/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :91

ИССЛЕДОВАНИЯ

Изотова Ольга Николаевна

Пять патриархов в письмах прп. Феодора Студита

Изотова О. Н. Пять патриархов в письмах прп. Феодора Студита // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 91. С. 11-27

DOI: 10.15382/sturII201991.11-27
В статье проведен анализ различных аспектов патриаршего служения в собрании писем прп. Феодора Студита. Высказывания прп. Феодора о Римском папе и четырех восточных патриархах рассматриваются в свете различных мнений исследователей о роли прп. Феодора в утверждении примата Римского престола и системы пентархии. Отношение к прп. Феодору как к защитнику первенства Рима оказывается неоправданным, поскольку ни обращения к папе в преамбулах писем, ни пышные восхваления, которыми награждает его студийский игумен, не выглядят уникальными по сравнению с обращением к другим четырем патриархам у прп. Феодора и традиционными именованиями патриарха в византийской эпистолографии вообще. Особое внимание прп. Феодора к Римскому и Иерусалимскому патриархам находит также свое объяснение в историческом контексте эпохи: именно от этих предстоятелей прп. Феодор мог ожидать реальную помощь в условиях гонения со стороны императоров-иконоборцев. Учение прп. Феодора о «пятиглавом (πεντακόρυφος) теле Церкви» подразумевает особую роль патриархов как наследников апостолов в разрешении вопросов веры. Служение патриарха принципиально отлично от служения рядового епископа, которое понимается прп. Феодором прежде всего в связи с его паствой и в духе следования канонам. Исправление патриарха, отпавшего от веры, возможно только с помощью равных ему и неподвластно воле императора или всех православных императоров. Коллегия патриархов, пять глав тела Церкви, представляет собой независящее от того, чьими подданными они являются в земном измерении, собрание, наличие которого в Церкви фактически гарантирует сохранение догматов веры.
Феодор Студит, эпистолография, письмо, пентархия, примат, Римский папа, епископ, экклезиология, Церковь, апостольское преемство
  1. Афиногенов Д. Е. «Многосложный свиток» — славянский перевод послания трех восточных патриархов императору Феофилу // Богословские труды. 2013. Вып. 45. С. 238–271.
  2. Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). М., 1997.
  3. Гроссу Н. С., прот. Прп. Феодор Студит: Его время, жизнь и творения. Киев, 1907.
  4. Доброклонский А. П. Прп. Феодор, исповедник и игумен Студийский. Ч. 1. Одесса, 1913.
  5. Захаров Г. Е. Внешняя коммуникация и богословская традиция Римской Церкви в эпоху арианских споров. М., 2019.
  6. Максимович К. А. Патриарх Мефодий I (843–847) и теория «пентархии» // ХХ Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2010. С. 173–178.
  7. Каждан А. П. История византийской литературы (650–850 гг.). СПб., 2002.
  8. Мелиоранский Б. М. Перечень Византийских грамот и писем. Вып. 1 (Записки Императорской академии наук. Историко-филологическое отделение). СПб., 1899.
  9. Сметанин В. А. Византийское общество XIII–XV вв. Свердловск, 1987.
  10. Acta conciliorum oecumenicorum. Vol. 3. / Schwartz E., ed. B., 1940.
  11. Alexakis A. A Florilegium in the Life of Nicetas of Medicion and a Letter of Theodore of Studios // Dumbarton Oaks Papers. 1994. Vol. 48. P. 179‒197.
  12. Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959
  13. Beihammer A. Griechische Briefe und Urkunden aus dem Zypern der Kreuzfahrerzeit.
  14. Die Formularsammlung eines königlichen Sekretärs im Vaticanus Palatinus Graecus 367 (=Quellen und Studien zur Geschichte Zyperns. Вd. 57). Nicosia, 2007.
  15. Corpus iuris civilis / Kroll W., Schöll R. ed. Vol. 3. B., 1895.
  16. Fatouros G. Die Abhängigkeit des Theodoros Studites als Epistolographen von den Briefen Basileios des Grossen // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 1991. Bd. 40. S. 61‒72.
  17. Gahbauer F. R. Die Pentarchietheorie. Ein Modell der Kirchenleitung von den Anfängen bis zur Gegenwart (=Frankfurter theologische Studien. Band 42). Frankfurt am Main, 1993.
  18. Griffi th S. H. The monks of Palestine and the growth of Christian literature in Arabic // The Muslim World. 1988. Vol. 78. P. 1‒28.
  19. Grünbart M. From letter to literature: a byzantine story of transformation // Medieval letters: between fiction and document / Høgel Ch., Bartoli E., eds. Turnhout, 2015. P. 291‒306.
  20. Hatlie P. Redeeming Byzantine Epistolography // Byzantine and Modern Greek Studies. 1996. Vol. 20. P. 213‒248
  21. Ignatii Diaconi epistulae / Mango C., ed. [= Corpus Fontium Historiae Byzantinae 39]. L. 1981.
  22. Karlyn-Hayter P. A byzantine politician monk: saint Theodore Studite // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 1994. Bd. 44. S. 217–232.
  23. Krausmueller D. Patriarch Methodius, the fi rst hagiographer of Theodore of Stoudios // Symbolae Oslonses. 2006. Vol. 81. Р. 144‒150.
  24. Mullett M. The Classical Tradition in the Byzantine Letter // Byzantium and the Classical Tradition. University of Birmingham, Thirteenth Spring Symposium of Byzantine Studies / Mullett M., Scott R., eds. Birmingham, 1979. P. 75–93.
  25. Pratsch Th. Theodoros Studites (759–826): Zwischen Dogma und Pragma. Der Abt des Studiosklosters in Konstantinopel im Spannungsfeld von Patriarch, Kaiser und eigenem Anspruch (=Berliner Byzantinistische Studien. Bd. 4). Frankfurt am Main, 1998.
  26. Queenan A. The Pentarchy: Its Origin and Initial Development // Diakonia. № 2. 1967. P. 338–351.
  27. Salaville S. La primauté de saint Pierre et du pape d’après saint Théodore Studite // Échos d’Orient. 1914–1915. XVII. P. 23–42.
  28. The Life of Michael the Synkellos: text and translation // Cunningham M. B. The Life of Michael the Synkellos [=Belfast Byzantine texts and translations. Vol. 1]. Belfast, 1990.
  29. Theodori Studitae Epistulae / Hrsg. G. Fatouros. B., 1992.
  30. Theophanis Chronographia / de Boor C., rec. T. 1. Lipsiae, 1883.
  31. Vita et conversation sancti patris nostri et confessoris Theodori abbatis monasterii Studii a Michaele Monacho conscripta // Patrologia Graeca. T. 99. Col. 233–328.
  32. Vita et conversation sancti patris nostri et confessoris Theodori praepositi Studitarum conscripta a Michaele Monacho // Patrologia Graeca. T. 99. Col. 113–231.

Изотова Ольга Николаевна


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: ПСТГУ; Российская Федерация, 115184 Москва, ул. Новокузнецкая, 23Б;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0002-0953-5752;
Электронный адрес: matroskin2@list.ru.
Лавринович Майя Борисовна

Модернизация системы призрения в России: в поисках «достойных бедных» в Странноприимном доме графа Шереметева (1800-е гг.)

Лавринович М. Б. Модернизация системы призрения в России: в поисках «достойных бедных» в Странноприимном доме графа Шереметева (1800-е гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 91. С. 28-46

DOI: 10.15382/sturII201991.28-46
На рубеже XVIII и XIX веков в Россию начали проникать новые представления об организации помощи бедным, основанные на оценке уровня нуждаемости, с одной стороны, и морали потенциального получателя, с другой. Н. П. Шереметев и руководивший строительством Странноприимного дома и организацией системы помощи А.Ф. Малиновский в поисках образца обратили свое внимание на «систему Рамфорда» и связанную с ней практику отбора получателей пособий Гамбургским патриотическим обществом. В фокусе этих систем находились «новые бедные» – трудящиеся люди, чьих заработков не хватало на обеспечение себя и семьи. Их идеологи не считали бедность следствием личных моральных недостатков, как настаивали английские социальные реформаторы. Эти системы дополняли друг друга: Гамбургское общество предполагало оценку нуждаемости и индивидуальный подход к размеру помощи в каждом случае; Б. Томпсон Рамфорд обучал обитателей работного дома трудовым навыкам, а также кормил бедных на регулярной основе. Шереметев и Малиновский сразу отсекли «тунеядцев» и «бродяг», поскольку не собирались их «перевоспитывать», исключив, таким образом, помощь низшим городским слоям. Они отказались также от «румфордова супа», но не отказались от идеи отбора нуждающихся. Для назначения пособий, помимо объективных критериев (многодетность или болезнь), учитывалась многолетняя «беспорочная» служба, трудолюбие и «благопристойность». В результате среди потенциальных получателей помощи от Дома преобладало московское чиновничество и офицерство средних чинов, принадлежавшее к близкому самому Малиновскому кругу и имевшее рекомендации от известных ему респектабельных лиц, а критерием отбора нуждающихся стал социальный статус.
институты призрения, социальный статус, «достойные бедные», Странноприимный дом, Н. П. Шереметев, А. Ф. Малиновский, Б. Томпсон Рамфорд, Александр I, Гамбургское патриотическое общество
  1. Барлова Ю. Е. Бедность , нищенство и социальное призрение в общественно –политической мысли России XVIII–XIX вв. // Наука и школа. 2010. № 2. С. 118–121.
  2. Барлова Ю. Е. Картофель и суп в борьбе с бедностью: пропаганда «экономной кулинарии» в истории Англии нового времени // Британия: История, культура, образование: Сб. ст. международной научной конференции (13–14 сентября 2018 г.). Вып. 4 / науч. ред. А. Б. Соколов. Ярославль, 2018. С. 454–459.
  3. Барлова Ю. Е. «Надзор и прибыль». Общественное призрение и социальная помощь в теоретических конструктах Иеремии Бентама // Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. Вып. 33. М., 2010. С. 166–186.
  4. Бессонов П. Прасковья Ивановна, графиня Шереметева. М., 1872.
  5. Бодюс Ф. де, Сомов В. А. Амабаль де Бодюс, Monsieur «Le Spectateur du Nord», и его русские знакомства // XVIII век: Сб. 28 / отв. ред. Н. Д. Кочеткова. М.; СПб., 2015. С. 236–287.
  6. Виноградов А. И., Березовский С. Е. Странноприимный дом графа Шереметева в Москве, 1810–1910. М., 1910.
  7. Долгова С. Р. Алексей Федорович Малиновский // Обозрение Москвы. М., 1992. С. 176–234.
  8. Киселёв Н. П. Из истории русского розенкрейцерства. СПб., 2005.
  9. Козлова Н. В. Люди дряхлые, больные, убогие в Москве XVIII века. М., 2010.
  10. Лавринович М. Б. Как поссорились Николай Петрович и Алексей Федорович // Российская история. 2016. № 3. С. 91–110.
  11. Ульянова Г. Н. Благотворительность в Российской империи. XIX – начало XX века. М., 2005.
  12. Cavallo S. Conceptions of Poverty and Poor Relief in Turin in the Second Half of the Eighteenth Century // Domestic Strategies: Work and Family in France and Italy, 1600-1800 / S. Woolf, ed. Cambridge; P., 1991. P. 148–199.
  13. Gorski P. S. The Disciplinary Revolution: Calvinism and the Rise of the State in Early Modern Europe. Сhicago, 2003.
  14. Hartley J. Alexander I. L., N.Y., 1994.
  15. Hartley J. Philanthropy in the Reign of Catherine the Great // Russia in the Age of Enlightenment.
  16. Essays for Isabel de Madariaga / R. Bartlett, J. Hartley, eds. L., 1990. P. 167–191.
  17. Lavrinovich M. B. A servant of two masters? The role of patronage and clientage in the career strategies of a Moscow offi cial in the late 18th and early 19th centuries // Cahiers du Monde Russe. 2018. Vol. 59. No. 1. P. 7–36.
  18. Lavrinovich M. Social Capital vs. Social Discipline: Sheremetev’s Almshouse and Its Residents in 1810–1811. URL: http://www.perspectivia.net/content/publikationen/vortraege-moskau/Lavrinovic_Seremetev-Armenhaus (дата обращения: 30.07.2019).
  19. Lindemann M. Patriots and Paupers: Hamburg, 1712–1830. N.Y.; Oxford, 1990.
  20. Lindenmeyr A. Poverty Is Not a Vice: Charity, Society, and the State in Imperial Russia. Princeton, 1996.
  21. Martin А. М. Enlightened Metropolis: Constructing Imperial Moscow, 1762–1855. Oxford, 2014.
  22. Martin A. M. Sewage and the City: Filth, Smell, and Representations of Urban Life in Moscow, 1770–1880 // Russian Review. 2008. Vol. 67. № 2. Р. 243–274.
  23. Otto H. Kirchliche Armenpfl ege in Norddeutschen Städten zwischen Aufklärung und Erweckung // Pietismus und Neuzeit. Ein Jahrbuch zur Geschichte des neueren Protestantismus / Butterweck C. (Hg.). Bd. 25. Göttingen, 1999.
  24. Redlich F. Science and Charity: Count Rumford and His Followers // International Review of Social History. 1971. Vol. 16. № 2. Р. 184–216.
  25. Rosslyn W. Deeds, Not Words: The Origins of Women’s Philanthropy in the Russian Empire. Birmingham, 2007.

Лавринович Майя Борисовна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: НИУ «Высшая школа экономики»; Российская Федерация, 105066, г. Москва, ул. Старая Басманная д. 21/4, стр. 3;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-1071-1469;
Электронный адрес: mlavrinovich@hse.ru.
Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2019 году.
Гречушкин Дмитрий Владимирович, священник

Духовное образование в годы великих реформ на примере Воронежского женского епархиального училища

Гречушкин Д. В. Духовное образование в годы великих реформ на примере Воронежского женского епархиального училища // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 91. С. 47-60

DOI: 10.15382/sturII201991.47-60
Вопрос о необходимости улучшения образования представителей духовного сословия к середине XIX столетия поднимался не только в государственных и синодальных ведомствах, но и живо обсуждался в светской и церковной печати. Великие реформы, предпринятые императором Александром II, предполагали качественные изменения в системе образования духовенства и их детей. Принятие нового устава духовных семинарий и училищ 1867 г. крайне положительно оценивалось духовенством и преподавателями по ряду причин, главная из которых — увеличение финансирования учебных заведений. Однако, несмотря на попытки государства укрепить и модернизировать духовное образование, семинарии и училища остро нуждались в достаточном материальном обеспечении, чего государство в сложившихся условиях дать не могло. В данной статье автором предпринята попытка показать на примере женского Воронежского епархиального училища, как развивалось духовное образование в период внутриполитических преобразований страны. Рассматривается деятельность священнослужителей и мирян Воронежской епархии по организации женского епархиального училища в 1865 г., а также образовательная деятельность и особенности быта первого епархиального учебного заведения для дочерей священно- и церковнослужителей в 60–70-х гг. XIX столетия. На основе архивных данных, сведений периодической печати и опубликованных источников приводится информация об успеваемости воспитанниц, правилах внутреннего распорядка, особенностях их религиозно-нравственного состояния. Ярким событием, указывающим на положительные материальные изменения в жизни женского училища, явилось строительство и освящение домового храма с приобретением всей необходимой утвари. Автор приходит к выводу, что произведенные в ходе реформ изменения в духовном образовании имеют несомненные положительные достоинства, но либеральный характер преобразований создал основу для дальнейших системных проблем.
Православная Российская Церковь, Российская империя, Великие реформы, Воронежская и Задонская епархия, женское епархиальное училище, духовное образование
  1. Вессель Н. Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России / cост. В. Я. Струминский. М., 1959.
  2. Вопрос о воспитательной деятельности женских открытых учебных заведений // Журнал Министерства народного просвещения. 1863. № 2.
  3. Днепров Э. Д., Усачева Р. Ф. Женское образование в России. М., 2009.
  4. Иконников С. А. Приходское духовенство Воронежской епархии (вторая половина XIX — начало XX века). Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2014.
  5. Малицкий П. Народное образование и женские епархиальные училища в царствование Александра II. Тула, 1880.
  6. Мраморнов А. И. Духовная семинария России начала XX века: кризис и возможности его преодоления (на саратовских материалах). Саратов, 2007.
  7. Никольский П. В. История Воронежской духовной семинарии. Воронеж, 2011.
  8. Никулин М. В. Православная Церковь в общественной жизни России (конец 1850-х — конец 1870-х гг.): дис. … канд. ист. наук. М.: РГГУ, 1996.
  9. Пантелеевский Н. Н. Очерки прошлого Воронежской губернской гимназии. Пятидесятые годы (1850–1853). Дисциплина в гимназии первой половины пятидесятых годов (1851–1856) // Памятная книжка Воронежской губернии на 1914 г. Воронеж, 1914.
  10. Письмо митрополита Филарета к обер-прокурору Святейшего Синода Д. А. Толстому, с приложением двух записок под заглавием: а) «Некоторые сомнения при чтении проекта устава духовных семинарий» и б) «Нечто к проекту устава духовных училищ» // Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. М., 1888. Т. 5. Ч. 2.
  11. Пыльнев Ю. В., Рогачев С. А. История школы и народного просвещения Воронежского края. XVIII — начало XX века. Воронеж, 1999.
  12. Римский С. В. Российская Церковь в эпоху Великих реформ. Церковные реформы в России 1860–1870-х годов. М.: Крутицкое Патриаршее подворье. Общество любителей церковной истории, 1999.
  13. Рункевич С. Г. Русская церковь в XIX. СПб.: Типография А. П. Лопухина, 1901.
  14. Смирнов В. З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX в. М., 1954.
  15. Скрябин И., свящ. Отчет по Бирюченскому духовному училищу, читанный 3-го сентября 1870-го года в собрании о.о. депутатов одним из членов от духовенства // Воронежские епархиальные ведомости. 1870. № 20.
  16. Сушко А. В. Духовные семинарии в пореформенной России. СПб., 2010.
  17. Указатель важнейших сочинений по женскому вопросу. М., 1907.

Гречушкин Дмитрий Владимирович, священник


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия; Российская Федерация, 115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 1;
ORCID: 0000-0002-3724-926X;
Электронный адрес: dmitry-ministr@rambler.ru.
Селезнев Федор Александрович

Николай II и развод супругов Бутович (1908–1909 гг.)

Селезнев Ф. А. Николай II и развод супругов Бутович (1908–1909 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 91. С. 61-73

DOI: 10.15382/sturII201991.61-73
В статье анализируются причины и последствия воздействия Николая II на ход бракоразводного процесса супругов Бутович. Автор показывает предысторию процесса и роль в ней генерала В. А. Сухомлинова. Генерал В. А. Сухомлинов хотел жениться на Екатерине Бутович. Ее муж, Владимир Бутович, направил жалобу на Сухомлинова царю. Екатерина Бутович ушла от мужа. Она просила Николая II расторгнуть ее брак из-за притеснений мужа. Царь сочувствовал ей и генералу Сухомлинову. Николай II пожелал решить вопрос о разводе супругов Бутович силой своих верховных прав, однако обер-прокурор Святейшего Синода П. П. Извольский заявил, что в Православной Церкви не может быть развода по указу императора. Следующий обер-прокурор, С. М. Лукьянов, и члены Синода также настаивали на строгом соблюдении действующих норм бракоразводного законодательства. Согласно закону, единственным основанием расторжения брака являлась супружеская измена. Только когда эти формальные доказательства были представлены, Синод дал согласие на развод супругов Бутович, хотя церковные иерархи были недовольны давлением, которое на них оказывалось. В то же время Николай II имел основания упрекнуть членов Синода в том, что они формальную сторону человеческих отношений ставят выше нравственной. Автор делает вывод, что «дело Бутовичей» усилило отчуждение между царем и высшим духовенством.
Николай II, В. А. Сухомлинов, Святейший Синод, П. П. Извольский, С. М. Лукьянов, развод в Российской империи, Русская Православная Церковь
  1. Бабкин М. А. Священство и Царство (Россия, начало XX в.–1918 г.): Исследования и материалы. М.: Индрик, 2011.
  2. Белоногова Ю. И. Отношение иерархов Русской Православной Церкви и государственной власти в начале ХХ в. // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы. М., 2002. С. 138–146.
  3. Бутович Я. И. Лошади моего сердца. Из воспоминаний коннозаводчика. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2013.
  4. Воспоминания Сухомлинова. М.; Л.: Гос. изд-во, 1926.
  5. Гайда Ф. А. Священство и царство в жанре фэнтези (рец. на кн.: Бабкин М. А. Священство и Царство (Россия, начало XX в. — 1918 г.): Исследования и материалы. М.: Индрик, 2011) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. № 5 (54). С. 131–143.
  6. Генерал В. А. Сухомлинов: Дневник. Письма. Документы: сб. документов / отв. ред. Е. Г. Мачикин. М.: Научно-политическая книга; Политическая энциклопедия, 2014.
  7. Дневники императора Николая II (1894–1918): в 2 т. / отв. ред. С. В. Мироненко. М.: РОССПЭН, 2013. Т. 2. Ч. 1: 1905–1913.
  8. К разводу Бутовичей // Голос Москвы. 1912. 11 апр.
  9. Мишин И. О. Восприятие высшей церковной иерархией самодержца как главы Русской православной церкви в 1905–1917 гг. // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «История России». 2018. Т. 17. № 2. С. 388–407.
  10. Нижник Н. С. «Женитьба есть, а разженитьбы нет…»: о проблеме расторжения брака в Российской империи // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 1 (53). С. 27–33.
  11. От военного министерства // Биржевые ведомости. 1912. 10 мая. (Вечерний выпуск).
  12. Падение царского режима. Стенографические отчеты допросов и показаний, данных в 1917 г. в Чрезвычайной Следственной Комиссии Временного правительства / ред. П. Е. Щеголева. Т. 1: Допросы: А. Н. Хвостова, Е. К. Климовича, А. Д. Протопопова, С. С. Хабалова, А. Т. Васильева, Б. В. Штюрмера, В. Л. Бурцева, А. Н. Наумова, кн. М. М. Андроникова. Л.: Госиздат, 1924.
  13. Паозерский М. Ф. Николай II, Сухомлинов и Синод (К характеристике положения русской церкви перед революцией) // «Былое»: неизданные номера журнала. / сост. Ф. М. Лурье. Л.: Лениздат, 1991. Кн. 1. С. 79–94.
  14. Поливанов А. А. Из дневников и воспоминаний по должности военного министра и его помощника 1907–1916 гг. М.: Высший военный редакционный совет, 1924. РГИА. Ф. 1363. Оп. 7. Д. 1940, 1945.
  15. Фирсов С. Л. Русская церковь накануне перемен (конец 1890-х–1918 г.). [М.]: Культур. центр «Духов. б-ка», 2002.
  16. Фирсов С. Л. Николай II: Пленник самодержавия. М.: Мол. гвардия, 2017.
  17. Фриз Г. Л. Церковь, религия и политическая культура на закате старой России // История СССР. 1991. № 2. С. 107–119.
  18. Фуллер У. Внутренний враг: шпиономания и закат императорской России. М.: Новое литературное обозрение, 2009.
  19. Яненко О. Ю. Расторжение брака в Российской империи на рубеже XIX–ХХ вв. // Вестник Южноуральского государственного университета. 2013. Т. 13. № 1. С. 192–194.
  20. Freeze Gregory L. The Orthodox Church and Emperor Nicholas II: A Confrontation over Divorce in Late Tsarist Russia // Страницы русской истории. Проблемы, события, люди: сб. статей в честь Бориса Васильевича Ананьича / сост. В. М. Панеях и др. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. С. 195–203.

Селезнев Федор Александрович


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; Российская Федерация, 603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0002-0934-3312;
Электронный адрес: fseleznev@mail.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта проведения научных исследований «Россия накануне великих потрясений: Материалы Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства», проект № 19-09-00252.
Гудилина Екатерина Николаевна

В поисках Пути: Христианское братство борьбы и его программа

Гудилина Е. Н. В поисках Пути: Христианское братство борьбы и его программа // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 91. С. 74-91

DOI: 10.15382/sturII201991.74-91
Статья посвящена исследованию идейных установок религиозно-политической организации «Христианское братство борьбы», существовавшей с 1905 по 1908 г. и представлявшей собой яркий образец Русского религиозного возрождения. Христианское братство борьбы не только сформулировало взгляды на социально-экономические и политические отношения сквозь призму православия, но и предпринимало попытки активной политической борьбы за воплощение идеала-Церкви на практике. Программные документы Христианского братства борьбы (программа братства, ряд «обращений» к общественности, а также публицистические работы «Взыскующим Града», «Письма ко всем» и «Христианское отношение к власти и насилию») содержат в себе религиозносоциальный идеал, реконструкция которого и является целью статьи. Нерасторжимость социального и религиозного элементов в конструировании идеала привело к своеобразному видению Христианским братством борьбы концепций христианской общественности и христианского общественного служения, свободы и насилия, подлинного общения и выборности. По мнению Христианского братства борьбы, индивидуальное спасение должно быть дополнено активной борьбой за религиозно-социальный идеал и вовлечением Церкви и верующих в политическую сферу и в борьбу за власть. Изложенное в программных документах видение Христианским братством борьбы идеального устройства общества представляет собой своеобразное смешение утопичного, «непременно конечного и окончательного идеала», наполненного эсхатологическими ожиданиями, с реальной политикой, учитывающей нужды и потребности конкретного человека и гарантирующей ему основные права и свободы. Установка Христианского братства борьбы на выделение в своей программе программы-минимум в экономической и политической сферах лишь подчеркивала особенности христианской политики, распространяющейся не только на духовную сферу общественных отношений, но и на все общество в целом. При этом исключительно инструментальный подход к религии и Церкви, стремление к их использованию в политике способно привести к десакрализации и обесцениванию столь значимых для человека и общества феноменов общественной жизни.
Христианское братство борьбы, христианская политика, христианская общественность, принцип выборности, свобода, насилие, Русское религиозное возрождение
  1. Антонов К. Политическое измерение русской религиозной философии // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2014. № 3 (32). С. 265‒294.
  2. Берлин И. Два понимания свободы // Берлин И. Философия свободы. Европа. М., 2001. С. 122–185.
  3. Булгаков С. Н. Церковь и государство // Вопросы религии. М., 1906.
  4. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
  5. Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках / сост., подг. текста, вступ. ст. и коммент. В. И. Кейдана. М., 1997.
  6. Воронцова И. В. «Свободное христианство» еп. Михаила (Семенова) и «социальные» программы 1905‒1915 гг. // Гуманитарные науки в Сибири. 2013. № 2. С. 52‒56.
  7. Воронцова И. В. Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев) и проблема «плоти и духа» в «неохристианстве». На материале писем к диакону А. А. Лебедеву // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. № 2. С. 7–21.
  8. Воронцова И. В. В поисках христианского социального идеала: «неохристиане» и «христианские социалисты» (1890–1908) // Труды Нижегородской духовной семинарии. 2018. Вып. 16. С. 349‒365.
  9. Воронцова И. В. «Социальное христианство» С. Н. Булгакова, Христианского братства борьбы и Н. Н. Неплюева (1905‒1908) // Вестник ПСТГУ. Сер: II: История. История Русской православной Церкви. 2015. № 3 (64). С. 18‒30.
  10. Жукова О. А. Имперский порядок и метафизика свободы: христианский социализм В. Ф. Эрна // Имперская и монархическая составляющая либеральной идеологии: Сб. материалов Всероссийской научной конференции. 24–26 сентября 2014 г. Орёл
  11. Госуниверситет–УНПК. Орел, 2014. С. 103–114.
  12. Зернов Н. Русское религиозное возрождение ХХ века. Paris, 1974.
  13. Исупов К. Судьбы классического наследия и философско-эстетическая культура серебряного века. СПб., 2010.
  14. Колеров М. А. Не мир, но меч. Русская религиозно-философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех». 1902–1909. СПб., 1996.
  15. Лузина Т. В. П. Свенцицкий времени Христианского братства борьбы и «голгофского христианства» // Церковь и государство в истории русской мысли. Свято-Троицкие чтения в РХГА. 31 мая 2013 г.
  16. Нашедшие Град. История Христианского братства борьбы в письмах и документах / сост., предисл., коммент. С. В. Черткова. М., 2017.
  17. Останина О. Обновленчество и реформаторство в Русской Православной Церкви в начале ХХ века. Л., 1991.
  18. Скиннер К. Истоки современной политической мысли: в 2 т. Т. 1: Эпоха Ренессанса. М., 2018.
  19. Чертков С. В. В. П. Свенцицкий, его последователи и эпигоны (И. А. Ильин, Д. С. Мережковский, Н. Бердяев) // Философия и культура. 2010. № 5 (29). С. 102–114.
  20. Шерер Ю. В поисках «христианского социализма» в России // Вопросы философии. 2000. № 12. С. 88–133.

Гудилина Екатерина Николаевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: академик РАН;
Место учёбы: Санкт-Петербургский государственный университет; Российская Федерация, 191124, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 1/3, 7-й подъезд;
ORCID: 0000-0002-0435-1671;
Электронный адрес: ek.gudilina@gmail.com.
Кияшко Никита Витальевич

Церковь в системе формирования институтов власти добровольческого движения на Юге России: особенности создания Черноморской епархии в 1918-1919 гг.

Кияшко Н. В. Церковь в системе формирования институтов власти добровольческого движения на Юге России: особенности создания Черноморской епархии в 1918-1919 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 91. С. 92-104

DOI: 10.15382/sturII201991.92-104
В статье проанализированы причины административно-территориальных преобразований южных епархий после Февральского переворота 1917 г. в контексте внутренней политики правительства Юга России. При активной поддержке А. И. Деникина, заинтересованного в укреплении церковной жизни, реформенные процессы оказали существенное влияние на изменение положения Церкви, приведя к формированию самостоятельных епархий, объединенных под началом Временного высшего церковного управления Юга России. На фоне выдвижения г. Новороссийска как одного из центров Добровольческого движения и ухудшения отношений с социалистическим правительством Абхазии произошло оформление церковной независимости региона и создание самостоятельной Черноморской епархии, что отвечало не только политике А. И. Деникина, но и реальным потребностям населения региона. Формирование нового церковно-административного ландшафта не только придало интенсивность церковной деятельности, но и заложило основы будущего существования южных епархий.
Русская Православная Церковь, Гражданская война, Ставропольский собор 1919 г., Временное высшее церковное управление, Черноморская епархия, епархии Юга России
  1. Бирюкова Ю. А. Русская Православная Церковь на Юге России в условиях Гражданской войны: Проблемы адаптации к новым политическим условиям // Юг России и сопредельные страны в войнах и вооруженных конфликтах: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Федеральное агентство научных организаций, Российская академия наук, Южный научный центр, Институт социально-экономических и гуманитарных исследований. 2016. С. 434–441.
  2. Бирюкова Ю. А. Юго-Восточный русский церковный Собор 1919 г. в документах государственного архива Российской Федерации // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2017. № 4 (95). С. 105–110.
  3. Бирюкова Ю. А. Юго-Восточный Русский Церковный Собор 1919 года: Сб. документов / под ред. Ю. А. Бирюковой. М., 2018.
  4. Бирюкова Ю. А. Юго-Восточный русский церковный Собор 1919 г.: порядок работы и процедура принятия решений в свете документального наследия // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2017. № 5 (96). С. 80–84.
  5. Бирюкова Ю. А., Кияшко Н. В. Административно-территориальная реформа южных епархий России в период Гражданской войны // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 85. С. 73–88.
  6. Кияшко Н. В. Особенности епархиального управления и церковной жизни на Кубани в 1919 году // Вопросы южнороссийской истории: науч. сборник. Вып. 19. Армавир, 2015. С. 179–191.
  7. Кияшко Н. В. Епархиальная власть на Кубани и Черноморье в условиях Гражданской войны (1918-1920 гг.) // Юг России и сопредельные страны в войнах и вооруженных конфликтах: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием (Ростов-на-Дону, 22–25 июня 2016 г.) / [отв. ред. акад. Г. Г. Матишов]. Ростов н/Д., 2016. С. 448–455.
  8. Кияшко Н. В. Социокультурная деятельность приходских обществ и братств Кубани: практики периода Гражданской войны // «Желавший истинно славы Отечества своего…»: Материалы XII Международных Дворянских чтений. Краснодар, 2016. С. 225–234.
  9. Кияшко Н. В. Документы Российских архивов по истории Русской Церкви на Юге России в 1918–1920 гг. // Отечественные архивы. 2018. № 4. С. 52–59.
  10. Филимонов А. П. Разгром Кубанской рады (1919 г.) // Шкуро А. Г. Гражданская война в России: Записки белого партизана. М., 2004.

Кияшко Никита Витальевич


Место работы: Екатеринодарская епархия Русской Православной Церкви; Российская Федерация, 353230, Краснодарский край п. Ильский, ул. Черноморская, 66-1;
Должность: секретарь Комиссии по канонизации святых;
ORCID: 0000-0001-7415-2603;
Электронный адрес: kiyashkonv@gmail.com.
Зимина Нина Павловна; Королева Елена Дмитриевна

Епископ Назарий (Андреев) в новейшей церковной истории (к вопросу о явлении конформизма в Русской Православной Церкви в 1920-е гг.)

Зимина Н. П., Королева Е. Д. Епископ Назарий (Андреев) в новейшей церковной истории (к вопросу о явлении конформизма в Русской Православной Церкви в 1920-е гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 91. С. 105-132

DOI: 10.15382/sturII201991.105-132
Статья посвящена исследованию жизни и деятельности епископа Назария (Андреева; 1865–1940), яркого представителя конформистского епископата 1920-х гг. Привлечение большого массива ранее неизвестных документов впервые позволило составить полное жизнеописание и выяснить церковно-политические взгляды архиерея, уточнить состав кафедр, находившихся под его управлением, раскрыть некоторые методы ОГПУ по организации церковных расколов. Показано, что епископ Назарий публично выступал в защиту Церкви после Февральской и Октябрьской революций. В период Гражданской войны он обличал идеологию большевизма, в то же время критиковал политику белых правительств Сибири в связи с иностранным вмешательством и вовлечением Церкви в гражданское противостояние. По окончании войны стремился найти компромисс с советской властью, считая главной задачей духовенства христианизацию общества с отмежеванием от «политических авантюр». В сентябре 1922 г. усилиями ГПУ был удален с Енисейской кафедры, впал в обновленческий раскол и поддержал тактику епископа Томского Софрония (Арефьева) по оттеснению радикальной обновленческой группы «Живая Церковь» от управления сибирскими епархиями в пользу более умеренного «Союза церковного возрождения». Стал одним из учредителей обновленческого епископата Сибири. Приведены данные о деятельности епископа Назария на обновленческой Ростовской-на-Дону кафедре, его покаянии Патриарху Тихону и назначении в Сызрань, новом уклонении в обновленческий раскол. Показана роль ОГПУ в совращении епископа Назария в григорианский раскол. Изложена история его возвращения в Православную Церковь и служения на Челябинской кафедре в 1928 г. Описана судьба после ареста и осуждения.
конформизм, епископ Назарий (Андреев), гражданская война в Сибири, обновленческий раскол, григорианский раскол, ОГПУ, Декларация митрополита Сергия, епископ Софроний (Арефьев), архиепископ Назарий (Блинов), митрополит Иосиф (Чернов), Алатырское викариатство, Красноярская епархия, Ростовская-на-Дону епархия, Сызранское викариатство, Челябинская епархия, Троицкое викариатство
  1. Зимина Н. П. Иоанн (Поярков), архиепископ // Православная энциклопедия. Т. 23. М.: Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия», 2010. С. 435–438.
  2. Зимина Н. П. «Полуобновленчество» в Русской Православной Церкви в середине 1920-х гг.: к вопросу об оценке церковной политики епископа Елабужского Иринея (Шульмина) и епископа Сарапульского Алексия (Кузнецова) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. № 3 (52). С. 17–41.
  3. Зимина Н. П. «Полуобновленчество» в Патриаршей Церкви в середине 1920-х гг.: епископ Иаков (Маскаев) на Оренбургской кафедре (1923-1925) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. № 6 (61). С. 91–112.
  4. Зимина Н. П. «Полуобновленчество» и иные деструктивные явления в Патриаршей Церкви в 1923–1925 гг. // XXVI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2016. С. 93–98.
  5. Зимина Н. П. Назарий (Блинов), архиепископ // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия», 2017. Т. 48. С. 326–328.
  6. Ильяшенко Н. А. Состав иерархии Русской Православной Церкви в преддверии большого террора. Список архиереев из архивно-следственного дела митрополита Серафима (Александрова) 1937 г. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 3 (58). С. 114–146.
  7. Иоанн (Снычев), митр. Церковные расколы в Русской Церкви 20–30-х годов ХХ столетия — григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история. Сортавала, 1993.
  8. Иоанн (Снычев), митр. Стояние в вере: Очерки церковной смуты. 2-е изд. СПб., 1997.
  9. История иерархии Русской Православной Церкви: Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. (с приложениями). М., 2006.
  10. Каплин П. В., Лавринов В., прот. Григорианский раскол // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 12. С. 455–459.
  11. Конюченко А. И. Назарий (Андреев), епископ // Челябинск: Энциклопедия / сост. В. С. Боже, В. А. Черноземцев. Челябинск, 2001. С. 533.
  12. Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016.
  13. Лавринов В., прот. Временный Высший Церковный Совет и его роль в истории Русской Православной Церкви (1925–1945). М., 2018.
  14. Лобашев А. «Верою побеждали!...»: Книга о духовном подвиге православных южноуральцев. Челябинск. 2007.
  15. Малашин Г. В. Красноярская (Енисейская) епархия Русской Православной Церкви: 1861–2011 гг. Красноярск, 2011.
  16. Макарий (Веретенников), архим. Иосиф (Чернов), митрополит // Православная энциклопедия. М., 2010. Т. 25. С. 680–682.
  17. Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно): в 6 т. Эрланген, 1987. Т. 5. С. 11–12.
  18. «Обновленческий» раскол (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики) / сост. И. В. Соловьев. М., 2002.
  19. Религия и власть на территории Красноярского края. 1920–1991: Сборник архивных документов и материалов / сост. Л. И. Григорьева, А. П. Доброновская (Дворецкая), Е. А. Иванова, И. В. Коняхина, Л. И. Лимаева, О. Р. Сордия. Кн. 1: 1920–1941. Красноярск, 2002. URL: http://www.memorial.krsk.ru/Articles/2002Dvorecka/04.htm
  20. Скала А., прот. Церковь в узах: история Симбирской-Ульяновской епархии в советский период (1917–1991 годы). Ульяновск, 2007
  21. Табунщикова Л. В., Шадрина А. В. Церковные расколы в Донской области. 1920–1930-е годы: Сб. документов и материалов. Ростов н/Д, 2015.
  22. Теодорович С., прот., Иванов Б., свящ. Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф: [Некролог] // Журнал Московской Патриархии. 1975. № 12. С. 10–15.
  23. Шушканова Е. А. История Архиерейского дома. Епископ Назарий. Ч. I. URL: http//www.pravsiberia.ru/istoriya-arhierejskogo-doma-episkop-nazarij-chast-pervaya.

Зимина Нина Павловна


Ученая степень: кандидат биологических наук;
Ученая степень: кандидат биологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, комн. 219;
Должность: старший научный сотрудник Научно-исследовательского отдела новейшей истории;
ORCID: 0000-0001-7587-1001;
Электронный адрес: ZiminaNP@mail.ru.

Королева Елена Дмитриевна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Троицкая и Челябинская епархия Русской Православной Церкви; Российская Федерация, 457100, Челябинская область, г. Троицк, ул. Красногвырдейская, 81;
Должность: член Комиссии по канонизации святых;
ORCID: 0000-0002-3876-8571;
Электронный адрес: korel93@mail.ru.

ПУБЛИКАЦИИ

Беглов Алексей Львович

Мольбы о помощи. Письма православных верующих Папе Римскому 1931 г.: новые документы из архивов Ватикана

Беглов А. Л. Мольбы о помощи. Письма православных верующих Папе Римскому 1931 г.: новые документы из архивов Ватикана // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 91. С. 135-152

DOI: 10.15382/sturII201991.135-152
В статье вводятся в научный оборот новые документы из архивов Ватикана. Это письма православных верующих Папе Римскому, написанные в 1931 г., с просьбами о помощи. Автор рассматривает эти документы в контексте попыток коммуникации верующих в СССР с представителями иных государств и зарубежных религиозных институций. Последние, как считалось, могли оказать давление на советские власти, с тем чтобы те ослабили антирелигиозный натиск. Особое значение такие попытки приобрели после «ультиматума Керзона» 1923 г., с которым православные верующие в СССР связывали освобождение из-под ареста патриарха Тихона. Публикуемые письма имеют ряд общих черт. 1) Все они являются откликом на папский «крестовый поход молитв» 1930 г. в защиту верующих в СССР. Как можно увидеть из этих документов, рядовые верующие в Советской России положительно восприняли этот демарш Римского понтифика; 2) Все письма сообщают некие сведения, которые, как предполагали их авторы, помогут Папе защитить верующих в СССР. Так, автор одного из писем прямо пишет о возможном сносе храма Христа Спасителя в Москве и просит Папу помешать этому; 3) Авторы обращаются к папе именно за помощью, часто вполне конкретной (защитить храм Христа Спасителя, воспрепятствовать возможной высылке крестьян-беженцев в СССР). Таким образом, идея передачи сведений о положении в Советском Союзе за границу, а также обращения за помощью к зарубежным религиозным лидерам была распространена даже в массовом сознании.
Россия (СССР) в ХХ в., международные отношения, Ватикан, архивы Ватикана, «крестовый поход молитв» 1930 г., папская комиссия Pro Russia, письма в Ватикан, православные верующие, епископ Нестор (Анисимов), епископ Эммануил (Шапталь)
  1. Беглов А. Л. «Крестовый поход молитв» 1930 г. и реакция на него в СССР // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2018. T. 9. Вып. 4(68). Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://history.jes.su/s207987840002219-9-1 (дата обращения: 19.07.2019). DOI: 10.18254/S0002219-9-1.
  2. Беглов А. Л. Жизненный путь архиепископа Варфоломея // Альфа и Омега. 1998. № 4 (18). С. 119–129.
  3. Белякова Н. Церкви в холодной войне. Введение // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 1. С. 7–18. DOI: https://doi.org/10.22394/2073-7203-2017-35-1-7-18.
  4. Венгер А. Рим и Москва. 1900–1950. М., 2000.
  5. Вернувшийся домой: Жизнеописание и сборник трудов митр. Нестора (Анисимова): в 2 т. / авт.-сост. О. В. Косик. М., 2005.
  6. Кашеваров А. Н. Православная Российская Церковь и советское государство. 1917–1922. М., 2005. С. 105–109.
  7. Косик О. В. Голоса из России: Очерки сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР (1920-е — начало 1930-х годов). М., 2013.
  8. Кривова Н. А. Власть и Церковь в 1922–1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М., 1997.
  9. Куренышев А. А. Крестьянские организации русского зарубежья // Вопросы истории. 2008. № 1. C. 3–21.
  10. Курляндский И. А. Сталин, власть, религия (религиозный фактор во внутренней политике советского государства в 1922–1953 гг.). М., 2011.
  11. Осипенко М. В. Хранители веры // Север. 2013. № 3–4. С. 36–37.
  12. Tokareva E. Vatican and Catholics in Russia in 1920–1930: communication problems // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2016. № 236. Pp. 379–384.

Беглов Алексей Львович


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: ФГБУН Институт всеобщей истории Российской академии наук; Российская Федерация, 119334, Москва, Ленинский просп., 32 а, для А. Л. Беглова;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-8656-1615;
Электронный адрес: beglov.al@yandex.ru.
Исследование выполнено в рамках проекта, получившего грантовую поддержку Российского научного фонда (№ 19-18-00482 «Entangled Histories: Россия и Ватикан, 1917–1958 гг.»).

РЕЦЕНЗИИ

Филиппов Борис Алексеевич

Исторический путь Православия в Прибалтике — Рец. на кн.: Православие в Прибалтике: религия, политика, образование 1840-е — 1930-е гг. Тарту: Издательство Тартуского университета, 2018. 515 с.

Филиппов Б. А. Исторический путь Православия в Прибалтике // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 91. С. 155-164 — Рец. на кн.: Православие в Прибалтике: религия, политика, образование 1840-е — 1930-е гг. Тарту: Издательство Тартуского университета, 2018. 515 с.
PDF

Филиппов Борис Алексеевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23Б;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-8250-3688;
Электронный адрес: boris-philipov@yandex.ru.