/

Соловьёв Роман Сергеевич

Генезис термина «неоплатонизм» и порожденные им историографические штампы


Соловьёв Р. С. Генезис термина «неоплатонизм» и порожденные им историографические штампы // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 106. С. 69-88.

DOI: 10.15382/sturI2023106.69-88

Аннотация

В статье прослеживается история деления платонической традиции на средний и новый платонизм, а также возникновение и бытование термина «неоплатонизм». Полезное в свое время, разделение платонизма на периоды древней академии, среднего и нового платонизма в настоящее время мешает составлению достоверной исторической картины, поскольку оно на поверку оказывается совсем не строгим в отношении таких авторов как Лонгин, Халкидий, Нумений, Амелий и Порфирий, а также создает впечатление о замкнутости означенных периодов как в диахроническом, так и в синхроническом измерении. Термин неоплатонизм был введен в немецкой историографии Я. Брукером и изначально сообщал резко негативную оценку анализируемому периоду. Неприязнь к специфическому типу философствования заставил учеников Брукера четко разграничивать первоначальный платонизм и последующие «искажения». Анализ употреблений термина у Брукера показывает его ангажированный характер, искажающий репрезентацию позднего платонизма и создающий штамп, согласно которому терминологический разрыв представляет собой действительный перелом в позднеантичном платонизме. Такой подход вызвал в среде исследователей маргинализацию неоплатонизма, представляемого как самодостаточная и замкнутая школа, непроницаемая для влияния прочих философских школ, в том числе и христианства (подход, разделяемый Г. Дёрри, Л. Бриссоном, А. Сегоном, Ф. Оффманом и К. де Фогель). Автор установил причины пейоративного отношения к поздним платоникам в науке нового XVIII – пер. пол. XX вв., не учитывающей самовосприятие платоников и их метод работы с философским материалом, а также анализирует современные попытки переоценки устоявшейся классификации (Л. Катана, Л. Джерсон, Т. Родригез). Приводимые в статье примеры межшкольного взаимодействия (Кельс, Нумений, св. Иустин, Амелий и Порфирий) не только в диахроническом, но и в синхроническом аспекте позволили поставить под сомнение необходимость сохранения термина «неоплатонизм», а также штампа о закрытости римской платонической школы III в.

Ключевые слова

позднеантичная философия, неоплатонизм, средний платонизм, историографические штампы, Я. Брукер, Плотин,

Список литературы

  1. Диллон Дж. Средние платоники. 80 г. до н. э. — 220 н. э. СПб.: Изд-во Олега Абышко; Алетейя, 2002.
  2. Зуева Е. В. Влияние пересказанных диалогов Платона на литературную форму «Диалога с Трифоном Иудеем» св. Иустина Философа: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.14. М., 2011.
  3. Кудрявцев О. Ф. Флорентийская Платоновская академия. Очерк истории духовной жизни ренессансной Италии. М.: ЛУМ, 2018.
  4. Месяц С. В. Ямвлих // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 837–848.
  5. Шичалин Ю. А. История античного платонизма в институциональном аспекте. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2000.
  6. Alsted J. H. Encyclopaedia septem tomis distincta. Vol. 1–2. Herborn, 1630.
  7. Annas J. Platonic Ethics, Old and New. Ithaca; L.: Cornell University Press, 1999.
  8. Bayle P. Plotin // Dictionnaire historique et critique / par M. Bayle. Rotterdam: Chez Reinier Leers, 1697. Vol. II. P. 2. P. 854–860.
  9. Brittain Ch. Plato and Platonism // The Oxford Handbook of Plato / G. Fine, ed. Oxford: Oxford University Press, 20192. P. 530–541.
  10. Brucker J. J. Historia critica philosophiae a mundi incunabulis ad nostram usque aetatem deducta. T. 3. Lipsiae: Impensis haered. Wiedemanni et Reichii, 1742.
  11. Burnyeat M. F. Platonism in the Bible: Numenius of Apamea on ‹Exodus› and Eternity // Metaphysics, Soul, and Ethics in Ancient Thought. Themes from the Work of Richard Sorabji / R. Salles, ed. Oxford: Clarendon Press, 2005. P. 143–169.
  12. Büschung A. F. Grundriß einer Geschichte der Philosophie und einiger wichtigen Lehrsä tze derselben. Bd. 2. Berlin: Bosse, 1774.
  13. Catana L. Changing Interpretations of Plotinus: The 18th-Century Introduction of the Concept of a “System of Philosophy” // International Journal of Platonic Tradition. 2013. Vol. 7 (1). P. 50–98.
  14. Catana L. Late Ancient Platonism in Eighteenth-Century German Thought. Cham: Springer Nature, 2019.
  15. Catana L. The Concept “System of Philosophy”: The Case of Jacob Brucker’s Historiography of Philosophy // History and Theory. 2005. Vol. 44 (1). P. 72–90.
  16. Catana L. The Origin of the Division between Middle Platonism and Neoplatonism // Apeiron. 2013. Vol. 46/2. P. 166–200.
  17. De Vogel C. J. Platonism and Christianity: A Mere Antagonism or a Profound Common Ground? // Vigiliae Christianae. 1985. Vol. 39 (1). P. 1–62.
  18. Dillon J. St John in Amelius’ Seminar // Late Antique Epistemology: Other Ways to Truth / P. Vassilopoulou, S. R. L. Clark, ed. Great Britain: Palgrave Macmillan UK, 2009. P. 30–43.
  19. Dillon J. The Middle Platonists. A Study of Platonism 80 B. C. to A. D. 220. N. Y.: Ithaca, 1996.
  20. Dörrie H. Die Andere Theologie // Theologie und Philosophie. 1981. Bd. 56 (1). S. 1–46.
  21. Dörrie H. Une exégèse néoplatonicienne du Prologue de l’Évangile de saint Jean (Amélius chez Eusèbe) // Épektasis: mélanges patristiques off erts au cardinal Jean Daniélou. P.: Beauchesne, 1972. P. 75–87.
  22. Eberhard J. A. Allgemeine Geschichte der Philosophie zum Gebrauch akademischer Vorlesungen. Halle: Hemmerd, 1788.
  23. Eunapios aus Sardes. Biographien über Philosophen und Sophisten / M. Becker, Hrsg. Stuttgart, 2013.
  24. Fülleborn G. G. Neuplatonische Philosophie // Beyträge zur Geschichte der Philosophie, 12 Bds., 1791–1799. Bd. III. Züllichau; Freystadt: Fromannischen Buchhandlung, 1793. S. 70–85.
  25. Gibbon E. The History of the Decline and Fall of the Roman Empire / D. Womersley, ed. Vol. 1. L.: Allen Lane, 1994.
  26. Guthrie K. S. Numenius of Apamea, the Father of Neo-Platonism: Works, Biography, Message, Sources, and Infl uence. L.: G. Bell & sons, 1917.
  27. Hager F. P. Zur Geschichte, Problematik und Bedeutung des Begriff es “Neuplatonismus” // Diotima. 1983. Bd. 11. S. 98–110.
  28. Hegel G. W. F. Sämtliche Werke. Jubiläumsausgabe in zwanzig Bänden / H. Glockner, Hrsg. Vol. XIX. Stuttgart: F. Frommanns Verlag, 1959.
  29. Horn G. Historiae philosophicae libri septem. Quibus de origine, successione, sectis & vita philosophorum ab orbe condito ad nostram aetatem agitur. Lugduni Batavorum [= Leiden]: Apud Johannem Elsevirium, 1655.
  30. Jamblich, Pythagoras: Legende — Lehre — Lebensgestaltung / M. von Albrecht, J. Dillon, M. George, Mi. Lurje, D. S. du Toit, Hrsg. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2002 (SAPERE, Band IV).
  31. Jerphagnon L. Les sous-entendu anti-chrétiens de la Vita Plotini ou l’évangile de Plotin selon Porphyre // Museum helveticum. 1990. Vol. XLVII. P. 41–52.
  32. Joensen J. De scriptoribus historiae philosophicae libri IV. Francofurti: Ex offi cina Thom. Matth. Gö tzii Prælo Vogeliano, 1659.
  33. Kristeller P. O. The Philosophy of Marsilio Ficino. N. Y.: Columbia University Press, 1943.
  34. Meiners C. Grundriss der Geschichte der Weltweisheit. Lemgo: Im Verl. der Meyerschen Buchh., Meyer, 1786.
  35. Meinhardt H. Neuplatonismus // Historisches Wörterbuch der Philosophie / J. Ritter, Hrsg. 13 Bds. Basel; Stuttgart: Schwabe & Co, 1971–2007. Bd. 6 (Mo — O), 1984. Сol. 754–756.
  36. Miller P. C. Biography in Late Antiquity: A Quest for the Holy Man. Berkeley: University of California Press, 1983.
  37. Neoplatonic Saints: the Lives of Plotinus and Proclus by their Students / M. Edwards, ed. Liverpool: Liverpool University Press, 2000.
  38. Olearius G. De secta eclectica // Stanley T. Historia philosophiae, vitas, opiniones, resque gestas, et dicta philosophorum sectae cujusvis complexa / auctore Thoma Stanleio, ex anglico sermone in latinum translata [a Godofredo Oleario], emendata et variis dissertationibus atque observationibus passim aucta. Leipzig: apud T. Fritsch, 1711. P. 1205–1222.
  39. Réville A. Apollonius of Tyana: The Pagan Christ of the Third Century. L.: J. C. Hotten, 1866.
  40. Rodríguez T. ¿Basta con desechar la categoría “neoplatonismo” para rehabilitar a los neoplatónicos? // Signos Filosófi cos. 2015. Vol. XVII. № 33. P. 8–27.
  41. Saffrey A. D. Pourquoi Porphyre a-t-il édité Plotin? // Porphyre. La Vie de Plotin, Etudes d’introduction, texte grecque etc. / L. Brisson, éd. P.: Vrin, 1992. T. II. P. 31–64.
  42. Schneider J. Das Eklektizismus-Problem der Philosophiegeschichte // Jacob Brucker (1696– 1770): Philosoph und Historiker der europäischen Aufklärung / W. Schmidt-Biggemann, Th. Stammen, Hrsg. Berlin: Akademie Verlag, 1998. S. 135–158.
  43. Sedley D. Plato’s Auctoritas and the Rebirth of the Commentary Tradition // Philosophia Togata II: Plato and Aristotle at Rome / J. Barnes, M. Griffi n, ed. Oxford, 1997. P. 110–129.
  44. Shichalin Yu. The Traditional View of Late Platonism as a Self-contained System // Studia Patristica. Vol. LXII. Papers Presented at the Sixteenth International Conference on Patristic Studies Held in Oxford 2011 / M. Vinzent, ed. Vol. 10: The Genres of Late Antique Literature. 2013. P. 3–9.
  45. Simmons M. B. The Function of Oracles in the Pagan-Christian Confl ict during the Age of Diocletian: the Case of Arnobius and Porphyry // Studia Patristica / E. A. Livingstone, ed. Vol. XXXI. Leuven: Peeters Publishers, 1997. P. 349–356.
  46. Stamatellos G. Plotinus and the Presocratics. A Philosophical Study of Presocratic Infl uence in Plotinus’ Enneads. Albany: State University of New York Press, 2007.
  47. Tardieu M. Les gnostiques dans la Vie de Plotin // Porphyre. La Vie de Plotin, Etudes d’introduction, texte grecque etc. / L. Brisson, éd. P.: Vrin, 1992. T. II. P. 503–546.
  48. Tennemann W. G. Geschichte der Philosophie. Leipzig: J. A. Barth, 1798–1819. Bd. VI. The Cambridge History of Philosophy in Late Antiquity: in 2 vols / L. P. Gerson L. P., ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. Vol. 1.
  49. Vossius G. J. De philosophia et philosophorum sectis libri II. Hagae-Comitis: A. Vlacq., 1657.
  50. Zeller E. Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwicklung. 3 Theil. 2 Abtheilung. Die nacharistotelische Philosophie / 2 Halfte. Leipzig: Fues’s Verlag (R. Reisland), 18813.
  51. Zeyer K. Neuplatonismusrezeption im Umfeld der deutschen Idealisten — eine Recherche mit Blick auf Schelling und Cusanus // Verbum. 2012. Vol. 14. S. 61–81.

Данные об авторе

Соловьёв Роман Сергеевич


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, Лихов пер. д. 6/1;
ORCID: 0000-0002-0833-0624;
Электронный адрес: solorom@gmail.com.