/

Грюнерт Анна

Телесное зрение и созерцание в гносеологическом контексте: сравнение «Бесед на псалмы» Оригена и свт. Василия Великого


Грюнерт А. Телесное зрение и созерцание в гносеологическом контексте: сравнение «Бесед на псалмы» Оригена и свт. Василия Великого // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 102. С. 11-28.

DOI: 10.15382/sturI2022102.11-28

Аннотация

Статья рассматривает на материале “Бесед на псалмы” Оригена и свт. Василия Великого употребление в эпистемологическом контексте зрительной лексики, и в том числе понятия “созерцания”, восходящего к античной философской традиции. Таким образом, задача исследования заключается в том, чтобы показать философскую нагрузку понятия созерцания как высшего этапа на пути познания, а также место последнего в эпистемологических концепциях избранных нами авторов. На основе специфики описания познавательных процессов у раннехристианских писателей мы выявили ряд закономерностей в оформлении семантического поля, относящегося к зрению как чувству, которое участвует в акте познания. При этом наше исследование показало, что использование как понятия “созерцания”, так и зрительной лексики в целом у Оригена и свт. Василия частично вписывается в то философское деление пути познания, которое мы обнаруживаем у неоплатоников: в то время как рассмотрение чувственным зрением сотворённого Богом мира соотносится с физикой, созерцание как сверхчувственное зрение умопостигаемого, и в том числе Бога - с эпоптикой. Однако в рассмотренных нами толкованиях эти три ступени подряд ни разу не упоминаются в отличие от прочих текстов, где Ориген и свт. Василий их приводят, следуя схеме этика-физика-эпоптика. В качестве материала, который служит основой для сопоставления христианской рецепции зрительной лексики в патристической литературе III-IV вв., были взяты не только экзегетические проповеди Оригена и свт. Василия Великого на отдельные псалмы, но также некоторые другие избранные тексты тех же самых авторов, представляющие релевантные параллели в своём использовании зрительной лексики. С точки зрения своей научной актуальности данная работа имеет значение также за счёт того, что она показывает зависимость “Бесед на псалмы” свт. Василия Великого от “Бесед на псалмы” Оригена, обнаруженных в 2012 г. в составе Codex Monacensis Graecus 314.

Ключевые слова

эпистемология, позднеантичная философия, неоплатонизм, патристическая философия, Ориген, свт. Василий Великий, созерцание, толкования на псалмы

Список литературы

  1. Грюнерт А. Зрительная лексика в контексте философии познания Василия Великого на примере цикла «Беседы на шестоднев» // Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 3. № 1. С. 121−144.
  2. Alieva O. Moses in the Wilderness: Basil of Caesarea on Formation of the Prophet // Scrinium. 2019. Vol. 15. P. 133–142.
  3. Chantraine P. Dictionnaire étymologique de la langue grecque: histoire des mots. P.: Klincksieck, 1968.
  4. Coakley S. Gregory of Nyssa // The Spiritual Senses: Perceiving God in Western Christianity / P. L. Gavrilyuk, S. Coakley, ed. Cambridge, 2011. P. 36–55.
  5. Crouzel H. Origène et la «connaissance mystique». P.: Desclée de Brouwer, 1961.
  6. Dawson D. Christian Figural Reading and the Fashioning of Identity. Berkeley: University of California Press, 2002.
  7. DelCogliano M. Tradition and Polemic in Basil of Caesarea’s Homily on the Theophany // Vigilia Christiana. 2012. Vol. 66. № 1. P. 30−55.
  8. Girardi M. Origene in Cappadocia. Basilio e l’esegesi ‘alessandrina’ dei Salmi // Adamantius. 2014. Vol. 20. P. 160−172.
  9. Grünbeck E. Christologische Schriftargumentation und Bildersprache. Leiden: Brill, 1994.
  10. Crouzel H. Origène et la «connaissance mystique». P.: Desclée de Brouwer, 1961.
  11. Hadot I. Les introductions aux commentaires exégétiques chez les auteurs néoplatoniciens et les auteurs chrétiens // Simplicius. Commentaire sur les Catégories / I. Hadot, éd. Leiden: Brill, 1989. Vol 1. P. 19–47.
  12. Hildebrand S. Basil of Caesarea. L.: Baker Academic, 2014.
  13. James M. R. Learning the Language of Scripture: Origen, Wisdom, and the Logic of Interpretation. Leiden: Brill, 2021.
  14. Junod É. En quoi les homélies d’Origène se distinguent-elles de ses commentaires? // Le défi homilétique. L’exégèse au service de la prédication / H. Mottou, P. A. Bettex, éd. Génève, 1994. P. 137–170.
  15. Junod É. Remarques sur la composition de la «Philocalie» d’Origène par Basile de Césarée et Grégoire de Nazianze // Revue d’Histoire et de Philosophie religieuses. 1972. Vol. 52. № 2. P. 149–156.
  16. Koller H. Theoros und Theōria // Glotta. 1957. Vol. 36. P. 273–286.
  17. Louth A. The Transmission of Origen from Athanasius to the Cappadocians // The Oxford Handbook of Origen / R. E. Heine, K. J. Torjesen, ed. Oxford: Oxford University Press, 2022. P. 429–444.
  18. Markschies C. Die Platonische Metapher vom “Inneren Menschen”: Eine Brücke Zwischen Antiker Philosophie und Altchristlicher Theologie // International Journal of the Classical Tradition. 1995. Vol. 1. № 3. P. 3–18.
  19. McInroy M. J. Origen of Alexandria // The Spiritual Senses: Perceiving God in Western Christianity / P. L. Gavrilyuk, S. Coakley, ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2011. P. 20–35.
  20. Nightingale A. Spectacles of Truth in Classical Greek Philosophy. Cambridge, 2009.
  21. Paddle A. G. Contemplation // The Westminster Handbook To Origen / J. A. McGuckin, ed. Louisville; L.: Westminster John Knox Press, 2004. P. 81–83.
  22. Rahner K. Le début d’une doctrine des cinq sens spirituels chez Origène // Revue d’Ascétique et de Mystique. 1932. Vol. 13. P. 113–145.
  23. Vasiliu A. Eikôn. L’image dans le discours des trois Cappadociens. P.: Presses Universitaires de France, 2010.

Данные об авторе

Грюнерт Анна


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: профессор;
Место учёбы: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Россия, г. Москва;
ORCID: 0000-0001-5301-0518;
Электронный адрес: gruna7@gmail.com.