В статье анализируются взгляды известного французского богослова-иезуита Ива де Моншёйа на реальное присутствие Христа в таинстве Евхаристии. Несмотря на то что он одним из первых католических богословов XX в. предложил альтернативу тридентскому богословию реального присутствия Христа в Евхаристии, в силу того что его статья на эту тему так и не была опубликована им при жизни, его концепция оставалась малоизвестной вплоть до конца минувшего столетия. Кратко охарактеризованы причины, по которым традиционный для Католической Церкви взгляд на реальное присутствие Христа в Евхаристии оказался проблемным к первой половине XX в. В статье отмечается, какие из указанных проблем тридентского богословия Евхаристии, возникшие в XX в., концепция де Моншёйа позволяет нивелировать. Также указано, какие богословские сложности эта концепция порождает при соотнесении ее с иными аспектами догматики Католической Церкви. Рассмотрено соотношение взглядов де Моншёйа на реальное присутствие Христа в таинстве Евхаристии с ординарным учительством Католической Церкви XX в. (в частности с энцикликой папы Павла VI Mysterium Fidei, защищающей тридентский подход к проблеме реального присутствия Христа в таинстве) и с традицией тридентского богословия Евхаристии. Также отмечается созвучие некоторых идей де Моншёйа со взглядами протоиерея Сергия Булгакова, которые последний высказывал за несколько лет до де Моншёйа. Отмечается несовместимость взглядов де Моншёйа не только с томистским богословием пресуществления (транссубстанциации), но и с восточно-христианской святоотеческой традицией богословия реального присутствия.
католичество, догматическое богословие, реальное присутствие, сакраментология, Евхаристия, пресуществление, транссубстанциация, транссигнификация, трансфинализация, Ив де Моншёй.
1. Булгаков С., прот. Евхаристический догмат // Он же. Евхаристия. М., 2005. С. 188–205.
2. Малицкий Н. Евхаристический спор на Западе в IX в. // Ученые труды Петроградской духовной академии. Сергиев Посад, 1917. Вып. 8. Ч. 1–2; Владимир, 1917. Ч. 3.
3. Colombo C. Ancora sulla dottrina della transustanziazione e la fi sica moderna // Scuola cattolica. 1956. Vol. 84. P. 263–288.
4. Colombo C. Theologia, fi lisofi a e fi sica nella doctrina della transustanziazione // Scullo cattolica. 1955. Vol. 83. P. 89–124.
5. Denzinger H; Schönmetzer A. Enchiridion Symbolorum, defi nitionum et declarationum de rebus fi dei et morum. Barcione; Fribourgi Brisgoviae; Romae; Neo-Eboraci, 1965.
6. Foullioux E. Yves de Montcheuil, philosophe et théologien jésuite (1900–1944). P., 1995.
7. Grumett D. Yves de Montcheuil: action, justice, and the kingdom in spiritual resistance to nazism // Theological Studies. 2007. Vol. 68. P. 618–640.
8. Kilmartin Е. J. The Euсharist in the Wеst, Historу and Thеologу. Сollegeville, 1998.
9. Masi R. Teologia eucaristia e fi sica contemporanea // Doctor communis. 1955. Vol. 8. P. 31–51.
10. McCord A. M. Some later medieval theories of the Eucharist: Thomas Aquinas, Gilles of Rome, Duns Scotus, and William Ockham. Oxford, 2010.
11. Montcheuil Y. de. L’eucharistie dans le Nouveau Testament // Mélanges théologiques. P., 1951. P. 23–48.
12. Montcheuil Y. de. La Raison de la Permanence du Christ sous les Espèces eucharistiques d’après saint Bonaventure et saint Thomas // Recherche de Science Religieuse. 1939. P. 29. P. 352–364.
13. Montcheuil Y. de. Signifi cation eschatologique du Repas eucharistique // Recherches de Science Religieuse. 1946. T. 33. P. 10–43.
14. Schillebeeckx E. The Eucharist. L., 1968.
15. Selvaggy F. Realtà fi sica e sostanza sensibile nella dottrina eucarìstica // Gregorianum. 1956. Vol. 37. P. 16–33.
16. Sesboüé B. Yves de Montcheuil (1900–1944) Précurseur en théologie. P., 2006.
17. Vollert С. The Eucharist: Controversy on Transubstantiation // Theological Studies. Baltimore, 1961. Vol. 22. P. 391–425.