БОГОСЛОВИЕ
Степанцов Сергей Александрович
Ссылка на статью:
Степанцов С. А. Отношение к историческому смыслу Пс 125 (126) у Августина и его предшественников // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 7-15
Аннотация
Содержание статьи касается одного из аспектов августиновской экзегезы 125 псалма. Здесь ставится вопрос: можно ли допустить, что в 125 псалме идет речь именно об историческом событии возвращения евреев из вавилонского плена? В статье прослеживается взаимосвязь между толкованием этого псалма блаженным Августином и предшествовавшей ему латинской традицией толкования псалмов, прежде всего свт. Иларием Пиктавийским. Блаженный Августин также, как свт. Иларий, проводит аналогию между возвращением иудеев из плена и обращением к Богу через Христа, которое рисуется им как освобождение из плена греха, дарованное нам через Искупление. При этом в толковании Августина в отличие от толкования Илария, не отрицается, хотя и не подчеркивается, связь буквального смысла псалма с вавилонским пленом. В качестве другого возможного источника такой экзегезы указывается шестое правило ихония («О рекапитуляции»).
Данные об авторе
Степанцов Сергей Александрович
Содержание статьи касается одного из аспектов августиновской экзегезы 125 псалма. Здесь ставится вопрос: можно ли допустить, что в 125 псалме идет речь именно об историческом событии возвращения евреев из вавилонского плена? В статье прослеживается взаимосвязь между толкованием этого псалма блаженным Августином и предшествовавшей ему латинской традицией толкования псалмов, прежде всего свт. Иларием Пиктавийским. Блаженный Августин также, как свт. Иларий, проводит аналогию между возвращением иудеев из плена и обращением к Богу через Христа, которое рисуется им как освобождение из плена греха, дарованное нам через Искупление. При этом в толковании Августина в отличие от толкования Илария, не отрицается, хотя и не подчеркивается, связь буквального смысла псалма с вавилонским пленом. В качестве другого возможного источника такой экзегезы указывается шестое правило ихония («О рекапитуляции»).
Степанцов Сергей Александрович
Малков Петр Юрьевич
Ссылка на статью:
Малков П. Ю. Имя Божие и православная икона в контексте святоотеческого богословия // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 16-30
Аннотация
Статья касается одного из аспектов современной имяславческой полемики. В статье анализируется утверждение сторонников имяславия о том, что если православная икона освящается надписанием имени, значит это имя богоэнергийно само по себе, оно есть Божественная энергия. В статье делается попытка опровергнуть это утверждение с помощью обращения к наследию Великих Каппадокийцев, преподобного Иоанна Дамаскина, святителя Григория Паламы и ряда других Святых Отцов. В статье подчеркивается, что икона освящается не только надписанием имени, но и через изображение на ней лика-ипостаси святого, что указывает на недостаточность одного лишь надписания имени. Кроме того, в статье утверждается, что любое имя (в том числе и имя Божественное) отнюдь не есть энергия сама по себе, но является производным человеческого ἐπίνοια, однако при этом может быть наполнено — по свободному Божественному дару — присутствием Божественных энергий.
Данные об авторе
Статья касается одного из аспектов современной имяславческой полемики. В статье анализируется утверждение сторонников имяславия о том, что если православная икона освящается надписанием имени, значит это имя богоэнергийно само по себе, оно есть Божественная энергия. В статье делается попытка опровергнуть это утверждение с помощью обращения к наследию Великих Каппадокийцев, преподобного Иоанна Дамаскина, святителя Григория Паламы и ряда других Святых Отцов. В статье подчеркивается, что икона освящается не только надписанием имени, но и через изображение на ней лика-ипостаси святого, что указывает на недостаточность одного лишь надписания имени. Кроме того, в статье утверждается, что любое имя (в том числе и имя Божественное) отнюдь не есть энергия сама по себе, но является производным человеческого ἐπίνοια, однако при этом может быть наполнено — по свободному Божественному дару — присутствием Божественных энергий.
Малков Петр Юрьевич
Хлынова Ирина Леонидовна
Ссылка на статью:
Хлынова И. Л. К вопросу о сложении корпуса творений святителя Иоанна Златоуста // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 31-54
Аннотация
В статье проведен анализ принципов построения и взаимозависимости изданий свт. Иоанна. В процессе сложения корпуса творений выделяется несколько этапов. Первый этап характеризуется отысканием рукописей и изданием инкунабул. На втором этапе шло формирование полных изданий. Основной задачей на этом этапе стало определение фактического состава корпуса, а также расположение материала в составе корпуса. К этому этапу относятся издания Савилия, Дуцея и Монфокона. Характерной чертой третьего этапа является переиздание сложившегося корпуса (издание Миня) и его перевод на различные современные языки. В настоящее время на основе углубленного текстологического анализа, а также современных методов исследования гуманитарных и точных наук подвергаются детальной разработке отдельные тексты и отдельные проблемы хризостомики. Но более четкое определение состава и границ корпуса творений Святителя остается desideratum.
Данные об авторе
В статье проведен анализ принципов построения и взаимозависимости изданий свт. Иоанна. В процессе сложения корпуса творений выделяется несколько этапов. Первый этап характеризуется отысканием рукописей и изданием инкунабул. На втором этапе шло формирование полных изданий. Основной задачей на этом этапе стало определение фактического состава корпуса, а также расположение материала в составе корпуса. К этому этапу относятся издания Савилия, Дуцея и Монфокона. Характерной чертой третьего этапа является переиздание сложившегося корпуса (издание Миня) и его перевод на различные современные языки. В настоящее время на основе углубленного текстологического анализа, а также современных методов исследования гуманитарных и точных наук подвергаются детальной разработке отдельные тексты и отдельные проблемы хризостомики. Но более четкое определение состава и границ корпуса творений Святителя остается desideratum.
Хлынова Ирина Леонидовна
ФИЛОСОФИЯ
Ермишин Олег Тимофеевич
Ссылка на статью:
Ермишин О. Т. Православные идеалы в Московском религиозно-философском обществе памяти Вл. Соловьева // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 57-68
Аннотация
Статья посвящена истории Религиозно-философского общества в Москве (1905–1918) и его идейной эволюции. В статье рассмотрены идеи наиболее активных участников общества — Е.Н. Трубецкого, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, В.Ф. Эрна, С.Н. Дурылина. Последовательно показаны как основные идеалы и идейные направления, так и разногласия между членами РФО, споры и дискуссии, которые не способствовали объединению идейно-родственных мыслителей и созданию единого религиозно-философского идеала.
Данные об авторе
Статья посвящена истории Религиозно-философского общества в Москве (1905–1918) и его идейной эволюции. В статье рассмотрены идеи наиболее активных участников общества — Е.Н. Трубецкого, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, В.Ф. Эрна, С.Н. Дурылина. Последовательно показаны как основные идеалы и идейные направления, так и разногласия между членами РФО, споры и дискуссии, которые не способствовали объединению идейно-родственных мыслителей и созданию единого религиозно-философского идеала.
Ермишин Олег Тимофеевич
Ваганова Наталья Анатольевна
Ссылка на статью:
Ваганова Н. А. С. Н. Булгаков: Софиология без Софии. "Католическое искушение" и отход от софиологии в сочинениях крымского периода // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 69-79
Аннотация
Статья посвящена так называемому «крымскому периоду» (1918–1921) и непосредственно примыкающим к нему первым эмигрантским годам жизни и творчества С.Н. Булгакова. Пытаясь осмыслить историческую катастрофу, переживаемую Россией, и разочаровавшись в деятельности Собора 1917–1918 гг., Булгаков испытывает «католическое искушение», одновременно теряя интерес к теме Софии. Преодоление искушения оказывается, по крайней мере в самосознании мыслителя, тесно связанным с возвращением, в обновленном виде, софийной темы.
Данные об авторе
Ваганова Наталья Анатольевна
Статья посвящена так называемому «крымскому периоду» (1918–1921) и непосредственно примыкающим к нему первым эмигрантским годам жизни и творчества С.Н. Булгакова. Пытаясь осмыслить историческую катастрофу, переживаемую Россией, и разочаровавшись в деятельности Собора 1917–1918 гг., Булгаков испытывает «католическое искушение», одновременно теряя интерес к теме Софии. Преодоление искушения оказывается, по крайней мере в самосознании мыслителя, тесно связанным с возвращением, в обновленном виде, софийной темы.
Ваганова Наталья Анатольевна
Шилов Евгений Вадимович,
Ссылка на статью:
Шилов Е. В. Немецкая средневековая мистика: Майстер Экхарт в контексте позднего Средневековья // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 80-91
Аннотация
Статья дает общий обзор развития и формирования так называемой «немецкой (или рейнской) мистики», возникшей в XIV веке и связанной с именем Майстера Экхарта, рассматривает проблемы понимания языка мистических текстов. В основной части излагается учение Экхарта: учение о Божестве(Gottheit), учение о душе и ее «искорке», а также его учение о мистическом опыте и познании Бога.
Данные об авторе
Статья дает общий обзор развития и формирования так называемой «немецкой (или рейнской) мистики», возникшей в XIV веке и связанной с именем Майстера Экхарта, рассматривает проблемы понимания языка мистических текстов. В основной части излагается учение Экхарта: учение о Божестве(Gottheit), учение о душе и ее «искорке», а также его учение о мистическом опыте и познании Бога.
Шилов Евгений Вадимович,
Березовская Ольга
Ссылка на статью:
Березовская О. Учение о Боге и возвращении в философии Иоанна Скота Эриугены // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 92-110
Аннотация
В статье рассматриваются основные аспекты учения Эриугены о Боге: трансцендентность и имманентность Божества сотворенному миру, “Божественное незнание”, проявление Творца в творении. Также затрагивается проблема возвращения всего существующего к Богу.
Данные об авторе
В статье рассматриваются основные аспекты учения Эриугены о Боге: трансцендентность и имманентность Божества сотворенному миру, “Божественное незнание”, проявление Творца в творении. Также затрагивается проблема возвращения всего существующего к Богу.
Березовская Ольга
Гидринский Виктор Ильич
Ссылка на статью:
Гидринский В. И. Проблема типологии русской интеллигенции (опыт историософского анализа) // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 111-123
Аннотация
Автор предпринимает попытку пересмотра сложившегося в отечественном обществознании подхода к проблеме русской интеллигенции. В первой части статьи анализируются мотивы, обосновывающие необходимость такого пересмотра. Это позволяет автору, указав на недостаточность слишком общих недифференцированных оценок (как положительных, так и отрицательных), показать преимущества типологического подхода.
Данные об авторе
Автор предпринимает попытку пересмотра сложившегося в отечественном обществознании подхода к проблеме русской интеллигенции. В первой части статьи анализируются мотивы, обосновывающие необходимость такого пересмотра. Это позволяет автору, указав на недостаточность слишком общих недифференцированных оценок (как положительных, так и отрицательных), показать преимущества типологического подхода.
Гидринский Виктор Ильич
ПУБЛИКАЦИИ
Малков Юрий Григорьевич,
Ссылка на статью:
Малков Ю. Г. Публикация: "Бога имея пред очами...". Неизвестное письмо святителя Феофана Затворника // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 127-137
Аннотация
Публикация содержит текст до сих пор не изданного письма святителя Феофана Затворника к неизвестному адресату. Фотокопия этого письма была недавно обнаружена в архиве Л. В. Никонова. В письме отражены отдельные стороны учения святителя Феофана о памятовании души человеческой о Боге, о молитве, об эсхатологической перспективе, об аде, о православном отношении к религиозным взглядам Л. Н. Толстого, ряд других тем. "Текст письма сопровождается богословским и историческим комментариями.
Данные об авторе
Публикация содержит текст до сих пор не изданного письма святителя Феофана Затворника к неизвестному адресату. Фотокопия этого письма была недавно обнаружена в архиве Л. В. Никонова. В письме отражены отдельные стороны учения святителя Феофана о памятовании души человеческой о Боге, о молитве, об эсхатологической перспективе, об аде, о православном отношении к религиозным взглядам Л. Н. Толстого, ряд других тем. "Текст письма сопровождается богословским и историческим комментариями.
Малков Юрий Григорьевич,
РЕЦЕНЗИИ
Румянцев Дмитрий Сергеевич
Ссылка на рецензию:
Румянцев Д. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 141-143 — Рец. на кн.: Athanasius. Werke. Bd. 2: Die Apologien. Lieferung 8 / H. C. Brennecke, U. , Heil, A. v. Stockhausen, hrsg. de Gruyter (B., N. Y.), 2006. cxxviii + 415 S.
Данные об авторе
Румянцев Дмитрий Сергеевич
Румянцев Дмитрий Сергеевич
Степанцов Сергей Александрович
Ссылка на рецензию:
Степанцов С. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 143-145 — Рец. на кн.: Anonymi in Iob Commentarius / K. B. Steinhauser, H. Mьller, D. Weber. , eds. Verlag der Цsterreichischen Akademie der Wissenschaften (Wien), 2006. , (Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum; 96). 421 S.
Данные об авторе
Степанцов Сергей Александрович
Степанцов Сергей Александрович
Небольсин Антон Сергеевич
Ссылка на рецензию:
Небольсин А. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 145-147 — Рец. на кн.: Zingg E. Das Reden von Gott als «Vater» in Johannesevangelium. Freiburg: , Herder, 2006. (Herders Biblische Studien; 48). vi + 377 S.
Данные об авторе
Небольсин Антон Сергеевич
Небольсин Антон Сергеевич
Небольсин Антон Сергеевич
Ссылка на рецензию:
Небольсин А. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 148-151 — Рец. на кн.: Jauhiainen M. The Use of Zechariah in Revelation. Tьbingen: Mohr Siebeck, 2005. (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament, 2. Reihe; 199). vi + 200 p.
Данные об авторе
Небольсин Антон Сергеевич
Небольсин Антон Сергеевич
Шичалин Юрий Анатольевич
Ссылка на рецензию:
Шичалин Ю. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 151-153 — Рец. на кн.: Moreschini C., Norelli E. Early Christian Greek and Latin literature: a literary history / Transl. by M. J. O‘Connell. Peabody, Mass.: Hendrickson Publishers, 2005. T. 1–2. 1248 p.
Ткаченко Александр Анатольевич
Ссылка на рецензию:
Ткаченко А. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 154-155 — Рец. на кн.: Laporte J. Les Apocalypses et la formation des idees chretiennes. P.: Les Editions du Cerf, 2005. (Initiations aux Peres de lЃeEglise). 128 p.
Данные об авторе
Ткаченко Александр Анатольевич
Ткаченко Александр Анатольевич
Асмус Михаил Валентинович,
Ссылка на рецензию:
Асмус М. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 155-162 — Рец. на кн.: Pouderon B. Les Apologistes grecs du IIe siècle. P.: Les Éditions du Cerf, 2005. (Initiations aux Pères de l’Église). 365 p.
Данные об авторе
Асмус Михаил Валентинович,
Асмус Михаил Валентинович,
Желтов Михаил Сергеевич,
Ссылка на рецензию:
Желтов М. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 162-165 — Рец. на кн.: Daley B. E. Gregory of Nazianzus. L.; N. Y.: Routledge, 2006. (The Early , Church Fathers; s. n.). ix + 273 p.
Грацианский Михаил Вячеславович
Ссылка на рецензию:
Грацианский М. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 165-170 — Рец. на кн.: Arab-Byzantine Relations in Early Islamic Times / M. Bonner, ed. Ashgate (Aldershot), 2005. (The Formation of the Classical Islamic World; 8). lv + 465 p.
Данные об авторе
Грацианский Михаил Вячеславович
Грацианский Михаил Вячеславович
Чурсанов Сергей Анатольевич
Ссылка на рецензию:
Чурсанов С. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 171-175 — Рец. на кн.: Zizioulas John D. Communion and Otherness: Further Studies in Personhood and the Church / Forew. by R. Williams. P. McPartlan, ed. T&T Clark (Edinburgh), 2006. xiv + 316 p.
Данные об авторе
Чурсанов Сергей Анатольевич
Чурсанов Сергей Анатольевич
Золотухина Анастасия Игоревна
Ссылка на рецензию:
Золотухина А. И. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 176-178 — Рец. на кн.: Platon, Ménexène / Traduction, introd. et notes par Daniel Loayza. P.: Flammarion, 2006. (Garnier Flammarion). 176 p.
Данные об авторе
Золотухина Анастасия Игоревна
Золотухина Анастасия Игоревна
Антонов Константин Михайлович
Ссылка на рецензию:
Антонов К. М. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 179-183 — Рец. на кн.: Пылаев М.А. Западная феноменология религии: теоретико-методологические основания и перспективы построения религиоведения как науки о святом. М.: РГГУ, 2006. 97 с.
Данные об авторе
Антонов Константин Михайлович
Антонов Константин Михайлович
Филиппов Борис Алексеевич
Ссылка на рецензию:
Филиппов Б. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 183-186 — Рец. на кн.: Allen J. L. Opus Dei. N. Y.: Doubleday Religion, 2005. 416 p.
Данные об авторе
Филиппов Борис Алексеевич
Филиппов Борис Алексеевич
ХРОНИКА
Ссылка на статью:
Хроника // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 189-200