/

Фолиева Татьяна Александровна

II Ватиканский собор и социальная доктрина Католической Церкви в оценке советских религиоведов


Фолиева Т. А. II Ватиканский собор и социальная доктрина Католической Церкви в оценке советских религиоведов // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 4 (48). С. 89-100.

Аннотация

В статье анализируется, как советские религиоведы понимали и объясняли II Ватиканский собор, его решения и влияние на трансформацию социальной доктрины РимскоКатолической Церкви. В журнале «Вопросы научного атеизма» регулярно появлялись заметки о соборе, среди авторов которых были и лично присутствовавшие на заседаниях советские исследователи. Интерес к собору был неподдельным и зафиксирован многочисленными публикациями и даже переводами иностранной научной литературы по теме. Советское восприятие изменений в Римско-Католической Церкви связано во многом с той ролью, которую ей определили: идейный вдохновитель западного капиталистического общества. Именно такой подход к собору и предопределял вектор исследований в Советском Союзе, обращая внимание из всех поднимаемых на соборе вопросов лишь на те темы, которые имеют значение для идеологической борьбы. В итоге советские исследователи 60–80-хх гг. выделяют несколько узловых вопросов в решениях собора и социальной доктрине католицизма: трансформация социальной позиции, солидаризм, уточнение позиции по некоторым вопросам и ряд других. И хотя исследования советских ученых основаны на марксистской парадигме, они до сих пор представляют интерес для современных авторов.

Ключевые слова

история религиоведения, советское религиоведение, католицизм, Римско-Католическая Церковь, социальная доктрина, II Ватиканский собор.

Список литературы

1. Babosov E. M. Tejjardizm: popytka sinteza nauki i hristianstva (Teilahrd de Chardin’ Teaching. The Tentative Synthesis of Science and Christianity). Minsk, 1970.
2. Babosov E. M. Nauchno-tehnicheskaja revoljucija i modernizacija katolicizma (Scientific and Technical Revolution and Modernization of the Catholicism). Minsk, 1971.
3. Fal’koni K. Vatikanskij sobor i prichiny ego sozyva (Vatican Council and Causes of its Convocation). Мoscow, 1964.
4. Fomichenko V. V. Problema cheloveka i sovremennyj klerikal’nyj antikommunizm (Human Problem and Modern Clerical Anti-communism). Кiev, 1982.
5. Halik T. 2003. Vaticanum II: koniec katolicyzmu czy niedokonczona rewolucja? Wiez, vol. 45.10, pp. 35–43.
6. Heffner J. Hristianskoe social’noe uchenie (Christian Social Doctrine). Мoscow, 200 4.
7. Jastrebov I. B. 1968. Bibliografija rabot o II Vatikanskom sobore (Bibliography of the II Vatican). Voprosy nauchnogo ateizma, vol. 6.
8. Jastrebov I. B. Social’naja filosofija katolicizma v XX veke (Catholic Social Philosophy in XX cen.). Кiev, 1988
9. Jastrebov I. B. Katolicizm v sovremennoj Francii (Catholicism in Modern France). Мoscow, 1973.
10. Kanapa Zh. Social’naja doktrina cerkvi i marksizm (Church Social Doctrine and the Marxism). Мoscow, 1964.
11. Kazanova A. Vtoroj Vatikanskij sobor: kritika ideologii i praktiki sovremennogo katolicizma (The Second Vatican Council: the Critics of Modern Catholicism’s Ideology and Practice). Мoscow, 1973.
12. Kanterov I. Ja. Vatikan pod natiskom ateizma (Vatican under Atheism’s Attack). Мoscow, 1972.
13. Koval’skij N. A. Katolicizm i mirovoe social’noe razvitie (Catholicism and World Social Development). Мoscow, 1974.
14. Korotkov N. D. Krizis filosofii katolicizma (Crisis of Catholicism’s Philosophy). Kiev, 1987
15. Kostjuk K. N. 1997. Social'noe uchenie katolicheskoj cerkvi (Social Teaching of theRoman-Catholic Church). Social’no- politicheskij zhurnal, vol. 5, pp. 103–118.
16. Kuzmickas B. Ju. Filosofskie koncepcii katolicheskogo modernizma (Philosophical Concepts of the Catholic Modernism). Vilnius, 1982.
17. Magister S. Politika Vatikana i Italija, 1943–1978 (Vatican Politics and Italy 1943–1978). Мoscow, 1982.
18. Markevich S. K. Tajnye nedugi katolicizma (Secret Afflictions of Catholicism). Мoscow, 1967.
19. McHugh F. P. Catholic social thought: renovating the tradition: A Keyguide to Resources. Leuven, 2008.
20. Minkjavichjus Ja. V. Katolicizm i nacija (Catholicism and Nation). Мoscow, 1971.
21. Minkjavichjus Ja. V. 1968. Novye tendencii v katolicheskoj filosofii (New Trends in the Catholic Philosophy). Voprosy nauchnogo ateizma, vol. 6.
22. Mihajlova L. V. Katolicheskaja cerkov’ i rabochij klass FRG (Catholic Church and German Working-class). Мoscow, 1980.
23. Mchedlov M. P. Pod svodami sobora sv. Petra (Under Arches of St Peter’s Basilica). Мoscow, 1964.
24. Mchedlov M. P. 1968. Pereocenka cennostej (Soul-searching). Voprosy nauchnogo ateizma, vol. 6.
25. Mchedlov M. P. Jevoljucija sovremennogo katolicizma (Evolution of the Modern Catholicism). Мoscow, 1967.
26. Ovsienko F. G. Jevoljucija social’nogo uchenija katolicizma (Evolution of Catholic Social Teaching). Мoscow, 1987.
27. Ovchinnikov V. G. Katolicheskaja cerkov’ v Zapadnoj Afrike: Ocherki istorii katolicheskogo missionerstva (Catholic Church in Western Africa: History of Catholic Missions). Мoscow, 1982.
28. Podberezskij I. V. Katolicheskaja cerkov’ na Filippinah (Catholic Church on the Philippines). Мoscow, 1988;
29. Ponomareva L. V. Ispanskij katolicizm XX veka (Spain Catholicism in XX cen.). Мoscow, 1989;
30. Potashinskaja N. N. Katolicheskaja cerkov’ i rabochee dvizhenie v Italii (Catholic Church and Working-class Movement in Italy). Мoscow, 1979.
31. Radugin A. A. Personalizm i katolicheskoe obnovlenie (Personalism and Catholic Renewal). Voronezh, 1982;
32. Ramm B. Ja. 1981. Issledovanie problem sovremennogo katolicizma v literature 70-h godov (Research of the Problems of Modern Catholicism in Literature of 1970-s). Voprosy nauchnogo ateizma, vol. 28.
33. Shevcova L. F. Socializm i katolicizm (Socialism and Catholicism). Мoscow, 1982.
34. Shejman M. M. Katolicizm v menjajushhemsja mire (Catholicism in the Changing World). Мoscow, 1975.
35. Shejman M. M. 1968. Mezhdu dvumja soborami (Between two Councils). Voprosy nauchnogo ateizma, vol. 6.
36. Vasilevskis Je. «Antropologicheskij povorot» v filosofii XX veka («Anthropological Turnabout» in XX century’s Philosophy). Vilnius, 1987. P. 158–165.
37. Vasilevskis Je. 1989. Antropologicheskie principy neotomistskogo personalizma Zh. Maritena i K. Vojtyly (Anthropological Approaches of the Neo-Thomistic Personalism of J. Maritain and K. Voityla). Vatikan i problemy sovremennosti, vol. 5, pp. 33–42.
38. Vasil’eva O. Ju. Russkaja Pravoslavnaja Cerkov’ i Vtoroj Vatikanskij Sobor (Russian Orthodox Church and the Second Vatican Council). Мoscow, 2004.
39. Velikovich L. N. 1966. Novye vejanija v sovremennom katolicizme (New Trends in the Modern Catholicism). Voprosy filosofii, vol. 7, pp. 143–153.
40. Velikovich L. N. Krizis sovremennogo katolicizma (Modern Catholicism’s Crisis). Мoscow, 1967.
41. Velikovich L. N. Religija i politika v sovremennom kapitalisticheskom obshhestve (Religion and Politics in the Modern Capitalistic Society). Мoscow, 1970.
42. Velichko O. I. Politicheskij katolicizm i rabochee dvizhenie v Avstrii, 1918-1984 (Political Catholicism and Working-class Movement in Austria, 1918–1984). Мoscow, 1985.

Данные об авторе

Фолиева Татьяна Александровна

PDF