В отечественной историографии сложилось целостное представление о движении российского экспериментального спиритизма, которое подчеркивает его «позитивистский» характер, направленный на снятие различий между духом и материей, разумом и верой. В этой связи движение спиритизма рассматривается как одно из явлений, свидетельствующих о последовательной секуляризации западной культуры. Однако детальный исторический анализ показывает сложный и неоднозначный характер отечественного экспериментального спиритизма, возникающего на стыке религиозного и научного дискурсов. На основе новых и неопубликованных архивных источников автор демонстрирует важные различия в отношении к христианству, существовавшие между крупными представителями движения экспериментального спиритизма в России — Н. П. Вагнером и А. Н. Аксаковым. Если А. Н. Аксаков склонялся к пониманию спиритической практики как к способу обоснования новой рациональной религии, Н. П. Вагнер рассматривал ее как средство обращения неверующих к православной вере. Обнаруженные различия позволяют продемонстрировать взаимосвязь между сложившимся во второй половине XIX в. представлением о секуляризации западной культуры и стереотипным представлением о конфликтном характере взаимоотношений между «наукой» и «религией». Маргинальное положение экспериментального спиритизма давало ему возможность выступать как от лица «религии», так и от лица «науки» в зависимости от желаний и интересов его сторонников.
Н. П. Вагнер, А. Н. Аксаков, спиритизм, экспериментальный спиритизм, кардекизм, христианство, наука, религия, дух, материя, разум, вера, секуляризация, суеверие.
1. Aksakoff A. N. 1869. Spiritualism in Russia. Human Nature, no. 30, pp. 456–461.
2. Boltinn A. P. 1865. Spiritizm (Spiritism). Raduga, 1865, vol. 4, pp. 1-22.
3. Chadwick O. The Secularization of the European Mind in the Nineteenth Century. Cambridge, 1990.
4. Conan-Doyle A. History of Spiritualism. London, 1926.
5. Glanvill J. Saducismus Triumphatus. London, 1682.
6. Gordin M. 2011. Seeing is Believing: Professor Vagner’s Wonderful World. Histories of Scientific Observation, pp. 135–155.
7. Kardec A. Le Spiritisme à sa plus simple expression. Paris, 1862.
8. Kardec A. Revue Spirite (1865). Create Space Independent Publishing Platform, 2010.
9. Lebedev M. 1866. Spirity i spiritizm (Spirits and Spiritualism). Hristianskoe chtenie, no. 7, pp. 24–101; no. 9, pp. 265– 315; no. 11. pp. 615–707.
10. Leskov N. S. 2000. Modnyj vrag cerkvi. Obshhestvennaja zametka (Spiritizm pod vzgljadom nashih duhovnyh pisatelej) (Fancy Enemy of the Church. Social Note (Spiritualism under the Glance of our Spiritual Writers)). Polnoe sobranie sochinenij v 30-ti tomah (Works in 30 volumes). Moscow, 2000. Vol. 7, pp. 740–752.
11. Mendeleev D. I. 1876. Dva publichnyh chtenija o spiritizme (Two Public Readings on Spiritualism). Materialy dlja suzhdenija o spiritizme (Materials concerning spiritualism). Saint-Petersburg, 1876. P. 322–327.
12. Oppenheim J. The Other World. Spiritualism and Psychical Research in England (1850–1914). Cambridge, 1985.
13. Oslon R. G. Science and Religion, 1450–1900. From Copernicus to Darwin. Baltimore, 2004.
14. O. P. Spiritizm pred sudom zdravogo smysla (Spiritualism and the Judgment of Common Sense). Saint-Petersburg, 1873.
15. Pribytkov V. I. Spiritizm v Rossii ot vozniknovenija ego do nastojashhih dnej (Spiritualism in Russia from its Genesis till Modern Days). Saint-Petersburg, 1901.
16. Snegirev V. A. 1871. Spiritizm kak religiozno-filosofskaja doktrina (Spiritualism as Religious-Philosophical Doctrine). Pravoslavnyj sobesednik (Orthodoxy interlocutor), no. 1, pp. 12–14, 279– 316; no. 3. pp. 9–51, 142–172, 282–330.
17. Stocking G. W. 1971. Animism in Theory and Practice: E. B. Taylor’s Unpublished Notes on «Spiritualism». Man, vol. 6, no. 1. pp. 88–104.
18. Turner F. Between Science and Religion: the Reaction to Scientific Naturalism in Late Victorian England. Yale, 1974.
19. Turner F. 1978. The Victorian Conflict between Science and Religion: A Professional Dimension. Isis, vol. 69, no. 3. pp. 356–376.
20. Helmstadter R. J., Lightman B. V. (ed.) Victorian Faith in Crisis: Essays on Continuity and Change in Nineteenth-Century Religious Belief. Stanford, 1991.
21. Vagner N. P. Skazki Kota-Murlyki (Tales of the Cat Murlyka). Moscow, 1991.
22. Vagner N. P. Rasskaz o zemnoj zhizni Iisusa Hrista po Sv. Evangelijam, narodnym predanijam i uchenijam Sv. Cerkvi (Story about Jesus Christ’s Life on Earth according to St. Gospels, Folk’s Legends and Doctrine of the St. Church). Saint-Petersburg, 1908.
23. Vinitsky I. Ghostly Paradoxes: Modern Spiritualism and Russian Culture in the Age of Realism. Toronto, 2009.