/

Вестник ПСТГУ . Серия I: Богословие. Философия

Вестник ПСТГУ I :5 (49)

БОГОСЛОВИЕ

Емельянов Алексей Николаевич, протоиерей

«Иоанновская Пятидесятница» в работах архим. Кассиана (Безобразова) и прот. Сергия Булгакова

Емельянов А. Н. «Иоанновская Пятидесятница» в работах архим. Кассиана (Безобразова) и прот. Сергия Булгакова // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 5 (49). С. 7-25
PDF
Статья посвящена богословскому «диалогу» протоиерея Сергия Булгакова и архимандрита Кассиана (Безобразова), темой которого была гипотеза об «Иоанновской Пятидесятнице ». Анализ и реконструкция аргументации авторов выполнены на основе не публиковавшихся ранее документов из архива Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже. Оба участника обсуждения были связаны узами дружбы и многолетним сотрудничеством в корпорации богословского института. После начала «Спора о Софии» архимандрит Кассиан оказался вынужденным оппонентом своего старшего коллеги и духовного отца, но его возражения никогда не имели публичного и враждебного характера. Софиологическим построениям протоиерея Сергия Булгакова отец Кассиан старался найти положительную альтернативу. Экзегетические размышления привели его к идее об «Иоанновской Пятидесятнице», обосновывая которую библеист предложил специфическую модель пневматологии четвертого Евангелия. Ставя под сомнение устоявшееся мнение о том, что в Ин 20 говорится о некотором предварительном или подготовительном даровании Святого Духа Господом, которое предшествует основанию Церкви в день Пятидесятницы, архимандрит Кассиан старался передать особый иоанновский подход к тайне Воскресения и Вознесения Христова. Оба автора с разных сторон подошли к одним и тем же текстам из Евангелия от Иоанна и говорили об откровении пребывания в мире Христа в Святом Духе. Выполненный обзор позволяет констатировать недооценку отцом Сергием содержания экзегетической работы своего младшего коллеги. Изложение архимандрита Кассиана (Безобразова) лишено спорной софиологической терминологии в богословии явления ипостасей Сына и Духа в единстве. Акцент им делается на христоцентричности дара Святого Духа. Описанная в статье дискуссия позволяет охарактеризовать позиции авторов и дает дополнительные сведения для истории «парижского богословия».
еп. Кассиан (Безобразов), прот. Сергий Булгаков, Пятидесятница, «Иоанновская Пятидесятница», Вознесение, пневматология, «парижское богословие», софиология, «Спор о Софии», Свято-Сергиевский равославный богословский институт в Париже, архив Свято-Сергиевс
1. Emel'janov A. (ed.) 2013. Afonskie pis'ma arhimandrita Kassiana (Bezobrazova). Vestnik PSTGU. II: Istorija. Istorija Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi, vol. 3 (52), pp. 81–125.
2. Bulgakov S., prot. Agnec Bozhij. O Bogochelovechestve (The Holy Lamb. About God-man). Parizh, 1933. Ch. 1.
3. Bulgakov S., prot. Uteshitel' (The Teacher). Moscow, 2003.
4. Bulgakov S., prot. 1935. Pri reke Hovare (By the River Khabur). Put', vol. 47, pp. 66–70.
5. Bulgakov S., prot. 1930. Evharisticheskij dogmat (Eucharistic Dogmat), Put', vol. 20, pp. 3–46.
6. Bulgakov S. N. 2002. Pis'ma k G. V. Florovskomu. Prilozhenie / E. Evtuhova, predisl., izd. Issledovanija po istorii russkoj mysli: Ezhegodnik za 2001–2002, Moscow, pp. 224–226.
7. Vaganova N. A. Sofiologija protoiereja Sergija Bulgakova (Sophiology of pr. Sergey Bulgakov). Moscow, 2010.
8. Gennadij (Jejkalovich), ig. Delo prot. Sergija Bulgakova (Istoricheskaja kanva spora o Sofii) (Case of pr. Sergey Bulgakov). San-Francisko, 1980.
9. Evlogij (Georgievskij), mitr. Put' moej zhizni (The Way of my Life). Vospominanija. M., 1994.
10. Zen'kovskij V., prot. 1987. Delo ob obvinenii o. Sergija Bulgakova v eresi (Case of Accusation of pr. Sergey Bulgakov). Vestnik RHD, vol. 149, pp. 61–65.
11. Zander L. A. (ed.) 1971. Hronologicheskaja kanva zhizni o. Sergija Bulgakova (Chronological Way of Life of pr. Sergey Bulgakov). Vestnik RSHD, vol. 101–102, pp. 8.
12. Kassian (Bezobrazov), ep. 1950. Dvadcatipjatiletnij jubilej Pravoslavnogo Bogoslovskogo Instituta v Parizhe. Slovo Rektora (The 20th anniversary of the Orthodox Theological Institute in Paris. The Rector’s Word). Cerkovnyj vestnik Zapadno-Evropejskogo jekzarhata, vol. 4.
13. Kassian (Bezobrazov), ep. 1949. Rodoslovie duha (pamjati K. V. Mochul'skogo) (Genealogy of Spirit (in Memory of K. Mochulsky)). Pravoslavnaja mysl', vol. 7, pp. 7–16.
14. Kassian (Bezobrazov), ep. Lekcii po Novomu Zavetu. Evangelie ot Ioanna (Lectures on New Testament. Gospel according to St. John). Moscow, 2006.
15. Kassian (Bezobrazov), ep. Vodoju i kroviju i Duhom (By Water, Blood and Spirit). Kiew, 2008.
16. Klimov A. E. 2003. G. V. Florovskij i S. N. Bulgakov. Istorija vzaimootnoshenij v svete sporov o sofiologii (G. Florovsky and S. Bulgakov. The History of their Relationship in Philosophical Context). S. N. Bulgakov: religiozno-filosofskij put'. Moscow, pp. 86–114.
17. Makarij (Bulgakov), mitr. Pravoslavno-dogmaticheskoe bogoslovie (Orthodox Dogmatic Theology), Saint-Petersburg, 1857, vol. 2.
18. Skaballanovich M. Hristianskie prazdniki (Christian Feasts), Kiew, 1916, vol. 5.
19. Shmeman A. prot. 1971. Tri obraza (Three Images). Vestnik RSHD, vol. 101–102, pp. 9–24.
20. Cassian (Bеsobrasoff), archim. 1939. Kirche oder Reich Gottes? (Zur johanneischen Eschatologie). In Extremis, vol. 6–8, pp. 186–202.
21. Cassien (Bеsobrasoff), archim. La Pentecote johannique (Jo XX. 19–23). Valence-sur-Rhone, 1939.
22. Lialine С. 1936. Le debat sophiologique. Irenikon, vol. 13, pp. 168–205, 328–329.
23. Schultze В. 1940. Der gegenwartige Streit um die Sophia, die gottliche Weisheit, in der Orthodoxie. Stimmen der Zeit, vol. 137, pp. 318–324.

Емельянов Алексей Николаевич, протоиерей

Черный Алексей Иванович

Богословие церковного служения и штатные должности для мирян в Католической Церкви Германии после Второго Ватиканского собора

Черный А. И. Богословие церковного служения и штатные должности для мирян в Католической Церкви Германии после Второго Ватиканского собора // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 5 (49). С. 26-40
PDF
Уже несколько лет в Русской Православной Церкви по инициативе священноначалия происходит введение штатных должностей для мирян: катехизатора, социального работника и молодежного работника. При успешном осуществлении активизации приходской жизни приходы должны претерпеть серьезные структурные изменения и стать полноценными миссионерскими центрами. Однако до сегодняшнего дня далеко не везде введение названных должностей для мирян было встречено с воодушевлением и привело к активизации социальной, миссионерской и молодежной работы. Многие приходы ограничиваются исключительно формальным исполнением новых требований. В этой связи интересно принять во внимание опыт Католической Церкви, где миряне уже около полувека занимают на приходах штатные должности, в том числе подразумевающие задачи катехизатора, социального и молодежного работника. Однако, если в Русской Православной Церкви попытки активизации приходской деятельности путем вовлечения в приходскую работу мирян не только обусловлены, но и мотивируются по большей части чисто практическими соображениями, то у католиков церковное служение мирян имеет под собой серьезные богословские основания. В данной статье излагаются богословские предпосылки введения штатных приходских должностей для мирян в Католической Церкви, соответствующие решениям Второго Ватиканского собора. Рассматривается смещение акцентов в представлении об иерархическом устройстве Католической Церкви, учение собора о церковном служении, соотношение священников и мирян, и другие вопросы. В качестве примера реализации этих предпосылок на практике приводится опыт Католической Церкви Германии, в которой, в силу острой нехватки священников, деятельность мирян на приходах в качестве штатных сотрудников имеет наиболее широкое распространение и вариативность.
Второй Ватиканский собор, экклезиология, Католическая Церковь, священство, миряне, приход, церковное служение, катехизация, миссия, молодежная работа.
1. Dzheroza L. Kanonicheskoe pravo v Katolicheskoj Cerkvi (Canon Law in Roman-Catholic Church). Moscow, 1995.
2. Doklad Svjatejshego Patriarha Kirilla na Eparhial'nom sobranii g. Moskvy 23 dekabrja 2009 g. (Report of Patriarch Cyril at Eparchial Meeting), http://www.patriarchia.ru/db/text/969773.html (16.09.2013).
3. Ioann Pavel II. Christifi deles Laici: O prizvanii i missii mirjan v Cerkvi i v mire (John Paul II. Christifi deles Laici: On Vocation and Laic Mission in the Church and World), Moscow, 1995.
4. Malinovskij N., prot. Ocherk pravoslavnogo dogmaticheskogo bogoslovija (Essay of Orthodox Dogmatic Theology), Moscow, 2003.
5. Arens A. Die Entwicklung des Priesterbildes in den kirchenamtlichen Dokumenten von der Enzyklika «Menti Nostrae» Papst Pius XII. (1950) bis zur Gemeinsamen Synode der Bistumer in der Bundesrepublik Deutschland (1975). Arens А. (ed.) Pastorale Bildung, Trier, 1976.
6. Blank J. Kirchliches Amt und Priesterbegriff. Henrich F. (ed.) Weltpriester nach dem Konzil. München, 1969.
7. Geistliche Leitung in den katholischen Jugendverbanden. Die deutschen Bischofe, 1997.
8. Geistliche Verbandsleitung in den katholischen Jugendverbanden. Die deutschen Bischofe. Erklarung vom 22. Januar, Bonn, 2007, p. 18.
9. Hallermann H. Prasenz der Kirche an der Hochschule, München, 1996.
10. Rohrbasser A. (ed.) Heilslehre der Kirche. Dokumente von Pius IX. bis Pius XII., Freiburg, 1953.
11. Hernoga J. Priestertum: Zur Nachkonziliaren Amtstheologie im deutschen Sprachraum, Frankfurt am Main, 1997.
12. Kasper W. 1969. Neue Akzente im dogmatischen Verstandnis des Priesterlichen Dienstes, Concilium, vol. 5, pp. 164–170.
13. Klostermann F., Rahner K., Schild H. Lexikon der Pastoraltheologie, Freiburg im Breisgau, 1972.
14. Lehmann K. Das Priesterliche Amt im priesterlichen Volk. Gemeinde des Herrn № 83. Deutscher Katholikentag, Trier, 1970.
15. Lehmann K. 1970. Zur Theologie der Gemeindeleitung. Pastoraltheologische Informationen, pp. 2–31.
16. Leitlinien zur Jugendpastoral. Pastoralkomission der deutschen Bischofskonferenz. 20. Sept. 1991.
17. Pius X. Rundschreiben «Haerent animo», 1908. Heilslehre der Kirche. Dokumente von Pius IX. bis Pius XII., Freiburg,1953, pp. 780.
18. Die deutschen Bischofe, 2011, vol. 96, pp. 11.
19. Becker P., Pelzer G. Berufschancen fur Theologinnen und Theologen, Freiburg i. B., 2012.
20. Rees W. 2008. Mitverantwortung von Laien und Leitung einer Pfarrgemeinde. Kirchenrechtliche Anmerkungen in Zeiten eines akuten Priestermangel. Meier D., Platen P., Reinhardt H. E. F., Sanders F. (ed) Munsterischer Kommentar zum Codex Iuris Canonici. Essen, vol. 55.
21. Riedel-Spangenberger I. Sendung in der Kirche, Paderborn, 1991.
22. Schmitz H. 1985. Officium animarum curam secumferenz. Zum Begriff des seelsorgerischen Amtes. Ministerium Iustitiae. FS für H. Heinemann zur Vollendung des 60. Lebensjahres, pp. 128–130.
23. Die deutschen Bischofe, Bonn, 1970, vol. 3, pp. 29–32.
24. Schuller Th. 2002. Geistliche Leitung in kirchlichen Vereinigungen. Neue partikularkirchliche Entwiklungen im Bereich der Deutschen Bischofskonferenz und in einzelnen deutschen Bistumern. Althaus R. u. a. (ed.) Aktuelle Beitrage zum Kirchenrecht, Frankfurt, pp. 269–295.
25. Zottl A., Schneider W. Wege der Pastoraltheologie. 20 Jahrhundert, Eichstatt, 1988.
26. Die deutschen Bischofe. Hirtenschreiben und Erklarungen, Bonn, 1977, vol. 11.

Черный Алексей Иванович

ФИЛОСОФИЯ

Коцюба Вячеслав Иванович

Лекции протоиерея Феодора Голубинского как предмет историко-философского анализа

Коцюба В. И. Лекции протоиерея Феодора Голубинского как предмет историко-философского анализа // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 5 (49). С. 43-59
PDF
В статье дается историко-философский и богословский комментарий к ряду мест из лекций по метафизике и умозрительному (естественному) богословию профессора философии Московской духовной академии первой половины XIX в. прот. Ф. А. Голубинского, еще при жизни снискавшего славу выдающегося православного философа в духовноакадемической среде. В частности, рассматривается понимание прот. Ф. А. Голубинским метафизики, задач философии, соотношения божественного провидения и свободы человека, отношение Голубинского к учению св. Григория Паламы. В статье обсуждаются критические замечания проф. МДА Н. К. Гаврюшина к лекциям Голубинского. На основе анализа конспектов лекций и архивного наследия Ф. А. Голубинского, контекста его высказываний автор приходит к выводу, что положительная оценка философии и православных убеждений Ф. А Голубинского, которая имела место у современников отца Феодора и у историков философии (Шпета, Зеньковского и др.), является вполне обоснованной. В оценке вольфианства и П. Бейля по вопросу о свободе воли взгляды Голубинского соответствуют святоотеческим и в богословских вопросах, освещаемых в лекциях, в том числе при рассмотрении учения святителя Григория Паламы, совпадают с позицией паламитского богословия. Специальное внимание в статье уделяется вопросу о соотношении христианской веры и свободы философского мышления, затронутому Н. К. Гаврюшиным в связи с оценкой лекций Голубинского. В статье при обсуждении данной темы анализируются понятие «свободы мышления», взгляды Голубинского на разделение компетенций богословия и философии и на отношение философии к христианству, рассматривается вопрос, в каком смысле Ф. Голубинский может быть отнесен к сторонникам положения «философия — служанка богословия», привлекаются высказывания святителя Феофана Затворника о том, как христианская вера призвана соотноситься с наукой и относиться к свободе мышления.
Духовные академии, Ф. А. Голубинский, богословие, христианская философия, свобода, божественный промысел, Григорий Палама, Фаворский свет, метафизика, вольфианство
1. Abramov A. I. 2005. Russkoe duhovno-akademicheskoe filosofstvovanie kak fenomen russkoj filosofskoj kul'tury. Sbornik nauchnyh trudov po istorii russkoj filosofii, pp. 31–117.
2. Bejl' P. Istoricheskij i kriticheskij slovar': V 2 t. (Historical and Critical Dictionary in 2 vol.), Moscow, 1968.
3. Gavrjushin N. K. «Stolp Cerkvi»: protoierej F. A. Golubinskij i ego shkola. M. A. Kolerov, N. S. Plotnikov (ed.) Issledovanija po istorii russkoj mysli: Ezhegodnik za 2008–2009 god, Moscow, 2012, pp. 7–51.
4. Glagolev S. S. Prot. F. A. Golubinskij (Ego zhizn' i dejatel'nost') (Archpriest F. Golubinsky. His Life and Work), Sergiev Posad, 1898.
5. Golubinskij F. A. Lekcii po filosofii, umozritel'nomu bogosloviju i umozritel'noj filosofii (Lectures on Philosophy, Speculative Theology and Philosophy), Saint-Petersbourg, 2006.
6. Zen'kovskij V. V. Istorija russkoj filosofii (History of Russian Philosophy), Leningrad, 1991.
7. Iberveg F., Gejnc M. G. Istorija novoj filosofii (History of New Philosophy), Saint-Petersbourg, 1890.
8. Makarij (Bulgakov), mitr. Pravoslavno-dogmaticheskoe bogoslovie (Orthodox Dogmatic Theology), Moscow, 1999.
9. Machkarina O. D. 2011. Problema sub’ektivnosti v filosofii F. A. Golubinskogo: kriticheskoe vosprijatie idej I. Kanta. Vestnik MGTU, vol. 1 (41), pp. 161–169.
10. Prp. Iustin (Popovich). Sobranie tvorenij (Collected Works), Moscow, 2006, vol. 2.
11. Roman'ko Ju. I. Religiozno-filosofskaja sistema F. A. Golubinskogo (F Golubinsky’s Religious-Philosophical System), Blagoveshhensk, 2012.
12. Filaret (Drozdov), mitr. Tvorenija. Slova i rechi (Writings: Words and Orations), Moscow, 2007, vol. 5.
13. U Troicy v Akademii 1814–1914: Jubilejnyj sbornik istoricheskih materialov. Izdanie byvshih vospitannikov Duhovnoj akademii (By Trinity in Academy 1814-1914: Anniversary Collection of Historical Materials. Edition of Alumnis of Theological Academy), Moscow, 1914.
14. Frolovskij G., prot. Puti russkogo bogoslovija (The Ways of Russian Theology), Kiew, 1991.
15. Shpet G. G. Sochinenija (Writings), Moscow, 1989.

Коцюба Вячеслав Иванович

Халтурин Юрий Леонидович

Мистический опыт и мистические практики в свидетельствах российских розенкрейцеров XVIII–XIX вв

Халтурин Ю. Л. Мистический опыт и мистические практики в свидетельствах российских розенкрейцеров XVIII–XIX вв // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 5 (49). С. 60-75
PDF
Статья посвящена реконструкции различных форм мистического опыта, распространенных в России в конце XVIII — начале XIX в., на основе источников из розенкрейцерских архивных фондов НИОР РГБ. Эти источники описывают как опыт самих розенкрейцеров, так и представителей самых разных слоев населения, не имеющих к ним непосредственного отношения. Розенкрейцеры тщательно собирали различные описания мистических переживаний, сводя их в сборники, что позволяет говорить об особом жанре «мистических свидетельств» в сохранившемся рукописном наследии розенкрейцеров. В статье представлена классификация форм мистического опыта по четырем критериям: механизмы восприятия, предмет опыта, содержание опыта, связь с мистической практикой. Выделены такие механизмы получения мистического опыта как аудиальное, визуальное, тактильное, вкусовое и обонятельное восприятие, а также синестезия. Предметом мистического опыта могли быть евангельские персонажи и сверхъестественные существа как благой, так и демонической природы. Содержание мистического опыта могло представлять собой наставления, пророчества и откровения. Наставления носили как морально-нравственный, так и прикладной характер (например, медицинские инструкции). Пророчества касались исторических событий, например войны 1812 г. или восстания декабристов. В откровениях сообщалась информация об устройстве мироздания и посмертном существовании человеческой души. Связь мистического опыта и мистических практик в свидетельствах розенкрейцеров могла быть прямой, косвенной или отсутствовать вообще. В последнем случае мистический опыт принимает форму сновидения или галлюцинации. Косвенная связь проявляется в возникновении мистических переживаний во время молитвы. Наконец, прямая связь опыта и практики анализируется на примере т. н. «внутреннего вовращения». В заключении выделяются три основные особенности описанных мистических переживаний: связь с христианской традицией, связь с масонско-розенкрейцерским мировоззрением, индивидуальный характер переживаний.
эзотеризм, мистицизм, мистический опыт, мистические практики, мистические свидетельства, масонство, розенкрейцерство, внутреннее вовращение, пророчество, откровение, сон, видение, молитва
1. Kondakov Ju. E. Rozenkrejcery, martinisty i «vnutrennie hristiane» v Rossii konca XVIII — pervoj chetverti XIX veka (The Rosicrucians, Martinists and «Inside Christians» in Russia in the End of First Quarter of the XIX Century), Saint-Petersbourg, 2012.
2. Kondakov Ju. E. Orden Zolotogo i Rozovogo Kresta v Rossii. Teoreticheskij gradus Solomonovyh nauk (Order of Gold and Rose Cross in Russia. Speculative Grade of Solomon Sciences), Saint-Petersbourg, 2012.
3. Kuchurin V. V. 2005. Misticizm i zapadnoevropejskij jezoterizm v religioznoj zhizni russkogo dvorjanstva v poslednej treti XVIII — pervoj polovine XIX v.: opyt mezhdisciplinarnogo issledovanija. M. S. Uvarov, V. Ja. Fetisova (ed.) Slovo i mysl' v mezhdisciplinarnom prostranstve obrazovanija i kul'tury: Sb. statej pamjati prof. Vladimira Vasil'evicha Sharonova (1930–2004)(Word and Idea in Interdisciplinary Field of Education and Culture: Collected Articles in the Memory of Prof. V. Sharanov (1930-2004)), Saint-Petersbourg, pp. 142–160.
4. Lopuhin I. V. Iskatel' premudrosti, ili Duhovnyj rycar' (Seeker of the Wisdom or Spiritual Knight), Moscow, 1994.
5. Malevich T. V. 2012. Opredelenie «misticheskogo opyta» kak metodologicheskaja problema. Pahomov S. V. (ed.) Mistiko-jezotericheskie dvizhenija v teorii i praktike. «Istorija i diskurs»: istoriko-filosofskie aspekty issledovanij misticizma i jezoterizma: Sb. materialov V mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (2–5 dekabrja 2011 g., Sankt-Peterburg) (Mystical-Esoteric Movements in Theory and Practice. «History and Discourse»: Historical- Philosophical Aspects of the Research of Mysticism and Esoteric: Materials of the Conference (2-5 December 2011, S.-Petersbourg)),Saint-Petersbourg, pp. 188–196.
6. Molinos M. Duhovnyj puteukazatel' (Spiritual Seeker), Moscow, 1784.
7. Panchenko A. A. Hristovshhina i skopchestvo: fol'klor i tradicionnaja kul'tura russkih misticheskih sekt (Khristovschina and Skoptsi: Folklore and Traditional Culture of Russian Mystical Sects), Moscow, 2002.
8. Hanegraaff W. J. Western Esotericism. A guide for Perplexed. L., 2013.

Халтурин Юрий Леонидович

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Костылев Павел Николаевич

Институализация религиоведения в Московском университете в первой половине XX в

Костылев П. Н. Институализация религиоведения в Московском университете в первой половине XX в // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 5 (49). С. 79-95
PDF
Статья посвящена истории институализации научного изучения религии в МГУ им. М. В. Ломоносова в контексте открытия кафедр истории религии в российских высших учебных заведениях первой половины XX в. Рассматривается рецепция российскими учеными зарубежного опыта научного изучения религии в начале XX в. (переводы, участие в конгрессах истории религии). Описаны и проанализированы образовательные дисциплины и академические инициативы, имеющие отношение к научному изучению религии, развиваемые в Московском университете последовательно на историкофилологическом факультете, факультете общественных наук, этнологическом, историкоэтнологическом, историко-философском, историческом, философском факультетах. Приведены данные о развитии научных знаний о религии в Московском институте философии, истории и литературы. Представлена информация о кафедрах истории религии за пределами Московского университета — на Высших женских (Бестужевских) курсах в Санкт-Петербурге, в Саратовском и Смоленском университетах, в Смоленском филиале Московского института археологии. Нужда в научном изучении религии, особенно в области ее возникновения, происхождения и ранних форм развития, привела к созданию многообразных кафедр истории религии как в Московском университете, так и вне его. В России первой половины XX в. религиоведческие дисциплины, успешно развиваясь до 1917–1918 гг., по инерции продолжали развиваться до начала 1920-х гг., после чего последовал кризис. Во второй четверти XX в. отмечается спад интереса к религиоведению. Ужесточение контроля над высшим образованием и постановка вопроса о религии в контексте задачи ее ликвидации сделали развитие религиоведческих дисциплин до 1950-х гг. практически невозможным.
религиоведение, наука о религии, история религии, МГУ, историко-филологический факультет, история науки, история религиоведения
1. Ajvazov I. G. K dissertacii D. G. Konovalova «Religioznyj jekstaz v russkom misticheskom sektantstve» (To D. Konovalov’s Dissertation “Religious Ecstasy in Russian Mystical Sictarianism”), Moscow, 1909.
2. Lukachevskij A. T. (ed.) Antireligioznyj uchebnik (Antireligious Manual), Moscow, 1933.
3. Antonov K. M. 2011. Kn. S. N. Trubeckoj i ego programma issledovanija religii v kontekste istorii otechestvennogo religiovedenija (S. Trubetskoy and His Program of the Religious Research in the Context of the History of Russian Religious Studies). Puncta, vol. 1–2 (10), pp. 17–26.
4. Anchabadze Ju. D. 2010. S. A. Tokarev: nachalo puti (S. Tokharev: the Start of the Way). Jetnograficheskoe obozrenie, vol. 3, pp. 120–133.
5. Arsenij (Stadnickij), mitr. Dnevnik. 1880–1901 (Diary. 1880-1901), Moscow, 2006, vol. 1.
6. Arsen'ev N. S. Dary i vstrechi zhiznennogo puti (Gifts and Meetings of the Life), Frankfurt-am-Main, 1974.
7. Ahelis T. Ocherk sravnitel'nogo izuchenija religii (Essay of Comparative Religious Study), Moscow, 1906.
8. Bart A. Religii Indii (Religions of India), Moscow, 1897.
9. Belyj A. Vospominanija (Memories). Moscow, 1990, vol. 2.
10. Botvinnik M. N. M. Nikol'skij (N. Nikolsky), Minsk, 1967.
11. Bulgakov S. N. 1909. Kn. S. N. Trubeckoj kak religioznyj myslitel': Rech' priv.-doc. S. N. Bulgakova (S. Trubetskoy as Religious Thinker: S. Bulgakov’s Speech). Sbornik rechej, posvjashhennyh pamjati kn. S. N. Trubeckogo, Moscow, 1909, pp. 16–26.
12. Vahromeeva O. B. Duhovnoe prostranstvo universiteta: k 125-letiju pervogo zhenskogo universiteta v Rossii: Vysshie zhenskie (Bestuzhevskie) kursy, 1878–1918 gg.: Issledovanie i materialy (Spiritual Field of the University: to 125 year of the First Feminine University in Russia: Higher Feminine Courses, (1878-1918: Studies and Materials)), Saint-Petersbourg, 2003.
13. Vernadskij V. I. 1909. Cherty mirovozzrenija kn. S. N. Trubeckogo: Rech' prof. V. I. Vernadskogo (Features of S. Trubetskoy’s World-View: V. Vernadsky’s Speech). Sbornik rechej, posvjashhennyh pamjati kn. S. N. Trubeckogo, Moscow, 1909, pp. 5–13.
14. Verchenko M. V. 1955. Vosstanovlenie istoricheskogo fakul'teta i ego rol' v bor'be za podgotovku kadrov istorikov-marksistov (Restoration of the Faculty of History and its Role in the Struggle for Training of Personnel of Historians-Marxists). Gorodeckij E. N., Najdenov M. E., Stishov M. I. (eds.) Iz istorii Moskovskogo universiteta. 1917-1941, Moscow, 1955, pp. 259–285.
15. Vzyskujushhie grada. Hronika chastnoj zhizni russkih religioznyh filosofov v pis'mah i dnevnikah (Seekers for a City. The Chronics of the Private Life of Russian Religious Philosophers according Letters and Diaries), Moscow, 1997.
16. Volynskaja V. A. 2011. Boris Mihajlovich Zubakin — poslednij russkij rozenkrejcer (B. Zubakin – the Last Russian Rosicrussian). Zubakin B. M. Novoe i zabytoe o Lomonosove. Arhangelsk, 2011, pp. 8–19.
17. Vysshie Zhenskie Kursy v Sankt-Peterburge: Kratkaja istoricheskaja zametka. 1878-1908 (Higher Feminine Courses in Saint-Petersbourg: Brief Historical Note). 1908.
18. Gagarin A. P. 1937. Na filosofskom fakul'tete IFLI (On Faculty of Philosophy IFLI). Trudy Moskovskogo instituta istorii, filosofii i literatury, vol. 1, pp. 265–269.
19. Gagarin A. P. O klassovom haraktere religioznoj morali (On Class Character of the Religious Moral), Moscow, 1950.
20. Gagarin A. P. O hristianskoj religii i nravstvennosti (On Christian Religion and Moral). Smolensk, 1960.
21. Gagarin A. P. Pravda o hristianskoj religii i nravstvennosti (Through about Christian Religion and Moral), Moscow, 1961.
22. Gaponenkov A. A. 2006. S. L. Frank v Saratovskom universitete (S. Frank in University of Saratov). Izvestija Saratovskogo universiteta. Serija: Filologija. Zhurnalistika, vol. 6, pp. 4–9.
23. Gorohova N. D., Ermakov I. M., Krjanev Ju. V., Panova V. S., Samohvalov N. I., Filimonov Je. G. 1973. Chekist, uchenyj, ateist (K 75-letiju so dnja rozhdenija E. F. Murav'eva) (Security Officer, Scientist, Ateist (To E. Muraviev’s 75 Birthday)). Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 7: Filosofija, vol. 1, pp. 94–95.
24. Doloj bogov! Antireligioznyj pashal'nyj illjustrirovannyj zhurnal (Down with gods! Antireligious Easter Illustrated Journal), Smolensk, 1923, vol. 1.
25. El'chaninov A. V., svjashh. Pravoslavie dlja mnogih (Orthodoxy for Many), Moscow, 2006.
27. Zen'kovskij V. V. Istorija russkoj filosofii (History of Russian Philosophy), Moscow, 2001.
28. I. A. Il'in: Pro et contra: lichnost' i tvorchestvo Ivana Il'ina v vospominanijah, dokumentah i ocenkah russkih myslitelej i issledovatelej (I. Ilyin: Pro et Contra: I. Ilyin’s Figure and Work by Memories, Documents and Appraisals of Russian Thinkers and Scientists), Saint-Petersbourg, 2004.
29. Il'in I. A. Sobranie sochinenij (Collected Works), Moscow, 1999, vol. 2.
30. Kalistratova T. I. Institut istorii FON MGU-RANION (Institute for History Research FON MSU-RANION), N. Novgorod, 1992.
31. Kun N. A. Chto rasskazyvali drevnie greki i rimljane o svoih bogah i gerojah (What Ancient Romans and Greeks said about their Gods and Heroes), Moscow, 1914.
32. Lavrov P. L. Razvitie uchenija o mificheskih verovanijah (Development of the Teaching about Mystical Beliefs), Moscow, 2010.
33. Letopis' Moskovskogo universiteta: Istoricheskij fakul'tet (Chronicle of Moscow University: Faculty of History), Moscow, 2009.
34. Lukachevskij A. T. Proishozhdenie religii (obzor teorii) (Origin of Religion. (Review of the Theory)), Moscow, 1930.
35. Lukachevskij A. T. Religija: programma-konspekt dlja antireligioznyh kruzhkov samoobrazovanija povyshennogo tipa (Religion: Program-Summary for Antireligious Circles of Self-education of Higher Type), Moscow, 1925.
36. Lukachevskij A. Izuchenie social'nyh kornej religii v SSSR (Study of Social Background of the Religion in USSR), Moscow, 1930.
37. Magisterskij disput D. G. Konovalova v Moskovskoj Duhovnoj Akademii (24 oktjabrja 1908 goda) (Master Dispute of D. Konovalov in Moscow Theological Academy 24 Oktober 1908). Sergiev Posad, 1909.
38. Makovickij D. P. [Dnevnik] 1908 (Diary 1908). Makovickij D. P. U Tolstogo, 1904-1910: «Jasno-poljanskie zapiski»: V 5 kn, Moscow, 1979, vol. 3, pp. 7–291.
39. Melioranskij B. 1906. Teoreticheskaja filosofija S. N. Trubeckogo (S. Trubetskoy’s Theoretical Philosophy) // Voprosy filosofii i psihologii, vol. 2 (82, pp. 197–222.
40. Menzis A. Istorija religii: Ocherk pervobytnyh verovanij i harakter velikih religioznyh sistem (History of Religion: An Essay of Ancient Beliefs and Character of Great Religious Systems), Saint-Petersbourg, 1897.
41. Moskovskij gorodskoj narodnyj universitet imeni A. L. Shanjavskogo. 1912/1913 akademicheskij god. God 5-j (Moscow People University in honour of A. Shaniavsky. 1912/1913 Academic Year. Fifth Year), Moscow, 1912.
42. Moskovskij gorodskoj narodnyj universitet imeni A. L. Shanjavskogo.1914/1915 akademicheskij god. God 7-j (Moscow People University in honour of A. Shaniavsky. 1914/1915 Academic Year. Seventh Year), Moscow, 1914.
43. Moskovskij gorodskoj narodnyj universitet imeni A. L. Shanjavskogo. 1916/1917 akademicheskij god. God 9-j (Moscow People University in honour of A. Shaniavsky. 1916/1917 Academic Year. Nineth Year), Moscow, 1916.
44. Mjuller F. M. Religija kak predmet sravnitel'nogo izuchenija (Religion as an Object of Comparative Research), Kharkov, 1887.
45. Nemirovskij A. I., Ukolova V. I. Svet zvezd, ili Poslednij rozenkrejcer (Light of Stars, or the Last Rosecrosser), Moscow, 1994.
46. Nikol'skij N. M. Dohristianskie verovanija i kul'tura dneprovskih slavjan (Pre-Christian Beliefs and the Culture of Dniepr Slaves), Moscow, 1929.
47. Nikol'skij N. M. Izbrannye proizvedenija po istorii religii (Selected Works on History of Religion), Moscow, 1974.
48. Gaponenkov A. A. (ed.). 2005. Obozrenie prepodavanija na istoriko-filologicheskom fakul'tete v 1917–1920 gg. (Survey of Teaching at Faculty of History and Philology in 1917-1920). Izvestija Saratovskogo universitet. Serija: Filologija. Zhurnalistika, vol. 5, pp. 25–33.
49. Obozrenie prepodavanija na istoriko-filologicheskom fakul'tete Imperatorskogo Moskovskogo universiteta. 1891–1892 (Survey of Teaching at Faculty of History and Philology in Imperial Moscow University in 1891-1892). Sine loco, sine anno
50. Obozrenie prepodavanija na istoriko-filologicheskom fakul'tete Imperatorskogo Moskovskogo universiteta. 1901–1902 (Survey of Teaching at Faculty of History and Philology in Imperial Moscow University in 1901-1902). Sine loco, sine anno
51. Obozrenie prepodavanija na istoriko-filologicheskom fakul'tete Imperatorskogo Moskovskogo universiteta. 1906–1907 (Survey of Teaching at Faculty of History and Philology in Imperial Moscow University in 1906-1907). Sine loco, sine anno
52. Obozrenie prepodavanija na istoriko-filologicheskom fakul'tete Imperatorskogo Moskovskogo universiteta. 1917–1918. (Survey of Teaching at Faculty of History and Philology in Imperial Moscow University in 1917-1918). Sine loco, sine anno
53. Obozrenie prepodavanija fakul'teta obshhestvennyh nauk 1-go M.G.U. na 1922 / 1923 ak. God (Survey of Teaching at Faculty of Social Sciences in Moscow State University in 1922-1923 Academic Year), Moscow, 1923.
54. Otchet o sostojanii i dejstvijah Imperatorskogo Moskovskogo universiteta za 1905 god (Report about Condition and Activities of the Imperial Moscow University in 1905 year).
55. Lebedev V. I., Linkov Ja. I., Beleckij Z. Ja. (ed.) Ocherki po istorii Moskovskogo universiteta (Essay on History of Moscow University), Moscow, 1940.
56. Ivanova E. V. (ed.). Pavel Florenskij i simvolisty: Opyty literaturnye. Stat'i. Perepiska (P. Florensky and Symbolists: Literary Experiments. Articles. Letters). Moscow, 2004.
57. Petrovskij I. G. Moskovskij universitet za pjat'desjat let sovetskoj vlasti: Moskovskij ordena Lenina i ordena Trudovogo Krasnogo Znameni gosudarstvennyj universitet imeni M. V. Lomonosova (Moscow University during 5 years under Soviet Rule: Moscow State Univeristy awarded with Order of Lenin and Order of the Red Banner of Labour), Moscow, 1967.
58. Pokrovskij M. N. 1922. Strah straha smerti i proizvodstvennoe znachenie religii (Fear of Death Anxiety and Industrial Meaning of the Religion) // Pod znamenem marksizma, vol. 9–10, pp. 113–124.
59. Pokrovskij M. N. 1923. Istorija religii na holostom hodu (nechto vrode rezjume) (History of Religion on Idle Running (some Sort of Resume)). Pod znamenem marksizma, vol. 2–3, pp. 202–210.
60. Polovinkin S. M. 2001. Na izlome vekov (Religiozno-filosofskie sobranija v Sankt-Peterburge v 1901–1903 gg.) (At the Turn of the Centuries (Religious-Philosophical Meetings in Saint-Petersbourg in 1901-1903)). Rossija XXI, vol. 6, pp. 120–157.
61. Preobrazhenskij P. F. Kurs jetnologii (Course of Ethnology), Moscow, 1929.
62. Svencickij V. P. 2011. Perepiska s P. A. Florenskim (Correspondence with P. Florensky). Novyj zhurnal, vol. 264, http://www.newreviewinc.com/perepiska-v-p-svencickogo-i-p-a-florenskogo.
63. Stepanov I. I. 1922. Strah smerti protiv istoricheskogo materializma (Otvet tov. M. N. Pokrovskomu) (Death Anxiety against Historical Materialism (Answer to M. Pokrovsky)). Pod znamenem marksizma, vol. 11–12, p. 83–113.
64. Stykalin S., Kremenskaja I. Sovetskaja satiricheskaja pechat'. 1917–1963 (Soviet Satiric Press. 1917-1963), Moscow, 1963.
65. Suhova N. Ju. Sistema nauchno-bogoslovskoj attestacii v Rossii v XIX — nachale XX veka (System of Elementary Theological Attestation in Russia in XIX – Beginning XX Cen.), Moscow, 2009.
66. Tihonov D. 2013. Mistiki Smolenska (Mystics of Smolensk). Rabochij put', 10 April.
67. Blagodarim sud'bu za vstrechu s nim: O S. A. Tokareve — uchenom i cheloveke (Thank Lucky Stars for Mitting him: About S. Tokarev – Scientist and Man), Moscow, 1995.
68. Trubeckoj S. N. Bibliograficheskij ukazatel' knig i statej na russkom jazyke po istorii religii (Bibliographical Index of Books and Articles in Russian on History of Religion). Moscow, 1899.
69. Trubeckoj S. N. 1897. K bibliografii istorii religii (To Bibliography of History of Religion). Voprosy filosofii i psihologii, vol. 1 (36), pp. 201–215.
70. Kozyreva A. P. (ed.). Filosofskij fakul'tet MGU imeni M. V. Lomonosova: stranicy istorii (Faculty of Philosophy at Moscow State University: Pages of History), Moscow, 2011.
71. Foht B. Pamjati knjazja S. N. Trubeckogo (To Memory of S. Trubetskoy), Moscow, 1906.
72. Svencickij V. P., prot. Sobranie sochinenij (Collected Works), Moscow, 2008.
73. Shantepi-de-lja-Sosej P. D. Illjustrirovannaja istorija religij: V 2 t. (Illustrated History of Religion in 2 volumes), Moscow, 1899.
74. Sharapov Ju. P. Licej v Sokol'nikah: Ocherk istorii IFLI — Moskovskogo instituta istorii, filologii i literatury imeni N. G. Chernyshevskogo (1931–1941 gg.) (Lyceum in Sokolniki: Essay on History of Chernyshevsky Moscow Institute of History, Philology and Literature (1931-1941)), Moscow, 1995.
75. Shternberg L. Ja. 1900. Sravnitel'noe izuchenie religii (Comparative Study of Religion). Jenciklopedicheskij slovar' Brokgauza i Efrona, vol. 31 (61), pp. 323–328.

Костылев Павел Николаевич

Сафронов Роман Олегович

Изучение сект в советском религиоведении: терминология и подходы

Сафронов Р. О. Изучение сект в советском религиоведении: терминология и подходы // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 5 (49). С. 96-112
PDF
The main theme of the article is sect studies in USSR. Soviet tradition in the fi eld did not appear from the thin air but was a «dialectic» — in the sense that simultaneously and legitimately can be estimated as continuation and rejection — sequel of pre-Soviet sect-study approach. Soviet tradition per se is based on ambiguous — according to Lenin’s position — understanding of sectarianism as an example of class combat (positive dimension) but religiously specific (negative dimension). This negative attitude was expressed in specific ideological and political position towards sectarianism. Stating this position was a priority and that is why the establishing of proper Soviet scientifi c approach was problematic. It began to form only in the 1960-s. The term «sect» for both pre-Soviet and Soviet researches had negative connotation in dogmatic way for the former and in ideological way for the latter. Such a long history of negative understanding of the term makes it very hard to understand it as a neutral in contemporary Russia.
В. Д. Бонч-Бруевич, Л. Н. Митрохин, А. И. Клибанов, полевые исследования сектантства, секта, новое религиозное движение, культ, нетрадиционная религия, изучение сектантства в СССР.
1. Ajvazov I. G. 1904. Chto takoe sekta (What is Sect). Missionerskoe obozrenie, May.
2. Aleksandrov A. Propovedniki t'my i mrakobesija (Preacher of the Darkness and Obscurantism). Kishinev, 1958.
3. Aleksandrovich I. A., Kandaurov G. E., Nemirovskij A. M. 1961. Sektantstvo v Voronezhskoj
oblasti i rabota po ego preodoleniju (Sectarianism in Voronezh Region and Breaking Work with it). Ezhegodnik Muzeja istorii religii i ateizma, vol. 5.
4. Aptekman D. M. 1963. Reakcionnaja sushhnost' sekty trezvennikov (Reactionary Nature of the Sect of Nondrinkers) Nauchnye Trudy Lesotehnicheskoj akademii, vol. 101.
5. Barker A. Novye religioznye dvizhenija (New Religious Movements), Saint-Petersbourg, 1997.
6. Bonch-Bruevich V. D. Krivoe zerkalo sektantstva (Po povodu I Vserossijskogo s’ezda sektantskih sel'skohozjajstvennyh i proizvoditel'nyh ob’edinenij) (Distorting Mirror (On I All-Russian Conference of Sectarian Agricultural and Industrial Associations)), Moscow, 1922.
7. Bonch-Bruevich V. D. Izbrannye ateisticheskie proizvedenija (Selected Atheistic Works), Moscow, 1973.
9. Butkevich T. I. Obozrenie russkih sekt i ih tolkov (Overview of Russians Sects and their Trends), Kharkov, 1910.
10. Vajnshtejn S. 1932. Sektantskoe dvizhenie v gorode Vladivostoke (Sectarian Movement in Vladivostok). Antireligioznik, vol. 2.
11. Varsonofij (Luzin), ep. Problema sektovedenija kak nauki (The Problem of Sect Studies as a Science). Kazan, 1914.
12. Veber M. Izbrannye proizvedenija (Selected Works), Moscow, 1990.
13. Volkov N. Sekta skopcov (Sect of skopets), Leningrad, 1930.
14. Vostokov E. 1931. Baptizm Ivanovskoj oblasti (Baptism in Ivanovo Region). Antireligioznik, vol. 10.
15. Galaktionov M. Klassovyj vrag pod sektantskoj lichinoj (Class Enemy under Sectarian Mask). Moscow, 1930.
16. Golovkin A. I. Rjasniki i sektanty Ivanovskoj oblasti (Riasniks and Sectarians of Ivanovo Region), Ivanovo, 1930.
17. Gorskij E. Izuvery (Fanatics), Moscow, 1930.
18. Gracianskij D. 1904. Chto takoe sekta voobshhe i «racionalisticheskaja» i «misticheskaja» v chastnosti? (What is Sect in common and what is “Racionalistic Sect” and “Mystical Sect” in particular) Missionerskoe obozrenie, May.
19. Dolotov A. Cerkov' i sektantstvo v Sibiri (The Church and Sectarianism in Siberia). Novosibirsk, 1930.
20. Dorodnicyn A. Osnovnye formy sektantskih zabluzhdenij (Basic Forms of Sectarians Wrong Beliefs) // Missionerskoe obozrenie. 1902. Fevral'.
21. Druzhinin V. Duhobory (Dukhobors). Leningrad, 1930.
22. Druzhinin V. Molokane (Molokans). Leningrad, 1930.
23. Kandidov B. Sektantstvo i mirovaja vojna (Sectarianism and World War). Moscow, 1930.
24. Kanterov I. Ja. Novoe religioznoe dvizhenie v Rossii i SShA: sravnitel'nyj analiz (New Religious Movement in Russia and USA: Comparative Analysis). Religiovedenie, 2001, vol. 1, pp. 61–72.
25. Karmannyj slovar' ateista (Pocket Dictionnary of Atheist). Moscow, 1975.
26. Kasatskij M. Volki v ovech'ej shkure, ili Klassovoe lico sektanta (Wolfes in Sheep's Clothing or Class Face of Sektant). Izhevsk, 1929.
27. Klibanov A. I. Istorija religioznogo sektantstva v Rossii (60-e gody XIX v. — 1917 g.) (The History of Religious Sectarianism in Russia (60-s of XIX — 1917 years)). Moscow, 1965.
28. Klibanov A. I. Klassovoe lico sovremennogo sektantstva (Class Face of Modern Sectarianism). Moscow, 1928.
29. Klibanov A. I. Mennonity (Mennonites). Moscow, 1931.
30. Klibanov A. I. Kritika religioznogo sektantstva (Opyt izuchenija religioznogo sektantstva v 20-h — nachale 30-h godov) (The Critics of Religious Sectarianism (Experience of Research the Religious Sectarianism in 20-s – Beginnig of 30-s)). Moscow, 1974.
31. Klibanov A. I. Problemy izuchenija i kritiki religioznogo sektantstva (Problems of the Research and Critics oft he Religious Sectarianism). Moscow, 1971.
32. Klibanov A. I. Religioznoe sektantstvo v proshlom i nastojashhem (Religious Sectarianism in the Past and Future). Moscow, 1973.
33. Klibanov A. I. Religioznoe sektantstvo i sovremennost' (Religious Sectarianism and the Present). Moscow, 1969.
34. Klibanov A. I. Sovremennoe sektantstvo v Lipeckoj oblasti (Modern Sectarianism in Lipetsk Region). Voprosy istorii religii i ateizma, 1962, vol. 10.
35. Klimovich L. Sektantstvo v Tatarskoj respublike (Sectarianism in Tatarstan). Antireligioznik, 1928, vol. 5.
36. Koz'mina A. Ponjatie sektantstva v SSSR (Conception of the Sectarianism in USSR). Antireligioznik, 1939, vol. 7.
37. Kolkunova K. A. Ateisticheskaja propaganda v hudozhestvennoj literature 1950–1960-h gg. (Atheistic Propaganda in Literature of 1950–1960-s). Vestnik PSTGU. Serija: Bogoslovie. Filosofija, 2013, vol. 5 (49), pp. 113–132.
38. Komm A. A. Mrakobesy bez maski (Obscurants without Mask). Majkop, 1960.
39. Koreckij V. I. Ocherk istorii religioznogo sektantstva na Tambovshhine (vtoraja polovina XVIII — nachalo XX v.) (Essay of the History of the Religious Sectarianism in Tambov Region (Second Half of XVIII – Beginning of XX cent.)). Voprosy istorii religii i ateizma, 1961, vol. 9.
41. Krasikov P. A. Urcimovich. Posobie dlja studentov Saratovskogo gosudarstvennogo Universiteta (Ourkimovich. Manual for the Students of Saratov State University). Revoljucija i cerkov' (Saratov), 1922, vol. 1–3.
42. Kratkij nauchno-ateisticheskij slovar' (Short Scientific Atheistic Dictionnary). Moscow, 1969.
43. Krjanev Ju. V. Tipologija religioznyh ob’edinenij i differenciacija ateisticheskogo vospitanija (Typology of the Religious Unities and Differentiation of the Atheistic Education). Voprosy nauchnogo ateizma, 1967, vol. 3, pp. 40–63.
44. Lenin V. I. Polnoe sobranie sochinenij (Collected Works). Moscow, 1967.
45. Lukachevskij A. T. Sektantstvo prezhde i teper': lekcija, chitannaja chlenam moskovskogo Obshhestva bezbozhnikov i uchastnikam antireligioznogo seminara pri M. K. 26 aprelja 1925 g. (Sectarianism in Past and Present). Moscow, 1925.
46. Ljalina G. S. Materialy po istorii sektantstva na Tambovshhine v XIX — nachale XX veka (Materials for History of Sectarianism in Tambov Region in XIX – Beginning of XX Cent.). Voprosy istorii religii i ateizma, 1961, vol. 9.
47. Matorin N. M. Religija i bor'ba s nej v Severnom krae (Religion and Fight with It in Sever Region). Leningrad, 1930.
48. Matorin N. M. K voprosu ob ideologii skopchestva (On Ideology of Skopchestvo). Antireligioznik, 1930, vol. 6.
49. Mitrohin L. N. O metodologii issledovanij sovremennoj religioznosti (On Methodology of the Studies of the Contemporary Religiosity). Konkretnye issledovanija sovremennyh religioznyh verovanij, Moscow, 1967.
50. Mitrohin L. N. Social'no-psihologicheskaja priroda «religij novogo veka» (Social-Psychological Nature of «Religions of the New Century»). Voprosy religii i religiovedenija, Moscow, 2009, vol. 1.
51. Privalov K. Sekty: dos'e straha (Sects: Dossier of the Fear). Moscow, 1987.
52. Novye religioznye kul'ty, dvizhenija i organizacii v Rossii: Slovar'-spravochnik (New religious Cults, Movements and Organisations in Russia: Dictionary). Moscow, 1997.
53. Plotnikov K. Istorija i oblichenie russkogo sektantstva (History and Denunciation of the Russian Sectarianism). Saint Petersbourg, 1910.
54. Po ochagam sektantskogo mrakobesija (On Hearth of Sectarian Obscurantism). Moscow, 1931.
55. Putincev F. M. Voprosnik i metodicheskie ukazanija po sobiraniju svedenij o sektah (Questionnaire and Methodological Indication in Collecting the Information about Sects). Antireligioznik, 1927, vol. 6.
56. Putincev F. M. Znachenie sektantskih obrjadov (Meaning of the Sectarian Rites). Bezbozhnik, 1926, vol. 19–20.
57. Putincev F. M. Metody izuchenija i kritiki sektantstva (Methods of Study and Critics of Sectarianism). Kritika religioznogo sektantstva (Opyt izuchenija religioznogo sektantstva v 20-h — nachale 30-h godov), Moscow, 1974.
58. Putincev F. M. Metody izuchenija i kritiki sektantstva (Methods of Study and Critics of Sectarianism). Sektantstvo i antireligioznaja propaganda: Metodicheskoe posobie, Moscow, 1928.
59. Putincev F. M. Politicheskaja rol' i taktika sekt (Political Role and Tactics of the Sect). Moscow, 1935.
60. Putincev F. M. Politicheskaja rol' sektantstva (Political Role of Sectarianism). Moscow, 1928.
61. Putincev F. M. Sektantstvo i antireligioznaja propaganda: Metodicheskoe posobie (Sectarianism and Antireligious Propaganda: Methodological Manual). Moscow, 1928.
62. Serdobol'skaja L. A. Reakcionnaja sushhnost' adventizma (Reactionary Essence of the Adventism). Ezhegodnik Muzeja istorii religii i ateizma, 1962, vol. 6.
63. Serdobol'skaja L. A. Reakcionnaja sushhnost' ideologii baptizma (Reactionary Essence of Ideology of the Baptism). Ezhegodnik Muzeja istorii religii i ateizma, 1962, vol. 7.
64. Smirnov M. Ju. Religija i religiovedenie v Rossii (Religion and Religious Studies in Russia). Saint-Petersbourg, 2013.
65. Sovremennoe sektantstvo i ego preodolenie (Po materialam jekspedicii v Tambovskuju oblast') (Contemporary Sectarianism and Its Overcoming (According to Materials of Expedition in Tambov Region)). Voprosy istorii religii i ateizma, 1961, vol. IX.
66. Sputnik ateista (Guide of Atheist). Moscow, 1959.
67. Tezisy «Sektantstvo i antireligioznaja propaganda» (Thesis «Sectarianism and Antireligious Propaganda»). Antireligioznik, 1926, vol 8.
68. Terleckij V. Ocherki, stat'i i issledovanija po istorii sektantstva (Essays and Articles on History of Sectarianism). Poltava, 1911.
69. Fetisov N. N. Opyt ujasnenija osnovnyh voprosov nauki sektovedenija (Experience of the Elucidation of Main Questions of Sectarianism Research). Kiev, 1914.
70. Frizen G., Rejnmarus A. Adventisty (Adventists). Moscow, 1930.
71. Holodkovskij V. Korabl' izuverov (Ship of Izuvers). Leningrad, 1930.
72. Chernjak V. A. O preodolenii religioznyh perezhitkov (On Overcoming of the Religious Remain). Alma-Ata, 1965.
73. Shahnovich M. I. Lenin i problemy ateizma (Lenin and Problems of the Atheism). Moscow, 1961.
74. Shhepkin I. Ural'skoe sektantstvo prezhde i teper' (Ural Sectarianism in Past and Present). Sverdlovsk, 1930.
75. Jarcev A. Sekta evangel'skih hristian (Sect of Evangelical Christians). Moscow, 1928.
76. Barker E. New religious movements: A practical introduction. London, 1989.
77. Beckford J. Cult controversies: The societal response to the new religious movements. London, 1985.

Сафронов Роман Олегович

Колкунова Ксения Александровна

Атеистическая пропаганда в художественной литературе 1950–1960-х гг

Колкунова К. А. Атеистическая пропаганда в художественной литературе 1950–1960-х гг // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 5 (49). С. 113-132
PDF
Статья посвящена отражению антирелигиозной кампании 1950–1960-х гг. в художественной литературе и школьных программах того времени. Этот период интересен тем, что именно в 1950-е гг. возникает научный атеизм и институциональное советское религиоведение. Но поскольку оно еще находится в процессе становления, фактически влияние науки на атеистическую пропаганду весьма ограниченно. В ходе исследования мы проверяем две гипотезы: во-первых, для более успешной атеистической пропаганды среди подрастающего поколения должны создаваться новые произведения, обслуживающие эту идеологию; во-вторых, кампания, направленная против религии, должна найти отражение в преподавании литературы в школе. Для проверки этих гипотез мы рассмотрим периодическую печать того времени и проанализируем основные мотивы и сюжетные ходы атеистических произведений, созданных в 1960-е гг.
научный атеизм, атеистическая пропаганда, литература и религия, гонения на религию, советская школа и религия, советская художественная литература.
1. Andrianov N. P. Jevoljucija religioznogo soznanija (Evolution of the Religious Consciousness). Leningrad, 1974.
2. Andrianov N. P., Lopatkin R. A., Pavljuk V. V. Osobennosti sovremennogo religioznogo soznanija (Specifics of Modern Religious Conciousness). Moscow, 1966.
3. Anisimov S. F. Cennosti real'nye i mnimye (Real and Imaginary Valuable). Moscow, 1970.
4. Ateizm, religija, nravstvennost' (Atheism, Religion, Morality). Moscow, 1972.
5. Baptizm i baptisty (Baptism and Baptists). Minsk, 1969.
6. Belov A. V. 1970. Hudozhestvennaja literatura i ateisticheskoj propaganda. Voprosy nauchnogo ateizma, vol. 9.
7. Borunkov Ju. F. Struktura religioznogo soznanija (Structure of the Religious Conciousness). Moscow, 1971.
8. Bukin B. R. Psihologija verujushhih i ateisticheskoe vospitanie (Philosophy of Believers and Atheistic Education). Moscow, 1969.
9. Varavka V., Prohorov V. 1959. Iegova v Volchanske. Fel'eton (Jehovah's Witnesses in Volchanka). Nauka i religija, vol. 1, pp. 53–56.
10. Vasil'eva O. 2005. Gosudarstvenno-cerkovnye otnoshenija hrushhevskogo perioda (State-Church Relationship in Khrushchev’s Period). Vittorio. Mezhdunarodnyj nauchnyj sbornik, posvjashhennyj 75-letiju Vittorio Strady, Moscow.
11. Voprosy ateisticheskogo vospitanija na urokah i vo vneklassnoj rabote v srednej shkole (Problems of Atheistic Education in Class and Extraclass Work). Voronezh, 1966.
12. Voprosy nauchnogo ateizma, 1971, vol. 11.
13. Vorob'ev P. G. 1955. Ateisticheskoe vospitanie uchashhihsja pri izuchenii russkih dorevoljucionnyh pisatelej (Atheistic Education of the Pupils studying the Russian Prerevolutionary Writers). Literatura v shkole, vol. 1, pp. 36–46.
14. Duluman E. K., Lobovik B. A., Tancher V. K. Sovremennyj verujushhij (Modern Believer). Moscow, 1970.
15. Evdokimov N. S. Greshnica (Sinner). Moscow, 1961.
16. Elfimov V. F. O prichinah i uslovijah sushhestvovanija religioznyh perezhitkov v SSSR (On Reasons and Conditions of Existence of Religious Remain in USSR). Vologda, 1971.
17. Zerchaninov A. A., Rajhin D. Ja. Russkaja literatura. Uchebnik dlja srednej shkoly (Textbook for Secondary School). Moscow, 1965.
18. Zerchaninov A. A., Rajhin D. Ja., Strazhev V. I. Russkaja literatura: Uchebnik dlja IX klassa sred. Shkoly (Russian Literature: Textbook for Ninth Year of Secondary School). Moscow, 1951.
19. Klibanov A. I. 1967. 50 let nauchnogo issledovanija religioznogo sektantstva (50 Years of Scientific Research of the Religious Sectarianism). Voprosy nauchnogo ateizma, vol. 4, pp. 349–394.
20. Klibanov A. I. 1962. Sovremennoe sektantstvo v Lipeckoj oblasti: Po materialam jekspedicij In-ta istorii AN SSSR v 1960 g. (Modern Sectarianism in Lipetsk Region: According to Materials of the Expeditions of Historical Institute RAS in 1960). Voprosy istorii religii i ateizma, vol. 10, pp. 157–185.
21. Klibanov A. I. 1960. Sovremennoe sektantstvo v Tambovskoj oblasti: Po materialam jekspedicii In-ta istorii AN SSSR v 1959 g. (Modern Sectarianism in Tambov Region: According to Materials of the Expeditions of Historical Institute RAS in 1959). Voprosy istorii religii i ateizma, vol. 8, pp. 59–100.
22. Klibanov A. I., Mitrohin L. N. Krizisnye javlenija v sovremennom baptizme (Crisis Phenomena in Modern Baptism). Moscow, 1967.
23. Konkretnye issledovanija sovremennyh religioznyh verovanij (Certain Research of Modern Religious Beliefs). Moscow, 1967.
24. Konovalov B. N. 1978. Razrabotka teorii ateisticheskogo vospitanija v sovetskoj literature (1967–1977 gg.) (Development of the Theory of Atheistic Education in Soviet Literature (1967–1977)). Voprosy nauchnogo ateizma, vol. 22, pp. 254–266.
25. Krivin F. Bozhestvennye istorii (Divine Stories). Moscow, 1965.
26. Kritika religioznoj psihologii i formirovanie ateisticheskogo mirovozzrenija (Critics of Religious Psychology and Forming of Atheistic World-view). Kiev, 1973.
27. Krushinskij S. 1959. Gluhoj ston na kraju sela Glazatova (Muffled Moan on the Verge of the Village Glazatovo). Nauka i religija, vol. 1, pp. 56–58.
28. Kulik A. 1959. Belyj golub' (White Pigeon ). Nauka i religija, vol 1, pp. 55–59.
29. Levada Ju. A. Social'naja priroda religii (Social Nature of the Religion). Moscow, 1965.
30. Lucenko F. I. 1966. Ateisticheskoe vospitanie pri izuchenii hudozhestvennoj literatury. Voprosy ateisticheskogo vospitanija na urokah i vo vneklassnoj rabote v srednej shkole (Problems of Atheistic Education in Class and Extraclass Work), Voronezh, pp. 53–65.
31. Makarov A. Pautina (Web). Moscow, 1963.
32. 1959. Mihail Arhangel iz sela Todoreshty (Archangel Michael from Todoresti). Nauka i religija, vol. 2, pp. 49–51.
33. Nravstvennost' i religija (Morality and Religion). Moscow, 1964.
34. Pavljuk V. V. Psihologija sovremennyh verujushhih i ateisticheskoe vospitanie (Psychology of Modern Believers and Atheistic Education). L’vov, 1976.
35. Platonov K. K. Psihologija religii (Psychology of Religion). Moscow, 1967.
36. Plechev G. N. Social'naja osnova preodolenija religioznosti (Social Basis of Overcoming the Religiosity). Cheboksary, 1972.
37. Poljak I. S. 1959. Ob jetom nado govorit' (We should talk about that). Literatura v shkole, vol. 5, pp. 85–87.
38. Poljak L. M., Tager E. B. Literatura XX veka: Uchebnik dlja 10 klassa sred. shkoly (Literature of the XX Century: Textbook for Secondary School). Moscow, 1941.
39. Pomerancev V. M. Oboroten' (Werewolf). Moscow, 1963
40. Ponomarev E. R. 2010. Literatura pravil'naja i nepravil'naja (Right and Wrong Literature). Neva, vol. 8.
41. Ponomarev E. R. 2006. Sovetskij uchebnik po literature kak uchebnyj tekst (Literature Soviet Textbook as School Text). Konferencija: Uchebnyj tekst v sovetskoj shkole, Moscow.
42. Ponomarev E. R. Uchebnik literatury v sovetskoj shkole: Ideologicheskaja pojetika (Literature Textbook in Soviet School: Ideological Poetry). Lambert Academic Publishing, 2012.
43. Ponomarev E. R. 2010. Chemu uchit uchebnik? (What the Textbook teaches). Neva, vol. 1.
44. Popova M. A. O psihologii religii (On Psychology of Religion). Moscow, 1969.
45. Pospelov N. I., Shabliovskij P. V. Russkaja literatura: Uchebnik dlja VIII klassa sred.shkoly (Russian Literature: Textbook for Eight Class of Secondary School). Moscow, 1951.
46. Ryklin G. 1959. K voprosu ob anafeme (On the Issue of Anathema). Nauka i religija, vol. 1.
47. Sobolev S. S. Psihologija ateisticheskogo vospitanija (Psychology of Atheistic Education). Moscow, 1972.
48. Klibanov A. I. (ed.) Sovremennoe sektantstvo i ego preodolenie: Po materialam jekspedicii v Tambov, obl. v 1959 g. (Modern Sectarianism and Its Overcoming: According to Materials of Tambov Expedition in 1959). Moscow, 1961.
49. Stepanov I. S. 1962. Ateisticheskoe vospitanie v shkole (Atheistic Education in the School). Voprosy nauchno-ateisticheskogo vospitanija v shkole i sem'e, vol. 1, pp. 30–41.
50. Stroitel'stvo kommunizma i preodolenie religioznyh perezhitkov (The Building of Communism and Overcoming of Religious Remain). Moscow, 1966.
51. Suhov A. D. Religija kak obshhestvennyj fenomen (Religion as Social Phenomenon). Moscow, 1973.
52. Tendrjakov V. F. Chudotvornaja (Miracle-Working). Moscow, 1958.
53. Tendrjakov V. F. Chrezvychajnoe. Povest' (Extraordinary). Moscow, 1961.
54. Timofeev L. I. Sovetskaja literature (Soviet Literature). Moscow, 1952.
55. Ugrinovich D. M. Vvedenie v teoreticheskoe religiovedenie (Introdauction into Theoretical Religious Studies). Moscow, 1973.
56. Ugrinovich D. M. Psihologija religii (Psychology of Religion). Moscow, 1986.
57. Filimonov Je. G. Baptizm i gumanizm (Baptism and Humanism). Moscow, 1968.
58. Florinskij S. M. Russkaja literatura: Uchebnik dlja VIII klassa sred. Shkoly (Russian Literature: Textbook for Eight Class of Secondary School). Moscow, 1952.
59. Hun U. 2012. Sodom i Gomorrah v Kujbysheve: transformacija pravoslavnoj legendy (Sodom and Homorra in Kuybyshev: Transformation of Orthodox Legend). Neprikosnovennyj zapas, vol. 6 (86).
60. Cypin V. Istorija Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi. Sinodal'nyj i novejshij periody (History of Russian Orthodox Church. Synod and Modern Periods). Moscow, 2004.
61. Chernjak V. A. O preodolenii religioznyh perezhitkov (On Overcoming of Religious Remain). Alma-Ata, 1965.
62. Shabalin N. Russkaja Pravoslavnaja Cerkov' i Sovetskoe gosudarstvo v seredine sorokovyh — pjatidesjatye gody XX veka. Na materialah Kirovskoj oblasti (Russian Orrthodox Church and Soviet State in the Middle 50-s Years of XX Cent.). Kirov, 2004.
63. Shaposhnikova V. 1959. Vyrvalas' (Broke away). Nauka i religija, vol. 1, pp. 45–53.
64. Sherdakov V. N. Evangel'skaja nravstvennost' i gumanizm (Gospel Morality and Humanism). Leningrad, 1967.
65. Shkarovskij M. Russkaja Pravoslavnaja Cerkov' pri Staline i Hrushheve. Gosudarstvenno-cerkovnye otnoshenija v SSSR v 1939–1964 gg. (Russian Orthodox Church during Stalin’s and Khrushchev’s Governing. State-Church Relationship in USSR in 1939–1964). Moscow, 2005.
66. Jablokov I. N. Metodologicheskie problemy sociologii religii (Methodological Problems of Sociology of Religion). Moscow, 1972.
67. Jablokov I. N. Sociologija religii (Sociology of Religion). Moscow, 1979.
68. Chumachenko T. Church and State in Soviet Russia. Russian Orthodoxy from World War II to the Krushchev Years. Armonk (NY), 2002.

Колкунова Ксения Александровна

РЕЦЕНЗИИ

Хангиреев Илья Александрович

Рец. на кн.: Cook J., Koo. A. van der. Law, Prophets and Wisdom. On the Provenance of Translators and their Books in the Septuagint Version. Peeters, 2012

Хангиреев И. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 5 (49). С. 135-137 — Рец. на кн.: Cook J., Koo. A. van der. Law, Prophets and Wisdom. On the Provenance of Translators and their Books in the Septuagint Version. Peeters, 2012
PDF

Хангиреев Илья Александрович

Небольсин Антон Сергеевич

Рец. на кн.: Die Johannesapokalypse. Kontexte-Konzepte-Rezeption / von J. Frey, J. Kelhoff er, F. Toth, Hrsg. Mohr Siebeck, 2012

Небольсин А. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 5 (49). С. 138-142 — Рец. на кн.: Die Johannesapokalypse. Kontexte-Konzepte-Rezeption / von J. Frey, J. Kelhoff er, F. Toth, Hrsg. Mohr Siebeck, 2012
PDF

Небольсин Антон Сергеевич

Кострова Елизавета Алексеевна

Рец. на кн.: The Power of Religion in the Public Sphere / E. Mendieta, J. Vanantwerpen, eds. Columbia University Press, 2011

Кострова Е. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 5 (49). С. 142-145 — Рец. на кн.: The Power of Religion in the Public Sphere / E. Mendieta, J. Vanantwerpen, eds. Columbia University Press, 2011
PDF

Кострова Елизавета Алексеевна

Гвоздев Андрей Васильевич

Рец. на кн.: Венелин Ю. И. Истоки Руси и славянства / П. В. Тулаев, сост., предисл. и коммент., О. А. Платонов, отв. ред. Институт русской цивилизации, 2011

Гвоздев А. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 5 (49). С. 145-150 — Рец. на кн.: Венелин Ю. И. Истоки Руси и славянства / П. В. Тулаев, сост., предисл. и коммент., О. А. Платонов, отв. ред. Институт русской цивилизации, 2011
PDF

Гвоздев Андрей Васильевич