/

Вестник ПСТГУ . Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение

Вестник ПСТГУ I :84

БОГОСЛОВИЕ

Андреев Алексей Васильевич, священник

Переосмысление объекта «Поиска исторического Иисуса» в XX — начале XXI века

Андреев А. В. Переосмысление объекта «Поиска исторического Иисуса» в XX — начале XXI века // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 84. С. 11-26

DOI: 10.15382/sturI201984.11-26
В статье рассматривается вопрос об историческом Иисусе как объекте библейских исследований. Доказывается, что начиная с Реймаруса, считающегося основателем проекта «Поиск исторического Иисуса», вплоть до середины XX в. участники «Поиска…» считали, что они реконструируют жизнь, учение и личность «реального» Иисуса из Назарета. Как демонстрируется в статье, подобное понимание объекта исследования порождало полемику между участниками «Поиска…» и большинством традиционных богословов, которые считали, что попытка изменить евангельский образ Христа подрывает сами основы вероучения. Во второй половине XX в. Дж. Робинсон и Дж. Мейер предложили переосмыслить объект «Поиска…». Оба ученых доказывали, что с учетом нового понимания исторической науки, сложившегося к середине XX в., а также по причине весьма малого объема научно-верифицируемого евангельского материала, в программе «Поиска исторического Иисуса» необходимы парадигмальные изменения. Робинсон и Мейер доказывали, что в современном контексте «исторический Иисус» более не может пониматься как «реальный» Иисус из Назарета; наименование «исторический Иисус» должно стать специальным термином, означающим фрагментарный теоретический конструкт, основанный на современных методах исторической науки. В статье рассматриваются аргументы Робинсона и Мейера, а также показывается, каким образом концептуальное переосмысление понятия «исторический Иисус» может повлиять на взаимоотношения традиционной конфессиональной теологии и проекта «Поиска…».
Библия, Новый Завет, Иисус Христос, исторический Иисус, библеистика, «Поиск исторического Иисуса», историческая наука, богословие, Джон Мейер, Джеймс Робинсон
  1. Бультман Р. Иисус // Загадка Христа. Две эпохальные работы об Иисусе. М., 2009. С. 219–458.
  2. Гарнак А. фон. Сущность христианства. М., 2010.
  3. Иларион (Алфеев), митр. Иисус Христос. Жизнь и учение. Кн. 1–6. М., 2016–2018.
  4. Каспер В. Иисус Христос. М., 2005.
  5. Райт Н. Т. Новый Завет и народ Божий. Черкассы, 2013.
  6. Ратцингер Й., Папа Бенедикт XVI. Иисус из Назарета. Детство. М., 2015.
  7. Ратцингер Й., Папа Бенедикт XVI. Иисус из Назарета. СПб., 2009.
  8. Ратцингер Й., Папа Бенедикт XVI. Иисус из Назарета. Часть вторая. От Входа в Иерусалим до Воскресения. М., 2014.
  9. Сравнительное богословие. Немецкий протестантизм XX века: Тексты с комментариями. М., 2009.
  10. Хабермас Г. Исторический Иисус. Древние свидетельства жизни Христа. Симферополь, 2013.
  11. Эванс К. Иисус глазами ученых: Правда и ложь новейших открытий и скандальных исследований. М., 2011.
  12. Эрман Б. А был ли Иисус? Неожиданная историческая правда. М., 2012.
  13. Buchanan G. W. The Consequence of the Covenant. Leiden, 1970.
  14. Crossan J. D. The Historical Jesus: The Life of a Mediterranean Jewish Peasant. San Francisco, 1991.
  15. Deines R. Can the “Real” Jesus be Identifi ed with the Historical Jesus? A Review of the Pope’s Challenge to Biblical Scholarship and the Various Reactions it Provoked // DIDASKALIA. 2009. № 39. P. 11–46.
  16. Dibelius M. From Tradition to Gospel. N. Y., 1965.
  17. Farnell D. Three Searches for the Historical Jesus // Master’s Seminary Journal. 2012. № 1 (23). P. 7–42.
  18. Funk R. & the Jesus Seminar. The Acts of Jesus. What Did Jesus Really Do? San Francisco, 1998.
  19. Funk R., Hoover R. & the Jesus Seminar. The Five Gospels. What Did Jesus Really Say? N. Y., 1993.
  20. Johnson L. T. The Real Jesus: The Misguided Quest for the Historical Jesus and the Truth of the Traditional Gospels. San Francisco, 1997.
  21. Longenecker R. Literary Criteria in Life of Jesus Research: An Evolution and Proposal // The Historical Jesus. Critical Concepts in Religious Studies. Vol. I / C. Evans, ed. N. Y., 2004. P. 451–464.
  22. Ludemann G. Jesus after 2000 Years: What He Really Said and Did. N. Y., 2001.
  23. Martin R. The Elusive Messiah. A Philosophical Quest for the Historical Jesus. Oxford, 1999.
  24. McKnight E. What Is Form Criticism? Philadelphia, 1969.
  25. Meier J. Basic Methodology in the Quest for the Historical Jesus // Handbook for the Study of the Historical Jesus. Vol. I / T. Holmén, S. Porter, eds. Boston, 2011. P. 291–331.
  26. Meier J. A Marginal Jew: Rethinking the Historical Jesus. Vol. I: The Roots of the Problem and the Person. NY, 1991.
  27. Oakman D. The Political Aims of Jesus. Minneapolis, 2012.
  28. Porter S. The Criteria of Authenticity // Handbook for the Study of the Historical Jesus. Vol. I / T. Holmén, S. Porter, eds. Boston, 2011. P. 695–714.
  29. Reimarus H. S. Concerning the Intention of Jesus and His Teaching // Reimarus H. S. Fragments. Philadelphia, 1970. P. 59–269.
  30. Robinson J. A New Quest for the Historical Jesus. L., 1970.
  31. Schillebeeckx E. Jesus: An Experiment in Christology. N. Y., 1989.
  32. Schlosser J. Scholarly Rigor and Intuition in Historical Research into Jesus // Handbook for the Study of the Historical Jesus. Vol. I / T. Holmén, S. Porter, eds. Boston, 2011. P. 475–508.
  33. Schweitzer A. The Quest of the Historical Jesus. L., 1910.
  34. Swales J. Historical Jesus: Quest, Methods and Criteria. Bristol, 2008.
  35. Tatum B. Jesus. A Brief History. Oxford, 2009.
  36. The Postmodern Bible. N. Y., 1997.
  37. Weisse C. H. Die evangelische Geschichte kritisch und philosophisch bearbeitet. Leipzig, 1838.
  38. Wilke C. G. Der Urevangelist, oder exegetisch-kritische Untersuchung über das Verwandtschaftsverhältnis der drei ersten Evangelien. Dresden; Leipzig, 1838.

Андреев Алексей Васильевич, священник


Ученая степень: магистр теологии;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: Преподаватель кафедры Библеистики;
ORCID: 0000-0001-6034-9704;
Электронный адрес: alexey.andreevtf@gmail.com.
Инокиня Екатерина (Копыл Е. В.)

Тема святых мест Палестины в богословии свт. Софрония Иерусалимского

Копыл Е. В. Тема святых мест Палестины в богословии свт. Софрония Иерусалимского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 84. С. 27-49

DOI: 10.15382/sturI201984.27-49
В статье исследуется богословская мысль свт. Софрония Иерусалимского (ок. 550–638/39) о святых местах Палестины, которая получает самобытное выражение в жанрах проповеди и анакреонтического стиха. Показано, что его богословие святых мест затрагивает области апологетики (полемика против языческой философии и гносеология), христологии, сотериологии и непосредственного богообщения, библейской экзегезы. В нем выявлены следующие темы: 1) святые места как средства богопознания; 2) как аргумент, подтверждающий реальность человеческой природы Христа в контексте проблемы перемещения Бога, все наполняющего и невместимого, и при этом, в силу Своего вочеловечения, переходящего из одного места в другое, — тема, значимая для полемики святителя против моноэнергизма; 3) почитание и поклонение, воздаваемые святым местам; 4) близость почитания святых мест по своему богословскому содержанию и функции к почитанию Креста Господня и иконописного изображения Христа; 5) связь святых мест и возможности созерцания там священных событий как мистического опыта постижения духовных реалий; 6) возможность приобщения к Божественной благодати в святых местах; 7) любовь к святым местам, выражающаяся в радости, благоговении, воспоминании о них, устремлении к святым местам, удивлении, благодарности, а также тоске и печали от потери этих мест, боли от разлуки с ними, — используя для этого богатый набор поэтических средств. Исследуется прагматическая и сакральномистическая роль святых мест, в рамках которых выделены функции откровения, почитания и поклонения Богу, а также полемико-апологетическая, гносеологическая, анагогическая и харисматическая функции. Показано отражение этой любви в области библейской экзегезы: прообразом стремления к святыням служат Адам (Быт 3. 23–24), Моисей (Втор 34. 1–5), Давид (2 Цар 23. 8–17) и все праведники, желавшие видеть спасение Божие (Мф 13. 17; 1 Пет 1. 8–12).
cвятые места Палестины, богословие святых мест, паломничество, свт. Софроний Иерусалимский, анакреонтическая поэзия
  1. Амвросий (Погодин), архим. Проповеди Святителя Софрония, патриарха Иерусалимскаго. Джорданвилль, 1988.
  2. Бычков В. В. Феномен иконы. История. Богословие. Эстетика. Искусство. М., 2009.
  3. Галин Г. Святый Софроний, патриарх Иерусалимский / Соч. студента Киев. духов. акад. Григория Галина. Киев, 1853.
  4. Деяния Вселенских Соборов, изданныя в русском переводе при Казанской Духовной Академии. Т. 6. Казань, 1908.
  5. Екатерина (Копыл), ин. Богословие святых мест прп. Иоанна Дамаскина: основные темы // Богословский вестник. 2019. Т. 33. № 2. С. 146–177.
  6. Екатерина (Копыл), ин. Рецепция взглядов свт. Григория Нисского и блж. Иеронима на святые места Палестины: Иерусалимский патриарх Хрисанф Нотара // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 84. С. 56–76.
  7. Попович К. Патриарх иерусалимский Софроний как богослов, проповедник и песнописец. Киев, 1890.
  8. Паламаренко Е. В. О формировании концепции православного паломничества в Святую Землю // Казачество. 2016. № 24 (11). С. 92–97.
  9. Сидоров А. И. Некоторые замечания к биографии Максима Исповедника // Византийский временник. 1986. № 47. С. 109–124.
  10. Смысл паломничества / сост. и подг. текста К. А. Ваха. М., 2007.
  11. Allen P. Sophronius of Jerusalem and Seventh-Century Heresy: The Synodical Letter and Other Documents. N. Y., 2010.
  12. Booth Ph. Crisis of Empire. Doctrine and Dissent at the End of Late Antiquity. Berkeley; Los Angeles; L., 2014.
  13. Booth Ph. Sophronius of Jerusalem and the End of Roman History // History and Indentity in the Late Antique Near East / Ph. Wood, ed. Oxford; N. Y., 2013. P. 1–27.
  14. Couret A. La prise de Jèrusalem par les Perses, en 614 // Revue de l’Orient chrétien. Première série. 1897. T. 2. P. 123–164.
  15. Donner H. Die Anakreontischen Gedichte Nr. 19 und Nr. 20 des Patriarchen Sophronius von Jerusalem. Heidelberg, 1981.
  16. Gigante M. Sophronii Anacreontica. Accedunt testimonia de Anacreonteis et index verborum. Roma, 1957.
  17. Hovorun C. Will, Action and Freedom. Christological Controversies in the Seventh Century. Leiden; Boston, 2008.
  18. Hunger H. Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner. Bd. 1–2. München, 1978.
  19. Jacobi Gretseri Societatis Jesu theologi De sacris et religiosis peregrinationibus libri quatuor. Ingolstadii, 1606.
  20. Kashchuk O. Sophronius, a Monk of Palestine, and Miaenergism. The Tension Between Exactness and Ambiguity // Vox patrum. 2018. Vol. 38. T. 70. P. 259–280.
  21. Markesinis B. Les débuts du monoénergisme: rectifi cations concernant ce qui s’est passé entre Cyrus d’Alexandrie, Serge de Constantinople et S. Sophrone de Jérusalem // Analecta Bollandiana. 2015. Vol. 133. P. 5–22.
  22. Nissen Th. Die byzantinischen Anacreonteen. München, 1940.
  23. Piccirillo M. La Palestina Cristiana I–VIII secolo. Bologna, 2008.
  24. Riedinger R. Acta conciliorum oecumenicorum. R. 2. Bd. 2. Pars 1–2. Berlin, 1990, 1992.
  25. Rosenmeyer P. A. The Poetics of Imitation. Anacreon and the Anacreontic Tradition. Cambridge, 2006.
  26. Schönborn Ch. von. Sophrone de Jerusalem: Vie monastique et confession dogmatique. P., 1972.
  27. Usener H. Sophronii De praesentatione Domini sermo. Bonner Univ.-Programm zum 3. August 1889. Bonnae, 1889.
  28. Usener H. Weihnachtspredigt des Sophronios // Rheinisches Museum für Philologie N. F. 1886. Bd. 41. S. 500–516.
  29. Ven. Cardinalis Roberti Bellarmini politiani S. J. Opera omnia / J. Fèvre, ed. 12 vol. P., 1870–1874.
  30. Vailhé S. Sophrone le sophiste et Sophrone le patriarche // Revue de l’Orient chrétien. 1902. T. 7. P. 360–385; 1903. T. 8. P. 32–69, 356–387.
  31. Wilken R. L. Loving the Jerusalem Below: The Monks of Palestine // Jerusalem: Its Sanctity and Centrality to Judaism, Christianity, and Islam / L. I. Levine, ed. N. Y., 1999. P. 240–250.
  32. Wilken R. L. The Land Called Holy: Palestine in Christian History and Thought. New Haven; L., 1992.
  33. Wilkinson J. Jerusalem Pilgrims before the Crusades. Warminster, England, 2002.

Инокиня Екатерина (Копыл Е. В.)


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Горненский женский монастырь, Русская Духовная Миссия в Иерусалиме; Израиль, 9100902, г. Иерусалим, ул. Хешин, д. 6, а/я 1042;
Должность: заведующая юридическим отделом РДМ;
ORCID: 0000-0002-5174-3598;
Электронный адрес: ekopyl@mail.ru.
Юдахин Артем Александрович

Достоевский и «римский вопрос» (1862-1865 гг.)

Юдахин А. А. Достоевский и «римский вопрос» (1862-1865 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 84. С. 50-64

DOI: 10.15382/sturI201984.50-64
Целью статьи является исследование нравственно-философских принципов творчества Ф. М. Достоевского (1821–1881) в отношении последнего к католичеству. Хронологические рамки статьи охватывают период издания братьями Достоевскими журналов «Время» (1861–1863) и «Эпоха» (1864–1865). Интерес Ф. М. Достоевского к католической проблематике, занимающей столь важное место в историософской системе писателя, в указанный период связан с ключевой темой, которая в историографии получила название «римский вопрос». Речь идет о затяжном политическом кризисе во взаимоотношениях Католической Церкви и объединенного Итальянского государства, вызванном аннексией последним суверенного Папского государства и, как следствие, ликвидацией светской власти римских понтификов, произошедшей в 1870 г. и приведшей в конечном счете к созыву I Ватиканского собора (1869) и про- возглашению на нем догматов о папском примате (primatus Papae) и папской непогрешимости (infallibilitas). «Римский вопрос» нашел широкое отражение в многочисленных материалах журналов «Время» и «Эпоха», в заметках и статьях которых обсуждались все принципиально важные аспекты темы, в том числе богословские и моральные проблемы границ светской и церковной власти римского понтифика, особенности личности и политики папы Пия IX, роль ордена иезуитов в формировании и активном «продвижении» на церковно-политической арене идеологии ультрамонтанства, а также некоторые весьма сомнительные с нравственной точки зрения методы миссионерской работы Католической Церкви в указанный период, в частности получившее широкий общеевропейский резонанс «дело мальчика Коена». Материалы исследования позволяют утверждать, что уже в 1860-е гг. в публицистике Ф. М. Достоевского и материалах редактируемых им журналов сформировались все генеральные мотивы более поздней антикатолической полемики писателя, которая найдет свое отражение как в эпистолярном и публицистическом («Дневник писателя»), так и в художественном наследии писателя за 1860–1870-е гг. («Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»).
Ф. М. Достоевский, католицизм, Рисорджименто, «римский вопрос», Папа Римский Пий IX, журнал «Время», журнал «Эпоха»
  1. Антоний (Храповицкий), митр. Словарь к творениям Достоевского. Не должно отчаиваться. София, 1927.
  2. Антоний (Храповицкий), митр. Ф. М. Достоевский как проповедник возрождения. N. Y., 1965.
  3. Арсеньев Н. Православие. Католичество. Протестантизм. URL: https://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pravoslavie-katolichestvo-protestantizm/ (дата обращения 10.01.2019).
  4. Библиотека Ф. М. Достоевского: Опыт реконструкции. Научное описание. СПб., 2005.
  5. Волгин И. Последний год Достоевского: Исторические записки. М., 1991.
  6. Время. Журнал литературный и политический. СПб., 1862.
  7. Гагаев А. Концепция православия Ф. М. Достоевского // Интеграция образования. 2001. № 1. С. 22–24.
  8. Гонсалес Л. Х. История христианства. СПб., 2002.
  9. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л., 1972.
  10. Князева С., Язькова В. Итальянский либерализм в эпоху Рисорджименто // Новый исторический вестник. 2001. № 4. С. 1–10.
  11. Линтнер В. Италия. История страны. М., СПб., 2007.
  12. Лортц Й. История Церкви. М., 2000.
  13. Нечаева В. Журнал М. М. и Ф. М. Достоевских «Эпоха». 1864–1865. М., 1975.
  14. Норвич Дж. История папства. М., 2014.
  15. Розенблюм Л. М. Творческие дневники Достоевского // Неизданный Достоевский: Записные книжки и тетради 1860–1881 гг. М., 1971. С. 9–92.
  16. Самарин Ю. Православие и народность. М., 2008.
  17. Сергий (Барабанов), иером. Личность папы Пия IX в свете истории. URL: http://test.yarseminaria.ru/2018/01/22/личность-папы-пия-ix-в-свете-истории/ (дата обращения 03.01.2019).
  18. Скороходова С. И. Понятия «униатство» и «иезуитизм» в контексте историософии Ю. Ф. Самарина // Наука и школа. 2012. № 5. С. 174–179.
  19. Токарева Е., Горелов А. Рисорджименто // Католическая энциклопедия. М., 2011. С. 219–223.
  20. Фудель С. И. Наследство Достоевского. М., 2016. С. 140.
  21. Хомяков А. С. Полное собрание сочинений. М., 1886.
  22. Шестакова А. Ретроспективный взгляд на формирование идеологии ультрамонтанизма // Изв. Сарат. ун-та. Сер. История. Международные отношения. 2015. № 2. С. 79–82.
  23. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1890–1907.
  24. Эпоха. Журнал литературный и политический. СПб., 1864.
  25. Syllabus, или Перечень, заключающий в себе главнейшие заблуждения нашего времени, указанные в консисториальных аллокуциях, энцикликах и иных апостольских посланиях святейшего господина нашего Папы Пия IX. URL: http://www.unavoce.ru/library/syllabus.html (дата обращения 05.01.2019).

Юдахин Артем Александрович


Статус обучающегося: Магистрант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский Государственный Университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0003-4552-859X;
Электронный адрес: Artemyudakhin@yandex.ru.
Статья подготовлена в рамках проекта «Русская религиозная мысль второй половины ХIХ — начала ХХ в.: проблема немецкого влияния в условиях кризиса духовной культуры» при поддержке Фонда развития ПСТГУ. Выражаю сердечную благодарность моему научному руководителю, учителю и Другу - протоиерею Георгию Ореханову, без помощи которого данная статья не вышла бы в свет.

ФИЛОСОФИЯ

Нофал Фарис Османович

Религиозно-философская концепция Ибн ал-Мукаффаʻ (на материале трактата «Ответ еретику Ибн ал-Мукаффаʻ» ал-Касима ар-Раси)

Нофал Ф. О. Религиозно-философская концепция Ибн ал-Мукаффаʻ (на материале трактата «Ответ еретику Ибн ал-Мукаффаʻ» ал-Касима ар-Раси) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 84. С. 67-76

DOI: 10.15382/sturI201984.67-76
В статье рассматриваются религиозно-философские взгляды арабо-персидского поэта, писателя и переводчика эпох Омеййадов и Аббасидов Ибнал-Мукаффаʻ (ум. ок. 757 г.). Основой для предлагаемого вниманию читателяисследования послужил трактат «Ответ еретику Ибн ал-Мукаффа‘» («ар-Раддʻала аз-зиндик Ибн ал-Мукаффаʻ»), принадлежащий перу основателя династииРасидов, зайдитскому теологу ал-Касиму б. Ибрахиму (ум. 860 г.), — крупней-ший из сохранившихся ересиографических трудов, содержащих выдержки изутерянных мистических сочинений вольнодумца. Впервые в истории совре-менного востоковедения автор показывает, что зависимое в целом от манихей-ства дуалистическое вероучение Ибн ал-Мукаффаʻ содержит ряд принципиаль-но новых, несводимых к манихейским мистических и космологических теорий:в частности, поэт постулирует принципиальную безгрешность первоматерии,раскрывает причины, побудившие единого Демиурга приступить к творениюмира, строит собственную ономатодоксическую богословскую модель. Крометого, мистическое учение Ибн ал-Мукаффаʻ призывает к вере в необходимостьпреодоления грехопадения твари посредством объединения в «новом» челове-ке «светлых имен», предшествующего эсхатологической победе Бога над не-чистыми силами в День Воскресения; последние, по мысли теолога, пытаютсявоспрепятствовать поискам «пути Света» и «строят» вокруг заблудших «непро-ницаемые стены» — исторические религиозные доктрины. Особый интересдля историков религии представляют также апологетические построения мыс-лителя, видевшего в исламском Откровении и проповеди пророка Мухаммадасвое образную победу сил тьмы и притом ссылавшегося на Священное Писаниемусульман в подтверждение своих космологических концепций. Исследованиюпредпослана краткая справка, описывающая основные вехи биографии Ибнал-Мукаффаʻ и обстоятельства его гибели.
арабо-мусульманская философия, средневековая философия, Ибн ал-Мукаффаʻ, ал-Касим ар-Раси, зайдизм, манихейство, гностицизм, ислам, ересь, Коран
  1. Смагина Е. Б. Манихейство: по ранним источникам. М.: Восточная литература, 2011.
  2. Хосроев А. Л. История манихейства (Prolegomena). СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2007.
  3. Latham J. D. Ebn al-Moqaff aʻ // Encyclopaedia Iranica. Columbia, 1997. Vol. 8. P. 39–43.
  4. Idem. Ibn al-Muqaff aʿ and Early ʿAbbasid Prose // The Cambridge History of Arabic Literature. ʿAbbasid Belles-Lettres / J. Ashtiany, ed. Cambridge, 1990. P. 48–77.
  5. van Ess, J. Some Fragments of the Muʿāraḍat al-Qurʾān // Studia Arabica et Islamica. Festschrift for Iḥsān ʿAbbās / W. Qāḍī , ed. Beirut, 1981. P. 151–163.

Нофал Фарис Османович


Место работы: Луганского национального университета им. Владимира Даля; 91034, г. Луганск, кв. Молодежный, 20-а;
Должность: ассистент кафедры мировой философии и теологии;
ORCID: 0000-0002-3163-4722;
Электронный адрес: faresnofal@mail.ru.
Павлюченков Николай Николаевич

Концепция кризиса и путей его преодоления в трудах П. А. Флоренского

Павлюченков Н. Н. Концепция кризиса и путей его преодоления в трудах П. А. Флоренского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 84. С. 77-93

DOI: 10.15382/sturI201984.77-93
В статье рассматривается важный период в жизни священника Павла Флоренского, когда происходило формирование всех его основных религиозно-философских и богословских концепций. Начало этого периода связывается с переживанием молодым Флоренским глубокого внутреннего кризиса в 1899 г. По его воспоминаниям и по переписке 1900–1904 гг. выявляется суть этого кризиса, заключающаяся в двух основных моментах — убеждение в ущербности (бесперспективности) того научного мировоззрения, которое исключает религию, и переживание некоторых внутренних иррациональных процессов, выражающих себя в чувстве страха, душевного и духовного нестроения. Оба этих момента обусловили религиозное обращение Флоренского, поскольку он воспринял религию прежде всего как средство установления в человеке внутреннего экзистенциального «порядка». В этой связи в статье обращено внимание на особое значение для Флоренского его знакомства с трудами Владимира Соловьева и его личного общения с Борисом Бугаевым (Андреем Белым) и Вячеславом Ивановым. Выявляется причина, по которой у Флоренского впервые возникает критическое отношение к некоторым взглядам Соловьева, и подробно рассматривается процесс обращения Флоренского к «исторической» Православной Церкви в России. На основании приведенных фактов делается вывод, что Флоренский нашел созвучия своему внутреннему состоянию в переживаниях Андрея Белого и в трудах Вячеслава Иванова. При этом расхождение с А. Белым было связано не столько с его общением с Д. Мережковским и с его последующим увлечением антропософией, сколько с различием в понимании значения мистерий (таинств) в жизни человека и для преодоления внутреннего и глобального кризиса. В этом отношении почти полностью единомысленным с Флоренским оказался Вячеслав Иванов. В своей концепции «человека литургического» Флоренский творчески переработал и развил идеи Вячеслава Иванова, согласно которым внутренний кризис человека и его последствия в мире преодолеваются теми средствами и способами, которые на протяжении истории человечества были выработаны в религиозном культе.
кризис, Флоренский, Владимир Соловьев, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, мировоззрение, сознание, религиозный культ, мистерии, Церковь
  1. Белый А. Маска // Весы. 1904. № 6. С. 6–15.
  2. Белый А. О теургии // Новый путь. 1903. № 9. С. 100–123.
  3. Бугаев Б. Формы искусства // Мир искусства. 1902. №. 12. С. 343–361.
  4. Иванов В. Религия Диониса // Вопросы религии. 1905. № 7. С. 122–148.
  5. Иванов В. Эллинская религия страдающего бога // Новый путь. 1904. № 2. С. 48–77.
  6. Личность, жизнь и творчество священника Павла Флоренского: Библиографический справочник / сост. игумен Андроник (Трубачев). Сергиев Посад, 2015.
  7. Обретая путь. Павел Флоренский в университетские годы / авт.-сост. П. В. Флоренский: в 2 т. М.: Прогресс-Традиция, 2011. Т. 1; 2015. Т. 2.
  8. Павел Флоренский и символисты. Опыты литературные. Статьи. Переписка / сост. Е. В. Ивановой. М., 2004.
  9. Переписка П. А. Флоренского и В. Ф. Эрна / публ., коммент. Павлюченкова Н. Н. // Русское богословие: исследования и материалы. М.: ПСТГУ, 2014. С. 199–231.
  10. Соловьев В. С. Кризис западной философии // Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 2. С. 3–138.
  11. Соловьев В. С. Критика отвлеченных начал // Сочинения: в 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 581–756.
  12. Соловьев В. С. Философские начала цельного знания // Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 2. С. 139–288.
  13. Флоренский П. Вопросы религиозного самопознания // Сочинения: в 4 т. М., 1994. Т. 1. C. 528–549.
  14. Флоренский П. Догматизм и догматика // Сочинения: В 4 т. М., 1994. Т. 1. C. 550–570.
  15. Флоренский П. А. <Сочинения>. Т. 1 (1). Столп и утверждение Истины. М., 1990.
  16. Флоренский П., свящ. Вступительное слово пред защитой на степень магистра книги: «О Духовной Истине», Москва, 1912 г., сказанное 19-го мая 1914 года // Флоренский П. А. <Сочинения>. Т. 1 (2). Столп и утверждение Истины. М., 1990. С. 817–826.
  17. Флоренский П., свящ. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. М., 1992.
  18. Флоренский П., свящ. Философия культа (Опыт православной антроподицеи). М., 2004.
  19. Флоренский П. Эмпирея и эмпирия // Сочинения: в 4 т. М., 1994. Т. 1. С. 146–195.

Павлюченков Николай Николаевич


Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0002-7778-139X;
Электронный адрес: npavl905@mail.ru.
Статья подготовлена в рамках проекта «Русская религиозная мысль второй половины ХIХ — начала ХХ в.: проблема немецкого влияния в условиях кризиса духовной культуры» при поддержке Фонда развития ПСТГУ.

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Бурмистров Константин Юрьевич

Концепция Предвечного Человека (Адам Кадмон) в еврейском мистицизме

Бурмистров К. Ю. Концепция Предвечного Человека (Адам Кадмон) в еврейском мистицизме // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 84. С. 97-117

DOI: 10.15382/sturI201984.97-117
В статье рассмотрена одна из наиболее важных концепций еврейского мистицизма, согласно которой первым проявлением непостижимого Бога является антропоморфная световая структура, называемая Предвечным Человеком (ивр. Адам Кадмон). Рассмотрено происхождение этого представления, параллели между ним и другими религиозно-философскими традициями, проанализированы различия в его трактовке в разных версиях каббалистического учения. Особое внимание уделено интерпретации концепции Адама Кадмона в поздней каббалистической школе Ицхака Лурии (1534–1572), космогоническое учение которой было разработано особенно подробно и впоследствии стало наиболее влиятельным в каббале последних веков и учении хасидизма. Предметом анализа также стало учение о Предвечном Человеке в философском учении Авраама Ѓерреры (1570–1635), который предложил в своих трудах своеобразный синтез еврейской каббалы и европейских философских идей, что дало возможность нееврейским мыслителям познакомиться с рассматриваемой концепцией.
Предвечный Человек, Адам Кадмон, иудаизм, мистицизм, неоплатонизм, ислам, Филон, Библия, Абсолют, эманация, Зоѓар, сфирот
  1. Афонасин Е. В. В начале было… Античный гностицизм в свидетельствах христианских апологетов. СПб., 2002.
  2. Афонасин Е. В. Гносис. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2008.
  3. Бурмистров К. «Он сжал Себя в Самом Себе»: Каббалистическое учение о «самоудалении» Бога (цимцум) и его интерпретации в европейской культуре // Историко-философский журнал. 2009. № 14. С. 3–44.
  4. Бурмистров К. Ю. Еврейская философия и каббала. История, проблемы, влияния. М., 2013.
  5. Бурмистров К. Ю. Спиноза и каббала: конфликты, влияния, источники // Контакты и конфликты в славянской и еврейской культурной традиции / отв. ред. О. В. Белова. М., 2017. С. 10–32.
  6. Ибн Араби. Избранное. Т. 1 / пер. И. Р. Насыров. М., 2013.
  7. Идель М. Каббала: Новые перспективы. М.; Иерусалим, 2010.
  8. Ириней Лионский. Сочинения / изд. свящ. П. Преображенский. М., 1871.
  9. Ислам: Энциклопедический словарь / cост. Милославский Г. В. и др. М., 1991.
  10. История арабо-мусульманской философии: Антология / ред. А. В. Смирнов. М., 2013.
  11. Мидраш раба: в 10 т. Т. 1. Берешит раба / пер. Я. Синичкин, А. Членова. М., 2012.
  12. Нечипоренко В. Н. Еврейская философия и каббала. Ростов н/Д, 2007.
  13. Орлов А. А. Зеркала Всевышнего: небесный двойник человека в иудейской апокалиптике. СПб., 2018.
  14. Премудрость Иисуса Христа. Апокрифические беседы Иисуса Христа с учениками / пер. А. И. Еланская. СПб., 2004.
  15. Раби Шимон. Фрагменты из книги Зогар / пер. М. А. Кравцов. М., 1994.
  16. Реутин М. Ю. Мистическое богословие Майстера Экхарта. Традиция платоновского «Парменида» в эпоху позднего Средневековья. М., 2011.
  17. Смагина Е. Б. Манихейство: по ранним источникам. М., 2011.
  18. Смирнов А. В. Великий Шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). М., 1993.
  19. Трактат Авот с комментариями р. Пинхаса Кеѓати / пер. П. Криксунов. М.: Внешторгиздат, 1990.
  20. Трехчастный трактат. Коптский гностический текст из Наг-Хаммади / пер. А. И. Еланская. СПб., 2017.
  21. Хосроев А. Л. История манихейства. Prolegomena. СПб., 2007.
  22. Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. М.; Иерусалим, 2004.
  23. Эндель М. Проблема происхождения Каббалы и основные концепции круга “Сефер hа-ийун” // Труды Второй молодежной конференции СНГ по иудаике. М., 1998. С. 45–55.
  24. Яглом Э. Трактат Идра Раба (Великое Собрание) // Judaica Petropolitana. 2018. № 9. С. 114–136.
  25. Affifi A. E. The Mystical Philosophy of Muhyid Din-Ibnul Arabi. Cambridge, 1939.
  26. Altmann A. Lurianic Kabbalah in a Platonic Key: Abraham Cohen Herre ra’s Puerta Del Cielo // Jewish Thought in the Seventeenth Century. Cambridge (Mass.), 1987. P. 1–37.
  27. Arnaldez R. Al-Insan al-Kamil // The Encyclopedia of Islam. B. Lewis et.al., ed. Vol. 3. Leiden — London, 1986. P. 1239–1241.
  28. Beltran M. The Influence of Abraham Cohen de Herrera’s Kabbalah on Spinoza’s Metaphysics. Leiden, 2016.
  29. Burmistrov K. Die hebräischen Quellen der Kabbala Denudata // Morgen-Glantz. Bern, 2002. Bd. XII. S. 341–376.
  30. El-Bizri N. The Microcosm/Macrocosm Analogy: A Tentative Encounter Between Graeco-Arabic Philosophy and Phenomenology // Islamic Philosophy and Occidental Phenomenology on the Perennial Issue of Microcosm and Macrocosm / Tymieniecka A.-T., ed. Pt. 1. Dordrecht, 2006. P. 3–23.
  31. Giulea D. A. Pre-Nicene Christology in Paschal Contexts: The Case of the Divine Noetic Anthropos. Leiden, 2014.
  32. Abraham Cohen de Herrera. Gate of Heaven / K. Krabbenhoft. transl. Leiden, 2002.
  33. Ibrahim T., Sagadeev A. Classical Islamic Philosophy. Moscow, 1990.
  34. Idel M. Absorbing Perfections: Kabbalah and Interpretation. New Haven, 2002.
  35. Idel M. Ascensions on High in Jewish Mysticism: Pillars, Lines, Ladders. Budapest, 2005.
  36. Idel M. The Image of Man above the Sefi rot // Kabbalah. 2009. Vol. 20. P. 181–212.
  37. [Knorr von Rosenroth Ch.] Kabbala Denudata, seu Doctrina Hebraeorum Transcendentalis et Metaphysique atque Theologica. Vol. 1. Sulzbach, 1677–1678; vol. 2: Frankfurt a.M., 1684.
  38. Krabbenhoft K. Syncretism and Millennium in Herrera’s Kabbalah // Millenarianism and Messianism in Early Modern European Culture. Vol. 1: Jewish Messianism in the Early Modern World / M. Goldish and R.H. Popkin, ed. Dordrecht, 2001. P. 65–76.
  39. Magid Sh. From Metaphysics to Midrash. Myth, History, and the Interpretation of Scripture in Lurianic Kabbala. Bloomington; Indianapiolis, 2008.
  40. Necker G. Humanistische Kabbala im Barock: Leben und Werk des Abraham Cohen de Herrera. Berlin; Boston, 2011.
  41. Schmidt-Biggemann W. Philosophia perennis. Historical Outlines of Western Spirituality in Ancient, Medieval and Early Modern Thought. Dordrecht, 2004.
  42. Scholem G. Jewish Gnosticism, Merkabah Mysticism, and Talmudic Tradition. N. Y., 1960.
  43. Scholem G. On the Kabbalah and its symbolism. N. Y., 1965.
  44. Scholem G. Kabbalah. Jerusalem, 1974.
  45. Scholem G. Origins of the Kabbalah. Princeton, 1987.
  46. Scholem G. On the Mystical Shape of the Godhead: Basic Concepts of the Kabbalah. N. Y., 1991.
  47. Scholem G. Über einige Grundbegriff e des Judentums. Frankfurt/M., 1996.
  48. Schulte C. Zimzum: Gott und Weltursprung. Berlin, 2014.
  49. Verman M. The Book of Contemplation. Medieval Jewish Mystical Sources. Albany (N. Y.), 1992.
  50. The Wisdom of the Zohar. An Anthology of Texts / I. Tishby, ed. 3 vols. L.; Washington, 1994.
  51. Wolfson E. R. Language, Eros, Being. Kabbalistic Hermeneutics and Poetic Imagination. N. Y., 2005.
  52. Wolfson E. R. Alef, Mem, Tau: Kabbalistic Musings on Time, Truth, and Death. Berkeley, 2006.
  53. The Works of Philo Judaeus. Vol. 1 / C. D. Younge, transl. L., 1854.
  54. Авиви Й. Кабалат ѓа-Ари. [В 3 т.] (Каббала Ицхака Лурии). Иерусалим, 2008.
  55. Авраѓам Коѓен де Ѓеррера. Сэфер Шаар ѓа-шамаим (Небесные врата) / пер. Ицхак Абоаб. Амстердам, 1655.
  56. Авраѓам Коѓен де Ѓеррера. Бейт Элоѓим. Шаар ѓа-шамаим (Дом Господа. Небесные врата) / пер. с исп., введ. и коммент. Н. Йоша. Иерусалим, 2002.
  57. Зоѓар 1998 — Сэфер ѓа-зоѓар аль хамиша хумшей тора (Книга Сияния). В 10 т. Иерусалим, 5758 (1998).
  58. Идра раба кадиша [им перуше] Яфе шаар вэ-Шааре ѓа-идра (Святое великое Собрание, с комментариями Прекрасные врата и Врата Собрания). Иерусалим, 1976.
  59. Йоша Н. Митос у-метафора. Ѓа-паршанут ѓа-философит шель р. Авраѓам Коѓен Ѓеррера лекабалат ѓа-Ари (Миф и метафора. Философская интерпретация лурианской каббалы у р. Авраама Когена Герреры). Иерусалим, 1994.
  60. Мероз Р. Пэруш аноними ле-Идра раба ѓа-нимна им асколат Сарук (Анонимный комментарий к Великому Собранию, относимый к школе Сарука) // Мехкаре ирушалаим бэ-махшевет исраэль. 1996. Т. 12. С. 307–378.
  61. Мероз Р. Асколат Сарук — ѓисторья хадаша (Новая история школы Сарука) // Шалем. 2002. № 7. С. 151–193.
  62. Тишби И. Торат ѓа-ра вэ-ѓа-клипа бэ-кабалат ѓа-Ари (Учение о зле и клипе в каббале Ицхака Лурии). Иерусалим, 5752 (1992).
  63. Торат ѓа-Кана. Сэфер ѓа-Баѓир ле-р. Нехунья бен ѓа-Кана им перуш кадмон (Книга Блеска). Иерусалим, 1998.
  64. Хавер (Вильдман), Ицхак Айзек. Питхе шеарим (Створы врат). Т. 1. Варшава, 1888.
  65. Хаим Виталь. Эц хаим (Древо жизни). Иерусалим, 1866.
  66. Шолем Г. Исраэль Саруг — талмид ѓа-Ари? (Исраэль Саруг — ученик Ицхака Лурии?) // Цион. 1940. № 5. С. 214–243.
  67. Шолем Г. Авраѓам Ѓеррера — бааль шаар ѓа-шамаим (Авраам Ѓеррера, автор Небесных врат). Иерусалим, 1978.
  68. Элиор Р. Ѓа-зика га-метафорит бейн ѓа-Эль ле-Адам у-рэцифута шель ѓа-мамашут ѓа-хезьёнит бе-кабалат ѓа-Ари (Метафорическая связь между Богом и человеком и значение воображаемой реальности в каббале Ицхака Лурии) // Кабалат ѓа-Ари. Дивре ѓа-кенес ѓа-бейнлеуми ѓа-рвии / Либес Й., Элиор Р., орхим. Иерусалим, 1992. С. 47–57.

Бурмистров Константин Юрьевич


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-0687-2531;
Электронный адрес: kburmistrov@hotmail.com.
Носачев Павел Георгиевич

Феномен экзорцизма в католицизме: религиоведческий анализ

Носачев П. Г. Феномен экзорцизма в католицизме: религиоведческий анализ // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 84. С. 118-133

DOI: 10.15382/sturI201984.118-133
В статье демонстрируется сложность и неоднозначность таких религиозных феноменов, как одержимость и экзорцизм, автор обосновывает насущную необходимость выведения их из исключительно теологического рассмотрения в домен религиоведческих исследований. В начале статьи рассматривается современная полемика вокруг отдельных случаев экзорцизма и их теологической рецепции, затем дается классификация подходов к изучению и интерпретации экзорцизма и одержимости, таких подходов выделяется пять: теологический, разоблачительский, психологический, социологический и перформативный. Из сопоставления подходов очевидно, что научного консенсуса в оценке рассматриваемых феноменов не существует. Чтобы понять природу экзорцизма, автор обращается к истории его генезиса и развития, выделяя в ней несколько этапов. На начальном этапе практика экзорцизма оформляется в рамках подготовки к крещению в латинской церкви. В Средние века эта практика приходит в забвение и не интересует серьезных теологов. На Тридентском соборе происходит закрепление чина экзорцизма, из предкрещальной практики, возможной для совершения причтом, он становится привилегией священников. Собор также регламентирует необходимость проверок на реальную одержимость и обосновывает публичность экзорцизма. После собора возникает известный «Rituale Romanum», в котором фиксируется каноническая форма ритуала. Последующие 200 лет характеризуются новым упадком экзорцизма вследствие рационалистической критики и скандалов, вызванных случаями массовой одержимости. В XIX и XX вв. наступает третий этап истории экзорцизма, когда он соединяется с эзотерической мифологией. Благодаря медикализации дискурса одержимости католические священники начинают искать легитимации практики экзорцизма в поле парапсихологических и спиритических исследований. В заключение делается вывод, что за многие века в понимание экзорцизма вошли теологические идеи раннего католицизма, магические верования средневековой Европы, теологические споры протестантизма и католицизма, медицинский дискурс XIX в., эзотерическая мифология сатанизма и спиритизма, парапсихология и современные медиакультурные штампы.
экзорцизм, эзотеризм, религиоведение, теология, одержимость, католицизм
  1. Каледа В. Г. Церковь и психиатрия: История и современность // Альфа и Омега. 2008. № 1 (51). C. 218–232.
  2. Смит Д. Псевдонаука и паранормальные явления: Критический взгляд. М.: Альпина Нон-Фикшн, 2011.
  3. Эко У. Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ. М.: Эксмо, 2007.
  4. A manual of exorcism, very useful for priests and ministers of the church. N. Y.: Hispanic Society of America, 1975.
  5. Altered States of Consciousness and Mental Health: A Cross-Cultural Perspective / C. Ward, ed. Newbury Park, CA: Sage, 1989.
  6. Amorth G. An Exorcist Tells His Story. San Francisco: Ignatius Press, 1999.
  7. Asprem E. The Society for Psychical Research // Occult world / С. Partridge, еd. N. Y.: Routledge, 2015. P. 266–273.
  8. Certeau M. de. La Possession de Loudun, 2nd ed. P.: Archives Gallimard Juliard, 1980.
  9. Davies J. Exorcism from a Catholic Perspective. L.: Catholic Truth Society, 2009.
  10. Davies O. Grimoires: A History of Magic Books. Oxford: Oxford University Press, 2010.
  11. DSM–IV: Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. Washington DC: American Psychiatric Association, 1994.
  12. Fortea J.-A. Summa Daemoniaca: Tratado de Demonología y Manual de Exorcistas. Madrid: Palmyra, 2008.
  13. Giordan G., Possamai A. Sociology of Exorcism in Late Modernity. Cham: Palgrave Macmillan, 2018.
  14. Gratsch E. J. Exorcism // New Catholic Encyclopedia. Vol. 5. Washington, D.C., 2003 [1967]. P. 551–553.
  15. Kleinman A. M. Depression, somatization and the “new cross-cultural psychiatry” // Social Science & Medicine. 1977. № 11(1). P. 3–9.
  16. Levack B. The devil within: Possession and exorcism in the Christian west. New Haven: Yale University Press, 2013.
  17. Luijk van R. Children of Lucifer: The Origins of Modern Religious Satanism. Oxford: Oxford University Press, 2016.
  18. McCorristine S. Spectres of the Self: Thinking about Ghosts and Ghost-Seeing in England, 1750–1920. Cambrige: Cambrige University press, 2010.
  19. Oesterreich T. K. Possession, Demoniacal and Other: Among Primitive Races in Antiquity, the Middle Ages and Modern Times. N. Y., 1966.
  20. Raupert J. G. The New Black Magic and the Truth about the Ouij a-board. N. Y.: The Devin- Adair Company, 1919.
  21. Rituale Romanum. Rome: Typis Polyglottis Vaticanis, 1925.
  22. Scala M. Der Exorzismus in der Katholischen Kirche: Ein liturgisches Ritual zwischen Film, Mythos und Realität. Hamburg: Friedrich Pustet, 2012.
  23. Sluhovsky M. Believe Not Every Spirit: Possession, Mysticism, & Discernment in Early Modern Catholicism. Chicago: University of Chicago Press, 2008.
  24. Stollznow K. God Bless America: Strange and Unusual Religious Beliefs and Practices in the United States. Durham: Pitchstone Publishing, 2013.
  25. Young F. A History of Exorcism in Catholic Christianity. Cambridge: Palgrave Macmillan, 2016.
  26. Young F. The Dangers of Spiritualism: The Roman Catholic Church’s Campaign against Spiritualism during and after the First World War // Paranormal Review. 2014. Vol. 71 (June). P. 18–20.

Носачев Павел Георгиевич


Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"; 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-0884-4705;
Электронный адрес: pavel_nosachev@bk.ru.
Публикация подготовлена в ходе проведения исследования «Западный эзотеризм и медиакультура» (№ 18-01-0044) в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)”» в 2018–2019 гг. и в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации «5–100».

РЕЦЕНЗИИ

Емельянов Алексей Николаевич, протоиерей

Рец. на кн.: Bauckham R. The Christian World Around the New Testament. Collected Essays II. Tübingen: Mohr Siebeck, 2017 (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament; 386). X, 757 p.

Емельянов А. Н. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 84. С. 138-142 — Рец. на кн.: Bauckham R. The Christian World Around the New Testament. Collected Essays II. Tübingen: Mohr Siebeck, 2017 (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament; 386). X, 757 p.
PDF

Емельянов Алексей Николаевич, протоиерей


Место работы: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: заведующий кафедрой библеистики;
ORCID: 0000-0002-3885-9721;
Электронный адрес: protae@list.ru.
Колкунова Ксения Александровна

Рец. на кн.: Josephson-Storm J. A. The Myth of Disenchantment. Magic, Modernity, and the Birth of the Human Sciences. Chicago: University of Chicago Press, 2017. 400 p.

Колкунова К. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 84. С. 143-146 — Рец. на кн.: Josephson-Storm J. A. The Myth of Disenchantment. Magic, Modernity, and the Birth of the Human Sciences. Chicago: University of Chicago Press, 2017. 400 p.
PDF

Колкунова Ксения Александровна


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0003-4655-6488;
Электронный адрес: ksenia.kolkunova@gmail.com.
Хангиреев Илья Александрович

Рец. на кн.: The Oxford Handbook on the Writings of the Hebrew Bible / D. F. Morgan, ed. Oxford. 2019. XX, 505 p.

Хангиреев И. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 84. С. 147-152 — Рец. на кн.: The Oxford Handbook on the Writings of the Hebrew Bible / D. F. Morgan, ed. Oxford. 2019. XX, 505 p.
PDF

Хангиреев Илья Александрович


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: начальник научно-административного отдела Богословского факультета;
ORCID: 0000-0001-9590-9046;
Электронный адрес: khangireev@gmail.com.