/

Антонов Константин Михайлович

Рецепция классического психоанализа в русской религиозной мысли и современные психоаналитические теории религии


Антонов К. М. Рецепция классического психоанализа в русской религиозной мысли и современные психоаналитические теории религии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 5 (55). С. 47-67.

DOI: 10.15382/sturI201455.47-67

Аннотация

В статье рассматриваются основные моменты восприятия и интерпретации понимания религии в психоанализе, намеченные русскими мыслителями первой половины и середины XX века. Автор указывает условия и контекст восприятия психоанализа в России конца XIX — начала XX века, основные точки соприкосновения между психоаналитическим пониманием религии и ее трактовкой в русском символизме, прежде всего, у Вяч. Иванова, после чего рассматривает восприятие и критику психоанализа у русских мыслителей первой половины и середины XX века: отца П. Флоренского, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка, Б. П. Вышеславцева и С. А. Левицкого. В заключение формулируются выводы относительно общего смысла этой рецепции и ее возможного значения для отечественной психологии религии. Русским философам, несомненно, удалось обогатить свое понимание религии использованием достижений психоанализа, при этом они продуктивно применялись даже те идеи, которые самим основателем указанного движения предлагались в контексте критики религии. Наряду с воспроизводством общих мест критики психоанализа, ими был предложен ряд оригинальных аргументов, исходящих из имманентного анализа психоаналитических идей, выявляющих внутренние проблемы психоаналитического подхода к религии, намечены пути их преодоления в рамках христианской мысли. В ряде случаев они, очевидно, предвосхитили интерпретацию психоаналитических доктрин в западной христианской мысли.

Ключевые слова

психоанализ, бессознательное, подсознательное, воображение, фантазия, либидо, эрос, символ, культ, редукционизм/антиредукционизм,Фрейд, Юнг, Франкл, Вяч. Иванов, Флоренский, Бердяев, Франк, Вышеславцев, Левицкий.

Список литературы

1. Антонов К. М. Философия религии в русской метафизике XIX — начала XX века. М., 2009.
2. Бердяев Н. А. Смысл творчества. М., 1989.
3. Бердяев Н. А. О назначении человека. Париж, 1931.
4. Бонецкая Н. К. «Homo faber» и «Homo liturgus» (Философская антропология о. П. Флоренского) // Вопросы философии. 2010. №. 3. С. 90–109 (http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id= 114&Itemid=52 (дата обращения: 11.08.2014)).
5. Братусь Б. С. и др. Начала христианской психологии. М., 1995.
6. Ворожихина К. В. Лев Шестов и история психоанализа // Вестник Московского государственного университета. Сер. 7. Философия. 2012. № 3. С. 28–38.
7. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса. М., 1993.
8. Горяченко Е. А. Методология исследования религии и религиозного опыта в постклассическом психоанализе // Религиоведение. 2010. № 1. С. 150–156.
9. Горяченко Е. А. Методология психоаналитического исследования религиозного опыта в концепциях классического и постклассического психоанализа. Дальнегорск, 2010.
10. Дамте Д. С. Исследователи советского периода о сближении психологии бессознательного и теологии // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. 2013. Вып. 3 (47). С. 101–111.
11. Дамте Д. С. Психоанализ в деле пастырского служения: сравнительный анализ подходов Оскара Пфистера и Ойгена Древермана // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2013. №1. С. 74–85.
12. Дронов М., прот. Отец психоанализа против святых отцов. Учение о человеке в христианстве и во фрейдизме (http://www.xpa-spb.ru/libr/Dronov/otec-psihoanaliza.html (дата обращения 25.09.2014)).
13. Зенько Ю. М. Психология религии (смотровой вариант). СПб., 2009.
14. Иванов В. И., Гершензон М. Переписка из двух углов. М., 2006.
15. Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. Париж, 1957.
16. Кондратьев В. Ю. Б. П. Вышеславцев и Л. С. Выготский: два взгляда на психоанализ З. Фрейда // Вопросы философии. 2012. № 10. С. 108–116.
17. Левицкий С. А. Сочинения. М., 1995.
18. Лейбин В. М. Фрейд и Россия // Зигмунд Фрейд и психоанализ в России. М.; Воронеж, 2000. С. 305–518.
19. Маслин М. А. [рец. на]: Crone A. L. Eros and Creativity in Russian Religious Renewal. Leiden; Boston: Brill, 2010 // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. 2011. Вып. 2 (34). С. 117–123.
20. Павлюченков Н. Н. Психология религии в трудах священника Павла Флоренского // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. 2011. Вып. 5(37). С. 99–112.
21. Попова М. А. Фрейдизм и религия. М., 1985.
22. Религиоведение / М. М. Шахнович, ред. СПб., 2006.
23. Рязанова Е. В. Психология религии // Введение в общее религиоведение / И. Н. Яблоков, ред. М., 2008. С. 255–327.
24. Рязанова Е. В. Священник Ойген Древерманн и некоторые проблемы проникновения психологии в католическую Церковь // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. М., 1998. № 1–2. С. 105–112.
25. Самыгин С. И., Нечипуренко В. Н., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов н/Д, 1996.
26. Сербиненко В. В. Философско-психологический диалог: В. Зеньковский и З. Фрейд // Вестник Мурманского государственного технического университета. 2013. № 2(16). С. 374–377.
27. Соловьев В. С. Собрание сочинений: В 2 т. СПб., б.г.
28. Сторчак В. М. Психоаналитическая концепция религии К. Г. Юнга и современность // Религиоведение. 2006. № 1. С. 138–151.
29. Сурова А. Б. Религиозно-философская и психоаналитическая интерпретация проблемы пола: В. В. Розанов и З. Фрейд. М., 2014.
30. Флоренская Т. А. Диалоги о воспитании и здоровье: духовно ориентированная психотерапия // Духовно-нравственное воспитание. 2001. № 3. С. 3–94.
31. Флоренский П. А. Философия культа. М., 2004.
32. Флоренский. П. А. Сочинения: В 4 т. М., 1994–2000. Т. 1–3.
33. Франк С. Л. Душа человека // Он же. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1996. С. 419–632.
34. Франк С. Л. Психоанализ как миросозерцание // Путь. 1930. № 25. С. 22–51.
35. Фрейд З. Собрание сочинений: В 10 т. М., 2008. Т. 9.
36. Эткинд А. М. Эрос невозможного. История психоанализа в России. М., 1994.
37. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996.
38. Юнггрен М. Русский Мефистофель: жизнь и творчество Э. Метнера. СПб., 2001.
39. Яблоков И. Н. Основы религиоведения. М., 2004. С. 168–175.
40. Corvelyen J., Leuten P. Psychodynamic Psychologies and Religion: Past, Present, and Future // Handbook of the psychology of religion and spirituality / R. F. Paloutzian, C. L. Park, ed. N. Y., 2005. P. 80–100.
41. Crone A. L. Eros and Creativity in Russian Religious Renewal. Leiden; Boston: Brill, 2010.
42. Vergote A. Psychoanalysis, Phenomenological Anthropology and Religion. Luven, 1998.

Данные об авторе

Антонов Константин Михайлович