/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :90

ИССЛЕДОВАНИЯ

Феофанов Александр Михайлович

Корпоративная идентичность православного духовенства Российской империи: историография вопроса

Феофанов А. М. Корпоративная идентичность православного духовенства Российской империи: историография вопроса // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 90. С. 9-21

DOI: 10.15382/sturII201990.9-21
В статье рассматривается современная историография исследований православного духовенства Российской империи, с тем чтобы поставить вопрос об осмыслении дореволюционных священников, их идентичности, обоснования своего социального действия. Автор проблематизирует описания духовенства в современных социально-исторических исследованиях и выявляет попытки поставить вопрос о корпоративной идентичности в применении к духовенству. В науке до сих пор нет ясного ответа на вопросы, каким себя видело православное духовенство имперского периода, какова была система его ценностей, ментальных установок, несмотря на то что накоплен обширный материал, отраженный в диссертациях, монографиях и статьях, посвященных духовенству разных епархий синодального периода, описаны его численность, доходы, образ жизни, образование и другие социальные характеристики. Но фактически только поставлена проблема менталитета, корпоративного самосознания лиц духовного сословия. Необходимо расширение конкретного эмпирического знания на основе анализа всей совокупности источников личного характера синодальной эпохи (мемуаров, записок, дневников лиц духовного сословия), в которых можно найти примеры проявлений корпоративного самосознания (сословного или профессионального), даже если данные концепты не были явным образом обозначены и содержатся лишь имплицитно. Применение междисциплинарных методов, использование концептов социологии, социальной феноменологии и культурной антропологии поможет шире раскрыть потенциал источников, дать более глубокий анализ материала.
Духовенство, идентичность, корпоративное самосознание, сословие, историография, история понятий
  1. Беговатов Д. А. Городское православное духовенство Тверской епархии в первой половине XIX века: профессиональная деятельность и повседневная жизнь. Тверь, 2016.
  2. Белоногова Ю. И. Приходское духовенство и крестьянский мир в начале ХХ века (по материалам Московской епархии). М., 2010.
  3. Бернштам Т. А. Приходская жизнь русской деревни: Очерки по церковной этнографии. СПб., 2007.
  4. Васильева А. В. Социокультурный облик православного духовенства в Западной Сибири в конце XIX — начале XX в. М., 2015.
  5. Всеволодов А. В. Православное приходское духовенство в 1840–1880-е гг.: материальное обеспечение, корпоративная организация, самосознание (на материалах Вологодской епархии). Череповец, 2014.
  6. Иконников С. В. Приходское духовенство Воронежской епархии. Воронеж, 2015.
  7. Камкин А. В. Православная церковь на севере России: Очерки истории до 1917 года. Вологда, 1992.
  8. Конюченко А. И. Тона и полутона православного белого духовенства России (вторая половина XIX — начало XX века). Челябинск, 2006.
  9. Леонтьева Т. Г. Вера и прогресс: православное сельского духовенство России во второй половине XIX — начале ХХ в. М., 2002.
  10. Леонтьева Т. Г. Русское православное духовенство и антисемитизм в годы революции и гражданской войны // Власть и общество. Национальная политика и межэтнические отношения (исторический опыт и современность). Краснодар, 2006. С. 150–155.
  11. Леонтьева Т. Г. Православное духовенство и русская революция // К истории русских революций: События, мнения, оценки. Памяти И. И. Минца: Сб. научных тр. и воспоминаний. М., 2007. С. 582–603.
  12. Луман Н. Общество общества. Кн. 4: Дифференциация. М.., 2010.
  13. Лурье С. Метаморфозы традиционного сознания: Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. СПб., 1994.
  14. Макарчева Е. Б. Сословные проблемы духовенства Сибири и церковное образование в конце XVIII — первой половине XIX века (по материалам Тобольской епархии). Новосибирск, 2011.
  15. Мангилева А. В. Социокультурный облик приходского духовенства Пермской губернии в XIX — начале ХХ в. Екатеринбург, 2015.
  16. Манчестер Л. Поповичи в миру: духовенство, интеллигенция и становление современного самосознания в России. М., 2015.
  17. Миронов Б. Н. Российская империя. От традиции к модерну. Т. 1–3. СПб., 2014.
  18. Прокофьев А. В. Приходская реформа 1864 года и ее влияние на самосознание приходского духовенства. М., 2010.
  19. Розов А. Н. Сельский священник в духовной жизни русского крестьянства второй половины XIX — начала XX в. СПб., 2003.
  20. Скутнев А. В. Православное духовенство на закате империи. Киров, 2009.
  21. Фот А. Г. Повседневная жизнь православного приходского духовенства Оренбургской епархии во второй половине XIX — начале XX вв. Оренбург, 2016.
  22. Шюц А. Смысловая структура повседневности мира: Очерки по феноменологической социологии. М., 2003.
  23. Элиас Н. О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетические исследования. М.; СПб, 2001.
  24. Giddens A. Modernity and Self-Identity. Stanford, 1991.
  25. Freeze G. L. The Russian Levites: Parish Clergy in the Eighteenth Century. Harvard University Press, 1977.
  26. Leontieva T. The Peasantry and the rural clergy in Russia, 1900–1920 // The Soviet and Post-Soviet Review. 2002. 27 (1–3). P. 143–162.

Феофанов Александр Михайлович


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, Москва, ул. Новокузнецкая, дом 23б; доцент кафедры истории России;
Должность: доцент кафедры историии России;
ORCID: 0000-0001-7180-0927;
Электронный адрес: aleksandr-feofanov@yandex.ru.
Исследование осуществлено в 2017 г. в рамках проекта «Парадигма христианского священства и ее трансформации в истории и современности» при поддержке Фонда развития ПСТГУ.
Винюкова Надежда Валерьевна

Служение в Бутырской пересыльной тюрьме: опыт священника Иосифа Фуделя (1892-1907)

Винюкова Н. В. Служение в Бутырской пересыльной тюрьме: опыт священника Иосифа Фуделя (1892-1907) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 90. С. 22-38

DOI: 10.15382/sturII201990.22-38
Статья посвящена теме тюремного служения Русской Православной Церкви на опыте священника Иосифа Ивановича Фуделя, служившего в Бутырской тюрьме в 1892–1907 гг. Привлекая как архивные, так и опубликованные материалы — законодательные источники, воспоминания современников, публицистику и дневник самого отца Иосифа, — автор не только освещает этот период жизни отца Иосифа, биография которого до сих пор остается неизученной в целости, но и показывает роль, обязанности и возможности священника в тюрьме, а также очерчивает некоторые острые в то время проблемы тюремной системы (вопросы о мере наказаний, судебных ошибках, условиях заключения, разлучении семей, содержании детей и др.). Сфера деятельности священника в тюрьме была поистине огромна: помимо церковной службы, духовничества и регулярного обхода всех камер под его попечением были школа, библиотека, больница, а также хлопоты по воссоединению семей, материальной помощи ссыльным. Погрузившись в народную среду «несчастных», отец Иосиф, с одной стороны, убедился в истинности христианского мировоззрения и высоте воспитанного в нем мужика, с другой — в несовершенстве тюремной системы, во многом антигуманной и категорически не выполняющей задачи исправления и возрождения человека. Конец пятнадцатилетнего бутырского периода пришелся на время Первой русской революции, серьезно изменившей как положение и состав арестантов, так и требования к священнику. Представления Фуделя о миссии пастыря, не обличающей проповеди, и добровольном общении с паствой разошлись с позицией тюремного начальства, и он был переведен в приход церкви святителя Николая в Плотниках.
И. И. Фудель, Русская Православная Церковь, дореволюционная тюремная система, тюремное служение Русской Православной Церкви, Бутырская тюрьма, биография священника
  1. Балашов Н. В., прот., Сараскина Л. И. Сергей Фудель. М., 2011.
  2. Гернет М. Н. История царской тюрьмы: в 5 т. М., 1946. Т. 1.
  3. Головкова Л. Бутырский тюремный храм: (из истории Бутырской тюрьмы) // Московский журнал. 1993. № 2/3. С. 33–37.
  4. Детков М. Г. Исполнение наказания в дореволюционной России: организационно-правовые аспекты становления и развития системы исполнения наказания в виде лишения свободы. М., 1990.
  5. Зубанова С. Г. Cоциальное служение Русской Православной Церкви в ХIХ веке. М., 2010.
  6. Зубанова С. Г., Рузанова Н. П. Русская Православная Церковь в России в XIX веке (социальный аспект деятельности). М., 2011.
  7. «Преемство от отцов»: Константин Леонтьев и Иосиф Фудель: Переписка. Статьи. Воспоминания / сост., вступ. ст. и коммент. О. Л. Фетисенко. СПб., 2012.
  8. Резвых Т. Н. «Я чувствовал себя как бы его внуком — через сына — через о. Иосифа...» (Отец Сергий Дурылин — исследователь творчества К. Н. Леонтьева) // Христианство и русская литература. СПб., 2012. Сб. 7. С. 257–357.
  9. Спиридон (Кисляков Г. С.). Исповедь священника перед Церковью. М., 2018.
  10. Фетисенко О. Л. Гептастилисты: Константин Леонтьев, его собеседники и ученики: Идеи русского консерватизма в литературно-художественных и публицистических практиках второй половины XIX — первой четверти XX века. СПб., 2012.
  11. Фетисенко О. Л. Достоевский, “русские мальчики” и “православные немцы” (“Годы учения” Иосифа Фуделя) // Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 2010. С. 203–221.

Винюкова Надежда Валерьевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Ученая степень: доктор фармацевтических наук;
Место работы: МГУ им. М.В. Ломоносова;
Должность: редактор исторической программы «Кто мы?» на телеканале «Россия-Культура»;
ORCID: 0000-0002-3030-086X;
Электронный адрес: nadinvin1@ya.ru.
Алпыспаева Галья Айтпаевна

Архивные источники о реализации Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в Казахстане в 1920-е годы (на материалах Акмолинского уезда)

Алпыспаева Г. А. Архивные источники о реализации Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в Казахстане в 1920-е годы (на материалах Акмолинского уезда) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 90. С. 39-54

DOI: 10.15382/sturII201990.39-54
В статье на основе архивных документов рассматривается деятельность местных органов власти по реализации Декрета СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Цель статьи — обоснование роли и значения архивных источников для изучения региональных аспектов проведения в жизнь большевиками исторического документа, определившего государственно-церковные взаимоотношения. В качестве кейса используется материал из истории Акмолинского уезда. Актуальность темы обусловлена научной значимостью расширения круга источников по тематике и изучения практического опыта реализации Декрета на окраинах страны. Исследование опирается на ранее не публиковавшиеся и впервые вводимые в научный оборот архивные источники из фондов Государственного архива г. Астаны: делопроизводственную документацию Акмолинской уездной рабоче-крестьянской милиции (Ф. 247), отдела управления Акмолинского уездного исполнительного комитета (Ф. 259) и Акмолинского городского совета депутатов трудящихся (Ф. 32); нормативно-правовые акты и переписку республиканских, губернских и уездных органов власти по вопросам проведения в жизнь Декрета; анкеты по учету духовенства в уезде. Архивные источники характеризуют численный и социальный состав религиозных общин, их имущественное положение; методы проведения в жизнь положений Декрета; политику местных властей в отношении верующего населения. Изучение источников выявляет важный аспект проблемы — отношение религиозных общин к советской власти в целом и к Декрету в частности. Источниковедческий анализ архивных документов дает возможность обосновать региональные аспекты реализации Декрета, обусловленные причинами политического и социально-экономического характера. Реализация Декрета в регионах Казахстана, отличающихся полиэтничностью и многоконфессиональностью, началась позже, чем в центральных районах страны, и проводилась в соответствии с инструкцией республиканских властей. Инструкция обязывала местные власти свои действия в отношении мусульман согласовывать с представителями казахской секции при уездном совете. Эта осторожность и сдержанность обусловлена была общей политикой большевиков в национальных окраинах, направленной на преодоление колониального прошлого и вовлечение окраин в национально-государственное строительство. Во второй половине 1920-х гг. государственная политика ко всем религиозным конфессиям была унифицирована. Права верующих нарушались, особенно в ходе ликвидации организационных центров конфессий.
декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», Казахстан, Акмолинский уезд, религиозные общины, советская власть
  1. Алленов А. Н. Власть и Церковь в русской провинции в 1917–1927 гг. На материалах Тамбовской губернии: дис. … канд. ист. наук. Тамбов, 2004.
  2. Белоглазов Р. Н. Нормативно-правовая база функционирования мусульманских конфессиональных школ в Крымской АССР в 1920-е годы // Достижения науки и образования: Научно-методический журнал. 2016. № 5 (6). С. 28–32.
  3. Говорова И. В. Изъятие церковных ценностей в 1922 г. в контексте государственно-церковных отношений: дис. … канд. ист. наук. М., 2006.
  4. Дроздова М. А. Советское государство и церковь в 1917–1927 гг.: по материалам Северо-Pапада России. дис. … канд. ист. наук. Псков, 2009.
  5. Зайцева Л. И. Реализация Декрета об отделении церкви от государства на примере города Енисейска (1920–1923 гг.) // Молодежь и наука: Сб. материалов VI Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2010/section7.html (дата обращения: 18.01.2019).
  6. Захаров В. И. Взаимоотношения местных органов государственной власти и церкви на территории Брянской губернии в 1917–1929 гг.: дис. … канд. ист. наук. Брянск, 2012.
  7. Емельянов С. Н. Власть и церковь: эволюция государственной религиозной политики и институтов церковного управления в губерниях Центрального Черноземья 1917–1922. М.: Слово; Курск, 2001.
  8. Кашеваров А. Н. Государство и церковь. Из истории взаимоотношений Советской власти и Русской Православной Церкви. 1917–1945 гг. СПб., 1995.
  9. Киреева Н. А. Реализация Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в Башкирской АССР в 1920-е годы // Известия Рос гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради: сб. науч. тр. молодых ученых, аспирантов, соискателей. СПб.: Книжный дом «Иностранная литература», 2008. Вып. 31. С. 115–118.
  10. Коголь Т. Н. Русская Православная Церковь и государство, 1917–1927 гг. (на материалах Западной Сибири): дис. … канд. ист. наук. Томск, 1996.
  11. Козлов Ф. Н. Отделение церкви от государства: реализация Декрета СНК РСФСР от 23 января 1918 г. в Марийском, Мордовском и Чувашском краях // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2012. № 8 (22): в 2 ч. Ч. II. C. 92–101.
  12. Кривова Н. А. Власть и церковь в 1922–1925 гг.: Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М., 1997.
  13. Маленков В. В. Государственная политика в области религии на Дальнем Востоке России. 1917–1937 гг.: дис. … канд. ист. наук. Южно-Сахалинск, 2004.
  14. Нечаев М. Г. Церковь на Урале в период великих потрясений 1917–1922 гг. Пермь, 2004.
  15. Петров С. Г. Документы делопроизводства Политбюро ЦК РКП(б) как источник по истории русской церкви (1921–1925 гг.). М., 2004.
  16. Петрова Е. А. Декрет об отделении церкви от государства и его реализация в Саратовском Поволжье в 1917–1920 годах // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. «История. Международные отношения». 2016. Т. 16. Вып. 4. С. 479–481.
  17. Подмарицын А. Г. Взаимоотношения Русской Православной церкви и государственных органов в Самарском регионе. 1917–1941 гг.: дис. … канд. ист. наук. Самара, 2005.
  18. Сипейкин А. В. Антирелигиозная и антицерковная политика советской власти: 1917–1920 годы // Вестник Тверского государственного университета. Сер. «История». 2016. № 4. С. 16–38.
  19. Сушко А. В., Петин Д. И. «Вы почли своевременным приспособить деление епархий применительно к новому гражданскому делению…». Доклад епископа Омского Аркадия митрополиту Нижегородскому Сергию и Священному Синоду. 1929 г. // Вестник архивиста. 2018. № 2. С. 387–405.
  20. Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат (1917–1945). СПб. 1995.
  21. Цыпин В. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший период. 1700-2005. 2-е изд., исп. и доп. М., 2012.
  22. Хайруддинова Э. М. Особенности взаимоотношений советской власти и мусульман в Крымской АССР (начало 20-х — конец 30-х гг. ХХ века) // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Сер. «Исторические науки». Т. 24 (63). № 2: спецвыпуск «История Украины». 2011. С. 134–139.

Алпыспаева Галья Айтпаевна


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Казахский агротехнический университет им. Сакена Сейфуллина; Республика Казахстан, 010011, г. Нур-Султан, пр. Победы, д. 69, каб. 715;
ORCID: 0000-0002-0672-8292;
Электронный адрес: galpyspaeva@mail.ru.
Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан по программе Государственных научных стипендий. Приказ министра образования и науки РК. № 672 от 6 декабря 2018 г.
Мазырин Александр Владимирович, священник

Эволюция отношения митрополита (Патриарха) Сергия (Страгородского) к обновленческому расколу в 1920–1940-е годы

Мазырин А. В. Эволюция отношения митрополита (Патриарха) Сергия (Страгородского) к обновленческому расколу в 1920–1940-е годы // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 90. С. 55-78

DOI: 10.15382/sturII201990.55-78
В статье прослеживаются изменения отношения митрополита (в конце жизни — Патриарха) Сергия (Страгородского) к инспирированному советской властью обновленческому расколу в Русской Православной Церкви. Рассматриваются обстоятельства уклонения митрополита Сергия в раскол в июне 1922 г. и его последующая деятельность в нем на фоне развития противоречий во взаимоотношениях с «Живой Церковью». Исследуется вопрос его участия или неучастия в работе обновленческого «высшего церковного управления» (ВЦУ) в свете его увольнения с Владимирской кафедры в ноябре 1922 г. Далее представлена позиция митрополита Сергия в отношении обновленчества после его воссоединения с Патриаршей Церковью, как в период правления Патриарха Тихона и Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (1923–1925), так и тогда, когда он сам возглавил Московскую Патриархию в должности Заместителя Местоблюстителя. Отмечается жесткость декларируемого им тогда отношения к расколу, проявившаяся, в частности, в требовании принимать крещеных в обновленчестве через миропомазание. При этом в политическом плане позиция митрополита Сергия в 1927 г. ощутимо приблизилась к обновленческой, что дало повод церковным ревнителям обвинять его в некоем «новом обновленчестве». Окончательно отношение уже Патриарха Сергия к обновленчеству было зафиксировано на этапе ликвидации раскола в годы Великой Отечественной войны, когда строгость в вопросе о чиноприеме кающихся обновленцев была совмещена с икономией, допускавшей в определенных случаях признание раскольничьих хиротоний. В заключение предлагается объяснение колебаний отношения героя исследования к обновленческому расколу. Как представляется, дело было не только в его оппортунизме, за который его упрекали многие современники, но и в особенностях его экклесиологических воззрений, ставивших во главу угла административный аппарат Церкви.
Русская Православная Церковь, Московская Патриархия, Патриарх Сергий (Страгородский), высшее церковное управление, обновленческий раскол, «Живая Церковь», Владимирская епархия, воссоединение раскольников, оппортунизм, экклесиология
  1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943 / сост. М. Е. Губонин. М., 1994.
  2. Александрова-Чукова Л. К. Митрополит Григорий (Чуков): Служение и труды. К 50-летию преставления // Санкт-Петербургские Епархиальные ведомости. [2006.] Вып. 34. С. 17–131.
  3. Арсений (Стадницкий), митр. Дневник: На Поместный Собор. 1917–1918 / сост. Н. А. Кривошеева. М., 2018.
  4. Архивы Кремля. Политбюро и Церковь: 1922–1925 гг.: в 2 кн. / подгот. изд. Н. Н. Покровского и С. Г. Петрова. Новосибирск; М., 1997–1998.
  5. Бедула О. И. «Крест Господень никогда не превышал меру моих сил…»: О старосте самарского Вознесенского собора Андрее Андреевича Савине // Московский журнал. 2009. № 11 (227). С. 25–37.
  6. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Воспоминания Митрополита Евлогия, изложенные по его рассказам Т. Манухиной. Париж, 1947.
  7. Журавский А. В. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского в контексте исторических событий и церковных разделений ХХ века. М., 2004.
  8. Зеленогорский М. Л. Жизнь и деятельность архиепископа Андрея (князя Ухтомского). М., 1991.
  9. Иннокентий (Павлов), иером. История Русской Церкви. Синодальный и новый патриарший периоды. Конспект для 4 класса духовной семинарии. Рукопись. Ленинград, 1984.
  10. Иоанн (Разумов), архиеп. Святейший Патриарх Сергий: Жизнь и деятельность. М., 2013. [Псков, 1965.]
  11. Косик О. В. Из истории Владимирской епархии (1917–1923 гг.) // Богословский сборник. Вып. 6. М., 2000. С. 26–75.
  12. Кузнецов А. И. Обновленческий раскол в Русской Церкви // «Обновленческий» раскол: Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики. М., 2002. С. 129–605.
  13. Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016.
  14. Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996.
  15. Мазырин А., свящ. Фанар и обновленчество против Русской Православной Церкви // Мазырин А. В., свящ., Кострюков А. А. Из истории взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ХХ веке. М., 2017. С. 9–246.
  16. Мануил (Лемешевский), митр. Каталог русских архиереев-обновленцев: Материал для «Словаря русских архиереев-обновленцев» (1922–1944 гг.) // «Обновленческий» раскол: Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики. М., 2002. С. 607–981.
  17. Мануил (Лемешевский), митр. Патриарх Сергий и обновленческий раскол // Журнал Московской Патриархии. 1994. № 5. С. 103–106.
  18. Одинцов М. И. Русские Патриархи ХХ века: Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов. Ч. 1: «Дело» Патриарха Тихона; Крестный путь Патриарха Сергия. М., 1999.
  19. Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947.
  20. Поспеловский Д. В. Митрополит Сергий и расколы справа // Вестник РХД. 1990. № 1 (158). С. 52–81.
  21. Протоколы Комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП(б)–ВКП(б) (Антирелигиозной комиссии). 1922–1929 гг. / сост. В. В. Лобанов. М., 2014. «Русская православная церковь стала на правильный путь»: Докладные записки председателя Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР Г. Г. Карпова И. В. Сталину. 1943–1946 гг. / публ. М. И. Одинцова // Исторический архив. 1994. № 3. С. 139–148.
  22. Сафонов Д., свящ. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, и его время. М., 2013.
  23. Следственное дело Патриарха Тихона: Сб. док. по материалам ЦА ФСБ РФ. М., 2000.
  24. Судоплатов П. А. Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930–1950 годы. М., 2005.
  25. Цыпин В., прот. История Русской Церкви: 1917–1997. М., 1997.
  26. Чины приема в Православную Церковь из обновленческого раскола. Документы Патриарха Тихона и Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра 1923–1925 гг. / публ. свящ. А. В. Мазырина и диак. С. К. Николаева, вступ. ст. и примеч. свящ. А. В. Мазырина // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 85. С. 133–149.
  27. Шабатин И. Н. Курс лекций по истории Русской Церкви в XIX–XX веках для III курса Московской Духовной Академии. Машинопись. [Загорск,] 1970.
  28. Шевченко Т. И. Валаамские иноки в эпоху гонений: Московское подворье Валаамского монастыря и его насельники после революции 1917 года. М., 2018.
  29. «Я хочу принадлежать только Св. Церкви…» Священномученик Андрей, архиепископ Уфимский: Труды, обращения, проповеди, письма, документы / сост. И. И. Осипова, Л. Е. Сикорская. М., 2012.

Мазырин Александр Владимирович, священник


Ученая степень: доктор богословия;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, ком. 219;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0002-6490-9745;
Электронный адрес: am_pstbi@mail.ru.
Существенно доработанный вариант доклада, сделанного на конференции «Патриарх Сергий (Страгородский). Время и наследие (к 75-летию со дня кончины)» (Москва, Институт российской истории РАН, 14 мая 2018 г.). Публикация подготовлена в рамках проекта «Высшее управление в Русской Православной Церкви в 1920–1930-е гг.: проблемы канонического и практического преемства» при поддержке Фонда развития ПСТГУ.
Шумило Сергей Викторович

Канонизированный при жизни… Исповедническое служение протоиерея Александра Макова (1881 - 1985) на Кубани и в Чернигове

Шумило С. В. Канонизированный при жизни… Исповедническое служение протоиерея Александра Макова (1881 - 1985) на Кубани и в Чернигове // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 90. С. 79-114

DOI: 10.15382/sturII201990.79-114
В статье исследуется жизнь и служение православного исповедника протоиерея Александра Макова (1881–1985), пережившего революцию и Гражданскую войну, обновленческий раскол, гонения на веру, репрессии и катакомбное служение в СССР. В 1920-е гг. в г. Екатеринодаре (Краснодаре) он был единственным православным священником, оставшимся верным Патриарху Тихону, тогда как остальные клирики города во главе с правящим архиереем отпали в обновленческий раскол. Не имея в городе ни одного «тихоновского» православного храма, он в 1922–1923 гг. впервые перешел на катакомбное положение и стал совершать богослужения на дому. Получив от Патриарха Тихона особое благословение, он принимал через покаяние из обновленчества в православие священников на Кубани. Неоднократно арестовывался и преследовался советской властью. После длительного срока в концлагерях и ссылках ему было запрещено проживание на Кубани и в крупных городах СССР. Скрываясь от гонителей, он переехал в г. Чернигов, где организовал катакомбную общину и нелегально совершал богослужения на дому вплоть до своей кончины в 1985 г. Поскольку после переезда в Чернигов и перехода на нелегальное служение о нем не было больше достоверных сведений, принято было считать, что он окончил жизнь в период массовых сталинских репрессий. На основании этого мнения сведения о нем, заимствованные из книги протопресвитера Михаила Польского, были внесены в списки новомучеников и исповедников Российских, поданные на прославление Собором РПЦЗ в 1981 г. На тот момент о. Александру Макову должно было быть ровно 100 лет, и надежд, что он мог выжить в горниле гонений до таких преклонных лет, ни у кого уже не было. Однако на самом деле он в 1981 г. был еще жив, продолжая нести свое исповедническое служение на катакомбном положении. Умер он в 1985 г. Подобный прецедент с прижизненной канонизацией не имеет аналогов в истории Церкви.
протоиерей Александр Маков, Патриарх Тихон, митрополит Анастасий (Грибановский), патриарх Сергий (Страгородский), патриарх Алексий (Симанский), епископ Фотий (Пурлевский), Русская Православная Церковь, Русская Православная Церковь Заграницей, обновленчество, гонения на Церковь, катакомбы, новомученики, исповедники, канонизация
  1. Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1999. Кн.3. С. 389–390.
  2. Каневская (Пурлевская) М. А. Жизнь, посвященная Богу. Епископ Фотий (Пурлевский) // Умолкнувшие колокола: Новомученики Российские. Жизнеописание. М., 2002. С. 344–353.
  3. Кияшко Н. В. Из истории возникновения и развития обновленческого раскола на Кубани в первой половине XX века // Северный Кавказ: проблемы и перспективы развития этноконфессиональных отношений: материалы II Всероссийской (с международным участием) науч.-практ. конференции (г. Славянск-на-Кубани, 30 окт. — 1 нояб. 2015 г.) / под. ред. Т. Г. Письменной, А. Н. Рябикова, Е. В. Манузина. Славянск-на-Кубани, 2015. С. 50–58.
  4. Кияшко Н. В. Репрессии как инструмент борьбы против православного духовенства и мирян в 1920-е гг. // Церковь. Богословие. История: материалы V Международной научно-богословской конференции. Екатеринбург, 2–4 февраля 2017 г. Екатеринбург, 2017. С. 73–79.
  5. Кияшко Н. В. Обновленческий раскол в ракурсе исторической памяти: к постановке вопроса // Государство, общество, церковь в истории России XX–XXI веков: материалы XVII Международной научной конференции. Иваново, 28–29 марта 2018 г. Иваново, 2018. С. 77–83.
  6. Козак Владимир, прот. Воспоминания о жизни протоиерея Александра Макова // Православный голос Кубани. 1997. № 11 (83). С. 6.
  7. Косик О. В. Голоса из России: Очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР (1920-е — начало 1930-х годов). М., 2011.
  8. Л[опушанская] Е. Епископы Исповедники. Сан-Франциско, 1971. С. 10–25.
  9. Новые мученики Российские: собрание материалов / сост. протопр. М. Польский. Jordanville, 1949. Т. I.
  10. Новые мученики Российские: собрание материалов / сост. протопр. М. Польский. Jordanville, 1957. Т. II.
  11. Послание братьев-архиепископов Пахомия и Аверкия (Кедровых) об отношении к политике митрополита Сергия (Страгородского) / публ., вступ. ст. иерея А. Мазырина // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 4 (25). С. 137–167.
  12. Слесарев А. В. Основатель «серафимо-геннадиевской» ветви Катакомбной церкви «схимитрополит» Геннадий (Секач) // Сектоведение: альманах. Жировичи, 2012. Т. II. С. 112–147.
  13. Осипова И. Сквозь огнь мучений и воды слез… Судьба движения «Истинно-Православная Церковь». М., 1998.
  14. Шліхта Н. Церква тих, хто вижив. Радянська Україна, середина 1940-х початок 1970-х рр. Харків, 2011. С. 230–244.
  15. Шумило С. В. В катакомбах. Православное подполье в СССР. Луцк, 2011.

Шумило Сергей Викторович


Место работы: Международный институт афонского наследия; Украина, Киев, 03150, ул. Великая Васильковская, 126, оф. 1;
Должность: Директор;
ORCID: 0000-0001-7041-7766;
Электронный адрес: athosgreec@gmail.com.

ПУБЛИКАЦИИ

Николаев Сергей Константинович,

«Деяние» архиепископа Серафима (Самойловича) и полемика относительно его позиции в кругу близких ему лиц в 1933–1934 гг.

Николаев С. К. «Деяние» архиепископа Серафима (Самойловича) и полемика относительно его позиции в кругу близких ему лиц в 1933–1934 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 90. С. 117-148

DOI: 10.15382/sturII201990.117-148
Осуждая деятельность митрополита Сергия (Страгородского), архиепископ Серафим (Самойлович) особо остро чувствовал свою ответственность за судьбу Церкви как бывший Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, «без оговорок» передавший права Заместителя митрополиту Сергию. Получив относительную свободу действий по прибытии в Архангельскую ссылку летом 1933 г., он считал себя обязанным выступить с очередным, более жестким обвинением митрополита Сергия и отмежеваться от последнего, освободив, таким образом, совесть несогласных с его деятельностью. Подготовив соответствующее «Деяние», архиепископ Серафим не стал сразу предавать его всеобщей огласке, но передал для оценки своему «Авве» архимандриту Неофиту (Осипову), а также своей верной Угличской пастве. Обосновывая в переписке свою позицию, архиепископ Серафим делал акцент на уклонение митрополита Сергия в ересь и безблагодатность сергианских таинств. Архимандрит Неофит советовал подождать с выпуском «Деяния», а среди угличан, занимавших более умеренную позицию в отношении к митрополиту Сергию, оно вызвало волнение и обвинение автора в самомнении. На почве возникшей дискуссии установилась переписка архи епископа Серафима с митрополитом Кириллом (Смирновым). Митрополит Кирилл считал для себя невозможным «явочным порядком», без указания Местоблюстителя Митрополита Петра, стать во главе Церкви. Он ставил акцент не на учении митрополита Сергия, а на проблеме узурпаторства не принадлежащей ему власти и на преодоление этого через обращение к указу Святейшего Патриарха Тихона и ВЦУ от 20 ноября 1920 г. Такая позиция митрополита Кирилла смутила архиепископа Серафима, который еще больше утвердился в необходимости «установить точность взаимоотношений» с митрополитом Сергием и выпустить «Деяние». Архимандрит Неофит снова уговаривал его не спешить. Скорый арест архиепископа Серафима окончательно исключил возможность выхода в свет «Деяния». «Понукания» же архиепископа Серафима подвигли митрополита Кирилла более точно определить свое отношение к управлению Церковью в сложившейся ситуации, которую он выразил в четкой формуле.
непоминающие, архиепископ Серафим (Самойлович), митрополит Кирилл (Смирнов), архимандрит Неофит (Осипов), переписка, «Деяние», Угличская епархия, Архангельск
  1. Мазырин А., иер. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920–1930-х годах. М., 2006.
  2. «От священства не отрекусь…» Священномученик Николай, протоиерей. Лагерные письма православной семьи Пискановских / сост. В. О. Волков. М., 2013.
  3. Деяние нового Священномученика Серафима Угличского / публ. и примеч. Н. Савченко // Православная Русь. Джорданвилль. 1999. № 9. С. 7–8.
  4. «Авво мой родной!» Письма священномученика митрополита Кирилла (Смирнова) преподобномученику архимандриту Неофиту (Осипову) 1933–1934 гг. / публ. прот. В. Воробьева, свящ. А. Щелкачева, свящ. А. Мазырина, О. И. Хайловой и И. С. Казакова; вступ. ст. и коммент. свящ. А. Мазырина и О. И. Хайловой // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 2 (57). С. 117–142.
  5. «Милость Господня да будет с тобою!» Письма священномученика митрополита Кирилла (Смирнова) исповеднице Ираиде Тиховой. 1934–1937 гг. / публ. прот. В. Воробьева, свящ. А.Щелкачева, свящ. А. Мазырина, О. И. Хайловой и И. С. Казакова; вступ. ст. и коммент. прот. В. Воробьева, свящ. А. Мазырина и О. И. Хайловой // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 2 (63). С. 143–158.

Николаев Сергей Константинович,


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: зам. зав. архивохранилищем Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви;
ORCID: 0000-0001-7896-0157;
Электронный адрес: nsk_zel@mail.ru.

РЕЦЕНЗИИ

Кострюков Андрей Александрович

Православная Сибирь в преддверии «Хамодержавия» — Рец. на кн.: Белоус П. В. Тобольская епархия в годы Первой мировой войны (1914 – 1918). Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета. 2018. – 288 с.

Кострюков А. А. Православная Сибирь в преддверии «Хамодержавия» // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 90. С. 151-154 — Рец. на кн.: Белоус П. В. Тобольская епархия в годы Первой мировой войны (1914 – 1918). Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета. 2018. – 288 с.
PDF

Кострюков Андрей Александрович


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. 6/1, комн. 219;
Должность: вед. науч. сотр. Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ; доцент кафедры общей и русской церковной истории и канонического права;
ORCID: 0000-0003-4334-1035;
Электронный адрес: a.kost@mail.ru.