С начала 1990-х гг. социологи и психологи религии фиксируют появление среди респондентов в США и Европе группы респондентов, идентифицирующих себя как духовные, но не религиозные. Слово «духовность» приобретает популярность на политическом, публицистическом, научном уровнях. Впервые об этой группе заговорили на примере американских «бэби-бумеров» — первого послевоенного поколения, обнаруживая у них непривычно высокий уровень индивидуализма, неприятия религиозных институтов и стремления к поиску личного опыта. Сейчас такие группы исследователи обнаруживают в самых разных странах. Есть они и в России. В статье рассматриваются результаты различных опросов и интервью, проведенных религиоведами в США, Великобритании, Австрии. Опросы показывают, что группа духовных, но не религиозных респондентов почти всегда неоднородна, и объединяющим для них фактором является не общее понимание духовности, а скорее общее недоверчивое отношение к религии. При этом лишь небольшая их часть является активными «бриколерами», то есть конструируют собственную систему взглядов, используя для этого элементы восточных и западных религий, системы взглядов Нью Эйдж, нерелигиозные источники.
духовность, религиозность, социология религии, психология религии
1. Каргина И. Г. Социологические рефлексии современного религиозного плюрализма. М., 2014
2. Колкунова К. А., Малевич Т. В. Понятие «духовность» в современной российской литературе // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. 2014. Вып. 6 (56). C. 72–88.
3. Ореханов Ю. Л. Patchwork-Religiosität («лоскутная религиозность»): особенности изучения явления в современном немецком контексте // Вестник ПСТГУ. Серия 1. Богословие. Философия. 2015. Вып. 6 (62).
4. Ореханов Ю. Л. Секуляризация и постмодерн: религиозные процессы в молодежной среде в современной России и Европе и их социально-богословская рефлексия // Вестник ПСТГУ. Серия 1. Богословие. Философия. 2014. Вып. 6 (56). С. 101–118.
5. Религиоведение // Энциклопедический словарь / А. П. Забияко, А. Н. Красников, Е. С. Элбакян, ред. М, 2006.
6. Степанова Е. А. Новая духовность и старые религии // Свободная мысль. 2010. № 11 (1618). С. 113–126.
7. Фолиева Т. А. Религиозная самосоциализация взрослых как бриколаж (по данным качественного исследования) // Социология религии в обществе позднего модерна. Белгород, 2014. С. 283–287.
8. Barker E. “The Church without and the God within: Religiosity and/or Spirituality?”, in The Centrality of Religion in Social Life…, pp. 187–202.
9. Beckford J. A. 2003 “Social Movements as Free-floating Religious Phenomena”, in Fenn R. K. (ed.) The Blackwell Companion to Sociology of Religion, 2003.
10. Bellah R. N., Madsen R., Sullivan W. M., Swidler A., Tipton S. M. Habits of the Heart: Individualism and Commitment in American Life, Berkeley; Los Angeles, 1985.
11. Bucher A. Psychologie der Spiritualität. Handbuch, Beltzt, 2007.
12. Dillon M., Wink P., Fay K. 2003 “Is Spirituality Detrimental to Generativity?”, in Journal for the Scientific Study of Religion, 2003, vol. 42, pp. 427–442.
13. Fuller R. Spiritual, but not Religious: Understanding Unchurched America, Oxford, 2001.
14. Furseth I., Repstad P. An Introduction to the Sociology of Religion. Classical and Contemporary Perspectives, Aldershot, 2006.
15. Garcia-Zamor J.-C. 2003 “Workplace Spirituality And Organizational Performance”, in Public Administration Review, 2003, vol. 63, pp. 355–363.
16. Hanegraaff W. J. 1999 “New Age Spiritualities as Secular Religion: a Historian’s Perspective”, in Social Compass, 1999, vol. 46.
17. Heelas P., Woodhead L. The Spiritual Revolution: Why Religion is Giving Way to Spirituality, Malden (MA), 2004.
18.
Hervieu-Leger D. 2008 “Religious individualism, Modern Individualism
and Self-Fulfilment: a Few Reflections on the Origins of Contemporary
Religious Individualism”, in Barker E. (ed.) The Centrality of Religion in Social Life: Essays in Honour of James A. Beckford, Burlington (VA), 2008.
19.
Hill P. C., Pargament K. II., Hood R. W., McCullough Jr., M. E., Swyers
J. P., Larson D. B. Zinnbauer B. J. 2000 “Conceptualizing Religion and
Spirituality: Points of Commonality, Points of Departure”, in Journal for the Theory of Social Behavior, 2000, Vol. 30.
20.
Houtman D., Aupers S. 2007 “The Spiritual Turn and the Decline of
Tradition: The Spread of Post-Christian Spirituality in 14 Western
Countries, 1981–2000”, in Journal for the Scientific Study of Religion, 2007, vol. 46.
21.
Johnson T. J., Sheets V. L., Kristeller J. 2008 “Empirical
Identification of Dimensions of Religiousness and Spirituality”, in Mental Health, Religion, & Culture, 2008, vol. 11, pp. 745–767.
22. Lyon D. Jesus in Disneyland: Religion in Postmodern Times, Oxford, 2000.
23. Marler P., Hadaway C. K. 2002 “«Being Religious» or «Being Spiritual» in America: A Zero-Sum Proposition?”, in Journal for the Scientific Study of Religion, 2002, vol. 41, pp. 289–300.
24. Martin D. A General Theory of Secularization, New York, 1978.
25.
Miller W. R., Martin J. E. 1988 “Spirituality and Behavioral
Psychology: Toward Integration”, in Miller W. R., Martin J. E. (eds.) Behavior Therapy and Religion: Integrating Spiritual and Behavioral Approaches to Change, Newbury Park (CA), 1988.
26. Palmisano S. 2010 “Spirituality and Catholicism in Italy”, in Journal of Contemporary Religion, 2010, vol. 25, pp. 221–241.
27.
Popp-Baier U. 2010 “From Religion to Spirituality: Megatrend in
Contemporary Society or Methodological Artefact? A Contribution to the
Secularization Debate from Psychology of Religion”, in Journal of Religion in Europe, 2010, vol. 3/1, pp. 34–67.
28. Possamai A. 2003 “Alternative Spiritualities and the Cultural Logic of Late Capitalism”, in Culture and Religion, 2003, vol. 4, pp. 31–45.
29. Rao K., Ball D., Hampton R. 2006 “Spiritual but not Religious: Insights from an Online Panel”, in Midwest Association for Public Opinion Research Conference, 2006, in http://www.kumarrao.net/wp/2006/11/spiritual-but-not-religious-insights-from-an-online-panel/ (Date: 07.10.2015)).
30. Roof W. C. A Generation of Seekers, San Francisco, 1993.
31. Schmidt L. E. Restless Souls: The Making of American Spirituality, San Francisco, 2005.
32. Shorto R. 1997 “Belief by the Numbers”, in The New York Times Magazine, December 7. 1997.
33.
Streib H. 2008 “More Spiritual than Religious: Changes in the Religious
Field Require New Approaches”, in Streib H., Dinter A., Söderblom K.
(eds.) Lived Religion — Conceptual, Empirical and Practical-Theological Approaches. Essays in Honor of Hans-Günter Heimbrock, Leiden, 2008, pp. 53–67.
34.
Streib H., Hood R. W. 2011 “«Spirituality» as Privatized
Experience-Oriented Religion: Empirical and Conceptual Perspectives”, in
Implicit Religion, 2011, vol. 14/4, p. 437.
35. Voas D., Bruce S. 2007 “The Spiritual Revolution: Another False Dawn for the Sacred”, in Flanagan K., Jupp P. C. (eds.) A Sociology of Spirituality, Aldershot, 2007.
36. Wilson B. Religion in Sociological Perspective, Oxford, 1982.
37. Wuthnow R. After Heaven: Spirituality in America since the 1950s, Berkeley, 1998.
38. Wuthnow R. Remaking the Heartland: Middle America since the 1950s, Princeton, 2013.
39. Zinnbauer B. J. et al. 1997 “Religion and Spirituality: Unfuzzying the Fuzzy”, in Journal for the Scientific Study of Religion, 1997, vol. 36, pp. 549–564.
40.
Zinnbauer B. J., Pargament K. I., Scott A. B. 1999 “The Emerging
Meanings of Religiousness and Spirituality: Problems and Prospects”, in Journal of Personality, 1999, vol. 67.
41.
Zwingmann C., Klein C., Büssing A. 2011 “Measuring
Religiosity/Spirituality: Theoretical Differentiations and
Categorization of Instruments”, in Religions, 2011, vol. 2.