БОГОСЛОВИЕ
Шрайнер П.
Ссылка на статью:
Шрайнер П. Ханс Георг Бек и визатнийское богословие (к 100-летию со дня рождения выдающегося ученого) // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 4 (36). С. 7-19
Аннотация
Жизнь Ханса Георга Бека распадается на две части: до 1944 года он был священником-бенедиктинцем с монашеским именем Хильдебранд, имевшим за плечами серьезное богословское образование, после снятия сана и ухода из Церкви он начал университетскую карьеру и посвятил свою жизнь византинистике, став впоследствии одним из крупнейших и общепризнанных авторитетов в этой области. Тем не менее богословие осталось для Бека центром его интересов и красной нитью проходит через всю его научную деятельность, даже там, где оно зачастую не предполагается. Бек явно не хотел быть богословом, но он много потрудился для того, чтобы убедить других, что «заниматься византинистикой, не принимая во внимание византийское богословие и Церковь в византийской империи, — предприятие безнадежное, сколько ни стараться».
Ключевые слова
Ханс Георг Бек, византинистика, византийское богословие, богословская литература в Византии, история Церкви в Византии, богословие в комплексе гуманитарных наук
Данные об авторе
Жизнь Ханса Георга Бека распадается на две части: до 1944 года он был священником-бенедиктинцем с монашеским именем Хильдебранд, имевшим за плечами серьезное богословское образование, после снятия сана и ухода из Церкви он начал университетскую карьеру и посвятил свою жизнь византинистике, став впоследствии одним из крупнейших и общепризнанных авторитетов в этой области. Тем не менее богословие осталось для Бека центром его интересов и красной нитью проходит через всю его научную деятельность, даже там, где оно зачастую не предполагается. Бек явно не хотел быть богословом, но он много потрудился для того, чтобы убедить других, что «заниматься византинистикой, не принимая во внимание византийское богословие и Церковь в византийской империи, — предприятие безнадежное, сколько ни стараться».
Ханс Георг Бек, византинистика, византийское богословие, богословская литература в Византии, история Церкви в Византии, богословие в комплексе гуманитарных наук
Шрайнер П.
Гагинский Алексей Михайлович
Ссылка на статью:
Гагинский А. М. Бытие и Бог у свт. Василия Великого // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 4 (36). С. 20-30
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о понимании Василием Великим сущности Бога: отождествлял ли святитель сущность Бога и бытие, или последовательно придерживался учения о ее непостижимости? Автор анализирует релевантные высказывания святителя по этому поводу, а также сопоставляет его взгляды с доктриной Евномия, в полемике с которым Василий высказывает ряд основополагающих тезисов.
Ключевые слова
Бог, бытие, сущность, тождество, божественные энергии, Сущий, онтотеология, Василий Великий, Евномий
Данные об авторе
Гагинский Алексей Михайлович
В статье рассматривается вопрос о понимании Василием Великим сущности Бога: отождествлял ли святитель сущность Бога и бытие, или последовательно придерживался учения о ее непостижимости? Автор анализирует релевантные высказывания святителя по этому поводу, а также сопоставляет его взгляды с доктриной Евномия, в полемике с которым Василий высказывает ряд основополагающих тезисов.
Бог, бытие, сущность, тождество, божественные энергии, Сущий, онтотеология, Василий Великий, Евномий
Гагинский Алексей Михайлович
Давыденков Олег Викторович, протоиерей
Ссылка на статью:
Давыденков О. В. Понятийно-терминологическая система богословия Булуса ар-Рахиба // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 4 (36). С. 31-51
Аннотация
В статье рассматривается понятийно-терминологическая система богословия Булуса ар-Рахиба, мелькитского арабоязычного богослова XII—XIII вв. Сопоставляя систему ар-Рахиба с особенностями употребления основных богословских терминов в произведениях ряда арабохристианских богословов VIII—XIII столетий, автор пытался дать общее представление о богословской терминологии арабохристианских ученых указанного периода, указать ее основные отличия от терминологии греческих богословов.
Ключевые слова
арабы-христиане, арабохристианские исследования, мелькиты, арабохристианская литература, богословская терминология, понятийно-терминологическая система
Данные об авторе
Давыденков Олег Викторович, протоиерей
В статье рассматривается понятийно-терминологическая система богословия Булуса ар-Рахиба, мелькитского арабоязычного богослова XII—XIII вв. Сопоставляя систему ар-Рахиба с особенностями употребления основных богословских терминов в произведениях ряда арабохристианских богословов VIII—XIII столетий, автор пытался дать общее представление о богословской терминологии арабохристианских ученых указанного периода, указать ее основные отличия от терминологии греческих богословов.
арабы-христиане, арабохристианские исследования, мелькиты, арабохристианская литература, богословская терминология, понятийно-терминологическая система
Давыденков Олег Викторович, протоиерей
Воронцова Елена Владимировна
Ссылка на статью:
Воронцова Е. В. Протестантская теологическая рецепция организационной теории Никласа Лумана // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 4 (36). С. 52-61
Аннотация
В данной статье предлагается краткий обзор организационной теории Н. Лумана, а также проводится анализ протестантских теологических подходов к ее рассмотрению. Специальное внимание уделяется проблеме приложения лумановской теории к анализу христианской общины. В статье делается попытка ответить на вопрос, почему организационная теория привлекла внимание протестантских теологов и что именно в организационной теории оказалось востребованным в теологической среде.
Ключевые слова
Н. Луман, теория систем, протестантская теология, община, организационная теория
Данные об авторе
Воронцова Елена Владимировна
В данной статье предлагается краткий обзор организационной теории Н. Лумана, а также проводится анализ протестантских теологических подходов к ее рассмотрению. Специальное внимание уделяется проблеме приложения лумановской теории к анализу христианской общины. В статье делается попытка ответить на вопрос, почему организационная теория привлекла внимание протестантских теологов и что именно в организационной теории оказалось востребованным в теологической среде.
Н. Луман, теория систем, протестантская теология, община, организационная теория
Воронцова Елена Владимировна
ФИЛОСОФИЯ
Колесниченко Юлия Викторовна
Ссылка на статью:
Колесниченко Ю. В. Личность как бытие: концепция личности в ранних философских работах М. М. Бахтина // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 4 (36). С. 65-79
Аннотация
Автор подвергает детальному анализу ранние философские труды М. М. Бахтина на предмет выявления сквозного системообразующего понятия этих спорных, на первый взгляд, противоречивых философских текстов. Применяя различные историко-философские и аналитические методы, удается показать, что таким центрирующим понятием ранней философии М. М. Бахтина является понятие личности, которую сам Бахтин понимает не просто как социальный феномен, но как абсолютную субстанциональность, основу самого бытия. Ранние работы Бахтина, в момент прочтения подвергающиеся фундированию понятием личности, выступают непротиворечивым учением о личности как новой философской субстанции. В статье высказывается мнение о том, что теория личности Бахтина есть система взглядов, относящаяся к новому типу парадигмальности русского авангардизма, зарождающейся в 20-х гг. ХХ столетия.
Ключевые слова
ранние философские труды Бахтина, смена парадигмальности, личность/личностность, собъективное бытие, субстанция/субстанциональность, не-алиби в бытии, поступок, экзистенциализм
Данные об авторе
Колесниченко Юлия Викторовна
Автор подвергает детальному анализу ранние философские труды М. М. Бахтина на предмет выявления сквозного системообразующего понятия этих спорных, на первый взгляд, противоречивых философских текстов. Применяя различные историко-философские и аналитические методы, удается показать, что таким центрирующим понятием ранней философии М. М. Бахтина является понятие личности, которую сам Бахтин понимает не просто как социальный феномен, но как абсолютную субстанциональность, основу самого бытия. Ранние работы Бахтина, в момент прочтения подвергающиеся фундированию понятием личности, выступают непротиворечивым учением о личности как новой философской субстанции. В статье высказывается мнение о том, что теория личности Бахтина есть система взглядов, относящаяся к новому типу парадигмальности русского авангардизма, зарождающейся в 20-х гг. ХХ столетия.
ранние философские труды Бахтина, смена парадигмальности, личность/личностность, собъективное бытие, субстанция/субстанциональность, не-алиби в бытии, поступок, экзистенциализм
Колесниченко Юлия Викторовна
МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СЕМИНАРА
Бордейн Ф.
Ссылка на статью:
Бордейн Ф. Достоинство личности и человеческое общество: Современное прочтение пастырской конституции II Ватиканского собора (1965) "Радость и надежда" // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 4 (36). С. 83-95
Аннотация
Данная публикация посвящена этической доктрине II Ватиканского собора, изложенной прежде всего в догматической конституции «Радость и надежда» (Gaudium et Spes). Текст построен как последовательный и подробный анализ идей конституции, ключевых для понимания учения собора о достоинстве человеческой личности, сосредоточенных главных образом на богословском толковании статуса человека как существа общественного. Именно в этом отношении проявляется новаторский характер деяний собора, в которых Католическая Церковь впервые в полную меру открылась к современной социальной проблематике.
Ключевые слова
II Ватиканский собор, нравственное учение, достоинство человеческой личности, права человека
Данные об авторе
Данная публикация посвящена этической доктрине II Ватиканского собора, изложенной прежде всего в догматической конституции «Радость и надежда» (Gaudium et Spes). Текст построен как последовательный и подробный анализ идей конституции, ключевых для понимания учения собора о достоинстве человеческой личности, сосредоточенных главных образом на богословском толковании статуса человека как существа общественного. Именно в этом отношении проявляется новаторский характер деяний собора, в которых Католическая Церковь впервые в полную меру открылась к современной социальной проблематике.
II Ватиканский собор, нравственное учение, достоинство человеческой личности, права человека
Бордейн Ф.
Милбанк Джон
Ссылка на статью:
Милбанк Д. Новое разделение: романтическая vs классическая ортодоксия // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 4 (36). С. 96-110
Аннотация
В статье представлены современные тенденции европейской теологической науки. Наряду с заметным ростом влияния католической мысли на Западе, автор отмечает зарождение нового теологического диспута между романтической и классической ортодоксией. Обе позиции в своем общем стремлении противостоять секулярной современности опираются на разные методологические подходы: первая призывает использовать страсти, воображение, чувства, вторая — незамутненный человеческий разум.
Ключевые слова
теология, либеральная теология, романтическая ортодоксия, классическая ортодоксия, схоластическое богословие, томизм
Данные об авторе
В статье представлены современные тенденции европейской теологической науки. Наряду с заметным ростом влияния католической мысли на Западе, автор отмечает зарождение нового теологического диспута между романтической и классической ортодоксией. Обе позиции в своем общем стремлении противостоять секулярной современности опираются на разные методологические подходы: первая призывает использовать страсти, воображение, чувства, вторая — незамутненный человеческий разум.
теология, либеральная теология, романтическая ортодоксия, классическая ортодоксия, схоластическое богословие, томизм
Милбанк Джон
РЕЦЕНЗИИ
Михайлов Петр Борисович
Ссылка на рецензию:
Михайлов П. Б. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 4 (36). С. 113-119 — Рец. на кн.: Fiedrowicz M. Handbuch der Patristik. Quellentexte zur Theologie der Kirchenväter. Freiburg: Herder, 2010. 688 s.
Карпов Кирилл Витальевич
Ссылка на рецензию:
Карпов К. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 4 (36). С. 119-123 — Рец. на кн.: Baumann N. Die Demut als Grundlage aller Tugenden bei Augustinus. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2009 (Patrologia; 21). 334 s.
Шилов Евгений Вадимович, священник
Ссылка на рецензию:
Шилов Е. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 4 (36). С. 124-126 — Рец. на кн.: Стецюра Т. Д. Хозяйственная этика Фомы Аквинского. М.: РОССПЭН, 2010. 303 с.
Данные об авторе
Шилов Евгений Вадимович, священник
Шилов Евгений Вадимович, священник
Антонов Константин Михайлович
Ссылка на рецензию:
Антонов К. М. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 4 (36). С. 126-136 — Рец. на кн.: Коначева С. А. Бытие. Священное. Бог. Хайдеггер и философская теология XX века. М.: РГГУ. 2010. 352 с.
Данные об авторе
Антонов Константин Михайлович
Антонов Константин Михайлович
Носачев Павел Георгиевич
Ссылка на рецензию:
Носачев П. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 4 (36). С. 136-139 — Рец. на кн.: Eliade M. The Portugal journal. N. Y.: Suny press, 2010. 284 p.
Забаев Иван Владимирович
Ссылка на рецензию:
Забаев И. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2011. Вып. 4 (36). С. 140-144 — Рец. на кн.: Haslinger H. Diakonie: Grundlagen für die soziale Arbeit der Kirche. Padeborn: Schöningh, 2009. 456 s.