В фокусе внимания статьи — спиритический дневник отечественной спиритуалистки Марии Петровны Сабуровой. Дневник раскрывает социальный, психологический, идеологический контексты спиритической практики. Статья включает в себя подробное описание источника, а также характеристику социальных отношений главных действующих лиц дневника. Автор приходит к следующим выводам: 1) спиритическая практика использовалась как религиозное средство терапии кризисных семейных ситуаций; 2) спиритическая идеология выступала в качестве формы протеста против традиционного социального порядка, в том числе представлений о правильном распределении мужских и женских гендерных ролей, однако в российском контексте эти изменения ориентировались на традиционный «мужской» образец; 3) спиритические представления о загробном мире соответствовали бюрократическому идеалу социального лифта; 4) отстаиваемый спиритуалистами принцип социального и духовного индивидуализма основывался на вере в духовный авторитет, служивший основанием для социальных преобразований. Спиритуализм в России, судя по дневнику М. П. Сабуровой, представлял собой консервативное течение, ориентировавшее своих адептов в первую очередь на подражание идеальным образцам духовного мира, а не на активное преобразование социальной действительности, исходящее из потребностей и интересов каждого отдельного индивида. Хотя специфической особенностью риторики спиритуалистов было активное использование модернистского дискурса, прежде всего идеи об освобождении человека от социальных и культурных авторитетов, он был основан не на принципе субъективной достоверности, а исключительно на авторитете духов.
Россия, история религии, социальная история, дворяне, XIX век, спиритизм, спиритуализм, гендер, М. П. Сабурова
1. Brackett E. A. Materialized Apparitions. If not Beings from Another Life What Are They, Boston, 1885.
2. Braude A. Radical Spirits. Spiritualism and Women’s Rights in Nineteenth Century America, Bllomington, 2001.
3. Caroll B. E. 1997 “Spiritualist Religion and the Search for Order”, in Spiritualism in Antebellum America, Bloomington, 1997, pp. 1–15.
4. Du Prel K. Die Philosophie der Mystik, Leipzig, 1885.
5. Edmonds J., Dexter G. T. Spiritualism, New York, 1853, vol. 1; 1855, vol. 2.
6. Gibier P. Physiologie Transcendentale: Analyse des Choses, Paris, 1890.
7. Isaacs E. 1983 “The Fox Sisters and American Spiritualism”, in The Occult in America: New Historical Perspectives, Urbana, 1983, pp. 79–110.
8. Owen A. 2004 “At Home with the Theobald Family”, in The Darkened Room: Women, Power and Spiritualism in Late Victorian England, Chicago, 2004, pp. 75–106.
9. Pezanni А. Une Philosophie Nouvelle, Paris, 1872.
10. Todd T. O. Hydesville: the Story of the Rochester Knockings, which Proclaimed the Advent of Modern Spiritualism, Sunderland, 1905.
11. Гелленбах Л. Человек, его сущность и назначение с точки зрения индивидуализма. СПб., 1885.