтения–2006. К 150-летию со дня рождения В. С. Голенищева: доклады / ред. А. О. Большаков. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2007. С. 5– 13. (Труды Государственного Эрмитажа; 35).
  5. Выдающийся русский востоковед В. С. Голенищев и история приобретения его коллекции в Музей изящных искусств (1909‒1912) / ред. И. Е. Данилова. М.: Советский художник, 1987.
  6. Голенищев В. С. Гиератический папирус из коллекции В. Голенищева, содержащий отчет о путешествии египтянина Уну-Амона в Финикию // Сборник статей учеников профессора барона Виктора Романовича Розена ко дню двадцатипятилетия его первой лекции 13 ноября 1872–1897. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1897. С. 45–54.
  7. Коростовцев М. А. Путешествие Ун-Амуна в Библ: Египетский иератический папирус № 120 ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве. М.: Изд-во восточной литературы, 1960. (Памятники литературы народов Востока. Тексты. Большая серия).
  8. Коростовцев М. А. Иератический папирус № 127 из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина. М.: Изд-во восточной литературы, 1961.
  9. Ладынин И. А. Война, революция и египтология: переписка Эд. Навилля и В. С. Голенищева в 1916–1921 гг. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 98. С. 74–92.
  10. Ладынин И. А. Владимир Семенович Голенищев и открытие гробницы гермопольского жреца Петосириса в Туна эль-Гебель в 1919–1920 гг. // Шаги /Steps. Т. 7. № 4. 2021. С. 54–79.
  11. Ладынин И. А. Путешествие В. С. Голенищева в Египет зимой 1890–1891 гг. (новый архивный материал) // Шаги /Steps. 2023 (в печати).
  12. Путь к бессмертию: Памятники древнеегипетского искусства в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина: каталог выставки / сост. О. Д. Берлев и др. М.: Восточная литература, 2002.
  13. Сборник биографий кавалергардов. По случаю столетнего юбилея Кавалергардского ее величества государыни императрицы Марии Федоровны полка / ред. С. Панчулидзев. Т. 4: 1826–1908. СПб.: Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1908.
  14. Струве В. Петербургские сфинксы. СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1912.
  15. Струве В. В. Значение В. С. Голенищева для египтологии // Очерки по истории русского востоковедения / ред.: В. И. Авдиев, Н. П. Шастина. Вып. 3. М.: Изд-во восточной литературы, 1960. С. 3–69.
  16. Томашевич О. В. Дешифровка Ж.-Ф. Шампольона и становление египтологии как научного направления в XIX–XX вв. Формирование египтологических школ // Историография истории древнего Востока: учебник для вузов / ред. В. И. Кузищин. Ч. 1. М.: Высшая школа, 2008. С. 17–119.
  17. Тютчев Ф. И. Стихотворения. Письма. М.: Гос. изд-во худ. литературы, 1957.
  18. Ухтомский Э. Э. Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича, 1890–1891. Т. 1. СПб.; Лейпциг: Брокгауз, 1893.
  19. A History of World Egyptology / ed. A. Bednarski, A. Dodson, S. Ikram. Cambridge: Cambridge University Press, 2020.
  20. Dontas D. Greece and the Great Powers, 1863–1875. Thessalonike: Institute for Balkan Studies, 1966.
  21. Gardiner A. H. Ancient Egyptian Onomastica. Oxford: Oxford University Press, 1947. Vol. 1–3.
  22. Golénischeff W. S. Extrait d’une lettre de M. Golénischeff sur ses dernières découvertes. // Recueil de travaux relatifs à la philologie et à l’archéologie égyptiennes et assyriennes. 1893. T. 15. P. 87–89.
  23. Golénischeff W. Papyrus hiératique de la collection W. Golénischeff , contenant la description du voyage de l’égyptien Ounou-Amon en Phénicie // Recueil de travaux relatifs à la philologie et à l’archéologie égyptiennes et assyriennes. 1899. T. 21. P. 74–102.
  24. Golénischeff W.S. Les papyrus hiératiques nos. 1115, 1116A et B de l’Ermitage imperial а St. Pétersbourg. St. Pétersbourg: Manufacture des Papiers de l’État, 1913.
  25. Gothaisches genealogisches Taschenbuch nebst diplomatisch-statistischem Jahrbuch. 1872. Gotha: Justus Perthes, 1872.
  26. Ladynin I. Russian Egyptology (1914–1945) // UCLA Encyclopedia of Egyptology / ed. R. Nyord, W. Wendrich. , Los Angeles, 2022. URL: http://digital2.library.ucla.edu/viewItem.do?ark=21198/zz002kpqrm
  27. Schipper B. U. Die Erzählung des Wenamun: Ein Literaturwerk im Spannungsfeld von Politik, Geschichte und Religion. Freiburg (Schweiz): Universitä tsverlag; Gö ttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2005. (Orbis biblicus et orientalis; 209).

Ладынин Иван Андреевич


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-8779-993X;
Электронный адрес: ladynin@mail.ru.
Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РНФ 19-18-00369-П «Классический Восток: культура, мировоззрение, традиция изучения в России (на материале памятников коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина и архивных источников)».
Томашевич Ольга Владимировна; Анохина Евгения Александровна

Первый Всероссийский съезд египтологов

Томашевич О. В., Анохина Е. А. Первый Всероссийский съезд египтологов // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 110. С. 136-151

DOI: 10.15382/sturII2023110.136-151
Статья приурочена к празднованию в 2022 году 200-летия дешифровки египетских иероглифов Ж.-Ф. Шампольоном и посвящена событию столетней давности – Первому Всероссийскому съезду египтологов в Москве. 1920-ые годы явились для тогда еще молодой российской египтологии настоящим испытанием: умерли или уехали из страны многие ученые не только старшего, но и младшего поколений; порвались связи с западноевропейскими коллегами; чувствовалась острая нехватка специальной научной литературы; и все это на фоне хорошо известной тяжелой экономической ситуации в стране, боровшейся за выживание. «В настоящее время молодая Советская республика в египтологах не нуждается» - эти слова, приписываемые А.В. Луначарскому, как нельзя лучше характеризуют то время. Несомненно, Первый Всероссийский съезд египтологов стал знаковым моментом в процессе формирования научного египтологического сообщества в СССР. Он был созван 17-20 августа 1922 года по инициативе Всероссийской Научной Ассоциации Востоковедения и Центрального Института Востоковедения в Москве. Заседания съезда проходили в стенах Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина) и Московского Археологического общества. Авторы по имеющимся источникам восстанавливают события съезда (состав участников, список докладов и постановлений), которые показывают, что несмотря на все трудности, египтология в России того времени активно развивалась и в обществе чувствовался интерес к культуре Древнего Египта. В статье также публикуется ранее неизвестное письмо сотрудницы Эрмитажа петроградского египтолога Наталии Давыдовны Флиттнер к основателю берлинской школы египтологии Адольфу Эрману, в котором она описывает празднования 100-летнего юбилея дешифровки иероглифов в Петрограде и Москве, а также дает общую характеристику развитию отечественной египтологии того времени.
египтология, Первый Всероссийский съезд египтологов, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Ж.-Ф. Шампольон, Б.А. Тураев, В.В. Струве, Н.Д. Флиттнер, И.Г. Франк-Каменецкий, И.Н. Бороздин, Т.Н. Бороздина-Козьмина, В.М. Викентьев
  1. Анохина Е. А., Томашевич О. В. Музей Изящных Искусств в Москве после Октябрьской революции в переписке Б. А. Тураева и Т. Н. Бороздиной (1917–1919 гг.) // Шаги. 2021. T. 7. № 4. С. 80‒102.
  2. Анохина Е. А., Томашевич О. В. «Вы подготовили меня на Голенищевскую коллекцию»: Т. Н. Бороздина — ученица проф. Б. А. Тураева // Диалог со временем. 2022. № 78. С. 357‒372.
  3. Берлев О. Д. Становление египтологии // История отечественного востоковедения до середины XIX века / ред.: Г. Ф. Ким, П. М. Шаститко. М.: Восточная литература, 1990. С. 229‒237.
  4. Берлев О. Д. Египтология // История отечественного востоковедения с середины XIX века до 1917 года / ред.: А. А. Вигасин, А. Н. Хохлов, П. М. Шаститко. М.: Восточная литература, 1997. С. 434‒459.
  5. Большаков А. О. Ленинградский египтологический кружок: у истоков советской египтологии // Культурно-антропологические исследования. 2012. № 2. С. 5‒10.
  6. Большаков А. О. Ленинградский Египтологический кружок: полгода предыстории // Aegyptiaca Rossica. 2014. № 2. С. 48‒120.
  7. Бороздин И. Н. Первый Всероссийский С’езд египтологов (Предварительный отчет) // Новый Восток. 1922. № 2. С. 543‒551.
  8. Бороздина П. А. Жизнь и судьба профессора Ильи Николаевича Бороздина. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. университета, 2000.
  9. Бороздина-Козьмина Т. Н. Посмертные работы акад. Б. А. Тураева // Жизнь. 1922. № 3. С. 101‒112.
  10. Бороздина-Козьмина Т. Н. Развитие египтологии в России // Новый Восток. 1923. № 3. С. 342‒361.
  11. Бороздина-Козьмина Т. Н. Глиняные сосуды и чаши архаического Египта // Памятники ГМИИ. 1926. Т. 5. С. 7‒21.
  12. Древний Восток. Ч. 1. Восток / под ред. Б. А. Тураева, И. Н. Бороздина. М.: Т-во скоропечатни А. А. Левенсон, 1915.
  13. Крачковский И. Ю. Востоковедение в Петроградском Университете; Классический Восток в научных учреждениях Москвы // Восток. Журнал. Книга первая. Пг., 1922. С. 108‒111.
  14. Лурье И. Г., Матье М. Э. Ostracon No. 4478 des Museums für schöne Künste in Moskau // Сборник египтологического кружка при ЛГУ. 1929. № 2. С. 28‒31.
  15. Томашевич О. В. Т. Н. Бороздина-Козьмина — ученица и наследница дела Б. А. Тураева в Музее изящных искусств // Памятники и люди / сост. В. Я. Гельман и др. М.: Восточная литература, 2003. С. 122–140.
  16. Томашевич О. В. И было его жития 51 год… Биографический очерк // Тураев Б. А. Древний Египет. М.: Высшая школа, 2007. С. 414‒487.
  17. Томашевич О. В. Классический период в развитии египтологии 1884‒1939 // Историография истории древнего Востока / под ред. В. И. Кузищина. Т. 1‒2. М.: Высшая школа, 2008. Т. 1. С. 36‒79.
  18. Томашевич О. В., Анохина Е. А. О попытке В. М. Викентьева создать музей-институт нового типа (по архивным материалам) // Scripta Antiqua. 2022. Т. 10. С. 401‒449.
  19. Тураев Б. А. История древнего Востока. Т. 1‒2. Л.: Соцэкгиз, 1936.
  20. Флиттнер Н. Д. Египетские цилиндры собрания В. С. Голенищева (сообщение на I Всероссийском съезде египтологов в августе 1922 г.) // Известия Российской академии материальной культуры. 1924. Т. 3. C. 245‒256.
  21. Флиттнер Н. Д. Эрмитажная Цилиндрическая печать Пиопи I // Сборник Эрмитажа. 1926. Т. 3. С. 8‒12.
  22. Флиттнер Н. Д. Культура и искусство Междуречья и соседних стран. Л.; М.: Искусство, 1958.
  23. Франк-Каменецкий И. Г. Памятники египетской религии в фиванский период. М.: Т-во скоропечатни А. А. Левенсон, 1917.
  24. Франк-Каменецкий И. Г. Как научились читать египетские письмена. М.: Издание Всероссийской Научной Ассоциации Востоковедения при Народном Комиссариате по делам Национальностей, 1922.
  25. Франк-Каменецкий И. Г. Первый съезд русских египтологов // Восток. Книга вторая. М.; Петербург, 1923. С. 126‒130.
  26. Франк-Каменецкий И. Г. Гениальное открытие Шампольона // Новый Восток. 1923. № 2. С. 456‒493.
  27. Ходжаш С. И. Древнеегипетские скарабеи: каталог печатей и скарабеев из музеев России, Украины, Кавказа и Прибалтики. М.: Восточная литература, 1999.
  28. Шампольон Ж.-Ф. О египетском иероглифическом алфавите / пер., ред. и коммент. И. Г. Лившица. Л.: Наука, 1950.
  29. Эрман Э. Египетская грамматика. Л.: СЕК, 1930 (пер. с нем. Н. Д. Флиттнер).
  30. Bolshakov A. O., Quirke S. The Middle Kingdom Stelae in the Hermitage. Utrecht; P., 1999.
  31. Struve W. W. Mathematischer Papyrus des staatlichen Museums der schönen Künste in Moskau. Berlin, 1930.

Томашевич Ольга Владимировна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; Россия, 119899, Москва, Ломоносовский пр-т, д. 27, корп. 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0003-1462-6699;
Электронный адрес: olgatomas@mail.ru.

Анохина Евгения Александровна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Государственный Музей Изобразительных Искусств им. А.С. Пушкина, Российская Федерация, Москва, 119019, Волхонка, д. 12;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-1462-6699;
Электронный адрес: evgeniia.anokhina@arts-museum.ru.
Авторы статьи являются участниками научного коллектива по проекту РНФ 19-18-00369 «Классический Восток: культура, мировоззрение, традиция изучения в России (на материале памятников коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина и архивных источников)» в МГУ им. М. В. Ломоносова.
Балыко Тимофей Александрович

Социальный состав церковных приходов Щёлковского промышленного куста Московской губернии в 1920-е годы на основании документов о перерегистрации религиозных обществ 1923-1926 гг.

Балыко Т. А. Социальный состав церковных приходов Щёлковского промышленного куста Московской губернии в 1920-е годы на основании документов о перерегистрации религиозных обществ 1923-1926 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 110. С. 152-165

DOI: 10.15382/sturII2023110.152-165
В статье рассмотрен актуальный вопрос социального состава приходов и приходских советов Русской Церкви 1920-х гг. Важность данной темы обусловлена тем, что рассуждения о социальном составе приходов активно использовались большевиками, насаждавшими мнение о том, что членами Церкви являются исключительно отсталые слои населения и представители контрреволюционно-реакционных кругов.На основании архивных материалов перерегистрации религиозных обществ, инициированной советскими властями в 1922-1923 гг., автору статьи удалось выявить содержательные документы, отражающие социальный состав приходов храмов населенных пунктов щелковского промышленного куста, являвшегося передовым регионом текстильной промышленности в Московской губернии. Рабочие этого региона не только были участниками революционных выступлений в 1905 г. и в октябре 1917 г., но и героями первого номера революционной подпольной газеты «Искра» в 1901 г. Большевистская агитация усиленно приписывала «заправским пролетариям» подобных фабрично-заводских районов устойчивые антирелигиозные убеждения. Однако исследование этой проблемы показало, что в религиозных общинах тех населенных пунктов щелковского куста, рядом с которыми размещались крупные текстильные промышленные производства – бывш. Товарищество Фряновской шерстопрядильной мануфактуры, бывш. Товарищество Городищенской суконной фабрики Четверикова и ряд других крупных фабрик - рабочие составляли весомую часть активных прихожан, выступивших в 1923 г. учредителями религиозных обществ, и входили в состав церковно-приходских советов. Также стоит отметить, что процесс перерегистрации религиозных обществ совпал с наиболее острой фазой обновленческого раскола, обусловленной организацией обновленческого собора 1923 года, принявшего ряд антицерковных решений. Выявление - на основе документов местных архивов - имен активных верующих в сложнейший момент истории Русской Православной Церкви, связанный с попытками советской власти уничтожить Церковь руками обновленцев, может открыть дополнительные пути для церковно-исторической работы на местах и актуализировать для потомков этих людей церковное прошлое их фамилий в1920-е гг.
перерегистрация религиозных обществ, 1923, Щелковский район, рабочие, социальный состав приходов, церковно-приходские советы, обновленческий раскол
  1. Балыко Т. А. Религиозная политика советского государства по осуществлению «чисток» в образовательных учреждениях: выходцы из духовного сословия в школах Щелковского района Московской области в 1935–1940 гг. // Церковь. Богословие. История. 2022. № 3. С. 80–97.
  2. Белановская Ю. Е. История Московского городского самоуправления // Вестник РУДН. Серия «История России». 2009. № 5. С. 39‒45.
  3. Данилов В. Л., Примак Н. А. Законодательное регулирование деятельности религиозных организаций в первые годы советской власти // Вестник Омской православной духовной семинарии. 2021. № 2 (11). С. 46‒55.
  4. Денисов М. Е. «Анкетные списки для служителей религиозного культа» и «Анкеты для служителей религиозного культа» как исторические источники // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 11-8. С. 13‒19.
  5. Киреева Н. А. Регистрация религиозных обществ в Уфимской губернии — Башкирской АССР в 1920-е годы // Государство, общество, Церковь в истории России ХХ‒XXI веков: Материалы XV Международной научной конференции: в 2 ч. 2016. Ч. 1. С. 179‒185.
  6. Ковалева И. И. «Судьба этой регистрации такова...» // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. 1 (30). С. 73‒78.
  7. Мазырин А. В. Обновленческий раскол и собор обновленцев 1923 г. глазами православного епископата, близкого патриарху Тихону // Христианское чтение. 2021. № 4. С. 392‒411.
  8. Малая Е. В. Возрождение предприятий легкой промышленности (на примере шелкоткацких фабрик Щелково) // Архитектура и современные информационные технологии. 2021. № 4 (57). С. 324‒338.
  9. Послыхалин А. Ю. История Щелкова: Альманах интернет-журнала «Подмосковный краевед». М., 2015. 250 с.
  10. Ровенский Г. В., Филимон А. Н., Чехерева Г. А. От стихийных волнений — к Октябрьской революции // Альманах «Нити времени». По страницам историко-литературного информационного журнала «Щелково». Вып. 1. Щелково: Щелковский историко-краеведческий музей, 2021. С. 159‒163.
  11. Чехерева Г. А. Страницы биографии юбиляра // Там же. С. 110‒122.
  12. Янушевич И. И. Закрытие православных храмов в советской Белоруссии (1918‒1923 гг.) // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. 2019. № 19-2. С. 152‒158.

Балыко Тимофей Александрович


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
ORCID: 0000-0001-6577-4320;
Электронный адрес: t.balyko@yandex.ru.

РЕЦЕНЗИИ

Нечаева Марина Юрьевна

Образ Палестины и русская идентичность — Рец. на кн.: Воображая Палестину: Святая Земля и русская идентичность в XIX — начале ХХ в.: Колл. монография / М. С. Шаповалов, А. Ю. Бокатов, А. А. Валитов, В. А. Герасимова, Э. Р. Григорян, Л. Н. Манцевич, К. А. Мурастова, Д. Л. Шевелёв — СПб.: Нестор-История, 2021 — 776 с.

Нечаева М. Ю. Образ Палестины и русская идентичность // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 110. С. 169-174 — Рец. на кн.: Воображая Палестину: Святая Земля и русская идентичность в XIX — начале ХХ в.: Колл. монография / М. С. Шаповалов, А. Ю. Бокатов, А. А. Валитов, В. А. Герасимова, Э. Р. Григорян, Л. Н. Манцевич, К. А. Мурастова, Д. Л. Шевелёв. — СПб.: Нестор-История, 2021. — 776 с.
PDF

Нечаева Марина Юрьевна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт истории и археологии УрО РАН; Российская Федерация, 620990, г. Екатеринбург, ул. С. Ковалевской, 16;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-3278-7269;
Электронный адрес: atlasch@narod.ru.