/

Вестник ПСТГУ . Серия I: Богословие. Философия

Вестник ПСТГУ I :4 (24)

Памяти почившего Первосвятителя

Памяти почившего Первосвятителя // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С. 6-8
PDF

БОГОСЛОВИЕ

Асмус Мхаил Валентинович,

Определение Римо-Католической Церкви о частицах проскомидии

Асмус М. В. Определение Римо-Католической Церкви о частицах проскомидии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С. 11-25
PDF
Статья представляет собой обзор и анализ избранных римо-католических текстов ΧV–XVIII вв., касающихся богословского значения поминальных частиц проскомидии византийского обряда. Ключевой фигурой является Петр Аркудий, на богословии которого основано решение собора 1720 г. о пресуществлении частиц. Статья продолжает исследование того же автора об осмыслении частиц на православном Востоке, опубликованное в Вестнике ПСТГУ № 14 за 2005 г.
Догматическое богословие, Литургика, Проскомидия, Преложение св. Даров, Римо-католическая Церковь, Униатство

Асмус Мхаил Валентинович,

Максимович Кирилл Александрович

"Малая книга" Никона Черногорца (XI в.) - новый источник по истории Восточной Церкви

Максимович К. А. "Малая книга" Никона Черногорца (XI в.) - новый источник по истории Восточной Церкви // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С. 26-37
PDF
В статье дается предварительное описание неизданного источника по истории Антиохийской Церкви — "Малой книги" (MIKPON BIBΛION) Никона Черногорца (ок. 1025 – после 1100 гг.). Никон Черногорец (по имени Черной Горы — монашеского центра под Антиохией) известен как виднейший византийский канонист XI в., оставивший после себя крупные сочинения аскетического и церковно-канонического содержания, до сих пор не изданные в полном объеме. Значение "Малой книги" состоит в подробной разработке церковно-правовых вопросов, прежде всего проблемы церковной икономии. В начале статьи подробно излагается история жизни и творческий путь Никона, даются краткие сведения о его сочинениях "Истолкования заповедей Господних" (так называемые "Пандекты") и "Тактикон". Вторая половина работы посвящена подробному тематическому анализу "Малой книги" с указанием всех использованных источников, многие из которых до сих пор не были известны науке. Работа написана в рамках подготовки первого издания "Малой книги".
Никон Черноргорец, "Малая книга", Антиохийский патриархат, каноническое право, икономия

Максимович Кирилл Александрович

От редакции

Материалы научного семинара по Евхаристии

От р. Материалы научного семинара по Евхаристии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С. 38-39
PDF

От редакции

Михайлов Петр Борисович

Святоотеческая герменевтика таинства Евхаристии

Михайлов П. Б. Святоотеческая герменевтика таинства Евхаристии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С. 40-51
PDF
В статье предлагается общая классификация методов церковно-исторического исследования, применяемых, в частности, при анализе евхаристического богословия. Формулируются принципы и особенности терминологической, типологической и мистагогической (μυσταγωγ — введение в таинство) методологий, причем, последняя вводится в научный обиход впервые и обосновывается на древних источниках. Совокупность наставлений при посвящении в таинство Евхаристии сводится к трем преимущественным требованиям: императив знания, императив веры и императив готовности к участию в Таинстве
сакраментология, Евхаристия, богословская методология, мистагогия, вера, знание, Василий Великий, Иоанн Златоуст

Михайлов Петр Борисович

Петров Валерий Валентинович

Таинство "синаксиса" у Псевдо-Дионисия Ареопагита и у прп. Максима Исповедника

Петров В. В. Таинство "синаксиса" у Псевдо-Дионисия Ареопагита и у прп. Максима Исповедника // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С. 52-63
PDF
В Ареопагистском корпусе (АК) истинной и первой причастностью Иисусу считается умное узревание и знание. Причастие через евхаристические хлеб и вино именуется причащением "как в образе" или "символическим". Тем не менее, можно говорить о евхаристическом реализме АК, поскольку в символах священнодействия реально присутствует Иисус. Реальность божественного присутствия в священных символах обеспечивается особым пониманием "символа" в АК, схожим с таковым в теургическом неоплатонизме Ямвлиха и Прокла. Учение о синаксисе у прп. Максима Исповедника должно рассматриваться в контексте его учения о трояком воплощении Логоса: в мире, в Писании и в истории. Умное вкушение логосов Максим уподобляет вкушению Тела и Крови Господних. Вслед за АК Максим также рассматривает евхаристический обряд как символический, но при этом говорит о реальности спасения и обожения человека в Евхаристии.
таинство, Евхаристия, символ, причащение, (Псевдо-)Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник

Петров Валерий Валентинович

Малков Петр Юрьевич

"Не в суд или во осуждение...": святые отцы о достойном и недостойном причащении

Малков П. Ю. "Не в суд или во осуждение...": святые отцы о достойном и недостойном причащении // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С. 64-72
PDF
В настоящей публикации представлен обширный святоотеческий материал, иллюстрирующий те разнообразные требования, которые предъявляются причастникам при их участии в таинстве Евхаристии. Автор отмечает шесть основных положений: 1) регулярное участие в таинстве и опасность недостойного причащения, 2) необходимость обращения с молитвой о помощи Божией, 3) ответственность священнослужителей при допущении к таинству, 4) подготовка к таинству через очищение, покаяние и отречение от греха, 5) вера в преложение Святых Даров, 6) опасность фиктивного причащения. Также автор касается понимания литургийного возгласа "Святая – святым".
Евхаристия, Голгофская Жертва, достойное и недостойное причащение

Малков Петр Юрьевич

ФИЛОСОФИЯ

Ковревская Вера Евгеньевна

Бытие как "совершенство всех совершенств" в философии Фомы Аквинского

Ковревская В. Е. Бытие как "совершенство всех совершенств" в философии Фомы Аквинского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С. 75-83
PDF
В истории философии сложилась традиция, согласно которой понятие бытия (esse) у Фомы Аквинского интерпретируется преимущественно как актуальность, реальное существование, при этом часто недооцениваются все те тексты, где бытие описывается как высшее совершенство и совершенство всех совершенств. Некорректным представляется и экзистенциалистское прочтение Аквината. Понятие бытия у Фомы —сложное, многоуровневое и аналогическое. Бытие в минимуме, присущее всему сущему, —это просто бытийствование, универсальная связь всего со всем, универсальная мировая основа; бытие в максимуме —абсолютная полнота и совершенство Бога.
сущее, бытие, совершенство, аналогия, экзистенция, личность, Фома Аквинский

Ковревская Вера Евгеньевна

Пылаев Максим Александрович

Концепции понимания священного в феноменологии религии (Г. ван дер Леу, Й. Вах)

Пылаев М. А. Концепции понимания священного в феноменологии религии (Г. ван дер Леу, Й. Вах) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С. 84-102
PDF
В статье рассматривается понимание священного, представленное в концепциях классиков феноменологии религии: Г. ван дер Леу и Й. Ваха. Автор детально рассматривает предложенную ими методологию изучения религиозных феноменов. Существенное место в работе занимает анализ данной методологии с точки зрения ее философских истоков и ее актуальности для теологии, философии религии, религиоведения.
священное, понимание, истолкование, ἐποχή, религиозный опыт, религиозное сознание

Пылаев Максим Александрович

РЕЦЕНЗИИ

Небольсин Антон Сергеевич

Рец. на кн.: Wilson M. Charts on the Book of Revelation. Literary, Historical and Theological Perspectives. Kregel, 2007

Небольсин А. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С. 105-108 — Рец. на кн.: Wilson M. Charts on the Book of Revelation. Literary, Historical and Theological Perspectives. Kregel, 2007
PDF

Небольсин Антон Сергеевич

Неклюдов Константин Викторович

Рец. на кн.: Where Christianity was born: A Collection from the Biblical Archaeology Society / H. Shanks, ed. Biblical Archaeology Society, 2006

Неклюдов К. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С. 108-112 — Рец. на кн.: Where Christianity was born: A Collection from the Biblical Archaeology Society / H. Shanks, ed. Biblical Archaeology Society, 2006
PDF

Неклюдов Константин Викторович

Михайлов Петр Борисович

Рец. на кн.: Fiedrowicz M. Theologie der Kirchenväter. Grundlagen frühchristlicher Glaubensreflexion. Herder, 2007

Михайлов П. Б. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С. 113-115 — Рец. на кн.: Fiedrowicz M. Theologie der Kirchenväter. Grundlagen frühchristlicher Glaubensreflexion. Herder, 2007
PDF

Михайлов Петр Борисович

Антонов Константин Михайлович

Рец. на кн.: Бычков В. В. Русская теургическая эстетика. Ладомир, 2007

Антонов К. М. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С. 116-120 — Рец. на кн.: Бычков В. В. Русская теургическая эстетика. Ладомир, 2007
PDF

Антонов Константин Михайлович

Антонов Константин Михайлович

Рец. на кн.: Митрохин Л. Н. Философские проблемы религиоведения. РХГА, 2008

Антонов К. М. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С. 121-128 — Рец. на кн.: Митрохин Л. Н. Философские проблемы религиоведения. РХГА, 2008
PDF

Антонов Константин Михайлович

ХРОНИКА

XIX Ежегодная богословская конференция ПСТГУ

XIX Ежегодная богословская конференция ПСТГУ // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С. 131-160
PDF