/

Вестник ПСТГУ . Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение

Вестник ПСТГУ I :102

БОГОСЛОВИЕ

Грюнерт Анна

Телесное зрение и созерцание в гносеологическом контексте: сравнение «Бесед на псалмы» Оригена и свт. Василия Великого

Грюнерт А. Телесное зрение и созерцание в гносеологическом контексте: сравнение «Бесед на псалмы» Оригена и свт. Василия Великого // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 102. С. 11-28

DOI: 10.15382/sturI2022102.11-28
Статья рассматривает на материале “Бесед на псалмы” Оригена и свт. Василия Великого употребление в эпистемологическом контексте зрительной лексики, и в том числе понятия “созерцания”, восходящего к античной философской традиции. Таким образом, задача исследования заключается в том, чтобы показать философскую нагрузку понятия созерцания как высшего этапа на пути познания, а также место последнего в эпистемологических концепциях избранных нами авторов. На основе специфики описания познавательных процессов у раннехристианских писателей мы выявили ряд закономерностей в оформлении семантического поля, относящегося к зрению как чувству, которое участвует в акте познания. При этом наше исследование показало, что использование как понятия “созерцания”, так и зрительной лексики в целом у Оригена и свт. Василия частично вписывается в то философское деление пути познания, которое мы обнаруживаем у неоплатоников: в то время как рассмотрение чувственным зрением сотворённого Богом мира соотносится с физикой, созерцание как сверхчувственное зрение умопостигаемого, и в том числе Бога - с эпоптикой. Однако в рассмотренных нами толкованиях эти три ступени подряд ни разу не упоминаются в отличие от прочих текстов, где Ориген и свт. Василий их приводят, следуя схеме этика-физика-эпоптика. В качестве материала, который служит основой для сопоставления христианской рецепции зрительной лексики в патристической литературе III-IV вв., были взяты не только экзегетические проповеди Оригена и свт. Василия Великого на отдельные псалмы, но также некоторые другие избранные тексты тех же самых авторов, представляющие релевантные параллели в своём использовании зрительной лексики. С точки зрения своей научной актуальности данная работа имеет значение также за счёт того, что она показывает зависимость “Бесед на псалмы” свт. Василия Великого от “Бесед на псалмы” Оригена, обнаруженных в 2012 г. в составе Codex Monacensis Graecus 314.
эпистемология, позднеантичная философия, неоплатонизм, патристическая философия, Ориген, свт. Василий Великий, созерцание, толкования на псалмы
  1. Грюнерт А. Зрительная лексика в контексте философии познания Василия Великого на примере цикла «Беседы на шестоднев» // Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 3. № 1. С. 121−144.
  2. Alieva O. Moses in the Wilderness: Basil of Caesarea on Formation of the Prophet // Scrinium. 2019. Vol. 15. P. 133–142.
  3. Chantraine P. Dictionnaire étymologique de la langue grecque: histoire des mots. P.: Klincksieck, 1968.
  4. Coakley S. Gregory of Nyssa // The Spiritual Senses: Perceiving God in Western Christianity / P. L. Gavrilyuk, S. Coakley, ed. Cambridge, 2011. P. 36–55.
  5. Crouzel H. Origène et la «connaissance mystique». P.: Desclée de Brouwer, 1961.
  6. Dawson D. Christian Figural Reading and the Fashioning of Identity. Berkeley: University of California Press, 2002.
  7. DelCogliano M. Tradition and Polemic in Basil of Caesarea’s Homily on the Theophany // Vigilia Christiana. 2012. Vol. 66. № 1. P. 30−55.
  8. Girardi M. Origene in Cappadocia. Basilio e l’esegesi ‘alessandrina’ dei Salmi // Adamantius. 2014. Vol. 20. P. 160−172.
  9. Grünbeck E. Christologische Schriftargumentation und Bildersprache. Leiden: Brill, 1994.
  10. Crouzel H. Origène et la «connaissance mystique». P.: Desclée de Brouwer, 1961.
  11. Hadot I. Les introductions aux commentaires exégétiques chez les auteurs néoplatoniciens et les auteurs chrétiens // Simplicius. Commentaire sur les Catégories / I. Hadot, éd. Leiden: Brill, 1989. Vol 1. P. 19–47.
  12. Hildebrand S. Basil of Caesarea. L.: Baker Academic, 2014.
  13. James M. R. Learning the Language of Scripture: Origen, Wisdom, and the Logic of Interpretation. Leiden: Brill, 2021.
  14. Junod É. En quoi les homélies d’Origène se distinguent-elles de ses commentaires? // Le défi homilétique. L’exégèse au service de la prédication / H. Mottou, P. A. Bettex, éd. Génève, 1994. P. 137–170.
  15. Junod É. Remarques sur la composition de la «Philocalie» d’Origène par Basile de Césarée et Grégoire de Nazianze // Revue d’Histoire et de Philosophie religieuses. 1972. Vol. 52. № 2. P. 149–156.
  16. Koller H. Theoros und Theōria // Glotta. 1957. Vol. 36. P. 273–286.
  17. Louth A. The Transmission of Origen from Athanasius to the Cappadocians // The Oxford Handbook of Origen / R. E. Heine, K. J. Torjesen, ed. Oxford: Oxford University Press, 2022. P. 429–444.
  18. Markschies C. Die Platonische Metapher vom “Inneren Menschen”: Eine Brücke Zwischen Antiker Philosophie und Altchristlicher Theologie // International Journal of the Classical Tradition. 1995. Vol. 1. № 3. P. 3–18.
  19. McInroy M. J. Origen of Alexandria // The Spiritual Senses: Perceiving God in Western Christianity / P. L. Gavrilyuk, S. Coakley, ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2011. P. 20–35.
  20. Nightingale A. Spectacles of Truth in Classical Greek Philosophy. Cambridge, 2009.
  21. Paddle A. G. Contemplation // The Westminster Handbook To Origen / J. A. McGuckin, ed. Louisville; L.: Westminster John Knox Press, 2004. P. 81–83.
  22. Rahner K. Le début d’une doctrine des cinq sens spirituels chez Origène // Revue d’Ascétique et de Mystique. 1932. Vol. 13. P. 113–145.
  23. Vasiliu A. Eikôn. L’image dans le discours des trois Cappadociens. P.: Presses Universitaires de France, 2010.

Грюнерт Анна


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: профессор;
Место учёбы: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Россия, г. Москва;
ORCID: 0000-0001-5301-0518;
Электронный адрес: gruna7@gmail.com.
Хондзинский Павел Владимирович, протоиерей

Экклесиологическая концепция Э. Мерша и ее восприятие богословами русской диаспоры

Хондзинский П. В. Экклесиологическая концепция Э. Мерша и ее восприятие богословами русской диаспоры // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 102. С. 29-49

DOI: 10.15382/sturI2022102.29-49
В 1933 г. вышел принадлежащий католическому ученому Эмилю Мершу труд «Мистическое тело Христа» (Le Corps mystique du Christ), в котором концепция «мистического тела» прослеживалась от первохристианских времен до начала ХХ в. Отдавая должное отцам Востока, Мерш считал, что своего итогового синтеза концепция достигает у авторов «французской школы» XVII в., где представление о личном мистическом единстве со Христом, восходящее к рейнским мистикам, соединяется с мыслью свт. Кирилла Александрийского и свт. Илария Пиктавийского о «природном» единстве Церкви в Евхаристии. В то же время этот синтез, по мысли Мерша, придавал законченное выражение учению блж. Августина о Церкви как «всецелом Христе» – totus Christus. Монография Мерша была замечена авторами диаспоры. На нее написала рецензию М. Лот-Бородина, о. Сергий Булгаков почерпнул у Мерша нужные ему ссылки на блж. Августина, но наиболее вдумчиво к работе Мерша отнесся о. Георгий Флоровский. Описывая его реакцию на нее, следует учитывать, что изначально о. Георгий стоял на позиции, сформированной в русском богословии еще в начале ХХ в. представителями «нового богословия» и прежде всего митр. Антонием (Храповицким). Для этой позиции было характерно конституирование единства Церкви не столько на евхаристическом, сколько на нравственном уровне, предстающем, благодаря персоналистическому учению о взаимопрозрачности личностей, как единство природное. Важно также, что авторам концепции, их учение представлялось тождественным святоотеческому. В статье прослеживается постепенная эволюция взглядов о. Георгия от вышеуказанной концепции, через попытку соединить учение о totus Christus с учением митр. Антония, к однозначно выраженному христологическому акценту в экклесиологии. Вследствие этого поздняя экклесиология Флоровского обнаруживает известную близость к экклесиологии французской школы, а значит – и к общим концептуальным выводам Мерша.
Э. Мерш, о. Георгий Флоровский, митр. Антоний Храповицкий, блж. Августин, французская школа XVII в., кардинал Берюль, экклесиология, христология, totus Christus
  1. Антоний (Храповицкий), митр. Избранные труды. Письма. Материалы. М.: ПСТГУ, 2007.
  2. Булгаков С., прот. Агнец Божий. М.: Общедоступный православный университет, 2000.
  3. Булгаков С., прот. Невеста Агнца. М.: Общедоступный православный университет, 2005.
  4. Иларион (Троицкий), сщмч. Творения: в 3 т. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004.
  5. Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна: в 2 т. М.: Сибирская Благозвонница, 2011.
  6. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Центр “СЭИ”, 1991.
  7. Лот-Бородина М. Émile Mersch // Путь. 1934. № 42. Январь-март. С. 93–95.
  8. Михаил (Грибановский), еп. Труды. Письма. Материалы. М.: ПСТГУ, 2011.
  9. Оболевич Т. Мирра Лот-Бородина: историк, литератор, философ, богослов. СПб.: Нестор-История, 2020.
  10. Орлов А. Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского. Сергиев Посад, 1908.
  11. Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к Ефесянам. М.: Правило веры, 2004.
  12. Флоровский Г., прот. Вера и культура. СПб.: РХГИ, 2002.
  13. Хондзинский П. В., прот. Портрет учителя Запада в интерьере синодальной эпохи: диссертация И. В. Попова о блаженном Августине // Вопросы теологии. 2022. Т. 4. № 1. С. 54–73.
  14. Хондзинский П. В., прот. Экклесиологический проект прот. Г. Флоровского в контексте августинианской традиции // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 92. С. 11–31.
  15. Aurelius Augustinus. Enarrationes in psalmos. XXX. 2. 4 // Opera omnia. URL: http://www.augustinus.it/latino/index.htm (дата обращения: 21.07.2022).
  16. Berulle P. de. Les OEuvres. P., 1665.
  17. Congar Y. La personne “Église” // Revue Tomiste. 1971. LXI. P. 613–640.
  18. Cyrillus Alexandrinus. Commentarium in Ioannem // PG. LCCIV.
  19. Florovsky G. The Collected Works: In 14 Vol. Belmont, 1972–1989.
  20. Franz E. Totus Christus. Studien über Christus und die Kirche bei Augustin. Bonn: Rheinischen Friedrich-Wilhelms-Universität, 1956.
  21. Harnack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte. III Band. Leipzig: Akademische Verlagsbuchhandlung J. C. B. Mohr, 1897.
  22. Hilarius Pictavensis. De Trinitate // PL. X.
  23. Journet Ch. De la personalité de l’Église // Revue Thomiste. 1969. LXIX. P. 192–200.
  24. Larchet J.-K. “En suivant les Pères…” La vie et l’oevre du Père Georges Florovsky. Genève: Éditions des Syrtes, 2019.
  25. Lot-Borodine M. La doctrine de la “déifi cation” dans l’Église grecque juqu’au XI-e siècle // Revue de l’histoire des religions. 1932. Vol. 105. P. 5–43.
  26. Mersch É. Incarnation et doctrine spirituelle // Revue d’ascétique et de mystique. 1929. P. 337–367.
  27. Mersch É. Le Corps mystique du Christ. 2 t. Louvain: Museum Lessianum, 1933.
  28. Ritschl A. Über die Methode der älteren Dogmengeschichte. Jahrbücher für Deutsche Theologie. Bd. XVI. Berlin, 1871. S. 191–214.
  29. Rocholl R. Platonissmus im deutschen Mittelalter // Zeitschrift fur Kirchengeschichte. 1903. Bd. XXIV. S. 1–14.
  30. Ward. R. The Christology of the French School // Christ Unabridged. Knowing and Loving the Son of man / G. Westhaver, R. Vince, ed. L.: SCM Press, 2020. P. 149–157.

Хондзинский Павел Владимирович, протоиерей


Ученая степень: доктор богословия;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: декан богословского факультета;
ORCID: 0000-0001-9805-045X;
Электронный адрес: paulum@mail.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44125\21 «Латинская церковная традиция IV–VII вв. в современном научно-богословском контексте».

ФИЛОСОФИЯ

Гришина Елена Валерьевна

Лев Толстой в диалектике Б. П. Вышеславцева

Гришина Е. В. Лев Толстой в диалектике Б. П. Вышеславцева // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 102. С. 53-69

DOI: 10.15382/sturI2022102.53-69
Автор предпринимает попытку реконструкции философского диалога Б. П. Вышеславцева со Л. Н. Толстым. Учитывая, что убеждения этих мыслителей касательно философско-правовых, религиозных и социально-экономических вопросов на первый взгляд носят оппозиционный характер, в статье исследуется как их различие, так и сходство. Автор рассматривает тексты, где упоминается Толстой, анализирует контекст и выявляет ряд идей, которые могли бы помочь изучению мировоззрения обоих философов и поднимаемых ими проблем. На первый взгляд, толстовские темы у Вышеславцева собраны в области философии права, но более глубокое обсуждение позволяет увидеть, что эти темы имеют религиозные основания. Выясняется также значимость фигуры П. И. Новгородцева в формировании Вышеславцева как диалектика. Философ рисует монументальный образ Толстого, в то же время указывая на наивность его решений и пытаясь осмыслить объективные причины его бунта. В связи с этим становятся более понятными и обоснованными причины бунта самого Вышеславцева, активно выступавшего против всякого рода тоталитаризма и насильственного социального действия. По его мнению, власть может оправдать себя только перейдя в совершенно иное экзистенциальное состояние, а именно – в состояние относительного безвластия. Таким состоянием общественно-политических структур являются «право» и «демократия (феномен, противоположный «диктатуре»). Вышеславцев размышляет над антиномией абсолютного и относительного, и приходит к выводу, что абсолютное может осуществляться в относительном только в относительных формах. Однако абсолютное есть не только идея, которая движет человеком на пути самосовершенствования и социального развития, но и высший элемент человеческой природы, на основе которого, по христианскому обетованию, формируется богоподобное устроение жизни. Для реализации идеи личной нравственности требуется соответствующим образом организованное государство. Такое государство, по его мнению, вполне возможно. Однако анализируя сложность современной ему действительности, и подводя итоги последнего периода развития индустриальной культуры (50-е годы XX века), философ констатирует весьма неутешительный результат, который, однако, не лишает его оптимизма на путях поиска новых конструктивных решений.
Вышеславцев, Толстой, Новгородцев, антиномия, право, власть, христианский анархизм
  1. Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1918.
  2. Вышеславцев Б. П. Богооставленность // Путь. 1940. № 61. С. 15–21.
  3. Вышеславцев Б. П. Вечное в русской философии. М.: Республика, 1994.
  4. Вышеславцев Б. П. Два пути социального движения // Путь. Париж, 1926. № 4. Июнь-июль. С. 127–138.
  5. Вышеславцев Б. П. Кризис индустриальной культуры // Сочинения / ред. В. В. Сапов. М.: Раритет, 1995. С. 181–434.
  6. Вышеславцев Б. П. Лев Толстой // Русская земля: альманах для юношества (ко дню рус. культуры) / под ред. А. М. Чёрного и В. В. Зеньковского. Париж: Религиозно-педагогический кабинет, 1928. С. 92–95.
  7. Вышеславцев Б. П. Образ Божий в грехопадении // Путь. 1938. № 55. С. 24–40.
  8. Вышеславцев Б. П. Проблема власти и ее религиозный смысл // Путь. 1934. № 42. Январь-март. С. 3–21.
  9. Вышеславцев Б. П. Религия и безрелигиозность // Проблемы русского религиозного сознания: сб. статей. Берлин, 1924. С. 7–52.
  10. Вышеславцев Б. П. Русская стихия у Достоевского. Берлин: Обелиск, 1923.
  11. Вышеславцев Б. П. Русский национальный характер // Вопросы философии. 1995. № 6. С. 112–121.
  12. Вышеславцев Б. П. Христианство и социальный вопрос. Париж; Варшава, 1929.
  13. Вышеславцев Б. П. Этика преображённого Эроса. М.: Республика, 1994.
  14. Вышеславцев Б. П. Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии. М., 1914.
  15. Евлампиев И. И. «Анархизм» Л. Н. Толстого и его возможные философские основания // Русская литература и философия: пути взаимодействия. М.: Водолей, 2018. С. 180–195.
  16. Новгородцев П. И. Введение в философию права: Кризис современного правосознания. М., 1909.
  17. Новгородцев П. И. Кризис анархизма // Вопросы философии и психологии. 1917. № 4–5 (139–140). С. 127–154.
  18. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. Берлин: Слово, 1921.
  19. Солнцева Н. М. Вышеславцев Борис Петрович // Русские литературоведы ХХ века: биобиблиографический словарь. Т. 1: А — Л. / сост. А. А. Холиков; под общ. ред. А. О. Клинга и А. А. Холикова. М.; СПб.: Нестор-История, 2017. С. 212–213.
  20. Табаков А. Л. Справедливость и право: некоторые аспекты соотношения в русской философии права второй половины XIX — первой половины XX века // Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. 2017. № 3. С. 88–97.
  21. Толстой Л. Н. [Письмо студенту о праве] // Полное собрание сочинений. Т. 38. М.: Художественная литература, 1936. С. 54–60.
  22. Толстой Л. Н. Царство Божие внутри вас // Полное собрание сочинений. Т. 28. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957.

Гришина Елена Валерьевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Россия, г. Москва;
ORCID: 0000-0002-9214-1024;
Электронный адрес: abameleck@yandex.ru.

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Бурмистров Константин Юрьевич

Мистические видения и их оценка в русском масонстве конца XVIII – начала XIX века

Бурмистров К. Ю. Мистические видения и их оценка в русском масонстве конца XVIII – начала XIX века // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 102. С. 73-86

DOI: 10.15382/sturI2022102.73-86
В богатейшем рукописном наследии русских масонов XVIII – XIX столетий встречаются многочисленные описания мистических переживаний, с которыми сталкивались представители этой традиции. Это могли быть видения и мистические сны, в которых им являлись существа из потустороннего мира, а также намеренно вызываемые мистические состояния, посредством которых адепт пытался проникнуть достигнуть искомой им мудрости. По цензурным причинам эта сторона деятельности русских братьев практически не становилась известной за пределами узкого круга посвященных. В статье рассмотрены основные виды мистического опыта, отраженные в рукописях русских масонов, в основном в их дневниках и переписке. Наиболее ценные свидетельства такого рода содержатся в так называемых «записях масонских снов». Эти рассказы составляют особый жанр масонской литературы и сохранились в значительном количестве рукописей. В их основе лежит представление об особом внутреннем (духовном) видении, которым может обладать адепт. Масонские сны содержат в себе значительное количество деталей, имеющих отношение как к ритуалу и символическому убранству помещений масонских лож, так и к тем практикам нравственного самосовершенствования, которые составляют важную часть масонского пути. Русские масоны уделяли значительное внимание проблеме оценки, верификации подобного: это иллюзия, заблуждение, порожденное силами зла, или же особый дар со стороны божественных сил? Важным был и вопрос о значении такого опыта: является ли он случайным следствием масонской работы, помехой на пути или, наоборот, своего рода подтверждением прогресса в следовании к совершенному состоянию? Какими источниками могли пользоваться русский масоны в поисках ответа на эти вопросы? В статье сделана попытка ответить на эти вопросы на основе анализа широкого круга масонских рукописей 18 – начала 19 в., сохраненных в семьях русских масонов и сегодня находящихся в московских архивах.
сновидения, записи снов, психология, русское масонство, видения, предсказания, паранормальные состояния сознания

Бурмистров Константин Юрьевич


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-0687-2531;
Электронный адрес: kburmistrov@hotmail.com.
Забаев Иван Владимирович

Смирение и взаимность: религиоведческий анализ Этоса современного русского православия

Забаев И. В. Смирение и взаимность: религиоведческий анализ Этоса современного русского православия // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 102. С. 87-116

DOI: 10.15382/sturI2022102.87-116
В статье рассматривается смирение как одна из ключевых категорий в практическом этосе русского православия. Обсуждаются и формулируются связанные с этой категорией социологические и богословские проблемы. Основной акцент делается на анализе отношений в паре «смиряющийся – тот, кто смиряет». Формулировка проблемы смирения именно в таком виде не обязательна, но именно она получила сегодня определенное распространение в православном дискурсе. Редукция всей полноты проблемы именно к такой конфигурации отношений, оставляет вне рассмотрения многие важные сюжеты, но одновременно позволяет сконцентрироваться на одной проблемной точке, отмечаемой в современном православном дискурсе.Для обсуждения логики этики смирения выбран один из обзорных богословских текстов, описывающий в том числе этику мирян – «Аскетизм по православно-христианскому учению» С. Зарина. На его основе описано доминирующее толкование – «смирение как принятие унижений». Опираясь на тексты, обсуждающие смирение как внутри Церкви, так и за её пределами, автор показывает, что одна из центральных добродетелей русского православия воплощается в такой практике, которая имеет ряд «неоднозначных» последствий.Одновременно автор указывает на глубокую укорененность категории смирения в православной этике и предлагает обратиться к текстам Нового Завета в поисках нюанса в понимании смирения и предложений к воплощению этой добродетели в практике, способных минимизировать указанные неоднозначные следствия. Этот нюанс – взаимность – автор находит в посланиях ап. Павла. При помощи анализа значения смирения и употребления этого понятия в тексте посланий ап. Павла, показывается важность взаимности акторов, вступающих во взаимодействие. В завершении обсуждается наличие подобной интерпретации в русской православной традиции, а именно в текстах Феофана Затворника. Таким образом обосновывается предположение о том, что подобная интерпретация не является чуждой православному мировоззрению. Автор предполагает, что акцент на взаимности в понимании и практике смирения мог бы помочь снять ряд негативных эффектов, фиксируемых сегодня (и фиксировавшихся ранее) как внутри Церкви, так и вне ее.
апостол Павел, православная этика, смирение, взаимность, социальные отношения, С. Зарин, Феофан Затворник
  1. Бирюкова М. Учебник радости. О книгах Николая Пестова // Православная вера. 2013. № 6 (482). URL: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/2013-03-31-23-17-34-uchebnik (дата обращения: 29.11.2019).
  2. Богданова Т. А., Доброцветов П. К. Зарин // Православная энциклопедия. Т. 19. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. С. 650–657.
  3. Булгаков С. Героизм и подвижничество // Булгаков С. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. СПб.: Изд-во РХГИб, 1997. С. 275–299.
  4. Василий Великий, свт. Творения. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. Т. 2.
  5. Георгий (Тертышников), архим. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М.: Правило веры, 1999. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertyshnikov/svjatitelfeofan-zatvornik-i-ego-uchenie-o-spasenii/1_16 (дата обращения: 17.02.2022).
  6. Забаев И. Основные категории хозяйственной этики современного русского православия: социологический анализ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012.
  7. Забаев И. Смирение в хозяйственной этике Русской Православной Церкви использование социологии религии Макса Вебера для анализа современного русского православия // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 36 (4). С. 175–202.
  8. Забаев И., Кострова Е. Этос vs. габитус: этический компонент в «Протестантской этике» М. Вебера // Социология власти. 2020. № 4 (32). С. 45–67.
  9. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению: этико-богословское исследование. Т. 1: Основоположительный. СПб.: Типо-литография С.-Петербургской тюрьмы, 1907.
  10. Иоанн Лествичник, прп. Лествица, возводящая на небо. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007.
  11. Кикоть М. Исповедь бывшей послушницы. М.: Эксмо, 2017.
  12. Климент, митр. Калужский и Боровский. Служение святителя Феофана Затворника (Вышенского) в Палестине в первом составе Русской духовной миссии (1847–1853 гг.) // Феофановские чтения: сб. науч. статей. Рязань: Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина, 2017.
  13. Кнорре Б., Мурашова А. Реципрокность «по благословению»: дискуссионные вопросы дарообмена в церковном социальном пространстве // Социологическое обозрение. 2019. Т. 18. № 4. С. 186–211.
  14. Коноваленко Т. Г. Смирение как ключевой концепт православной языковой картины мира // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. Т. 37. № 7. С. 101–104.
  15. Кравец С. Мы делаем энциклопедию силами всего православного мира // Журнал Московской Патриархии. 2019. Т. 6. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5465100.html (дата обращения: 17.02.2022).
  16. Лизгунов П. Понятие смирения у мужей апостольских и ранних апологетов // Богословский вестник. 2019. № 1 (32). С. 172–191.
  17. Лизгунов П. Понятие смирения: история и современные интерпретации // Провинциальные научные записки. 2018. № 1 (7). С. 86–91.
  18. Лопухин А. П. Толковая Библия. Руководство к библейской истории Ветхого и Нового Завета. СПб.: СЗКЭО, 2018.
  19. Попова Т. Г. Лествица Иоанна Синайского в славянской книжности. Саарбрюкен, 2011.
  20. Попова Т. Г. Русские рукописи «Лествицы» Иоанна Синайского // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2016. Вып. 1 (46). С. 93–101.
  21. Попова Т. Г. Лествица Иоанна Синайского в литературе и культуре Руси // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2010. № 1 (4). С. 7–16.
  22. Преосвященный Феофан как писатель-богослов // Церковный вестник. 1894. № 4. С. 51–52.
  23. Семенова Н. В. Лексика самооценки в истории русского языка: покорность // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. № 1. С. 25–32.
  24. Сергий (Соколов), еп. От внешнего к внутреннему. Жизнеописание Н. Е. Пестова. Новосибирск, 1997. URL: http://www.orthedu.ru/knigi/pestov/main.htm (дата обращения: 17.02.2022).
  25. Сидоров А. И. Монументальной труд по святоотеческой аскетике С. М. Зарина // Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское исследование. М.: Паломник, 1996. С. III–XXXII.
  26. Тареев М. О книге Зарина «Аскетизм» // Он же. Философия жизни. Сергиев Посад, 1916. С. 208–239.
  27. Уминский А., прот., Данилова А. Смирился сам — смири и другого // Правмир. 17 дек. 2015. URL: https://www.pravmir.ru/smirilsya-sam-smiri-i-drugogo/ (дата обращения: 17.02.2022).
  28. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2010.
  29. Феофан Затворник, свт. Толкование Посланий апостола Павла к Колоссянам, к Филиппийцам. М.: Правило веры, 2005.
  30. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж: YMCA-Press, 1983.
  31. Хархордин О. Обличать и лицемерить: генеалогия российской личности. СПб.: Изд-во ЕУСПб, 2002.
  32. Хитров М. И., прот. Преосвященный Феофан, Затворник Вышенский. М.: ПСТБИ, 1992 (репринт издания Типо-литография И. Ефимова, 1905 г.).
  33. Шульчева-Джарман О. Хамство в Церкви, или «Вас батюшка тоже смирил?» // Правмир. 2015. URL: https://www.pravmir.ru/hamstvo-v-tserkvi-ili-vas-batyushka-tozhe-smiril/(дата обращения: 17.02.2022).
  34. Adnès P. Humilité // Dictionnaire de Spiritualité Ascétique et Mystique. Vol. 7 / M. Viller et al., ed. P.: G. Beauchesne et ses fi ls, 1969. P. 1136–1187.
  35. Banks R. J. Paul’s Idea of Community: The Early House Churches in Their Cultural Setting. Peabody: Hendrickson, 1994.
  36. Barclay J. M. G. Paul and the Gift. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 2015.
  37. Becker E.-M. Der Begriff der Demut bei Paulus. Tübingen: Mohr Siebeck, 2016.
  38. Blanton Th. R. IV. A Spiritual Economy: Gift Exchange in the Letters of Paul of Tarsus. Yale University Press, 2017.
  39. Bonheim G., Regehly T. Mystik und Totalitarismus. Berlin: Weißensee Verlag, 2013 (Böhme-Studien. Beiträge zu Philosophie und Philologie. Bd. 3).
  40. Briones D. Mutual Brokers of Grace: A Study in 2 Corinthians 1.3-11 // New Testament Studies. 2010. Vol. 56. № 4. P. 536–556.
  41. Bromley G. W. The International Standard Bible Encyclopedia. Volume II. Grand Rapids, Mich.: W.B. Eerdmans, 1979.
  42. Burke T. J. Family Matters: A Socio-Historical Study of Kinship Metaphors in 1 Thessalonians. Edinburgh: T&T Clark, 2003.
  43. Chirkov V., Knorre B. Russian Orthodoxy and Human Motivation: The Categories of ‘Sin’, ‘Humility’, and ‘Obedience’ in the Context of Human Agency and Autonomy // Journal of Psychology and Christianity. 2015. Vol. 34. No. 1. P. 26–39.
  44. Conze W. (2004) Beruf // Geschichtliche Grundbegriff e. Historisches Lexikon zur politischsozialen Sprache in Deutschland. Bd. 1: A-D. Stuttgart: Klett-Cotta, 2004. S. 490–507.
  45. Dihle A. Demut // Reallexikon für Antike und Christentum. Sachwörterbuch zur Auseinandersetzung des Christentums mit der antiken Welt. Bd. III / F. J. Dölger et al., Hrsg. Stuttgart: Anton Hiersemann, 1937. S. 735–778.
  46. Dik B. J. et al. Humility in Career Development // Handbook of Humility: Theory, Research, and Applications / E. L. Worthington et al., ed. Abingdon; N. Y.: Routledge, 2016. P. 207–220.
  47. Downs D. J. The Offering of the Gentiles: Paul’s Collection for Jerusalem in Its Chronological, Cultural, and Cultic Contexts. Tübingen: Mohr Siebeck, 2008.
  48. Dunnington K. Humility, Pride, and Christian Virtue Theory. Oxford University Press, 2018.
  49. Ehrensperger K. Paul and the dynamics of power: Communication and interaction in the early Christ-movement. L.: Bloomsbury Publishing, 2007.
  50. Feldmeier R. Macht-Dienst-Demut: Ein neutestamentlicher Beitrag zur Ethik. Tübingen: Mohr Siebeck, 2012.
  51. Foulcher J. Reclaiming Humility: Four Studies in the Monastic Tradition. Collegeville: Liturgical Press, 2015.
  52. Gromacki G. Paul’s Ecclesiology of Ephesians // Journal of Ministry and Theology. 2015. Vol. 19. № 1. P. 81–115.
  53. Harland Ph. A. Familial Dimensions of Group Identity: “Brothers” (ΑΔΕΛΦΟΙ) in Associations of the Greek East // Journal of Biblical Literature. 2005. Vol. 124. № 3. P. 491–513.
  54. Holl K. Gesammelte Aufsätze Zur Kirchengeschichte. Bd. 3 (Der Westen). Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1965.
  55. Horrell D. G. Solidarity and Diff erence: A Contemporary Reading of Paul’s Ethics. L.; N. Y.: Bloomsbury Publishing, 2015.
  56. Horrell D. Paul’s Collection: Resources for a Materialist Theology // Epworth Review. 1995. Vol. 22. № 2. P. 74–83.
  57. Hughes J. T. Ecclesial Solidarity in the Pauline Corpus: Relationships Between Churches in Paul’s Letters. Eugene: Pickwick Publications, 2019.
  58. Joubert S. J. Managing the Household. Paul as Paterfamilias of the Christian Household Group in Corinth // Modelling Early Christianity: Social-Scientifi c Studies of the New Testament in Its Context / P. Esler, ed. Abingdon; N. Y.: Routledge, 1995. P. 213–223.
  59. Joubert S. J. Paul as Benefactor: Reciprocity, Strategy and Theological Refl ection in Paul’s Collection. Tübingen: Mohr Siebeck, 2000.
  60. Lanczkowski G. et al. Beruf // Theologische Realenzyklopädie. Bd. 5. Berlin; N. Y.: De Gruyter, 1980. S. 654–676.
  61. Massinelli G. For Your Sake He Became Poor: Ideology and Practice of Gift Exchange between Early Christian Groups. Berlin; Boston: De Gruyter, 2021.
  62. McElroy S. A Review of Humility Measures and a Test of the Social Oil Hypotheses. Dissertation. Georgia State University, 2017. URL: https://scholarworks.gsu.edu/cps_diss/119 (дата обращения: 10.07.2022).
  63. Meeks W. A. The First Urban Christians: The Social World of the Apostle Paul. Yale University Press, 2019.
  64. Meggitt J. J. Paul, Poverty and Survival. L.: A&C Black, 1998.
  65. Ogereau J. M. A Survey of Κοινωνία and Its Cognates in Documentary Sources // Novum Testamentum. 2015. Vol. 57. № 3, June. P. 275–294.
  66. Ogereau J. M. Paul’s Κοινωνία with the Philippians: Societas as a Missionary Funding // New Testament Studies. 2014. Vol. 60. № 3. P. 360–378.
  67. Ogereau J. M. The Jerusalem Collection as Κοινωνία: Paul’s Global Politics of Socio-Economic Equality and Solidarity // New Testament Studies. 2012. Vol. 58. № 3, July. P. 350–378.
  68. Paul and Economics: A Handbook / Th. R. IV Blanton, R. Pickett, ed. Minneapolis: Fortress Press, 2017.
  69. Peterman G. W. Paul’s Gift from Philippi: Conventions of Gift Exchange and Christian Giving. Cambridge University Press, 1997.
  70. Peterman G. W. Romans 15.26: Make a Contribution or Establish Fellowship? // New Testament Studies. 1994. Vol. 40. № 3. P. 457–463.
  71. Sandnes K. O. A New Family: Conversion and Ecclesiology in the Early Church with Cross-Cultural Comparisons. Bern: P. Lang, 1994.
  72. Schäfer K. Gemeinde als ‘Bruderschaft’: Ein Beitrag zum Kirchenverständnis des Paulus. Frankfurt: Peter Lang GmbH, 1990.
  73. Tangney J. Humility: Theoretical Perspectives, Empirical Findings and Directions for Future Research // Journal of Social and Clinical Psychology. 2000. Vol. 19, Mar. P. 70–82.
  74. The Routledge Handbook of Philosophy of Humility / M. Alfano et al., ed. Abingdon; N. Y.: Routledge, 2020.
  75. Thiessen J. Demut als christliche Lebensweise. Eine Studie zu den Paulusbriefen in Ihrem Hellenistischen Und Biblischen Kontext // European Journal of Theology. 2015. Vol. 24. № 1. P. 5–18.
  76. Tucker J. B. The Jerusalem Collection, Economic Inequality, and Human Flourishing: Is Paul’s Concern the Redistribution of Wealth, or a Relationship of Mutuality (or Both)? // Canadian Theological Review. 2014. Vol. 3. № 2. P. 52–70.
  77. Vassiliadis P. Equality and Justice in Classical Antiquity and in Paul: The Social Implications of the Pauline Collection // St. Vladimir’s Theological Quarterly. 1992. Vol. 32. P. 51–59.
  78. Venter D. The Implicit Obligations of Brothers, Debtors and Sons (Romans 8:12-17) // Neotestamentica. 2014. Vol. 48. № 2, Jan. P. 283–302.
  79. Weaver T. M. Paul, Community, Economy: Thinking Communitas through the Biblical Paul. University of Kent, 2019.
  80. Welborn L. L. “That There May Be Equality”: The Contexts and Consequences of a Pauline Ideal // New Testament Studies. 2013. Vol. 59. № 1. P. 73–90.
  81. Welborn L. L. Paul’s Place in a First-Century Revival of the Discourse of “Equality” // Harvard Theological Review. 2017. Vol. 110. № 4. P. 541–62.
  82. Wengst K. Demut-Solidarität der Gedemütigten: Wandlungen eines Begriff es und seines sozialen Bezugs in griechisch-römischer, alttestamentlich-jüdischer und urchristlicher Tradition. München: Chr. Kaiser Verlag, 1987.
  83. Whiteford R. A.-O. Friendship and Gift in 2 Corinthians 8–9: Social Relations and Conventions in the Jerusalem Collection. Clayton (Missoury): Concordia Seminary, 2018.
  84. Wright J. C. et al. The Psychological Signifi cance of Humility // The Journal of Positive Psychology. 2017. Vol. 12. № 1, Jan. P. 3–12.

Забаев Иван Владимирович


Ученая степень: кандидат социологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: доцент кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета;
ORCID: 0000-0001-9876-9093;
Электронный адрес: zabaev-iv@yandex.ru.

ПУБЛИКАЦИИ

Колмакова Мария Владимировна

«Воинствующий баптизм» в оценке группы исследователей для Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС

Колмакова М. В. «Воинствующий баптизм» в оценке группы исследователей для Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 102. С. 119-144

DOI: 10.15382/sturI2022102.119-144
Публикация черновика документа, в настоящее время хранящегося единственном экземпляре в личном фонде А.И. Клибанова в Архиве Российской академии наук. Документ состоит из 31 листа машинописного текста, подготовлен для Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС в июне 1966 г. группой ученых (А.И. Клибановым, П.К. Курочкиным, Л.Н. Митрохиным, Э.Г. Филимоновым и Г.С. Лялиной) - профессиональных исследователей религии, чей научный интерес к теме баптизма был подкреплен в том числе активной работой с верующими. Авторами анализируется обширный материал, на основе которого в первой части документа дается оценка внутреннего раскола, происходящего в советской баптистской церкви, особенное повествование отводится деятельности Союза церквей Евангельских христиан баптистов (СЦ ЕХБ) и майской акции протеста, состоявшейся в центре Москвы, в которой приняли участие несколько сотен верующих. Акцентируя антисоветские настроения в среде последователей СЦ ЕХБ, авторы документа именуют эту религиозную организацию сначала как «воинствующую церковь», а в последствии уточняют это наименование в форме «воинствующий баптизм». В заключительной части документ содержит девять конструктивных предложений для подавления конфликта между СЦ ЕХБ и государственными органами, а также для нормализации взаимодействия между органами власти и различными религиозными организациями. Сохранившийся экземпляр документа имеет ряд лакун, которые не удалось восполнить (7 листов из второй части документа). Попытки обнаружить полный документ в различных архивах и личных фондах результат не принесла. Документ публикуется с сохранением орфографии, пунктуации и помет авторов. Отдельные части публикуемого документа легли в основу ряда монографий, брошюр и статей, авторами которых стали члены исследовательской группы, подготовившие документ. Провокационная майская акция протеста и публикуемый в настоящей статье документ также сыграли важную роль в публикации целой научно-популярной издательской серии «Библиотека “Современные религии”».
Баптизм, Совет Церквей Евангельских Христиан Баптистов, 16–17 мая 1966 г., Клибанов Александр Ильич, Курочкин Павел Константинович, Митрохин Лев Николаевич, Филимонов Эдуард Геннадьевич, Лялина Галина Сергеевна
  1. Бартошевич Э. М. Свидетели Иеговы. М.: Политиздат, 1969. (Б-ка «Современные религии»).
  2. Беленький М. С. Иудаизм. М.: Политиздат, 1966. (Б-ка «Современные религии»).
  3. Белов А. В. Адвентизм. М.: Политиздат, 1968. (Б-ка «Современные религии»).
  4. Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет. 1917–1932 / под ред. М. Енишерлова, А. Лукачевского, М. Митина. М.: ОГИЗ; Государственное антирелигиозное издательство, 1932.
  5. Гараджа В. И. Протестантизм. М.: Политиздат, 1971. (Б-ка «Современные религии»).
  6. Глушаев А. Л. Исповедальные практики «очищения» в движении баптистов-инициативников (1960-е — начало 1980-х годов): историко-культурные аспекты // Технологос. 2020. № 1. С. 47–56.
  7. Глушаев А. Л. Раскол в баптизме: «инициативники» и «религиозный экстремизм» в интерпретациях советской атеистической литературы 1960–1980-х гг. // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. № 71. С. 104–118.
  8. Даниленко С. Т. Униаты. М.: Политиздат, 1972. (Б-ка «Современные религии»).
  9. Дашковский П. К., Дворянчикова Н. С. Положение христианских общин в Алтайском крае в середине 1960-х — середине 1970-х гг. // Религиоведение. 2017. № 1. С. 31–40.
  10. Добсон М. The First Dissidents? Discussion of Legality in the 1960s // 105 лет легализации русского баптизма: материалы Международной научно-практической конференции (5–7 апреля 2011 г.). М.: Информ Принт, 2011. С. 198–203.
  11. За воинствующее безбожие: Методическое пособие для агитаторов / сост. Е. Муравьев, В. Шохор; под ред. А. Т. Лукачевского. М.; Л.: Московский рабочий, 1931.
  12. Законодательство о религиозных культах: сб. материалов и документов / общ. ред.: В. А. Куроедов, А. С. Панкратов; сост.: Г. Р. Гольст, Д. М. Ночвин. М.: Юридическая литература, 1971.
  13. Катунский А. Е. Старообрядчество. М.: Политиздат, 1972. (Б-ка «Современные религии»).
  14. Клибанов А. И., Митрохин Л. Н. Кризисные явления в современном баптизме. М.: Знание, 1967.
  15. Клибанов А. И., Митрохин Л. Н. Раскол в современном баптизме // Вопросы научного атеизма. М., 1967. Вып. 3. С. 84–110.
  16. Кочетов А. Н. Буддизм. М.: Политиздат, 1968. (Б-ка «Современные религии»).
  17. Крестьянинов В. Д. Меннониты. М.: Политиздат, 1967. (Б-ка «Современные религии»).
  18. Кто такие «инициативники» у евангельских христиан-баптистов // Наука и религия. 1966. № 7. С. 24–25.
  19. Куроедов В. А. О современном состоянии религий в СССР и задачах усиления контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах: доклад председателя Совета по делам религий при Совете министров СССР В. А. Куроедова на Всесоюзном совещании уполномоченных Совета. 16 июля 1969 года. [М., 1969].
  20. Лукачевский А. Т. Марксизм-ленинизм как воинствующий атеизм. М.: Государственное антирелигиозное изд-во, 19332.
  21. Лялина Г. С. Баптизм: иллюзии и реальность. М.: Политиздат, 1977.
  22. Лялина Г. С. Новые тенденции в идеологии баптизма. М.: Знание, 1979.
  23. Мавлютов Р. Р. Ислам. М.: Политиздат, 1969. (Б-ка «Современные религии»).
  24. Малахова И. А. Духовные христиане. М.: Политиздат, 1970. (Б-ка «Современные религии»).
  25. Митрохин Л. Н. Баптизм. М.: Политиздат, 1966. (Б-ка «Современные религии»).
  26. Митрохин Л. Н. Баптизм. М.: Политиздат, 1974. (Б-ка «Современные религии»).
  27. Москаленко А. Т. Пятидесятники. М.: Политиздат, 1966. (Б-ка «Современные религии»).
  28. Мчедлов М. П. Католицизм. М.: Политиздат, 1970. (Б-ка «Современные религии»).
  29. Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905–1991 годах. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2008.
  30. Савин А. И. «Многие даже не допускают мысли, что сектант может быть честным человеком»: «брежневский» поворот в антирелигиозной политике и российский протестантизм (1964–1966 гг.) // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: История. 2016. № 4. С. 59–75.
  31. Савинский С. Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии. Ч. 2: 1917–1967. СПб.: Библия для всех, 2001.
  32. Титов В. Е. Православие. М.: Политиздат, 1967. (Б-ка «Современные религии»).
  33. Филимонов Э. Г. Баптизм и гуманизм. М.: Мысль, 1968.
  34. Эткин И. К. С позиций воинствующего атеизма: (Заметки об уроках литературы в старших классах). М., 1963.

Колмакова Мария Владимировна


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: РГПУ им. А.И. Герцена;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-2859-7473;
Электронный адрес: kolmakovamv@yandex.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19–311–60008 «Наука о религии в СССР в 70–80-е гг. ХХ в.: историко-библиографическое исследование».

РЕЦЕНЗИИ

Небольсин Антал Гергей

Рец. на кн.: Keener C. S. Acts. Cambridge: Cambridge University Press, 2020. XVIII + 699 p.

Небольсин А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 102. С. 147-151 — Рец. на кн.: Keener C. S. Acts. Cambridge: Cambridge University Press, 2020. XVIII + 699 p.
PDF

Небольсин Антал Гергей


Ученая степень: доктор богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 6;
Должность: профессор кафедры библеистики Богословского факультета;
ORCID: 0000-0002-0037-8674;
Электронный адрес: gyula@mail.ru.
Рещикова Елизавета Юрьевна

Между богословием и психологией: пастрырская психология на стыке оппозиций — Рец. на кн.: M. Klessmann. Theologie und Psychologie im Dialog: Einführung in die Pastoralpsychologie. Vandenhoeck & Ruprecht, 2021. 319 s.

Рещикова Е. Ю. Между богословием и психологией: пастрырская психология на стыке оппозиций // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 102. С. 152-158 — Рец. на кн.: M. Klessmann. Theologie und Psychologie im Dialog: Einführung in die Pastoralpsychologie. Vandenhoeck & Ruprecht, 2021. 319 s.
PDF

Рещикова Елизавета Юрьевна


Место работы: Лаборатория исследований церковных институций Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6 стр. 1;
Должность: Лаборант;
ORCID: 0000-0002-4729-2552;
Электронный адрес: volkovalisa@yandex.ru.