/
Результат поиска


Егорова М. А. Учитель учителей. Педагогические идеи священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 179-184. — Рец. на кн.: Священномученик Фаддей (Успенский; 1872—1937), архиепископ Тверской. Записки по дидактике
PDF
Егорова Марина Алексеевна
Егоров Г. В. Психолого-акмеологические условия достижения высшего этапа развития профессионализма в процессе профессиональной переподготовки // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 113-126.
PDF
В статье рассматриваются требования к дополнительному профессиональному образованию и его содержанию. Предлагается новая модель образовательного пространства, отвечающего этим требованиям, включение в него новых субъектов. Также рассматривается формирование его ценностной составляющей как результата взаимодействия всех его субъектов на основании общего стремления к саморазвитию и самореализации в модусе служения.
профессиональная переподготовка, развитие профессионализма, построение образовательной среды, модус развития профессионализма.
Егоров Геннадий Викторович, протоиерей
Егоров И. В. Психологические закономерности зрительного восприятия символов и эмблем // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 136-142.
PDF
В статье представлено использование психологических законов зрительного восприятия в различных гербах городов России. Описаны психологические законы зрительного восприятия. Проведен анализ некоторых знаков, символов с точки зрения описанных законов зрительного восприятия.
психология, психология личности, зрительное восприятие, гербы, символика.
Егоров Илья Владимирович
Егоров И. В., Лесняк М. В. Психологическое исследование компонентов эмпатии у младших школьников с умственной отсталостью // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 131-141.
PDF
В статье описывается система занятий по изучению и формированию компонентов эмпатии у младших школьников с умственной отсталостью. На основе формирующего эксперимента доказывается, что систематические занятия с младшими школьниками, обучающимися в специальной (коррекционной) школе VIII вида, повышают уровень развития эмпатических компонентов. Вместе с тем в статье приводятся данные о том, что уровень проявления компонентов эмпатии у младших школьников с умственной отсталостью зависит от ситуации их проявления и от объекта, на который направлены проявления эмпатии.
эмпатия; сопереживание; стремление помочь другому; узнавание базовых эмоций; эмоциональная поддержка; эмоциональное развитие личности младшего школьника с умственной отсталостью; констатирующий срез; формирование / развитие эмпатии; контрольный срез
Егоров Илья Владимирович
Лесняк Марина Валерьевна
Егорова А. И., Егоров И. В. Исследование риска развития инфантильных черт в юношеском возрасте // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 3 (30). С. 129-138.
PDF
В статье рассматриваются различные подходы к пониманию инфантилизма в философскопсихологических работах. Дается авторское определение психологического инфантилизма, выделяются составляющие последнего: нежелание брать на себя ответственность за собственное поведение, несамостоятельность, слабое развитие рефлексии, наивность. Подробно изучается один из факторов риска развития психологического инфантилизма в юношеском возрасте — тип семейного воспитания. Методологической основой исследования являются: 1) диспозициональный подход; 2) комплексный подход. В работе эти подходы проявляются в интеграции знаний об инфантилизме в различных направлениях и отраслях научных исследований. В эмпирическом исследовании представлено: выявление составляющих инфантилизма в юношеском возрасте, установление типа семейного воспитания в юношеском возрасте с выраженными показателями по составляющим инфантилизма; установление взаимосвязи между составляющими инфанти типом семейного воспитания в юношеском возрасте. Для решения этих задач использовались следующие методики: анкета, опросник «Уровень субъективного контроля», 16-факторный личностный опросник Р. Кеттела, тест «Родитель — Взрослый — Ребенок», тест самоактуализации Э. Шострома, методика Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса «Анализ семейных взаимоотношений», корреляционный анализ. В результате проведенного исследования было установлено, что в группе молодых людей с высокими показателями по составляющим инфантилизма в межличностных отношениях преобладает экстернальный тип контроля, низкий уровень самостоятельности, независимости, самоконтроля, эмоциональная неустойчивость, доминирование позиции «ребенка». В ходе корреляционного анализа были обнаружены взаимосвязи между инфантильными составляющими характера в юношеском возрасте и такими типами семейного воспитания, как потворствование и гиперпротекция.
инфантилизм, психологический инфантилизм, рефлексия, интернальный локус контроля, экстернальный локус контроля, тип семейного воспитания, гиперпротекция, гипопротекция
1.Ananev B. G. Chelovek kak predmet poznania (Man as an Object of Knowledge), Saint-Petersburg, 1999.
2. Egorov I. V. 2007, in Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta, vol. 2/17, pp. 38-50.
3. Eidemiller E. G., Yustitskis B. Psihologia i psihoterapia semyi (Psychology and Psychotherapy of Family), Saint-Petersburg, 1999.
4. Fromm E. Human Soul, Moscow, 1998.
5. Garboozov V. I. Nervnie i trudnie deti (Nervous and Difficult Children), Saint Petersburg, 2008.
6. Kapustina A. N. Mnogofaktornaia lichnostnaia metodika R. Cettell (Multi-factor personality technique of R. Cattell), Saint-Petersburg, 2007.
7. Muzdybaev K. Psihologia otvetstvennosti (Psychology of Responsibility), Leningrad, 1983.
8. Shostrom E. Chelovek-manipulator. Vnutrennee puteshestvie ot manipuljacii k actualizacii (Human-Manipulator. Inner Journey from Manipulation to Actualization), Moscow, 2008.
9. Vygotsky L. S. Izbrannie psihologicheskie issledovanya (Selected Psychological Studies), Moscow, 1956.
10. Yalom I. Jekzistencial'naja psihoterapija (Existential Psychotherapy), Moscow, 2000.
11. Yermolaev O. Y. Matematicheskaya statistika dlya psihologov (Mathematical Statistics for Psychologists), Moscow, 2003.
Егорова Анастасия Ильинична
Егоров Илья Владимирович
Егоров И. В. Исследование представлений студентов об образе преподавателя педагогического ВУЗа // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 123-134.
PDF
В статье описываются и анализируются результаты исследования восприятия студентами образа преподавателя педагогического ВУЗа. Выделяются основные составляющие этого образа: индивидуально-личностная, профессиональная и социальная, а также подробно изучается динамика изменений составляющих образа преподавателя педагогического вуза от первого к пятому курсу. Методологической основой исследования является социально-перцептивный подход к исследованию межличностных отношений. Результаты эмпирического исследования показали, что в процессе обучения студентов в вузе, их представления об образе педагога вуза претерпевают определенные изменения. У студентов каждого курса существуют дифференцированные показатели образа преподавателя, влияющие на оценку педагогов. Наиболее подвержены динамике такие характеристики образа педагога, как авторитарность, дружелюбие и альтруизм. Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анкетирование, контент-анализ документов, опросник Т. Лири (модификация А. А. Реана, Я. Л. Коломинского), ранжирование личностных качеств.
межличностные отношения, восприятие и понимание человека человеком, социальная перцепция, представления студентов о педагоге высшей школы, образ педагога высшей школы, личностные особенности, идеальный образ, реальный образ
1. Bodalev A. A. Lichnost' i obshhenie (Person and Contact), Moscow, 1995.
2. Busygina T. A. 2003 “Imidzh prepodavatelja vuza” (Image of High School Teacher), in Professor-professija: teorija proektirovanija obrazovanija prepodavatelja vuza, Samara, 2003.
3. Egorov I. V. 2006 “Osnovanija i principy sozdanija tehniki «tablica perevoda faz MMPI (minnesotskogo mnogofazovogo lichnostnogo perechnja) v social'no-psihologicheskie kachestva lichnosti” (Grounds and Principles of Creating of Technic of “Table of Transfer of Minnesota Multiphasic Personality Inventory in Social-Psychological Qualities of Person”), in Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta, 2006, vol. 5, pp. 128–136.
4. Kaljuzhnyj A. A. Social'no-psihologicheskie osnovy imidzha uchitelja: dis. ... d-ra psihol. nauk (Social-Psychological Grounds of Teacher’s Image: Dissertation), Jaroslavl', 2007.
5. Kukosjan O. G. 1979 “O nekotoryh osobennostjah poznanija studentami prepodavatelja” (About Some Features of Perception of Teacher by Students), in Teoreticheskie i prikladnye problemy psihologii poznanija ljud'mi drug druga, Moscow, 1979, pp. 142-154.
6. Petrova E. A. Imidzhelogija: izbrannye trudy (monografija) (Imageology: Selected Works (Monography)), Moscow, 2011.
7. Rean A. A., Kolominskij Ja. L. Social'naja pedagogicheskaja psihologija (Social Pedagogic Psychology), Saint-Petersburg, 2000.
8. Surzhin V. V. 2013 “Psihologo-pedagogicheskoe issledovanie osobennostej imidzha pedagoga vysshej shkoly” (Psychological-Pedagogical Study of Features of Image of Teacher of High School), in Egorov I. V., Filonov L. B. (eds.) Ezhegodnik nauchno-metodologicheskogo seminara «Problemy psihologo-pedagogicheskoj antropologii»: Sbornik nauchnyh statej, Moscow, 2013, vol. 3, pp. 103-112.
9. Chertykova I. P. Predstavlenija studentov ob imidzhe prepodavatelja vuza: dis. ... kand. psihol. nauk (Concepts of Students about Image of High School Teacher: Dissertation), Moscow, 2002.
Егоров Илья Владимирович
Егоров И. В. Основания и принципы методики диагностики гражданского мировосприятия личности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 142-148. DOI: 10.15382/sturIV201539.142-148
В статье описываются принципы и особенности создания методики гражданского мировосприятия личности. Представлены основные разделы этой методики «Россия в территориях, событиях, персоналиях». Каждый раздел методики обосновывается и соотносится с особенностями гражданского мировосприятия личности. Автор выделяет в статье шесть таких особенностей: 1) опосредование познавательными процессами, установками личности; 2) влияние особенностей культуры территории и региона, в котором проживает человек; 3) особенности взаимоотношений со значимыми людьми, группами; 4) особенность мировосприятия, связанная с направленностью на себя, на других людей и на окружающий мир (среду); 5) пространственно-временные характеристики (хронотопы), через которые происходит мировосприятие личности; 6) мировосприятие рассматривается и как процесс, и как результат. Еще одна особенность, включенная в заключительный раздел методики, позволяет раскрыть отношение личности к стране и государству, эмоциональный компонент.
методика диагностики мировосприятия, мировосприятие, гражданское мировосприятие, личность, культура, территории, пространство, время, события, взаимоотношения, группа
1. Агапов В. С. Становление Я — концепции в системе духовных потребностей подростков: дис. … канд. психол. наук. М., 1994.
2. Адлер А. Понять природу человека. М., 1997.
3. Алисов Е. А. Психолого-педагогические аспекты сенсорного мировосприятия личности // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 1 (URL: www.psyedu.ru).
4. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
5. Большунова Н. Я. Поступок как восхождение к субъектности // Нравственность современного российского общества: психологический анализ / А. Л. Журавлев, А. В. Юревич, отв. ред. М., 2012. С. 138.
6. Бурдье П. Социология социального пространства / Н. А. Шматко, отв. ред. М., 2005.
7. Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Л. М. Дробижева, ред. М., 2006.
8. Егоров И. В. Развитие «Я-концепции» у младших школьников // Начальная школа. 2002. № 3. С. 75–82.
9. Егоров И. В. Постановка проблемы гражданского мировосприятия личности // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса. Материалы II межрегиональной научно-практической конференции. Московский городской педагогический университет. М.; СПб., 2015. С. 282–285.
10. Зинченко В. П. Хронотоп // Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко, сост. и общ. ред. СПб., 2005. С. 591–592.
11. Иванова Н. Л. Психологическая структура социальной идентичности: дис. … д-ра психол. наук. Ярославль, 2003.
12. Лурье С. В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. М., 2005. С. 14–15.
13. Мудрик А. В. Социализация человека. Учебное пособие. М., 2010. С. 197.
14. Мясищев В. Н. Психология отношений. М., 1998.
15. Наумова Д. В. Диагностика уровня развития гражданской идентичности детей подросткового возраста в рамках программы психолого-педагогического сопровождения личности // Ребенок в образовательном пространстве… С. 133–137.
16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. С. 119.
17. Ситнова И. В. Семантическое и визуальное конструирование образа города студентами финансово-технологической академии г. Королёва // Актуальные проблемы психологического знания. 2014. № 2. С. 25–40.
18. Толстых Н. Н. Хронотоп: культура и онтогенез. Монография. Смоленск; М., 2010.
19. Триандис Г. К. Культура и социальное поведение. М., 2007.
20. Ухтомский А. А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887–1939. СПб., 2002.
Егоров Илья Владимирович
Егоров И. В. Светлой памяти Льва Борисовича Филонова // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 3 (42). С. 125-129.
PDF
Егоров Илья Владимирович
Дорофеева Н. В., Егоров И. В. Психологический анализ склонности ко лжи у дошкольников в контексте морально-нравственного развития // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 120-131. DOI: 10.15382/sturIV201643.120-131
В статье обсуждается проблема морально-нравственного развития личности ребенка и склонности ко лжи в психолого-педагогической науке. В эмпирическом исследовании были выявлены два основных способа поведения детей, условно названные «лживым» и «правдивым» и, в свою очередь, два промежуточных варианта, проявляющихся в ситуации мотивационного конфликта, когда с одной стороны у ребенка присутствует желание выиграть, а с другой — правдивая оценка своей успешности в решении заданий. Изучение особенностей самооценки дошкольников показало, что дети с наименьшей степенью склонности ко лжи адекватнее, они более точно дают себе оценку. У детей с ярко выраженной склонностью ко лжи, напротив, наблюдается завышенная, недифференцированная самооценка. По качеству взаимоотношений дошкольники, склонные ко лжи, занимают весьма благополучное положение среди сверстников, дети же, отличающиеся правдивым поведением, испытывают трудности в общении со сверстниками. В заключение авторы статьи приводят анализ данных и результатов, полученных ранее и в настоящее время, который позволяет сравнить динамику проявления лживого поведения и его взаимосвязи с межличностными отношениями.
морально-нравственное развитие ребенка, склонность к лживому поведению, ситуация мотивационного конфликта, дифференцированная/недифференцированная самооценка, межличностные отношения детей
1. Авхач Г. Н. Генезис правдивого и неправдивого поведения в ситуациях двойной мотивации // Проблема формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности: Cб. науч. тр. / В. С. Мухина, ред. М., 1981. С. 18–29.
2. Асланбекова Э. Н. Особенности невербального поведения при сообщении ложной информации // Известия Саратовского университета. 2013. Т. 13. № 4–1. С. 42–46.
3. Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000.
4. Бурке-Бельтран М. Т. Развитие и формирование правдивости у детей от 5 до 7 лет в процессе общения с взрослыми и сверстниками // Проблема формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности: Сб. науч. тр. / В. С. Мухина, ред. М., 1981. С. 47–56.
5. Вавилова И. Н. Когнитивно-нравственное развитие дошкольника // Вестник социально-педагогического института. 2013. № 1. С. 220–227.
6. Голубева С. А. Роль нравственного воспитания в становлении личности дошкольника // Обучение и воспитание: Методики и практика. 2013. № 6. С. 81–83.
7. Диагностика и коррекция психического развития / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, ред. Минск, 1997.
8. Долгова В. И., Овчарова Р. В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 6. С. 40–48.
9. Егоров И. В. Развитие «Я-концепции» у младших школьников // Начальная школа. 2002. № 3. С. 75–82.
10. Знаков В. В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 9–16.
11. Знаков. Половые различия в понимании неправды, лжи и обмана // Психологический журнал. 1997. № 1. С. 38–50.
12. Малявкина А. М. Эмоционально-личностные особенности старших дошкольников с разной степенью склонности к обману: Дис. ... канд. психол. наук. М.: МГУ, 2003.
13. Мухина B. C. Возрастная психология. Феноменология развития. М., 2006.
14. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В Столин, ред. М., 1997.
15. Овчарова Р. В. Нравственное развитие личности: от детства к отрочеству // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 106–108.
16. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.
17. Платонова М. В. Психологический анализ феномена лжи на примере детей старшего дошкольного возраста: Дипломная работа. М., 2000.
18. Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М., 1988.
19. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. М., 2005.
20. Субботский Е. В. Психология отношения партнерства у дошкольников. М., 1976.
21. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М., 2011.
22. Черная Е. В., Арсеньева Ю. Ю. Психолого-педагогические аспекты лживого поведения в дошкольном возрасте // Личность, семья и общество: Вопросы педагогики и психологии. 2015. № 3. С. 15–21.
23. Экман П. Почему дети лгут. М., 1993.
24. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1994.
25. Kohlberg L. The development of children's orientations toward a moral order // Vita Humana. 1963. № 6. P. 11–35.
26. Monin V. Holier than me? Threatening social comparison in the moral domain // International Review of Social Psychology. 2008. № 20. P. 53–68.
27. Wilhelm M. Helping Behavior, Dispositional Empathic Concern, and the Principle of Care // Social Psychology Quarterly. 2010. № 1. P. 11–32.
Дорофеева Нина Владимировна
Егоров Илья Владимирович
Егоров И. В. Идеалы как динамическая основа аттитюдов и их связь с личностными характеристиками студенческой молодежи // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 57-72. DOI: 10.15382/sturIV201850.57-72
В статье анализируются результаты изучения идеалов как динамической основы аттитюдов студенческой молодежи. Исходя из полученных эмпирических результатов автор рассматривает различия в личностном становлении студенческой молодежи — имеющей и не имеющие идеалов. На основе сравнительного анализа групп студенческой молодежи, имеющей идеалы и не имеющей идеалов, показаны различия в таких личностных характеристиках, как: личностная зрелость, рефлексия, ответственность за свою жизнь, насыщенность временной трансспективы, отношение к стране. Показано сходство обеих групп в направленности совершенствования себя и других; отношения и следования социальным нормам. Полученные результаты позволили автору показать, как происходит переход от внешне задаваемого образца (идеала) к внутреннему процессу саморегулирования на основе индивидуального личностного образца.
студенческая молодежь, идеал, аттитюды, личностный образец, личностная зрелость, рефлексия, ответственность, восприятие событий, направленность совершенствования, отношение к стране
  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008.
  2. Воловикова М. И. Исследование представлений учащейся молодежи о нравственном идеале // Национально-культурная идентичность в современной России: истоки, особенности, перспективы: сб. ст. СПб., 2015. С. 152.
  3. Воловикова М. И. Представления русских о нравственном идеале. М., 2005.
  4. Ганьшина Л. М. Мотивационно-регуляционная функция психологической напряженности (на материале студентов педвуза): дис. … канд. психол. н. М., 1998.
  5. Гражданское мировосприятие молодежи: теоретико-эмпирическое исследование: монография / Л. Б. Шнейдер, И. В. Егоров, А. И. Симанина и др.; науч. ред. Л. Б. Шнейдер. М., 2016.
  6. Гусева Е. П., Серова О. Е. Научно-практический семинар «Духовно-нравственное самосознание личности и понятие идеала в святоотеческой традиции и научной психологии» // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». URL: www.psyedu.ru. 2010. № 3. С. 1–11.
  7. Жизненные перспективы учащейся молодежи: ценности и смыслы бытия: коллективная монография / О. И. Ключко, ред. М., 2015.
  8. Королева А. Ю. Идеал как компонент направленности личности в представлениях современной российской молодежи // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова, отв. ред. М., 2017. С. 253–261.
  9. Мартьянова Г. Ю. Ценностная сфера как фактор регуляторной активности субъекта в трудной жизненной ситуации // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Педагогика и психология. 2014. № 2 (28). С. 40–47.
  10. Наумова Д. В. Дистинктивность гражданского мировосприятия молодежи в различных регионах России // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2017. № 3. С. 93–103.
  11. Наумова Д. В. Отношение к государству в структуре гражданского мировосприятия молодежи: диагностика и результаты // Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: Сборник научных статей. Вып. 5 / И. В. Егоров, Л. Б. Филонов, отв. ред. СПб., 2015. С. 62–67.
  12. Петровский А. В. Психология и время. СПб., 2007. С. 138.
  13. Рассказова И. Н., Симанина А. И. Идеалы студентов педагогического университета в содержании их гражданского мировосприятия // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2015. № 5. С. 45–49.
  14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 119.
  15. Сколько Вам лет? (Линии жизни глазами психолога) / А. А. Кроник, ред. М., 1993.
  16. Собкин В. С., Буреломова А. С., Смыслова М. М. Идеалы современного российского подростка: от личностных характеристик к культурным образцам // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. 15. Вып. 26 / В. С. Собкин, ред. М., 2011. С. 21.
  17. Тимощук И. Г. Диагностический инструментарий исследования некоторых аспектов ответственности у студентов-психологов // Практическая психология и социальная работа. 2004. № 8. С. 37–40.
  18. Хрусталева В. В. Структурно-содержательные характеристики и проявления социальной идентичности старшеклассников в условиях профильного обучения: Автореф. дис. ... канд. психол. н. М., 2016.
  19. Шнейдер Л. Б., Хрусталева В. В. Ассоциативный тест как основа конструирования методики изучения социальной идентичности // Вестник РМАТ. 2014. № 3. С. 83–96.
Егоров Илья Владимирович
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, Москва,129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-7302-5335;
Электронный адрес: egorov_cpti@mail.ru.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, грант № 18-513-00003 Бел_а «Характеристики и проявления аттитюдов патриотизма в контексте профессионализации молодежи»
Егоров И. В. Идеалы молодежи как основания психосоциальной типологии личности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 51. С. 97-113. DOI: 10.15382/sturIV201851.97-113
В статье анализируются результаты изучения идеалов молодежи. Автор показывает, что сходное содержание идеалов является предпосылкой формирования и сохранения социальных связей и социальных групп. Кроме того, идеалы выступают морально-нравственными, ценностными регуляторами социальной активности личности. В юношеском возрасте они определяют направленность саморазвития личности и ее зрелость. На основе эмпирических данных удалось выявить значимые содержательные блоки в структуре идеалов студентов. Сходные идеалы позволили выделить пять групп молодежи с разными идеалами. В первую группу вошли молодые люди, выбиравшие в качестве идеала людей из семейного окружения; во вторую группу — выбиравшие политиков и общественных деятелей; в третью группу — выбравшие в идеалы актеров, рок-музыкантов, эстрадных исполнителей, спортсменов; в четвертую группу — выбравшие в идеалы пророков, святых; в пятую группу — выбравшие в идеалы поэтов, писателей, философов. Последующее сравнение личностных характеристик в выделенных группах показало, что значимые отличия между группами отмечаются в личностной зрелости, в социальной идентичности и в уровне морально-этической ответственности. В первой группе — низкий уровень личностной зрелости, сильная зависимость от социального окружения, сформированная морально-этическая ответственность с осознаваемыми морально-этическими ценностями; во второй группе — высокий уровень личностной зрелости, социальная псевдоидентичность, сформированная морально-этическая ответственность с сильно выраженными альтруистическими эмоциями и нравственной интуицией; в третьей группе — низкий уровень личностной зрелости, независимость и самостоятельность от социума, сформированная морально-этическая ответственность; в четвертой группе — средний уровень личностной зрелости, сильная зависимость от социального окружения, высокий уровень морально-этической ответственности с сильно выраженными альтруистическими эмоциями, нравственной интуицией; в пятой группе — средний уровень личностной зрелости, асоциальная направленность, сформированная морально-этическая ответственность.
студенческая молодежь, идеал, личностные характеристики, личностная зрелость, ответственность, направленность совершенствования, социальная идентичность, психосоциальный тип личности
  1. Гражданское мировосприятие молодежи: теоретико-эмпирическое исследование: монография / Л. Б. Шнейдер, науч. ред. М., 2016.
  2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 2007. Т. 2.
  3. Жизненные перспективы учащейся молодежи: ценности и смыслы бытия: коллективная монография / О. И. Ключко, ред. М., 2015.
  4. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. М., 2006. Т. 9.
  5. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Н. Ю. Шведова, ред. М., 1988.
  6. Рассказова И. Н., Симанина А. И. Значимые люди России для студентов педагогического университета в содержании их гражданского мировосприятия // Ежегодник научнометодологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: Сборник научных статей. Вып. 5 / Егоров И. В., Филонов Л. Б., отв. ред. СПб., 2015. С. 67–77.
  7. Рассказова И. Н., Симанина А. И. Идеалы студентов педагогического университета в содержании их гражданского мировосприятия // Сибирский педагогический журнал. НГПУ. Новосибирск, 2015. № 5. С. 45–49.
  8. Сколько Вам лет? (Линии жизни глазами психолога) / А. А. Кроник, ред. М., 1993.
  9. Словарь иностранных слов / И. Лехин, С. Локшина, Ф. Петров, Л. Шаумян, ред. М., 1988.
  10. Тимощук И. Диагностический инструментарий исследования некоторых аспектов ответственности у студентов-психологов // Практическая психология и социальная работа. 2004. № 8. С. 37–40.
  11. Шнейдер Л. Б., Хрусталева В. В. Ассоциативный тест как основа конструирования методики изучения социальной идентичности // Вестник РМАТ. 2014. № 3. С. 83–96.
  12. Riegel K. F. Adult life crisis: A dialectical interpretation of development // N. Datan & L. H. Ginsberg, eds. Life-span developmental psychology: Normative life crisis. New York: Academic press, 1975. P. 346–370.
Егоров Илья Владимирович
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, Москва,129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-7302-5335;
Электронный адрес: egorov_cpti@mail.ru.
Данный текст является продолжением статьи «Идеалы как динамическая основа аттитюдов и их связь с личностными характеристиками студенческой молодежи (Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 59–74).
Егоров И. В. Кросс-культурное исследование профессиональной и гражданской идентичности студенческой молодежи России и Белоруссии в контексте аттитюдов отъезда из страны // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 52. С. 113-127. DOI: 10.15382/sturIV201952.113-127
В статье анализируются результаты изучения профессиональной и гражданской идентичности студенческой молодежи России и Белоруссии в контексте социальных установок на отъезд из страны. Автор рассматривает взаимообусловленность профессиональной и гражданской идентичности молодежи в связи с таким нежелательным для российской действительности явлением, как интеллектуальные потери, так называемая утечка мозгов. В статье обосновывается значимость внутриличностных конфликтов в системе социальных установок как фактора детерминирующего развитие профессионального и гражданского самосознания личности молодого человека, его профессиональную и гражданскую идентичность.На основе эмпирического исследования студенческой молодежи (возраст от 17 до 25 лет) России (общее количество 397 человек) и Республики Беларусь (РБ; общее количество 196 человек) автор показывает схожие черты в группах студенческой молодежи РФ и РБ. А именно, что в обеих группах высокий уровень профессиональной идентичности; в обеих группах преобладает позитивная гражданская идентичность; и в обеих группах большинство молодых людей выбирают социальные установки, характеризующие внутриличностный конфликт, связанный с отъездом из страны (между «Не могу/могу и не хочу/хочу» уехать из страны). Последующее сравнение профессиональной и гражданской идентичности студенческой молодежи РФ и РБ показало, что значимые отличия между группами отмечаются в уровнях негативной и гиперпозитивной гражданской идентичности. У респондентов РБ выше уровень гиперпозитивной и негативной гражданской идентичности по сравнению с респондентами из РФ. У студенческой молодежи РФ при низкой профессиональной идентичности чаще встречается социальная установка «не могу и не хочу уезжать из страны».
кросс-культурное исследование, студенческая молодежь, профессиональная идентичность, гражданская идентичность, аттитюды отъезда из страны, внутриличностный конфликт нереализованного желания, развитие личности
  1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. СПб., 2009.
  2. Борисов Р. В. Гражданская идентичность в терминах психодиагностики // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2016. Т. 31. Вып. 4. С. 95–99.
  3. Борисов Р. В. Теоретико-концептуальное осмысление феномена гражданской идентичности // Психология образования в поликультурном пространстве. 2013. Т. 4. № 24. С. 5–12.
  4. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М., 2005.
  5. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии: монография: в 2 ч. / А. Г. Асмолов, О. А. Карабанова, Т. Д. Марцинковская и др. / А. Г. Асмолов, ред. М., 2011.
  6. Кораблин Ю. А. «Утечка мозгов»: эмпирический анализ (по материалам инициативного социологического исследования: февраль-март 2017 г.). // Социодинамика. 2018. № 4. С. 29–42. URL: http://nbpublish.com/library_read_article.php?id=23494 (дата обращения: 18.12.2018)
  7. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
  8. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
  9. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М., 2008.
  10. Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков / М. Барретт, Т. Рязанова, М. Воловикова, отв. ред. М., 2001.
  11. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.
  12. Филонов Л. Б., Ананьева Н. А. Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. М., 2006.
  13. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М., 2007.
  14. Шнейдер Л. Б. Аттитюды патриотизма в оценке желания и возможности отъезда из своей страны: кросс-культурное исследование // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. 2018. № 3 (48). С. 101–112.
  15. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / А. В. Толстых, общ. ред. и предисл. М., 1996.
Егоров Илья Владимирович
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, Москва,129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-7302-5335;
Электронный адрес: egorov_cpti@mail.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-513-00003 Бел_а.
Егорова А. С. Херувим из иллюстративного ряда Speculum theologiae // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 35. С. 33-47. DOI: 10.15382/sturV201935.33-47
Коллекция иллюстраций-диаграмм «Зерцало теологии» (Speculum theologiae) — уникальный вид книжной миниатюры латинского Средневековья, представляющий собой предельно концентрированное визуальное воплощение католической дидактики XIII–XV вв. Статья посвящена одной из миниатюр иллюстративного ряда «Зерцало теологии» со схематичным рисунком херувима, который является не только изображением, но и одновременно таблицей, в которую вписаны основные положения трактата Алана Лилльского «О шестикрылом херувиме». На примере нескольких памятников подробно рассматривается становление и развитие иконографии. Детальный анализ каждой миниатюры позволяет понять и проследить, каким именно образом в этих специфических изображениях выражено сосуществование и взаимное влияние слова и образа. Помимо прочего, в статье показано соотношение рассматриваемой иконографической схемы с другими дидактическими визуальными диаграммами, входящими в коллекцию «Зерцала теологии» (Speculum theologiae). Лист со схематичным изображением херувима рассматривается в статье не как обособленная иллюстрация, сопровождающая богословское сочинение, но как часть целого комплекса миниатюр. Автором статьи были прочитаны и переведены на русский язык таблицы-иллюстрации с изображениями херувимов. Подробный перевод помог понять механизм, по которому работает здесь иллюстрация: как в ней сопоставлены изображения и тексты и как они занимают свои иногда взаимозаменяемые, иногда несводимые друг к другу позиции, как именно создается в этот золотой век схематического богословия схоластики столь исключительная иконография.
искусство западноевропейского Средневековья, средневековые иллюстрированные рукописи, средневековая миниатюра, средневековая иконография, визуальные диаграммы, херувим, искусство памяти в Средние века, cредневековое богословие, Алан Лилльский, Гуго Сен-Викторский
  1. Дионисий Ареопагит. Святого Дионисия Ареопагита о небесной иерархии / пер. с греч. 6-е изд. М.: Синодальная типография, 1898.
  2. Нестерова О. Е. Теория множественности «смыслов» Св. Писания в средневековой христианской экзегетической традиции // Жанры и формы в письменной культуре Средневековья. М.: ИМЛИ РАН, 2005. С. 23–44.
  3. Alani de Insulis, “De sex alis Cherubim”. In Opera omnia / ed. by J.-P. Migne. PL, t. 210. P.: Migne, 1855. Col. 265–280.
  4. Carruthers M. The craft of thought: meditation, rhetoric and the making of images 400-1200. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.
  5. The Medieval Craft of Memory: An Anthology of Texts and Pictures / ed. by M. Carruthers, Jan M. Ziolkowski. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2004.
  6. Carruthers M. The Book of Memory. A Study of Memory in Medieval Culture. Second edition. N. Y.: Cambridge University Press, 2008.
  7. Carruthers M. Ars oblivionalis, ars inveniendi: The Cherub Figure and the Arts of Memory // Gesta. 2009. № 48. P. 99–117.
  8. Clopper Lawrence M. Inscribing Mentalities: Alan of Lille, the De Lisle Psalter Cherub, and Franciscan Meditation // Mindful Spirit in Late Medieval Literature: Essays in Honor of Elizabeth D. Kirk / ed. by Elizabeth D. Kirk, B. Wheeler. N. Y.: Palgrave Macmillan, 2006. P. 57–80.
  9. Evans Michael W. The Geometry of the Mind // AAQ. Architectural Association Quarterly. 1980. Vol. 12. № 4. P. 32–55.
  10. Fergusson G. Signs and symbols in Christian art. London: Oxford University Press, 1989.
  11. Freeman Sandler L. The Psalter of Robert de Lisle in the British Library. L.: Harvey Miller Publishers, 1999.
  12. Hugonis de S. Victore. «De arca Noe morali». In Opera omnia / ed. by J.-P. Migne. PL, t. 176. P.: Migne, 1854. Col. 681–703.
  13. Ladner Gerhart B. Images and ideas in the Middle Ages: Selected studies in history and art. Roma: Edizioni di storia e letteratura, 1983.
  14. Noell B. Medieval Representation of the Cherub and the Diagram in Beinecke MS 416. URL:http://brbl-archive.library.yale.edu/exhibitions/speculum/pdf/8r-noell.pdf (15.05.2019).
  15. Rudolph C. The Mystic Ark: Hugh of Saint Victor, Art, and Thought in the Twelfth Century. N. Y.: Cambridge University Press, 2014.
  16. Saxl F. A spiritual encyclopaedia of the later middle ages // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1942. № 5. P. 82–139.
Егорова Анастасия Сергеевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, 27-4;
ORCID: 0000-0002-9356-2744;
Электронный адрес: eto.nastya@gmail.com.
Егоров Г. В., Улитчев И. И., Попов А. А., Смольянов В. Н., Платонова Ю. А., Пушкарев С. А., Меланина Т. В. Организация межличностного взаимодействия в дистанционном богословском образовании // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 24-41. DOI: 10.15382/sturIV201954.24-41
В данной статье приведены результаты исследования особенностей реализации богословского образования в онлайн-среде, проведенного Институтом дистанционного образования (ИДО) ПСТГУ, а именно отношения ученых и практиков к проблеме коммуникации при получении теологического образования дистанционно. Ознакомление с опытом дистанционного преподавания богословских дисциплин в ИДО ПСТГУ осуществлялось посредством интервьюирования сотрудников кафедры новых технологий в гуманитарном образовании. Для достижения целей исследования использовался метод полуформализованного интервью. Изучив ответы респондентов на вопросы об обеспечении качественного взаимодействия обучающихся с преподавателем и друг с другом, коллектив авторов сделал вывод, что формирование общности, единомыслия, доверия участников дистанционного образовательного процесса является возможным и необходимым его условием. В статье раскрывается положение о том, что инструменты системы дистанционного образования, при наличии желания участников образовательного процесса и соответствующих навыков, позволяют достигать глубокого взаимодействия между преподавателем и студентом и высокого качества образовательного процесса. По итогам сравнения зарубежного подхода к организации коммуникационного процесса при преподавании богословских дисциплин с изученным опытом участников исследования сделаны следующие выводы: 1. В ИДО ПСТГУ применяется смешанная модель обучения, предполагающая, что преподаватель может выступать и в позиции эксперта, передающего знания, и организовывать взаимодействие обучающихся друг с другом. 2. Участники интервьюирования, как и их зарубежные коллеги, в своей практике сталкиваются с недостаточной методической грамотностью при организации обучения в онлайн-среде. 3. Опрошенные преподаватели в недостаточной мере используют возможности системы дистанционного обучения для организации взаимодействия участников образовательного процесса.
дистанционное образование, дистанционное обучение, межличностное взаимодействие, модель обучения, теологическое образование, дистанционная образовательная среда, коммуникация, дистанционные образовательные технологии, опыт преподавателей
  1. Егоров Г., Меланина Т. В. Богословие на расстоянии. Православное дистанционное образование: десять лет спустя // Журнал Московской патриархии. 2014. № 8. С. 86–89.
  2. Abrami P. C., Bures E. M. Computer-supported collaborative learning and distance education // American Journal of Distance Education. 1996. Vol. 10 (2). P. 37−42. URL: http:// dx.doi.org/10.1080/08923649609526920.
  3. Campbell H. Exploring religious community online: We are one in the network. New York, 2005.
  4. Dede C. Introduction: A sea change in thinking, knowing, learning and teaching: The ECAR study of undergraduate students and information technology, available at: https://kinasevych.ca/2009/03/25/dede-2007-introduction-a-sea-change-in-thinking-knowing-learning-andteaching-in-the-ecar-study-of-undergraduate-students-and-information-technology-2007/
  5. Delamarter S. A typology of the use of technology in theological education // Teaching Theology and Religion. 2004. Vol. 7 (3). P. 134−140.
  6. Egorov G., Melanina T. V., Roberts J. Teaching theology at a distance. Experiences of the Institute of Distance Learning at St. Tikhon's Orthodox University in Moscow, Russia // Hervormde Teologiese Studies. 2019. Vol. 75. № 4.
  7. Esselman T. The Pedagogy of the Online Wisdom Community: Forming Church Ministers in a Digital Age // Teaching Theology and Religion. 2004. Vol. 7. № 3. P. 159–170.
  8. Esselman T. What technology can teach about theological pedagogy / V. J. Klimoski, K. J. O. Neil, K. M. Schuth (eds.) Educating leaders for ministry: Issues and responses, 2005. P. 134−162.
  9. Gresham J. Divine pedagogy as a model for online education // Teaching Theology and Religion. 2006. Vol. 9 (1). P. 24−28. URL: http://dx.doi.org/10.1111/j.1467-9647.2006.00257.x.
  10. Hege A. R. The Online Theology Classroom: Strategies for Engaging a Community of Distance Learners in a Hybrid Model of Online Education // Teaching Theology and Religion. 2011. Vol. 14. № 1. P. 13–20.
  11. Hess M. What Diff erence Does it Make? Digital Technology in the Theological Classroom // Theological Education. 2005. Vol. 41. № 1. P. 77–91.
  12. Hess M. E. Engaging technology in theological education: All that we cannot leave behind. Lanham, 2005.
  13. Kelsey D. H. Spiritual machines, personal bodies and God: Theological education and theological anthropology // Teaching Theology and Religion. 2002. Vol. 5 (1). P. 2−9. URL: http://dx.doi.org/10.1111/1467-9647.00112.
  14. Oliver E. Blended learning for teaching Theology // Verbum et Ecclesia. 2018. Vol. 39 (1). a1894. URL: https://doi. org/10.4102/ve.v39i1.1894.
  15. Parker J. Palmer. The Courage to Teach: Exploring the Inner Landscape of a Teacher’s Life. San Francisco, 1998.
  16. Patterson E. The questions of distance education // Theological Education. 1996. Vol. 33 (1). P. 59−74.
  17. Ravoi A. P., Jordan H. M. Blended learning and sense of community: A comparative analysis with traditional and fully online graduate courses // International Review of Research in Open and Distance Learning. 2004. Vol. 5 (2). P. 471−489.
  18. van Driel E. C. Online Theological Education: Three Undertheorized Issues // Theological Education. 2015. Vol. 50. № 1. P. 69–79.
Егоров Геннадий Викторович, протоиерей
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: директор Института дистанционного образования;
ORCID: 0000-0002-5170-7968;
Электронный адрес: fathergennadi@mail.ru.
Улитчев Иван Иванович
Ученая степень: кандидат богословия;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: Доцент кафедры новых технологий в гуманитарнои образовании ИДО;
ORCID: 0000-0002-1107-3948;
Электронный адрес: ioann_ul@mail.ru.
Попов Александр Адольфович
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: преподаватель, институт дополнительного образования;
ORCID: 0000-0002-7635-9218;
Электронный адрес: AlexanderAP@mail.ru.
Смольянов Вадим Николаевич, священник
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0002-9524-2015;
Электронный адрес: vsmolyanov@bk.ru.
Платонова Юлия Андреевна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-3599-7838;
Электронный адрес: yulia.platonova@gmail.com.
Пушкарев Сергей Александрович
Ученая степень: магистр теологии;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0002-0996-6528;
Электронный адрес: sergeipush@mail.ru.
Меланина Татьяна Владимировна
Ученая степень: кандидат технических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: начальник учебно-методического управления;
ORCID: 0000-0002-4337-3793;
Электронный адрес: melanina.t@pstgu.ru.
Егоров И. В., Мартьянова Г. Ю. Семья как ресурс социально-адаптивного поведения подростков в период пандемии: постановка проблемы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 61. С. 11-25. DOI: 10.15382/sturIV202161.11-25
В статье приведены результаты пилотажного исследования психологического состояния подростков в период пандемии COVID-19. Анализируются данные общего эмоционального фона, субъективного ощущения социальной изолированности и склонности к девиантным формам поведения у испытуемых 12–15 лет. Авторы проверяют гипотезу о том, что в семьях, успешно совладающих с напряжением пандемии, у подростков показатели социально-психологической адаптации оптимальны. Для участия в исследовании были выбраны жители московского региона (родители и подростки). Этот российский регион оказался в зоне наибольшей опасности заражения коронавирусной инфекцией и беспрецедентных мер по ограничению распространения COVID-19. Исследование проводилось в декабре 2020 г. — январе 2021 г., во вторую волну дистанционного обучения, непосредственно перед снятием основных ограничений. Поскольку пандемия оказывает воздействие на эмоциональное состояние, усиливая негативные переживания, а связанные с ней ограничительные меры провоцируют депривационные синдромы, данные опроса родителей дополнялись информацией о субъективном ощущении подростками эмоционального и социального благополучия — неблагополучия. Для этого применялись: «Шкала субъективного ощущения одиночества» и российская версия методики PANAS. Учитывая мнение о том, что длительное влияние пандемии вызывает отклонения в поведении подростков, была проведена диагностика склонности к девиантному поведению. Показано, что в зависимости от степени удовлетворенности родителей способами совладания с трудностями пандемии, подростки характеризуются позитивными тенденциями адаптации: наличием положительных эмоциональных переживаний, актуализированной потребностью в общении, отсутствием сформированных моделей девиантного поведения. Эпизодически встречающиеся отклонения объясняются напряжением самой ситуации неопределенности и ее новизной. Отсутствие семейного и индивидуального опыта совладания с такими ситуациями и определяет отдельные нарушения в поведении и переживании. Полученные данные определяют возможность проведения последующего исследования о детерминации способов адаптации подростков к трудным ситуациям семейными факторами: экономическим и социокультурным статусами родителей, материальным положением семьи, ее полнотой, степенью реализации каждого члена семьи, спецификой супружеского совладания и другими.
адаптация, совладание, подростки, семья, пандемия, самоизоляция, девиантное поведение
  1. Бонкало Т. И., Маринова Т. Ю., Феоктистова С. В., Шмелева С. В. Диадические копинг-стратегии супругов как фактор латентных дисфункциональных отношений в семье: опыт эмпирического исследования в условиях пандемии // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 3. C. 35–50. doi:10.17759/sps.2020110303.
  2. Герасимова А. А., Холмогорова А. Б. Стратегии совладания, психологическое благополучие и проблемное использование интернета в период пандемии // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 6. C. 31–40. doi:10.17759/pse.2020250603.
  3. Егоров И. В., Конышева Н. М., Бадулина О. И., Зверева М. В., Горбаткина И. М., Романенко Н. Л., Муртазина Н. А., Бочарникова М. А., Прохорова А. В., Семенюк Н. М. Эмоциональное благополучие и поддержание здоровья детей в системе предшкольного и начального образования // Начальная школа. 2012. № 3. С. 43–71.
  4. Мартьянова Г. Ю. Самодетерминация субъекта напряженной ситуации: антропо-психологический подход // Психология и психотехника. 2016. № 10. С. 829–833. doi: 10.7256/2454-0722.2016.10.22070.
  5. Опекина Т. П., Шипова Н. С. Семья в период самоизоляции: стрессы, риски и возможности совладания // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 3. С. 121–128. doi:10.34216/2073-1426-2020- 26-3-121-128.
  6. Шнейдер Л. Б. Семейная проблематика в эмпирических исследованиях. М., 2009.
  7. Ezpeleta L., Navarro J. B., de la Osa N., Trepat E., Penelo E. Life conditions during COVID-19 lockdown and mental health in Spanish adolescent // Int. J. Environ. Res. Public. Health. 2020. Vol. 17. № 19. P. 7327. URL: https ://doi.org/10.3390/ij erph1719732727.
  8. Fontanesi L., Marchetti D., Mazza C., Di Giandomenico S., Roma P., Verrocchio M. C. The effect of the COVID-19 lockdown on parents: A call to adopt urgent measures // Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy. 2020. Vol. 12. P. 79–81. URL: http://dx.doi.org/10.1037/tra0000672.
  9. Garcia de Avila M. A., Hamamoto Filho P. T., Jacob F., Alcantara L. R. S., Berghammer M., Jenholt Nolbris M., Olaya-Contreras P., Nilsson S. Children’s anxiety and factors related to the COVID-19 pandemic: an exploratory study using the children’s anxiety questionnaire and the numerical rating scale // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2020. Vol. 17. № 16. P. 5757. URL: https://doi.org/10.3390/ij erph17165757.
  10. Hawes M. T., Szenczy A. K., Klein D. N., Hajcak G., Nelson B. D. Increases in depression and anxiety symptoms in adolescents and young adults during the COVID-19 pandemic // Psychological Medicine. 2021. Vol. 52. № 1. P. 1–9. URL: https://doi.org/10.1017/S0033291720005358
  11. Janssen L. H. C., Kullberg M-L. J., Verkuil B., van Zwieten N., Wever M. C. M., van Houtum L., et al. Does the COVID-19 pandemic impact parents’ and adolescents’ well-being? An EMAstudy on daily affect and parenting // PLoS ONE. 2020. № 15 (10). e0240962. URL: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0240962.
  12. Jiao W. Y., Wang L. N., Liu J., Fang S. F., Jiao F. Y., Pettoello-Mantovani M., Somekh E. Behavioral and emotional disorders in children during the COVID-19 epidemic // The Journal of Pediatrics. 2020. № 221. P. 264–266. URL: https://doi.org/10.1016/j.jpeds.2020.03.013.
  13. Reiss F., Meyrose A. K., Otto C., Lampert T., Klasen F., Ravens-Sieberer U. Socioeconomic status, stressful life situations and mental health problems in children and adolescents: Results of the German BELLA cohort-study // PLoS ONE. 2019. № 14 (3). e0213700. URL: https ://doi.org/10.1371/journal.pone.0213700. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7829493/ — CR21
  14. Saurabh K., Ranjan S. Compliance and psychological impact of quarantine in children and adolescents due to COVID-19 pandemic // Indian J. Pediatr. 2020. Vol. 87. № 7. P. 532–536.
Егоров Илья Владимирович
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, Москва,129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-7302-5335;
Электронный адрес: egorov_cpti@mail.ru.
Мартьянова Галина Юрьевна
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 1;
Должность: доцент Института педагогики и психологии образования;
ORCID: 0000-0003-4841-5355;
Электронный адрес: g.martyanova@mail.ru.
Егорова А. Ю. «Начинается земля, как известно, от Кремля»: город в азбуках и букварях национальных школ СССР 1940-1991 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 62. С. 72-81. DOI: 10.15382/sturIV202162.72-81
Статья посвящена анализу азбук и букварей для национальных школ СССР с 1940 по 1991 г. Предварительно были сформулированы следующие исследовательские вопросы: представлено ли городское пространство в учебниках данного типа? если да, то какой(ие) это город(а)? какие характеристики понятия «город» и какие функции городского образа жизни презентуются ребенку авторами учебников? отличаются ли учебники национальных школ от общесоюзных в данном аспекте?В большинстве учебников для национальных школ представлен только один город — Москва; в единичных случаях — столица союзной или автономной республики, либо края (Мордовия, Белоруссия). Прежде всего город демонстрируется как символ государственной или местной власти — через изображения Кремля и правительственных зданий. Стоит отметить, что, презентируя ребенку городское пространство, составители азбук и букварей выбирали и подчеркивали только одну — политическую характеристику города. Москва в этом случае — символ единой страны, точка «притяжения» и «собирания» национальных окраин. В букварях, изданных для центральных областей СССР, городское пространство было представлено шире, чем в национальных. Реже встречается вариант города как площадки, «сцены» для повседневных событий жизни ребенка. Таким образом, на протяжении рассматриваемого периода сохраняется тенденция презентации города как исключительно столичного, отмеченная в дореволюционных азбуках и букварях В. Г. Безроговым и М. В. Тендряковой, а в пособиях первых лет советской власти — Е. Ю. Ромашиной. И в национальных, и во всесоюзных учебниках прослеживается общая государственная политика идеологизации первой учебной книги для детей.
азбука, букварь, национальная школа, национальный учебник, городское пространство, столица, Москва, Кремль, идеология, младшие школьники
  1. Афтений М. К., Доценко П. С. Абечедар. Кишинев, 1954.
  2. Байбуртян Н. А. Букварь: Для II кл. арм. школы. Ереван, 1981.
  3. Бедняков А. С. Букварь: учебник русского языка для 1 класса горно-алтайских школ. Горно-Алтайск, 1954.
  4. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Город и Корф: fi gura urbis novae в учебных книгах для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 110–127.
  5. Гериева Е. Я. Букварь. Орджоникидзе, 1955.
  6. Гревс И. М. Монументальный город и исторические экскурсии. Пг., 1921.
  7. Деполович Л. П. Букварь. Киев, 1955.
  8. Жукова А. Н., Икавав М. Ф., Агинь И. С. Букварь. Л., 1986.
  9. Заборова Е. Н. Городское управление. Екатеринбург, 2014.
  10. Курилов Г. Н. Букварь. Якутск, 1987.
  11. Кутовой А. А. Букварь. Абакан, 1942.
  12. Морозова П. П., Носова М. С., Радаев В. К. Букварь. Саранск, 1981.
  13. Ромашина Е. Ю. «Мы с тобой родные братья»: смычка города и деревни в букварях и азбуках Советской России 1925–1927 гг. // История. Историки. Источники. 2020. № 4. С. 80–89.
  14. Сивко Н. И. Букварь. Минск, 1954.
Егорова Анастасия Юрьевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого; Российская Федерация, 300026, г. Тула, пр. Ленина, д. 125;
ORCID: 0000-0002-6036-1233;
Электронный адрес: anasego1994@mail.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00246.
Егоров И. В., Тулуш А. В. Взаимосвязь академической успешности и представлений студентов различных форм обучения о личности преподавателя вуза // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 63. С. 97-113. DOI: 10.15382/sturIV202163.97-113
В статье анализируются результаты исследования взаимосвязи восприятия студентами личностных особенностей преподавателя ВУЗа и академической успешности студентов очной и дистанционной форм обучения. В ходе теоретического анализа показаны достоинства и недостатки каждой формы обучения, с точки зрения причин, вызывающих снижение или повышение академической успешности обучения, а также перспективы использования каждой из форм обучения в высшем образовании в будущем. Среди наиболее распространенных причин снижения академической успешности студентов и очной и дистанционной формы обучения являются: организационные трудности; психологические трудности. Специфическими трудностями для студентов дистанционной формы обучения являются: проблемы «новичков» (низкая компьютерная грамотность); технические трудности (работа в разных программах); психологические трудности (отсутствие живого взаимодействия со всеми членами образовательного процесса, чувство одиночества). Целью исследования стало выявления взаимосвязи представлений студентов о личности преподавателя вуза и академической успеваемостью студентов дистанционной формы обучения в сравнении со студентами, обучающимися по очной форме обучения. Для достижения цели исследования авторы опирались на методологические подходы А. А. Бодалева, А. А. Реана, Я. Л. Коломинского о социально-перцептивной стороне общения в образовательном процессе. В эмпирической части исследования использовались методы: опросник Т. Лири, анализ учебной документации, методы описательной и индуктивной статистики, метод корреляционных плеяд. Результаты эмпирического исследования показали, статистически значимые, прямые взаимосвязи между академической успешностью студентов обеих форм обучения (очной и дистанционной) и авторитарными личностными особенностями преподавателя. Но, при этом, у студентов очной формы обучения обнаружена прямая связь между академической успеваемостью и эгоцентричностью, дистантностью и соперничеством преподавателя. А у студентов, дистанционной формы обучения, обнаружена статистически значимая связь между академической успешностью и недоверчиво-скептическим отношением преподавателя к другим людям в его чертах характера. Вместе с тем, у студентов очной формы обучения была обнаружена статистически значимая обратная взаимосвязь академической успешности и зависимостью от других, готовностью прислушиваться к мнению окружающих.
очная форма обучения, дистанционная форма обучения, академическая успешность, представления студентов о преподавателе ВУЗа, личностные качества, реальный образ, корреляционный анализ
  1. Анциферова А. Г. Взаимодействие преподавателя и студента как фактор воздействия на личностный и профессиональный рост обучающегося // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2016. № 3 (6). С. 144–147. URL: http://e-journal.omgau.ru/index.php/vyp-rus/2106-rus/3-6-rus (дата обращения: 30.06.2021).
  2. Ашырбекова А. С. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости и неуспеваемости студентов в процессе становления специалистами // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. С. 42–60.
  3. Бостанов Р. А., Гербеков Х. А., Халкечева И. Т. Возможности дистанционных образовательных технологий для повышения качества и доступности обучения // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2017. № 3. С. 365–370.
  4. Вайндорф-Сысоева М. Е. Методика дистанционного обучения. Учебное пособие для вузов / М. Е. Вайндорф-Сысоева, общ. ред. М., 2017.
  5. Водолад С. Н., Зайковская М. П., Ковалева Т. В., Савельева Г. В. Дистанционное обучение в вузе // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2010. № 1 (13). С. 129–138. URL: http://scientifi c-notes.ru/#newnumber?id=13 (дата обращения: 30.06.2021).
  6. Гужва И. В., Побокин П. А. Образ преподавателя в представлении современных студентов в условиях учебно-воспитательного процесса // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6 (117). С. 139–145. doi: 10.20323/1813-145X-2020-6-117-139-145.
  7. Егоров И. В. Динамика взаимосвязи самооценки и социально-психологических качеств личности студентов педагогического вуза: дис. … канд. психол. наук. М., 2005.
  8. Егоров И. В. Исследование представлений студентов об образе преподавателя педагогического вуза // Вестник ПСТГУ. Сер. IV. Педагогика. Психология. 2013. № 4 (31). С. 123–134.
  9. Лапшова А. В. Влияние личности преподавателя на качество профессиональной подготовки студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. Вып. 60. Ч. 3. С. 198–200.
  10. Минева С. С. Дистанционное университетское образование: между академической традицией и цифровой деменцией // Ноосферные исследования. 2021. Вып. 1. С. 99–105. doi: 10.46726/NOOS.2021.1.99-105.
  11. Переслегин С. Б., Королев А. А., Курашова С. А. Дистанционное образование. Принципиальные проблемы. Опыт апробации в техническом университете // Современное педагогическое образование. 2019. № 3. С. 24–30.
  12. Рудых Л. Г. Дистанционное обучение в вузе: проблемы и перспективы // Молодежный вестник ИрГТУ. Гуманитарные науки. 2020. Т. 10. № 2. С. 158–162.
  13. Шишлянникова Л. М. Применение корреляционного анализа в психологии // Психологическая наука и образование. 2009. Т. 14. № 1. С. 98–107.
  14. Eyong B. K., Schniederjans M. J. The role of personality in web-based distance education courses // Communications of the ACM. 2004. Vol. 47. Issue 3. P. 95–98.
Егоров Илья Владимирович
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, Москва,129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-7302-5335;
Электронный адрес: egorov_cpti@mail.ru.
Тулуш Анастасия Васильевна
Статус обучающегося: Graduate student;
Место учёбы: НИУ “Московский институт электронной техники” (НИУ МИЭТ); Российская Федерация, 124498, г. Москва, г. Зеленоград, пл. Шокина, 1;
ORCID: 0000-0001-5804-0193;
Электронный адрес: anastacia.tulush@yandex.ru.
Егорова Д. М. «Бог в тундре», «Бог в чуме» и «Бог в душе»: как советская секуляризация влияла на религиозность ненцев (НАО) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 103. С. 108-120. DOI: 10.15382/sturI2022103.108-120
Современные процессы национального возрождения коренных малочисленных народов России включают в себя не только возвращение к истокам национальной культуры, они имеют и религиозную составляющую. Повсеместно совершаются попытки воспроизведения древних религиозных традиций и культовых практик. Однако трансформация религиозного мировоззрения, проходившая в течение XX века, изучена недостаточно; в частности, мы имеем мало достоверных данных о том, как повлияло на это активное внедрение советской идеологии. В данной статье рассмотрены процессы секуляризации, происходившие в советский период на территории Ненецкого автономного округа, произведена попытка выявить и осмыслить особенности их влияния на жизнь коренного малочисленного народа России – ненцев. Ненцы являются самыми многочисленными среди прочих коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, ареал их расселения составляют три автономных округа (Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Таймырский автономный округ), поэтому они неоднородны благодаря различному контексту исторического формирования, следовательно, на их религиозное мировоззрение влияли различные факторы: соседство с представителями других национальностей, национальная политика Российской империи, христианизация малых народов, политика советского государства в отношении коренных малочисленных народов. Ненцы НАО отличаются от ненцев, проживающих в Ямало-Ненецком и Таймырском автономных округах, не только диалектом, но и культурными традициями. При изучении религиозного мировоззрения современных ненцев НАО было выявлено, что советская секуляризация повлияла на них в большей степени, чем на ненцев ЯНАО и Таймырского АО. Цель данной статьи – выяснить, каким образом советская секуляризация повлияла на мировоззрение ненцев НАО. В основу методологии исследования легла концепция трехуровневой модели секуляризации К. Доббелере. В качестве источников использованы материалы Государственного архива Ненецкого автономного округа, местной газеты «Наръяна вындер» и результаты полевого исследования на территории Ненецкого автономного округа с 2014 по 2019 г.
секуляризация, советская секуляризация, Доббелере, бриколаж, ненцы, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ
  1. Абульханов А. И. Ненецкий автономный округ. Архангельск, 1977.
  2. Амелина М. К. Акцентные характеристики непроизводных имен в тундровом наречии ненецкогоязыка. Часть I. Ямальский и канинский диалекты // Урало-алтайские исследования. 2011. №2(5). С. 7-38
  3. Гипп К. С., Епихина Е. А. Религиозные верования современного населенияЮгорского полуострова // Гуманитарное пространство: Междунар. альманах. Т. 4. № 5. М.; Явне, 2015. С. 850–862.
  4. Киселев С. Б. Традиционная экономика кочевого населения полуострова Канин в первой третиXX века и вначале XXIвека. Санкт-Петербург, 2018. 211 стр.
  5. Лар Л. А. Традиционная религиозно-обрядовая жизнь ненцев // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 62. С. 98–108.
  6. Ленин В. И. Социализм и религия: Об отношении рабочей партии к религии. М., 1935.
  7. ТолкачевВ. Ф. Россия. Крайний север. Власть. Архангельск, 2000.
  8. Узланер Д. А. Советская модель секуляризации // Социологические исследования. № 6. Июнь 2010. С. 62 – 69
  9. Dobbelaere K. Secularization: AMulti-Dimensional Concept // Current sociology. 1981. V. 29. P. 10–24.
  10. Vagramenko T. A. Religious conversionand Nenets bricolage: making modernity in the Polar Ural tundra. NationalUniversity of Ireland Maynooth, 2014. 296 p.
Егорова Дарья Михайловна
Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: ПСТГУ;
Должность: нет;
ORCID: 0000-0002-7969-146X;
Электронный адрес: edm19954@yandex.ru.
Статья подготовлена в рамках проекта «Традиционные сообщества в постсекулярную эпоху» при поддержке ПСТГУ и Фонда «Живая традиция».