ФИЛОСОФИЯ
Давыденков Олег Викторович, протоиерей
Ссылка на статью:
Давыденков О. В. Булус ар-Рахиб и его творения // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 4 (32). С. 7-19
Аннотация
Статья знакомит отечественного читателя с жизнью и богословскими трудами известного арабохристианского полемиста и апологета XII или XIII веков Булуса ар-Рахиба (Павла Антиохийского), мелькитского епископа Сидона. Автор затрагивает ряд вопросов, касающихся биографии Булуса, аутентичности, содержания и общего характера его произведений. Также в статье приводятся сведения об изданиях трудов Булуса и их переводах на европейские языки. Настоящая статья является вводной к будущим исследованиям богословской мысли Булуса и к изданию русских переводов его сочинений, работа над которым ведется автором в настоящее время.
Ключевые слова
Булус ар-Рахиб, Павел Антиохийский, мелькиты, арабы христиане, арабохристианская литература, христианско-мусульманская полемика, арабохристианские исследования
Данные об авторе
Давыденков Олег Викторович, протоиерей
Статья знакомит отечественного читателя с жизнью и богословскими трудами известного арабохристианского полемиста и апологета XII или XIII веков Булуса ар-Рахиба (Павла Антиохийского), мелькитского епископа Сидона. Автор затрагивает ряд вопросов, касающихся биографии Булуса, аутентичности, содержания и общего характера его произведений. Также в статье приводятся сведения об изданиях трудов Булуса и их переводах на европейские языки. Настоящая статья является вводной к будущим исследованиям богословской мысли Булуса и к изданию русских переводов его сочинений, работа над которым ведется автором в настоящее время.
Булус ар-Рахиб, Павел Антиохийский, мелькиты, арабы христиане, арабохристианская литература, христианско-мусульманская полемика, арабохристианские исследования
Давыденков Олег Викторович, протоиерей
ФИЛОСОФИЯ
Петров А. В.
Ссылка на статью:
Петров А. В. Свобода как преодоление данности в понимании русской религиозной философии // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 4 (32). С. 23-32
Аннотация
Статья посвящена пониманию свободы как способа преодоления данностей сознания. В этой связи рассматривается осмысление свободы в русской религиозной философии, где свобода описывалась как возможность реализации творческого потенциала. Такое понимание свободы было обусловлено тем, что оно формировалось в ходе полемики с позитивизмом, претендовавшим на абсолютную значимость методологических предпосылок научного знания. Работа также содержит краткое описание понятия философской традиции как явления интеллектуальной культуры, формирующей внутренний образ мыслителя. Предполагается, что традиция как данность, как статичное состояние сознания, преодолевается в творческом акте как результате личного вопрошания к основаниям мышления.
Ключевые слова
свобода, русская религиозная философия, преодоление данностей сознания, творчество, герменевтика, Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов
Данные об авторе
Статья посвящена пониманию свободы как способа преодоления данностей сознания. В этой связи рассматривается осмысление свободы в русской религиозной философии, где свобода описывалась как возможность реализации творческого потенциала. Такое понимание свободы было обусловлено тем, что оно формировалось в ходе полемики с позитивизмом, претендовавшим на абсолютную значимость методологических предпосылок научного знания. Работа также содержит краткое описание понятия философской традиции как явления интеллектуальной культуры, формирующей внутренний образ мыслителя. Предполагается, что традиция как данность, как статичное состояние сознания, преодолевается в творческом акте как результате личного вопрошания к основаниям мышления.
свобода, русская религиозная философия, преодоление данностей сознания, творчество, герменевтика, Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов
Петров А. В.
Добжински А.
Ссылка на статью:
Добжински А. О возможности философской онтологии зла: к постановке проблемы // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 4 (32). С. 33-42
Аннотация
Автор представляет анализ существующих в философии ответов на проблему зла, показывающий, что большинство философских попыток построения онтологии зла (или хотя бы оправдания его существования в мире) несостоятельны. Рассматриваются концепции зла как хаоса, зла как нехватки добра, зла как невежества. Как общая тенденция современных исследований зла отмечается повышенное внимание к его социальным проявлениям. В вопросе о возможной целесообразности зла даются метафизический, эстетический, этический, диалектический и феноменологический ответы.
Ключевые слова
зло, добро, проблема зла, онтология зла, происхождение и природа зла, хаос, порядок, истина, система, феноменология зла
Данные об авторе
Автор представляет анализ существующих в философии ответов на проблему зла, показывающий, что большинство философских попыток построения онтологии зла (или хотя бы оправдания его существования в мире) несостоятельны. Рассматриваются концепции зла как хаоса, зла как нехватки добра, зла как невежества. Как общая тенденция современных исследований зла отмечается повышенное внимание к его социальным проявлениям. В вопросе о возможной целесообразности зла даются метафизический, эстетический, этический, диалектический и феноменологический ответы.
зло, добро, проблема зла, онтология зла, происхождение и природа зла, хаос, порядок, истина, система, феноменология зла
Добжински А.
МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СЕМИНАРА
Морерод Ч.
Ссылка на статью:
Морерод Ч. Некоторые аспекты современного атеизма и св. Фомы Аквинского // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 4 (32). С. 45-62
Аннотация
Атеизм сегодня становится модным. Он принимает разные формы, но часто исходит из предположения, что в естественных науках существует только один, рациональный подход. Верующие должны отвечать атеистам на это, в том числе и на философском уровне. Ряд аргументов, высказанных Фомой Аквинским, могут быть приложены к современным дискуссиям: у Вселенной должна быть первопричина, которая действует в том числе и через производные причины; наша жажда к бесконечному указывает на Бога; упорядоченность Вселенной предполагает существование ее Устроителя.
Ключевые слова
атеизм, Фома Аквинский, доказательства бытия Божия
Данные об авторе
Атеизм сегодня становится модным. Он принимает разные формы, но часто исходит из предположения, что в естественных науках существует только один, рациональный подход. Верующие должны отвечать атеистам на это, в том числе и на философском уровне. Ряд аргументов, высказанных Фомой Аквинским, могут быть приложены к современным дискуссиям: у Вселенной должна быть первопричина, которая действует в том числе и через производные причины; наша жажда к бесконечному указывает на Бога; упорядоченность Вселенной предполагает существование ее Устроителя.
атеизм, Фома Аквинский, доказательства бытия Божия
Морерод Ч.
Ваганова Наталья Анатольевна
Ссылка на статью:
Ваганова Н. А. Дионисийство как прахристианство в книге Вяч. Иванова "Дионис и прадионисийство" // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 4 (32). С. 63-74
Аннотация
В статье рассмотрена концепция происхождения дионисийской религии, изложенной в книге Вяч. Иванова, вновь изданной в 1994 г. Вопреки ее видимому содержанию, выраженному в названии, о книге Иванова утвердилось мнение, что посвящена она не столько дионисийству, сколько христианству. При этом, независимо от ценностных предпочтений критиков ивановской концепции, его вывод: Сын Божий родился у эллинов оспаривается как некоторыми современными филологами-классиками, так и представителями богословской науки. Между тем, если дополнить ивановские исследования всем арсеналом раннехристианского и византийского искусства, ставшего известным науке за прошедшие с момента выхода книги десятилетия, есть смысл отнестись к его концепции более внимательно. Для Иванова —русского эллина —христианство явилось диалектическим отрицанием и одновременно вершиной всей античной культуры.
Ключевые слова
Вяч. Иванов, Дионис, христианство
Данные об авторе
Ваганова Наталья Анатольевна
В статье рассмотрена концепция происхождения дионисийской религии, изложенной в книге Вяч. Иванова, вновь изданной в 1994 г. Вопреки ее видимому содержанию, выраженному в названии, о книге Иванова утвердилось мнение, что посвящена она не столько дионисийству, сколько христианству. При этом, независимо от ценностных предпочтений критиков ивановской концепции, его вывод: Сын Божий родился у эллинов оспаривается как некоторыми современными филологами-классиками, так и представителями богословской науки. Между тем, если дополнить ивановские исследования всем арсеналом раннехристианского и византийского искусства, ставшего известным науке за прошедшие с момента выхода книги десятилетия, есть смысл отнестись к его концепции более внимательно. Для Иванова —русского эллина —христианство явилось диалектическим отрицанием и одновременно вершиной всей античной культуры.
Вяч. Иванов, Дионис, христианство
Ваганова Наталья Анатольевна
Доброхотов Алексанжр Львович
Ссылка на статью:
Доброхотов А. Л. Морфология зла в книге Вяч. Иванова "Достоевский" // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 4 (32). С. 75-87
Аннотация
Анализируя книгу Вяч. Иванова Достоевский: Трагедия. Миф. Мистика, автор раскрывает занимающую в ней важное место мифологему зла. Он указывает место понерологии Иванова в европейской культурной и философской традиции, систему основных образов зла в их взаимном отношении : Люцифер —Ариман —Легион; наглядно демонстрирует объяснительные возможности, открываемые концепцией Иванова для анализа современной культуры.
Ключевые слова
Вяч. Иванов, Достоевский, христианство, культура, зло
Данные об авторе
Доброхотов Алексанжр Львович
Анализируя книгу Вяч. Иванова Достоевский: Трагедия. Миф. Мистика, автор раскрывает занимающую в ней важное место мифологему зла. Он указывает место понерологии Иванова в европейской культурной и философской традиции, систему основных образов зла в их взаимном отношении : Люцифер —Ариман —Легион; наглядно демонстрирует объяснительные возможности, открываемые концепцией Иванова для анализа современной культуры.
Вяч. Иванов, Достоевский, христианство, культура, зло
Доброхотов Алексанжр Львович
ПУБЛИКАЦИИ
Ссылка на статью:
Переписка 1902-1903 гг. между А. В. Ельчаниновым и П. А. Флоренским (Письма. Продолжение) // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 4 (32). С. 91-115
Аннотация
Публикация содержит тексты писем Александра Ельчанинова Павлу Флоренскому 1902–903 годов. В ней содержится важный материал для реконструкции ранних этапов духовного и интеллектуального становления выдающихся представителей русской мысли и православной духовности конца XIX —начала XX в.
Ключевые слова
Публикация содержит тексты писем Александра Ельчанинова Павлу Флоренскому 1902–903 годов. В ней содержится важный материал для реконструкции ранних этапов духовного и интеллектуального становления выдающихся представителей русской мысли и православной духовности конца XIX —начала XX в.
Флоренский, Ельчанинов
РЕЦЕНЗИИ
Сильвестрова Елена Витальевна
Ссылка на рецензию:
Сильвестрова Е. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 4 (32). С. 119-125 — Рец. на кн.: Les lois religieuses des empereurs romains de Constantin à Théodose II (312– 438). I. Code Théodosien livre XVI / J. Rougé, trad., R. Delmaire, intr., not., F. Richard, coll. P.: Cerf, 2005 (SC; 497). 536 p. II. Code Th
Данные об авторе
Сильвестрова Елена Витальевна
Сильвестрова Елена Витальевна
Михайлов Петр Борисович
Ссылка на рецензию:
Михайлов П. Б. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 4 (32). С. 126-129 — Рец. на кн.: Mettepenningen J. Nouvelle Théologie — New Theology. Inheritor of Modernism, Precursor of Vatican II. L.: T & T Clark International, 2010. 218 p.
Мякшин Василий Александрович
Ссылка на рецензию:
Мякшин В. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 4 (32). С. 129-133 — Рец. на кн.: Cunningham L. S. An Introduction to Catholicism. N. Y.: Cambridge University Press, 2009 (Introduction to Religion). XI, 296 p.
Данные об авторе
Мякшин Василий Александрович
Мякшин Василий Александрович
Шилов Евгений Вадимович, священник
Ссылка на рецензию:
Шилов Е. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 4 (32). С. 133-135 — Рец. на кн.: Маркетто А. II Ватиканский Собор. Контрапункт к истории. М.: Духовная библиотека, 2009. 160 с.
Данные об авторе
Шилов Евгений Вадимович, священник
Шилов Евгений Вадимович, священник
Шилов Евгений Вадимович, священник
Ссылка на рецензию:
Шилов Е. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 4 (32). С. 135-138 — Рец. на кн.: Peter Heidrich im Gespräch mit Meister Eckhart und Maimonides / H. M. Niemann, Hrsg. B.: Lit Verlag Dr. W. Hopf, 2010 (Rostocker Theologische Studien; 22). 244 S.
Данные об авторе
Шилов Евгений Вадимович, священник
Шилов Евгений Вадимович, священник
Антонов Константин Михайлович
Ссылка на рецензию:
Антонов К. М. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 4 (32). С. 138-148 — Рец. на кн.: A History of Russian Philosophy. 1830–1930. Faith, Reason and the Defense of Human Dignity / G. M. Hamburg, R. A. Pool, eds. Cambridge University Press, 2010. A History of Russian Thought / W. Leatherbarrow, D. Off ord, eds. Cambridge Univer
Данные об авторе
Антонов Константин Михайлович
Антонов Константин Михайлович
Забаев Иван Владимирович
Ссылка на рецензию:
Забаев И. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 4 (32). С. 149-153 — Рец. на кн.: Gill A. The Political Origins of Religious Liberty. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. XV, 263 p.
Фолиева Татьяна Александровна
Ссылка на рецензию:
Фолиева Т. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 4 (32). С. 153-156 — Рец. на кн.: Смирнов М. Ю. Очерк истории российской социологии религии: Учебное пособие. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. 141 с.
Данные об авторе
Фолиева Татьяна Александровна
Фолиева Татьяна Александровна
Носачев Павел Георгиевич
Ссылка на рецензию:
Носачев П. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 4 (32). С. 156-161 — Рец. на кн.: Назаров В. Н. Введение в эзотерику. М.: Гардарики, 2008. 303 с.
ХРОНИКА
Ссылка на статью:
Заседания научно-методологического семинара Богословского факультета // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2010. Вып. 4 (32). С. 165-165