БОГОСЛОВИЕ
Воробьёв Владимир Николаевич, протоиерей; Щелкачёв Александр Владимирович, священник
Ссылка на статью:
Щелкачёв А. В. Вера и естественно-научное знание // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 2 (40). С. 7-19
Аннотация
Статья посвящена проблеме отношения веры и разума в научном познании. Авторы показывают положение христианской веры в европейской науке с момента зарождения последней и до нашего времени. Особое внимание уделяется атеистической научной концепции, долгое время господствовавшей в России и не изжившей себя до сих пор.
Ключевые слова
вера, разум, научное познание, христианство, атеизм
Данные об авторе
Воробьёв Владимир Николаевич, протоиерей
Щелкачёв Александр Владимирович, священник
Статья посвящена проблеме отношения веры и разума в научном познании. Авторы показывают положение христианской веры в европейской науке с момента зарождения последней и до нашего времени. Особое внимание уделяется атеистической научной концепции, долгое время господствовавшей в России и не изжившей себя до сих пор.
вера, разум, научное познание, христианство, атеизм
Воробьёв Владимир Николаевич, протоиерей
Щелкачёв Александр Владимирович, священник
Давыденков Олег Викторович, протоиерей
Ссылка на статью:
Давыденков О. В. Некоторые особенности учения о Троице в работах арабохристианских авторов // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 2 (40). С. 20-31
Аннотация
В статье рассматривается тринитарное богословие арабоязычных христианских мыслителей. Автор выявляет особенности триадологии арабохристианских писателей, отличающие ее от троичного богословия греческих и латинских богословов. Особое внимание уделено вопросу о влиянии мусульманской теологии и философии на тринитарное учение арабохристианских авторов.
Ключевые слова
арабохристиане, арабохристианские исследования, арабохристианская литература, тринитарное богословие, исламо-христианская полемика
Данные об авторе
Давыденков Олег Викторович, протоиерей
В статье рассматривается тринитарное богословие арабоязычных христианских мыслителей. Автор выявляет особенности триадологии арабохристианских писателей, отличающие ее от троичного богословия греческих и латинских богословов. Особое внимание уделено вопросу о влиянии мусульманской теологии и философии на тринитарное учение арабохристианских авторов.
арабохристиане, арабохристианские исследования, арабохристианская литература, тринитарное богословие, исламо-христианская полемика
Давыденков Олег Викторович, протоиерей
Коцюба Вячеслав Иванович
Ссылка на статью:
Коцюба В. И. О некоторых аспектах жизни и философии протоиерея Ф. А. Голубинского // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 2 (40). С. 32-45
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые аспекты жизни и взглядов профессора философии МДА первой половины XIX в. протоиерея Феодора Голубинского, приводятся отзывы современников о Голубинском, анализируется контекст, в котором формировались религиозно-философские взгляды Голубинского, его отношение к масонской и мистической традиции, исследуется оценка Голубинским и митрополитом Филаретом (Дроздовым) взглядов Ф. Сидонского и Н. П. Гилярова-Платонова.
Ключевые слова
история русской философии, духовно-академическая философия, Ф. А. Голубинский, Ф. Ф. Сидонский, митрополит Филарет (Дроздов), Н. П. Гиляров-Платонов
Данные об авторе
В статье рассматриваются некоторые аспекты жизни и взглядов профессора философии МДА первой половины XIX в. протоиерея Феодора Голубинского, приводятся отзывы современников о Голубинском, анализируется контекст, в котором формировались религиозно-философские взгляды Голубинского, его отношение к масонской и мистической традиции, исследуется оценка Голубинским и митрополитом Филаретом (Дроздовым) взглядов Ф. Сидонского и Н. П. Гилярова-Платонова.
история русской философии, духовно-академическая философия, Ф. А. Голубинский, Ф. Ф. Сидонский, митрополит Филарет (Дроздов), Н. П. Гиляров-Платонов
Коцюба Вячеслав Иванович
ФИЛОСОФИЯ
Давыдов Иван Павлович
Ссылка на статью:
Давыдов И. П. От иконописи — к иконике (критический анализ эпистемы православной иконологии) // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 2 (40). С. 49-58
Аннотация
В статье выясняется логический объем понятий «иконика», «иконоведение», «иконография», «иконология», «философия иконы», «богословие иконы», с одной стороны, и «иеротопия», «иеротопика» — с другой, а также выстраивается логически непротиворечивая эпистемологическая иерархия «изо/иконо-дисциплин» с учетом метатеоретического и междисциплинарного уровней их компетенции и определяется место православной иконологии в этой иерархии.
Ключевые слова
православная икона, иконический знак, философия иконы, богословие иконы, иконоведение, иконография, иконология, иконика, иеротопия, иеротопика
Данные об авторе
В статье выясняется логический объем понятий «иконика», «иконоведение», «иконография», «иконология», «философия иконы», «богословие иконы», с одной стороны, и «иеротопия», «иеротопика» — с другой, а также выстраивается логически непротиворечивая эпистемологическая иерархия «изо/иконо-дисциплин» с учетом метатеоретического и междисциплинарного уровней их компетенции и определяется место православной иконологии в этой иерархии.
православная икона, иконический знак, философия иконы, богословие иконы, иконоведение, иконография, иконология, иконика, иеротопия, иеротопика
Давыдов Иван Павлович
Лобеева Вера Михайловна
Ссылка на статью:
Лобеева В. М. Религия, наука, философия: основные идеи и особенности концепции Б. Н. Чичерина // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 2 (40). С. 59-72
Аннотация
В статье анализируются основные идеи и особенности концепции религии, науки и философии, предложенной Б. Н. Чичериным. Заявленная тема исследуется на понятийном и онтологическом уровнях. Акцентировано внимание на положениях, представляющих интерес для современной науки и общественной практики.
Ключевые слова
религия, наука, философия, религиозная вера, философская рациональность
Данные об авторе
В статье анализируются основные идеи и особенности концепции религии, науки и философии, предложенной Б. Н. Чичериным. Заявленная тема исследуется на понятийном и онтологическом уровнях. Акцентировано внимание на положениях, представляющих интерес для современной науки и общественной практики.
религия, наука, философия, религиозная вера, философская рациональность
Лобеева Вера Михайловна
Саввин Александр Викторович
Ссылка на статью:
Саввин А. В. Патриотический контекст в отечественных гуманитарных исследованиях на примере «России и европы» (к 190-летию Н. Я. Данилевского) // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 2 (40). С. 73-79
Аннотация
В статье, посвященной 190-летию Н. Я. Данилевского, рассматриваются патриотические и морально-этические константы работы «Россия и Европа» как неотъемлемые части культурно-исторической типологизации, поставившей Н. Я. Данилевского в один ряд с выдающимися философами культуры.
Ключевые слова
Данилевский, «Россия и Европа», патриотизм, отечество, культурно-исторический тип, наука, истина
Данные об авторе
Саввин Александр Викторович
В статье, посвященной 190-летию Н. Я. Данилевского, рассматриваются патриотические и морально-этические константы работы «Россия и Европа» как неотъемлемые части культурно-исторической типологизации, поставившей Н. Я. Данилевского в один ряд с выдающимися философами культуры.
Данилевский, «Россия и Европа», патриотизм, отечество, культурно-исторический тип, наука, истина
Саввин Александр Викторович
Корсаков Аркадий Иванович
Ссылка на статью:
Корсаков А. И. Религия и наука в трудах основателя первого позитивизма // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 2 (40). С. 80-92
Аннотация
Статья посвящена позднему этапу в творчестве Огюста Конта — основателя философии позитивизма. Возникновение и тенденции развития позитивизма были обусловлены общим моментом динамики философской мысли в Европе XIX века, верой в научный метод, который является основным мотивом всякого научного творчества. По идее трех стадий интеллектуальной эволюции, которую Конт разрабатывал вслед за А. Сен-Симоном именно с того момента, когда человечество начинает расставаться со своим «детским и юношеским» религиозно-мистическим периодом, оно обретает черты зрелости и становится чем-то вроде «Бога в себе». Таким образом, позитивизм обнаруживает живой парадокс, обретая в себе религиозно-мистические черты в процессе борьбы с религиозной картиной мира. Это с особенной очевидностью проявилось в поздних произведениях Конта, где в последней редакции своего учения он утверждал, что над иерархией наук, вершиной которых он полагал социологию, находится область еще более высокая, замыкающая всю картину мира, а именно — область религии Человечества.
Ключевые слова
Огюст Конт, первый позитивизм, наука и религия
Данные об авторе
Корсаков Аркадий Иванович
Статья посвящена позднему этапу в творчестве Огюста Конта — основателя философии позитивизма. Возникновение и тенденции развития позитивизма были обусловлены общим моментом динамики философской мысли в Европе XIX века, верой в научный метод, который является основным мотивом всякого научного творчества. По идее трех стадий интеллектуальной эволюции, которую Конт разрабатывал вслед за А. Сен-Симоном именно с того момента, когда человечество начинает расставаться со своим «детским и юношеским» религиозно-мистическим периодом, оно обретает черты зрелости и становится чем-то вроде «Бога в себе». Таким образом, позитивизм обнаруживает живой парадокс, обретая в себе религиозно-мистические черты в процессе борьбы с религиозной картиной мира. Это с особенной очевидностью проявилось в поздних произведениях Конта, где в последней редакции своего учения он утверждал, что над иерархией наук, вершиной которых он полагал социологию, находится область еще более высокая, замыкающая всю картину мира, а именно — область религии Человечества.
Огюст Конт, первый позитивизм, наука и религия
Корсаков Аркадий Иванович
МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СЕМИНАРА
Чепурин Кирилл Валерьевич
Ссылка на статью:
Чепурин К. В. Антропология, христология и эсхатология Гегеля: современный взгляд // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 2 (40). С. 95-110
Аннотация
Статья утверждает важную взаимосвязь антропологии, христологии и эсхатологии в поздней, «берлинской», мысли Гегеля. Согласно предлагаемому здесь взгляду, именно трехчастное событие Христа (Воплощение–Смерть–Воскресение) задает у Гегеля как саму возможность антропологии в ее гегелевском смысле, так и структуру его философии субъективного духа — иными словами, по Гегелю, какова христология, такова и антропология. Кроме того, христология и антропология открывают у Гегеля и важную эсхатологическую перспективу, в центре которой — преображение и Воскресение.
Ключевые слова
Гегель, антропология, христология, эсхатология, Христос, Воскресение
Данные об авторе
Чепурин Кирилл Валерьевич
Статья утверждает важную взаимосвязь антропологии, христологии и эсхатологии в поздней, «берлинской», мысли Гегеля. Согласно предлагаемому здесь взгляду, именно трехчастное событие Христа (Воплощение–Смерть–Воскресение) задает у Гегеля как саму возможность антропологии в ее гегелевском смысле, так и структуру его философии субъективного духа — иными словами, по Гегелю, какова христология, такова и антропология. Кроме того, христология и антропология открывают у Гегеля и важную эсхатологическую перспективу, в центре которой — преображение и Воскресение.
Гегель, антропология, христология, эсхатология, Христос, Воскресение
Чепурин Кирилл Валерьевич
ПУБЛИКАЦИИ
Григорьев Антон Борисович
Ссылка на статью:
Григорьев А. Б. Сочинение митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского «Иго Господне благо и бремя его легко» // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 2 (40). С. 113-138
Аннотация
Первая полная и комментированная публикация богословского труда митрополита Рязанского и Муромского, местоблюстителя Патриаршего престола преосвященного Стефана (Яворского) «Иго Господне благо и бремя Его легко», ставшего ответом на полемическую работу Феофана (Прокоповича) «Повесть о распре Павла и Варнавы с иудействующими и трудность слова Петра апостола о неудобносимом законном иге» и положившего начало одному из интереснейших богословских диспутов XVIII в.
Ключевые слова
Стефан (Яворский), Феофан (Прокопович), иго Господне, грехопадение, Закон Божий, свобода воли, Ветхий Завет, любовь Божия, грех, благодать Божия, оправдание, степени совершенства
Данные об авторе
Григорьев Антон Борисович
Первая полная и комментированная публикация богословского труда митрополита Рязанского и Муромского, местоблюстителя Патриаршего престола преосвященного Стефана (Яворского) «Иго Господне благо и бремя Его легко», ставшего ответом на полемическую работу Феофана (Прокоповича) «Повесть о распре Павла и Варнавы с иудействующими и трудность слова Петра апостола о неудобносимом законном иге» и положившего начало одному из интереснейших богословских диспутов XVIII в.
Стефан (Яворский), Феофан (Прокопович), иго Господне, грехопадение, Закон Божий, свобода воли, Ветхий Завет, любовь Божия, грех, благодать Божия, оправдание, степени совершенства
Григорьев Антон Борисович
РЕЦЕНЗИИ
Крюкова А.Н.
Ссылка на рецензию:
Крюкова А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 2 (40). С. 141-148 — Рец. на кн.: Barnes T. D. Early Christian Hagiography and Roman History. Tübingen: Mohr Siebeck, 2010. XX, 437 p.
Давыдов Иван Павлович
Ссылка на рецензию:
Давыдов И. П. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 2 (40). С. 148-151 — Рец. на кн.: Мюррей М., Рей М. Введение в философию религии. М.: ББИ, 2010 (Богословие и наука). 410 с.
Небольсин Антон Сергеевич
Ссылка на рецензию:
Небольсин А. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 2 (40). С. 152-156 — Рец. на кн.: Майер Г. Послание Иакова / И. В. Просвирякова, пер. М.: ББИ, 2012. 285 с.
Данные об авторе
Небольсин Антон Сергеевич
Небольсин Антон Сергеевич
ХРОНИКА
Ссылка на статью:
Отчет о работе научно-методологического семинара // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 2 (40). С. 159-162