/

Храмов Александр Валерьевич

Сотворил ли Бог окаменелости? К истории одной идеи


Храмов А. В. Сотворил ли Бог окаменелости? К истории одной идеи // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 104. С. 29-45.

DOI: 10.15382/sturI2022104.29-45

Аннотация

В статье рассматривается концепция прохронизма, в соответствии с которой мир был сотворен с признаками древности. Показано, что ее истоки восходят к средневековому учению о двойственной истине и философии Р. Декарта, предполагавшего, что космологические теории о происхождении мироздания носят условный характер, тогда как на самом деле Бог создал мир в законченном виде. Свой расцвет гипотеза мнимого прошлого пережила в первой половине XIX века, когда в связи с открытиями геологии и палеонтологии встал вопрос о том, как примирить новые данные о возрасте Земли и жизни на ней с библейской хронологией. Наиболее полное выражение эта гипотеза получила в книге «Омфалос, или попытка развязать геологический узел» (1857) английского натуралиста Филиппа Госсе, обсуждалась она и в американском протестантизме. В дарвиновскую эпоху интерес к прохронизму выказывали не только христианские мыслители, но также светские философы и научные фантасты. Элементы этой концепции также вошли в идейный арсенал библейских геологов XIX в. и их идейных продолжателей – младоземельных креационистов XX в. Проанализированы основные возражения, выдвигавшиеся против прохронизма. Согласно наиболее популярному из них, если бы Бог заставил мир выглядеть старше своего возраста, то это было бы равносильно подлогу, что противоречит представлению о Его всеблагости. Но с точки зрения прохронистов наличие следов несуществующего прошлого – это необходимость, а не произвольный обман, поскольку Бог, «запустив» мировую историю не с самого начала, должен был учесть все ее пропущенные этапы, чтобы не нарушить логику причинно-следственных связей. Обсуждается применимость прохронизма к проблеме дочеловеческих страданий. Делается вывод, что это учение, несмотря на его контринтуитивность и неоднозначную репутацию, является довольно последовательным и способно выстоять перед лицом критики.

Ключевые слова

наука и религия, эволюционизм, Шестоднев, младоземельный креационизм, окказионализм, сокрытость Бога,

Список литературы

  1. Витгенштейн Л. Культура и ценность. О достоверности. М.: АСТ, Астрель, 2010.
  2. Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера (автобиография): дневник работы и жизни. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957.
  3. Дарвин Ч. Избранные письма. М.: Изд-во иностранной литературы, 1950.
  4. Декарт Р. Первоначала философии // Сочинения. М.: Мысль, 1989. Т. 1. С. 297–422.
  5. Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. Л.: Наука, 1984.
  6. Хэллем Э. Великие геологические споры. М.: Мир, 1985.
  7. Храмов А. В. Дни творения и геологическое время в британской богословской и научной мысли первой пол. XIX в. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 2 (26). С. 75–97.
  8. Храмов А. В. Теистический эволюционизм и проблема теодицеи // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 83. С. 26–44.
  9. Фармер Ф. За стенами Терры // Миры Филипа Фармера. М.: Полярис, 1996. С. 287–291.
  10. Шелленберг Дж. Л. Сокрытость Бога и разум человека. М.: Академический проект, 2021.
  11. Anonymous author. A Brief and Complete Refutation of the Anti-Scriptural Theory of Geologists. L.: Wertheim and Macintosh, 1853.
  12. Anonymous author. The Creative Week: Being a Secular Exposition of the Mosaic Record of Creation. Edinburgh: Maclachlan and Stewart, 1856.
  13. Bianchi L. From Pope Urban VIII to Bishop Étienne Tempier: the Strange History of the “Doctrine of Double Truth” // Freiburger Zeitschrift fur Philosophie und Theologie. 2017. Vol. 64. P. 9–26.
  14. Browne T. Pseudodoxia Epidemica, or, Enquiries into Very Many Received Tenents and Commonly Presumed Truths. L.: E. Dod, 1658.
  15. Chateaubriand F. R. The Genius of Christianity. Baltimore: J. Murphy and co., 1871.
  16. [Dabney R. L.] Geology and the Bible // The Southern Presbyterian Review. 1861. Vol. XIV. № 2. P. 246–274.
  17. Davies T. A. Cosmogony, or the Mysteries of Creation. N. Y.: Rudd and Carlton, 1857.
  18. Davies T. A. Answer to Hugh Miller and Theoretic Geologists. N. Y.: Rudd and Carlton, 1860.
  19. Gosse P. H. Omphalos: an Attempt to Untie the Geological Knot. L.: John Van Voorst, 1857.
  20. Gould S. J. Adam’s Navel // The Flamingo’s Smile: Refl ections in Natural History. N. Y.: Norton, 1985. P. 99–113.
  21. Gould S. J. Time’s Arrow, Time’s Cycle: Myth and Metaphor in the Discovery of Geological Time. Cambridge, L.: Harvard University Press, 1987.
  22. Hale P. J. Darwin’s Other Bulldog: Charles Kingsley and the Popularisation of Evolution in Victorian England // Science & Education. 2012. Vol. 21. P. 977–1013.
  23. Hitchens C. God is not Great. How Religion Poisons Everything. Crows Nest: Allen & Unwin, 2007.
  24. Klose J. Philip Gosse’s Omphalos and the Creationist Problem of Measuring Miracles // Theology and Science. 2021. Vol. 19. P. 406–421.
  25. Lamarck J. B. Hydrogeologie. P.: Muséum d’histoire naturelle, 1802.
  26. Murray M. J. Nature Red in Tooth and Claw: Theism and the Problem of Animal Suffering. Oxford: Oxford University Press, 2008.
  27. Penn G. A Comparative Estimate of the Mineral and Mosaical Geologies. Vol. 1, 2. L.: J. Duncan, 1825.
  28. Pye-Smith J. On the Relation between the Holy Scriptures and Some Parts of Geological Sciences. N. Y.: D. Appleton and co., 1840.
  29. Rose W. An Explanation of the Author’s Opinions on Geology. Birmingham: M. Billing, son and co., 1867.
  30. Russell B. The Analysis of Mind. L.: G. Allen and Unwinn ltd., 1922.
  31. Sayers D. L. Unpopular opinions. L.: Victor Gollancz, 1946.
  32. Vilbig R. John Henry Newman’s View of the “Darwin Theory” // Newman Studies Journal. 2011. Vol. 8. P. 52–61.
  33. Yeo J. J. Plundering the Egyptians. The Old Testament and Historical Criticism at Westminster Thelogical Seminary (1929–1998). N. Y.: University Press of America, 2010.

Данные об авторе

Храмов Александр Валерьевич


Ученая степень: кандидат биологических наук;
Место работы: Палеонтологический институт РАН; 117647 Москва, Профсоюзная ул., д. 123; Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия; 115035, Москва, Пятницкая ул., д. 4/2, стр. 5;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6888-5162;
Электронный адрес: a_hramov89@mail.ru.