Статья посвящена рассмотрению концептов насилия (violence) и сакрального (sacré) в творчестве французского философа Жоржа Батая. Автор прослеживает трансформации содержания концепта насилия на протяжении всего творческого пути мыслителя, а именно в его ранних литературно-философских опытах конца 20-х — начала 30-х гг. XX в., в докладах для Коллежа социологии (1937–1939) и в «систематических» послевоенных сочинениях (1945–1962). Кроме того, автор выдвигает гипотезу о связи концепта насилия с концептом сакрального и демонстрирует, что наиболее полно она проявляется в последний период творчества мыслителя, хотя может быть отмечена и ранее. Диахроническое рассмотрение становления этих концептов позволяет автору проследить их корреляцию от более или менее случайной связи, опосредованной художественными образами и другими понятиями (например, жертвоприношения) до эксплицитного отождествления их друг с другом и систематической разработки в динамической связи с другими концептами, как природа, жизнь, бытие, интимность, животное состояние, трата, жертвоприношение, война и эротизм.
Ж. Батай, Коллеж социологии, насилие, сакральное, интимность, жизнь, жертвоприношение, война, эротизм
1. Бонецкая Н. К. Русский Ницше // Вопросы философии. 2013. № 7. С. 133–143.
2. Вайнград М. Коллеж социологии и институт социальных исследований: Беньямин и Батай // Новое литературное обозрение. 2004. T. 4. № 68. С. 17–45.
3. Дьяков А. В. Жак Лакан. Фигура философа. М., 2010.
4. Зенкин С. Н. Конструирование пустоты: миф об Ацефале // Предельный Батай / Д. Ю. Дорофеев, ред. СПб., 2006. С. 118–131.
5. Зенкин С. Н. Небожественное сакральное. Теория и художественная практика. М., 2014.
6. Зенкин С. Сакральная социология Жоржа Батая // Батай Ж. Проклятая часть. Скральная социология. М., 2006. C. 7–48.
7. Остроухов В. В. Насилие сквозь призму веков. Историко-философский анализ. М., 2003.
8. Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб., 2008.
9. Пономарева М. О. Л. И. Шестов как предтеча постмодернизма // ХОРА. 2008. № 2. С. 91–98.
10. Пылаев М. А. Категория «священное» в феноменологии религии, теологии и философии XX в. М., 2011.
11. Стейнмец Ж.-Л. Батай и культ Митры: к Истории глаза // Предельный Батай. СПб., 2006. С. 195–210.
12. Тимофеева О. Введение в эротическую философию Жоржа Батая. М., 2009.
13. Трофимова К. П. Коллеж социологии о проблеме сакрального // RELIGO. Альманах Московского религиоведческого общества. Вып. 1. 2004–2007. М., 2008. С. 30–42.
14. Фокин С. Л. Философ-вне-себя. Жорж Батай. СПб., 2002.
15. Arppe T. 2009 “Sacred Violence: Girard, Bataille and the Vicissitudes of Human Desire”, in Distinktion: Scandinavian Journal of Social Theory, 2009, vol. 10/2, pp. 31–58.
16. Black C. Sadism and Surrealism. The Marquis de Sade and the Surrealists, 2013.
17. Carrier M. 2006 “La communauté et la violence sacrée”, in Cahiers des imaginaires, 2006, vol. 6, pp. 65–92.
18. Cohen-Almagor R. 1991 “Foundations of Violence, Terror and War in the Writings of Marx, Engels and Lenin”, in Terrorism and Political Violence, 1991, vol. 3/2, pp. 1–24.
21. Direk Z. 2004 “Bataille on Immanent and Transcendent Violence”, in Bulletin de la Société de Philosophie de Langue Français, 2004, vol. 14/2, pp. 29 –49.
22. Durkheim É. Les formes élémentaires de la vie religieuse, Paris, 2013.
23. Feher M. Conjurations de la violence: introduction à la lecture de Georges Bataille, Paris, 1981.
24. Ffrench P. After Bataille: Sacrifice, Exposure, Community, Oxford, 2007.
25. Girard R. Je vois Satan tomber comme l’éclair, Paris, 1999.
26. Girard R. Violence et le sacré, Paris, 2012.
27. Hertz R. 1909 “Prééminence de la main droite. Étude sur la polarité religieuse”, in Revue Philosophique de la France et de l’Étranger, 1909, vol. 68, pp. 553–580.
28. Hoffmann C. 2011 “Le sacré chez Georges Bataille”, in Communication, lettres et sciences du langage, 2011, vol. 5/1, pp. 72–81.
29. Kristeva J. Pouvoirs de l’horreur. Essai sur l’abjection, Paris, 1980.
30. Hollier D. (ed.) Le Collège de Sociologie. 1937–1939, Folio, 1995.
31. Noys B. Georges Bataille. A Critical Introduction, London, 2000.
32. 1937–1939 “Pour un Collège de Sociologie”, in Le Collège de Sociologie, 1937–1939.
33. Richman M. Sacred Revolutions: Durkheim and the Collège of Sociologie, Minneapolis, 2002.
34. Stronge P. 2006 “In the Name of All that is Holy: Classification and the Sacred”, in eSharp, 2006, vol. 7/7, in http://www.gla.ac.uk /research/az/esharp/issues/7/.
35. Traylor A.D. 2014 “Violence Has Its Reasons: Girard and Bataille”, in Contagion: Journal of Violence, Mimesis, and Culture, 2014, vol. 21, pp. 131–156.
36. York J. D. 2003 “Flesh and Consciousness: Georges Bataille and Dionysian”, in Journal for Cultural and Religious Theory, 2003, vol. 4/3, pp. 42–57.