/

Золотухин Всеволод Валерьевич

Как возможно приращение знания в теологии?


Золотухин В. В. Как возможно приращение знания в теологии? // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 104. С. 9-28.

DOI: 10.15382/sturI2022104.9-28

Аннотация

Данная статья посвящена вопросу возможности приращения знания в сфере теологии подобно тому, как это приращение возможно в гуманитарных науках. Решение вопроса о научности теологии затрудняется (1) ее всякий раз конфессиональной аффилиацией, (2) множественностью теологий и их конкретно-исторических понятийных и эпистемологических рамок; (3) соответствующим несовпадением и несопоставимостью теологий друг с другом. Предлагается демаркировать применительно к теологии два значения термина «наука»: домодерная «наука1» как связная система утверждений о мире безотносительно эмпирической верифицированности ее посылок и современная «наука2» как максимально строгое знание об объективной, в том числе социальной реальности. Обосновывается тезис, что для теологии не существует непреодолимых эпистемологических препятствий к обладанию научным базисом во втором значении: для этого ей нужно обращение к близким областям религиоведения, к примеру, к психологии религии. В статье представлены два примера такого междисциплинарного сотрудничества: (1) учение о структуре религиозного переживании немецких протестантских теологов/психологов религии К.Гиргензона и В.Грюна и (2) учение о социально-политическом аспекте религиозной конверсии сальвадорского иезуита И.Мартин-Баро. В обоих случаях присутствует опора на опытные данные (в первом случае — составной психологический эксперимент по методу Вюрцбургской школы, а во втором — данные опросов и интервью). И там, и там знание было приращено, — в первом случае о том, как протекает, и чем характеризуется религиозное переживание, а во втором — о том, как соотносится конверсия со сменой политических взглядов и стратегиями социального поведения.Подобные данные дают простор для оспоримого теоретического обобщения, как это типично имеет место в гуманитарном знании, самое близкое — в философии религии. Такое сближение при должной методологической корректности не вредит ни сфере теологии как рефлексии верующего интеллектуала, ни сфере психологии религии, и может иметь место в рамках различных конфессиональных традиций, не противопоставляющих себя новоевропейской рациональности.

Ключевые слова

эпистемология гуманитарного знания, критерии научности, теология, психология религии, секуляризация, К. Гиргензон, В. Грюн, И.Мартин-Баро

Список литературы

  1. Ал-Хушт М. ‘У. Мадхал ʼилā фалсафат ад-д•н. Каир: Дāр Ḳубāʼ, 2001.
  2. Демченко М. Б. Опыт инкультурации христианства в Индии в середине XX века: на примере деятельности Жюля Моншанена и Анри Лё Со: дис. ... канд. культурологии. М.: РГГУ, 2011.
  3. Золотухин Вc. В. Рождение наук о религии из духа теологии // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 92. С. 76–97.
  4. Митрополит Волоколамский Иларион: Теология — это научное обоснование религиозного мировоззрения. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4844284.html (дата обращения: 14.01.2022).
  5. Протоиерей Павел Хондзинский: Наша сверхидея — восстановление прав богословской науки. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5005569.html (дата обращения: 14.01.2022).
  6. Canesi A. Vorläufi ge Untersuchungen über die Psychologie des Gebets // Archiv für Religionspsychologie. 1936. Bd. 6. S. 13–72.
  7. Demmrich S., Wolfradt U. Die ‘Gottesidee’ als Wesensmerkmal der Religion im Denken Karl Girgensohns // Zeitschrift für Neuere Theologiegeschichte. 2019. Vol. 26 (2). S. 86–103.
  8. Dussel E. D. Teología de liberación y socialismo // Mysterium Liberationis. Conceptos fundamentales de la Teología de Liberación / I. Ellacuría, J. Sobrino, eds. Vol. 1. Madrid: Trotta, 19942. P. 115–144.
  9. Feil E. Religio. In 4 Bde. Göttingen: Vandenhoeck&Rupprecht, 1986–2007.
  10. Girgensohn K. Der seelische Aufbau des religiösen Erlebens. Leipzig: S. Hirzel, 1921.
  11. Girgensohn K. Grundriss der Dogmatik. Leipzig: A. Deichert, 1924.
  12. Girgensohn K. Religionspsychologie, Religionswissenschaft und Theologie. Leipzig: A. Deichert, 1925.
  13. Gruehn W. Das Werterlebnis. Eine religionspsychologische Studie auf experimenteller Grundlage. Leipzig: S. Hirzel, 1924.
  14. Gruehn W. Ein baltisches Gelehrtenleben. Karl Girgensohn’s religionspsychologische Entwicklung. Hamburg: Volkswacht-Verlag, 1925.
  15. Gruehn W. Empirische Theologie. (Zur Einführung) // Archiv für Religionspsychologie. 1936. Bd. 6. S. IX–XVIII.
  16. Gruehn W. Neuere Untersuchungen zum Wertproblem. Dorpat: C. Mattiesen, 1920.
  17. Gruehn W. Religionspsychologie. Breslau: F. Hirt, 1926.
  18. Martín-Baró I. “Sólo Dios salva”. Sentido político de la conversión religiosa. El Salvador, 1989.
  19. Martín-Baró I. La religión, ese opio del pueblo // El Espectador. Bogota, 15.08.1965.
  20. Martín-Baró I. Psicología de la liberación. Madrid: Trotta, 1998.
  21. Raitz von Frentz Е. Das religiöse Erlebnis im psychologischen Laboratorium // Stimmen der Zeit. Monatsschrift für das Geistesleben der Gegenwart. Bd. 109. Freiburg im Breisgau: Herder, 1925. S. 200–214.
  22. Tiele C. P. Het wezen en de oorsprong van den godsdienst // Theologische Tij dschrift. 1871. Bd. 5. P. 373–406.
  23. Tiele C. P. Theologie en godsdienstwetenschap // De Gids. Bd. XXX (May 1866). P. 205–244.
  24. Van Belzen J. A. Religionspsychologie. Eine historische Analyse im Spiegel der Internationalen Gesellschaft. Berlin: Springer, 2015.
  25. Wulff D. M. Experimental Introspection and Religious Experience: the Dorpat School of Religious Psychology // Journal of the History of the Behavioral Sciences. 1985. Vol. 21. P. 131–150.

Данные об авторе

Золотухин Всеволод Валерьевич


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: НИУ "Высшая школа экономики"; Российская Федерация, 105066, г. Москва, Старая Басманная ул., 21/4, стр. 1;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-4405-5543;
Электронный адрес: vakis2011@gmail.com.