/

Забаев Иван Владимирович

Смирение и взаимность: религиоведческий анализ Этоса современного русского православия


Забаев И. В. Смирение и взаимность: религиоведческий анализ Этоса современного русского православия // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 102. С. 87-116.

DOI: 10.15382/sturI2022102.87-116

Аннотация

В статье рассматривается смирение как одна из ключевых категорий в практическом этосе русского православия. Обсуждаются и формулируются связанные с этой категорией социологические и богословские проблемы. Основной акцент делается на анализе отношений в паре «смиряющийся – тот, кто смиряет». Формулировка проблемы смирения именно в таком виде не обязательна, но именно она получила сегодня определенное распространение в православном дискурсе. Редукция всей полноты проблемы именно к такой конфигурации отношений, оставляет вне рассмотрения многие важные сюжеты, но одновременно позволяет сконцентрироваться на одной проблемной точке, отмечаемой в современном православном дискурсе.Для обсуждения логики этики смирения выбран один из обзорных богословских текстов, описывающий в том числе этику мирян – «Аскетизм по православно-христианскому учению» С. Зарина. На его основе описано доминирующее толкование – «смирение как принятие унижений». Опираясь на тексты, обсуждающие смирение как внутри Церкви, так и за её пределами, автор показывает, что одна из центральных добродетелей русского православия воплощается в такой практике, которая имеет ряд «неоднозначных» последствий.Одновременно автор указывает на глубокую укорененность категории смирения в православной этике и предлагает обратиться к текстам Нового Завета в поисках нюанса в понимании смирения и предложений к воплощению этой добродетели в практике, способных минимизировать указанные неоднозначные следствия. Этот нюанс – взаимность – автор находит в посланиях ап. Павла. При помощи анализа значения смирения и употребления этого понятия в тексте посланий ап. Павла, показывается важность взаимности акторов, вступающих во взаимодействие. В завершении обсуждается наличие подобной интерпретации в русской православной традиции, а именно в текстах Феофана Затворника. Таким образом обосновывается предположение о том, что подобная интерпретация не является чуждой православному мировоззрению. Автор предполагает, что акцент на взаимности в понимании и практике смирения мог бы помочь снять ряд негативных эффектов, фиксируемых сегодня (и фиксировавшихся ранее) как внутри Церкви, так и вне ее.

Ключевые слова

апостол Павел, православная этика, смирение, взаимность, социальные отношения, С. Зарин, Феофан Затворник

Список литературы

  1. Бирюкова М. Учебник радости. О книгах Николая Пестова // Православная вера. 2013. № 6 (482). URL: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/2013-03-31-23-17-34-uchebnik (дата обращения: 29.11.2019).
  2. Богданова Т. А., Доброцветов П. К. Зарин // Православная энциклопедия. Т. 19. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. С. 650–657.
  3. Булгаков С. Героизм и подвижничество // Булгаков С. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. СПб.: Изд-во РХГИб, 1997. С. 275–299.
  4. Василий Великий, свт. Творения. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. Т. 2.
  5. Георгий (Тертышников), архим. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М.: Правило веры, 1999. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertyshnikov/svjatitelfeofan-zatvornik-i-ego-uchenie-o-spasenii/1_16 (дата обращения: 17.02.2022).
  6. Забаев И. Основные категории хозяйственной этики современного русского православия: социологический анализ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012.
  7. Забаев И. Смирение в хозяйственной этике Русской Православной Церкви использование социологии религии Макса Вебера для анализа современного русского православия // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 36 (4). С. 175–202.
  8. Забаев И., Кострова Е. Этос vs. габитус: этический компонент в «Протестантской этике» М. Вебера // Социология власти. 2020. № 4 (32). С. 45–67.
  9. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению: этико-богословское исследование. Т. 1: Основоположительный. СПб.: Типо-литография С.-Петербургской тюрьмы, 1907.
  10. Иоанн Лествичник, прп. Лествица, возводящая на небо. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007.
  11. Кикоть М. Исповедь бывшей послушницы. М.: Эксмо, 2017.
  12. Климент, митр. Калужский и Боровский. Служение святителя Феофана Затворника (Вышенского) в Палестине в первом составе Русской духовной миссии (1847–1853 гг.) // Феофановские чтения: сб. науч. статей. Рязань: Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина, 2017.
  13. Кнорре Б., Мурашова А. Реципрокность «по благословению»: дискуссионные вопросы дарообмена в церковном социальном пространстве // Социологическое обозрение. 2019. Т. 18. № 4. С. 186–211.
  14. Коноваленко Т. Г. Смирение как ключевой концепт православной языковой картины мира // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. Т. 37. № 7. С. 101–104.
  15. Кравец С. Мы делаем энциклопедию силами всего православного мира // Журнал Московской Патриархии. 2019. Т. 6. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5465100.html (дата обращения: 17.02.2022).
  16. Лизгунов П. Понятие смирения у мужей апостольских и ранних апологетов // Богословский вестник. 2019. № 1 (32). С. 172–191.
  17. Лизгунов П. Понятие смирения: история и современные интерпретации // Провинциальные научные записки. 2018. № 1 (7). С. 86–91.
  18. Лопухин А. П. Толковая Библия. Руководство к библейской истории Ветхого и Нового Завета. СПб.: СЗКЭО, 2018.
  19. Попова Т. Г. Лествица Иоанна Синайского в славянской книжности. Саарбрюкен, 2011.
  20. Попова Т. Г. Русские рукописи «Лествицы» Иоанна Синайского // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2016. Вып. 1 (46). С. 93–101.
  21. Попова Т. Г. Лествица Иоанна Синайского в литературе и культуре Руси // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2010. № 1 (4). С. 7–16.
  22. Преосвященный Феофан как писатель-богослов // Церковный вестник. 1894. № 4. С. 51–52.
  23. Семенова Н. В. Лексика самооценки в истории русского языка: покорность // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. № 1. С. 25–32.
  24. Сергий (Соколов), еп. От внешнего к внутреннему. Жизнеописание Н. Е. Пестова. Новосибирск, 1997. URL: http://www.orthedu.ru/knigi/pestov/main.htm (дата обращения: 17.02.2022).
  25. Сидоров А. И. Монументальной труд по святоотеческой аскетике С. М. Зарина // Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское исследование. М.: Паломник, 1996. С. III–XXXII.
  26. Тареев М. О книге Зарина «Аскетизм» // Он же. Философия жизни. Сергиев Посад, 1916. С. 208–239.
  27. Уминский А., прот., Данилова А. Смирился сам — смири и другого // Правмир. 17 дек. 2015. URL: https://www.pravmir.ru/smirilsya-sam-smiri-i-drugogo/ (дата обращения: 17.02.2022).
  28. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2010.
  29. Феофан Затворник, свт. Толкование Посланий апостола Павла к Колоссянам, к Филиппийцам. М.: Правило веры, 2005.
  30. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж: YMCA-Press, 1983.
  31. Хархордин О. Обличать и лицемерить: генеалогия российской личности. СПб.: Изд-во ЕУСПб, 2002.
  32. Хитров М. И., прот. Преосвященный Феофан, Затворник Вышенский. М.: ПСТБИ, 1992 (репринт издания Типо-литография И. Ефимова, 1905 г.).
  33. Шульчева-Джарман О. Хамство в Церкви, или «Вас батюшка тоже смирил?» // Правмир. 2015. URL: https://www.pravmir.ru/hamstvo-v-tserkvi-ili-vas-batyushka-tozhe-smiril/(дата обращения: 17.02.2022).
  34. Adnès P. Humilité // Dictionnaire de Spiritualité Ascétique et Mystique. Vol. 7 / M. Viller et al., ed. P.: G. Beauchesne et ses fi ls, 1969. P. 1136–1187.
  35. Banks R. J. Paul’s Idea of Community: The Early House Churches in Their Cultural Setting. Peabody: Hendrickson, 1994.
  36. Barclay J. M. G. Paul and the Gift. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 2015.
  37. Becker E.-M. Der Begriff der Demut bei Paulus. Tübingen: Mohr Siebeck, 2016.
  38. Blanton Th. R. IV. A Spiritual Economy: Gift Exchange in the Letters of Paul of Tarsus. Yale University Press, 2017.
  39. Bonheim G., Regehly T. Mystik und Totalitarismus. Berlin: Weißensee Verlag, 2013 (Böhme-Studien. Beiträge zu Philosophie und Philologie. Bd. 3).
  40. Briones D. Mutual Brokers of Grace: A Study in 2 Corinthians 1.3-11 // New Testament Studies. 2010. Vol. 56. № 4. P. 536–556.
  41. Bromley G. W. The International Standard Bible Encyclopedia. Volume II. Grand Rapids, Mich.: W.B. Eerdmans, 1979.
  42. Burke T. J. Family Matters: A Socio-Historical Study of Kinship Metaphors in 1 Thessalonians. Edinburgh: T&T Clark, 2003.
  43. Chirkov V., Knorre B. Russian Orthodoxy and Human Motivation: The Categories of ‘Sin’, ‘Humility’, and ‘Obedience’ in the Context of Human Agency and Autonomy // Journal of Psychology and Christianity. 2015. Vol. 34. No. 1. P. 26–39.
  44. Conze W. (2004) Beruf // Geschichtliche Grundbegriff e. Historisches Lexikon zur politischsozialen Sprache in Deutschland. Bd. 1: A-D. Stuttgart: Klett-Cotta, 2004. S. 490–507.
  45. Dihle A. Demut // Reallexikon für Antike und Christentum. Sachwörterbuch zur Auseinandersetzung des Christentums mit der antiken Welt. Bd. III / F. J. Dölger et al., Hrsg. Stuttgart: Anton Hiersemann, 1937. S. 735–778.
  46. Dik B. J. et al. Humility in Career Development // Handbook of Humility: Theory, Research, and Applications / E. L. Worthington et al., ed. Abingdon; N. Y.: Routledge, 2016. P. 207–220.
  47. Downs D. J. The Offering of the Gentiles: Paul’s Collection for Jerusalem in Its Chronological, Cultural, and Cultic Contexts. Tübingen: Mohr Siebeck, 2008.
  48. Dunnington K. Humility, Pride, and Christian Virtue Theory. Oxford University Press, 2018.
  49. Ehrensperger K. Paul and the dynamics of power: Communication and interaction in the early Christ-movement. L.: Bloomsbury Publishing, 2007.
  50. Feldmeier R. Macht-Dienst-Demut: Ein neutestamentlicher Beitrag zur Ethik. Tübingen: Mohr Siebeck, 2012.
  51. Foulcher J. Reclaiming Humility: Four Studies in the Monastic Tradition. Collegeville: Liturgical Press, 2015.
  52. Gromacki G. Paul’s Ecclesiology of Ephesians // Journal of Ministry and Theology. 2015. Vol. 19. № 1. P. 81–115.
  53. Harland Ph. A. Familial Dimensions of Group Identity: “Brothers” (ΑΔΕΛΦΟΙ) in Associations of the Greek East // Journal of Biblical Literature. 2005. Vol. 124. № 3. P. 491–513.
  54. Holl K. Gesammelte Aufsätze Zur Kirchengeschichte. Bd. 3 (Der Westen). Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1965.
  55. Horrell D. G. Solidarity and Diff erence: A Contemporary Reading of Paul’s Ethics. L.; N. Y.: Bloomsbury Publishing, 2015.
  56. Horrell D. Paul’s Collection: Resources for a Materialist Theology // Epworth Review. 1995. Vol. 22. № 2. P. 74–83.
  57. Hughes J. T. Ecclesial Solidarity in the Pauline Corpus: Relationships Between Churches in Paul’s Letters. Eugene: Pickwick Publications, 2019.
  58. Joubert S. J. Managing the Household. Paul as Paterfamilias of the Christian Household Group in Corinth // Modelling Early Christianity: Social-Scientifi c Studies of the New Testament in Its Context / P. Esler, ed. Abingdon; N. Y.: Routledge, 1995. P. 213–223.
  59. Joubert S. J. Paul as Benefactor: Reciprocity, Strategy and Theological Refl ection in Paul’s Collection. Tübingen: Mohr Siebeck, 2000.
  60. Lanczkowski G. et al. Beruf // Theologische Realenzyklopädie. Bd. 5. Berlin; N. Y.: De Gruyter, 1980. S. 654–676.
  61. Massinelli G. For Your Sake He Became Poor: Ideology and Practice of Gift Exchange between Early Christian Groups. Berlin; Boston: De Gruyter, 2021.
  62. McElroy S. A Review of Humility Measures and a Test of the Social Oil Hypotheses. Dissertation. Georgia State University, 2017. URL: https://scholarworks.gsu.edu/cps_diss/119 (дата обращения: 10.07.2022).
  63. Meeks W. A. The First Urban Christians: The Social World of the Apostle Paul. Yale University Press, 2019.
  64. Meggitt J. J. Paul, Poverty and Survival. L.: A&C Black, 1998.
  65. Ogereau J. M. A Survey of Κοινωνία and Its Cognates in Documentary Sources // Novum Testamentum. 2015. Vol. 57. № 3, June. P. 275–294.
  66. Ogereau J. M. Paul’s Κοινωνία with the Philippians: Societas as a Missionary Funding // New Testament Studies. 2014. Vol. 60. № 3. P. 360–378.
  67. Ogereau J. M. The Jerusalem Collection as Κοινωνία: Paul’s Global Politics of Socio-Economic Equality and Solidarity // New Testament Studies. 2012. Vol. 58. № 3, July. P. 350–378.
  68. Paul and Economics: A Handbook / Th. R. IV Blanton, R. Pickett, ed. Minneapolis: Fortress Press, 2017.
  69. Peterman G. W. Paul’s Gift from Philippi: Conventions of Gift Exchange and Christian Giving. Cambridge University Press, 1997.
  70. Peterman G. W. Romans 15.26: Make a Contribution or Establish Fellowship? // New Testament Studies. 1994. Vol. 40. № 3. P. 457–463.
  71. Sandnes K. O. A New Family: Conversion and Ecclesiology in the Early Church with Cross-Cultural Comparisons. Bern: P. Lang, 1994.
  72. Schäfer K. Gemeinde als ‘Bruderschaft’: Ein Beitrag zum Kirchenverständnis des Paulus. Frankfurt: Peter Lang GmbH, 1990.
  73. Tangney J. Humility: Theoretical Perspectives, Empirical Findings and Directions for Future Research // Journal of Social and Clinical Psychology. 2000. Vol. 19, Mar. P. 70–82.
  74. The Routledge Handbook of Philosophy of Humility / M. Alfano et al., ed. Abingdon; N. Y.: Routledge, 2020.
  75. Thiessen J. Demut als christliche Lebensweise. Eine Studie zu den Paulusbriefen in Ihrem Hellenistischen Und Biblischen Kontext // European Journal of Theology. 2015. Vol. 24. № 1. P. 5–18.
  76. Tucker J. B. The Jerusalem Collection, Economic Inequality, and Human Flourishing: Is Paul’s Concern the Redistribution of Wealth, or a Relationship of Mutuality (or Both)? // Canadian Theological Review. 2014. Vol. 3. № 2. P. 52–70.
  77. Vassiliadis P. Equality and Justice in Classical Antiquity and in Paul: The Social Implications of the Pauline Collection // St. Vladimir’s Theological Quarterly. 1992. Vol. 32. P. 51–59.
  78. Venter D. The Implicit Obligations of Brothers, Debtors and Sons (Romans 8:12-17) // Neotestamentica. 2014. Vol. 48. № 2, Jan. P. 283–302.
  79. Weaver T. M. Paul, Community, Economy: Thinking Communitas through the Biblical Paul. University of Kent, 2019.
  80. Welborn L. L. “That There May Be Equality”: The Contexts and Consequences of a Pauline Ideal // New Testament Studies. 2013. Vol. 59. № 1. P. 73–90.
  81. Welborn L. L. Paul’s Place in a First-Century Revival of the Discourse of “Equality” // Harvard Theological Review. 2017. Vol. 110. № 4. P. 541–62.
  82. Wengst K. Demut-Solidarität der Gedemütigten: Wandlungen eines Begriff es und seines sozialen Bezugs in griechisch-römischer, alttestamentlich-jüdischer und urchristlicher Tradition. München: Chr. Kaiser Verlag, 1987.
  83. Whiteford R. A.-O. Friendship and Gift in 2 Corinthians 8–9: Social Relations and Conventions in the Jerusalem Collection. Clayton (Missoury): Concordia Seminary, 2018.
  84. Wright J. C. et al. The Psychological Signifi cance of Humility // The Journal of Positive Psychology. 2017. Vol. 12. № 1, Jan. P. 3–12.

Данные об авторе

Забаев Иван Владимирович


Ученая степень: кандидат социологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: доцент кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета;
ORCID: 0000-0001-9876-9093;
Электронный адрес: zabaev-iv@yandex.ru.