В статье предпринимается попытка реконструкции и комплексного анализа экклесиологической концепции известного профессора нравственного богословия Московской духовной академии начала XX в. – Михаила Михайловича Тареева (1867 – 1934). В исследовании последовательно излагаются характерные черты богословского подхода Тареева в целом, разбираются особенности его экклесиологии, обосновывается авторское определение его экклесиологии как кенотической. Исследуются такие труды Тареева, как «Дух и плоть», «Христианство и церковь», «Новое богословие», «Искушения Богочеловека», «Философия Евангельской истории» и др. Излагаются основные точки зрения на характер экклесиологии Тареева (прот. Георгий Флоровский, прот. Василий Зеньковский, Пол Вальер). Спецификой метода Тареева является разведение элементов разбираемой проблемы по категориям абсолютного (внутреннего) и относительного (внешнего). По-другому данная проблема предстает в его обширном наследии как проблема соотношения содержания и формы. Церковь он понимает как форму христианства. Христианство как внутренняя, мистическая, духовная жизнь имеет своим облачением жизнь Церкви. Христианство как возможно только в Церкви, так и производит ее. Будучи реализацией духовной жизни в мире – Церковь должна быть святой и свободной от мира. При этом именно через Церковь христианский дух, или дух Христа, воздействует на мир, преображает его благодатью. Согласно Тарееву, христиане представляют собою златую цепь, с одной стороны, связанную со Христом и преставившимися святыми, с другой стороны, объединяющую всех живущих верных. Церковь определяется богословом Московской академии как общество, царство, организм, союз, основывается она Христом во время Его страданий. Ее предназначение в том, чтобы служить посредницей между мистической жизнью личности и изменяющейся, исторической жизнью общества. В связи с симметричностью христологии и экклесиологии Тареева, последняя определяется как кенотическая. Завершается статья обозначением возможных причин формулирования Тареевым своего представления о Церкви.
Экклесиология, христология, русское богословие Синодального периода, Михаил Тареев, кеносис, христианство и церковь, мистическая жизнь
- Бермас С. Кенотическая экклесиология: в поиске альтернативой модели церкви // Богословські роздуми: Східноєвропейський журнал богослов’я. 2014. Спецвыпуск. С. 11–30.
- Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. М.: Наука, 2000.
- Ермилов П. В., свящ. Образ Церкви в творениях священномученика Дамаскина Цедрика // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2018. № 75. С. 28–47.
- Зеньковский В., прот. Проблемы культуры в русском богословии. Μ. Μ. Тареев (Окончание) // Вестник РСХД. 1953. № 29. С. 9–15.
- Кикин В. О., прот. Учение о первородном грехе в русском православном академическом богословии второй половины XIX — начала XX в.: дис. … канд. богословия. М., 2018.
- Легеев М. В., свящ. Смысл истории: торжество или кенозис Церкви? К постановке вопроса // Христианское чтение. 2017. № 5. С. 33–43.
- Малышев А. В. Русская кенотическая христология конца XIX — начала XX века: генезис и проблематика: дис. … канд. теологии. М., 2022.
- Пантуева Я. Р. Обзор всероссийской (национальной) научно-богословской конференции «Софиология и экклезиология протоиерея Сергия Булгакова и священника Павла Флоренского» (Москва, 3–5 октября 2022 г.) // Вестник Свято-Филаретовского института. 2022. № 44. С. 256–271.
- Тареев М. М. Искушения богочеловека как единый искупительный подвиг всей земной жизни Христа в связи с историей дохристианских религий и христианской церкви. М., 1892.
- Тареев М. М. Основы христианства. Т. I: Христос. Сергиев Посад, 1908.
- Тареев М. М. Основы христианства. Т. II: Евангелие. Сергиев Посад, 1908.
- Тареев М. М. Основы христианства. Т. III: Христианское мировоззрение. Сергиев Посад, 1908.
- Тареев М. М. Основы христианства. Т. IV: Христианская свобода. Сергиев Посад, 1908.
- Тареев М. М. Основы христианства. Т. V: Дополнительный. Религиозная жизнь. Сергиев Посад, 1910.
- Тареев М. М. Протопресвитер И. Л. Янышев как моралист (окончание) // Богословский вестник. 1910. Т. 3. № 9. С. 103–134.
- Тареев М. М. Страница из недавней истории богословской науки (окончание) // Богословский вестник. 1917. Т. 2. № 10/11/12. С. 385–410.
- Тареев М. М. Философия жизни. 1891–1916. Сергиев Посад, 1916.
- Тареев М. М. Церковь и богословие // Богословский вестник. 1917. Т. 2. С. 316–331.
- Ураков C. А. Проблема определения эссенциального бытия человека в творческом наследии священника Павла Флоренского и профессора М. М. Тареева // Труды Нижегородской духовной семинарии. 2019. № 17. С. 239–251.
- Флоровский Г., свящ. Пути русского богословия. М.: Институт русской цивилизации, 2009.
- Хондзинский П., прот. Персоналистическая экклесиология прот. Сергия Булгакова, прот. Георгия Флоровского и В. Н. Лосского // Христианское чтение. 2020. № 5. С. 10–22.
- Хондзинский П., прот. Рождение тринитарной экклесиологии: комментарий к четвертому письму «Столпа и утверждения Истины» о. Павла Флоренского // Христианское чтение. 2022. № 3. С. 102–110.
- Хондзинский П., прот. Соборность в русской богословской традиции: беседа Александра Кырлежева с протоиереем Павлом Хондзинским // Вопросы теологии. 2019. Т. 1. № 3. С. 427–440.
- Valliere P. M. M. Tareev: A Study in Russian Ethics and Mysticism: PhD. Columbia University, 1974.
Малышев Артем Владиславович
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
ORCID: 0000-0002-3674-3303;
Электронный адрес: artema.malishev@gmail.com.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00650, https://rscf.ru/project/23-28-00650/. Организация выполнения проекта — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.