/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :87

ИССЛЕДОВАНИЯ

Мельникова Софья Владимировна

Камчатка в судьбе иркутского протоиерея П. В. Громова (1801–1880) и его научном и мемуарном наследии

Мельникова С. В. Камчатка в судьбе иркутского протоиерея П. В. Громова (1801–1880) и его научном и мемуарном наследии // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 87. С. 11-22

DOI: 10.15382/sturII201987.11-22
Статья посвящена церковному историку и духовному писателю, автору первых обобщающих трудов по истории православия на Востоке Российской империи — иркутскому протоиерею Прокопию Васильевичу Громову. Несмотря на устойчивый интерес к личности и научной деятельности Громова современных сибирских историков и краеведов, библиографирование и изучение его трудов нельзя считать завершенным. В частности, в системном описании нуждается комплекс сочинений, связанных с камчатской тематикой. В статье дается библиографический обзор и краткий анализ данных трудов. Приводятся сведения об их оценке современниками автора (цензорами, рецензентами), а также рассматривается отношение к ним в новейшей региональной историографии. Делается вывод о том, что своеобразие исторического повествования у Громова заключается в соединении научно-исторического и мемуарного дискурсов, а сквозной темой «камчатских» сочинений становится повествование о святителе Иннокентии, личное свидетельство о котором придает особую историческую ценность и духовную значимость сочинениям протоиерея. Статья написана преимущественно на материалах восточносибирской периодики и данных региональных архивов.
Камчатка, протоиерей Прокопий Громов, святитель Иннокентий (Вениаминов), история Церкви, мемуары, духовные писатели
  1. Исаев А. Ю. Прокопий Васильевич Громов: 200 лет со дня рождения // Приангаpье: годы, события, люди: Календарь знаменательных и памятных дат Иркутской области на 2002 г. Вып. 34. Иркутск, 2001. С. 129–135.
  2. Костанов А. И. Документальная история Сибири. XVII– середина XIX в.: Историко-архивоведческое исследование. Владивосток, 2007.
  3. Крючкова Т. А. Во имя Спаса Нерукотворного Образа: Документальное повествование о жизни первого каменного храма города Иркутска. 1706–2006 / Акулич О. А., Крючкова Т. А., Полунина Н. М. Иркутск, 2008. С. 324–335.
  4. Куликаускене Н. В. «Честь и хвала Иркутского духовенства»: протоиерей Прокопий Васильевич Громов // Куликаускене Н. В. Прошлое — будущему. Иркутск, 2012. С. 144–170.
  5. Кусков В. П. Краевед Прокопий Громов // Краеведческие записки. Вып. 2. Петропавловск-Камчатский, 1970. С. 124–133.
  6. Православные духовные писатели Восточной Сибири XVIII — начала ХХ века: Материалы к биобиблиографическому словарю / С. В. Мельникова, Т. А. Крючкова, Е. Л. Воробьева, Н. Н. Суханова, сост.; Д. Н. Шилов, науч. ред. Иркутск, 2016.
  7. Шинкарева А. П. Очерки истории издательского дела и печати Иркутска (1785–1920). Иркутск, 2009.

Мельникова Софья Владимировна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Иркутский государственный университет; Российская Федерация, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1; Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека; Российская Федерация, 664033, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 253;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-2106-5730;
Электронный адрес: memuaristika@yandex.ru.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 16-04-00434 «Православные духовные писатели Восточной Сибири XIX – начала XX вв. Биобиблиографический словарь».
Омельянчук Игорь Владимирович

Правые партии и православное духовенство в 1905-1914 гг. (на примере Владимирской губернии)

Омельянчук И. В. Правые партии и православное духовенство в 1905-1914 гг. (на примере Владимирской губернии) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 87. С. 23-39

DOI: 10.15382/sturII201987.23-39
В статье предпринята попытка рассмотреть на примере Владимирской губернии взаимоотношения православного духовенства и монархических партий, возникших в годы Первой русской революции. Несмотря на стремление русских монархистов сохранить «господство Православной Церкви», большинство священнослужителей отнеслись к появлению монархических (правых, черносотенных) партий негативно. Среди факторов, обусловивших такую позицию духовенства, можно выделить рост оппозиционных настроений среди священнослужителей вследствие их сложного материального положения (особенно сельских), бюрократизации Церкви и успехов революционной пропаганды; позицию Св. Синода, не одобрявшего участия духовенства в деятельности политических партий, в том числе и монархических; давление на священнослужителей со стороны оппозиции, не брезговавшей для достижения своих целей никакими средствами; и, наконец, личные политические пристрастия Владимирского архиепископа, дистанцировавшегося от правых. Со временем после изменения позиции Св. Синода и прихода нового епархиального владыки, не скрывавшего своих монархических убеждений, количество священников, симпатизирующих правым, стало возрастать. Тем не менее, в отличие от юго-западных окраин империи, где православный клир в массе своей оказался на стороне правых, говорить о каком-либо тесном сотрудничестве монархистов и духовенства во Владимирской губернии не приходится, речь идет лишь о единичных случаях вступления священников в правые организации.
Владимирская губерния, монархические партии, Православная Церковь, Союз русского народа, Первая русская революция, Первая мировая война
  1. Зырянов П. Н. Православная церковь в борьбе с первой русской революцией // Исторические записки. Т. 95. М., 1975. С. 314–355.
  2. Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в начале ХХ века. М., 2002.
  3. Ольденбург С. С. Царствование императора Николая II. М., 1992.
  4. Полунов А. Ю. Константин Петрович Победоносцев — человек и политик // Отечественная история. 1998. № 1. С. 42–55.
  5. Русское Православие: вехи истории / А. И. Клибанов, науч. ред. М.: Политиздат, 1989.
  6. Степанов С. А. Численность и состав черносотенных союзов и организаций // Политические партии России в период революции 1905–1907 гг.: Количественный анализ. М., 1987. С. 184–243.

Омельянчук Игорь Владимирович


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых; Российская Федерация, г. Владимир, 600023, ул. Горького, 87;
Должность: профессор кафедры истории, археологии и краеведения;
ORCID: 0000-0002-7535-2612;
Электронный адрес: Omeliyanchuk@mail.ru.
Бирюкова Юлия Александровна

Православное духовенство в условиях «красного террора» на юге России в период Гражданской войны 1918–1919 гг.

Бирюкова Ю. А. Православное духовенство в условиях «красного террора» на юге России в период Гражданской войны 1918–1919 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 87. С. 40-50

DOI: 10.15382/sturII201987.40-50
Статья посвящена анализу мотивов и масштаба убийств духовенства в период «красного террора» на Юге России в 1918–1919 гг., а также отношения населения к данным событиям. Многочисленные факты убийств священников отнесены к условным группам по мотивации, способу и сопутствующим обстоятельствам. Местные советские органы значительно более мягко относились к духовенству и даже выражали протест против неадекватных террористических действий красноармейских отрядов. Убийства осуществлялись по ложным доносам, на основании слухов при осуществлении жертвами священнических обязанностей, миротворческой миссии. Причины чаще всего не указывались, однако обстоятельства убийств, сопряженные с особой жестокостью, изощренным глумлением как над самими духовными лицами, прижизненно и посмертно, так и над храмами и святынями, свидетельствуют о том, что их следует искать в мировоззренческой плоскости. В лице духовенства уничтожалась вся традиционная духовно-нравственная ценностная система. Террор утверждал новые ценностные ориентиры, высвобождал сдерживаемые ранее христианскими ценностными установками низменные и порочные побуждения населения, что в значительной мере служило его нравственно-духовной деградации. Население в отношении к духовенству и к развернутому террору разделилось: часть принимала участие в актах расправ, другая часть послужила сдерживающим фактором, так как новая власть опасалась восстановить против себя население, ставшее на сторону духовенства. Автор приходит к выводу, что «красный террор» в отношении Церкви носил стихийный, спонтанный, массовый, иррациональный характер. Он не был в собственном смысле репрессивным ответом, защитной или ответной мерой, так как не имел оснований, осуществлялся в отношении мирного населения, вне правового поля, имел черты самосуда, бандитизма, массового психоза.
духовенство, гонения на Церковь, Особая комиссия по расследованию злодеяний большевиков при Главнокомандующем Вооруженными Силами на Юге России, исторический источник, Гражданская война, «красный террор», архиепископ Митрофан (Симашкевич), епископ Гермоген (Максимов)
  1. Бирюкова Ю. А. Документы Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков при Главнокомандующем вооруженными силами на Юге России как источник по истории Русской Православной Церкви // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. № 79. С. 55–67.
  2. Кияшко Н. В. Красный террор в годы Гражданской войны на Кубани: Новые документы и материалы // Наследие веков. 2018. № 2. С. 28–35. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2018/06/2018_2_Kiyashko.pdf (дата обращения: 07.10.2018).
  3. Кияшко Н. В. Система церковного управления и положение духовенства на Юге России в 1918–1919 гг. // Материалы VIII Международной научно-богословской конференции студентов СПбДА: Сб. докладов. СПб., 2016. с. 226 — 233.
  4. Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории белого движения и эмиграции: Путеводитель / С. В. Мироненко, ред. М., 2004.

Бирюкова Юлия Александровна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Донской государственный технический университет; Российская Федерация, 344000, Ростов-на-Дону, Площадь Гагарина, 1.;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-5321-2574;
Электронный адрес: yliya-biryukova@yandex.ru.
Чибисова Анастасия Александровна

Лига Церквей: к вопросу о нереализованном проекте Константинопольского патриархата

Чибисова А. А. Лига Церквей: к вопросу о нереализованном проекте Константинопольского патриархата // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 87. С. 51-71

DOI: 10.15382/sturII201987.51-71
Статья посвящена Лиге Церквей — уникальному интеграционному проекту Константинопольского Патриархата, серьезно разрабатывавшемуся с начала 1919 г. Лига Церквей — организация, созданная по образу и подобию Лиги Наций. В начале 1920-х гг. она вписывалась в контекст активно развивающейся идеи Константинополя как «центра мирового православия», являясь также и результатом послевоенного пацифизма. В отечественной историографии исследователи, сталкивающиеся с феноменом Лиги Церквей, как правило, ограничены лишь одним документом — Окружным посланием Константинопольского патриархата от января 1920 г. Настоящая статья призвана ввести в научный оборот новые источники по теме и привлечь к ней внимание исследователей. На основе анализа зарубежных материалов, ранее почти не использовавшихся отечественными учеными, автор рассматривает Лигу Церквей с двух сторон — как наднациональную церковно-политическую организацию, призванную обеспечить духовный фундамент для реализации греческой «Великой идеи» в Малой Азии, и как чисто церковный проект международной организации для налаживания межхристианского диалога. В заключение автор приходит к выводу, что Лига Церквей оказалась наиболее жизнеспособной именно как экуменический проект, призванный в первую очередь наладить связи Константинопольского патриархата с мировой общественностью, с чьей помощью Фанар планировал выживать в условиях сильного давления, оказываемого руководством республиканской Турции на Православную Церковь.
Константинопольский патриархат, Лига Церквей, Лига Наций, Фанар, интеграция, экуменизм, «Великая идея», Парижская мирная конференция, Окружное послание 1920 года, кинония, «Вера и Церковное устройство», «Жизнь и деятельность», Епископальная Церковь США
  1. Герд Л. Англиканская Церковь и Константинопольская патриархия в конце XIX — начале XX вв. // Христианское чтение. СПб., 2017. № 1. C. 351–368.
  2. Герд Л. Константинополь и Петербург. Церковная политика России на православном востоке (1878–1898). М., 2006.
  3. Ермилов П. Дискуссии конца XIX — первой половины XX в. о праве созыва Всеправославного собора // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Всеправославный собор: подготовка, повестка, контекст. М., 2016. № 1. C. 308–332.
  4. Петрунина О. Греческая нация и государство в XVIII–XX вв.: Очерки политического развития. М., 2010.
  5. Фомин А. Война с продолжением. Великобритания и Франция в борьбе за «османское наследство» 1918–1923. М., 2010.
  6. Alexandris A. The Greek minority of Istanbul and Greek-Turkish relations 1918–1974. Athens, 1992.
  7. Schulz G. Der Ausschuss für die Vereinigung der Kirchen des Landes Konzils der Orthodoxn Kirche in Russland // Orthodoxie und Reformation — mehr als ein 50-jähriger Dialog. Berlin, 2011.
  8. Sundkler B. Nathan Sö derblom. His life and work. Uppsala, 1968.
  9. The Last Dragoman: Swedish Orientalist Johannes Kolmodin as Scholar, Activist, and Diplomat / E. Özdalga, ed. Istanbul, 2006.
  10. Van der Bent A. J. Historical Dictionary of Ecumenical Christianity. Metuchen. 1994

Чибисова Анастасия Александровна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4;
ORCID: 0000-0003-3698-5836;
Электронный адрес: aachibisova@mail.ru.
Анашкин Дмитрий Павлович

К вопросу о выделении сирийских приходов в Северной Америке в самостоятельную епархию в 1904–1923 гг.

Анашкин Д. П. К вопросу о выделении сирийских приходов в Северной Америке в самостоятельную епархию в 1904–1923 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 87. С. 72-81

DOI: 10.15382/sturII201987.72-81
В статье рассмотрен процесс выделения сирийских приходов из состава Северо-Американской епархии Русской Православной Церкви как пример выделения национальных приходов в самостоятельную епархию и перехода их в юрисдикцию другой поместной Церкви, в данном случае Антиохийского Патриархата. Важно отметить, что процесс перехода приходов из одной юрисдикции в другую проходил в духе братской любви и понимания, а не сопровождался скандалами и взаимными обвинениями. Патриарх Антиохийский не стал образовывать свои приходы в США и Канаде явочным порядком, а обратился с посланиями к Патриарху Тихону и к Собору Русской Православной Церкви Заграницей, которые пошли навстречу нуждам Антиохийской Церкви. Осложнена церковная жизнь сирийских приходов была исключительно неурядицами среди сирийских епископов. Часть приходов пожелала перейти в юрисдикцию Антиохийского Патриархата, часть во главе с епископом Бруклинским Евфимием (Офейшем) осталась в Русской Церкви. Вскоре епископ Евфимий вступил в брак и был лишен сана, а епископ Софроний (Бишара) ушел в раскол. Вопросом сирийских приходов в Северной Америке Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей занимался в 1923 г., когда было вынесено решение, что они должны быть разделены между русскими и сиро-арабскими епископами. Спустя 13 лет, в 1936 г., Архиерейский Собор был вынужден вернуться к вопросу о взаимоотношениях с сирийскими приходами в США и Канаде. Собор принял решение не препятствовать переходу сирийских приходов в ведение Антиохийской Церкви. К статье прилагается также специально посвященный сиро-арабам в Америке доклад митрополита Антония (Храповицкого) Архиерейскому Собору РПЦЗ, проходившему в Сремских Карловцах в 1923 г. В нем митрополит поддерживал идею передачи сирийских приходов из юрисдикции Русской Церкви в подчинение Антиохийской Патриархии, обосновывая это как особенностями церковной жизни в Северной Америке, так и стремлением финансово помочь древней Антиохийской Церкви. Важно, что митрополит Антоний считал возможным отступить от буквального понимания канонов, если этого требовала реальная церковная польза.
cирийская диаспора в Америке, Антиохийский Патриархат, Патриарх Тихон, митрополит Антоний (Храповицкий), православие в Америке, Национальные епархии в США и Канаде, Синод РПЦЗ, Каноническое право
  1. Бочков П., свящ. История «Американской Православной Католической Церкви». От миссии к расколу и регрессу // Труды Перервинской Православной духовной семинарии. 2015. № 12. С. 42–44.
  2. Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь в 1925–1938 гг. Юрисдикционные конфликты и отношения с московской церковной властью. М., 2011.

Анашкин Дмитрий Павлович


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: науч. сотрудник Отдела новейшей истории;
Шевченко Татьяна Ивановна

К истории появления в Финляндии русских старостильных приходов (1925 – 1927 гг.)

Шевченко Т. И. К истории появления в Финляндии русских старостильных приходов (1925 – 1927 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 87. С. 82-97

DOI: 10.15382/sturII201987.82-97
Статья посвящена истории появления в Выборге и Хельсинки русских старостильных приходов в 1925–1927 гг. и некоторым более поздним аспектам их существования. Из старостильных приходов после Второй мировой войны возникло русское благочиние патриарших приходов в Финляндии. Появление общин было вызвано тем, что в 1925 г. Финляндская Православная Церковь (Финляндская Архиепископия Константинопольского Патриархата) ввела в богослужебную жизнь своих приходов и монастырей не только новый календарь, но и григорианскую Пасхалию. Некоторые русские в Финляндии захотели сохранить прежние церковные обычаи. В результате возникли две русские старостильные общины — сначала община в честь Покрова Божией Матери в Выборге, затем община в честь святителя Николая Мирликийского в Хельсинки. Позднее Покровская община тоже перебралась в Хельсинки. Вызывает удивление тот факт, что обе общины получили государственную регистрацию и разрешение выбрать любую юрисдикцию, хотя просившим о том же валаамским старостильникам было отказано. Автор впервые пытается объяснить причины данного явления и ссылается на обнаруженное в архиве письмо одного из участников событий, валаамского игумена Харитона (Дунаева), к архиепископу Финляндскому Герману (Ааву).
Финляндская Православная Церковь, русские старостильные приходы в Финляндии, Благочиние патриарших приходов в Финляндии, Покровская община, Никольская община, григорианский календарь, юлианский календарь, календарный раскол, Валаамский монастырь, игумен Харитон (Дунаев), архиепископ Герман (Аав), архиепископ Серафим (Лукьянов)
  1. Лютик В., прот. Патриаршие приходы в Финляндии: вехи истории // Северный благовест. 2007. № 2(11). С. 26–30.
  2. Мусаев В. И. Между Западом и Востоком: Православие в автономной и независимой Финляндии (1890–1930-е гг.) / СПб., 2014.
  3. Мусаев В. И. Православная Церковь в независимой Финляндии (1918–1930-е гг.) // Вестник церковной истории. 2007. № 2 (6). С. 194–212.
  4. Рисак Н. История Никольского прихода г. Хельсинки // Православный поклонник на Святой Земле. 2006. № 4. URL: http://palomnic.org/journal/4/6/2/ (дата обращения: 1.05.2018).
  5. Рисак Н. История Покровского прихода г. Хельсинки // Северный благовест. 2004. № 1. С. 38–48.
  6. Силуан (Никитин), иером. Патриаршие приходы в Финляндии, их место во взаимоотношениях Московской Патриархии и Финляндской Православной Церкви в период 1957–1988 гг. // XXV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2016. С. 134–140.
  7. Харитон (Дунаев), иером. Введение нового стиля в Финляндской Православной Церкви и причины нестроений в монастырях. Аренсбург, 1927.
  8. Шевченко Т. И. Первый Собор автономной Финляндской Православной Церкви и политическая атмосфера на Карельском перешейке в 1920-е гг. / Т. И. Шевченко, публ., вступ. ст., коммент. // Вестник ПСТГУ. Сер. II История. История Русской Православной Церкви. 2010. № 2. С. 93–114.
  9. Шевченко Т. И. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви 1917–1957 гг. М., 2013.
  10. Шкаровский М. В. Константинопольский патриархат и Русская Православная Церковь в первой половине ХХ в. М., 2014.
  11. Шкаровский М. В. Русская Никольская община в Хельсинки // Санкт-Петербург и страны Северной Европы. 2016. № 1(17). С. 255–262.
  12. Шкаровский М. В. Русская община Покрова Пресвятой Богородицы в Хельсинки в ХХ в. // Санкт-Петербург и страны Северной Европы. 2015. № 16. С. 216–224.
  13. Яровой О. А., Смирнова И. А. Валаамский монастырь и Православная Церковь в Финляндии: 1880–1930-е гг. (из истории финнизации православной конфессии). Петрозаводск, 1997.

Шевченко Татьяна Ивановна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, оф. 219;
Должность: Старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6497-503X;
Электронный адрес: Tatyana-valaam@yandex.ru.
Сомин Николай Владимирович

Использование репрезентативной выборки для оценки числа пострадавших за веру в России в XX в.

Сомин Н. В. Использование репрезентативной выборки для оценки числа пострадавших за веру в России в XX в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 87. С. 98-107

DOI: 10.15382/sturII201987.98-107
В статье предлагается метод оценки числа пострадавших членов РПЦ в репрессиях XX в. в России. Метод основан на известной формуле умножения независимых событий. Если в этой формуле заменить вероятности их статистическими аналогами, то можно получить соотношение для вычисления общего числа пострадавших N через известные или вычисляемые параметры. Для компьютерного эксперимента были взяты две базы данных, содержащих сведения о пострадавших верующих: база «За Христа пострадавшие», разработанная в ПСТГУ, и программно полученный список верующих из базы, собранной обществом «Мемориал». В работе показывается, что в первом приближении эти базы независимы, а именно разброс оценок по основным подмножествам не превысил 50 %, и потому использование теоремы перемножения вероятностей не приведет к грубым ошибкам. Для проведения компьютерного эксперимента был разработан (на языке Си) программный комплекс, обрабатывающий обе базы данных и вычисляющий их пересечение. В результате эксперимента получена оценка числа всех пострадавших в 109 756 человек. Вычислены также оценки числа пострадавших по основным подмножествам: монахи — 13 499 чел., священники — 40 938 чел., диаконы и псаломщики — 8451 чел., старосты и члены «двадцаток» — 12 951 чел., прочие миряне –33 914. Для получения оценок по подмножествам был использован список пострадавших Ульяновской епархии, составленный по книге протоиерея Алексия Скалы «Церковь в узах», который отличается особой полнотой. Рассчитанные количества пострадавших оказались согласными с документальными свидетельствами (письмо Н. И. Ежова к И. В. Сталину) и предыдущими статьями автора. Результаты работы показывают, что масштабы гонений XX в. оказались меньшими, чем предполагалось ранее.
православие, репрессии за веру, история Церкви в XX веке, база данных «За Христа пострадавшие», число репрессированных верующих, вероятностные методы, репрезентативная выборка
  1. Емельянов Н. Е. К вопросу о числе новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви в ХХ веке // Материалы ХV Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ. М., 2005. Т. 1. С. 265–271.
  2. Скала А., прот. Церковь в узах: история Симбирско-Ульяновской епархии в советский период (1917–1991 годы). Ульяновск, 2007.
  3. Смирнов Н. В., Дунин-Барковский И. В. Курс теории вероятности и математической статистики для технических приложений. М., 1969.
  4. Сомин Н. В. К вопросу о числе репрессированных за православную веру в России в XX в. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 3(64). С. 101–106.
  5. Сомин Н. В. Еще раз к вопросу о числе Новомучеников Российских. URL:http://chri-soc.narod.ru/Escho_raz_o_chisle_novomuchenikov.htm (дата обращения: 12.01.2019).

Сомин Николай Владимирович


Ученая степень: кандидат физико-математических наук;
Место работы: Федеральный Исследовательский Центр Инфоратики и Управления; Российская Федерация. 119333, Москва, Вавилова, д.44, кор. 2;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-8683-4617;
Электронный адрес: chri-soc@yandex.ru.
Выражаю благодарность о. Александру Мазырину за просмотр материала и ценные замечания.
Кинстлер Анатолий Владимирович; Корнилов Александр Алексеевич

Деятельность епископа Афанасия (Мартоса) во главе Северогерманского викариатства (1946–1950 гг.)

Кинстлер А. В., Корнилов А. А. Деятельность епископа Афанасия (Мартоса) во главе Северогерманского викариатства (1946–1950 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 87. С. 108-123

DOI: 10.15382/sturII201987.108-123
В статье изучаются вопросы управления Северо-Германским викариатством при епископе Афанасии (Мартосе). Рассматриваются приоритетные направления деятельности викарного епископа: миссионерская работа, пастырские совещания, организация богословской школы в Гамбурге. Отмечается, что миссионерская деятельность была направлена на просвещение паствы, а пастырские съезды и совещания были ориентированы на повышение уровня образования и знаний приходских священников. Исследуется характер отношений епископа Афанасия с духовенством и церковными организациями, которые находились под влиянием епископа Брюссельского и Западноевропейского Нафанаила (Львова). Особое внимание уделено личности епископа Афанасия, а также задачам, которые он ставил перед собой в период управления викариатством. При написании статьи авторы опирались на документы, отложившиеся в Архиве Германской епархии Русской Зарубежной Церкви. Развитие викариатства позволило организовать в приходы группы православных людей, переживших гонения атеистической власти и мировой военный конфликт 1939–1945 гг. Приходские группы не только выжили, но и сохранили православную идентичность и традиции православного образа жизни. Духовенство и миряне, прошедшие северогерманскую «школу воспитания», сумели адаптировать опыт церковной жизни викариатства к условиям жизни в новых странах проживания. В странах Северной и Южной Америки, Северной Африки и Австралии им пригодилось умение вести миссионерскую работу, искусство обсуждать богословские вопросы, стремление видеть Промысел Божий в событиях повседневности.
Северо-Германское викариатство, Германская епархия, германские приходы, богословская школа в Германии, миссионерская работа, Синод, Русская Зарубежная Церковь
  1. Бенигсен Георгий, протоиерей. Не хлебом единым: Проповеди. М.; Клин, 1997.
  2. Корнилов А. А. Духовенство перемещенных лиц: Биографический словарь. Н. Новгород, 2002.
  3. Корнилов А. Организация и деятельность Северо-Германской администратуры РПЦЗ в период правления епископа Нафанаила (Львова) 1945–1946 гг. // ХХVIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2018. С. 179–182.
  4. Кострюков А. А. Архив протоиерея Стефана Ляшевского как источник по истории Русской Церкви и Северного Кавказа // Православие в истории и культуре Северного Кавказа: вопросы источниковедения и историографии: Материалы VII Международных Свято-Игнатьевских чтений. Ставрополь, 2017. Вып. 1. С. 311–320.
  5. Кострюков А. Новые сведения о жизни и деятельности митрополита Сергия (Страгородского) в 1920–1930-е гг. (по материалам архива протоиерея Стефана Ляшевского) // ХХ Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2010. Т. 1. С. 312–316.
  6. Любимов А. Протоиерей Стефан Ляшевский. 1899–1986: Материалы к биографии // Православная Русь. 2016. № 3. С. 4–6, № 4. С. 12–17; 2017. № 1. С. 12–16; № 2. С. 10–14; 2018. № 1. С. 11–14.
  7. На ниве Христовой. Архиепископ Афанасий (Мартос, 1904–1983). Изд. испр. и доп., 2003 год. Интернет-версия под общ. ред. Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского // Миссионерский листок. 2003. № 143 / еп. Александр (Милеант), ред. URL:http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/na_%20nive_hristovoj_archb_athanasios.htm (дата обращения: 11.08.2017).
  8. Обозный К. П. История Псковской православной миссии 1941–1944 гг. М., 2008.

Кинстлер Анатолий Владимирович


Место работы: Архив Германской епархии РПЦЗ; 2, Johanneskamp, Hannover, 30539 Deutschland;
ORCID: 0000-0002-9585-7490;
Электронный адрес: anatolij.kinstler@gmail.com.

Корнилов Александр Алексеевич


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского; Российская Федерация, 603009, Н. Новгород, ул. Ульянова, 2, каб. 322;
Должность: зав. кафедрой зарубежного регионоведения и локальной истории;
ORCID: 0000-0001-9139-3740;
Электронный адрес: kotva64@mail.ru.
Иеромонах Силуан (Никитин С. С.)

Богослужебная жизнь Финляндской Православной Церкви при архиепископе Павле (Олмари)

Никитин С. С. Богослужебная жизнь Финляндской Православной Церкви при архиепископе Павле (Олмари) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 87. С. 124-138

DOI: 10.15382/sturII201987.124-138
Период 1961–1987 гг. для Финляндской Православной Церкви — это целая эпоха, характеризуемая крупными изменениями в ее внутренней жизни. Огромную роль в этих процессах сыграл архиепископ Карельский и всей Финляндии Павел (Олмари), объявивший курс на создание национальной Церкви в пользу адаптации традиций Древней Церкви к современным условиям и идейного переосмысления периода вхождения Финляндии в состав Российской империи. Это привело к большим изменениям в литургической жизни: произошло так называемое евхаристическое возрождение, возросла роль мирян в богослужении, были введены новые богослужебные последования. Наряду с установлением активных контактов с Поместными Православными Церквами и инославными деноминациями архиепископ Павел перенимал и положительный опыт их богослужебных традиций, приспосабливая его к условиям Финляндской Православной Церкви. Будучи пострижеником Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, он был хорошо знаком с особенностями богослужения Русской Православной Церкви; с 1960-х гг. он ввел в употребление и некоторые моменты из литургической жизни грекоязычных Православных Церквей, например отмену обязательной исповеди перед Причастием, служение литургии апостола Иакова, изменение покроя богослужебных облачений и формы внебогослужебных одеяний священнослужителей. Архиепископ Павел сам занимался гимнографией и составлением нотного сопровождения церковных песнопений, трудился над переводами с греческого языка богослужебных чинопоследований. Плоды его богослужебных изменений и поныне составляют одну из особенностей Финляндской Православной Церкви.
епископ Емилиан (Тимиадис), епископ Александр (Карпин), митрополит Иоанн (Ринне), архиепископ Павел (Олмари), архиепискоа Герман (Аав), архиепископ Киприан (Зернов), Финляндская Православная Церковь, богослужение, богослужебное пение, гимнография
  1. Антонюк Г., диак. Новое в литургической жизни Православной Церкви Финляндии // Журнал Московской Патриархии. 1981. № 11. С. 53.
  2. Богословский семинар в Хельсинки // Журнал Московской Патриархии. 1988. № 7. С. 65.
  3. Павел (Олмари), архиеп. Пир веры. Приглашение на трапезу любви Царства Божия. Киев: Пролог, 2005.
  4. Русак В. Икона преподобных отцев, в земле Карельской просиявших // Журнал Московской Патриархии. 1974. № 12. С. 21.
  5. Такала-Рощенко М. Богослужебное пение в Православной Церкви Финляндии // Калофония. Вып. 4. Львов, 2008. С. 94–107.
  6. Avioliitton vinkiminen rukouspalvelukset pieni vedenpyhitys. Kuopio, 1966.
  7. Loima Jyrki. Esipaimen siunaa: Suomen ortodoksiset piispat 1892–1988. Juvaskyla, Finland, 1999. Oramo I. Ortodoksinen kirkkolaulu. URL: http://muhi.siba.fi /xwiki/bin/view/Muhi/View?id=suomi_keskiaika4 (дата обращения: 03.09.2018).
  8. Piiroinen E. Sielunpaimena ja kirkonmiehia. Joensuu: Ortokirja, 1991.
  9. Rautavaaaran vigilia heratti huomiota // Aamun Koitto. 1971. № 22. S. 298.
  10. Sidoroff M. Ortodoksisen veljeston veljespaivat Kuopiossa // Aamun Koitto. 1975. № 2. S. 23–24.

Иеромонах Силуан (Никитин С. С.)


Ученая степень: кандидат богословия;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Сретенская духовная семинария; Российская Федерация, Москва, 107031, Большая Лубянка, 19 строение 1;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0002-1445-4703;
Электронный адрес: f.siluan@mail.ru.

ПУБЛИКАЦИИ

Кострюков Андрей Александрович

"Врачу, исцелися сам" (Лук. 4, 23). Профессор С. В. Троицкий против «восточного папизма» Константинополя

Кострюков А. А. "Врачу, исцелися сам" (Лук. 4, 23). Профессор С. В. Троицкий против «восточного папизма» Константинополя // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 87. С. 141-148

DOI: 10.15382/sturII201987.141-148
Сергей Викторович Троицкий — известный богослов и канонист, доктор богословия Белградского университета. Наследие этого ученого в настоящее время востребовано, хотя многие его статьи неизвестны широким читательским кругам. Публикуемое письмо относится к важному событию в истории Церкви. В 1965 г. Константинопольский патриарх Афинагор (Спиру) исключил из своей юрисдикции Экзархат Русских православных приходов Западной Европы, которым управлял архиепископ Георгий (Тарасов). В указе патриарха Афинагора содержался совет архиепископу Георгию перейти в подчинение патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Могло показаться, что это событие стало важной победой московской дипломатии. Однако современники, в том числе и С. В. Троицкий, обращали внимание на формулировки указа Константинопольской Патриархии. Согласно этим формулировкам Константинополь утверждал свое право на диаспору во всем мире. С. В. Троицкий в письме председателю ОВЦС митрополиту Никодиму (Ротову) указывал на несостоятельность претензий Константинопольской Церкви. Вместе с тем он говорил об опасности новой политики Фанара. Например, православным будет труднее вести диалог с англиканами и старокатоликами, которые в свое время ушли из Римской Церкви именно из-за претензий Рима на всемирную власть. Теперь такая же ситуация сложилась и в православии. С. В. Троицкий предлагал подготовить брошюру с критикой политики Константинопольской Церкви. Такая брошюра была бы востребована, так как статьи С. В. Троицкого на эту тему были рассеяны по разным зарубежным журналам и к тому времени забыты. С. В. Троицкий рассуждал также о канонических мерах, которые следовало применить к архиепископу Георгию (Тарасову), отказавшемуся присоединиться к Московскому Патриархату.
патриарх Московский Алексий I, патриарх Константинопольский Афинагор, митрополит Никодим (Ротов), архиепископ Георгий (Тарасов), архимандрит Силуан (Стрижков), С. В. Троицкий, Константинопольская Церковь, Московский Патриархат, Западноевропейский экзархат приходов русской традиции, диаспора, русская эмиграция
  1. Троицкий С. «Дымное надмение мира» и Церковь // Церковные ведомости. 1924. № 15–16. С. 16–17; № 17–18. С. 8–9; № 21–22. С. 6–9; № 23–24. С. 8–10.
  2. Троицкий С. Митрополит Сергий и примирение русской диаспоры. Сремские Карловцы, 1937.
  3. Троицкий С. Размежевание или раскол. Париж, 1932.
  4. Троицкий С. Христианская философия брака. Париж, 1933.
  5. Троицкий С. О границах распространения права власти Константинопольской Патриархии на «Диаспору» // ЖМП. 1947. № 11. С. 34–45.
  6. Троицкий С. По поводу неудачной защиты ложной теории // ЖМП. 1949. № 12. С. 29–54.
  7. Троицкий С. Юрисдикция Цариградского Патриарха в области диаспоры // Церковные ведомости. 1923. № 11–12. С. 7; № 17–18. С. 8–12.

Кострюков Андрей Александрович


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. 6/1, комн. 219;
Должность: вед. науч. сотр. Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ; доцент кафедры общей и русской церковной истории и канонического права;
ORCID: 0000-0003-4334-1035;
Электронный адрес: a.kost@mail.ru.