Хондзинский Павел Владимирович, протоиерей
Экклесиологическая концепция Э. Мерша и ее восприятие богословами русской диаспоры
Ссылка на статью:
Хондзинский П. В.
Экклесиологическая концепция Э. Мерша и ее восприятие богословами русской диаспоры // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. Религиоведение. 2022.
Вып. 102. С. 29-49.
DOI:
10.15382/sturI2022102.29-49
Аннотация
В 1933 г. вышел принадлежащий католическому ученому Эмилю Мершу труд «Мистическое тело Христа» (Le Corps mystique du Christ), в котором концепция «мистического тела» прослеживалась от первохристианских времен до начала ХХ в. Отдавая должное отцам Востока, Мерш считал, что своего итогового синтеза концепция достигает у авторов «французской школы» XVII в., где представление о личном мистическом единстве со Христом, восходящее к рейнским мистикам, соединяется с мыслью свт. Кирилла Александрийского и свт. Илария Пиктавийского о «природном» единстве Церкви в Евхаристии. В то же время этот синтез, по мысли Мерша, придавал законченное выражение учению блж. Августина о Церкви как «всецелом Христе» – totus Christus. Монография Мерша была замечена авторами диаспоры. На нее написала рецензию М. Лот-Бородина, о. Сергий Булгаков почерпнул у Мерша нужные ему ссылки на блж. Августина, но наиболее вдумчиво к работе Мерша отнесся о. Георгий Флоровский. Описывая его реакцию на нее, следует учитывать, что изначально о. Георгий стоял на позиции, сформированной в русском богословии еще в начале ХХ в. представителями «нового богословия» и прежде всего митр. Антонием (Храповицким). Для этой позиции было характерно конституирование единства Церкви не столько на евхаристическом, сколько на нравственном уровне, предстающем, благодаря персоналистическому учению о взаимопрозрачности личностей, как единство природное. Важно также, что авторам концепции, их учение представлялось тождественным святоотеческому. В статье прослеживается постепенная эволюция взглядов о. Георгия от вышеуказанной концепции, через попытку соединить учение о totus Christus с учением митр. Антония, к однозначно выраженному христологическому акценту в экклесиологии. Вследствие этого поздняя экклесиология Флоровского обнаруживает известную близость к экклесиологии французской школы, а значит – и к общим концептуальным выводам Мерша.
Ключевые слова
Э. Мерш, о. Георгий Флоровский, митр. Антоний Храповицкий, блж. Августин, французская школа XVII в., кардинал Берюль, экклесиология, христология, totus Christus
Список литературы
- Антоний (Храповицкий), митр. Избранные труды. Письма. Материалы. М.: ПСТГУ, 2007.
- Булгаков С., прот. Агнец Божий. М.: Общедоступный православный университет, 2000.
- Булгаков С., прот. Невеста Агнца. М.: Общедоступный православный университет, 2005.
- Иларион (Троицкий), сщмч. Творения: в 3 т. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004.
- Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна: в 2 т. М.: Сибирская Благозвонница, 2011.
- Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Центр “СЭИ”, 1991.
- Лот-Бородина М. Émile Mersch // Путь. 1934. № 42. Январь-март. С. 93–95.
- Михаил (Грибановский), еп. Труды. Письма. Материалы. М.: ПСТГУ, 2011.
- Оболевич Т. Мирра Лот-Бородина: историк, литератор, философ, богослов. СПб.: Нестор-История, 2020.
- Орлов А. Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского. Сергиев Посад, 1908.
- Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к Ефесянам. М.: Правило веры, 2004.
- Флоровский Г., прот. Вера и культура. СПб.: РХГИ, 2002.
- Хондзинский П. В., прот. Портрет учителя Запада в интерьере синодальной эпохи: диссертация И. В. Попова о блаженном Августине // Вопросы теологии. 2022. Т. 4. № 1. С. 54–73.
- Хондзинский П. В., прот. Экклесиологический проект прот. Г. Флоровского в контексте августинианской традиции // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 92. С. 11–31.
- Aurelius Augustinus. Enarrationes in psalmos. XXX. 2. 4 // Opera omnia. URL: http://www.augustinus.it/latino/index.htm (дата обращения: 21.07.2022).
- Berulle P. de. Les OEuvres. P., 1665.
- Congar Y. La personne “Église” // Revue Tomiste. 1971. LXI. P. 613–640.
- Cyrillus Alexandrinus. Commentarium in Ioannem // PG. LCCIV.
- Florovsky G. The Collected Works: In 14 Vol. Belmont, 1972–1989.
- Franz E. Totus Christus. Studien über Christus und die Kirche bei Augustin. Bonn: Rheinischen Friedrich-Wilhelms-Universität, 1956.
- Harnack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte. III Band. Leipzig: Akademische Verlagsbuchhandlung J. C. B. Mohr, 1897.
- Hilarius Pictavensis. De Trinitate // PL. X.
- Journet Ch. De la personalité de l’Église // Revue Thomiste. 1969. LXIX. P. 192–200.
- Larchet J.-K. “En suivant les Pères…” La vie et l’oevre du Père Georges Florovsky. Genève: Éditions des Syrtes, 2019.
- Lot-Borodine M. La doctrine de la “déifi cation” dans l’Église grecque juqu’au XI-e siècle // Revue de l’histoire des religions. 1932. Vol. 105. P. 5–43.
- Mersch É. Incarnation et doctrine spirituelle // Revue d’ascétique et de mystique. 1929. P. 337–367.
- Mersch É. Le Corps mystique du Christ. 2 t. Louvain: Museum Lessianum, 1933.
- Ritschl A. Über die Methode der älteren Dogmengeschichte. Jahrbücher für Deutsche Theologie. Bd. XVI. Berlin, 1871. S. 191–214.
- Rocholl R. Platonissmus im deutschen Mittelalter // Zeitschrift fur Kirchengeschichte. 1903. Bd. XXIV. S. 1–14.
- Ward. R. The Christology of the French School // Christ Unabridged. Knowing and Loving the Son of man / G. Westhaver, R. Vince, ed. L.: SCM Press, 2020. P. 149–157.
Данные об авторе
Хондзинский Павел Владимирович, протоиерей
Ученая степень: доктор богословия;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: декан богословского факультета;
ORCID: 0000-0001-9805-045X;
Электронный адрес: paulum@mail.ru.
Благодарности
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44125\21 «Латинская церковная традиция IV–VII вв. в современном научно-богословском контексте».