/

Вестник ПСТГУ . Серия I: Богословие. Философия

Вестник ПСТГУ I :1 (45)

БОГОСЛОВИЕ

Марей Елена Сергеевна

Sapientiam sine eloquentia prodesse non est dubium: взаимосвязь мудрости и красноречия в произведениях Исидора Севильского

Марей Е. С. Sapientiam sine eloquentia prodesse non est dubium: взаимосвязь мудрости и красноречия в произведениях Исидора Севильского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 1 (45). С. 7-19
PDF
В произведениях Исидора Севильского выделяется несколько уровней знания. Первым и наивысшим епископ Севильи считал мудрость (sapientia), под которым он понимал знание о божественных вещах. Такая мудрость обязательно приводит своего обладателя к спасению души и Царствию Небесному. Однако специфика мудрости трактовалась Исидором по-разному в зависимости от его произведений. Так, в произведениях энциклопедического характера — «Этимологии» и первая книга «Дифференций» — мудрость представляет собой понимание устройства мира и космоса. Мудрый человек может узнать причины явлений как земной, так и небесной жизни. В противоположность ей разумность (prudentia) ориентирована на постижение предметов земных и светских, ее целью является различение злого и доброго и наилучшее устроение своей судьбы. К нему примыкает знание (scientia) — книжное знание, которое Исидор считает частью философии. В то же время и разумность, и знание являются инструментами для достижения искомой мудрости. Такая мудрость тесно связана с красноречием (eloquentia), которое без нее не мыслится. В произведениях, ориентированных на читателя-клирика или монаха, т. е. во второй книге «Дифференций» и в «Сентенциях», мудрость противопоставлена суетному мирскому знанию. В этих сочинениях Исидор утверждает, что красноречие мудрости чуждо, что мудрость ценна своей безыскусностью. В контексте этих произведений мудрость нацелена исключительно на благочестивую жизнь и на спасение души. Различия в толковании слова sapientia продиктованы жанровыми особенностями рассмотренных сочинений, а также аудиторией, которой они адресованы.
Исидор Севильский, «Этимологии», «Дифференции», «Сентенции», мудрость, знание, красноречие, sapientia, prudentia, eloquentia
1. Aldama J. A. de. 1936. Indicaciones sobre la cronologia de las obras de S. Isidoro. Miscellanea Isidoriana, pp. 57-89.
2. Averincev S. S. 1976. Sud'by evropejskoj kul'turnoj tradicii v jepohu perehoda ot antichnosti k srednevekov'ju (The fortune of the european cultural tradition during the switch from Anticity to Middle Ages). Iz istorii kul’tury Srednih vekov i Vozrozhdenija, pp. 17-64.
3. Averincev S. S. 1996. Antichnaja ritorika i sud'by antichnogo racionalizma (The antic rhetoric and the fortune of antic rationalism). Ritorika i istoki evropejskoj literaturnoj tradicii, pp. 115-145.
4. Cazier P. Isidore de Seville et la naissance de l’Espagne catholique. Paris, 1994.
5. Codoñer Merino C. 1985. Les plus anciennes compilations de “Differentiae”: formation et évolutiond’un genre littéraire grammatical. Revue de philologie, de litterature et d’histoire anciennes, no. 51, pp. 201-219.
6. Codoñer Merino C. 1986. La conception de la “Differentia” dans le recueil “Inter Aptum” d’Isidore de Seville. Revue de philologie, de litterature et d’histoire anciennes, no. 60, pp. 187-196.
7. Diaz y Diaz M. C. San Isidoro de Sevilla. Etimologias. Madrid, 1993.
8. Fontainе J. Isidore de Seville et la culture classique dans l’Espagne Wisigothique. Paris, 1959.
9. Fontaine J. 1986. Fins et moyens de l’enseignement ecclesiastique dans l’Espagne Wisigothique. Settimane di Studio, no. 19, pp. 145-202
10. Madoz J. San Isidoro de Sevilla: semblanza de su personalidad literaria. Leon, 1960.
11. Madoz J. San Isidoro de Sevilla: semblanza de su personalidad literaria. Leon, 1960.
12. Magallon Garcia A.-I. La tradicion gramatical de diff erentia y etymologia hasta Isidoro de Sevilla. Zaragoza, 1996.
13. Riche P. Education et culture dans l’Occident barbare (VI–VIII ss.). Paris, 1962.
14. Ukolova V. I. 1984. Isidor Sevil'skij kak dejatel' kul'tury rannego srednevekov'ja (Isidore of Seville as a cultural figure of the Early Middle Age). Problemy ispanskoj istorii, pp. 176-190.
15. Ukolova V. I. Antichnoe nasledie i kul’tura rannego Srednevekov’ja (konec V — seredina VII v.)(Ancient Heritage and Culture of the Earliy Middle Ages). Мoscow, 1989.
16. Velazquez Soriano I. Latine dicitur, vulgo vocant. Aspectos de la lengua escrita y hablada en las obras gramaticales de Isidoro de Sevilla. Logrono, 2003.1. Aldama J. A. de. 1936. Indicaciones sobre la cronologia de las obras de S. Isidoro. Miscellanea Isidoriana, pp. 57-89.

Марей Елена Сергеевна

Шилов Евгений Вадимович, священник

Парижская академическая проповедь Майстера Экхарта на день св. Августина («Vas auri solidum»)

Шилов Е. В. Парижская академическая проповедь Майстера Экхарта на день св. Августина («Vas auri solidum») // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 1 (45). С. 20-35
PDF
Статья посвящена малоизвестной проповеди Майстера Экхарта «Vas auri solidum», произнесенной на день святого Августина в Париже. Автор предваряет публикацию перевода текста этой проповеди специальным исследованием жанра академической проповеди, бывшей одной из обязанностей университетского профессора и имевшей свою жесткую структуру. В статье показывается, в чем состояла ее главная особенность: она должна была объяснять и толковать избранный текст Священного Писания. Собственно сам Майстер Экхарт планировал составить объемный богословско-философский труд - Opus tripartitum, одна из частей которого и должна была содержать образцы таких проповедей (Opus sermonus). Эта работа была начата, но осталась незаконченной. И хотя среди дошедших до нас латинских проповедей Экхарта большая часть лишь наброски и эскизы, отличающиеся неоформленностью, они важны для понимания развития мысли автора, для понимания места блж. Августина в системе схоластической мысли. Кроме того, эта проповедь является единственным документом, содержащим свидетельство о месте рождения известного средневекового автора. В результате проведенного исследования текстапроповеди, автор приходит к выводу о том, что Экхарт заимствовал схемы и классификации Шартрской школы (особенно — Кларембальда Аррасского, толкователя Боэция), и на основании их описывал два пути познания Бога: путь этический (Августин) и путь метафизический (Аристотель, Дионисий Ареопагит, Боэций).
Майстер Экхарт, блж. Августин, проповедь, схоластика, Кларембальд Аррасский, Аристотель, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Боэций
1. Albrecht E. 1978. Zur Herkunft Meister Echharts. Amtsblatt der evangelisch-lutherischen Kirche in Thuringen, no. 31, pp. 28-34.
2. Chenu M.-D. La theologie comme science au XIIIe siecle. Paris, 1957.
3. Concetto M. Fisica della creazione: la cosmologia di Clarembaldo di Arras; testo, traduzione e commento. Catania, 1998
4. Denifle H. 1889. Die Heimat Meister Eckharts. Archiv fur Litteratur- und Kirchengeschichte, no. 5, pp. 358-365.
5. Fortin J. R. Clarembald of Arras as a Boethian commentator. Kirksville, 1995
6. George D. B., Fortin J. R. (eds.) The Boethian commentaries of Clarembald of Arras. South Bend (IN), 2002.
7. Haring N. The Life and Works of Clarembald of Arras: a Twelfth-Century Master of the School of Chartres. Toronto, 1965
8. Hor’kov M. L. Majster Jekhart: Vvedenie v fi losofi ju velikogo rejnskogo mistika (Meister Eckhart. Introduction to the Philosophy of the Great Rhenish Mystic). Мoscow, 2003.
9. Jansen W. (ed.) Der Кommentar des Clarenbaldus von Arras zu Boethius De Trinitate. Ein Werk aus der Schule von Chartres im 12-Jahrhundert. Frankfurt am Main, 19752.
10. Koch J. 1959. Kritische Studien zum Leben Meister Eckharts. Tl. 1. Archivum fratrum Praedicatorum, no. 29, pp. 5-51.
11. Koch J. 1960. Kritische Studien zum Leben Meister Eckharts. Tl. 2. Archivum fratrum Praedicatorum, no. 30, pp. 5-62.
12. Koch J. Kleine Studien. Rome, 1973.
13. Koch J., Weiss K., Fischer H. et al. (eds.) Meister Eckhart. Die deutschen und lateinischen Werke. Die lateinischen Werke. Stuttgart, 1956-2006. Bd. 1-5.
14. Kurdziałek M. 1979. Mistrz Eckhart i jego Paryskie kazanie na dzien Sw. Augustyna. Roczniki Filozofi czne, no. 27, pp. 173-174.
15. Kurdziałek M. 1980. Eckhart, der Scholastiker. Philosophische und theologische Traditionen, aus denen er kommt. Die  pantheistischen Traditionen der Eckhartschen Mystik. Freiheit und Gelassenheit. Meister Eckhart heute, pp. 60-74.
16. Largier N. (ed.) Meister Eckhart. Werke. Frankfurt am Main, 2008.
17. Little A. G., Pelster F. Oxford Theology and Theologians c.a. D. 1282-1302. Oxford, 1934.
18. Magister Eckhard. Quaestiones et sermo Parisienses. Bonnae, 1931.
19. Peiper R. (ed.) Liber contra Eutychen et Nestorium. Leipzig, 1871.
20. Wulf M. de. 1935. Le pantheisme Chartrain. Aus der Geisteswelt des Mittelalters. Studien und Texte Martin Grabmann zur Vollendung des 60. Lebensjahres von Freunden und Schulern gewidmet, pp. 282-288.


Шилов Евгений Вадимович, священник

ФИЛОСОФИЯ

Давыдов Иван Павлович

Сравнительно-функциональный анализ мифа и ритуала как составляющих частей мифоритуального религиозного комплекса

Давыдов И. П. Сравнительно-функциональный анализ мифа и ритуала как составляющих частей мифоритуального религиозного комплекса // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 1 (45). С. 39-56
PDF
Автор затрагивает проблему существования в системе религиоведческого знания такого направления, как ритуалистика, предмет которой — мифоритуальный комплекс — до недавнего времени не оказывался в фокусе внимания специалистов, и предпринимает попытку дать определение мифоритуала, обозначив его генезис и основные характеристики мифа и ритуала как феноменов культуры. В решении вопросов взаимосвязи мифа и ритуала в качестве основного метода выступает функциональный анализ, при этом автор опирается на достижения московской и билефельдской школ социологии религии, теории обряда / ритуала В. Н. Топорова, А. К. Байбурина и К. С. Сарингуляна, а также на философию мифа М. Элиаде и взгляды представителей кембриджской школы. В ходе сравнительного анализа 36 функций ритуала, 12 функций мифа и 24 функций религии автор приходит к выводу, что количество функций мифа, выявленных отечественными и зарубежными специалистами по социальной антропологии, этнологии и фольклористике, относительно невелико и более соразмерно количеству социальных функций религии, нежели ритуала. Делается предположение, что религия в ходе своей эволюции наследует около половины функций, присущих первичному мифоритуальному комплексу, насчитывающему 48 функций.
религия, мифоритуал, функции мифа, функции ритуала, ритуалистика, социология религии, этнолингвистика, функциональный анализ, сравнительный анализ
1. Bajburin A. K. Ritual v tradicionnoj culture. Strukturno-semanticheskij analiz vostochnoslavjanskih obrjadov (Ritual in the traditional Culture. Structural-semantical analysis of the East-Slavic Rites). Saint Petersburg, 1993.
2. Bajburin A. K. Zhilishhe v obrjadah i predstavlenijah vostochnyh slavjan (Dwelling in the Rites and Ideas of the Eastern Slavs). Мoscow, 2005.
3. Bascom W. 1957. The Myth-Ritual Theory. Journal of American Folklore, no. 70. pp. 103-114.
4. Belova O. V. Jetnokul’turnye stereotipy v slavjanskoj narodnoj tradicii (Ethnocultural Stereotypes in the Slavic folk Tradition). Мoscow, 2005.
5. Civ’jan T. V. Lingvisticheskie osnovy balkanskoj modeli mira (Linguistic Bases of the Balkan world Model). Мoscow, 1990.
6. Civ’jan T. V. Model’ mira i ee lingvisticheskie osnovy (World Model and its linguistic Bases). Мoscow, 2006.
7. Coraev Z. U. Mifi cheskij smysl i social’nyj kod (Mythical Sense and social Code). Saint Petersburg, 2007.
8. Davydov I. P. 1998. Obrjady religioznye. Prazdniki hristianskie (Religious ceremonies. Christian Holidays). Jablokov I. N. (ed.) Religiovedenie. Мoscow, 1998, pp. 430-431, 444-448.
9. Davydov I. P. 2012. Filosofija v sovremennom mire: dialog mirovozzrenij: Materialy VI Rossijskogo filosofskogo kongressa (Nizhnij Novgorod, 27–30 ijunja 2012 g.). N. Novgorod, 2012, no. 3, pp. 310-311.
10. Fontenrouz D. Obrjadovaja teorija mifa (Ritual Theory of the Myth). Saint Petersburg, 2003, pp. 123-125.
11. Golos i ritual. Materialy konferencii (maj 1995 g.) (Voice and Ritual. Material of the Conference on May 1995). Мoscow, 1995.
12. H’juman S. Obrjadovaja teorij a mifa (Ritual Theory of the Myth). Saint Petersburg, 2003, pp. 177-197.
13. Hrenov N. A. (ed.) Mif i hudozhestvennoe soznanie XX veka (Myth and artistic Awareness in XX c.). Мoscow, 2011.
14. Jeliade M. Aspekty mifa (Aspects of the Myth). Мoscow, 1996.
15. Jeliade M. Mify. Snovidenija. Misterii (Myths. Dreams. Mysteries). Мoscow, 1996.
16. Klakhon K. Obrjadovaja teorij a mifa (Ritual Theory of the Myth). Saint Petersburg, 2003, p. 165.
17. Kobzev A. I., Torchinov E. A. 1994. Titarenko M. L. (ed.) Kitajskaja filosofija (Chinese Philosophy). Мoscow,1994 , pp. 166-169.
18. Konrad L. Agressija (tak nazyvaemoe “zlo”) (Aggression (so-called “evil”)). Мoscow, 2001.
19. Kravchenko A. I. (ed.) Kul’tura i kul’turologij a: Slovar’ (Culture and Culturology: Glossary). Мoscow, 2003.
20. Kun czy. 1972. Lun' juj (The Analects). Drevnekitajskaja filosofi ja. Мoscow, 1972, no. 1, p. 143.
21. Lapteva L. P. Istorij a slavjanovedenij a v Rossii v XIX veke (History of the Slavic Studies in XIX c. Russia). Мoscow, 2005.
22. Levkievskaja E. E. Slavjanskij obereg. Semantika i struktura (Slavic Amulet. Semantics and Structure). Мoscow, 2002.
24. Malinovskij B. Magija, nauka i religija (Magics, Science and Religion). Мoscow, 1998, p. 281.
25. Meletinskij E. M. Paleoaziatskij mifologicheskij jepos. Cikl vorona (Paleo-Asian Mythological Epos. The Cicle of the Raven). Мoscow, 1979.
26. Meletinskij E. M. Pojetika mifa (Poethics of the Myth). Мoscow, 19952.
27. Merdok D. P. Social’naja struktura (Social Structure). Мoscow, 2003
28. Mirecki P., Meyer M. (eds.) Magic and Ritual in the Ancient World. Leiden, 2002.
29. Monter E. W. Ritual, Myth and Magic in Early Modern Europe. Brighton, 1984.
30. Monter U. Ritual, mif i magij a v Evrope rannego Novogo vremeni (Ritual, Myth and Magic in Early Modern Europe). Мoscow, 2003.
31. Novik E. S. Obrjad i fol’klor v sibirskom shamanizme: Opyt sopostavlenij a struktur (Rite and Folklore in the Siberian Shamanism: Experince of the Comparison of Structures). Мoscow, 2004.
32. Osipova O. V. Drevnegrechesko-russkij i latinsko-russkij slovari osnovnyh terminov religiovedenija (Old Greek-Russian and Latin-Russian Dictionaries of the basic Terms of religious Studies). Мoscow, 2007.
33. Radin P. Trikster. Issledovanie mifov severoamerikanskih indejcev s kommentarij ami K. G. Junga i K. K. Keren’i (Trickster. Study of the Myths of the North-American Indians with the Commentaries of K. Jung and K. Kerenyi). Saint Petersburg, 1999.
34. Rozhdenie rebenka v obychajah i obrjadah. Strany zarubezhnoj Evropy (The Birth of the Child in Customs and Rites in Europe). Мoscow, 1997.
35. Salamone F. A. (ed.) Encyclopedia of religious rites, rituals, and festivals. New York, 2004.
36. Sedakova O. A. Pojetika obrjada. Pogrebal’naja obrjadnost’ vostochnyh i juzhnyh slavjan (Poethics of the Rite. Funeral Rites of the Eastern and South Slavs). Мoscow, 2004.
37. Shaub I. Ju. Mif, kul’t, ritual v Severnom Prichernomor’e (VII–IV vv. do n. je.) (Myth, Cult, Ritual in the North Black Sea Region (VII-IV cc B. C.)). Saint Petersburg, 2007
38. Shhepanskaja T. B. Kul’tura dorogi v russkoj miforitual’noj tradicii XIX-XX vv. (Culture of the Road in Russian mythic-ritual Tradition of XIX-XX c.) Мoscow, 2003.
39. Shinkarenko V. D. Nejrotipologij a kul’tury (Neurotypology of the Culture). Мoscow, 2005.
40. Shinkarenko V. D. Smyslovaja struktura sociokul’turnogo prostranstva: Igra, ritual, magija (Sense Structure of social-cultural Field. Play, Ritual, Magic). Мoscow, 2005.
41. Shinkarenko V. D. Smyslovaja struktura sociokul’turnogo prostranstva: Mif i skazka (Sense Structure of social-cultural Field. Myth and Tale). М., 2005.
42. Shvedova N. Ju. (ed.) Tolkovyj slovar’, sistematizirovannyj po klassam slov i znachenij (Glossary systematized on classes of the Words and Senses). Мoscow, 2003.
43. Sreznevskij I. I. Materialy dlja slovarja drevnerusskogo jazyka (Materials for the Old-Russian Dictionary). Мoscow, 2003.
44. Stepanov Ju. S. Konstanty: Slovar’ russkoj kul’tury (Constants: Glossary of the Russian Culture). Мoscow, 20012.
45. Tinbergen N. Social’noe povedenie zhivotnyh (Social Behavior of the Animals). Мoscow, 1993.
46. Tolkien Dzh. R. R. Hobbit, ili Tuda i Obratno. Prikljuchenij a Toma Bombadila i drugie istorii (The Hobbit or There and Back Again). Saint Petersburg, 2004.
47. Tolstaja S. M. (ed.) Jazyk kul’tury: Semantika i grammatika. K 80-letij u so dnja rozhdenij a akademika Nikity Il’icha Tolstogo (1923-1996) (Language of the Culture: Semantics and Grammatics. To Eightieth Birthday of N. I. Tolstoi). Мoscow, 2004.
48. Tolstaja S. M. (ed.) Jetnolingvisticheskij slovar’ (Ethnolinguistic Dictionary). Мoscow, 1995- 2012.
49. Tolstoj N. I. (ed.) Slavjanskij i balkanskij fol’klor: Verovanija. Tekst. Ritual (Slavic and Balkan Folklore: Beliefs. Text, Ritual). Мoscow, 1994.
50. Toporkov A. L. Teorij a mifa v russkoj filologicheskoj nauke XIX veka (Theory of the Myth in XIX c. Russian Philological Science). Мoscow, 1997.
51. Toporov V. N. 1988. Arhaicheskij ritual v fol’klornyh i ranneliteraturnyh pamjatnikah (Archaic Ritual in the folk and early literatury Monuments). Мoscow, 1988, pp. 51-52.
52. Toporov V. N. Issledovanij a po jetimologii i semantike (Studies on Etymology and Semantics). Мoscow, 2004.
53. Toporova T. V. Semanticheskaja struktura drevnegermanskoj modeli mira (Semantic Structure of the Old-German world Model). Мoscow, 1994.
54. Uspenskij L. Vopros ikonostasa (Question of the Iconostasis). Мoscow, 1992.
55. Vinogradova L. N. Narodnaja demonologij a i mifo-ritual’naja tradicij a slavjan (Folk Demonology and mythic-ritual Tradition of the Slavs). Мoscow, 2000.
56. Watts W. A. Myth and Ritual in Christianity. Boston, 1953.
57. Zabijako A. P. Kategorij a svjatosti. Sravnitel’noe issledovanie lingvoreligioznyh tradicij (Category of the sanctity. Comparative Survey of linguistic-religious Traditions). Мoscow, 1998.
58. Zagovornyj tekst: Genezis i struktura (Magic text: Origins and Structure). Мoscow, 2005.

Давыдов Иван Павлович

Самарина Татьяна Сергеевна

Методологические основы религиоведческого исследования в концепции Фридриха Хайлера

Самарина Т. С. Методологические основы религиоведческого исследования в концепции Фридриха Хайлера // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 1 (45). С. 57-67
PDF
Проблема религиоведческого метода является одной из наиболее острых проблем в русском сегменте науки, в то время как европейские исследователи достигли в этом направлении определенных успехов, поэтому главной задачей исследования является попытка определить позицию известного немецкого религиоведа Фридриха Хайлера о принципах изучения религии. В качестве отправного пункта берется мнение, высказанное им в ряде работ, и главным образом, в последней его монографии: «Формы проявления и сущность религии»1. Хайлер выделяет несколько принципов, которыми необходимо руководствоваться религиоведам для адекватного исследования религиозных течений: внимание к деталям, погружение в сердцевину и в то же время умение видеть религии в их совокупности. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что размышления Ф. Хайлера, составленные им на основании собственной многолетней работы по изучению христианства и религий Востока, выстраиваются вокруг феноменологического метода, как наиболее эффективного. Автор делает предположение об отрицательных перспективах данного метода в русском религиоведении ввиду слабой освещенности его в нашем русском научном мире.
Ф. Хайлер, Н. Зёдерблом, И. Вах, сравнительное религиоведение, феноменология религии, психологическое религиоведение, феноменологический метод, методология религиоведения, теология, религиозный опыт, молитва, священное
1. Vinokurov V. V. 2010. Struktura svjashhennogo mira v fenomenologii religii Fridriha Hajlera (The Structure of the Sacred World in F. Heiler’s Phenomenology of Religion). Puncta, no. 9, pp. 175-177.
2. Davydov I. P. Sovremennye problemy metodologii religiovedenija (Contemporary questions of the methodology of the religious studies), available at:www.sfi.ru/statja/sovremennye-problemy-metjdologii-religiovedenija
3. Dzhejms U. Mnogoobrazie religioznogo opyta (The Varieties of Religious Experience). Moscow, 1993.
4. Kabo V. Proishozhdenie religii: Istorija problem (Origins of the Religion: History of the problematics), available at: http://aboriginals.narod.ru/origins_of_religion10.htm
5. Krasnikov A. Metodologicheskie problemy religiovedenija (Methodological problems of the Religion). Moscow, 2007.
6. Pylaev M. A. Kategorija «svjashhennogo» v fenomenologii religii, teologii i filosofii XX veka (Category of the “Sacred” in the 20 c. Phenomenology of Religion, Theology and Philosophy). Moscow, 2011.
7. Pylaev M. A. Zapadnaja fenomenologija religii (Western Phenomenology of Religion). Moscow, 2006.
8. Alles G. D. 2010. After the Naming Explosion: Joachim Wach's Unfinished Project. Hermeneutics, Politics, and the History of Religions, pp. 51-78
9. Misner P. (Hrsg). Briefwechsel, 1909–1931: Friedrich von Hügel — Nathan Söderblom — Friedrich Heiler. Paderborn, 1981.
10. Heiler F. Erscheinungsformen und Wesen der Religion. Stuttgart, 1961.
11. Heiler F. Das Gebet: Eine religionsgeschichtliche und religionspsychologische Untersuchung. München, 1920.
12. Heiler F. Die Buddhistische Versenkung. Eine religionsgeschichtliche Untersuchung. München, 1918.
13. Pye M. 2010. Friedrich Heiler. Klassiker der Religionswissenschaft, pp. 277-289.
14. Schimmel A. 2005. Friedrich Heiler. Encyclopedia of religion 6.
15. The future of religion: An Inerview with Ninian Smart, available at: http://www.scottlondon.com/interviews/smart.html
16. Waardenburg J. 1992. Friedrich Heiler und die Religionsphänomenologie — eine kritische Würdigung. Marburger  Universitatsreden, no. 93, pp. 27-51.

Самарина Татьяна Сергеевна

МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Андросова Вероника Александровна

Книга, запечатанная семью печатями (Откр 5. 1): три ярких святоотеческих толкования

Андросова В. А. Книга, запечатанная семью печатями (Откр 5. 1): три ярких святоотеческих толкования // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 1 (45). С. 71-87
PDF
Статья посвящена рассмотрению толкований образа книги, «написанной внутри и отвне, запечатанной семью печатями» (Откр 5. 1), которая является центральным образом 5-й главы Откровения Иоанна Богослова. Образ книги до сих пор живо интересует исследователей Апокалипсиса, которые предлагают все новые и новые символические толкования этого фрагмента. В статье все существующие направления этих толкований книги Откр 5. 1 объединены автором в три наиболее значимых и последовательно проанализированы. Автор в своем выборе ориентировался на те, которые восходят к святоотеческой традиции. Первое толкование состоит в том, что запечатанная книга символизирует Священное Писание Ветхого Завета, раскрываемое Христом и тем самым становящееся понятным. Второе предполагает, что книга обозначает записанные у Бога судьбы мира, передаваемые Христу как Исполнителю замысла Божия и истинному Владыке. Третье — книга символизирует завещание Божие, которое наследует Христос, принявший смерть за людей. Автор показывает некоторую цепочку заимствования этих толкований и выявляет как богословское своеобразие, так и смысловые связи всех означенных толкований книги Откр 5. 1. В результате проделанной работы автор приходит к заключению, что, несмотря явные различия всех трех указанных направлений толкования, они имеют много точек пересечения.
Откровение Иоанна Богослова, Апокалипсис, запечатанная книга Откр 5. 1, семь печатей, Откр 4–5, владычество Христа, символическое толкование, святоотеческая экзегеза, св. Викторин Петавийский, символика завещания, библейская наука
1. Andrej Kesarijskij. Tolkovanie na Apokalipsis sv. Ioanna Bogoslova (Commentary on Revelation). Minsk, 2005.
2. Aune D. E. Revelation 1–5. Word Biblical Commentary. Dallas, 1997.
3. Averkij (Taushev). Chetveroevangelie, Apostol. Rukovodstvo k izucheniju Svjashhennogo Pisanija Novogo Zaveta (Books of New Testament: Gospels, Acts, Epistles. Handbook). Мoscow, 2002.
4. Bauckham R. The Theology of the Book of Revelation. Cambridge, 1993.
5. Beale G. K. The Book of Revelation: a commentary on the Greek Text. Grand Rapids, 1999.
6. Bergmeier R. 1985. Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft, no. 76, pp. 225-242
7. Biguzzi G. I settenari nella struttura dell'apocalisse: analisi, storia della ricerca, interpretazione. Bologna, 1996.
8. Birt T. Die Buchrolle in der Kunst: archaeologisch-antiquarische Untersuchungen zum antiken Buchwesen. Leipzig, 1907.
9. Borret M. (éd.) Origèn. Homélies sur Ezéchiel. Paris, 1989.
10. Borret M. (éd.) Origèn. Homélies sur l’Exod. Paris, 1985.
11. Bulgakov S. Apokalipsis Ioanna. Opyt dogmaticheskogo istolkovanija. (The book of Revelation. Experience of dogmatic commentary). Мoscow, 1991.
12. Caird G. B. A Commentary on the Revelation of St. John the Divine. London, 1984.
13. Chetyrkin V. V. Apokalipsis sv. Apostola Ioanna Bogoslova (The Book of Revelation). Saint Petersburg, 1916.
14. Cuningham M. (ed). Aurelius Prudentis. Carmina. Brepols, 1966.
15. Doignon J. (ed.) Hilarius Pictaviensis Episcopus. Tractatus super Psalmos. Turnhout, 1997.
16. Dulaey M. (ed.) Victorin de Poetovio. Sur l’Apocalypse. Paris, 1997.
17. Giesen H. Die Offenbarung des Johannes. Regensburg, 1997.
18. Glubokovskij N. N. Blagovestie hristianskoj slavy v Apokalipsise sv. apostola Ioanna Bogoslova (The Sermon of the Christian Glory in the Book of Revelation). Saint Petersburg, 2002.
19. Ippolit Rimskij. Tolkovanie na knigu proroka Daniila (Commentary on Daniel). Мoscow, 1998.
20. Koep L. Das himmlische Buch in Antike und Christentum: Eine religionsgeschichtliche Untersuchung zur altchristlichen Bildersprache. Bonn, 1952.
21. Mecger B. Novyj zavet: kontekst, formirovanie, soderzhanie (The Canon of the New Testament: Its Origin, Development, and Significance). Мoscow, 2006.
22. Mowry L. 1952. Revelation 4–5 and Early Christian Liturgical Usage. Journal of Biblical Literature, no. 71, pp. 75-84.
23. Novickij I. B., Pereterskij I. S. (eds.) Rimskoe chastnoe pravo (Roman Private Low). Мoscow, 2013.
24. Osborne G. R. Revelation. Grand Rapids, 2002.
25. Pokrovskij I. A. Istorija Rimskogo Prava (History of the Roman Low). Saint Petersburg, 1999.
26. Prigent P. Apocalypse et liturgie. Neuchatel, 1964.
27. Prigent P. Commentary on the Apocalypse of St. John. Tübingen, 2001.
28. Reichelt G. Das Buch mit den sieben Siegeln in der Apokalypse des Johannes. Göttingen, 1975.
29. Schmid J. (ed.) Der Apokalypse-Kommentar des Andreas von Caesarea. München, 1956.
30. Zahn T. Introduction to the New Testament. Edinburgh, 1909.

Андросова Вероника Александровна

РЕЦЕНЗИИ

Андреев Александр Николаевич

Рец. на кн.: Kelly C. J. Cassian’s Conferences: Scriptural Interpretation and the Monastic Ideal. Farnham; Burlington: Ashagte, 2012. 148 p.

Андреев А. Н. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 1 (45). С. 91-92 — Рец. на кн.: Kelly C. J. Cassian’s Conferences: Scriptural Interpretation and the Monastic Ideal. Farnham; Burlington: Ashagte, 2012. 148 p.
PDF

Андреев Александр Николаевич

Михайлов Петр Борисович

Рец. на кн.: Larchet J.-C. Personne et nature. La Trinité — Le Christ — L’homme. Contributions aux dialogues interorthodoxe et interchrétien contemporains. P.: Cerf, 2011

Михайлов П. Б. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 1 (45). С. 93-100 — Рец. на кн.: Larchet J.-C. Personne et nature. La Trinité — Le Christ — L’homme. Contributions aux dialogues interorthodoxe et interchrétien contemporains. P.: Cerf, 2011
PDF

Михайлов Петр Борисович

Вевюрко Илья Сергеевич

Рец. на кн.: Апполонов А. В., Винокуров В. В., Давыдов И. П., Осипова О. В., Фадеев И. А. MAGNUM IGNOTUM: Алхимия. Иконология. Схоластика. М.: Книжный дом «Либроком», 2012. 224 с.

Вевюрко И. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 1 (45). С. 100-104 — Рец. на кн.: Апполонов А. В., Винокуров В. В., Давыдов И. П., Осипова О. В., Фадеев И. А. MAGNUM IGNOTUM: Алхимия. Иконология. Схоластика. М.: Книжный дом «Либроком», 2012. 224 с.
PDF

Вевюрко Илья Сергеевич

Куповых О.М.

Рец. на кн.: Luehrmann S. Secularism, Soviet Style: Teaching Atheism and Religion in a Volga Republic. Bloomington: Indiana University Press, 2011. 275 p.

Куповых О. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 1 (45). С. 105-114 — Рец. на кн.: Luehrmann S. Secularism, Soviet Style: Teaching Atheism and Religion in a Volga Republic. Bloomington: Indiana University Press, 2011. 275 p.
PDF

Куповых О.М.

Носачев Павел Георгиевич

Рец. на кн.: Hanegraaff W. Esotericism and the Academy: Rejected knowledge in Western culture.Cambridge: Cambridge University press, 2012. 478 p.

Носачев П. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 1 (45). С. 114-119 — Рец. на кн.: Hanegraaff W. Esotericism and the Academy: Rejected knowledge in Western culture.Cambridge: Cambridge University press, 2012. 478 p.
PDF

Носачев Павел Георгиевич

Давыдов Дмитрий

Рец. на кн.: Крылов А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. М.: Икар, 2012. 306 с.

Давыдов Д. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 1 (45). С. 119-123 — Рец. на кн.: Крылов А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. М.: Икар, 2012. 306 с.
PDF

Давыдов Дмитрий

Шилов Евгений Вадимович, священник

Рец. на кн.: Испанские и португальские поэты, жертвы инквизиции: Стихотворения, сцены из комедий, хроники, описания аутодафе, протоколы, обвинитель- ные акты, приговоры / В. Парнах, пер., сост. и коммент. СПб.: Гиперион, 2012. 224 с.

Шилов Е. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 1 (45). С. 123-125 — Рец. на кн.: Испанские и португальские поэты, жертвы инквизиции: Стихотворения, сцены из комедий, хроники, описания аутодафе, протоколы, обвинитель- ные акты, приговоры / В. Парнах, пер., сост. и коммент. СПб.: Гиперион, 2012. 224 с.
PDF

Шилов Евгений Вадимович, священник

ХРОНИКА

XXIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ

XXIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 1 (45). С. 129-146
PDF

Презентация первых двух томов русского издания творений свт. Амвросия Медиоланского

Презентация первых двух томов русского издания творений свт. Амвросия Медиоланского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 1 (45). С. 147-148
PDF

Заседания научно-методологического семинара Богословского факультета

Заседания научно-методологического семинара Богословского факультета // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 1 (45). С. 149-152
PDF

Заседания семинара молодых исследователей Богословского факультета

Заседания семинара молодых исследователей Богословского факультета // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 1 (45). С. 153-157
PDF