/

Вестник ПСТГУ . Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение

Вестник ПСТГУ I :96

БОГОСЛОВИЕ

Стрелов Владимир Сергеевич

Отрывок Ин 1. 19 — 2. 25 как «Синопсис» Евангельской истории: попытка интерпретации

Стрелов В. С. Отрывок Ин 1. 19 — 2. 25 как «Синопсис» Евангельской истории: попытка интерпретации // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 96. С. 9-19

DOI: 10.15382/sturI202196.9-19
Опираясь на идеи еп. Кассиана (Безобразова) и библейские исследования, которым подвел итог Р. Браун, автор предлагает выделять в Евангелии от Иоанна особую часть, содержащую краткий синопсис всей Евангельской истории. Этот синопсис, вероятно, имеет семичастную структуру и охватывает Евангельскую историю от свидетельства Иоанна до Страстей и Воскресения. Каждый условный «день» вводит одну из ключевых для евангелиста тем: свидетельства, пребывания, уверования, знамений, полноты жизни, страстей, представлены основные христологические титулы-исповедания. Последующее повествование является раскрытием данных тем с помощью наглядных примеров. Выделение и описание данного синопсиса позволяет снять вопросы согласования хронологии Евангельской истории (в частности, повторов в исповедании Иисуса Христом, переименовании Петра и очищении Храма), лучше понять сам текст и ключевые идеи евангелиста в отношении обретения веры и жизни читателями Евангелия.
библейские иссследования, экзегеза, герменевтика, богословие Евангелия от Иоанна, структурный анализ, расширенное введение, синопсис, теория семи дней
  1. Августин Гиппонский, блж. Толкование на Евангелие от Иоанна. Т. 1. М.: Сибирская благозвонница, 2020.
  2. Евангельский синопсис / сост. прот. Алексей Емельянов. М.: Изд-во ПСТБИ, 2001.
  3. Иларион (Алфеев), митр. Четвероевангелие. Т. 3: Учебник бакалавра теологии. М.: Изд. дом «Познание», 2020.
  4. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. Т. 1. М.: Изд. отдел Московского Патриархата, 1993.
  5. Кассиан (Безобразов), еп. Толкование на Евангелие от Иоанна // Символ. 1995. № 34. C. 15–190.
  6. Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М.: Изд-во ПСТБИ; Русский путь, 2001.
  7. Ориген. Толкования на Евангелие от Иоанна. СПб.: Изд-во РХГА, 2018.
  8. Покорны П., Геккель У. Введение в Новый Завет. Обзор литературы и богословия Нового Завета. М.: Изд-во ББИ, 2012.
  9. Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2006.
  10. Barrett C. K. The Gospel According to St. John. Philadelphia: The Westminster press, 1978.
  11. Brodie Th. The Gospel According to John. A Literary and Theological Commentary. Oxford University Press, 1997.
  12. Brown R. E. The Gospel according to John (I–XII). N. Y.: Doubleday and Company, 1966.
  13. Bultmann R. The Gospel of John. A Commentary. Philadelphia: The Westminster Press, 1971.
  14. Casey M. Jesus of Nazareth. An Independent Historian’s Account of His Life and Teaching. N. Y.: T&T Clark, 2010.
  15. Guilding A. The Forth Gospel and Jewish Worship. Oxford, 1960.
  16. Kysar R. John, the Maverick Gospel. Louisville; L.: Westminster John Knox Press, 2007.
  17. Temple W. Readings in St. Johns` Gospel. London: MacMillan & Co LTD, 1963.
  18. Theodore of Mopsuestia. Commentary on the Gospel of John. Illinois: IVP Academic, 2010.

Стрелов Владимир Сергеевич


Место работы: Колледж библейских основ подготовки к церковным служениям «Наследие»;
Должность: ректор, преподаватель;
ORCID: 0000-0002-7063-4389;
Электронный адрес: vladimirstrelov@yandex.ru.
Нофал Фарис Османович

Апологетические трактаты Ибрахима ал-ʻАййи и самаритянское богословие XVIII в.

Нофал Ф. О. Апологетические трактаты Ибрахима ал-ʻАййи и самаритянское богословие XVIII в. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 96. С. 20-37

DOI: 10.15382/sturI202196.20-37
Статья посвящена изучению неопубликованного памятника самаритянского богословия Нового времени — четырех апологетических трактатов теолога, историка и поэта Ибрахима ал-‘Аййи ад-Данфи (1715–1788), хранящихся в фондах Британской библиотеки (рукопись Or 2691, 43 лл.). Статье предпослан краткий экскурс в историю арабоязычной самарийской мысли: в нем представлено влияние арабо-мусульманской и арабо-иудейской культур на таких видных самаритянских богословов, как Мунаджжа б. Садака, Садака ал-Хаким, ас-Сури, ʼАбу Са‘ид и др., влияние, приведшее к возникновению «арабского таргума» Самаритянского Пятикнижия и самаритянской же экзегетической и философско-религиозной традиции. На основании анализа текста трактатов автор реконструирует биографию ад-Данфи — видного уроженца Сихема, создателя крупнейших самаритянских сочинений эпохи заката «самарийского ренессанса» XVIII в. — и заключает о генетической зависимости его религиозно-философских взглядов от средневекового арабо-мусульманского богословия и, в частности, от ашаритской, мутазилитской и матуридитской школ спекулятивной теологии ислама (калама). В частности, доказывается, что книжник держится каламической теории божественных атрибутов (в том числе справок суннитов-традиционалистов), воспроизводит фаталистические построения ашаритов и матуридитов, перенимает натурфилософские и психологические концепции ряда мутазилитских мыслителей и арабоязычных перипатетиков и, наконец, прибегает к рационалистической символико-аллегорической экзегезе мутакаллимов классической эпохи (VIII–XIV вв.). Одновременно с тем Ибрахим, отстаивающий строгий монотеизм самаритянской религии, стремится опровергнуть стереотипы современников о своих единоверцах и, оппонируя мутазилитским, иудейским и христианским «ересям», представляет самарийское богословие союзником ригористического исламского традиционализма — боговдохновенной, по его мнению, традиции, основанной одним из посланников Всевышнего. Отдельно демонстрируется зависимость теолога от иудейских преданий и пророческой сунны: так, ал-‘Аййа, в полном согласии с хадисами Мухаммада и мидрашами «Берешит Рабба» и «Пирке де рабби Элиэзер», постулирует нетленность части человеческого тела, служащей его восстановлению в День всеобщего воскресения, а также отстаивает тезис о самостном тождестве истлевших и воскрешенных Богом тел. Отдельно обсуждаются современное состояние и перспективы Samaritan studies и, в особенности, исследований рукописного наследия самаритянских богословов XIII–XVIII вв. — самого ал-‘Аййи и его старшего современника, ал-Газзала б. ʼАбу Сурура ал-Газзи.
Ибрахим ад-Данфи, Самаритянское Пятикнижие, самаритяне, калам, мутазилиты, ашариты, средневековая арабо-мусульманская мысль, раввинистический иудаизм
  1. Кирмани М. Йанаби‘ ал-хикма. Т. 2. Каир: Матба‘ат ас-са‘ада, 1962.
  2. Нофал Ф. О. Ибрахим ибн Саййар ан-Наззам. М.: ЯСК; ООО «Садра», 2015.
  3. Macdonald J. The Theology of the Samaritans. L.: SCM Press, 1964.
  4. Pummer R. The Samaritans. Leiden: Brill, 1987.
  5. Pummer R., Tal A. Samaritan Marriage Contracts and Deeds of Divorce. Vol. 1. Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1993.
  6. Sajdi D. Nouveau Literacy in the Eighteenth-Century Ottoman Levant, Stanford: Stanford University Press, 2013.
  7. Schwarb G. Vestiges of Qaraite Translations in the Arabic Translation(s) of the Samaritan Pentateuch // Intellectual History of the Islamicate World. 2013. 1 (1–2). P. 115–157.
  8. Shehadeh H. One Fifth of the Tiny Samaritan Community in Nablus Died in the Plague Epidemic of 1786 // The Samaritan Update, 2010. URL: http://shomron0.tripod.com/HaseebShehadehSynopses2010.pdf (дата обращения: 06.12.2020).
  9. Weigelt F. Samaritan Bible Exegesis and its Relevance for Judaeo-Arabic Studies // Senses of Scripture, Treasures of Tradition: The Bible in Arabic among Jews, Christian and Muslims / M. L. Hjälm, ed. Leiden: Brill, 2017. P. 198–239.

Нофал Фарис Османович


Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3163-4722;
Электронный адрес: faresnofal@mail.ru.

ФИЛОСОФИЯ

Павлюченков Николай Николаевич

Рецепция П. А. Флоренским наследия В. С. Соловьева: от философии к богословию всеединства

Павлюченков Н. Н. Рецепция П. А. Флоренским наследия В. С. Соловьева: от философии к богословию всеединства // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 96. С. 41-60

DOI: 10.15382/sturI202196.41-60
В статье рассматривается первый этап философско-богословского творчества свящ. Павла Флоренского. На этом этапе для Флоренского характерным являются интерес к наследию В. С. Соловьева и попытка дать богословскую интерпретацию его основным концепциям — учению о Софии Премудрости Божией и «Богочеловечества». Автор обращает особое внимание на попытку Флоренского ввести в православное богословие саму метафизику всеединства. Особое внимание уделяется двум составляющим, на которые, по мнению автора, можно разделить задачу исследования метафизики всеединства в философии и богословии Флоренского: особенности использования Флоренским наследия В. Соловьева и привлечение им новых концепций, появившихся в отечественном академическом богословии в конце XIX — начале ХХ в. В связи с этим прослеживается процесс постепенного переосмысления идей Соловьева, который у Флоренского сопровождался обращением к учению архим. Антония (Храповицкого), впоследствии епископа и митрополита. Это учение было новым для академического богословия в России и рассматривало «многоединство» человечества как отражение Триединства Божества. Флоренский перевел это учение из нравственной области в область онтологии. С этой точки зрения анализируется ранняя работа Флоренского «Понятие Церкви в Священном Писании», которая в главных своих положениях легла в основу его наиболее известного труда — «Столп и утверждение Истины». Отмечается, что Флоренский творчески переработал идеи В. Соловьева и митр. Антония (Храповицкого) и в результате осуществил опыт построения концепции, которую можно назвать богословием всеединства. На позднем этапе своего творчества Флоренский лишь корректирует эту метафизику (заменой, в соответствии с богословием свт. Григория Паламы, понятия причастия твари Божественной сущности на причастие Божественной энергии) и рассматривает ее с новой точки зрения, разрабатывая энергетическую концепцию символа и онтологию концентрических уровней бытия. В эту онтологию встраивается философско-богословское толкование церковного богослужения и совершения церковных таинств.
Флоренский, Соловьев, Храповицкий, всеединство, философия, богословие, Церковь
  1. Библиографический справочник. Личность, жизнь и творчество священника Павла Флоренского / сост. и общ. ред. игум. Андроника (Трубачева). Сергиев Посад, 2005.
  2. Гараева Г. Ф. Софийный идеализм как историко-философский феномен. М.: Диалог-МГУ, 2000.
  3. Керн К., архим. Из воспоминаний // Митрополит Антоний (Храповицкий): Избранные труды. Письма. Материалы. М.: ПСТГУ, 2007. С. 792–831.
  4. Машкин С., архим. Система философии: Опыт научного синтеза: в 2 ч. Ч. I // Символ. 2016. № 67.
  5. Мейендорф И., прот. О расколе // Новая Европа. 1994. № 4. С. 65–70.
  6. П. А. Флоренский: Pro et contra: Антология / ред. К. Г. Исупов. СПб.: РХГА, 2001.
  7. Павел Флоренский и символисты: Опыты литературные. Статьи. Переписка / ред. Е. В. Иванова. М.: Языки славянской культуры, 2004.
  8. Павлюченков Н. Н. Архимандрит Серапион (Машкин) и его «Система философии». М.: Изд-во ПСТГУ, 2016.
  9. Павлюченков Н. Н. Идея Софии в трудах священника Павла Флоренского // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 4 (60). С. 24–38.
  10. Переписка В. В. Розанова и П. А. Флоренского // Розанов В. В. Литературные изгнанники. Кн. 2. М.: Республика; СПб.: Росток, 2010. С. 9–412.
  11. Переписка свящ. П. А. Флоренского со свящ. С. Н. Булгаковым. Томск: Водолей, 1999.
  12. Переписка П. А. Флоренского и В. Ф. Эрна / публ. Н. Н. Павлюченкова // Русское богословие: исследования и материалы. М.: ПСТГУ, 2014. С. 199–231.
  13. Письма Владимира Сергеевича Соловьева / ред. Э. Л. Радлова: в 3 т. СПб.: Общественная польза, 1911. Т. 3.
  14. Половинкин С. М. Христианский персонализм священника Павла Флоренского. М.: РГГУ, 2015.
  15. Просвирнин И., архим. О творческом пути священника Павла Флоренского // Журнал Московской Патриархии. 1982. № 4. С. 65–76.
  16. Соболев С., архиеп. Новое учение о Софии Премудрости Божией. София, 1935.
  17. Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве. СПб.: Художественная литература, 1994.
  18. Трубачев А., игум. Из истории книги «Столп и утверждение Истины» // Флоренский П. А. Сочинения. Т. 1 (2). Столп и утверждение Истины. М.: Правда, 1990. С. 827–837.
  19. Трубачев А., игум. Священник Павел Флоренский — профессор Московской Духовной академии и редактор «Богословского вестника» // Богословские труды. 1987. Сб. 28. С. 290–314.
  20. Трубачев А., иером. Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского. Томск: Водолей, 1998.
  21. Трубецкой Е. Н. Миросозерцание Соловьева: в 2 т. М.: Путь, 1913. Т. 1.
  22. Феофан, еп. Толкование Послания Апостола Павла к Ефесянам. М., 1882.
  23. Флоренский П., свящ. Архимандрит Серапион Машкин (Жизнь мыслителя). Кострома, 2012.
  24. Флоренский П., свящ. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. М.: Московский рабочий, 1992.
  25. Флоренский П., свящ. Иконостас // Он же. Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное искусство, 1996. С. 73–198.
  26. Флоренский П. А. Понятие Церкви в Священном Писании // Он же. Богословские труды 1902–1909 / сост. Н. Н. Павлюченков, игум. А. Трубачев. М.: Изд-во ПСТГУ, 2018.
  27. Флоренский П., свящ. Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1996. Т. 2.
  28. Флоренский П. А. <Сочинения>. Т. 1 (1). Столп и утверждение Истины. М.: Правда, 1990.
  29. Флоренский П. А. <Сочинения>. Т. 1 (2). Столп и утверждение Истины. М.: Правда, 1990.
  30. Флоренский П. В. Обретая путь. Павел Флоренский в университетские годы: в 2 т. М.: Прогресс-Традиция, 2011. Т. 1.
  31. Храповицкий А., митр. Догмат искупления. М., 2002.
  32. Шавельский Г., протопр. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. М., 1996. Т. 2.
  33. Шоломова С. «Остаюсь Ваш доброжелатель и богомолец…» (К истории взаимоотношений священника Павла Флоренского и митрополита Антония (Храповицкого)) // Журнал Московской Патриархии. 1998. № 6. С. 67–80.

Павлюченков Николай Николаевич


Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0002-7778-139X;
Электронный адрес: npavl905@mail.ru.
Шохин Владимир Кириллович

Представления о секулярности и религия Просвещения

Шохин В. К. Представления о секулярности и религия Просвещения // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 96. С. 61-76 — Рец. на кн.: Крыштоп Л.Э. Мораль и религия в философии немецкого Просвещения: от Хр. Томазия до И.Канта. М.: Канон+, 2020.

DOI: 10.15382/sturI202196.61-76
В статье рассматривается широкий спектр отношения философии к религии в Германии в эпоху Просвещения, выявляемый в новейшей монографии Людмилы Крыштоп «Мораль и религия в философии немецкого Просвещения: от Хр. Томазия до И. Канта» в контексте достижений историографии, из которой выделяются обобщающие исследования Конрада Файерайса и Альбрехта Бойтеля. Автор статьи высоко оценивает труд Крыштоп, в котором дезавуируется стандартное представление о секулярности просветительского мышления (при котором за образец берется французское Просвещение) и подробным образом анализируются малоизвестные для российского читателя фигуры, выделяя исследования в книге философии Христиана Августа Крузия и Моисея Мендельсона. Религиозность немецкого Просвещения осмысляется как альтернатива фундаментализму в виде крайности полного доверия индивидуальному разуму как симметрично противостоящему крайности официальной соборности. Автор статьи отчасти вступает и в дискуссию с автором книги, настаивая на том, что очень многое из того, что расценивается как либеральное свободомыслие, естественнее трактовать в терминах деизма, который нашел свободный путь из Англии в Германию. При этом затрагивается вопрос о признаках, по которым идеи того или иного мыслителя могут быть зачислены по ведомству именно деизма, и автор считает здесь наиболее конструктивным типологический метод, предложенный Кристофом Гестрихом, назвавшим 13 таких признаков — начиная с отрицания претензий на «абсолютность» любой религии, конфессии или деноминации и завершая отвержением традиционной триадологии и христологии и близостью к унитаризму и арианству.
Просвещение, Германия, религия, протестантизм, пиетизм, вольфианство, неологи, теология, онтология, Л. Э. Крыштоп
  1. Жучков В. А. Из истории немецкой философии XVIII в. Предклассический период (от вольфовской школы до раннего Канта). М., 1996.
  2. Жучков В. А. Немецкая философия раннего Просвещения (конец XVII — начало XVIII в.). М., 1989.
  3. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.
  4. Крыштоп Л. Э. Кант о моральной религии разума и религиозном плюрализме // Философия религии: аналитические исследования. 2020. Т. 4. № 1. С. 42–63.
  5. Крыштоп Л. Э. Мораль и религия в философии немецкого Просвещения: от Хр. Томазия до И.Канта. М.: Канон+, 2019.
  6. Крыштоп Л. Э. Немецкие просветители о Божественном Откровении и Священном Писании // Философия религии: аналитические исследования. 2019. Т. 3. № 1. С. 39–56.
  7. Шохин В. К. Философская теология: дизайнерские фасеты. М., 2016.
  8. Шохин В. К. Эпистемологический и религиозный фундаментализм в контексте интеркультурности // Философия религии: аналитические исследования. 2020. Т. 4. № 1. С. 5–26.
  9. Beutel A. Aufklärung in Deutschland. Göttingen, 2006.
  10. Cottret D. Histoire de la Reforme protestante. P., 2010.
  11. Feiereis K. Die Umprägnung der natürlichen Theologie in Religionsphilosophie. Ein Beitrag zur deutschen Geistesgeschichte des 18. Jahrhunderts. Leipzig, 1965.
  12. Fichte J. G. Werke. Auswahl in sechs Banden. Mit mehrerren Bildnissen Fichtes / F. Medicus; Hrsg. Bd. I. Leipzig, 1908.
  13. Gestrich Chr. Deismus // Theologische Realencyclopedie. Bd. 8. Berlin; N. Y., 1981. S. 392–406.
  14. Lalor S. Matthew Tindal, Freethinker. An Enlightenment–Century on Religion. L.; N. Y., 2006.
  15. Orr J. English Deism: Its Roots and Its Fruits. Grand Rapids, Mich., 1934.
  16. Schröder W. Religion bzw. Theologie, natürliche bzw. vernünftige // Historisches Wörterbuch der Philosophie. Bd. VIII / J. Ritter, K. Gründer, Hrsg. Basel, 1992. S. 714–727.
  17. Semler I. S. Ob der Geist der Widerchristus unser Zeitalter auszeichne? In freimütigen Briefen zur Erleichterung der Privatreligion der Christen beantwortet. Halle, 1784.
  18. Tindal M. Christianity as old as the Creation, or, the Gospel, a Reduplication of the Religion of Nature. Vol. I. L., 1730.

Шохин Владимир Кириллович


Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная д. 12, стр. 1;
Должность: руководитель сектора философии религии;
ORCID: 0000-0002-2111-8740;
Электронный адрес: vladshokhin@yandex.ru.

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Трубникова Надежда Николаевна; Горенко Игорь Владимирович

Предания о чудесах в смертный час в «Диалогах» Св. Григория Двоеслова и «Японских записках о возрождении в краю Высшей Радости»

Трубникова Н. Н., Горенко И. В. Предания о чудесах в смертный час в «Диалогах» Св. Григория Двоеслова и «Японских записках о возрождении в краю Высшей Радости» // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 96. С. 79-94

DOI: 10.15382/sturI202196.79-94
Сопоставлять памятники христианской и буддийской традиций можно по разным основаниям, в том числе и по сходству жанровых примет. Мы выбираем для сравнения подборки коротких рассказов о том, как разные люди встречали смертный час и какие чудеса являлись при их кончине. Такая подборка содержится в книге IV «Собеседований о жизни италийских отцов и о бессмертии души» свт. Григория Двоеслова (593–594). Похожие буддийские рассказы входят в «Японские записки о возрождении в краю Высшей Радости» Ёсисигэ-но Ясутанэ («Нихон о:дзё: гокураку-ки», 983–985 гг.), их принято относить к жанру «преданий о возрождении в Чистой земле», о:дзё:дэн. Между этими памятниками прослеживается сходство важнейших мотивов: человек заранее знает точный срок своей смерти; о его предстоящей кончине чудом узнают другие; умирающему являются те, кого он чтил при жизни; он видит вестников своей благой или злой посмертной участи; при кончине сияет чудесный свет, звучит музыка, разносится благоухание. Схоже и само построение этих кратких рассказов: в них, в более обстоятельных повествованиях о жизни праведников, большая часть сведений о прижизненных делах человека остается за рамками повествования, и тем самым выделяется главное: с чем встречается человек в час кончины; как может быть осознан и передан другим опыт умирания. Многочисленные совпадения между памятниками двух традиций помогают выделить различия между ними. Главное из них, с точки зрения авторов статьи, можно сформулировать так: рассказы из «Японских записок…» словно бы замкнуты сами на себя; перечисление чудес дает окончательный ответ на вопрос о посмертной участи человека; в рассказах из «Собеседований…» такое перечисление не решает вопроса, а только подводит к верной его постановке.
свт. Григорий Двоеслов, «Собеседования…», Ёсисигэ-но Ясутанэ, «Японские записки…», сравнительные исследования христианства и буддизма, смерть, посмертие, предания о чудесах
  1. Горенко И. В. Смерть в христианской и буддийской традициях: к постановке вопроса // Вопросы философии. 2020. № 8.
  2. Гунский А. Ю. История изучения Синрана (1173–1263 гг.) и школы Син в англоязычной научной литературе // Япония. Ежегодник. 2019. Т. 48. С. 197–227.
  3. Кудо: Рё:до:. Касай Дзё:дорон то Тю:гоку Дзё:докё: — Бомпу кэдо о:дзё:сэцу-но сисо: кэйсэй [«Трактат о Чистой земле» Цзя-цая и учение о Чистой земле в Китае: становление учения о возрождении обычного человека в «земле преобразования»]. Киото: Хо:дзо:кан, 2013.
  4. Марей Е. С. Город святых апостолов: образ Рима в письмах Григория Великого // ШАГИ-STEPS. 2018. Т. 4. № 2. С. 120–138.
  5. О:дзё:дэн [Предания о возрождении в Чистой земле]. Хоккэ гэнки [Записки о чудесах Лотосовой сутры] / Иноуэ Мицусада, Оосонэ Сёсукэ, ред. Токио: Иванами, 1995.
  6. Святитель Григорий Двоеслов. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. М.: Сибирская Благозвонница, 2012.
  7. Успенский Ф. П. Церковно-политическая деятельность Папы Григория I — Двоеслова. Казань, 1901.
  8. Чеснокова Т. Г. «Диалоги» Григория Великого и пространственно-смысловая структура средневековых видений // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 2. С. 150–164.
  9. Японские записки о возрождении в краю Высшей Радости («Нихон о:дзё: Гокураку-ки», 983–985 гг.) / пер. и пересказ Н. Н. Трубниковой. 2020. URL: https://trubnikovann.wixsite.com/trubnikovann/heiantitul (дата обращения: 01.07.2021).
  10. Японские легенды о чудесах (IX–XI вв.) / пер. А. Н. Мещеряков. М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1984.
  11. Approaching the Land of Bliss: Religious Praxis in the Cult of Amitabha / R. K. Payne, K. K. Tanaka, ed. Honolulu: University of Hawaii Press, 2004.
  12. Bathgate M. Exemplary Lives. Form and Function in Pure Land Sacred Biography // Japanese Journal of Religious Studies. 2007. Vol. 34. No. 2. Р. 271–303.
  13. Blum M. L. Biography as Scripture. Ōjōden in India, China, and Japan // Japanese Journal of Religious Studies. 2007. Vol. 34. No. 2. Р. 329–350.
  14. Bowring R. Preparing for the Pure Land in Late Tenth-Century Japan // Japanese Journal of Religious Studies. 1998. Vol. 25. No. 3/4. Р. 221–257.
  15. Death and the Afterlife in Japanese Buddhism / J. I. Stone, M. N. Walter, ed. Honolulu: University of Hawaii Press, 2008.
  16. Dudden F. H. Gregory the Great, his place in history and thought. Vol. 1. L.: Longmans, Green and Co, 1905.
  17. Heroes and Saints: The Moment of Death in Cross-cultural Perspectives / P. Granoff, K. Shinohara, еd. Newcastle upon Tyne etc.: Cambridge Scholars Publishing, 2009.
  18. Jones Ch. B. Chinese Pure Land Buddhism: Understanding a Tradition of Practice. Honolulu: University of Hawaii Press, 2019.
  19. Markus R. A. Gregory the Great and his world. Cambridge: Cambridge University Press, 1997.
  20. Rhodes R. F. Genshin’s Ōjōyōshū and the Construction of Pure Land Discourse in Heian Japan. Honolulu: University of Hawaii Press, 2017.
  21. Rhodes R. F. Ōjōyōshū, Nihon Ōjō Gokuraku-ki, and the Construction of Pure Land Discourse in Heian Japan // Japanese Journal of Religious Studies. 2007. Vol. 34. No. 2. Р. 249–270.
  22. Richards J. Consul of God. The life and times of Gregory the Great. L.: Routledge and Kegan Paul, 1980.
  23. Straw C. E. Gregory the Great: Perfection in Imperfection. Berkeley: University of California Press, 1988.
  24. The Buddhist Dead: Practices, Discourses, Representations / B. J. Cuevas, J. I. Stone, еd. Honolulu: University of Hawaii Press, 2007.
  25. Wetzler P. M. Yoshishige no Yasutane: Lineage, Learning, Offi ce, and Amida’s Pure Land. Berkeley: University of California, 1977.

Трубникова Надежда Николаевна


Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Школа актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС; Российская Федерация, 119606, г. Москва, пр. Вернадского, 82;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6784-1793;
Электронный адрес: trubnikovann@mail.ru.

Горенко Игорь Владимирович


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Школа актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС; Российская Федерация, 119606, г. Москва, пр. Вернадского, 82;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3955-3476;
Электронный адрес: Gorenko.igor@gmail.com.
Мельник Сергей Владиславович

Периодизация истории межрелигиозного диалога на современном этапе

Мельник С. В. Периодизация истории межрелигиозного диалога на современном этапе // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 96. С. 95-118

DOI: 10.15382/sturI202196.95-118
В статье представлен авторский подход к периодизации истории межрелигиозного диалога на современном этапе. Автор выделяет несколько событий, оказавших влияние на развитие межрелигиозного диалога: Всемирный парламент религий 1893 г., Вторая мировая война (и Холокост), Второй Ватиканский собор, атака на башни-близнецы в Нью-Йорке в сентябре 2001 г. Межрелигиозный диалог на современном этапе понимается как позитивное, конструктивное взаимодействие между последователями разных религий, которое стало осуществляться на регулярной основе. Началом современного этапа межрелигиозного диалога считается Всемирный парламент религий 1893 г. в Чикаго. Вторая мировая война оказала большое влияние на человечество в различных аспектах, в том числе ее окончание можно условно связать с началом очередного периода межрелигиозного диалога. Большой импульс к развитию межрелигиозного диалога придал Второй Ватиканский собор и принятие на нем декларации «Nostra aetate» 1965 г., посвященной отношению к нехристианским религиям. Межрелигиозный диалог в этот период развивается в рамках двух основных тематических направлений. Первое из них, на котором делала особый акцент Католическая Церковь, заключалось в понимании диалога как взаимного изучения разных религий, сравнения их представлений и религиозного опыта. Вторым направлением был диалог с целью миротворчества, урегулирования конфликтов и укрепления общественного согласия. Отдельное внимание в статье уделяется рассмотрению межрелигиозного диалога в СССР, который можно отнести ко второму из указанных направлений. В последние десятилетия особое значение имеет межрелигиозный диалог, понимаемый как сотрудничество верующих не только в деле укрепления мира, но и в различных сферах — гуманитарной, социальной, образовательной, экологической. Выявляются основные факторы, способствующие развитию межрелигиозного диалога в каждый из указанных периодов. Например, среди факторов последнего периода межрелигиозного диалога, начавшегося после террористических актов 11 сентября 2001 г., автор выделяет следующие: проблема распространения терроризма под религиозными лозунгами, дискурс «столкновения цивилизаций», повышение уровня взаимозависимости и взаимосвязи современного мира, постсекуляризм.
межрелигиозный диалог, история, межрелигиозные отношения, факторы, Всемирный парламент религий, католицизм, Второй Ватиканский собор, глобализация, терроризм
  1. Ефанова В. Н. Всемирный парламент религий // Православная энциклопедия. URL: https://www.pravenc.ru/text/155516.html (дата обращения: 08.01.2021).
  2. Мельник С. В. Дипломатический межрелигиозный диалог // Миссия конфессий. 2020. Т. 9. Ч. 2 (№ 43). С. 217–225.
  3. Мельник С. В. Классификация типов межрелигиозного диалога // Коммуникология. 2020. Т. 8. № 2. С. 25–51.
  4. Мельник С. В. Православие и хасидизм Хабад: Личностная модель межрелигиозного диалога: М.: ИНИОН РАН, 2017.
  5. Пущаев Ю. В. Изменение позиции Римско-Католической Церкви по отношению к иудаизму (аналитический обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия: Реферативный журнал. М.: ИНИОН РАН, 2016. № 4. С. 79–91.
  6. Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы: Всемирная конференция 10–14 мая 1982 года / ред. А. Г. Чулюкина. М.: Московская Патриархия, 1983.
  7. Рыбаков Р. Б. Всемирный Парламент религий (Наблюдения и размышления). URL: http://www.delphis.ru/journal/article/vsemirnyi-parlament-religii
  8. Свидлер Л. Межрелигиозный диалог: истоки, проблемы, перспективы // Страницы. 2000. № 5. Вып. 3. С. 452–461.
  9. Селезнев Н. История экуменизма: забытый ранний этап // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 2 (33). С. 163–181.
  10. Силантьев Р. А. Исламо-христианский диалог в досоветский и советский периоды // Религия и современный мир. 2010. № 8. С. 65–73.
  11. Хоружий С. С. Диалог религий: исторический опыт и принципиальные основания // Христианство и ислам в контексте современной культуры: Межрелигиозный диалог в России и на Ближнем Востоке. СПб.; Бейрут: ФКИЦ «Эйдос», 2009. С. 160–171.
  12. Шохин В. К. Диалог религий: идеология и практика. Ч. 1 // Альфа и Омега. М., 1997. № 1 (12). С. 281–295.
  13. Шохин В. К. Диалог религий: идеология и практика. Ч. 2 // Альфа и Омега. 1997. № 2 (13). С. 223–240.
  14. Ad gentes: Декрет о миссионерской деятельности Церкви. URL: http://www.vatican.va/archive/hist_councils/ii_vatican_council/documents/vatii_decree_19651207_ad-gentes_en.html (дата обращения: 08.01.2021).
  15. Ariel Y. Jewish–Christian dialogue // The Wiley-Blackwell companion to inter-religious dialogue. Chichester: John Wiley & Sons, 2013. P. 205–223.
  16. Berger P. L. Desecularization of the world: a global overview // The desecularization of the world: resurgent religion and world politics. Washington, 1999. P. 1–18.
  17. Cornille C. Conditions for inter-religious dialogue // The Wiley-Blackwell companion to interreligious dialogue. Chichester: John Wiley & Sons, 2013. P. 20–33.
  18. Fletcher J. H. Women in inter-religious dialogue // The Wiley-Blackwell companion to interreligious dialogue. Chichester: John Wiley & Sons, 2013. P. 168–184.
  19. Moyaert M. Interreligious Dialogue // Understanding Interreligious Relations / D. Cheetham, D. Pratt, D. Thomas, ed. Oxford: Oxford University Press, 2013. P. 193–217.
  20. Nostra aetate: Декларация об отношении Церкви к нехристианским религиям. URL: http://www.agnuz.info/app/webroot/library/6/128/page10.htm (дата обращения: 08.01.2021).
  21. Swamy M. Revisiting the Antecedents of Interreligious Dialogue // Current dialogue. The Ecumenical Review. 2019. Vol. 71. № 5. P. 719–738.
  22. Swidler L. The «dialogue of civilizations» at the tipping point: The «dialogosphere» // Journal of ecumenical Studies. 2015. 50:1. P. 3–17.
  23. Swidler L. The history of inter-religious dialogue // The Wiley-Blackwell companion to interreligious dialogue. Chichester: John Wiley & Sons, 2013. P. 3–19.
  24. Viviano R. Benedict XVI, Islam and Christian-Muslim relations // The downside review. Somerset, 2016. P. 1–21.

Мельник Сергей Владиславович


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт научной информации по общественным наукам РАН; Российская Федерация, 117997, г. Москва, Нахимовский пр., 1/21; Болгарская исламская академия; Российская Федерация, 422840, Республика Татарстан, г. Болгар, ул. Кул Гали, 1а;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-1491-7624;
Электронный адрес: melnik.s.vl@yandex.ru.
Автор выражает благодарность организации «Объединенные религии» (https://unitedreligions.org/).
Рязанова Светлана Владимировна

Закрытые сообщества как феномен современной религиозной жизни

Рязанова С. В. Закрытые сообщества как феномен современной религиозной жизни // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 96. С. 119-135

DOI: 10.15382/sturI202196.119-135
Исследование посвящено феномену современных религиозных сообществ, которые в ходе эволюции приобретают форму изолированных по отношению к окружающему миру. Состояние изолированности рассматривается как результат воздействия совокупности внешних и внутренних факторов. Особое внимание уделяется личности лидера религиозной группы как носителя харизматических качеств и консолидирующего начала. Объектами исследовательского внимания являются две религиозные организации, существующие в течение 30 лет на территории Пермского края («Церковь Семья Божия» и Покровская обитель). Группы представляют собой два принципиально разных способа интерпретации христианского учения и две различающиеся стратегии существования в социальном пространстве. В то же время они схожи по способам развертывания религиозной жизни и принципам воздействия на последователей учения. Целью исследования стало определение механизма складывания изолированных религиозных сообществ в современном социуме. Для этого были выделены основные этапы эволюции религиозных доктрин обеих организаций, обосновывающие противостояние окружающему миру; установлены специфические черты культовой практики, закрепляющие происходящие в общинах изменения; выявлен набор внешних факторов, способных стимулировать геттоизацию группы. В качестве полевых материалов были использованы несколько видов источников информации. Для организации «Церковь Семья Божия» были использованы данные лонгитюдного проекта (1996–2019), охватывающие материалы включенных наблюдений (1996–1997, 2007–2008), результаты анкетного опроса (2007), данные интервью с руководителями и членами группы (2007, 2018–2019), издаваемая церковью литература и уставные документы организации. Для реконструкции и анализа ситуации в Покровской обители были привлечены материалы серии интервью с одним из основателей общины и покинувшими ее верующими. В качестве дополнительных и верифицирующих были использованы материалы закрытой группы в социальной сети и данные журналистских расследований (2016–2019), аудиозаписи семинаров общины и рабочие тетради группы.
современная религиозность, закрытые религиозные сообщества, Церковь Семья Божия, Покровская обитель
  1. Асауленко О. Под покровом тьмы // Территория Пермь. 2016. 11 июля.
  2. Асауленко О. Гражданский суд // Территория Пермь. 2017. 14 марта.
  3. Асауленко О. «По делам узнаете их…» // Территория Пермь. 2019. 22 июля.
  4. Афанасенко Я. А. Социально-философский анализ становления новой религии: дис. … канд. филос. наук. Пермь, 2000.
  5. Ахметова М. Конец света в одной отдельно взятой стране: Религиозные сообщества постсоветской России и их эсхатологический миф. М.: ОГИ; РГГУ, 2010.
  6. Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: Морфологический анализ. М.: ИФРАН, 1999.
  7. Баркер А. В. Новые религиозные движения: Практическое введение. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 1997.
  8. Белла Р. Религия как символическая модель // Религия и право. 1997. Вып. 2–3. С. 52–53.
  9. Белодед В. К. Слово Матери Божией о великом и славном деянии Божественной Премудрости… Вып. 48. Пермь: О-во духовного просвещения, 1997.
  10. Владимир Константинович Белодед. Духовный отец. URL: https://vk.com/belodedvladimir (дата обращения: 20.10.2016).
  11. Григорьева Л. И. Религии «Нового века». Красноярск: Наука, 2002.
  12. Гуревич П. С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. М., 1985.
  13. Каариайнен К., Фурман Д. Старые церкви, новые верующие. М., 2000.
  14. Кантеров И. Я. Новые религиозные движения в России: Религиоведческий анализ. М., 2006.
  15. Кириченко О. В. Женское православное старчество в России // Этнографическое обозрение. 2010. № 4. С. 171–188.
  16. Коначева С. А. Религиозная ситуация в постсоветской России: особенности процесса секуляризации // Трансформация идентификационных структур в современной России / ред. Т. Г. Стефаненко. М.: Московский общественный научный фонд, 2001. C. 82–105.
  17. Кормина Ж., Штырков С. Старица и смерть: заметки на полях современных житий // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2014. № 1 (32). С. 107–130.
  18. Митрохин Л. Н. Религии «нового века». М., 1985.
  19. Митрохин Н. Русская Православная Церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М.: НЛО, 2004.
  20. Покровская обитель. За Веру, Отечество и другим своя. URL: https://pokrovperm.ru/ (дата обращения: 20.10.2016).
  21. Пояснительная записка к Уставу Церкви-Семьи Божией. Пермь, 1996.
  22. Православная обитель или секта: две истории пермяков, живших в «Покровской обители» // 59.RU. 2019. 20 сент.
  23. Рязанова С. В. Диалог Запада и Востока и феномен неоориенталистских культов: дис. … канд. филос. наук. На правах рукописи. Пермь, 1998.
  24. Рязанова С. В. «Народное богословие» в церкви «Семья Божия»: сюжеты, образы, мифы // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. 2019. № 1. С. 85–100.
  25. Синелина Ю. Ю. Динамика религиозности россиян. 1989–2012 // Памяти Юлии Юрьевны Синелиной: научные труды, воспоминания. М.: ИСПИ РАН, 2014. С. 146–168.
  26. Слово Божией Матери детям своим. Вып. 3. Пермь: Общ-во духовного просвещения, 1996.
  27. Ткачева А. А. «Новые религии» Востока. М., 1991.
  28. Турышев О., Турышева М. Се стоит среди вас некто, которого вы не знаете. Пермь: ИП Турышев, 2012.
  29. Турышев О., Турышева М. Каменный пояс. Поэмы. Пермь: ИП Турышев, 2013.
  30. Турышев О., Турышева М. Не умолкнут Песни: сб. молитв. Пермь: ИП Турышев, 2017.
  31. Турышев О. Турышева М. Беседы Старца Серафима и Алеши. Пермь: ИП Турышев, 2014.
  32. Турышев О. Турышева М. Сказки Матери Божией. Пермь, 2017.
  33. Филатов С. Б., Лункин Р. Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования. 2005. № 6. С. 35–45.
  34. Чеснокова В. Тесным путем. URL: http://krotov.info/history/20/1990/chesnokova_00.htm (дата обращения: 13.08.2011).
  35. Эрвье-Леже Д. В поисках определенности: парадоксы религиозности в обществах развитого модерна // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 1 (33). С. 254–268.
  36. Beckford J. A. Cults, Controversy and Control: A Comparative Analysis of the Problems Posed by New Religious Movements in the Federal Republic of Germany and France // Sociological Analysis. 1981. № 42:3. P. 249–264.
  37. Campbell B. A Typology of Cults // Sociological Analysis. 1978. № 39:3. P. 228–240.
  38. Dobbelaere K. Assesing secularization theory // New Approaches to the Study of Religion. Berlin, 2004. Vol. 2. Р. 229–253.
  39. Johnson B. On Founders and Followers: Some Factors in the Development of New Religious Movements // Sociological Analysis. 1992. № 53:S. P. 1–13.
  40. Robbins T., Anthony D., Richardson J. Theory and Research of Today’s “New Religions” // Sociological Analysis. 1978. № 39. P. 95–122.
  41. Robertson R. Religious Movements and Modern Societies: Toward a Progressive Problemshift // Sociological Analysis. 1979. № 40:4. P. 297–314.
  42. Stone D. New religious consciousness and personal religious experience // Sociological Analysis. 1979. № 39:2. P. 123–134.
  43. Swatos W. H. Church-Sect and Cult: Bringing Mysticism Back in // Sociological Analysis. 1981. № 42. P. 17–26.
  44. Wallis R. Paradoxes of Freedom and Regulation: the Case of New Religious Movements in Britain and America // Sociological Analysis. 1988. № 48:4. P. 355–371.
  45. Wallis R. The social construction of charisma // Sociak Compass. 1982. XXIX/I. P. 25–39.
  46. Wilson B. R. Absolutes and relatives: two problems for new religious movements // Challenging Religion. Essays in honor of Eileen Barker / J. A. Beckford, J. A. Richardson, ed. L.; N. Y., 2005. P. 11–20.
  47. Wilson B. R. Religious Sects: A Sociological Study. McGraw-Hill, 1970.

Рязанова Светлана Владимировна


Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Пермский научный центр Уральского отделения РАН; Российская Федерация, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15;
Должность: ведущий научный сотрудник, профессор кафедры истории и философии;
ORCID: 0000-0001-5387-9387;
Электронный адрес: svet-ryazanova@yandex.ru.
Фурманова Алима Якубовна

Особенности ценностей религиозных и нерелигиозных руководителей

Фурманова А. Я. Особенности ценностей религиозных и нерелигиозных руководителей // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 96. С. 136-154

DOI: 10.15382/sturI202196.136-154
В статье рассматриваются особенности базовых ценностей представителей профессиональной группы руководителей и влияние религиозности на их базовые ценности. В числе отличительных качеств руководителей принято подчеркивать нацеленность на материальные достижения и социальное признание, карьеру и публичность. Все эти черты характеризуют ценности Самоутверждения–Достижение, Власть–Богатство. В исследовании это мнение нашло подтверждение лишь частично, а объединяющей группу из 30 респондентов-руководителей выступила ценность Самостоятельности, главной особенностью которой является приверженность своему собственному пути решения жизненных и рабочих вопросов. Эта объединяющая руководителей особенность нацеливает на изучение еще одной важной лидерской характеристики — стиля управления. Неожиданно нашел подтверждение феномен, зафиксированный в менеджменте, когда лидеры проявляли, казалось бы, противоположные поведенческие установки — нацеленность на результат совмещали со скромностью и заботой о других. Семь участников исследования продемонстрировали сравнимую одновременную значимость противоположных ценностей — Заботы–Благожелательности, Заботы–Универсализма и Достижения, что противоречит теоретическим основам Ценностной теории Ш. Шварца. Есть предположение, что такая особенность характеризует профессиональную группу руководителей, но на данном этапе исследования утверждать это преждевременно. Ценностные отличия выявлены у религиозных и нерелигиозных респондентов: первые наряду с Самостоятельностью, демонстрируют ЗаботуБлагожелательность, вторые — Заботу–Универсализм. Это различие, возможно, берет свое начало в этических принципах: в основе отношения воцерковленных руководителей к другим людям лежит христианская любовь — долготерпение, незлобивость, умение прощать и т. д., нерелигиозные респонденты более почитают универсализм — приоритет равных возможностей, основной этический принцип светской этики. Эти различия оказывают влияние и на выбор лидерских стилей руководителями с разной степенью религиозности. Так, в суждениях воцерковленных респондентов нередко присутствуют признаки философии «лидерства-служения», нерелигиозные более склонны к разнообразным демократическим лидерским стилям. В работе применялся смешанный социологический метод исследования — неформализованная методика глубинного интервью и две формализованные методики: Портретный ценностный опросник Ш. Шварца и Индекс воцерковленности В. Ф. Чесноковой.
аксиология, этика, базовые ценности личности, религиозность, воцерковленность, лидерство, руководитель
  1. Европейское Социальное исследование в России. URL: http://www.ess-ru.ru (дата обращения: 15.06.2021).
  2. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998.
  3. Хубер Ш., Хубер О. В. Шкала центральности религиозности / пер. Е. В. Пруцкова, К. В. Маркин // Социология. 4М. 2018. № 47. С 144–171.
  4. Чеснокова В. Ф. Тесным путем: Процесс воцерковления населения России в конце XX века. М.: Академический проект, 2005.
  5. Шохин В. К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. М.: РУДН, 2006.
  6. Шохин В. К. Классическая философия ценностей: предыстория, проблемы, результаты // Альфа и Омега. 1998. № 17. С. 295–315.
  7. Шохин В. К. Классическая философия ценностей: предыстория, проблемы, результаты // Альфа и Омега. 1998. № 18. С. 283–308.
  8. Burns J. M. Leadership. N. Y.: Harper and Row, 1978.
  9. Greenleaf R. K. Servant leadership: A journey into the nature of legitimate power and greatness. Paulist Press, 2002.
  10. Meuser J. et al. A Network Analysis of Leadership Theory: The Infancy of Integration // Journal of Management. 2016. № 42. P. 1374–1403.
  11. Rokeach M. Part I. Value Systems in Religion // Review of Religious Research. 1969. Vol. 11. № 1. P. 3–23.
  12. Schwartz S. H. A Proposal for Measuring Value Orientations across Nations // Questionnaire Development Package of the European Social Survey. 2003. Ch. 7. P. 259–319.
  13. Schwartz S. H. Computing Scores for the 10 Human values // Documentation for ESS-1. 2003. URL: http://www.europeansocialsurvey.org/docs/methodology/ESS1_human_values_scale.pdf (дата обращения: 12.02.2021).
  14. Schwartz S. H. Universals in Content and Structure of Values: Theoretical Advances and Empirical Tests in 20 Countries // Advances in Experimental Social Psychology / M. P. Zanna, ed. San Diego, CA, 1992. Vol. 25. P. 1–65.
  15. Schwartz S. H. Value orientations: Measurement, antecedents and consequences across nations // Measuring attudes cros-nationally: Lessons from the European Social Survey / R. Jowell, C. Robert, R. Fitzgerald, G. Eva, eds. L.: Sage, 2007. P. 161–193.
  16. Schwartz S. H. et al. Refining the Theory of Basic Individual Values // Journal of Personality and Social Psychology. 2012. Vol. 103. № 4. P. 663–688.

Фурманова Алима Якубовна


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва Лихов пер., 6 / 1;
ORCID: 0000-0000-1027-0397;
Электронный адрес: furmanova_2011@mail.ru.

РЕЦЕНЗИИ

Носачев Павел Георгиевич

Рец. на кн.: Huskinson B. L. American Creationism, Creation Science, and Intelligent Design in the Evangelical Market. London: Palgrave Macmillan, 2020. 228 p.

Носачев П. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 96. С. 157-163 — Рец. на кн.: Huskinson B. L. American Creationism, Creation Science, and Intelligent Design in the Evangelical Market. London: Palgrave Macmillan, 2020. 228 p.
PDF

Носачев Павел Георгиевич


Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"; Российская Федерация, 101000 г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-0884-4705;
Электронный адрес: pavel_nosachev@bk.ru.