БОГОСЛОВИЕ
Прокопчук Александр Юрьевич, священник
Ссылка на статью:
Прокопчук А. Ю. Двадцать первая глава Евангелия от Иоанна // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2006. Вып. 15. С. 5-12
Аннотация
Цель настоящего сообщения - показать неразрывность между 21-й и предыдущими главами четвертого Евангелия. Таких связей более чем достаточно. Гипотеза о том, что 21-я глава не входила в первоначальный текст Евангелия от Иоанна, уже в течение десятилетий является общепринятой. Однако никаких объективных доказательств этому никогда не существовало. Критике всегда свойственно ставить себя над Писанием. Однако мне представляется, что роль исследователя - сродни евангелисту Иоанну. Каждый из нас становится свидетелем увиденного и понятого. Нам следует не вставать над текстом, а оказаться на одном уровне с ним, чтобы проникнуть в тайну автора, в тайну Христа и донести ее до своих слушателей.
Данные об авторе
Прокопчук Александр Юрьевич, священник
Цель настоящего сообщения - показать неразрывность между 21-й и предыдущими главами четвертого Евангелия. Таких связей более чем достаточно. Гипотеза о том, что 21-я глава не входила в первоначальный текст Евангелия от Иоанна, уже в течение десятилетий является общепринятой. Однако никаких объективных доказательств этому никогда не существовало. Критике всегда свойственно ставить себя над Писанием. Однако мне представляется, что роль исследователя - сродни евангелисту Иоанну. Каждый из нас становится свидетелем увиденного и понятого. Нам следует не вставать над текстом, а оказаться на одном уровне с ним, чтобы проникнуть в тайну автора, в тайну Христа и донести ее до своих слушателей.
Прокопчук Александр Юрьевич, священник
Польсков Константин Олегович, священник
Ссылка на статью:
Польсков К. О. Философская экзегеза Писания в системе Скота Эригены // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2006. Вып. 15. С. 13-29
Аннотация
Двумя основными гносеологическими методами философско-религиозной мысли Иоанна Скота являются его рационализм и следование данным Священного Писания. В системе Эригены ratio человека понимается и как образ Божий в человеке, и как универсальный принцип всеобщего возвращения мироздания к Богу. В то же время безусловным авторитетом для Эригены является Писание, в котором для него заключены конечные смыслы всего сущего. Между этими положениями в системе Иоанна Скота не существует противоречия: ум человека и Библия являются двумя совершеннейшими Божественными Теофаниями. Мудрец должен распознать и правильно интерпретировать язык Библии. В целом вся система Эригены может рассматриваться как развернутая философская экзегеза Священного Писания.
Данные об авторе
Польсков Константин Олегович, священник
Двумя основными гносеологическими методами философско-религиозной мысли Иоанна Скота являются его рационализм и следование данным Священного Писания. В системе Эригены ratio человека понимается и как образ Божий в человеке, и как универсальный принцип всеобщего возвращения мироздания к Богу. В то же время безусловным авторитетом для Эригены является Писание, в котором для него заключены конечные смыслы всего сущего. Между этими положениями в системе Иоанна Скота не существует противоречия: ум человека и Библия являются двумя совершеннейшими Божественными Теофаниями. Мудрец должен распознать и правильно интерпретировать язык Библии. В целом вся система Эригены может рассматриваться как развернутая философская экзегеза Священного Писания.
Польсков Константин Олегович, священник
Фокин Алексей Русланович
Ссылка на статью:
Фокин А. Р. Доказательства бытия Божия в античной философии и христианском богословиии // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2006. Вып. 15. С. 30-51
Аннотация
Статья посвящена доказательствам бытия Божия, начиная с эпохи античности и до периода позднего средневековья. Демонстрируется генезис этих доказательств в античной философии и адаптация и дальнейшее развитие в христианском богословии II — XIV вв. В статье систематизируются наши знания о доказательствах бытия Божия, делается их подробная классификация и компаративный анализ. В заключении отмечается, что на основании античного опыта в святоотеческий период были разработаны основные типы доказательств бытия Божия, которые приобрели стройную логическую форму трудами западных схоластических богословов. Дальнейшее развитие этих доказательств, а также их критика связаны с новой и новейшей европейской философией.
Данные об авторе
Статья посвящена доказательствам бытия Божия, начиная с эпохи античности и до периода позднего средневековья. Демонстрируется генезис этих доказательств в античной философии и адаптация и дальнейшее развитие в христианском богословии II — XIV вв. В статье систематизируются наши знания о доказательствах бытия Божия, делается их подробная классификация и компаративный анализ. В заключении отмечается, что на основании античного опыта в святоотеческий период были разработаны основные типы доказательств бытия Божия, которые приобрели стройную логическую форму трудами западных схоластических богословов. Дальнейшее развитие этих доказательств, а также их критика связаны с новой и новейшей европейской философией.
Фокин Алексей Русланович
Михайлов Петр Борисович
Ссылка на статью:
Михайлов П. Б. Деятельность разума в богословии. Анализ понятия επίνοια в древнехристианской и позднеантичной письменности. // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2006. Вып. 15. С. 52-82
Аннотация
В настоящей статье дается подробный анализ понятия επίνοια (мысленное представление, порой переводимое как примышление). Поводом для установления наиболее точного смысла понятия стало изучение спора между Каппадокийцами и евномианами о компетенции человеческого разума в богопознании. В ходе рассмотрения был учтен максимально широкий богословский (от Оригена до преп. Иоанна Дамаскина) и философский (от ранних стоиков до неоплатонических авторов) контекст. Вне рассмотрения осталось употребление у преп. Симеона Нового Богослова и в паламитских спорах, которые опираются на традицию использования данного понятия, окончательно зафиксированную у преп. Иоанна Дамаскина.
Данные об авторе
В настоящей статье дается подробный анализ понятия επίνοια (мысленное представление, порой переводимое как примышление). Поводом для установления наиболее точного смысла понятия стало изучение спора между Каппадокийцами и евномианами о компетенции человеческого разума в богопознании. В ходе рассмотрения был учтен максимально широкий богословский (от Оригена до преп. Иоанна Дамаскина) и философский (от ранних стоиков до неоплатонических авторов) контекст. Вне рассмотрения осталось употребление у преп. Симеона Нового Богослова и в паламитских спорах, которые опираются на традицию использования данного понятия, окончательно зафиксированную у преп. Иоанна Дамаскина.
Михайлов Петр Борисович
Федотова Елена Яковлевна
Ссылка на статью:
Федотова Е. Я. К теме родства в Новом Завете // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2006. Вып. 15. С. 83-96
Аннотация
Традиционно отрывок Мф 12. 46-50 (и пар.) толкуют в рамках биографического жанра – как поучение Иисуса, основополагающее для христианской концепции familia Dei, и в то же время – как пример поведения ученикам, данный Учителем. В настоящей работе рассмотрены основания для интерпретации отрывка в соответствии с жанром «типологической экзегезы» – как мессианской аллюзии на Втор 33. 8-11, а именно: 1) приведены доводы в пользу того, что христианская традиция могла связывать Святого мужа из пассажа Втор 33. 8-11 с образом Моисея, который в христианской же традиции есть типологический прообраз Христа; 2) исследование структуры определенных единиц текста синоптических Евангелий показывает выделенность и мессианскую значимость эпизода Мф 12. 46 слл. и пар.; 3) привлечены свидетельства святоотеческой, раннехристианской и кумранской традиций о возможной взаимообусловленности безродности, отказа от семьи – и особой предназначенности к высшему служению. Предлагаемая интерпретация не отменяет, но скорее дополняет традиционный комментарий на Мф 12. 46 слл.
Данные об авторе
Традиционно отрывок Мф 12. 46-50 (и пар.) толкуют в рамках биографического жанра – как поучение Иисуса, основополагающее для христианской концепции familia Dei, и в то же время – как пример поведения ученикам, данный Учителем. В настоящей работе рассмотрены основания для интерпретации отрывка в соответствии с жанром «типологической экзегезы» – как мессианской аллюзии на Втор 33. 8-11, а именно: 1) приведены доводы в пользу того, что христианская традиция могла связывать Святого мужа из пассажа Втор 33. 8-11 с образом Моисея, который в христианской же традиции есть типологический прообраз Христа; 2) исследование структуры определенных единиц текста синоптических Евангелий показывает выделенность и мессианскую значимость эпизода Мф 12. 46 слл. и пар.; 3) привлечены свидетельства святоотеческой, раннехристианской и кумранской традиций о возможной взаимообусловленности безродности, отказа от семьи – и особой предназначенности к высшему служению. Предлагаемая интерпретация не отменяет, но скорее дополняет традиционный комментарий на Мф 12. 46 слл.
Федотова Елена Яковлевна
ФИЛОСОФИЯ
Половинкин Сергей Михайлович
Ссылка на статью:
Половинкин С. М. Иерархический персонализм Н. О. Лосского // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2006. Вып. 15. С. 99-129
Аннотация
Неолейбницеанство — одно из важнейших направлений европейской и русской философии второй половины XIX — первой половины XX века. Н. О. Лосский в своих многочисленных трудах наиболее полно и в систематическом виде представил русское неолейбницеанство. Его продуманная система охватила онтологию, гносеологию, психологию, этику, эстетику. По мнению автора, православное богословие явилось для него основанием философствования. В статье впервые представлен основательный анализ основных понятий и элементов системы Лосского. Здесь публикуется вторая часть статьи.
Данные об авторе
Половинкин Сергей Михайлович
Неолейбницеанство — одно из важнейших направлений европейской и русской философии второй половины XIX — первой половины XX века. Н. О. Лосский в своих многочисленных трудах наиболее полно и в систематическом виде представил русское неолейбницеанство. Его продуманная система охватила онтологию, гносеологию, психологию, этику, эстетику. По мнению автора, православное богословие явилось для него основанием философствования. В статье впервые представлен основательный анализ основных понятий и элементов системы Лосского. Здесь публикуется вторая часть статьи.
Половинкин Сергей Михайлович
Василенко Леонид Иванович
Ссылка на статью:
Василенко Л. И. «Мистическая интуиция» Владимира Соловьева // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2006. Вып. 15. С. 130-141
Аннотация
Одной из основных задач Вл. Соловьева было установить начала цельного знания. Это был синтетический проект «полной истины» о мире, долженствующий соединить научное, метафизическое и религиозное знание. Для этой цели Соловьев предлагал проникнуть в глубину реальности с помощью «мистической интуиции». Эту интуицию он трактовал как особый род веры. Тем не менее, мы не можем согласиться с тем, что эта вера идентична религиозной вере. Однако последняя может помочь сформировать и очистить «мистическую интуицию», а также помочь разуму расширить горизонт видения и понимания.
Данные об авторе
Василенко Леонид Иванович
Одной из основных задач Вл. Соловьева было установить начала цельного знания. Это был синтетический проект «полной истины» о мире, долженствующий соединить научное, метафизическое и религиозное знание. Для этой цели Соловьев предлагал проникнуть в глубину реальности с помощью «мистической интуиции». Эту интуицию он трактовал как особый род веры. Тем не менее, мы не можем согласиться с тем, что эта вера идентична религиозной вере. Однако последняя может помочь сформировать и очистить «мистическую интуицию», а также помочь разуму расширить горизонт видения и понимания.
Василенко Леонид Иванович
Гвоздев Андрей Васильевич
Ссылка на статью:
Гвоздев А. В. Святооотеческие корни антропологии и гносеологии И. В. Киреевского // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2006. Вып. 15. С. 142-167
Аннотация
В статье рассматривается философия И. В. Киреевского в ее связи с мистической и аскетической традициями православного христианства. Автор связывает антропологию русского философа с практикой так называемой «умной молитвы», конечная цель которой состоит в обожении человеческой природы. Гносеология Киреевского укоренена в учении преп. Исаака Сирина о трех ступенях познания. Высшая ступень, по преп. Исааку, есть мистическое видение Бога. Таким образом, для Киреевского, познание не отдалимо от аскетической практики.
Данные об авторе
Гвоздев Андрей Васильевич
В статье рассматривается философия И. В. Киреевского в ее связи с мистической и аскетической традициями православного христианства. Автор связывает антропологию русского философа с практикой так называемой «умной молитвы», конечная цель которой состоит в обожении человеческой природы. Гносеология Киреевского укоренена в учении преп. Исаака Сирина о трех ступенях познания. Высшая ступень, по преп. Исааку, есть мистическое видение Бога. Таким образом, для Киреевского, познание не отдалимо от аскетической практики.
Гвоздев Андрей Васильевич
Чурсанов Сергей Анатольевич
Ссылка на статью:
Чурсанов С. А. Учение о личности у православных богословов XX века как методологическая основа православной антропологии и гуманитарных исследований. // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2006. Вып. 15. С. 168-186
Аннотация
В публикуемой здесь первой части статьи православное учение о личности представлено как единый методологический базис словесного выражения двух основных догматических учений Православной Церкви, т.е. учения о Святой Троице и учения о Христе. Статья предлагает далее систематическое рассмотрение сущностных черт личностного способа бытия, выводимых православными авторами XX в. из основных догматических доктрин. Вторая и третья части (публикуемые в следующих номерах) содержат примеры православного богословского подхода к анализу некоторых актуальных гуманитарных проблем.
Данные об авторе
Чурсанов Сергей Анатольевич
В публикуемой здесь первой части статьи православное учение о личности представлено как единый методологический базис словесного выражения двух основных догматических учений Православной Церкви, т.е. учения о Святой Троице и учения о Христе. Статья предлагает далее систематическое рассмотрение сущностных черт личностного способа бытия, выводимых православными авторами XX в. из основных догматических доктрин. Вторая и третья части (публикуемые в следующих номерах) содержат примеры православного богословского подхода к анализу некоторых актуальных гуманитарных проблем.
Чурсанов Сергей Анатольевич
РЕЦЕНЗИИ
Антонов Константин Михайлович
Ссылка на рецензию:
Антонов К. М. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2006. Вып. 15. С. 189-191 — Рец. на кн.: Тарасов Б. Н. «Мыслящий тростник»: Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 896 с.
Данные об авторе
Антонов Константин Михайлович
Антонов Константин Михайлович
Антонов Константин Михайлович; Бернацкий Михаил Михайлович
Ссылка на рецензию:
Бернацкий М. М. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2006. Вып. 15. С. 192-195 — Рец. на кн.: Бибихин В. В. Алексей Феодорович Лосев. Сергей Сергеевич Аверинцев. – М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы. 2004. – 416 с.
Данные об авторе
Антонов Константин Михайлович
Бернацкий Михаил Михайлович
Антонов Константин Михайлович
Бернацкий Михаил Михайлович
Бондач Альберт Григорьевич
Ссылка на рецензию:
Бондач А. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2006. Вып. 15. С. 196-205 — Рец. на кн.: Белякова Е. В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. / круглый стол по церковному образованию и диаконии. М.: [Культурный центр «Духовная библиотека»], 2004. 664 с. (Серия «Церковные реформы: Поместный Собор 1917-1918 гг. и предсборный п
Данные об авторе
Бондач Альберт Григорьевич
Бондач Альберт Григорьевич
ПОЛЕМИКА
Александрова Ксения Алексеевна
Ссылка на статью:
Александрова К. А. «Другому как понять тебя?» // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. 2006. Вып. 15. С. 209-216
Аннотация
Статья представляет собой возражение на публикацию Е. Павленко «Имяславие и византийская теория образа», появившуюся в 8 выпуске «Богословского сборника» и содержащую, по мнению автора настоящей работы, целый ряд некорректных богословских и филологических формулировок.
Данные об авторе
Александрова Ксения Алексеевна
Статья представляет собой возражение на публикацию Е. Павленко «Имяславие и византийская теория образа», появившуюся в 8 выпуске «Богословского сборника» и содержащую, по мнению автора настоящей работы, целый ряд некорректных богословских и филологических формулировок.
Александрова Ксения Алексеевна